Научная статья на тему 'Вокальное обучение как один из методов здоровьесбережения в профессиональной подготовке учителя музыки'

Вокальное обучение как один из методов здоровьесбережения в профессиональной подготовке учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОЛОСА / ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ / КУЛЬТУРА ВЛАДЕНИЯ ГОЛОСОМ / ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF VOICE / VOCAL APPARATUS / MASTERSHIP OF STANDARD VOICE / DEVELOPMENT OF VOCAL ABILITY / COMMUNICATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлова Людмила Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы необходимости проведения голосовой подготовки учителя для речевых коммуникаций в педагогическом процессе и обозначены пути здоровьесбережения субьектов педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCAL TRAINING AS ONE OF THE METHODS OF HEALTH PROTECTION IN THE PROFESSIONAL PREPARATION OF TEACHERS OF MUSIC

This article is dedicated to the question of the importance of teacher vocal training and to the method of development of the high standard of vocal ability during the teaching process. It also discussed the subjects of health and safety regulation of participants of that teaching process.

Текст научной работы на тему «Вокальное обучение как один из методов здоровьесбережения в профессиональной подготовке учителя музыки»

терны для эволюции диссипативных систем, когда фазы роста упорядоченности чередуются с фазами усиления хаоса. При этом верхние и нижние точки перегиба соответствуют точкам полифуркации.

В культурном смысле точке полифуркации соответствуют разного типа революциям, сломам предыдущей социокультурной модели. Далее наступает период "стабильного" плавного развития, когда происходит образование новой культурной памяти и ее закрепление [1]. Так реализуется последовательность, состоящая из чередования периодов спокойного, равномерного развития и революционных взрывов. Итак, развитие социума представляет собой дискретный общественный процесс, для которого характерно чередование эволюционной и бифуркационной стадий.

Это те формы культурной динамики, которые обычно принимают за исторические циклы. И именно эти точки (в историческом смысле) больше всего интересуют сейчас ученых. Очевид но, что общая динамика культуры в целом тоже стремится к некоторму состоянию, которое можно условно определить как "суператтрактор".

Итак, эволюция культуры как системы протекает во взаимодействии хаоса и порядка. В культуре это выражается в смешении запланированных, целенаправленных процессов и случайных, неожиданных (для неосведомленных наблюдателей). Однако, в любом случае, существуют очевидные глобальные тенденции, такие, как увеличение объема совокупного знания, усложнение языка в виде увеличения словарного запаса. Таким образом, культура представляет собой диссипативную структуру, т.е. такую структуру, которая имеет способность к самоорганизации путем поглощения вещества, энергии и информации из окружающей среды с целью самосохранения и рассеяния вовне выделяемых продуктов.

гл

о

ГЧ

0

С

я

■ Он

I—

лАтірттЗа /V

ТА

KNTv

"

123

ся само различие между этими аспектами реальности и осуществляется их синтез? Среди форм этого синтеза учеными называется понятие "диссипативной структуры", которая имеет два важных условия. Во-первых, ее "порядок" существует лишь за счет "хаоса", вносимого в среду, и, во-вторых, благодаря своему "порядку", она приобретает способность адекватно реагировать на хаотические воздействия среды и этим сохранять свою устойчивость [2]. Анализ процессов социального развития, в частности образования и последующего катастрофического распада империй, позволил ученым показать, что социальная самоорганизация осуществляется как чередование двух исключающих друг друга процессов - иерархизации (последовательное объединение элементарных структур в структуры более высокого порядка) и деи-ерархизации (последовательный распад сложных структур на более простые). Процессы могут протекать в разных направлениях, но задаются они природой той системы, которая претерпевает эволюцию, и характером внешней среды, то есть бифуркацией - разветвлением старого качества на конечное множество вполне определенных потенциально новых качеств . Этим вероятностным или "стохастическим" детерминизмом не ограничивается картина социальной самоорганизации, ибо для конкретной системы, взаимодействующей с конкретной средой, существует свой аттрактор - предельное состояние, из которого система не сможет вернуться ни в одно из прежних состояний.

Но при достижении области предельных значений состояние нашей системы становится неустойчивым и возникает целый спектр возможных дальнейших состояний. Непредсказуемая реализация одного из них происходит случайным образом, под воздействием случайных внешних факторов. Эта точка в эволюции системы называется точкой бифуркации (в простейшем случае) или полифуркации - для подавляющего большинства ситуаций.

Подобная синергетическая трактовка культурной динамики объясняет многие явления в их поведении - упомянутую технологическую воронку, волны Кондратьева и Маслова. Первая представляет собой очевидную эволюцию технологии в конусе аттрактора, а волны харак-

Литература:

1. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. - М.: Моск. гос. ин-т делового администрирования, 2002.

2. Теоретические основания социальной синергетики / В.П. Бранс-кий // Вопросы философии. - 2000. - № 4.

3. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985.

VOCAL TRAINING AS ONE OF THE METHODS OF HEALTH PROTECTION IN THE PROFESSIONAL PREPARATION OF TEACHERS OF MUSIC

Gorlova Lyudmila Gennadyevna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

This article is dedicated to the question of the importance of teacher vocal training and to the method of development of the high standard of vocal ability during the teaching process. It also discussed the subjects of health and safety regulation of participants of that teaching process.

Keywords: qualitative characteristics of voice; vocal apparatus; mastership of standard voice; development of vocal ability; communicative culture.

УДК 398.221

© Горлова Л.Г., 2013

124

ГОРЛОВА Людмила Геннадьевна,

старший

преподаватель,

кафедра Хорового

дирижирования,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

вокальное обучение как один из методов здоровьесбережения в профессиональной подготовке учителя музыки

В статье рассматриваются вопросы необходимости проведения голосовой подготовки учителя для речевых коммуникаций в педагогическом процессе, и обозначены пути здоровьесбережения субьек-тов педагогического процесса.

Ключевые слова: качественные характеристики голоса; голосовой аппарат; культура владения голосом; вокальная подготовка, коммуникативная культура.

Модернизация системы образования предъявляет более высокие требования к подготовке педагогических кадров. Важными задачами современного учителя являются: повышение общей педагогической культуры, профессионализм, конкурентоспособность. Одним из важных проявлений деятельности человека является его коммуникативная способность. По определению И.П. Павлова, "слово, общение -высший принцип деятельности человека, обуславливающий безграничную ориентировку в окружающем мире". [5,131] Культура коммуникативного общения является основополагающей в профессии учителя, так как эта профессия относится к категории речевых профессий. Учитель в своей профессиональной деятельности голос и речь использует как постоянно действующее орудие труда. Успешность педагогической деятельности зависит не только от уровня владения профессиональными знаниями, но и от уровня коммуникативной культуры педагога, формирование которой является важной составляющей профессионализма и саморазвития. Коммуникативная культура включает в себя ряд качеств, важнейшим из которых является культура речевого взаимодействия. Культура речевого взаимодействия связана стаким важным вопросом, как качественные характеристики голоса индивида, которые зависят от согласованной работы органов голосового аппарата.

В своей практической деятельности учитель ежедневно использует свой голосовой аппарат, не имея специальной голосовой подготовки. Часто работа протекает в неблагоприятной акустической и психологической обстановке (шумы, стрессы, пыль, химия, сухость воздуха, занятия на открытом воздухе). Эти травмирующие условия работы учителя утомляют голосовой аппарат, приводят его к расстройствам, а порой, и кдлительным болезням. При утомлении и болезни речевая функция вызывает затруднения: учитель не может говорить достаточно громко и ясно, порой голос срывается, в гортани появляется ощущение тяжести, скованность, болезненные ощущения. Это может привести кдлительной профессиональной нестабильности. Вопрос выдерживания голосовой нагрузки представителями речевых профессий является очень важным. По данным медицинской статистики, за последние пять лет число пациентов, стоящих на диспансерном учете у врачей-фониатров, увеличилось на 7%, среди них много учителей и школьников. Заболеваемость голосового аппарата у детей составляет от 6% до 41%: одной из причин дисфоний является перенапряжение голоса, связанное с неправильным использованием гортанного механизма. Данные о болезнях голосового аппарата повышают важность поднимаемой проблемы: рассмотрение качественных характеристик голоса учителя и верной работы его голосового аппарата. Ведь учитель работает с детьми, у которых голосовой аппарат формируется, проходит стадии развития от рождения до юношеского возраста, то есть на протяжении всего времени обучения в школе. Голосовой аппарат детей и юношества - тонкий инструмент, формирующийся согласно принципу подражания, поэтому очень важ-

дей друг с другом. При этом он говорит о важности правильного акустического формирования звука голоса для восприятия слушателя. В своей книге "Развитие голоса" В. Емельянов говорит о необходимости голосовой работы с детьми, он даже рассматривает эту работу в экологическом аспекте: "с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека все в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Для компенсации этих воздействий необходима активизация обменных процессов, усиление микроциркуляции в мышцах и слизистой оболочке гортани. Проще всего этого добиться специальной нагрузкой на голосовой аппарат" [3, 38]. "Все больше становится видов деятельности, в которых голос и речь используется как постоянно действующее орудие труда. Нужны способы подготовки работников речевых профессий в голосовом отношении и в отношении компенсации травмирующих факторов" [3, 38]. Приведенные примеры свидетельствуют в пользу проведения голосовой подготовки учителя для речевых коммуникаций в педагогическом процессе, так как такая подготовка занимается предупреждением заболеваний гортани субъектов учебного процесса, а также компенсацией вредных воздействий и влияний, развитием голоса и подготовкой его к возможным нагрузкам. По определению В. Емельянова, голосовая подготовка - это умение использовать свой голосовой аппарат акустически эффективно, энергетически экономно и биологически целесообразно. Имея голосовую подготовку, учитель может поддерживать высокую работоспособность голосового аппарата в процессе речевых коммуникаций. Имея здоровый голосовой аппарат, он демонстрирует здоровый, красивый голос; правильная работа голосового аппарата гарантирует этому голосу выносливость и долговечность.

Учитывая идеомоторную функцию голосового аппарата (рефлекторное повторение слушателями движений мышц говорящего) и принцип его подражательности, можно сделать заключение: если голосовой аппарат говорящего работает правильно, то и слушатели будут рефлекторно усваивать его правильную работу. Таким образом, демонстрируя здоровый, верно скоординированный голос, учитель правильно формирует голоса учащихся, сохраняет их здоровье и пропагандирует здоровый образ жизни.

гл

о

гч

0

С

Я

■ Он

I—

лАтірттЗа /V

KNTv

"

125

но учить детей, обладая искусством владения голосом.

В наследии древних цивилизаций человеческий голос выделялся как явление особенное и уникальное. Большое значение красивой речи, а особенно пению предавали древние греки, используя голос, пение в воспитании молодого поколения. Философия древнего Китая проявляла большой интерес к голосу и музыке. В древнем Риме очень высоко ценилось ораторское искусство (Цицерон). Примерно в этот период возникает интерес к механике голоса, речи, пения и акустике звучания голоса (Гиппократ, Гален). Большое значение голосу, его характеристикам придавала философия древней Индии. Особенности голоса индийские философы анализируют тонко, с большим тактом, например: Голос "совершенный" был необходим для проповедования, наставления. [7, 301] Голос анализируется независимо от содержания слов, он должен быть приятен для слуха, тогда "он не допускает отвлечения", голос должен звучать "величественным тоном", его звучание должно быть " звучным, так как звучное достигает далекого, красивым, ибо в красоте постигается разнообразие форм". [7,305] Арабская философия дает такие характеристики голосу: "голос служит выражением духа человека, голос более живой, чем любой другой звук; другие звуки могут быть громче, но не один звук не может быть более живым". [7,312] Самой главной вещью при изучении голоса арабские философы считали, что по звучанию голоса можно судить об индивидуальной эволюции человека, о ее степени: "голос человека скажет вам, на сколько этот человек развит, и характер человека очевиден в его голосе". Современные исследователи вопросов коммуникации рассматривают факт важности для человека качественных характеристик его голосовых проявлений. Профессор Г.Г. Почепцов в работе "Теория и практика коммуникации" пишет: "владение голосом становится важной профессиональной составляющей человека, так как налицо зависимость восприятия от следующих компонентов: эмоциональная оценка сообщения зависит от мимики докладчика на 55%, от фонетико-артикуляционных свойств речи - на 38%, от лексического наполнения сообщения - на 7% (по данным социологического опроса)". Другие обобщенные исследования о восприятии информации показывают зависимость восприятия от следующих компонентов:

- содержание сообщения - 7%;

- характеристики голоса - 38%;

- внешность - 55%.

При этом подчеркивается, что характеристики голоса (тембровые, интонационные) становятся решающими при принятии решения в составлении мнения о сообщении. [6, 125] О.Ю. Ермолаев-Томин в книге "Система постановки голоса" рассматривает звучание голоса как культурную, эстетическую ценность, имеющую колоссальное значение при общении лю-

Литература:

1. ДмитриевЛ.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2006.

2. Дмитриев Л.Б. Фониатрия и фонопедия. - М.: Медицина,1990.

3. Емельянов В.В. Развитие голоса. - СПб.: Лань, 2007.

4. Ермолаев О.Ю. Система подготовки дыхания и голоса. - М.: Центр полиграф, 2008.

5. Павлов И.П. Условный рефлекс. - М.: БСИ, 1980.

6. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М.: Центр полиграф, 1998.

7. Хазрат И.Х. Мистицизм звука. - М.: Сфера, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.