Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание студентов института военно-технического образования ОмГТУ (2005-2012 гг. )'

Военно-патриотическое воспитание студентов института военно-технического образования ОмГТУ (2005-2012 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепов Виктор Анатольевич, Походяев Сергей Васильевич

Составной частью патриотического воспитания, как отмечается в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About military-patriotic education of students at institute of military-technical education of OmSTU (2005—2012)

A component of patriotic education — as it is marked in the Concept of patriotic education of citizens of the Russian Federation, — is the military-patriotic education directed on formation of readiness for military service as a special kind of public service. Military-patriotic education is characterized by a specific orientation, deep understanding of each citizen of the role and a place in service to Fatherland, high personal responsibility for performance of requirements of military service, conviction in necessity of formation of necessary qualities and skills for soldier's duty performance in ranks of the army of the Russian Federation, other armies, military formations and bodies.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание студентов института военно-технического образования ОмГТУ (2005-2012 гг. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

УДК 355.233.231.1:378(09)

В. А. КУТЕПОВ С. В. ПОХОДЯЕВ

Омский государственный технический университет

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОмГТУ (2005-2012 гг.)_________________________________

Составной частью патриотического воспитания, как отмечается в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, студенты.

«Сегодня государство заинтересовано, в первую очередь, в таком непростом деле, как работа с молодежью. Очень важно воспитание в новом поколении военно-патриотических настроений. Надо на качественно новом уровне организовать работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, развитию военно-прикладных видов спорта и физической культуры в целом. Срочная служба длится один год, и солдат должен целиком сосредоточиться на боевой учебе. Это значит он должен прийти в армию физически развитым, закалённым, а еще лучше — владеющим основными навыками работы с транспортной техникой, компьютерами и информационными технологиями. Федеральные, региональные, муниципальные органы власти должны оказывать всяческую поддержку обязательной и добровольной подготовке граждан к военной службе», — заявил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин [1, с. 2].

Государственный заказ на воспитание личности, формирование ее гражданско-патриотического сознания, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям определен в основополагающих документах Российской Федерации, и прежде всего в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» [2] и «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» [3]. Эти документы стали жизненно необходимыми актами по подготовке граждан к обеспечению суверенитета и безопасности нашего государства, защиты его национальных интересов.

В данной статье нам хотелось обобщить опыт работы и рассказать как о наиболее эффективных мероприятиях, проводимых со студентами института военно-технического образования (далее ИВТО) по военно-патриотическому воспитанию, так и о работе, проводимой студентами под руководством преподавателей с учащимися СОШ и ССУЗ г. Омска.

Руководством и ректоратом ОмГТУ, профессорско-преподавательским составом института военно-технического образования, факультета гуманитарного образования, кафедры «Отечественная история» в 2005 — 2012 гг. проводилась работа по формированию гражданского самосознания студентов, проходящих военную подготовку, по получению знаний об истории своего Отечества, края, по воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Родине на примере подвигов и мужества героев Великой Отечественной войны, воинов Вооруженных сил Российской Федерации. В университете сложилась система военно-патриотического воспитания студентов с присущими ей направлениями, формами и методами. Основу ее составляет воспитание студентов на истории, на воинских традициях и ритуалах, на ценностях морали и нравственности.

Работа по военно-патриотическому воспитанию студентов ИВТО осуществляется по следующим направлениям:

— формирование у студентов патриотических ценностей, патриотического самосознания;

— воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии;

— утверждение сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению ее безопасности и суверенитета;

— активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

— формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;

— привитие студентам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства —Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Основные мероприятия плана ВПВ, проводимые в ИВТО ОмГТУ ежегодно:

1. Проведение дней воинской славы.

2. Празднование Дней видов и родов войск, годовых праздников военной кафедры и учебного военного центра.

3. Приведение студентов к Военной присяге.

4. Торжественная церемония окончания обучения на военной кафедре.

5. Торжественная церемония выпуска молодых лейтенантов учебного военного центра.

6. Участие студентов в работе дискуссионного клуба «Патриот».

7. Оборудование в 2006 г. силами преподавателей и студентов ИВТО памятника воинам-танкистам и обеспечение должного ухода за ним.

8. Проведение учебных сборов по основам военной службы с обучающимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и образовательных учреждениях начального (среднего) профессионального образования г. Омска.

9. Оказание помощи СОШ и ССУЗ в проведении военно-спортивных игр «Зарница» (по заявкам).

10. Ежедневное (в рабочие дни) выполнение ритуала подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации с исполнением Гимна Российской Федерации при построении л/с института.

11. Участие студентов ИВТО во всероссийской студенческой олимпиаде «Ратная слава России».

Ежегодно в преддверии Дня Победы и годовщины Вооруженных сил Российской Федерации проводится месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы. В этот период со студентами проводятся смотры строя и песни «Хорош в строю, силен в бою» между взводами, обучающимися на военной кафедре и УВЦ, а в летнее время, во время проведения учебно-полевых сборов, между взводами и ротами. В течение учебного года проводятся уроки мужества, беседы, информирования: «О мужестве, о доблести, о славе», «Честь имею», «Поклонимся священным тем годам», «Подвигу народа жить в веках», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Их именами названы улицы нашего города», «Выдающиеся военные ученые и конструкторы России» и другие.

На торжественные собрания приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны боевых действий. Именно здесь студенты соприкасаются с боевыми подвигами, совершенными убеленными сединой ветеранами, которые со слезами на глазах рассказывают о самой страшной войне, о выводах, которые так необходимы сейчас, чтобы не допустить подобного. Проводятся конкурсы плакатов, газет, рефератов, посвященные мероприятиям месячника. Студенты принимают участие в художественной самодеятельности, выступают со своими номерами на праздничных концертах совместно с профессиональными творческими коллективами.

С чувством искреннего уважения к освободителям студенты возлагают цветы к памятникам вои-нам-освободителям Великой Отечественной войны в парке Победы, воинам-интернационалистам, посещают музей Великой Отечественной войны и музей Омского кадетского корпуса, где непосредственно соприкасаются с документами, наградами, фотографиями тех далеких лет. Студенты понимают, что события военных лет вершили не какие-то выдуманные люди, а родные и близкие люди, многих из которых они еще застали живыми и хорошо помнят.

В рамках праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне, студенты и офицеры ИВТО участвуют в добровольческой акции «Пост № 1» в сквере имени 308-й Гвардейской бригады.

В патриотическом воспитании студентов ИВТО наряду с Днями воинской славы России важное место занимают Дни видов и родов войск, годовые праздники военной кафедры и учебного военного центра. С учетом государственного заказа по военно-учетной специальности ИВТО в настоящее время осуществляет подготовку офицеров-танкистов и офицеров-РВСН. Соответственно, в институте ежегодно (во второе воскресенье сентября) отмечается праздник танкистов и танкостроителей, а также День ракетных войск стратегического назначения (17 декабря).

Военная кафедра — практически ровесница нашего вуза. Шла война, и армия нуждалась в командирах. Военная подготовка была введена в институте 6 марта 1944 г. — эта дата стала официальным днем создания военной кафедры. 31 мая 2006 г. — день создания учебного военного центра.

Обычно празднования начинаются с торжественного построения личного состава и выноса знамени ИВТО. Перед строем выступают офицеры управления ИВТО, гости, военнослужащие и ветераны военной кафедры, которые рассказывают о празднике, его истории и значении, о соблюдении выпускниками ИВТО славных боевых традиций Вооруженных сил РФ. Во время построения личного состава зачитывается приказ о поощрении лучших преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и студентов ИВТО. Затем личный состав ИВТО проходит торжественным маршем.

После завершения торжественного построения личного состава ИВТО организуются и проводятся торжественные, культурные и спортивные мероприятия, посещение института представителями общественности, родителями студентов. По мере проведения мероприятий, как правило, готовятся публикации, кино- и фотоматериалы, рассказывающие об одном из дней жизни института и его людях.

Принятие Военной присяги на верность Отечеству было и остается незабываемым событием в жизни каждого человека, прошедшего военную подготовку в ИВТО. Приведение к военной присяге в рассматриваемый период осуществлялось при прохождении учебных сборов. В воинских частях и учебных заведениях накоплен достаточный опыт использования этого важного воинского ритуала для воспитания у студентов гордости за принадлежность к Вооруженным силам РФ, осознания святости и нерушимости данной Военной присяги.

Ежегодно, в начале июля, в учебном военном центре ОмГТУ проводится выпуск молодых офицеров. В рамках торжественных мероприятий планируется прощание выпускников со знаменем, вручение дипломов об окончании университета, сертификата о получении военного образования и офицерских погон, проведение торжественного собрания, праздничного концерта и другие мероприятия. Церемонии выпуска молодых офицеров придается большое значение в патриотическом воспитании личного состава студентов ИВТО. Чем торжественней организуются мероприятия, тем весомей и почетней представляется военная служба для студентов, продолжающих обучение, тем больший заряд патриотизма ими приобретается.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

Количество учащихся СОШ и ССУЗ, прошедших учебные сборы по ОВС на базе ИВТО ОмГТУ

Год Кировский и Советский административные округа Центральный административный округ Всего за город Омск

учебных заведений учащихся учебных заведений учащихся учебных заведений учащихся

2005 31 694 22 682 53 1376

2006 28 717 34 617 62 1334

2007 24 568 29 483 53 1051

2008 27 617 33 548 60 1165

2009 39 753 37 649 76 1402

2010 39 679 38 712 77 1391

2011 31 643 38 697 69 1340

2012 52 826 22 691 74 1517

Важное место в системе военно-патриотического воспитания студентов ИВТО играет работа исторического дискуссионного клуба «Патриот», созданного по инициативе Полканова Владимира Даниловича, заведующего кафедрой «Отечественная история». В работе клуба принимают участие и студенты факультета гуманитарного образования, и студенты института ВТО ОмГТУ. За последние два учебных года в дискуссионном клубе «Патриот» были обсуждены проблемы: «Роль СССР в разгроме фашисткой Германии», «Цена Победы», «Роль И. В. Сталина в победе над фашистской Германией», «Фальсификация истории Великой Отечественной войны», «Фашизм и Коммунизм: близнецы-братья или антиподы?», «Катынское дело», «Смута (1558 — 1613 гг.)», «Кто виноват в развязывании Гражданской войны в России?», «Николай II: был ли он святым?», «А. В. Колчак: за и против»...

Значимым событием в работе, проводимой в вузе по военно-патриотическому воспитанию студентов, стало открытие в сентябре 2005 г. памятника во-инам-танкистам. С этой инициативой выступил директор института ВТО полковник Погодаев Виктор Павлович. Памятник стал настоящим символом института.

Особое место в деятельности кафедры по подготовке студентов отводится вопросам привития методических и практических навыков в работе по военно-патриотическому воспитанию молодежи. В целях решения этих задач по обращению департамента образования г. Омска на базе ИВТО ОмГТУ преподавателями и студентами проводились учебные сборы по основам военной службы с учащимися старших классов средних общеобразовательных школ, гимназий, колледжей и техникумов г. Омска. Нельзя не отметить, что нагрузка у преподавателей и студентов ИВТО ОмГТУ в проведении занятий с учащимися СОШ и ССУЗ значительно выше, чем у всех вместе взятых военных учебных заведений и воинских частей в городе (табл. 1) [4]. Тем не менее занятия ежегодно, в апреле и мае, проводятся на высоком научном и методическом уровне.

Офицеры и студенты ИВТО выступали судьями на школьных военно-спортивных играх «Зарница». При проведении этих мероприятий с учащимися проводилась профориентация с целью привлечения выпускников школ для поступления в ОмГТУ и выбора профессии военнослужащего.

Хорошей проверкой всей проводимой работы по военно-патриотическому воспитанию студентов ИВТО стало приглашение на участие во всероссийской студенческой олимпиаде «Ратная слава России». Конкурс олимпиады делился на теоретическую и военно-прикладную части. Если в 2011 г. (первое участие в олимпиаде) в теоретической части команда ИВТО ОмГТУ заняла 6-е место, а в военно-прикладном конкурсе — 2-е место [5], то в 2012 г. по итогам олимпиады она заняла уже первое место в военно-прикладном конкурсе и 5-е место в теоретической части по знанию военной истории, пропустив вперед команды исторических факультетов вузов Томска и Красноярска [6]. Что возможно и справедливо, ведь мы осуществляем подготовку студентов по техническим специальностям и количество учебных часов по гуманитарным дисциплинам у нас значительно меньше. В личном первенстве наши студенты добились следующих результатов: 1-е место в военно-прикладном конкурсе — студент Початков Константин Евгеньевич; 2-е место в военно-прикладном конкурсе — студент Иванчук Александр Степанович; 3-е место в военно-прикладном конкурсе и 3-е место в теоретической части олимпиады — студент Потехин Евгений Алексеевич.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что результаты говорят сами за себя. В вузе действительно проводится большая и важная работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи. А сложившаяся система военно-патриотического воспитания реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности студентов и всего педагогического коллектива ОмГТУ.

Библиографический список

1. Повышение престижа военной службы и формирование национального резерва в числе первоочередных задач в деятельности Президента России В. В. Путина [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lawinrussia.ru/node/109678 (дата обращения: 21.08.2012).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на

2011—2015 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://www. government.ru/gov/results/12530/ (дата обращения: 31.09.2012).

3. Российская газета. — 2010. — 12 февраля. — № 30 (5109).

4. Архив ИВТО. Ф. 91. Д. 280, 281, 324, 325, 367, 368, 399, 400, 427-434.

5. Олимпиада «Ратная слава России» 2011. [Электронный ресурс]. — URL: https://cms.tomsk.gov.ru/ru/veteran/smi/olym-piad1/ (дата обращения: 23.08.2012).

6. Олимпиада «Ратная слава России» 2012 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.omgtu.ru/general_infor-

mation/?ELEMENT_ID= 1432 (дата обращения: 23.08.2012).

КУТЕПОВ Виктор Анатольевич, кандидат исторических наук, заместитель начальника Учебного

военного центра (Институт военно-технического образования).

ПОХОДЯЕВ Сергей Васильевич, старший преподаватель Учебного военного центра при ОмГТУ, соискатель по кафедре социальной педагогики Омского государственного педагогического университета. Адрес для переписки: kutepviktor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2012 © В. А. Кутепов, С. В. Походяев

УДК 327.54(09) В. А. КУТЕПОВ

С. В. РЫБАКОВ

Омский государственный технический университет

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

ФУЛТОНСКАЯ РЕЧЬ ЧЕРЧИЛЛЯ:

СУТЬ И ПОДТЕКСТЫ____________________________________

Принято считать, что старт «холодной войне» был дан выступлением Уинстона Черчилля 5 марта 1946 года в американском городе Фултоне. Это представление верно в той мере, в какой речь Черчилля знаменовала собой переход стран антигитлеровской коалиции от сотрудничества к взаимному соперничеству. Но к тому моменту комплекс предпосылок «холодной войны» — идеологических, геополитических и даже культурно-религиозных — уже сложился.

Ключевые слова: фултонская речь Черчилля, Сталин, Трумэн, идеология, геополитика, атомное оружие, «холодная война».

Своё знаменитое выступление в Фултоне Черчилль начал с тезиса о важности укрепления «братского союза англоязычных народов», имея в виду в первую очередь «особые отношения между Британской империей и Соединенными Штатами» [1]. При этом ему пришлось признать, что в послевоенных условиях альянс англосаксонских стран мог существовать только под эгидой США, в годы Второй мировой войны вырвавшихся на позиции самой богатой державы мира.

Благодаря гигантскому росту военного производства и поставок оружия армиям США и их союзников (а по некоторым данным, не только союзников) американский капитал в годы Второй мировой войны получил огромные прибыли. Территория США никак не пострадала от военных действий — в отличие от Британии, Германии, Советского Союза, Японии, потерпевших колоссальный материальный ущерб в результате военных действий и разрушительных бомбардировок со стороны противников.

Соединённые Штаты усиливались, а Британская империя, охватывавшая огромные территории во всех частях света, напротив, трещала по швам, теряя значение наиболее активного участника «большой геополитической игры». В годы войны хозяйство Великобритании понесло тяжёлый урон, резко выросла её внешняя задолженность. Неудачи англичан во

многом и способствовали возвышению Соединённых Штатов, открыв им возможность вырваться на роль лидера западного мира. Англичанам оставалось лишь «вписываться» в фарватер набиравшей быстрый ход бывшей британской колонии, в одночасье превратившейся в «старшего брата» Британии.

Выступая в присутствии президента США Гарри Трумэна, Черчилль не жалел комплиментов для американцев: «Соединенные Штаты находятся в настоящее время на вершине всемирной мощи. Сегодня торжественный момент для американской демократии, ибо вместе со своим превосходством в силе она приняла на себя и неимоверную ответственность перед будущим» [1].

На «вершину всемирной мощи» Америку вознесло не только её финансовое богатство, но и приобретенное за счёт гигантских денежных затрат монопольное обладание атомным оружием. Не вспоминая про пепел Хиросимы и Нагасаки, Черчилль льстил американцам: «Ни один человек ни в одной стране не стал спать хуже от того, что сведения, средства и сырье для создания бомбы сейчас сосредоточены в американских руках. Не думаю, что мы спали бы так спокойно, если бы какое-нибудь коммунистическое или неофашистское государство могло бы монополизировать это ужасное средство... Мы должны обладать явным, разительным превос-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.