Научная статья на тему 'Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в системе военно-экономической безопасности'

Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в системе военно-экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3610
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буневич К.Г.

Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами важная часть государственной политики, направленная на установление и развитие отношений с другими странами. В ее основе находится сложный механизм импорта и экспорта вооружений. Развитие этой системы неразрывно связано с историей международных отношений. Только то государство, которое в состоянии защитить свои территорию и доступ к ресурсам, способно выжить. В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» подчеркнута особая значимость проблем экономической безопасности государства, что является гарантией независимости, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики, способствует стабильности в условиях глобализации мирового хозяйства. В настоящее время важное место в обеспечении национальной, экономической и, в том числе, военно-экономической безопасности РФ занимает военно-техническое сотрудничество. Оно обеспечивает поступление иностранной валюты, сокращает стоимость закупок для внутренних потребностей за счет экономии на серийности производства, поддерживает занятость рабочей силы и инфраструктуру оборонных отраслей…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в системе военно-экономической безопасности»

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

К. Г. БУНЕВИЧ

Военный университет Министерства обороны РФ

Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами — важная часть государственной политики, направленная на установление и развитие отношений с другими странами. В ее основе находится сложный механизм импорта и экспорта вооружений. Развитие этой системы неразрывно связано с историей международных отношений. Только то государство, которое в состоянии защитить свои территорию и доступ к ресурсам, способно выжить.

В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации»1 подчеркнута особая значимость проблем экономической безопасности государства, что является гарантией независимости, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики, способствует стабильности в условиях глобализации мирового хозяйства.

В настоящее время важное место в обеспечении национальной, экономической, и в том числе военно-экономической, безопасности РФ занимает военно-техническое сотрудничество (далее — ВТС). Оно обеспечивает поступление иностранной валюты, сокращает стоимость закупок для внутренних потребностей за счет экономии на серийности производства, поддерживает занятость рабочей силы и инфраструктуру оборонных отраслей.

Но прежде чем перейти к выявлению взаимосвязи ВТС с военно-экономической безопасностью

государства, необходимо рассмотреть само понятие «военно-техническое сотрудничество», а также цели и принципы государственной политики в области ВТС.

Впервые понятие военно-технического сотрудничества было использовано в 1992 г., когда вышел в свет Указ Президента РФ № 507 «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами» 2. В указанном документе военно-техническое сотрудничество понимается как экспорт и импорт вооружения и военной техники, а также проведение работ и оказание услуг в области военно-технического сотрудничества. Естественно, подобный подход не может быть признан продуктивным.

Долгое время разработка понятия военно-технического сотрудничества велась только на доктринальном уровне, а соответствующие законодательные дефиниции отсутствовали. Под военно-техническим сотрудничеством понималась совокупность двух основных типов межгосударственных отношений:

1) трансферты оружия и боевой техники, а также военных и двойных технологий;

2) совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а

1 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300; в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета, 2000, 12 января.

2 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 1992 г. № 507 «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами» (с изменениями от 5 октября 1995 г.) //Гарант. Правовая система (приводится по состоянию на 30.07.2007); Кудашкин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». — М.: Международные отношения, 2002. С. 163.

также производство, маркетинг и продажа изделии оборонного и двоИного назначения3.

В этом смысле военно-техническое сотрудничество, по удачному выражению К. Макиенко, является изящным эвфемизмом, вытеснившим из военно-политического лексикона понятие «поставки вооружения и военноИ техники иностранным государствам» 4.

Л. Ивашов считает военно-техническое сотрудничество длительным процессом, который в точной взаимосвязи с военно-политическими интересами Российской Федерации и с учетом экономических и финансовых возможностей его участников представляет собой осуществление сотрудничества в области поставок вооружения и военной техники5.

В. Кудашкин различает понятия военно-технического сотрудничества в широком и узком смысле слова. Военно-техническое сотрудничество в широком смысле означает совокупность общественных отношений между государством и российскими юридическими лицами по продвижению вооружения и военной техники на мировой рынок. В узком смысле военно-техническое сотрудничество — это деятельность государства и уполномоченных государственных органов, направленная на управление общественными отношениями по продвижению российского вооружения и военной техники на мировой рынок оружия и установление устойчивых и длительных связей с иностранными государствами в области международного обмена продукцией военного назначения в целях обеспечения национальных интересов и соблюдения международных обязательств Российской Федерации6.

Анализ содержания последующих нормативных актов, регулирующих данную сферу, позволяет заключить, что генезис понятия «военно-техническое сотрудничество» шел по пути его смыслового расширения. Так, уже в 1995 г. в Указе Президента РФ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами»7, помимо трансфертов оружия и боевой техники, военных и двойных технологий, в него были

3 См.: Макиенко К. Роль военно-технического сотрудничества в отношениях между Востоком и Западом // Экспорт обычных вооружений, 1996, № 6. С. 10.

4 См.: Там же.

5 См.: Ивашов Л. Безопасность через сотрудничество // Военный парад. 1997. № 3. С. 92 - 93.

6 См.: Кудашкин В. В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами: понятие, принципы и правовой режим // Государство и право, 1998, № 9. С. 73.

7 См.: Указ Президента Российской Федерации от 5.10.1995 г.

№ 1008 «О военно-техническом сотрудничестве Российской Феде-

рации с зарубежными странами» //Гарант. Правовая система.

включены совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), производство, маркетинг и продажа изделий оборонного и двойного назначения.

На законодательном уровне определение военно-технического сотрудничества впервые было дано в Федеральном законе от 19 июля 1998 г. «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» 8: «военно-техническое сотрудничество — деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военно-технического назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения» (ст. 1).

При этом ВТС дифференцируется от военно-технической помощи, под которой понимается предоставление продукции военного назначения на безвозмездной или иной льготной основе иностранным государствам в соответствии с международными обязательствами РФ, требующее оплаты за счет средств федерального бюджета9. Хотя надо отметить, что в некоторых случаях границы между военно-техническим сотрудничеством и военно-технической помощью являются весьма условными.

Основным в определении военно-технического сотрудничества является понятие продукции военного назначения (далее — ПВН).

Продукция военного назначения — это вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области10. В законе раскрывается каждая составляющая комплексного понятия продукции военного назначения.

Так, к вооружению и военной технике относятся: • комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);

8 См.: Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (с изменениями от 25 октября 2006г., 17 мая, 26 ноября, 4 декабря 2007 г.) // Гарант. Правовая система.

9 См.: Там же.

10 См.: Там же.

• взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства;

• системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;

• инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники;

• специальное оборудование для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;

• объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;

• системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил (комплекс различных устройств и оборудования, а также запасы воды, пищи, кислорода и т. д., обеспечивающие жизнедеятельность личного состава);

• коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;

• специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты.

Работы и услуги, относящиеся к продукции военного назначения, это, прежде всего, обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники; создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники; подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств; передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники; предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного назначения; передача продукции военного назначения иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний; проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах Российской Федерации; показы и выставки образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и за ее пределами; создание

организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения; ремонт вооружения и военной техники; консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военным и военно-техническим вопросам; услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества и др.

Наконец, третья составляющая продукции военного назначения — это результаты интеллектуальной деятельности и информация в военно-технической области. Сюда относятся различные виды технической документации, регламентирующей создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения, а также документации, регламентирующей безопасность, в том числе экологическую, производства продукции военного назначения; стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды; результаты НИОКР по созданию, модернизации или уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники; научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения; специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, НИОКР военного назначения.

Основные цели развития военно-технического сотрудничества закреплены в ст. 3 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Выделяются политические, экономические, финансовые и социальные цели: политическая цель:

• укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;

экономические цели:

• поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;

• развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;

- 13

финансовая цель:

• получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;

социальная цель:

• обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военные, специальные технику и имущество.

Анализ этих целей позволяет сделать вывод: повышение эффективности ВТС связано с увеличением количества стран—импортеров российских вооружений и военной техники в разных регионах мира; наращиванием объемов экспорта и совершенствованием его структуры, включая рост наукоемкости; повышением рентабельности экспортных контрактов, увеличением внебюджетных поступлений и косвенного эффекта от экспорта в интересах развития оборонно-промышленного комплекса и системы вооружений Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для России военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами является одним из основных приоритетов военно-технической политики государства. Оно позволяет повысить безопасность и обороноспособность страны, экономить расходы и сокращать время на разработку современных дорогостоящих видов продукции военного назначения и дает существенную долю валютных поступлений в госбюджет за счет экспортных поставок ПВН. Кроме того, военно-техническое сотрудничество обеспечивает занятость большей части трудоспособного населения и способствует сохранению научно-технического и технологического потенциала российского оборонно-промышленного комплекса.

В условиях ограничения финансовых ресурсов на развитие Вооруженных Сил Российской Федерации, а также сложного положения оборонно-промышленного комплекса, совершенствование военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в части экспорта продукции военного назначения является просто необходимым для обеспечения национальных интересов России. Это нашло подтверждение и в выступлении бывшего Президента Российской Федерации В. В. Путина на совещании по военно-техническому сотрудничеству 21 марта 2001 г. 11, где он, в частности, ска-

зал: «Общеизвестно, что экспорт вооружения и военной техники приносит федеральному бюджету значительные валютные средства. Эти валютные поступления во многом обеспечивают сохранение научно-производственной кооперации в стране, научно-промышленного потенциала и кадров оборонных предприятий».

Впоследствии позиция Президента РФ отразилась в «Концепции государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на период до 2010 года» 12. Экспорт вооружения и военной техники назван в качестве одного из средств укрепления военно-политических и экономических позиций России в мире, сохранения за Россией статуса великой державы и одного из влиятельных геополитических центров.

При этом реализация военно-технического сотрудничества как специфического направления государственной внешней политики, основывается на следующих основополагающих принципах13:

• приоритет национальных ценностей и обеспечение национальной безопасности России;

• единство внешней и военно-технической политики Российской Федерации;

• недопущение нанесения стране экономического ущерба и снижение уровня национальной безопасности;

• соблюдение единой государственной политики ценообразования на продукцию военного назначения;

• обязательное и пропорциональное распределение прибыли от экспортных поставок продукции военного назначения между участниками военно-технического сотрудничества с учетом их вклада в разработку, производство, реализацию и модернизацию продукции военного назначения;

• рациональное использование доходов, получаемых от военно-технического сотрудничества, путем направления их для покрытия расходов на разработку, производство и модернизацию продукции военного назначения, а также на социальную защиту работников оборонно-промышленного комплекса;

• соблюдение баланса политических, экономических и военных интересов Российской Фе-

11 См.: Извеков Д. А. Страхование крупных рисков в сфере военно-технического сотрудничества / Под ред. д. э. н. В. В. Бандури-на. — М.: ИНИОН РАН, 2004. С. 61.

12 См.: Концепция государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на период до 2010 года (утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2001 г. № 1300).) // Гарант. Правовая система.

13 См.: Бельянинов А. Ю. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: настоящее и будущее // Под ред. д. э. н. В. В. Бандурина. — М.: Издательский дом «Граница». 2003.С. 23.

дерации и страны, с которой осуществляется военно-техническое сотрудничество;

• единство системы государственного регулирования военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и контроля за ее осуществлением;

• отказ от поддержки и поощрения международного терроризма;

• соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом продукции военного назначения;

• защита государством прав и законных интересов субъектов военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и предприятий оборонной промышленности;

• установление монополии государства на экспорт (импорт) продукции, работ и услуг военного назначения.

Естественно, нормативные подходы к выявлению сущности ВТС являются весьма важными, но далеко не единственными. Так, весьма интересное определение военно-технического сотрудничества дает А. В. Денисов, рассматривающий его как «комплекс экономических, политических, военно-технических мер, направленных на обеспечение интересов России в области торговли оружием с учетом ее национальной безопасности» 14.

По мнению С. Чемезова «военно-техническое сотрудничество — это особый вид деятельности в области международных отношений, основным принципом которого является обеспечение государственной монополии в этой сфере» 15.

Согласно материалам, изложенным в работах Д. Извекова, военно-техническое сотрудничество рассматривается как «специфическая сфера внешней политики государства, имеющая военно-техническую и экономическую составляющие. Оно является одним из основных механизмов повышения обороноспособности страны и обеспечения ее военно-экономической безопасности» 16.

Нельзя не отметить в данном контексте емкое определение, данное Президентом РФ В. В. Путиным: «Уникальная особенность военно-технического сотрудничества заключается в том, что оно находится на стыке нескольких важнейших направ-

14 См.: Справочное издание. Военно-техническое сотрудничество России. — М.: ФСВТС, Издательский дом «Граница», 2005. С. 32.

15 См.: Чемезов С.В. Организация и особенности военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. // Мир Авионики. 2005. № 3. С. 23.

16 См.: Извеков Д. А. Страхование крупных рисков в сфере воен-

но-технического сотрудничества // Под ред. д. э. н. В. В. Бандури-

на. — М.: ИНИОН РАН, 2004. С. 60.

лений. Это и международная деятельность в целом, военно-политическая работа (причем как внутри страны, так и за рубежом), торгово-экономическая деятельность государства» 17.

Надо полагать, что не только практическая работа вышеуказанных лиц в данной сфере определила весьма конструктивный подход к определению «военно-технического сотрудничества». Дело в том, что здесь (кроме направления деятельности субъектов военно-технического сотрудничества) выделяется цель — обеспечение национальных интересов. Именно в таком виде, с акцентом на реализацию военно-экономических интересов, следовало бы использовать термин «военно-техническое сотрудничество» в одноименном законе, поскольку действующая его редакция подчеркивает лишь техническую, процедурную сторону этого вопроса и не обеспечивает представления о военно-политической линии России в этом виде сотрудничества. Такой подход позволяет избежать некоторого смешения данного понятия с другими, близкими по смыслу понятиями, такими как «внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного назначения», «поставки вооружения и военной техники», «экспорт вооружения и военной техники» 18.

Любые контакты в области военно-технического сотрудничества необходимо рассматривать в ракурсе обеспечения национальной, а соответственно и военно-экономической безопасности России.

По мнению А. И. Пожарова, военно-экономическая безопасность является одной из составляющих в системе показателей оборонной безопасности, которая дает оценку состояния Вооруженных Сил России и отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Показатели военно-экономической безопасности характеризуют качество финансирования и реальное состояние научно-производственной и технологической базы оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающего современное оснащение войск необходимым вооружением и военной техникой. Существуют различные определения военно-экономической безопасности.

Военно-экономическая безопасность — это способность военной экономики устойчиво поддерживать необходимую мощь и реализовывать военно-экономический потенциал в объеме и в сроки, пре-

17 См.: Путин провел совещание по военно-техническому сотрудничеству. // Правда., 2001. 21 марта.

18 См.: например Матвеев В. В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации со странами Африки: состояние и перспекти-

вы развития: Дис.... канд. экон. наук. М.: ВУМО, 2007. С. 22.

дусмотренные Военной доктриной государства19.

Несомненно, обеспечение военно-экономической безопасности — это стратегическая задача, а потому очень сложная и не может быть решена без целенаправленных мер, без государственной стратегии в этой области, строящейся на тщательно продуманной, реалистичной оценке имеющихся ресурсов и возможностей.

По мнению А. В. Хорева, система обеспечения военно-экономической безопасности государства представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе защиты его национальных интересов в военно-экономической сфере от различного рода внутренних и внешних угроз, а также совокупность институтов, обслуживающих данные отношения20.

Для того чтобы уточнить роль военно-технического сотрудничества в системе военно-экономической безопасности России, рассмотрим некоторые факторы, несущие угрозу военно-экономической безопасности.

Так, А. В. Пискунов в своих исследованиях указывает следующие компоненты, относящиеся к внешним факторам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) торгово-экономический (отражает зависимость страны от импорта необходимой продукции, в т. ч. и стратегического назначения, преобладание в экспорте сырьевых товаров, потерю традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции, и т. д.);

2) технико-производственный (свидетельствует о дискриминации на мировых рынках российского промышленного экспорта, неразвитости транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции, и т. д.);

3) валютно-кредитный (подчеркивает увеличивающуюся внешнюю задолженность России, недостаточный экспортный и валютный контроль за таможенной границей государства, и т. д.);

4) маркетинговый (говорит о слабом изучении мировых рынков, недостаточно развитой информационной инфраструктуре поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта, и т. д.) 21.

Согласно материалам, изложенным в работах А. В. Паутовой, высокая конкурентоспособность продукции военного назначения, позволяющая

19 См.: Пожаров А. И. Показатели и критерии военно-экономической безопасности // Военная мысль. 2000. № 6. С. 26 — 27.

20 См.: Хорев А. В. Федеральная служба налоговой полиции как субъект обеспечения военно-экономической безопасности Российской Федерации: научная статья. — М.: ВУМО, 2002. С. 23.

21 См.: например Пискунов А. В. Военно-экономическая безопасность России. — М.: ВУМО, С. 14 — 26.

поставлять ее на мировые рынки в количествах, которые обеспечивали бы получение иностранной валюты, достаточной для оплаты возрастающего импорта, является важным фактором военно-экономической безопасности, в том числе.

Для улучшения реального состояния оборонной безопасности России, адекватного реагирования на угрозы, в том числе и нетрадиционные, требуется проведение ряда дополнительных мероприятий. Необходимо расширить объем и значимость внебюджетных ассигнований на развитие Вооруженных Сил РФ. Нужны более масштабные мероприятия по пополнению военного бюджета, в том числе за счет таких дополнительных источников внебюджетного финансирования, как доходы от продажи ВВТ, интеллектуальной собственности, более масштабного внедрения лизинга, страхования рисков заказчиков и производителей вооружений и военной техники22.

Сегодня с успешным развитием военно-технического сотрудничества многие связывают выход России из тяжелейшего финансово-экономического кризиса и решение проблем финансирования ряда социально-экономических проектов.

Военно-техническое сотрудничество остается одним из наиболее надежных источников пополнения доходной части федерального бюджета. Оборонно-промышленный комплекс, на создание которого на протяжении десятилетий тратилась основная часть ресурсов национальной экономики, вобрал в себя все лучшее и динамичное, что было в России, включая основные экономические мощности, лучшие технологии, материалы и специалистов23.

Необходимо отметить, что немаловажную роль в экспорте продукции военного назначения играет ФГУП «Рособоронэкспорт», являющееся единственным государственным и основным посредником. По мнению директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) Михаила Дмитриева, на долю предприятия сегодня приходится 85 % в общем объеме экспорта ПВН24.

В настоящее время в стране возникла ситуация беспрецедентной для постсоветского времени политической стабильности, которая позитивным

22 См.: Паутова А. В. Военно-промышленная кооперация западноевропейских стран в условиях глобализации и военно-экономическая безопасность России: Монография. — М.: ВУМО; 2004. С. 81 — 82.

23 См.: Ялбулганов А. А. Комментарий Федерального закона Российской Федерации «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // Гарант. Правовая система.

24 См.: Соловьев В., Мясников В. Двойной спецконтроль над оружей-

ным рынком //Независимое военное обозрение. 2006. 28 марта.

образом сказалась на институциональной и кадровой ситуации в системе ВТС.

Оглядываясь в прошлое, увидим, что в 2000 г. стоимость поставок вооружения и военной техники за рубеж только по линии «Рособоронэкспорта» впервые после 1996 г. превысила 3 млрд долл., в то время как в кризисные 1997 и 1998 гг. она едва превышала 2 млрд долл. При этом общероссийский экспорт составил 3,68 млрд долл., что стало первым в многолетней череде достижений рекордным значением этого показателя.

После относительно умеренного роста объемов экспортных поставок в 2001г. до 3,3 млрд долл. «Рособоронэкспорт» затем дважды увеличивал этот показатель на 1 млрд долл., поставив в 2002 г. продукции уже на 4 млрд долл., а в 2003 г. — на 5 млрд. В 2004 г. объемы поставок превысили 5,1 млрд долл. Интенсивно растут и валютные поступления от продажи за рубеж вооружения и военной техники. Если в 2000 г. этот показатель составил 2,84 млрд долл., то затем в течение двух лет они находились на уровне около 4,5 млрд долл., а в 2003 г. — 5,5 млрд долл., увеличившись в 2004 г. еще до 6 млрд долл. Таким образом, за пять лет существования «Рособоронэкспорта» предприятие увеличило поставки по сравнению с 1997—1998 гг. в два раза, а российский экспорт вооружений достиг величин, которые еще во второй половине 1990—х гг. казались совершенно недостижимыми.

Оборот компании сейчас превышает 13 млрд долл., на предприятиях отрасли работает около 200 000 человек — перспективы в целом позитивные. По инициативе «Рособоронэкспорта» формируются госконцерны по производству электроники и авиационных двигателей. Глава государства подписал закон о создании государственной корпорации «Российские технологии» 25. Под ее управление перешли все концерны и холдинги «Рособоронэкспорта» и сам оружейный посредник.

Следует подчеркнуть, что результаты ВТС за последние годы сохраняют устойчивую положительную динамику. Ежегодный объем российского экспорта продукции военного назначения составляет более 5 млрд долл. Только за 2005 и 2006 гг. эта сфера экономики принесла России 6,126 и 6,5 млрд долл. соответственно. Между тем, проводя в марте 2007 г заседание комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Президент РФ В. В. Путин особо отметил: «Цена вопроса—десятки миллиардов долларов, поскольку торговля оружием

наряду с продажей энергоносителей остается главной статьей доходов России». Заметно увеличился портфель заказов на российскую военную продукцию. «По факту он уже достиг отметки в 30 млрд долларов, — сказал В. В. Путин, и даже «раскрыл» номенклатуру военных заказов иностранных партнеров России. — В цене сегодня не только российская боевая авиация, все больший интерес зарубежных специалистов вызывают средства ПВО, военно-морская техника, противотанковые комплексы» 26.

Военно-техническое сотрудничество обеспечивает поддержку и развитие научного и производственного потенциалов предприятий оборонно-промышленного комплекса, так как на экспорт поставляется наукоемкая машинотехническая продукция с высокой степенью переработки.

В настоящий момент военно-техническое сотрудничество Россия ведет с 82 странами, США — со 100 странами, Франция — с 29 странами, Германия — с 26 странами, Англия — с 26 странами27.

Тенденция роста объемов поставок российского оружия за рубеж сохраняется уже на протяжении последних семи лет. С 2001 г. экспорт продукции военного назначения увеличился практически в два раза. Результаты 2007 г. подтверждают эту тенденцию: объем поставок продукции военного назначения в 2007 г. превысит 7 млрд долл. Если говорить о валютных поступлениях, то они, как правило, превосходят цифры поставок. Нынешний объем «портфеля» экспортных заказов субъектов ВТС (свыше 32 млрд долл.) позволяет достаточно оптимистично смотреть на перспективы сотрудничества в военно-технической сфере. Основной задел создан «Рособоронэкспортом», в его активе «портфель» заказов в размере 24 млрд долл. 28.

Статистика свидетельствует, что на данный период объем портфеля заказов сопоставим с объемами экспорта во времена СССР. Так что можно с оптимизмом смотреть в будущее. Для экономики России это очень важно. Сегодня можно предполагать, что такая тенденция сохранится в будущем29.

Итак, говоря о роли военно-технического сотрудничества для экономической безопасности, нам приходится учитывать, с одной стороны, то что экспорт вооружения и военной техники реально является средством укрепления военно-полити-

25 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» // Российская газета. 2007. 26 ноября.

26 См.: www. government. gov. ru. Сайт Правительства РФ.

27 См.: Дмитриев М. В 2005 г. План по экспорту ПВН будет перевыполнен // Интервью информационному агентству «АРМС-ТАСС». 2006. 12 января / http://www. fsvts. gov. ru

28 См.: ДмитриевМ. Конкуренция на мировом рынке вооружений растет // Интервью информационному агентству «Интерфакс». 2007. 25 декабря / http://www. fsvts. gov. ru

29 См.: www. prime-tass. ru. Агентство экономической информации.

ческих и экономических позиций России в мире, а с другой — военно-техническое сотрудничество является одной из статей доходов в государственном бюджете. Поддержание на должном уровне экспортного потенциала страны в области продукции военного назначения обеспечивает загрузку предприятий оборонной промышленности и занятость высококвалифицированных специалистов, что в свою очередь благоприятно влияет на социальную стабильность общества.

Являясь в основном поставщиком сырья, Россия за счет расширения сотрудничества в военно-технической сфере (с последующей экспансией технологий и организацией лицензионного производства) получает шанс выйти на рынок не только военной, но и гражданской высокотехнологичной продукции30.

По мнению автора, в последние годы значимость экспорта как фактора поддержания российского производства и источника валютных поступлений для удовлетворения первоочередных нужд

30 См.: Кушнир А. М. Маркетинг российских вооружений в современных условиях: Дис.... канд. экон. наук. — М.: ВУМО, 2003. С. 65.

народного хозяйства существенно возросла. Ведь российский экспорт превратился в крупнейшую отрасль экономики, через которую реализуется около пятой части ВВП.

Поэтому естественно, что развитие российского экспорта, особенно высокотехнологичной продукции, и прежде всего продукции военного, двойного и специального назначения, может и должно стать важным элементом в решении поставленной Президентом Российской Федерации масштабной задачи удвоения ВВП к 2010 г. с ежегодными темпами экономического роста около 7—8 %.

Проанализировав вышеизложенные факты, можно сделать вывод, что активизация нашей деятельности в области военно-технического сотрудничества позволит стране значительно укрепить позиции на мировой арене, улучшить финансовое положение, сохранить в работоспособном состоянии оборонно-промышленный комплекс. Все это, вне всякого сомнения, позитивно скажется на обеспечении экономической безопасности России.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-БАНКОВСКИХ СИСТЕМ РОССИИ И КИТАЯ»

15-16 октября 2008 г. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» в сотрудничестве с рядом высших учебных заведений Китая и посольством КНР в России проводит Международный форум «Опыт реформирования финансово-банковских систем России и Китая». Ожидается участие в Форуме представителей государственных структур, учреждений науки и высшего образования, государственных и коммерческих банков, финансовых, страховых и промышленных компаний России, Китая, Германии, Англии и других стран. Общее число участников — свыше 300 человек. На Форуме предполагается обсудить широкий спектр актуальных проблем, в частности:

• Современные тенденции и перспективы развития финансово-банковских систем России и Китая;

• Опыт проведения бюджетных реформ в России и Китае: бюджетная поддержка инноваций;

• Финансовые проблемы реформирования социальной сферы в России и Китае;

• Взаимодействие государства и банков в рыночной экономике;

• Международные стандарты банковской деятельности и особенности развития национальных банковских систем;

• Роль банков развития в инновационной экономике;

• Финансово-экономические инструменты инновационного развития экономики России и Китая;

• Институциональное развитие страхования в инновационной экономике;

• Развитие финансово-банковских систем России и Китая как фактор укрепления их позиций на мировом рынке в XXI веке;

• Проблемы модернизации финансово-экономического образования в современных условиях.

В рамках Форума будут проведены пленарные и секционные заседания, а также заседания «круглых столов». Участие в форуме бесплатное. Заявки следует направлять в оргкомитет: 8(499)943-94-21; 8(499)943-95-01; omns@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.