Научная статья на тему 'Военно-исторические туристские маршруты Волоколамский район'

Военно-исторические туристские маршруты Волоколамский район Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
922
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАРШРУТ / ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MILITARY-HISTORICAL ROUTE / TOURISM / REGIONAL ASPECTS / FORMATION OF PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Охраменко С. А., Минаев В. А.

Рассматриваются вопросы создания в регионах и муниципалитетах России новых военно-исторических маршрутов. Показывается их влияние на патриотическое воспитание как важнейшую образовательную функцию. Обращается внимание на задачи систематизации и паспортизации мест и объектов туризма, связанных с военной историей, в регионах и муниципалитетах. Делается акцент на деятельности государственных структур по принятию решений, направленных на помощь бизнесу, занимающемуся развитием военно-исторического туризма. Формулируются требования к деятельности сотрудников региональных и муниципальных туристских администраций при разработке военно-исторических маршрутов. На примере Волоколамского района Подмосковья показываются возможности и направления развития брендов военно-исторического туризма. Делается вывод о необходимости разработки новой туристской стратегии для Волоколамского района, связанной с развитием военноисторического направления туризма. В заключение говорится о необходимости создания дорожных карт при разработке военно-исторических маршрутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military historical tourist routes: Volokolamsk area

The article considers the problems of new military-historical routes creation in regions and municipalities of Russia’s. Shown their influence on patriotic formation as the most important educational function. Attention is drawn to the problem of systematization and certification of places and objects of tourism related to military history in the regions and municipalities. Focuses on the activities of decision-making state structures, aimed at helping businesses engaged in the development of military-historical tourism. Formulates the requirements to the activity of the employees of regional and municipal tourism administrations in the development of the military-historical routes. On the example of Volokolamsk area are shown the possibilities and directions of brands military-historical tourism development. The conclusion about necessity of the “road maps” creation in the development of the military-historical routes is done

Текст научной работы на тему «Военно-исторические туристские маршруты Волоколамский район»

УДК 338.482:303.49 С.А. ОХРАМЕНКО, В.А. МИНАЕВ

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ: ВОЛОКОЛАМСКИЙ РАЙОН

Рассматриваются вопросы создания в регионах и муниципалитетах России новых военно-исторических маршрутов. Показывается их влияние на патриотическое воспитание как важнейшую образовательную функцию. Обращается внимание на задачи систематизации и паспортизации мест и объектов туризма, связанных с военной историей, в регионах и муниципалитетах. Делается акцент на деятельности государственных структур по принятию решений, направленных на помощь бизнесу, занимающемуся развитием военно-исторического туризма. Формулируются требования к деятельности сотрудников региональных и муниципальных туристских администраций при разработке военно-исторических маршрутов. На примере Волоколамского района Подмосковья показываются возможности и направления развития брендов военно-исторического туризма. Делается вывод о необходимости разработки новой туристской стратегии для Волоколамского района, связанной с развитием военно-исторического направления туризма. В заключение говорится о необходимости создания дорожных карт при разработке военно-исторических маршрутов. Ключевые слова: военно-исторический маршрут, туризм, региональные аспекты, патриотическое воспитание.

The article considers the problems of new military-historical routes creation in regions and municipalities of Russia's. Shown their influence on patriotic formation as the most important educational function. Attention is drawn to the problem of systematization and certification of places and objects of tourism related to military history in the regions and municipalities. Focuses on the activities of decision-making state structures, aimed at helping businesses engaged in the development of military-historical tourism. Formulates the requirements to the activity of the employees of regional and municipal tourism administrations in the development of the military-historical routes. On the example of Volokolamsk area are shown the possibilities and directions of brands military-historical tourism development. The conclusion about necessity of the "road maps" creation in the development of the military-historical routes is done. Key words: military-historical route, tourism, regional aspects, formation of patriotism.

Инициативы в развитии

военно-исторического

туризма

Федеральное агентство по туризму и Российское военно-историческое общество (РВИО) в 2014 г. подписали соглашение о сотрудничестве в сфере военно-исторического туризма. Это событие актуализировало целый ряд важных инициатив в сфере управле-

© Охраменко С.А., Минаев В.А., 2015

ния и стимулирования внутреннего и въездного туризма.

Очевидно, что данное направление деятельности способствует сохранению социальной стабильности в обществе, повышению воспитательного воздействия российского образования как важнейшего фактора формирования патриотизма [1].

Анализ востребованности военно-исторических маршрутов (ВИМ), проведенный Ростуризмом, показал, что к

сегодняшнему дню в стране успешно реализуются более трех сотен маршрутов по местам военных событий разных эпох. Среди них наиболее известными являются: «Прорыв блокады Ленинграда», «Героическая оборона Ленинграда», «Невский пятачок»; «Поезда Победы - живые уроки истории» в Волгоградской области; «Курская дуга - Великая Победа»; «Прохоровское поле» в Белгородской области и ряд других.

При Ростуризме создана и функционирует рабочая группа по созданию и продвижению ВИМ. Ее деятельность связана с оценкой ситуации по формированию патриотических маршрутов, решением проблем, сдерживающих развитие ВИМ, изучением международного опыта в данной сфере, улучшением взаимодействия турбизне-са и органов исполнительной власти в сфере культуры и туризма, а также направлена на выработку рекомендаций по развитию ВИМ.

Исполнительными органами Российской Федерации принимаются целевые решения, направленные на помощь бизнес-компаниям, занимающимся организацией военно-исторического туризма. Среди таких решений:

• консультации со стороны РВИО по разработке модельных ВИМ;

• финансовая поддержка развития модельных маршрутов;

• привлечение и подготовка специалистов для формирования программ для гидов-переводчиков и экскурсоводов;

• льготы для иностранных путешественников по ВИМ, в частности визовые послабления.

Таким образом, в условиях роста интереса к военно-историческому наследию регионов России как со стороны

ее граждан, так и зарубежных путешественников возникла необходимость по-новому взглянуть на организацию ВИМ в нашей стране, с современных научных позиций обосновать разработку ВИМ в регионах [2-4, 9].

Роль военно-исторического туризма в патриотическом воспитании

При разработке новых ВИМ в регионах и муниципалитетах основное внимание необходимо обратить на задачи систематизации и паспортизации мест и объектов туризма, связанных с военной историей страны.

Важно также организовать систему развития и проведения военно-исторических реконструкций (их в стране уже насчитывается более сотни) как важного элемента в деле патриотического воспитания молодежи и сохранения военно-исторического наследия.

Понятно, что эти мероприятия нужно грамотно популяризировать и системно формировать на их основе туристские продукты, т.е. пакет туристских услуг, куда будут входить проживание, питание, транспорт, билет на само действие (причем лучше - с личным участием) [2, 3, 7].

Кроме того, возникают новые задачи организации грамотного и своевременного взаимодействия сотрудников региональных и муниципальных туристских администраций с бизнес-сообществом, формирующим ту или иную туристскую услугу, чтобы она была востребована и доступна. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы у каждого военно-исторического памятника был свой постоянный «спонсор».

Если исходить из современных позиций, для создания системы брендов

в сфере военно-исторического туризма (а именно так сегодня ставится задача) необходимо организовать консультационную сеть, связанную с РВИО, а также создать модельные ВИМ в виде электронных баз и банков данных, которые могут послужить методическими образцами для других регионов, туроператоров [5, 6, 8].

В настоящее время перед Российской Федерацией, идущей по пути коренных экономических изменений, построения правового государства и формирования гражданского общества, проблема обеспечения национальной безопасности страны вновь встала особенно остро [7]. В связи с этим большое значение имеет осмысление отечественного военно-исторического опыта, деятельности региональных и муниципальных органов и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Ни для кого не секрет, что, начиная с 1991 г., в стране начался бурный, малоуправляемый на первом этапе процесс изменения всей социально-экономической, политической и культурной жизни страны. В результате материальной базе и научно-методическому обеспечению подготовки будущих защитников Родины был нанесен огромный ущерб. Только в Подмосковье за первые три года существования новой России сеть военно-патриотических клубов сократилась более чем в 17 раз (с 246 до 14), из 1400 музеев и комнат боевой славы в средних общеобразовательных школах сохранилась лишь треть. Ушли в прошлое военно-патриотические игры («Орленок», «Зарница» и др.), по существу ликвидированы военно-спортивные лагеря.

Вместе с тем в регионах и муниципалитетах работа по сохранению системы военно-патриотической подготовки молодежи до сего дня не останавливалась: создавались кадетские корпуса, возобновили свою деятельность многие военно-спортивные клубы, активизировались соревнования по военно-исторической тематике, стали формироваться новые и совершенствоваться имеющиеся ВИМ. Однако предстоит еще многое сделать, переосмыслив роль военно-патриотического воспитания в России в свете последних, зачастую негативных, изменений в мировой политике.

Актуальность данной деятельности во многом вызвана и еще слабой пока координацией государственных органов управления, региональных органов власти, общественных и коммерческих организаций, выступающих в качестве главных элементов системы военно-патриотического воспитания населения.

Исходя из сказанного, сотрудники региональных и муниципальных туристских администраций при разработке ВИМ должны:

• формулировать объективные цели, задачи и содержание деятельности органов регионального и местного самоуправления и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи;

• опираться на объективные военно-исторические факты, не подгоняя их под заранее разработанные схемы и концепции, а рассматривая каждое военно-историческое явление во взаимосвязи с другими, анализируя исторические факты в их системном отображении;

• учитывать при совершенствовании военно-патриотической подготовки молодежи не только прошлый опыт,

но и актуальные задачи настоящего, связанные с изменениями в историческом сознания народа.

Кроме того, при формировании ВИМ в регионах и муниципалитетах необходимо решить задачи:

• встраивания маршрута в общую концепцию военно-патриотического воспитания молодежи на рассматриваемой территории;

• обоснования актуальности маршрута в связи с его историческим восприятием туристами из других регионов и других стран в современных условиях;

• реализации и рассмотрения технологий использования военно-патриотического потенциала новых маршрутов в системе школьных, средних специальных и высших учебных заведений региона и муниципалитета;

• создания критериев и показателей оценки эффективности деятельности региональных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи и привлечению туристов на ВИМ.

Говоря о создании системы российских брендов в сфере военно-исторического туризма, следует отметить важность решения на региональном и муниципальном уровнях следующих задач:

• обоснование принципов военно-патриотического воспитания молодежи на примерах героического прошлого края и формирование на этой основе исторического сознания населения как базы патриотизма;

• формирование устойчивости молодежи к чуждым российской мен-тальности принципам и нормам поведения;

• создание мотивированности молодого поколения в регионе, муниципалитете к военной службе, предусматривающей овладение молодежью основами военного дела и приобретение ею различных военно-технических специальностей;

• стремление будущих защитников страны к нравственному и здоровому образу жизни, занятию военизированными видами спорта.

Обобщая сказанное, сделаем некоторые выводы применительно к разработке ВИМ.

• Вывод первый. В основе военно-патриотического воспитания молодежи должна лежать государственная идеология, опирающаяся на прогрессивные отечественные военные концепции.

• Вывод второй. Подготовкой молодежи к защите Отечества должны активно заниматься все государственные и общественные структуры, объединенные в единый институт военно-патриотического воспитания.

• Вывод третий. В работе по подготовке граждан к защите Отечества важнейшую роль должно играть эффективное информационное обеспечение всех аспектов деятельности при разработке ВИМ.

• Вывод четвертый. Успешное ведение военно-патриотического воспитания и оборонно-массовой работы с молодежью с использованием ВИМ связано с развитием учебно-материальной базы для допризывной подготовки юношества, а также с активизацией деятельности военных кафедр вузов и массовых добровольных оборонных обществ, местных спортклубов, стадионов, автодромов.

Бренды в сфере военно-исторического туризма: пример подмосковного Волоколамска

Огромное число российских регионов и муниципальных образований имеет все основания для создания брен-довых ВИМ, исходя из насыщенной военной истории на своей территории. Однако учитывая то обстоятельство, что город Волоколамск считается самым древним городом на территории Московской области, испытавшим почти тысячелетнюю тяжесть многих военно-исторических событий, он по праву может быть «законодателем» брендов в этой сфере. Очевидно, что применительно к другим территориям России опыт Волоколамска является весьма показательным [1, 10-11].

Даже по официальной версии город Волоколамск, впервые упомянутый в Суздальской летописи в 1135 г., на 12 лет старше Москвы. Занимая важное стратегическое положение на границе новгородских земель, на старинной дороге от Рязани и Москвы к Новгороду Великому, поселение Волок на Ламе в начале XI в. играло не только свою историческую роль в качестве ключевой территории в развитии торговых путей того времени, но и стало, особенно в эпохи войн и смут, местом исторических сражений.

Через 100 лет после своего образования город был разорен ханом Батыем, а спустя еще полвека - ханом Де-деней. Отличились и соседи: на протяжении нескольких веков новгородские и владимиро-суздальские князья лишали горожан мирной жизни, борясь за право присоединить Волоколамск к своим владениям, позднее в эту борьбу включились Тверское и Московское

княжества. Волоколамская земля до сих пор хранит артефакты тех баталий, как и последствия трехдневной безуспешной осады литовскими войсками в 1370 г., когда город был сожжен.

Город-воин только в последней четверти XIV в. смог немного передохнуть от баталий, после того, как в битве под Волоколамском великий князь Василий Дмитриевич разбил татарское войско хана Тохтамыша.

В удельном (самостоятельном) владении Волоколамск был с 1462 по 1513 г., бурно развиваясь и готовясь к новым битвам за свое существование и тем самым за процветание земли русской. В городе идет активное строительство, но и кремль, и великолепный белокаменный Воскресенский собор, и другие каменные постройки создавались прежде всего с целью будущей обороны спорного пограничного города. Ведь недаром летописцы того времени писали: «Оный город (крепость) имел двое деревянных ворот и девять башен со старинным артиллерийским орудием».

Помня опыт прошедших веков, к защите города готовились и пять его монастырей: Варваринский, Власьев-ский, Возьмицкий, Ильинский, Кре-стовоздвиженский. Вокруг каждого монастыря появлялись свои слободы, позже слившиеся с городом. Помимо монастырских, в городе развивались кожевенная, пушкарская, кузнечная и другие слободы.

Русская православная церковь (в городе в XVI в. действовало 25 церквей), всегда, моля о мире, готовилась и к новым военным невзгодам. Нужно отметить, что большинство церквей строилось в честь сугубо мирных покровителей торговли: церковь Николы Мокрого - покровителя мореплавателей, Параскевы-Пятницы - заступницы всех

торгующих, Николы Гостунского - покровителя торговли льном).

Тяжелые времена не заставили себя ждать: в 1612 г. горожане оказали ожесточенное сопротивление польскому королю Сигизмунду III; в окрестностях города началась партизанская война, сыгравшая огромную роль в разгроме поляков под Москвой. Именно в те годы крестьянин села Вышенек повторил подвиг Ивана Сусанина, погубив ценой собственной жизни отряд поляков.

Но история не все расставила на свои места - все эти ратные подвиги, как и подвиг городского гарнизона под руководством воевод Ивана Карамыше-ва и Степана Чемесова, до сих пор не нашли своего достойного отражения в брендах военно-исторических маршрутов Волоколамского района. Далеко не все туристы, посещающие город и район, знают о его ратниках и огромной роли в защите земли Русской. Это определенная недоработка как местной администрации, так и центров исследователей истории и туристской деятельности района.

Да, сегодня Волоколамск не находится на перекрестье торговых путей, он утратил свое военно-стратегическое значение, но жизнями своих павших героев и неоспоримой тысячелетней ролью бывшего западного форпоста для Москвы он заслужил историческое возрождение и развитие военно-исторических брендов. Историческая справедливость должна быть восстановлена. Она заключается не только в том, что городу присвоен высокий титул Города воинской славы - это по праву и по заслугам, сколько в том, что должна быть налажена постоянная и осязаемая военно-историческая работа применительно к обслуживанию ту-

ристов. Сегодня в изменяющемся мире с его укорачивающейся исторической памятью как никогда нужно возведение в ранг священных для каждого горожанина и путешественника имен героев и мест их подвига. Говоря современным менеджерским языком, нужны военно-исторические бренды. На них ориентированы нынешние туристы и туристские компании.

В XIX в. Волоколамск опять превратился в военный город, когда Волоколамский уезд оказался вблизи путей следования войска Наполеона, ищущего фураж и продовольствие. И тогда, вспомнив века прошедшие, горожане и крестьяне окрестных сел и деревень вновь пошли в партизаны для борьбы с отрядами вражеских войск. Они немало помогли регулярной армии русских войск под водительством генерала Бенкендорфа. Это ли не военно-исторический бренд для путешественников?

А герои Великой Отечественной войны? В период битвы за Москву Волоколамское направление стало одним из важнейших, фашистское командование направило сюда 13 дивизий, из них семь танковых. У села Спас-Рюховского 16-я армия генерал-лейтенанта Рокоссовского впервые в битве за Москву применила гвардейские реактивные минометы «катюша», организовала «кочующие» батареи и подвижные отряды саперов, минировавших наиболее опасные направления танкового прорыва. Двадцать восемь героев-панфиловцев навечно создали бренд разъезду Дубосеково, погибнув в жестоком бою, но уничтожив 18 вражеских танков.

И опять - партизаны, подорвавшие за время оккупации более 150 складов, мостов, техники врага, уничтожившие

около 70 автомашин и свыше 300 солдат противника. До сих пор недобитые фашисты с ужасом вспоминают Волоколамскую землю.

Да, бренды очень нужны, они эффективно освежают память «недобиткам»... И значимо поддерживают патриотизм россиян, особенно молодых, не всегда помнящих подвиги своих дедов, прадедов, прапрадедов, ведь почти половина жителей Волоколамска, участвовавших в Великой Отечественной войне, не вернулась домой. Где еще в процветающей Европе найти такой город?

В заключение заметим, что админи-

страции Волоколамска и Волоколамского района немало делают для восстановления исторической памяти жителей и приезжающих туристов. Однако сегодня пришло время региональным и муниципальным туристским структурам озаботиться обновлением и созданием дорожных карт на своих территориях, которые определили бы новое содержание, принципы, основные направления и формы их деятельности в процессе разработки военно-исторических маршрутов, а также порядок организации, планирования и ведения названной деятельности.

ËÈTEPATVPA И ЭЛЕКТРОННЫЕ PECVPCbl

1. Минаев В.А. Маршруты в героическое прошлое//Высшее образование сегодня. 2014. № 10. С. 64-72.

2. Бутко И.И. и др. Туристический бизнес: основы организации. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2008.384 с.

3. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник. М.: Советский спорт, 2008. 280 с.

4. Минаев В.А., Платонова Н.А., Погребо-ва Е.С. Методика анализа качества региональной инфраструктуры индустрии туризма и туристского сервиса // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 2. Т. 8. С. 38-48.

5. Минаев В.А., Скрыль С.В., Овчинский А.С., Тростянский С.Н. Как управлять массовым сознанием: современные модели: монография. М.: Изд-во РосНОУ, 2013.200 с.

6. Minaev V.A., Bushueva I.V. Network-Centric Destinations Models // World Applied Sciences Journal (Management, Economics and

Technology & Tourism): IDOSI Publications. 2014. P. 185-186.

7. Минаев В.А., Миронов Я.А., Емышев В.С. Безопасность транспортной среды туризма: учебное пособие / под ред. В.А. Минаева. М.: Советский спорт, 2007. 264 с. (Профессиональное туристское образование).

8. Ополченов И.И. Проблемы оценки конкурентоспособности туристского продукта // Туризм: от науки к практике: труды Российской академии естественных наук. Т. 1. М.: Изд-во РАЕН, 2006. С. 180-187.

9. Федулин А.А. Профессионализм - требование времени // Туризм: право и экономика. 2013. № 1. С. 12-13.

10. Электронный ресурс «История Волоколамска»: URL: http://www.tutnedaleko.ru/ town/gorod_volokolamsk (дата обращения: 3.01.2015).

11. Электронный ресурс «Волоколамский район»: URL: http://volrn.narod.ru/Istoria.html (дата обращения: 30.07.2014).

УДК 388.488

М.Г. РЕПИНА

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Освещаются вопросы оказания туристских услуг лицам с ограниченными физическими возможностями. В частности, рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие данный вид деятельности.

Ключевые слова: доступная среда, закон, инвалид, лица с ограниченными физическими возможностями, маломобильные группы населения, оказание услуг, социальная защита.

The article highlights the issues of providing tourist services to persons with disabilities. In particular consider normative legal acts regulating this type of activity.

Key words: accessible environment, the law, the invalid, a person with disabilities, people with limited mobility, services, social protection.

По данным Правительства Российской Федерации в настоящее время в нашей стране насчитывается около 13 млн инвалидов, что составляет около 8,8% населения страны [12]. В связи с этим решение проблемы доступности туризма, создания безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является актуальной задачей для государства. В начале 2000-х гг., находясь в кризисной ситуации, государство не могло себе позволить выделять средства из бюджета на развитие туризма для лиц с ограниченными физическими возможностями, а следовательно, огромное количество людей не могло реализовывать свое право на занятие туризмом.

Однако нельзя категорично утверждать, что государство ничего не предпринимало для защиты прав инвали-

© Репина М.Г., 2015

дов. В 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определил, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В том же году был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который гарантировал этим категориям граждан возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.