Научная статья на тему 'Военное губернаторство Забайкальской области (вторая половина XIX - начало XX В. ): социокультурный портрет'

Военное губернаторство Забайкальской области (вторая половина XIX - начало XX В. ): социокультурный портрет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ГУБЕРНАТОР / ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / НАКАЗНОЙ АТАМАН / ПОСЛУЖНЫЕ СПИСКИ / ЖАЛОВАНИЕ / ЗАБАЙКАЛЬЕ / ГУБЕРНАТОРСТВО / MILITARY GOVERNOR / TRANSBAIKALIAN REGION / ATAMAN / TRACK RECORDS / SALARIES / REPORT / TRANSBAIKALIA / GOVERNORSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малыгина Ольга Анатольевна

В статье на основе широкого круга архивных материалов представлен социокультурный портрет Забайкальского военного губернаторства второй половины XIX начала XX в. Проанализировав послужные списки, автор выявляет особенности формирования губернаторского корпуса региона. Рассмотрены вопросы образования, материального положения начальника Забайкалья. В статье представлены основные виды деятельности высшей администрации области. Проанализировав имеющиеся формулярные списки военных губернаторов Забайкальской области, автор приходит к выводу, что они представляли собой оплот самодержавия на востоке страны, были носителями европейской культуры, «воспитателями» общества, посредниками между периферией и высшей властью в империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Малыгина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY GOVERNORSHIP OF TRANSBAIKALIAN REGION (II HALF OF THE 19th - EARLY 20th CENT.): A SOCIO-CULTURAL PORTRAIT

In the article on the basis of a wide range of archival materials a socio-cultural portrait of the Transbaikalian military governorship of the II half of the XIXth early XXth centuries is presented. The author on the basis of analysis of the track records reveals the peculiarities of the region’s governorship formation. He considers education, financial position of the «Chief» Trans-baikalia. The article presents the main activities of the supreme administration of the region. After analyzing the available official lists of the military governors of Transbaikalian region, the author comes to the conclusion that they were a bulwark of the autocracy in the east of the country, were representatives of European culture, «educators» of society, as intermediaries between the periphery and the supreme authority of the empire.

Текст научной работы на тему «Военное губернаторство Забайкальской области (вторая половина XIX - начало XX В. ): социокультурный портрет»

УДК 94:316(571.5)

doi: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-180-184

ВОЕННОЕ ГУБЕРНАТОРСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX — НАЧАЛО XX в.): СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ

© Малыгина Ольга Анатольевна

кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Внутренней Азии Бурятского

государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6

E-mail: kirienko-o@mail.ru

В статье на основе широкого круга архивных материалов представлен социокультурный портрет Забайкальского военного губернаторства второй половины XIX — начала XX в. Проанализировав послужные списки, автор выявляет особенности формирования губернаторского корпуса региона. Рассмотрены вопросы образования, материального положения начальника Забайкалья. В статье представлены основные виды деятельности высшей администрации области. Проанализировав имеющиеся формулярные списки военных губернаторов Забайкальской области, автор приходит к выводу, что они представляли собой оплот самодержавия на востоке страны, были носителями европейской культуры, «воспитателями» общества, посредниками между периферией и высшей властью в империи.

Ключевые слова: военный губернатор, Забайкальская область, наказной атаман, послужные списки, жалование, Забайкалье, губернаторство.

MILITARY GOVERNORSHIP OF TRANSBAIKALIAN REGION (II HALF OF THE 19th — EARLY 20th CENT.): A SOCIO-CULTURAL PORTRAIT

Olga A. Malygina

PhD in History, Research Fellow, Institute of Inner Asia, Buryat State University 6 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia

In the article on the basis of a wide range of archival materials a socio-cultural portrait of the Transbaikalian military governorship of the II half of the XIXth — early XXth centuries is presented. The author on the basis of analysis of the track records reveals the peculiarities of the region's governorship formation. He considers education, financial position of the «Chief» Trans-baikalia. The article presents the main activities of the supreme administration of the region. After analyzing the available official lists of the military governors of Transbaikalian region, the author comes to the conclusion that they were a bulwark of the autocracy in the east of the country, were representatives of European culture, «educators» of society, as intermediaries between the periphery and the supreme authority of the empire.

Keywords: military governor, Transbaikalian region, ataman, track records, salaries, report, Transbaikalia, governorship.

В 1851 г. с выделением Забайкальской области из Иркутской губернии здесь учреждается должность военного губернатора, который «есть с тем вместе Наказный Атаман Забайкальского казачьего войска». Он назначался в область для «надзора за правильным и успешным действием всех местных установлений» [14]. Архивные источники позволяют нам утверждать, что с момента образования Забайкальской области до 1917 г. ею руководили 19 военных губернаторов [11, с. 215]. Все они были дворянского происхождения, за исключением четверых: И. В. Холщевников и В. И. Марков происходили из купеческих семей, А. И. Кияшко и П. И. Хорошхин — из кубанских и яицких казаков. Средний возраст военных губернаторов на момент назначения составлял 46 лет, из них в возрасте до 30 лет был назначен один, от 31 до 40 — два, от 41 до 50 — тринадцать, от 51 до 61 — три. Таким образом, 68,4 % губернаторов на момент получения назначения в Забайкалье были старше 40 лет. Это самый «губернаторский» возраст: ко времени своего назначения они уже были людьми достаточно опытными, но в то же

время еще не старыми.

Приграничное расположение Забайкалья, выполнявшего роль форпоста для утверждения России на Востоке, наличие здесь крупных воинских соединений, необходимость сочетания гражданского и военного управления в одном лице требовали на посту первого лица человека с хорошей военной подготовкой, способного самостоятельно принимать быстрые решения. Как видно из послужных списков, все 19 военных губернаторов Забайкальской области были профессиональными военными, причем 9 из них закончили Николаевскую академию Генерального штаба — особое учебное заведение, которое готовило военных разведчиков и контрразведчиков [11, с. 215]. Офицеры Генерального штаба (такую приставку они получали к своим общевойсковым званиям) умели действовать в сложной ситуации [1, с. 20].

Законодательное оформление процесса назначения и увольнения военного губернатора во вновь образованной Забайкальской области не решило исторически сложившихся кадровых проблем отдаленной от центра территории, усугубленных тем фактом, что периферийный город Чита не отвечал предъявляемым ему требованиям областного центра. Для повышения привлекательности службы на восточных окраинах империи применялась система льгот и привилегий. Это система была действенной: часто чиновники ехали в отдаленные губернии, соблазнившись перспективой единовременного получения положенного годового жалованья и его последующего повышения за выслугу лет. По прибытии в область военному губернатору выплачивались прогонные и подъемные. При назначении 21 июня 1880 г. военным губернатором Забайкальской области Л. И. Ильяшевича ему было выдано 2 000 р. подъемных (для сравнения: в это же время назначенному Иркутским гражданским губернатором И. К. Педашенко было выделено только 900 р.) [5, л. 1, 2]. К началу XX в. сумма подъемных в Забайкальской области составляла 5 000 р. [7, оп. 2, д. 31, л. 56].

За выслугу лет в Забайкальской и Приморских областях во второе пятилетие предоставлялось право на получение прибавочного жалованья в размере 2 500 р. в год [6, д. 6178 л. 78]. Отдельно оплачивалась должность наказного атамана Забайкальского казачьего войска. При вступлении в должность первого военного губернатора генерал-майора П. И. Запольского «Его Величество изволило повелеть производить по одной только должности губернатора по четыре тысячи рублей серебром в год» [10, с. 5; 17, л. 215], оклад наказного атамана, «независимо от содержания, получаемого им по званию Губернатора», составил 2 799 р. 90 к. серебром в год [20, л. 2]. Итого И. П. Запольский получал 6 799 р. 90 к. в год, или 567 р. в месяц. Согласно штату областного правления, в начале ХХ в. оклад годового содержания военного губернатора Забайкальской области составлял 10 000 р. в год, а вице-губернатора — 6 000. р. в год [19, л. 249 об.]. Содержание военного губернатора Забайкальской области И. П. Н.адарова в 1902 г. составляло: жалованье — 10 000 р., столовые — 3 600 р., добавочные за сибирскую службу — 381 р., итого — 13 981 р. в год [6, д. 5178, 517, л. 35 об.].

Помимо жалованья и столовых, военные губернаторы получали квартиру с «полным обзаведением». Строительство губернаторского дома с баней, надворными постройками, обеспечение его мебелью, посудой и прочим в конце XIX — начале XX в. по смете составило 120 тыс. р. [15, с. 20]. По подсчетам Забайкальской администрации устройство крестьянского хозяйства среднего достатка с постройкой дома в это время обходилось в 300-600 р. [9, с. 40]. Впрочем, дом для губернатора так и не был построен. Также в качестве льготы выс^иим чиновникам на востоке предоставлялся долговременный оплачиваемый отпуск. К примеру, 3 января 1914 г. по соглашению с военным министром военному губернатору А. И. Кияшко был предоставлен четырехмесячный отпуск с сохранением содержания [7, оп. 2, д. 31, л. 182].

Сразу же после подписания указа о назначении военные губернаторы направлялись в Забайкалье. Прибытие в отдаленную область занимало около месяца, а то и двух [6, д. 3151, 6178, л. 1, 2, 9, 15; 7, д. 2, 31, л. 15, 293]. Срок службы военных губернаторов Забайкальской области был следующим: меньше года прослужили 3 губернатора, от года до пяти лет — 13, от шести до десяти лет — 3. С одной стороны, краткий срок службы большинства военных губернаторов, по-видимому, свидетельствовал о нежелании имперского правительства надолго

задерживать высшего чиновника на данной территории из опасения «обрастания» связями, с другой — частая смена «начальников» негативно сказывалась на ведении дел в области. Губернаторы тратили много времени на прибытие, ознакомление с делами и проблемами области, выстраивание взаимоотношений с генерал-губернатором и местной властью, обдумывание концепции развития региона, а после достижения готовности к управлению вверенной территорией их порой практически сразу переводили в другой регион.

В свою очередь, сами военные губернаторы не стремились «осесть» на отдаленной от центра территории и воспринимали назначение в область лишь как определенный этап в карьере. Они поддерживали постоянные связи с Центральной Россией, проводили там с семьями свои отпуска, старались там же отмечать семейные или большие православные праздники [6, д. 3151, л. 182; 7, оп. 2, д. 31, л. 102]. После отставки стремились вернуться в европейскую часть России [20, л. 21].

Анализ отчетов и переписки губернаторского корпуса Забайкалья позволяет говорить о том, что в поле зрения «начальника области» была вся жизнь вверенной ему территории, все направления ее деятельности. Губернатор также был непременным посредническим звеном в обширной переписке между населением области, чиновниками городской, уездной, волостной администрации, с одной стороны, и центральной или генерал-губернаторской властью — с другой. Субординация запрещала прямое обращение «наверх» с прошениями или предложениями. Одной из важнейших обязанностей губернатора было составление ежегодного отчета, роль которого выходила за рамки документа, информирующего центральную администрацию о состоянии области. Губернаторский отчет был одним из основных механизмов взаимодействия между центром и регионом, без которого невозможно построение четкой вертикали власти и правительственного контроля. Он задумывался прежде всего как средство коммуникации центра с периферией. Соответственно его шаблон был призван структурировать и корректировать эту коммуникацию [3, с. 167].

Кроме составления отчетов и ведения иной деловой переписки, инспектирования областных учреждений, военный губернатор Забайкальской области обязан был председательствовать в разного рода учреждениях. С каждым годом количество этих заседаний становилось все больше. В 1871 г. военный губернатор Н. П. Дитмар председательствовал в 6 Забайкальских областных комитетах, к 1895 г. военный губернатор Е.О. Мациевский был председателем 10 комитетов, к 1914 г. под председательством А. И. Кияшко работали уже 12 комитетов [15].

В начале XX в. быть на государственной службе становится уже не так престижно, а порой и опасно. Действия высших чиновников подвергаются безжалостной критике в печати [16, л. 50], они становятся объектом террористических нападений. 15 сентября 1912 г. террористка-одиночка Е. В. Смолянинова покушалась на военного губернатора А. И. Кияшко. Однако тот заверил министра внутренних дел А. А. Макарова, что «подобные выступления не изменят направления его деятельности, какова и впредь будет основана на строгом соблюдении законов и безграничной, не щадя живота, верноподданности обожаемому государю-императору» [12, с. 6; 7, д. 3151 л. 53].

Последним военным губернатором Забайкальской области был В. А. Мустафин. И хотя исследователи считают, что он даже не успел вступить в должность [2, с. 20; 10, с. 89; 12, с. 96], нам удалось обнаружить в архивах документ, согласно которому он по указанию комиссара Временного правительства получал жалованье за свою работу в размере 350 р. 74 к. до 30 апреля 1917 г. [8, л. 19, 22]. Впоследствии должность военного губернатора была заменена должностью Забайкальского областного комиссара.

Образование Забайкальской области и появление должности военного губернатора как ее административного начальника стало важным шагом имперского правительства к укреплению восточных территорий. Военный губернатор Забайкальской области сосредоточивал в своих руках всю полноту гражданской и военной власти, поэтому губернаторский корпус формировался из профессиональных военных, имеющих в то же время опыт гражданского управления. Имея высокое жалованье и значительные льготы по службе, военный губернатор

тем не менее рассматривал область только как возможность для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Власть забайкальских военных губернаторов была законодательно ограничена генерал-губернаторской властью. Однако обширные территории, географическая оторванность от имперского центра и центра генерал-губернаторства, отсутствие возможности оперативного согласования проблемных вопросов, упрощенная система административного управления в области при отсутствии коллегиального органа делали губернатора достаточно самостоятельной фигурой в принятии принципиальных решений.

Литература

1. Баринов А. Загадка «надаровщины» // Забайкальский рабочий. — 2007. — № 95. — 24 мая. — С. 20.

2. Баринов А. Невезучий // Забайкальский рабочий. — 2007. — № 68. — 12 апр. — С. 20.

3. Бикташева А. Губернаторский отчет как персональный текст (первая половина XIX в.) // Власть. — 2011. — № 3. — С. 167.

4. Василевский В. С кинжалом на губернатора // Народная газета. — 2000. — 1 нояб. — С. 6.

5. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 1(о). Оп. 1. Д. 1874. Л. 1, 2.

6. ГАЗК Ф. 1(о). Оп. 1. Д. 6178, 3151. Л. 1, 2, 9, 15, 35 об., 78, 182.

7. ГАЗК Ф. 13. Оп. 2, 4. Д. 2, 31. Л. 15, 53, 56, 102, 293.

8. ГАЗК. Ф. 1. Оп. 1(о). Д. 5347. Л. 19, 22.

9. Иванов А. А., Кальмина Л. В., Курас Л. В. Забайкальская периферия на переломе эпох. — Иркутск, 2012. — С. 40.

10. Константинова Т. А. Губернаторы Забайкалья. 1851-1917 гг. — Чита, 2001. — 91 с.

11. Малыгина О. А. Военный губернатор в имперской системе власти России (на примере Забайкальской области): дис. ... канд. ист. наук. — Улан-Удэ, 2012. — 222 с.

12. Павлов Ю. А. Военные деятели и гражданская служба на Дальнем Востоке России во второй половине XIX — начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. —Владивосток, 2006. — С. 96.

13. Памятная книжка Забайкальской области на 1871 г. — Чита, 1871; Памятная книжка Забайкальской области на 1895 г. — Чита, 1895. — Ч. 1; Памятная книжка Забайкальской области на 1914 г. — Чита, 1914.

14. Полный свод законов Российской империи (ПСЗРИ) Собр. II. 1851. Т. XXVI. № 25394.

15. Поломошнов Г. «Бездомные» губернаторы // Забайкальский рабочий. — 1974. — № 222. — 21 сент. — С. 20.

16. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 1482. Оп. 1. Д. 127.

17. Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 1149. Оп. 4. Д. 50.

18. РГИА. Ф. 1265. Оп. 1. Д. 82. Л. 2.

19. РГИА. Ф. 560. Оп. 28. Д. 1005. Л. 249 об.

20. РГИА. Ф. 789. Оп. 11. Д. 133. Л. 21.

References

1. Barinov A. «Zagadka «nadarovshchiny» ["Mystery" nadarovschiny] Zabaykal'skiy rabochiy — Zabaikal'skii work. 2007. No 95 (24 maya). P. 20.

2. Barinov A. Nevezuchiy [Accident-prone] Zabaykal'skiy rabochiy — Zabaikal'skii work. 2007. No. 68 (12 apr.). P. 20

3. Biktasheva A. Gubernatorskiy otchet kak personal'nyy tekst (pervaya polovina XIX v.) [Governor's report as a personal text (the first half of the XIX century.)] Vlast' — Power. 2011. No. 3. P. 167.

4. Vasilevskiy V. S kinzhalom na gubernatora [With a dagger at the governor] Narodnaya gazeta. 2000. 1 noyab. P. 6.

5. Gosudarstvennyy arkhiv Zabaykal'skogo kraya [The State Archives of the Trans-Baikal Territory F. 1 (o). Op. 1. D.1874

6. GAZK [State Archive of the Trans-Baikal Territory]. F. 1(o). Op. 1. D. 6178. 3151. P. 1, 2, 9, 15, 35 ob., 78, 182.

7. GAZK [State Archive of the Trans-Baikal Territory]. F. 13. Op. 2. D. 2. 31. P. 15, 53, 56, 102, 293.

8. GAZK [State Archive of the Trans-Baikal Territory]. F. 1. Op. 1(o). D. 5347. P. 19, 22.

9. Ivanov A.A., Kal'mina L.V., Kuras L.V. Zabaykal'skayaperiferiya naperelome epoch [Transbaikalskaya peripherals at the turn of epochs]. Irkutsk. 2012. P. 40.

10. Konstantinova T.A. Gubernatory Zabaykal'ya. 1851-1917 gg. [Gubernatory Zabaykal'ya. 1851-1917 gg.]. Chita. 2001. 91 p.

11. Malygina O.A. Voennyy gubernator v imperskoy sisteme vlasti Rossii (na primere Zabaykal'skoy oblasti) [The military governor of the imperial system of power in Russia (for example, the Trans-Baikal

region)]: Diss....kand. ist. nauk. Ulan-Ude. 2012. P. 222.

12. Pavlov Yu.A. Voennye deyateli i grazhdanskaya sluzhba na Dal'nem Vostoke Rossii vo vtoroy polovine XIX — nachale XX vv.: Dis p. ... kand. ist. Nauk [Military leaders and the civil service in the Far East of Russia in the second half of XIX - early XX centurie p.]. Vladivostok. 2006. P. 96.

13. Podschitano: Pamyatnaya knizhka Zabaykal'skoy oblasti [It is estimated: Commemorative book the Trans-Baikal region]. 1871 g. Chita, 1871. P. 10, 13 - 15, 20, 40, 50; Pamyatnaya knizhka Zabaykal'skoy oblasti na 1895 g. Ch. 1. Chita. 1895. P. 8, 10, 14,16, 17-20, 26, 32; Pamyatnaya knizhka Zabaykal'skoy oblasti na 1914 g. Chita. 1914. Pp. 266. 271 - 274.

14. Polnyy svod zakonov Rossiyskoy imperii (dalee — PSZRI) [Full set of laws of the Russian Empire] Sobr. II. 1851. Part. 26. No. 25394.

15. Polomoshnov G. «Bezdomnye» gubernatory ["Homeless" governors] Zabaykal'skiy rabochiy — Zabaikal'skii work. 1974. 21 sent. ( No. 222). P. 20.

16. Rossiyskiy gosudarstvennyy voenno-istoricheskiy arkhiv (dalee — RGVIA) [The Russian State Military History Archive] F. 1482. Op. 1. D. 127.

17. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv (dalee — RGIA) [The The Russian State Historical Archives (hereinafter - RSHA)] F. 1149. Op. 4. D. 50

18. RGIA [The The Russian State Historical Archives]. F. 1265. Op. 1. D. 82.

19. RGIA [The The Russian State Historical Archives]. F. 560. Op. 28. D. 1005.

20. RGIA [The The Russian State Historical Archives]. F. 789. Op. 11. D. 133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.