Научная статья на тему 'Военно-экономический потенциал государства и роль оборонно-промышленного комплекса в его обеспечении'

Военно-экономический потенциал государства и роль оборонно-промышленного комплекса в его обеспечении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15281
1553
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-экономический потенциал государства и роль оборонно-промышленного комплекса в его обеспечении»

В.И. Чернов

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОСУДАРСТВА И РОЛЬ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИИ

При решении вопросов укрепления обороноспособности страны важно не только реально оценивать экономический потенциал и экономическую мощь страны, но и ту их часть, которая может быть предназначена для удовлетворения военно-экономических (оборонных) потребностей. Категорией, характеризующей величину этой части экономического потенциала, является военноэкономический потенциал.

Проблема обеспечения военно-экономического потенциала является одной из актуальнейших проблем современной России. Очевидно обострение данной проблемы в настоящее время в связи с утратой Россией стабильных позиций в мировом сообществе. Вместе с тем, по нашему мнению, исследованию теоретических и практических основ военно-экономического потенциала государства отечественными специалистами уделяется недостаточно внимания.

В военной теории потенциал определяется «как совокупность материальных и духовных сил государства, общества, вооруженных сил, которые могут быть использованы для достижения целей войны»1.

В российской и зарубежной литературе называется более тридцати потенциалов, влияющих на состояние военной мощи стран и коалиций: экономический, научно-технический, политический, социальный, демографический, моральный, собственно военный и др. Роль различных потенциалов в формировании военной мощи государства неоднозначна.

Учитывая особенности рассматриваемой темы, целесообразно рассмотреть дефиницию «оборонный потенциал» На наш взгляд, оборонный потенциал можно определить как совокупность людских, материальных, военных, политических и иных объективно существующих возможностей государства и его способность мобилизовать и использовать эти возможности для обеспечения обороноспособности страны, защиты ее военно-политических и экономических интересов на международной арене, достижения конечных целей войны.

1 Военная экономика. / Под ред. П.В. Соколова и В.М. Наумова. М.: Военный университет, 1997. С. 36.

В структурном отношении оборонный потенциал государства представляет сложную систему, элементы которой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, имеют количественные и качественные характеристики. Важнейшими элементами этой системы являются экономический, военно-экономический, научнотехнический, военный, политический, морально-психологический, организационно-управленческий и другие потенциалы.

В структуре оборонного потенциала государства ведущее место занимает собственно военный потенциал, который в своей основе воплощается в боевом потенциале вооруженных сил, отражает способность обеспечить оборону страны. Военный потенциал в решающей степени определяет оборонный потенциал государства. Последний во многом зависит от политики государства, способности его политической системы мобилизовать и эффективно использовать существующие людские, материальные, финансовые и иные возможности страны в интересах укрепления ее обороноспособности.

Военный потенциал - это «способность государства (коалиции) содержать и совершенствовать вооруженные силы, повышать их боеготовность и боеспособность, пополнять обученными кадрами, снабжать современными оружием и военной техникой, всеми видами довольствия в мирное время и особенно в период войны»1.

В настоящее время Россия по своему военному потенциалу превосходит развитые страны, а единственным государством мира, обладающим в настоящее время реальной возможностью воевать с Россией, является США (см. табл. 1).

Материальной основой военного потенциала являются экономические возможности государства, т.е. экономический потенциал.

Экономический потенциал (ЭП) - это объективные возможности, которыми располагает государство (коалиция), для производства материальных благ и услуг с целью удовлетворения гражданских и военных экономических потребностей общества при максимальном напряжении сил.

Его роль значительно возрастает в современных условиях в связи с освоением вооруженных сил качественно новыми системами вооружения, военной и специальной техникой в количествах, необходимых для гарантированной защити национальной безопасности. От уровня развития экономического потенциала,

1 Военная экономика. Теория и актуальные проблемы. / Под ред. Пожарова А.И. М.: Воениз-дат, 1999. С. 52

состояния экономики государства зависят количественные и качественные параметры вооруженных сил.

Следует отметить, что показатели экономического потенциала (ЭП) России превосходят соответствующие показатели Г ермании, Франции, Англии, Японии, а по величине территории также и показатели Китая и США, но степень реализации экономического потенциала России значительно ниже, чем в этих странах.

Таблица 1

Соотношение военных потенциалов России и США (по состоянию на конец 2006г.)1

Параметры сравнения Россия США

Численность населения, млн. человек 144,8 282,1

Численность мужчин, пригодных к военной службе, млн. человек 30,0 56,0

Военный бюджет, млрд. долл. 8,36 292,3

Численность регулярных вооруженных сил, тыс. человек 1200 1365

В том числе:

сухопутных сил 400 471

ВВС 250 353

ВМС 225 541

Военная техника, ед. В том числе:

межконтинентальные баллистические ракеты 756 534

межконтинентальные бомбардировщики 81 190

танки 16000 8300

реактивные установки 1700 1075

артиллерийские орудия 6400 6000

истребители 950 4300

вертолёты 2500 6720

авианосцы 1 12

эсминцы 17 54

атомные ударные подводные лодки 27 57

десантные корабли 25 84

В оборонном потенциале государства важнейшую роль играет его военноэкономический потенциал (ВЭП).

Сущность категории ВЭП в отечественной и зарубежной литературе определяется по-разному. Встречаются значительные расхождения не только в определении сущности ВЭП, но и в отношении состава выделяемых его основных элементов. Крупные расхождения отмечаются и между позициями различных авторов по вопросу о взаимоотношении ВЭП с другими потенциалами.

Различия в определении ВЭП, его структуры и взаимосвязи с другими потенциалами объясняются, во-первых, исключительной сложностью ВЭП как яв-

1 Источник: Военный парад, 2007. № 48. С. 7.

ления реальной действительности, а во-вторых, тем, что приходится иметь дело с разнородными показателями, характеризующими различные его структурные элементы. Задача определения и структуризации ВЭП, выделения главных элементов, определяющих его размеры, характер, тенденции развития, возможные способы наращивания и использования, является одной из важнейших теоретических и методологических проблем военно-экономических исследований.

Например, ВЭП трактуется как:

- «максимум материальных средств, выделяемых государством на военное потребление»1;

- «часть экономического потенциала, которая используется непосредственно для удовлетворения потребностей вооруженных сил»2;

- «способность экономики обеспечить непосредственные нужды вооруженных сил как в мирное, так и в военное время»3 и т.д.

На наш взгляд, ВЭП государства можно определить как максимальный уровень экономического обеспечения конкретных военных потребностей, подготовки и ведения войн, который может быть достигнут в определенные сроки при наиболее напряженном использовании производительных сил страны в военных целях и допустимо низком уровне удовлетворения гражданских потребностей.

Основными факторами роста военно-экономического потенциала являются:

- во-первых, темпы экономического развития страны, которые находятся в прямой зависимости от производительности труда и эффективности общественного производства. Повышение производительности труда позволяет наращивать объемы производства гражданской и военной продукции, успешнее справляться с задачей своевременной замены устаревшей продукции производственного и военно-технического назначения;

- во-вторых, уровень научно-технического прогресса в стране и внедрение его результатов в военный сектор экономики. Это позволяет создавать в кратчайшие сроки в необходимых количествах самые совершенные средства вооружения и боевой техники;

1 Военно-экономический потенциал России: состояние и перспективы. // Военная мысль. 2003. № 2. С. 23.

2 Анфимов Н.А. Военно-экономическая деятельность и военная безопасность России // Обозреватель. 2000. № 6. С. 30.

3 Багринский К., Хрусталев Е. Как сохранить и приумножить оборонно-промышленный потенциал? // Российский экономический журнал. 2004. № 2. С. 35.

- в-третьих, состояние хозяйственного механизма общества, важнейшим элементом которого является управление военной экономикой;

- в-четвертых, повышение эффективности использования средств, выделяемых на оборону страны.

Эффективность и мобильность военно-экономического потенциала выражаются в гибкой перестройке экономики на выпуск военной продукции, высоких темпах производства важнейших видов вооружения и военной техники, в оперативном внедрении в производство серийных образцов оружия.

Превращение ВЭП в реальную военно-экономическую мощь происходит посредством организации и развития военной экономики, выступающей связующим звеном между ВЭП и военно-экономическими потребностями государства. В процессе выполнения этой роли, т.е. использования существующих экономических ресурсов для производства огромного ассортимента продукции военного назначения, между военной экономикой и ВЭП возникают многоплановые взаимосвязи, характер и формы которых в конечном счете обусловливают не только возможные границы развития военной экономики, но и ее структуру, географическое размещение, эффективность функционирования и т.д.

Военную экономику условно можно считать активной частью ВЭП, ибо производственный аппарат действующих военных предприятий подчинен удовлетворению конкретных военных потребностей, функционирование этих предприятий уже означает реализацию ВЭП.

Неиспользуемые же в каждое конкретное время в военных целях потенциальные военно-экономические возможности страны можно считать пассивной частью ВЭП. Практическое использование этой пассивной части ВЭП осуществляется посредством ее переключения на военные рельсы, расширения военной экономики.

Реализация ВЭП связана с развитием военной экономики, границы расширения которой эластичны в рамках ВЭП страны.

Среди структурных элементов военно-экономического потенциала особое место принадлежит промышленно-производственному потенциалу страны в той его части, которая уже привлекается или может быть использована для выпуска вооружения и другой продукции военного назначения.

Отрасли, входящие в эту часть данного потенциала, функционально и организационно образуют оборонный промышленный комплекс (ОПК) страны. Именно ОПК является важнейшим субъектом военной экономики, следователь-

но, его функционирование во многом обеспечивает военно-экономический потенциал государства.

Понятие «оборонно-промышленный комплекс» (ОПК) многопланово. В словарях и специальной литературе можно набрать десятки различных его определений.

Анализ публикаций свидетельствует о том, что в настоящее время среди отечественных ученых и практиков, представителей государственных органов власти и управления отсутствует единая трактовка понятия «ОПК» В СССР доминирующей являлась трактовка ОПК как совокупности отраслей, предприятий и организаций, предназначенных для удовлетворения военно-экономических потребностей государства. При этом к названному комплексу относили предприятия и организации, входившие в девять министерств оборонных отраслей промышленности (авиационная, судостроительная, ракетно-космическая, средств связи, электронная, радиопромышленность, промышленность вооружений, боеприпасов, спецхимии).

Такой ведомственный подход в настоящее подвергается критике. Так, Б. Кузык обоснованно отмечает, что предприятия оборонной промышленности СССР выпускали не только военную, но и гражданскую продукцию, причем их доля в выпуске последней достигала 80-100 %. В то же время многие предприятия гражданских отраслей были загружены выпуском продукции для военного потребления. В работах Б. Кузыка основным критерием выделения ОПК выступает функциональное предназначение создаваемой продукции. На наш взгляд, такой критерий изначально имеет ряд ограничений, что не позволяет использовать его для определения действительных границ и масштабов ОПК1.

Во-первых, он реагирует только на произведенный выпуск военной продукции. Однако в любой экономике всегда имеются резервные производственные площади и мощности, предназначенные для выпуска такой продукции. Они являются неотъемлемым компонентом ресурсного потенциала ОПК.

Во-вторых, такой критерий учитывает только конечную военную продукцию. В этом случае за границами ОПК оказываются предприятия, участвующие в производственной кооперации, а также организации, осуществляющие научнотехническую и кадровую подготовку военного производства (НИИ, КБ, специа-

1 См.: КузыкБ.Н. Экономика военной сферы. М.: МГФ «Знание» 2200. С. 68.

лизированные военные учебные заведения); не учитывается деятельность, связанная с утилизацией вооружений и военной техники.

В-третьих, названный критерий фиксирует только продукцию, которая поступает в сферу обороны и используется там. Однако продукция ОПК предназначается не только для удовлетворения военно-экономических потребностей государства. Часть ее реализуется на мировом рынке вооружений и военной техники в целях обеспечения геополитических и финансовых интересов России.

С учетом вышесказанного ОПК необходимо рассматривать как подсистему военной экономики, выполняющую комплекс взаимосвязанных видов деятельности: разработку и внедрение научно-технического обеспечения военного производства; производство и поставку военной продукции для государственных нужд; сбыт военной техники и вооружений (ВВТ) на мировом рынке оружия; оказание услуг по ремонту и обслуживанию военной техники, подготовке, переподготовке, повышению квалификации военных кадров.

ОПК обладает особенностями, отражающими своеобразие его внутренней и внешней среды. Состав специфических характеристик ОПК, отмечаемых различными авторами, нуждается в расширении. Его целесообразно дополнить фиксацией особенностей рынка сбыта военной техники и вооружений. Практически вся военная продукция на российском рынке закупается государством, т.е. рынок ВВТ в стране является преимущественно рынком монопсонии. Такое положение является достаточно значимым фактором, детерминирующим повышенную роль государства в регулировании условий и результатов хозяйствования предприятий и организаций ОПК.

Не менее важными являются особенности ОПК, отражающие своеобразие современной российской экономики, векторов ее развития. Характер происходящих в ней трансформационных процессов, институциональных перемен, состояние внутренней среды и существующие внешние связи предприятий ОПК позволяют дополнить имеющиеся представления о составе особенных характеристик современного оборонно-промышленного комплекса.

Во-первых, ОПК после проведения широкомасштабной приватизации отличается повышенной долей государственной собственности.

Во-вторых, ОПК отличается разнообразием видов деятельности, организационно-правовых форм, что обусловливает дифференциацию возможностей государства по управлению его структурными звеньями.

В-третьих, ОПК находится в процессе конверсии, которая представляет собой регулируемый государством процесс организационных, правовых, технологических, научно-технических и социально-экономических преобразований оборонной промышленности в целях частичной или полной переориентации на выпуск продукции гражданского назначения ранее задействованных в оборонном производстве производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов организаций оборонной промышленности.

В-четвертых, заметной в последние годы чертой российского ОПК является доминирование в объемах производства военной продукции, доля которой в 2003 г. составила 59,5 %. Данная структура производства фактически идентична структуре оборонного комплекса СССР (60 % - военная, 40 % - гражданская). Следует обратить внимание на то, что тенденция к переориентации на преимущественный выпуск военной продукции наблюдается в России начиная со второй половины 90-х годов, когда ее доля составляла 37,5 %1.

Состав и содержание функций современного российского ОПК представлены в таблице 2.

В современной России основной целью функционирования обороннопромышленного комплекса (ОПК), к которому в настоящее время относится более 1700 предприятий и организаций, обеспечивающих работой свыше 2 млн. человек, является постоянное поддержание военно-экономического потенциала страны на уровне, обеспечивающем ее обороноспособность и безопасность в соответствии с ее национальными интересами.

Обосновывая роль ОПК в обеспечении военно-экономического потенциала, необходимо отметить, что общие объемы производства на оборонных предприятиях в период с 2001 по 2006 г. в среднем увеличивались с темпом 6-7%, что превышает динамику роста производства по промышленности в целом (4,34,5%). Кроме того, на долю ОПК приходится более 70% всей производимой в стране научной продукции, а в оборонных отраслях занято свыше 50% всех научных сотрудников.

1 См.: КузыкБ.Н. Указ. соч. С. 56.

Состав и содержание функций российского ОПК1

Функции Содержание

Организационная Налаживание, поддержание и развитие связей между субъектами хозяйствования, необходимых для достижения общих целей и задач; балансирование и согласованная реализация интересов участников ОПК; создание в рамках ОПК крупных интегрированных структур (ИС).

Стимулирующая Позиционирование точек экономического роста внутри ОПК и создание преференций для организаций, их представляющих; усиление роли и расширение сферы действия долгосрочных связей между хозяйствующими субъектами ОПК; обеспечение устойчивой мотивации предприятий к обновлению производственного аппарата, номенклатуры продукции, повышению ее конкурентоспособности.

Ресурсная Сосредоточение в рамках ОПК кадровых, финансовых, информационных и материальных ресурсов, обеспечение их эффективного перетока между субъектами хозяйствования; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития ОПК; ускорение кругооборота функционирующего капитала; тиражирование передового хозяйственного опыта (использование бенчмаркинга).

Обеспечения национальной безопасности Создание необходимого материально-технического и кадрового обеспечения национальной безопасности; обеспечение мобилизационного момента, отражающего потенциально возможное расширение масштабов и повышение динамики военного производства.

Содействия устойчивому экономическому росту Формирование совокупного спроса и совокупного предложения; воспроизводство мультипликационного эффекта; исключение или максимальное ограничение негативное воздействие производства ОПК и процессов использования его продукции на экосистему.

Развития экспортного потенциала страны и регионов Производство и сбыт продукции на мировых рынках военной техники и вооружений; наращивание экспортной выручки; восстановление статуса российского ОПК как производителя конкурентоспособной военной продукции; компенсация угроз, связанных с глобализацией экономики в условиях устойчиво воспроизводимой низко диверсифицированной структуры экспорта. Реализация геополитических интересов страны.

Инновационная Проведение фундаментальных и прикладных разработок в сферах инновационных технологий и современных технических систем, результатом использования которых становятся новые образцы военной техники и вооружений, разнообразная конкурентоспособная наукоемкая продукция военного и гражданского назначения.

Социальная Обеспечение: роста уровня затрат на рабочую силу на предприятиях и организациях ОПК; реализации социальных потребностей людей, занятых в ОПК; профессиональной мобильности кадров; условий труда и быта, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

Существенно значение ОПК в сфере экспорта: в течение 7 лет (2000-2006 гг.) наблюдалась устойчивая повышательная тенденция роста экспорта оружия.

1 Источник: Фарамазян Р.А., Борисов В.В. Трансформация военной экономики в XX и начале XXI века. М.: ИМЭМО РАН, 2004.

О важности данного направления деятельности ОПК свидетельствуют и другие факты. Так, по оценкам исследователей, в целом общее увеличение объемов производства на оборонных предприятиях распределяется ныне следующим образом: 44 % - за счет экспорта продукции военного назначения; 7% - экспорта гражданской продукции; 34 % - гражданской продукции, реализуемой на внутреннем рынке, 15 % - вооружений и военной техники (ВВТ) по оборонному зака-

зу1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Являясь гарантом поддержки и реализации военно-экономического потенциала, оборонно-промышленный комплекс России сохраняет ряд конкурентных преимуществ, позволяющих выгодно интегрироваться в мирохозяйственные связи. Сюда можно отнести:

- относительную дешевизну рабочей силы в сочетании с ее высокой квалификацией;

- значительный потенциал прикладной науки с относительно небольшой капиталоемкостью научно-исследовательских работ;

- достаточно высокую долю основных производственных фондов, что позволяет снижать капиталоемкость технологической модернизации производства;

- передовой уровень некоторых военных и космических технологий, опережающих западные аналоги на 10-20 лет;

- огромные возможности в области технологий "двойного применения".

Следует заметить, что на протяжении нескольких лет основная прибыль

предприятиям ОПК приносила экспортная деятельность. В настоящее время происходит постепенный отход от экспортно-сырьевого типа экономического роста. Переход к иному типу военно-экономического развития возможен лишь на базе реализации конкурентных преимуществ в области высоких технологий, транспорта, энергетики, аграрного потенциала, модернизации и создания высокотехнологичных производств, результатом которых является продукция со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, передовых технологий и техники. В этих условиях роль и место науки и технологий в социально-экономическом развитии страны должны принципиально измениться.

1 Пухов Р.В. Официальные итоги ВТС России с зарубежными государствами в 2005 году. // Экспорт вооружений. 2007. №. 1. С. 16.

Приоритетными направлениями использования потенциала ОПК в интересах укрепления и реализации военно-экономического потенциала страны являются развитие авиа- и судостроения, сохраняющих конкурентные преимущества, в том числе и на внешнем рынке; развитие радиоэлектронного комплекса; развитие производства импортозамещающего оборудования и т.д. Исходя из изложенных подходов к основным инструментам политики, направленным на повышение эффективности использования потенциала ОПК, следует отнести в первую очередь комплекс действующих и разработанных Минпромэнерго РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти стратегических и программных документов.

Учитывая, что развитие технологий является непрерывным, постоянно обновляющимся процессом, а также принимая во внимание новые тенденции и направления технологического развития в мире, в рамках новых федеральных программ, планируемых к реализации в ОПК в 2008-м и последующих годах, предусмотрено дальнейшее развитие национальной технологической базы. К таким программам относятся ФЦП: "Национальная технологическая база"; "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники"; "Развитие электронной компонентной базы на 2007-2011 гг.", которую предполагается развернуть в самостоятельную ФЦП по развитию электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 гг.; "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года", предусматривающая разработку и освоение промышленных базовых и критических технологий, ориентированных в том числе на создание и производство современных видов специальной техники; "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", предусматривающая, в том числе, формирование научного задела и разработку новых технологических решений в интересах создания перспективных образцов авиационной техники.

В рамках этих программ проводятся НИОКР по созданию важнейших технологий межотраслевого значения по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, которые охватывают большую часть перечня критических технологий Российской Федерации (всего 18 направлений). В соответствии с программными мероприятиями осуществляется разработка около 150 конкретных технологий, не уступающих современному мировому уровню.

Реализация данных программ позволит значительно повысить качество производимой гражданской и военной техники на предприятиях ОПК, что обеспечит ее высокую конкурентоспособность на мировых рынках.

В перспективе развитие авиа- и судостроения, сохраняющие конкурентные преимущества, в том числе и на внешнем рынке; развитие радиоэлектронного комплекса; развитие производства импортозамещающего оборудования позволит значительно повысить военно-экономический потенциал государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.