Научная статья на тему 'Военно-учебные заведения на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны'

Военно-учебные заведения на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3296
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА / ВОЕННЫЕ ШКОЛЫ / ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ / ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / MILITARY HIGH SCHOOL / MILITARY SCHOOLS / CADRE / TRAINING OF CADRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федорова А. В.

В статье характеризуется проблема подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Южного Урала в 1941 1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY SCHOOLS URAL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article d eels with the problem of military specialists training in military schools in the South Ural during 1941 till 1945.

Текст научной работы на тему «Военно-учебные заведения на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны»

УДК355/359 (470.55/.57)

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© 2009 А.В. Федорова

Оренбургский государственный аграрный университет

Поступила в редакцию 26.06.2009

В статье характеризуется проблема подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Южного Урала в 1941 - 1945 гг.

Ключевые слова: военные училища, военные школы, офицерские кадры, подготовка военных специалистов.

Создание новых формирований, а также значительные потери офицеров в боях исключительно остро поставили проблему подготовки военных кадров. Возникла необходимость в кратчайшие сроки дать фронту сотни тысяч командиров, политработников, офицеров разных военных специальностей. Задача подготовки военных кадров являлась одной из важнейших1. Начавшаяся война внесла изменения в деятельность военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров. Действующая армия несла большие потери командного состава, что требовало срочного его восполнения. С этой целью по решению ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны от 25 июня 1941 г. расширилась сеть и перестроилась работа военно-учебных заведений. 16 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление "О подготовке резервов в системе Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота", сыгравшее большую роль в реорганизации обучения и воспитания кадров в интересах фронта. Наркомат обороны разработал план подготовки командно-начальствующего состава, предусматривающий досрочные выпуски слушателей академий и курсантов училищ, увеличение числа и емкости учебных заведений, преобразование программ для перехода на ускоренную подготовку. Значительно возросло количество военно-учебных заведений. Все военные училища из угрожаемых районов передислоцировались в тыл страны. К июню 1941 г. в Советских Вооруженных Силах насчитывалось 19 военных академий, 10 военных факультетов при гражданских вузах и 7 высших военно-морских училищ с общей численностью свыше 37 тысяч слушателей, а также 203 военных училища, в которых обучалось свыше 37 тысяч курсантов2. С началом войны сеть военно-учебных заведений расширилась3.

Федорова Алла Владимировна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории Отечества. E-mail: petrova_ogau@mail.ru

По решению ГКО значительная часть военных учебных заведений в 1941 - 1942 гг. была передислоцирована из западных районов в восточные районы страны, в том числе и на Южный Урал.

В Павлоградской авиашколе решение об эвакуации приняли лишь после того, как немцы дошли до Днепропетровска - до линии фронта оставалось всего шестьдесят километров. Личный состав авиашколы перешел в распоряжение командования 15-й Челябинской военной школы летчиков-наблюдателей.

Военные училища и школы готовили начальствующий состав среднего звена. Деятельность военных училищ срочно перестраивалась в соответствии с требованиями обороны страны. Советы депутатов трудящихся Южного Урала проводили большую работу по оказанию помощи военно-учебным заведениям в размещении воинского состава, налаживании необходимых материально-бытовых условий для личного состава военных училищ, в быстрейшем оборудовании и создании стрельбищ, полигонов, в ремонте помещений. Местные Советы Чкаловской области выделили необходимые помещения для всех авиашкол, других военных авиационных учебных заведений, а также дополнительных служб. Так, например, 1-ю ЧВАШ обслуживали авиамастерские: № 164 - в г. Орске, № 115 - в г. Бузулуке, № 257 - в пос. Соро-чинске, № 300 - в с. Чебеньки. Авиамастерские имела 9-я авиашкола в г. Бугуруслане, 10-я авиашкола - в пос. Сорочинске, Военно-воздушная академия командно-штурманского состава - в г. Чкалове, 2-я Чкаловская военная авиационная школа и 3-я Чкаловская военная авиационная школа - в с. Черный Отрог4.

Отбор кандидатов в военные училища превращался на местах, особенно в сельской местности, в "широкую общественную политическую кампанию". В училища "вербовались" не без помощи Советов лучшие люди, при этом использовались все средства пропаганды. Военкоматы получали план "вербовки" молодежи в военные

училища. Так, в Новоорском районе к 25 сентября 1942 г. районный военкомат был обязан отобрать 20 кандидатов в военные училища5. Иногда училища доукомплектовывались за счет излишка курсантов в других военно-учебных заведениях. Так, 19 красноармейцев направили в распоряжение начальника 2-го Бердичевского пехотного училища из Чкаловского училища зенитной артиллерии6. 174 курсанта Чкаловского училища зенитной артиллерии в ноябре 1943 г. откомандировали в распоряжение начальника Сорочинского зенитно-пулеметного училища.

В условиях военного времени ощущалась нехватка кадров и в службе обеспечения военных училищ. Так, в 1942 г. в Чкаловском училище зенитной артиллерии из положенных по штату 48 шоферов по вольному найму работало 22, из них 14 - женщины7. Местные органы власти оказали содействие в решении этой проблемы, направляя на работу в училище рабочих, в основном из числа эвакуированных и молодежи. На Южном Урале в военное время из высших военно-учебных заведений готовила офицеров только одна академия. На основании приказа НКО СССР от 29 марта 1940 г. за № 73 Военно-воздушную академию РККА им. Жуковского разделили на две самостоятельные академии: инженерную, сохранившую прежнее наименование и командную с наименованием "Военная академия командного и штурманского состава ВВС КА". Формирование академии осуществлялось на базе Монинского авиагородка8. Во время Великой Отечественной войны Высшая академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии произвела 48 выпусков, выпустив 3617 командиров9. Академия находилась в г. Чкалове с 10 августа 1941 г. до 11 мая 1944 г.10 В составе академии имелось три факультета: командный, штурманский и авиатыла. Академия передислоцировалась в Москву в 1944 г.11

Наборы курсантов в военные училища возрастали, сокращались сроки их обучения, учеба носила главным образом практический характер. Так, в Чкаловском зенитно-артиллерийском училище в первый месяц войны приступили к учебе 1,5 тысячи человек, значительно больше, чем занималось в мирное время12. Возросло число курсантов и в Чкаловской военно-авиационной школе пилотов.

Вторая мировая война стала войной танков и самолетов. Среди вновь организованных танковых училищ - Чкаловское13. Помещения училищу предоставил Чкаловский горисполком. Танковое училище также заняло часть помещения Чка-ловского училища зенитной артиллерии. Курсанты и командиры танкового училища преодолевали невероятные трудности. В истории

училища есть такой факт: в 1942 г. в течение полутора зимних месяцев 1942 года 60 % курсантов освободили от "наружных занятий" из-за отсутствия обуви14. Местные органы власти сделали все возможное для исправления создавшегося положения в столь сложное время. Усилия преподавательского состава направлялись на воспитание из курсантов волевых командиров15. За годы войны в танковом училище подготовили 7316 офицеров-танкистов и самоходчиков. Первый выпуск танкистов в количестве 165 человек состоялся 12 февраля 1942 г., а всего на протяжении 1942 г. их было 15 (практически ежемесячно), в 1943 г. - 3, в 1944 г. - 11, в 1945 г. - 3 (до мая).

Огромную работу по подготовке летчиков для фронта провели Чкаловские военные авиационные школы16. С учетом требований фронта занятия велись по 10 - 12 часов, а полеты - круглосуточно. По мере освоения теоретических знаний и практики полетов курсанты становились летчиками и начинали свой боевой путь. В авиаэскадрильях создавались ремонтные группы, которые следили за состоянием материальной части и в случае необходимости быстро ремонтировали ее. Авиамеханики и рабочие в авиаремонтных мастерских трудились, не считаясь со временем, и обеспечивали учебный процесс необходимой техникой. Только в октябре 1941 г. в Чкаловской авиаремонтной мастерской отремонтировали 150 авиамоторов и 20 самолетов, поставили вооружение на 23 самолета Р-5 и ТБ-317. В Чкалове в годы войны находились три военные школы, готовившие офицерские кадры для Военно-Воздушных Сил страны. С 1 марта 1941 г. до 1 октября 1945 г. ведущее место среди летных школ Южного Урала занимала 1-я военно-авиационное школа им. К. Ворошилова18. Стрелков-бригадиров отправляла на фронт Чка-ловская военная авиационная школа № 2 (18 января 1941 г. - 28 июня 1943 г.) [или 2-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков-наблюдателей (июнь 1943 г. - ноябрь 1946 г.)]19. 3-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов обучала специалистов с 15 августа 1941 г. по 1 октября 1945 г.20

Выпускники мужественно сражались на многих фронтах Великой Отечественной войны и заслужили высокие отзывы командиров авиачастей. "Все летчики, прибывшие из 1-й Чкаловс-кой военно-авиационной школы, подготовлены хорошо, быстро осваивают курс боевого применения", - писал майор И.Б. Величенко. Уже в первые дни войны на базе школы летчиков сформировались четыре авиаполка ночных бомбардировщиков (593, 616, 617, 624)21. В эти полки направили лучшие кадры и самолеты. Осенью 1941 г. в 1-й ЧВАШ проходили летную подго-

товку нескольких авиачастей. Летчики тренировались в технике пилотирования, ночном бомбометании, в посадке без прожекторов. В суровом 1942 г. из курсантов срочно сформировали стрелковый батальон, который участвовал в боевых действиях на Воронежском фронте.

Будущие летчики во время учебы успешно занимались спортом, участвовали в кроссах, марш-бросках, в различных спортивных соревнованиях. Чкаловский городской исполком Советов депутатов трудящихся заботился и о настроении будущих воинов. В свободное время они имели возможность слушать лекции, смотреть кинофильмы и выступления артистов театров и художественной самодеятельности города.

Среди авиационных школ Южного Урала заметное место занимала 10-я авиационная школа первоначального обучения. Школа окончательно была сформирована 28 июня 1941 г. в г. Гомеле22. С 30 июня 1942 г. она приступила к переезду из Уфы в пос. Сорочинск. Сорочинский райсовет депутатов трудящихся для 10-й военной летной школы предоставил здание районной поликлиники - для штаба школы, здание школы акушеров - для санчасти23, здание мечети отдали под парашютный класс и хранилище парашютов, ресторан - для столовой офицерского состава школы, торговые помещения - для общежития шоферов, мотористов и техсклада24. Для 10-й школы Сорочинский райсовет отвел территорию под четыре аэродрома: аэродром № 1 - в 5 км от пос. Сорочинска площадью 1200 м на 1200 м; аэродром № 2 - рядом с с. Спасским, в 7 км от пос. Сорочинска площадью 1500 м на 1500 м; аэродром № 3 - у с. Федоровка, в 6 км от пос. Сорочинска площадью 1200 м на 1200 м; аэродром № 4 - у разъезда Уран, в 15 км западнее пос. Сорочинска площадью 1500 м на 1500 м (аэродром получил название "Уран")25. Районный Совет в 1942 г. обязал ряд колхозов выделить подводы с возчиками по требованию аэродрома: 50 подвод - 50 человек из 21 сельсовета26.

Фронт постоянно нуждался в летчиках. Приказом по ВВС ЮжУрВО 6 августа 1942 г. в школе сформировали полк ночных бомбардировщиков (Приказ ВВС ЮжУрВО от 25 августа 1942 г. за № 0032 на основании директивы ГУ обучения, формирования и командования ВВС КА от 22 августа 1942 г.).

10-я школа в 1942 г. выпустила 537 пилотов (в пос. Сорочинске их подготовка проводилась только с июня 1942 г.)27. В 1943 г. школа подготовила 694 пилота на самолете УТ-2 со средним налетом 48 часов на каждого выпускника. План УВУЗ был выполнен на 62 % по выпуску летчиков, по налету - на 80 %28. В 1944 г. школа обучила 1206 пилотов со средним налетом 47

часов 36 минут на каждого выпускника. План УВУЗ выполнили на 104 %29.

Полностью обеспечить потребность в командирских кадрах в 1941 г. не удалось. Поэтому в 1942 г. сформировали еще 16 пехотных и 8 пуле-метно-минометных училищ30. Приказом НКО СССР № 0958 от 31 июля 1942 г. в г. Чкалове открыли пулеметное училище на базе расформированного Чкаловского кавалерийского учили-ща31. В нем находилось пять пулеметных батальонов - 20 курсантских рот численностью 2500 курсантов. Срок обучения составлял 6 месяцев. Профиль подготовки - командиры пулеметных взводов. С 1 июля 1943 г. училище имело в своем составе 2 пулеметных батальона и один стрел-ково-минометный батальон (8 пулеметных, 2 стрелковых и 2 минометных роты численностью 1500 курсантов с годичным сроком обучения).

Чкаловское пулеметное училище подготовило для фронта 2014 человек. В годы Великой Отечественной многие выпускники Чкаловско-го пулеметного училища отмечены правительственными наградами Отечества.

В рядах мужественных защитников Родины, отражавших удары немецко-фашистской авиации, сражались питомцы Оренбургского училища зенитной артиллерии, подготовившего к тому времени для Красной Армии более двух тысяч командиров32. В условиях войны срочно перестраивалась вся работа учебного заведения33. Резко увеличился набор курсантов, общая численность переменного состава устанавливалась в 1600 человек. Только с 29 по30 июня 1941 г. было зачислено 323 и в июле 1941 г. - 1124 кур-санта34. В первый месяц войны приступили к учебе 1447 человек. Изменился возрастной состав: большинство составила молодежь, не имеющая жизненного опыта.

Чкаловское военное училище зенитной артиллерии в ноябре 1943 г. откомандировало часть курсантов в другие училища и в расположение военных округов: в распоряжение начальника учебно-артиллерийского полка (станция Иркутск) - 28 человек; в распоряжение начальника Пензенского учебно-артиллерийского лагеря - 71; в распоряжение Командующего войсками Западного фронта ПВО (г. Москва) - 162 курсанта-выпускника; в распоряжение начальника артиллерии Московского военного округа - 20 человек35. Преодолевая огромные трудности военного времени, Чкаловское училище зенитной артиллерии осуществило 12 выпусков и подготовило для фронта около 5 тысяч офицеров. В военное время в Чкалове находились кавалерийское училище36, которое в 1942 г. выбыло всем составом на фронт, школа младших фельдшеров при военном госпитале № 359 на триста человек,

Краснознаменная Высшая офицерская школа противовоздушной обороны Красной Армии (1 июля 1943 г. - 8 ноября 1944 г.).

Сотни авиаторов подготовила в дни войны 15-я Челябинская школа летчиков-наблюдателей. В июле 1944 г. школа начала именоваться Челябинским военным авиационным училищем штурманов и стрелков-радистов37. Герой Советского Союза В. Лакотош, выпускник 15-й Челябинской военной школы летчиков-наблюдателей, писал 40 лет спустя: "Мы учились и работали, резали и сушили торф, работали на полях"38. Свыше шестисот курсантов Челябинской авиашколы принимали участие в битве за Москву. Вернулись немногие39.

Добрую славу о себе оставили воспитанники военных училищ Южного Урала. Многие из них погибли молодыми, отдав свои жизни на защиту Отечества. Их имена навсегда останутся в благодарной памяти народа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1 Иовлев А.М. Деятельность КПСС по подготовке военных кадров. - М.: Воениздат., 1976. - 238 с. - С. 145.

2 Гречко А.А. Вооруженные силы Советского государства. Изд. 2. - М.: Воениздат., 1975. - 438 с. - С. 233.

3 См.: Маркович Н. Офицерство - костяк армии // Агитатор и пропагандист Красной Армии. - 1943. - № 9 -10. - С. 9 - 16; Мастерство советского офицера // Правда. - 1943. - 5 августа; Лобачев А. О работе с офицерским составом // Агитатор и пропагандист Красной Армии. - 1944. - С. 34 - 43; Миронов М. О воинском воспитании офицерских кадров // Агитатор и пропагандист Красной Армии. - 1944. - № 7 - 8. - С. 5 - 10.

4 ЦАМО РФ. Ф. 6040. Оп. 35985. Д. 82. Л. 3.

5 Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Далее - ЦДНИОО. Ф. 1360. Оп. 1. Д. 101. Л. 102.

6 ЦАМО РФ. Ф. 60199. Оп. 35311. Д. 28. ЛЛ. 8, 38.

7 ЦАМО РФ. Ф. 60199. Оп. 35311. Д. 27. Л. 75.

8 ЦАМО РФ. Ф. 60719. Оп. 36343. ДД. 13, 20.

9 ЦАМО РФ. Ф. 60719. Оп. 36343. ДД. 1, 3.

10 ЦАМО РФ. Ф. 60719. Оп. 36343. ДД. 34, 59, 61, 81.

11 ЦАМО РФ. Ф. 60719. Оп. 36343. Д. 106.

12 ЦАМО РФ. Ф. 60199. Оп. 494191. Д. 3. Л. 20.

13 Штромберг А. Танковые войска в современной войне.

- М.: Госполитиздат, 1944. - 45 с.

14 Федорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. - Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 1995. - 214 с. - С. 12.

15 См.: Техника и вооружение.- 1942. - № 6. - С. 4; Вов-ченко И. О боевом воспитании танкистов // Красная звезда. - 1943. - 5 мая.

16 См.: Журавлев В.Н. Советская авиация в боях за Родину // Военная мысль. - 1944. - № 5 - 6. - С. 35 - 44.

17 Копылов И.С., Лазукин А.Н., Райкин Г.Л. Оренбургское летное. - М.: Воениздат, 1976. - 268 с. - С. 69.

18 ЦАМО РФ. Ф. 60392. Оп. 35909. ДД. 1, 2, 3.

19 ЦАМО РФ. Ф. 60393. Оп. 1. Д. 35.

20 ЦАМО РФ. Ф. 60394. Оп. 35918. ДД. 1, 2; Д. 16. - Доклад о работе школы с декабря 1942 г. по сентябрь 1943 г. (412 л.); Д. 23. - Доклад о работе и составе школы за 1944 г. (95 л.).

21 Копылов И.С., Лазукин А.Н., Райкин Г.Л. Указ. соч. - С. 72; Акт о формировании 593-го авиаполка см.: ЦАМО РФ. Ф. 593 НБАП. Оп. 187975. С. 1. Л. 2 - 3.

22 ЦАМО РФ. Ф. 60430. Оп. 35985. Д. 3 Л. 18.

23 ЦАМО РФ. Ф. 60430. Оп. 35985. Д. 38. Л. 23.

24 Там же.

25 ЦАМО РФ. Ф. 60430. Оп. 35985. Д. 28. Л. 9.

26 ЦАМО РФ. Ф. 60430. Оп. 35985. Д. 8. Л. 262.

27 Там же.

28 Там же.

29 Там же. Л. 7 об.

30 Иовлев А.М. Указ. соч. - М., 1976. - С. 153.

31 ЦАМО РФ. Ф. 60100. Оп. 35196. Д. 2.

32 См.: Идельсон Э. Артиллерия в современной войне // Военная мысль. - 1942. - № 1. - С. 14 - 27.

33 Оренбургское Краснознаменное. Исторический очерк.

- М.:Воениздат, 1988. - 229 с. - С. 38 - 109.

34 ЦАМО РФ. Ф. 60199. Оп. 494191. Д. 3. Л. 203.

35 ЦАМО РФ. Ф. 60199. Оп. 35310. Д. 11. Л. 13.

36 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 588. ЛЛ. 2, 6.

37 Сиразитдинов А. Штурманы рождаются в небе. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. - 192 с. - С. 6.

38 Сиразитдинов А. Указ. соч. - С. 101; О выпускнике В. Лакотош см.: Смыслов, М. Из соколиного племени // Авиация и космонавтика. - 1986. - № 1.

39 Сиразитдинов А. Указ. соч. - С. 123.

MILITARY SCHOOLS URAL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

© 2009 A.V. Fedorova Orenburg State Agrarian University

The article d eels with the problem of military specialists training in military schools in the South Ural during 1941 till 1945.

Key words: military high school, military schools, cadre; training of cadre.

Alla Fedorova, Doctor of History, Professor, Head at the Russian History Department. E-mail: petrova_ogau@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.