Научная статья на тему 'Военно-патриотическая направленность физического воспитания и спорта в Якутии в 1941-1945 гг'

Военно-патриотическая направленность физического воспитания и спорта в Якутии в 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
655
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / РАЗВИТИЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ЯКУТСКИЕ БОЙЦЫ-ЛЫЖНИКИ / ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ РАБОТА / ГЕРОИЗМ НАРОДНЫХ МАСС / PATRIOTISM / THE GREAT PATRIOTIC WAR / THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION / THE YAKUT SOLDIERS-SKIERS / MILITARY SPORTS WORK / THE HEROISM OF THE MASSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федоров Д. С.

Раскрывается концептуальная мысль о военно-патриотической направленности физического воспитания и спорта в годы Великой Отечественной войны в Якутии. Подчеркивается общепедагогическая сущность самовоспитания и мобильности народных масс в экстренной ситуации войны в военно-патриотическом духе. Приводятся убедительные исторические факты по усилению физкультурно-массовой, спортивной и оборонной работы как уверенность и непоколебимая вера народа в Победу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-patriotic orientation of physical education in Yakutia in the period of 1941-19451

The article shows the conceptual idea of the military-patriotic direction of physical education and sport during the Great Patriotic War in Yakutia. The author emphasizes the general pedagogic essence of self and mobility of the masses in emergency conditions of war. The historical facts of enhancement of the sports and media, sports and defense works are provided as confidence and unshakable faith in the peoples victory.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическая направленность физического воспитания и спорта в Якутии в 1941-1945 гг»

20. Творчество композиторов Якутии в контексте развития национальных композиторских школ: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Якутск: Плазма, 2008. - С. 48-56.

21. Головнева Н.И., Кириллина З.И. Якутская музыкальная литература: учебное пособие для муз. учеб. заведений. -Якутск, 1991. - 400 с.

22. Кривошапко Г.М. Музыкальная культура якутского народа. - Якутск, 1982. - 184 с.

23. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в Бурятии: опыт разработки и реализации концепции. - Улан-Удэ, 2005. - 246 с.

24. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. чл.-корр. АПН СССР, проф. И.Т. Огородникова. - Чебоксары, 1974 - 296 с.

25. Емельянов Н.В. Якутский эпос олонхо / Н.В. Емельянов, В.В. Ларионов. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. - 29 с.

26. Борисова А.А. Этико-эстетические ценности олонхо // Вестник Якутского госуниверситета. - 2008. - Т. 5. - № 2. -С. 79-86.

27. Петров В.Т. Этническое в эпическом контексте // Поэтика эпического повествования. - Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1993. - С. 19-35.

28. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. - М.: Сов. композитор, 1986. - 240 с.

29. Никифорова В.С. Локальные традиции в музыке олонхо: Автореф. дис. канд. искусствоведения. - СПб., 1995. - 18 с.

30. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. - 344 с.

31. Из истоков народной педагогики якутов: материалы республиканской научно-практической конференции. - Якутск, 1992. - С. 97-99.

O.G. Yakovleva

Musical heritage of the Sakha people - one of the means of forming the spiritual culture of an individual

The author analyzes historical and ethnographic material on the folklore of Sakha. The pedagogical heritage of the Sakha people is considered. The specificity of the national musical art as a means of forming the spiritual culture of the individual is substantiated.

Key words: spiritual culture, spirituality, national traditions, music, folklore, folk pedagogy.

-------4НН*--------------

УДК 37. 013. 8 : 796 (091) (571. 56) Д.С. Федоров

военно-патриотическая направленность физического воспитания и спорта в Якутии в 1941-1945 гг.

Раскрывается концептуальная мысль о военно-патриотической направленности физического воспитания и спорта в годы Великой Отечественной войны в Якутии. Подчеркивается общепедагогическая сущность самовоспитания и мобильности народных масс в экстренной ситуации войны в военно-патриотическом духе. Приводятся убедительные исторические факты по усилению физкультурно-массовой, спортивной и оборонной работы как уверенность и непоколебимая вера народа в Победу.

Ключевые слова: патриотизм, Великая Отечественная война, развитие физкультуры и спорта, воспитание подрастающего поколения, якутские бойцы-лыжники, военно-спортивная работа, героизм народных масс.

Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков продолжалась долгих 1418 дней. Это были тяжелые дни, когда каждый советский человек понимал, что от него зависит будущее страны, дальнейший ход истории. С первых дней войны работа Комитета по делам физической культуры и спорта при СНК Якутской АССР, районных и городских спорткомитетов, добровольных спортивных обществ была пере-

ФЕДОРОВ Данил Семенович - ст. преподаватель кафедры физвоспитания ЯГУ E-mail: unir@sitc.ru

строена на военный лад, на подготовку резерва Красной Армии и оборонных кадров в соответствии с приказом № 188 Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совнаркоме СССР

Руководство и контроль за работой комитетов по физической культуре и спорту осуществлялись областным комитетом партии и Советом Народных Комиссаров Якутской АССР. Всеобщее обязательное военное обучение граждан (всеобуч) с целью подготовки резерва Красной Армии проводилось в тесном контакте с комсомольскими, профсоюзными организациями, военными комиссариатами, организациями Осоавиахима, местными районными организациями. Областной комитет

ВКП(б), Совет Народных Комиссаров Якутской АССР только в первый период Великой Отечественной войны приняли 19 постановлений по вопросам физкультурной работы в республике и деятельности организаций Осоа-виахима. Следует особо отметить, что Осоавиахим был самой массовой оборонной организацией. Он подчинялся ЦИК Якутии и тесно взаимодействовал с военным комиссариатом. До 1941 г. в организациях Осоавиахима СССР насчитывалось 14 млн человек. Из них обучалось различным военным специальностям 2 млн 600 тыс. человек [1].

Главной задачей в рамках всеобуча была подготовка бойцов - лыжников, рукопашного и штыкового боя, гранатометчиков, ручных и станковых пулеметчиков, истребителей танков, снайперов, инструкторов санитарного дела (женщины), радистов, разведчиков.

Наряду с работой в пунктах всеобуча физкультурные организации проводили широкую спортивно-массовую работу: не прекращались чемпионаты республики по шахматам, лыжному спорту, легкой атлетике; профсоюзнокомсомольские лыжные и легкоатлетические кроссы, соревнования по приему норм БГТО, ГТО 1, 2 ступеней, проводились различные военизированные соревнования, походы, переходы и т.д. Они дополняли программу всеобщего военного обучения.

Говоря о подъеме военно-патриотического сознания народных масс Якутии, следует подчеркнуть огромную роль в этом деле Якутского педагогического института. К началу войны он стал первым высшим учебным заведением, центром подготовки специалистов с высшим образованием из местной молодежи, ядром притяжения научных и творческих сил республики.

На первом же митинге в пединституте, состоявшемся 23 июня 1941 года, заявление о добровольном вступлении в действующую армию подали преподаватели И.А. Мельников, А.Е. Мординов, Н.В. Киряев, студенты Г.А. Данилов, В.Н. Шамшинов и многие другие. И.А. Мельников, проректор пединститута, 4 сентября 1941 г. был призван в Красную Армию. За ним в разное время были призваны в ряды Красной Армии преподаватели пединститута П.М. Корнилов, П.Д. Ларионов, К.Ф. Пасютин, Р.И. Местников, И.К. Федоров,

А.И. Иванов, Ю.Г. Шафер, А.С. Ковалевский, Н.К. Кыч-кин и другие. В ряды Красной Армии были призваны и направлены на фронт многие студенты пединститута: Д. Данилов, З. Саввин, В. Алексеев, Н. Антонов, студенты педрабфака Д. Донской, Н. Иванов, Д. Макаров, С. Минаков, Г. Данилов, В. Зимин, С. Кошелев, И. Ершов, В. Корнилова, А. Кузьмин, И. Тарасов, Н. Андреев, Е. Таркин, Н. Самсонов и другие. Это были передовики учебы, лучшие общественники института. Пример преподавателей, сотрудников и студентов педагогического института был подхвачен тысячами трудящихся Якутии, которые подавали заявления о приеме в действующую Красную Армию, просили направить их на фронт.

Массовый патриотизм, проявленный советским народом, в т.ч. воинами, ушедшими на фронт из стен педагогического института, в частности, виден из письма П.М. Корнилова. Он, гвардии майор, в своем письме, обнаруженном историком Д.Д. Петровым, писал: «... Сейчас такое историческое время, что мне, как коммунисту, стоять вне этих событий и не принимать в них непосредственного участия нельзя. Я во что бы то ни стало должен показать себя на деле.» [3]. Письмо это было отправлено 12 августа 1941 года. П.М. Корнилов прошел всю войну и в мае 1945 года уже писал так: «.Пишу настоящие строки из далекой побежденной Германии. Сам я жив и здоров. Радость победы над ненавистным врагом влила в меня новый приток силы и энергии. Я поправился, сил и энергии хоть отбавляй, работать хочется. Еще как бы работал» [2].

В дни Великой Отечественной войны военномассовая работа приобрела исключительно важное значение, ибо на борьбу с фашизмом поднялся весь советский народ. Война потребовала от каждого гражданина, способного носить оружие, чтобы он в совершенстве овладел военной техникой и в любую минуту был готов встать на защиту Отечества. С первых дней войны в нашей республике развернулась широкая сеть кружков и специальных подразделений по подготовке пулеметчиков, снайперов, бойцов-лыжников, связистов, медицинских сестер, парашютистов и т.д. Население, особенно молодежь, стало систематически заниматься сдачей норм на оборонные значки и активно участвовать в массовых военно-физкультурных мероприятиях - в стрелковых, химических, лыжных и других соревнованиях. Это дало Красной Армии тысячи грамотных в военном отношении бойцов. Достаточно сказать, что за время войны оборонно-физкультурными организациями республики подготовлены десятки тысяч ворошиловских стрелков, значкистов «Готов к труду и обороне», «Готов к санитарной обороне» и других. В их подготовке большую работу делали массовые оборонные организации - Осоавиахим, Красный крест, добровольные спортивные общества.

Успешное наступление советских войск и приближение конца войны внесли коррективы в физкультурную и спортивную работу республики 1945 года. Календарным планом на 1945 год было запланировано проведение 55-и соревнований по различным видам спорта. Преобладающим по-прежнему оставался лыжный спорт, по которому было предусмотрено 19 соревнований; по легкой атлетике - 13, гимнастике - 3, конькобежному спорту - 4, спортивным играм (баскетболу, волейболу, футболу) 12, а также запланированы соревнования по шахматам, шашкам, городошному спорту и т.д. По особому календарному плану проводились массовые соревнования по приему норм ГТО, БГТО с выделением зимних и летних нормативов, профсоюзно-комсомольские лыжные и легкоатлетические кроссы, оборонно-спортивные соревнования (рукопашный бой, гранатометание, полоса препятствий

и т.д.). Особое место отводилось соревнованиям, посвященным праздничным датам: 12 июля - «Всесоюзный День физкультурника»; «День Военно-Морского флота»; соревнования, посвященные национальному празднику «Ысыах». Большая работа была проведена в седьмой очереди всеобуча. Она началась 15 января и закончилась 25 апреля 1945 г.

Профсоюзно-комсомольский кросс по лыжам в нашей республике, как и во всей стране, привлекал большие массы молодежи. В кроссе 1945 г. приняло участие свыше 27 тысяч человек, из них 81,6% сдали нормы по комплексу ГТО и БГТО. По результатам этого кросса в первые ряды лыжников республики вышли молодые и способные спортсмены - В. Лысак, Р. Константинов,

С. Павлов и другие [3].

Большую роль в успешном проведении кросса сыграла массово-разъяснительная работа среди населения. С этой целью проводились инструктивные совещания с комсомольскими, физкультурными и профсоюзными активами, знакомили каждый коллектив с положением о кроссе, широко использовали местную печать и радио, плакаты и лозунги.

Во многом успех кросса зависел от общественных инструкторов лыжного спорта. Необходимо было умело использовать их для практической работы по тренировке участников кросса. Каждый инструктор был закреплен за определенным коллективом, а комсомольским и физкультурным работникам следовало руководить их работой, вовремя оказывать им помощь. В тех районах, где не хватало инструкторов, нужно было организовать их подготовку, создавая специальные курсы для наиболее подготовленных лыжников.

Проведению кросса предшествовала массовая подготовка бойцов-лыжников на внутриколхозных и районных соревнованиях колхозной молодежи с последующим участием в республиканском первенстве по лыжам. Все это дало положительные результаты в достижении массовости и высоких технических показателей участников кросса, а также явилось основным стимулом в улучшении постановки всей военно-физкультурной работы в республике.

Для руководства соревнованиями был утвержден оргкомитет при обкоме ВЛКСМ и республиканском комитете по делам физкультуры и спорта при СНК, чтобы совместными усилиями обеспечить хорошую подготовку и проведение лыжных соревнований [3].

Так, в городах, райцентрах, школах, учебных заведениях, в пединституте проводилась усиленная учебнотренировочная работа. В процессе подготовки к этому кроссу в районах создавались команды, проводились усиленные тренировки, подготавливались инструкторы лыжного спорта, изготавливались лыжи и т.д. Например, в Намском районе были организованы 64 команды, из них 17 колхозных; в Нюрбинском - 91 команда, подготовлено 12 инструкторов-общественников лыжного

спорта, изготовлено 310 пар лыж; в Горном - 50 команд, подготовлено к кроссу 416 пар лыж; в Сунтарском - 40 команд, из них 13 колхозных и т.д. Организуются лыжные вылазки в школах: только за один день, 24 февраля, в г. Якутске в лыжной вылазке приняли участие 26 команд школьников в составе 635 участников [3]. В Верхоянском районе была подготовлена команда лыжников в составе

Н.Н. Неустроева, В.А. Климовского и других (всего 7 человек) для лыжного перехода по маршруту Верхоянск

- Якутск - Верхоянск протяженностью в один конец 1128 км. Это расстояние лыжники преодолели за 14 дней и прибыли в г. Якутск 1 марта, где их встретила физкультурная общественность города.

4 марта лыжники г. Якутска организовали соревнования по военизированной эстафете на приз городского комитета физкультуры. Эстафета состояла из 4-х этапов

- два мужских по 3 км и два женских по 2 км. При этом участники всех этапов должны были пробежать в противогазе: мужчины - 200 м, а женщины - 100 м.

В г. Среднеколымске была составлена лыжная агитбригада, которая прошла по тайге 950 км. Эта бригада побывала в шести наслегах и провела 8 вечеров художественной самодеятельности, более 30 бесед об оборонной работе, санитарии и т. д

В конце марта 1945 г. республиканский комитет по делам физической культуры и спорта при СНК ЯАССР подвел итоги работы физкультурных организаций по комплексу ГТО за 1944 г. За перевыполнение государственного задания по подготовке значкистов переходящее Красное знамя присудили Алданскому окружному комитету по делам физической культуры и спорта (председатель Кон Б.Б.), который был награжден еще и Почетной Грамотой. Почетными Грамотами также были награждены Горный и Оймяконский районы. На этом же заседании комитет утвердил правила сорвенований по якутским национальным видам спорта - прыжкам «кы-лыы», «ыстанга», «куобах», борьбе «хапсагай», «курда-сан тустуу» и национальной гребле на ветке.

31 марта военным отделом обкома ВКП(б) в газете «Социалистическая Якутия» № 63 (7402) выпущена статья «Усилить оборонную работу в массах», где отмечается, что исторические победы, которые одерживает героическая Советская Армия неразрывно связаны с самоотверженной работой нашего тыла. Тыл для фронта

- первое дело, ибо он, и только он питает фронт не только всеми видами довольствия, но и людьми-бойцами, настроениями, идеями.

Завершающим этапом зимнего спортивного сезона стали первый лично-командный чемпионат колхозников и сельских работников по лыжным гонкам и шестой чемпионат республики по лыжам.

В лично-командных соревнованиях среди сельских лыжников приняли участие колхозники, работники МТС и сельская интеллигенция. Из Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Горного, Нюрбинского,

Сунтарского, Орджоникидзевского и Якутского районов около ста лыжников и лыжниц померились силами на дистанции 3, 5, 10, 20 км, и в смешанной эстафете.

В эстафете первыми на финиш пришли представители Мегино-Кангаласского района. Чемпионом на дистанции 10 и 20 км стал тракторист Майинской МТС П. Карамзин.

Среди женщин на дистанции 3 км чемпионкой стала А. Безменова (колхоз «Красный восток» Якутского района), а дистанцию на 10 км выиграла Мария Рахлеева (Таатта). В командном зачете победу одержали лыжники Мегино-Кангаласского района.

Через день 56 лучших лыжников встретились на шестом лично-командном первенстве республики. На этих соревнованиях трижды на пьедестал почета выходил один из лучших гонщиков 1944 года Н. Соловейкин. Он завоевал звание чемпиона на дистанциях 10, 20, 30 км. Динамовец В. Красников выиграл дистанцию в 50 км. Студент рыбного техникума Л. Серебренников первым финишировал в военизированной гонке на 10 км с гранатометанием в цель.

Женщины состязались на дистанциях 3, 5, 10, 15 км; победительницей в военизированной гонке на 5 км стала Е. Соловьева, она же победила в гонках на 3 и 5 км Т. Мезенцева выиграла гонку на 10 км, а в военизированной гонке на дистанции 15 км. первое место заняла

В. Огородова (Алдан). В командном зачете на первое место вышла сборная команда г. Якутска.

В марте этого года были совершены ряд сверхдальних лыжных переходов. Почин лыжников-комсомольцев Верхоянья подхватила молодежь п. Казачье Усть-Янского района. Они совершили сверхдальний переход в Заполярье по маршруту: Казачье - Дружина - Казачье. Расстояние в 2200 км пройдено за 27 ходовых дней. Команда состояла из пяти человек: А. Окоемов - руководитель, И. Слепцов, Р. Петухов, В. Сучковский и М. Романов. Такие же переходы были совершены по маршруту: Дружина-Абый - Дружина, Олекминск - Томпо - Олекминск [3].

Календарь спортивных соревнований на летний сезон насыщен большим количеством различных мероприятий. Поэтому с апреля-мая физкультурные и комсомольские организации начали подготовку к этим большим мероприятиям. Комитеты по делам физкультуры и спорта, советы добровольных спортивных обществ совместно с комсомольскими организациями должны были разработать календарный план спортивно-массовых мероприятий на весь летний сезон.

Летний спортивный сезон открыли участники второй традиционной легкоатлетической эстафеты на приз газеты «Социалистическая Якутия». 6 мая 1945 года 9 команд на площади В.И. Ленина приняли старт в эстафете. Первой на финиш пришла представительница команды ДСО «Большевик» П. Гаврилова, второй финишировала команда электротехникума связи, третьей - команда ДСО «Учитель» [2].

Официальное открытие летнего сезона состоялось 27 мая 1945 года на стадионе «Медик». Оно начиналось с парада спортсменов обществ «Спартак», «Большевик», пединститута, техникума связи, рыбного техникума, фельдшерско-акушерской школы. После парада состоялись массовые показательные выступления гимнастов с вольными упражнениями, затем соревнования легкоатлетов, волейболистов, футболистов. Июнь полностью был посвящен проведению летних легкоатлетических профсоюзно-комсомольских кроссов, которые начались 10 июня. В этот день по республике был объявлен старт кросса. В первый день кросса на старт вышли 13 коллективов г. Якутска. Такие же массовые кроссы состоялись в г. Алдане и в Мегино-Кангаласском районе.

3 августа на республиканском стадионе «Медик», после восьмилетнего перерыва (третья Всеякутская спартакиада проводилась в 1937 году) была открыта четвертая республиканская летняя Спартакиада народов Якутии. В программу спартакиады были включены соревнования по легкой атлетике и национальным видам спорта. В этой спартакиаде приняли участие команды гг. Алдана, Якутска, Якутского, Чурапчинского и Орджоникидзевского районов. В командном зачете первое место заняла команда г. Алдана, она набрала 5066 очков, г. Якутск оказался на втором месте с 4728 очками.

Чемпионами четвертой спартакиады среди женщин стали: по легкой атлетике (бег на 100 м и прыжки в высоту) - Т. Мезенцева, (в прыжках в длину и в беге на 400 м) - Н. Маршева. П. Гаврилова стала чемпионкой в беге на 500 и 800 м, А. Туловская - в толкании ядра и метании гранаты.

Среди мужчин проводились соревнования по национальным видам спорта по новым правилам, составленным Е.К. Суровецким и Г.Р. Десяткиным. Главным судьей соревнований был назначен Е.К. Суровецкий. По борьбе «Хапсагай» чемпионом стал представитель Олек-минского района А. Токосов. В перетягивании палки победу одержал П. Рожин (Мегино-Кангаласский район), он же стал чемпионом в прыжках «ыстанга». Представитель Усть-Алданского района Г. Дмитриев вышел победителем в прыжках «кылыы» и «куобах».

12 августа 1945 г. городской и республиканский комитеты физкультуры провели спортивный праздник, посвященный Всесоюзному дню физкультурника. Состоявшийся парад физкультурников превратился в праздник всего города. Помимо многочисленных участников парада, на нем присутствовало большое количество зрителей. За активное участие в оборонно-массовой работе, подготовке бойцов-лыжников, за достигнутые успехи в военно-физической подготовке учащихся, успешное проведение спортивно-массовых мероприятий, подготовку значкистов БГТО, ГТО и спортсменов-разрядников большая группа учителей физической культуры и военного дела 7 сентября 1945 г. была награждена Указом Прези-

диума Верховного Совета Якутской АССР Почетными грамотами.

Учителями физкультуры и военного дела в годы войны была проведена большая работа по начальной и допризывной военной подготовке учащихся школ, техникумов и студентов Якутского государственного педагогического, учительского институтов, рабфака. В этом деле большое значение имело Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 24 октября 1942 г. о введении с 1942-43 учебного года военно-физической и допризывной подготовки учащихся средних школ и техникумов. Хороших показателей в начальной и допризывной подготовке учащихся в годы войны добились учителя физкультуры и военного дела И.П. Клубовский - учитель школ № 7 и 9 г. Якутска, Н. Алексеев - Ытык-Кюельской школы № 1, И.М. Игнатьев - Тулагино-Кильдямской семилетней школы, Н.С. Маслов - педагогический институт и другие [3].

В целом за 1941-1945 гг. было подготовлено более 2250 разрядников. В республике выросли молодые способные лыжники Н. Медведев (первый мастер спорта), М. Асадулин, Н. Соловейкин, И. Ча, лыжницы В. Огоро-дова, Т.Е. Каге; легкоатлеты В. Марцинкевич, С. Маршев, Т. Мезенцева, Е. Соловьева и многие другие [3].

Важным событием спортивной жизни республики было открытие в декабре 1941 г. детской спортивной школы с отделениями гимнастики и лыжного спорта, где учились 200 учащихся. В последующие военные годы здесь открылись отделения легкой атлетики и бокса. Эта школа стала базой для подготовки юных спортсменов, значкистов БГТО, ГТО I ступени и спортсменов-разрядников.

В 1944 году сборные команды республики впервые приняли участие в зональных соревнованиях Дальнего Востока и Сибири по шахматам, лыжным гонкам и легкой атлетике. Эти соревнования стали первой пробой сил якутских спортсменов на более высоком уровне. Результаты показали, что якутяне способны на равных состязаться со спортсменами сборных команд Хабаровска, Владивостока, Улан-Удэ и т.д.

Кроме воспитания резерва Красной Армии, значкистов БГТО и ГТО было и героико-патриотическое,

духовно-нравственное воспитание учащихся, молодежи, студентов, бойцов всевобуча, призывников, т. е. воспитание их в духе патриотизма, коллективизма, любви к Родине; развитие у них стремления к героизму, отваге, храбрости, к защите родного народа и Отечества. В результате многие воспитанники школ и других учебных заведений, прошедшие школы физического и патриотического воспитания, проявляли героизм и храбрость, мужество и отвагу. Об этом говорят многочисленные факты проявления самоотверженности якутян и их награды, полученные на полях войны. Героизм и самоотверженность проявляли и работники тыла, и это был огромный вклад в победу над фашистской Германией.

Большой размах физкультурного воспитания в Якутии в годы войны способствовал не только подготовке резерва бойцов для Красной Армии, но и привлечению к спорту и физкультурным занятиям большой массы населения. Это движение было направлено не для единовременных выходов на проводимые кроссы, катания на лыжах и т.д., а на воспитание здорового поколения, привитие военноспортивных навыков учащимся и молодежи для призыва в ряды Красной Армии. Как следствие массового привлечения школьников, учащихся педагогических училищ и студентов пединститута, широких масс населения, несмотря на тяжелые военные годы и голод, воспитывалось здоровое поколение молодых людей. В период с 1941 по 1945 гг. было подготовлено 12300 значкистов БГТО и ГТО 1-й и 2-й ступеней, 2250 разрядников-спортсменов, 2900 инструкторов спорта, 40500 бойцов-лыжников.

Все это говорит о том, что физическая культура и спорт в годы войны стали достоянием широких масс трудящихся, школой подготовки резерва бойцов Красной Армии и имели ярко выраженную военно-патриотическую направленность.

Л и т е р а т у р а

1. Токарев П.Н. История военного комиссариата Республики Саха (Якутия). - Якутск, 2000. - С. 31-32.

2. Петров Ю.Д. В годы суровых испытаний (Якутский пединститут в 1941-1945 гг.). - Якутск, 2005. - 126 с.

3. Кочнев В.П., Федоров Д.С. Физическая культура и спорт в Якутии в годы Великой Отечественной войны. - Якутск, 2000. - 202 с.

D.S. Fedorov

Military-patriotic orientation of physical education in Yakutia in the period of 1941-1945

The article shows the conceptual idea of the military-patriotic direction of physical education and sport during the Great Patriotic War in Yakutia. The author emphasizes the general pedagogic essence of self and mobility of the masses in emergency conditions of war. The historical facts of enhancement of the sports and media, sports and defense works are provided as confidence and unshakable faith in the people’s victory.

Key words: patriotism, the Great Patriotic War, the development of physical culture and sports, education of the younger generation, the Yakut soldiers-skiers, military sports work, the heroism of the masses.

Между формулами, выделенными в отдельную строку, и текстом, а также между строками формул, следует оставлять пробелы не менее 1,2-2 см.

10. Весь иллюстративный материал (графики, карты, схемы, фотографии) именуются рисунками, имеет сквозную порядковую нумерацию (арабскими цифрами) и везде пишется сокращенно (например, рис. 1). Если они выполнены на отдельных страницах на обратной стороне карандашом пишется его порядковый номер, фамилия автора и название статьи. Рисунки и подписи к ним представляются в двух экземплярах. В работах биологического цикла в подписях названия видов, родов и семейств даются только на латинском языке.

Размер рисунка не менее 40-50 мм и не более 120-170 мм. К ним прилагается список под-рисуночных подписей, в которых приводятся указания размерности приведенных на рисунке величин. В тексте на полях указываются места для рисунков. Рисунки располагаются по тексту. Файлы рисунков должны быть продублированы.

11. Ссылки в тексте пишутся в виде номера арабской цифрой, взятой в квадратную скобку.

12. Цитируемая литература приводится на отдельной странице под заголовком “Литература”. Все работы перечисляются по порядку упоминания ссылок в тексте на языке оригинала. Для периодических изданий необходимо указать фамилию автора, инициалы, название статьи, название журнала, год издания, том, номер или выпуск, начальную и конечную страницы работы.

13. Статьи, не содержащие крупных таблиц и графиков, могут быть присланы по электронной почте. Рукописи, присланные по электронной почте, должны содержать один файл в текстовом формате.

14. Электронный вариант статьи представляется на дискете стандартного формата 3,5 '' или CD, на которые заносятся текстовые файлы редактора Word (95, 98, 2000) в формате rtf. Дать файлу понятное название, указать на наклейке дискеты формат и название файла, а также информацию о программном обеспечении.

15. Перед названием статьи обязательно указать УДК.

16. Плата с аспирантов за публикацию рукописей на взимается.

17. Рукописи в печатном и электронном виде направляются по адресу: 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58, УЛК, 205 каб. или 324 каб., УНИР, Келеберде Галине Петровне, тел. (411-2) 49-68-60. Эл. почта: unir@sitc.ru.

ВЕСТНИК

ЯКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Научный журнал

Том 7 № 2

апрель-июнь

Редакторы Г.П. Келеберда, Н.Ю. Печетова Компьютерная верстка Л.М. Винокурова Оформление обложки П.И. Антипин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подписано в печать 23.06.2010. Формат 60х84/8.

Гарнитура “Таймс”. Печать офсетная.

Печ.л. 19,04. Уч.-изд.л. 23,8. Тираж 500 экз. Заказ .

Издательство ЯГУ, 677891, г. Якутск, ул. Белинского, 58 Отпечатано в типографии издательства ЯГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.