Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности'

Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1323
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Мирошниченко С.В.,

преподаватель-организатор ОБЖ МКОУ СОШ №11 пос. Новый, Россия

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время очень остро стоит проблема патриотического воспитания молодежи. В современных условиях наше общество утратило традиционное сознание российского патриотизма, люди становятся равнодушными, циничными, агрессивными, падает престиж службы в вооруженных силах, у подростков формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. Значительная часть призывников не хотят служить в рядах вооруженных сил РФ. Военная служба становится неизбежной необходимостью и неблагодарной повинностью, которую следует выполнять лишь во избежание уклона от ответственности перед законом. Необходимость защищать свою Родину, быть гордым за то, что ты военнослужащий своей великой страны, воинская честь и достоинство - к большому сожалению, эти понятия утрачивают у призывников свою значимость. В связи с этим возникает необходимость решения острейшей проблемы воспитания призывной молодежи, как основы консолидации общества и укрепления обороны государства.

Обучать молодежь основам безопасности жизнедеятельности невозможно без формирования нравственности и патриотизма. Таким образом, цель моего преподавания ОБЖ - подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

В настоящее время патриотическое воспитание подрастающего поколения в числе приоритетных. Но одно дело заявить о нем во всеуслышание и совсем другое - осмысливать ее и предпринимать конкретные шаги.

Многие нравственные вопросы касаются школьных дисциплин. Однако предмет ОБЖ способствует существенному улучшению нравственного воспитания у обучающихся в школе. Главный вопрос: как это осуществить и что для этого необходимо? В настоящий момент в учебниках основ безопасности жизнедеятельности по темам нравственного, патриотического воспитания практически ничего нет, а для воспитания настоящих патриотов Родины, способных стать настоящими защитниками своей люби-

мой Отчизны, нужно применять прямое и эффективное воздействие на учеников, обучающихся в школе.

Очень важно уделять большое внимание и подготавливать учеников по таким направлениям:

• патриотическое воспитание;

• военная подготовка;

• физическое развитие.

Перечисленные направления воспитания вызывают огромный интерес у обучающихся, ведь они наполняют их необходимыми жизненными знаниями. Реализация патриотического воспитания осуществляется через внеклассные мероприятия. Мною запланированы встречи с ветеранами Великой Отечественной, Афганской и Чеченских войн, представителями силовых структур, знакомство учащихся с жизнью и бытом воинских подразделений во время экскурсий. Военная подготовка - это изучение военного дела, соревнования по боевым искусствам. В ходе физического развития мы должны сформировать убеждение, что наше здоровье - это достояние государства и осуществляется через спортивные мероприятия и соревнования, туристические походы по родному краю. Свои уроки я строю так, чтобы они вызывали интерес к военным профессиям (спасатель МЧС, военнослужащий, полицейский). Для привлечения молодежи к этим профессиям приглашаю специалистов структур, которые готовы продемонстрировать свое мастерство и опыт. Это позволит нам решать многие задачи, поставленные образовательной программой по патриотическому воспитанию. Количество социальных партнеров, активно работающих с преподавателем-организатором ОБЖ, постоянно увеличивается. Патриотическая деятельность обучающихся представляет собой внеурочные занятия по предмету: проведение соревнований, военнизированных эстафет, различные конкурсы, викторины, походы, тактические подвижные игры на местности, которые должны заложить основы духовной, психологической подготовки, способствовать физическому развитию и совершенствованию военных знаний и навыков. Большое воспитательное воздействие на ребят оказывают такие занятия, как уроки мужества, которые вызывают у ребят огромный интерес: производится сборка и разборка АК, экипировка солдат и т.д. Продолжением этих увлекательных уроков служит военно-спортивная эстафета, в которой принимают участие учащиеся всех возрастов. Сюда включено большое количество разнообразных мероприятий: передвижение по местности, разбитие лагеря для отдыха и ночлега, разведение костра и приготовление пищи, ориентирование на местности, оказание первой

медицинской помощи при травмах, преодоление минного поля в составе команды и другие игры и конкурсы. Заканчивается соревнование марафоном песен военных лет, посвященных истории Родины, Вооруженным силам и боевой технике РФ. В период проведения различных внеклассных мероприятий мною запланированы встречи наших патриотов с участниками Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, проживающими в нашем поселке, которые доказывают своими рассказами, что в жизни есть место подвигу. Также мы регулярно проводим экскурсии и походы по местам военных действий в нашем районе в годы Великой Отечественной войны. Это сплачивает детей и способствует патриотическому воспитанию. Таким образом, в процессе преподавания предмета необходимо обеспечить мотивацию школьников для проявления сострадания, гордости. Любовь к своей Родине - это проявление настоящего патриотизма, а защита Отечества - это долг и обязанность каждого патриота.

© Мирошниченко С.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.