Научная статья на тему 'Военно-благотворительная деятельность духовенства Омской епархии в начальный период Первой мировой войны (1914-1915 гг. )'

Военно-благотворительная деятельность духовенства Омской епархии в начальный период Первой мировой войны (1914-1915 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / OMSK DIOCESE / WORLD WAR I / CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Берковская З.Н., Кожевин В.Л.

Освещается деятельность Русской православной церкви на территории Омской епархии в начальный период Первой мировой войны. Рассматриваются патриотические акции и военно-благотворительная деятельность омского духовенства. Описывается процесс создания общественных организаций и проводившиеся ими мероприятия по сбору средств в помощь пострадавшим в ходе военных действий и членам их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-Charitable Activities of the Clergy of the Omsk Diocese during the First Period of the World War I (1914-1915)

The article highlights the activities of the Russian Orthodox Church on the territory of the Omsk Diocese during the first period the World War I. The authors consider patriotic actions and military-charitable activities of the Omsk clergy. The process of creating public organizations and their activities to raise funds to help the victims in the course of military operations and members of their families are described.

Текст научной работы на тему «Военно-благотворительная деятельность духовенства Омской епархии в начальный период Первой мировой войны (1914-1915 гг. )»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 85-91. УДК 281.93

DOI 10.25513/2312-1300.2019.2.85-91

З. Н. Берковская, В. Л. Кожевин

ВОЕННО-БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА ОМСКОЙ ЕПАРХИИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914-1915 гг.)

Освещается деятельность Русской православной церкви на территории Омской епархии в начальный период Первой мировой войны. Рассматриваются патриотические акции и военно-благотворительная деятельность омского духовенства. Описывается процесс создания общественных организаций и проводившиеся ими мероприятия по сбору средств в помощь пострадавшим в ходе военных действий и членам их семей.

Ключевые слова: Русская православная церковь; Омская епархия; Первая мировая война; благотворительность.

Z. N. Berkovskaya, V. L. Kozhevin

MILITARY-CHARITABLE ACTIVITIES OF THE CLERGY OF THE OMSK DIOCESE DURING THE FIRST PERIOD OF THE WORLD WAR I (1914-1915)

The article highlights the activities of the Russian Orthodox Church on the territory of the Omsk Diocese during the first period the World War I. The authors consider patriotic actions and military-charitable activities of the Omsk clergy. The process of creating public organizations and their activities to raise funds to help the victims in the course of military operations and members of their families are described.

Keywords: Russian Orthodox Church; Omsk Diocese; World War I; charity.

В православной России в периоды чрезвычайных событий церковь всегда была основой нравственно-духовной силы. В годы Первой мировой войны церковь выступила не только как институт духовный, но проявила себя и в особой патриотической деятельности - военной благотворительности. С первых же дней войны Синод стал вырабатывать целую программу соответствующих мер. Активно откликнулась на вызовы военного времени Омская епархия. Перед её духовенством встала не только задача мобилизации своей паствы на защиту Отечества, но и материальной и духовной поддержки нуждающихся. Священники выступали в роли вдохновителей в деле милосердия, призывали к сбору пожертвований и создавали организации, призванные осуществлять эту деятельность.

© Берковская З. Н., Кожевин В. Л., 2019

В мирное время связь и сотрудничество военных с церковью в деле благотворительности на территории Западной Сибири проявлялась в сборе пожертвований на различные нужды церкви. Наибольший вклад вносило офицерство. Как подчеркнула О. В. Гефнер, эта деятельность была довольно активной. Офицеры, в частности, выделяли средства на работу Православного миссионерского общества, вносили деньги на строительство в Омске Успенского кафедрального собора [1, с. 51-52]. С началом Первой мировой войны духовенство Омской епархии ещё более укрепило связь с армией, приложив серьёзные усилия для помощи воинам и их семьям.

В историографии данной проблемы необходимо выделить ряд работ, где эта деятельность получила определённое освещение.

Так, Митрополит Омский и Тарский Феодо-сий (И. И. Процюк) в книге, посвящённой жизни и служению архиепископа Омского Сильвестра (Ольшевского), описал несколько случаев военно-благотворительной деятельности омского духовенства, включая организацию денежного сбора в фонд помощи детям фронтовиков, пожертвования средств семьям ушедших на фронт и сиротам военных [2, с. 48-49]. В книге «Сибирский военный округ. Первые страницы истории (18651917)» подчёркивается активная деятельность Православной церкви в Новониколаев-ске, где отдельные священнослужители и местные церковно-попечительские советы проявили ряд важных благотворительных инициатив, облегчавших положение семей воинов, ушедших на фронт, и беженцев. Авторы монографии также отметили активное участие войсковых церквей Омского военного округа во Всероссийском церковном сборе (декабрь 1915 г.), осуществлявшемся в помощь раненым воинам, сиротам и вдовам военных, павших на фронте [3, с. 198-201]. Важные сведения о военно-благотворительной деятельности Православной церкви на территории Западной Сибири в 1914-1915 гг. привёл автор книги «Сибиряки на защите Отечества в войнах начала XX века» Ю. П. Горелов. Согласно таблице, отражающей итоги церковных сборов десяти епархий от Оренбурга до Владивостока в указанный период, 65 % средств было собрано в Западно-сибирском регионе. Немалый вклад, как подчёркивает автор, внесла Омская епархия [4, с. 250].

Несмотря на внимание исследователей к истории военно-благотворительной деятельности Русской православной церкви на территории Омской епархии в начальный период Первой мировой войны, общая картина этого процесса остаётся фрагментарной и требует более глубокого изучения. Таким образом, целью данной статьи является системный и масштабный анализ данной проблемы.

В день объявления войны, после совершения торжественного молебствия о даровании Российскому воинству победы, Синодом были даны предписания обнародовать Высочайший Манифест о войне во всех церквях. Вскоре были установлены особые ежеднев-

ные молебствия за богослужением за Государя и сражающееся воинство. 22 августа 1914 г. в Успенском соборе Омской епархии также было совершено молебствие о даровании победы русским воинам. В дни мобилизации во всех городах епархии прошли патриотические манифестации, во всех церквях служились торжественные молебны.

Движимые чувством любви к Отечеству, главы епархий выполняли указы высшей церковной власти, приводя в исполнение все распоряжения Синода в вверенных им епархиях. Они объясняли значение войны и обязанности, которые она возлагает на служителей Русской православной церкви в деле укрепления духа народа, призывали духовенство всемерно поддерживать патриотическое настроение паствы, приносить посильные пожертвования на военные нужды. Епархиальные преосвященные сами подавали пример в этом деле своими приношениями в виде процентного отчисления из своего содержания. Духовенство Омской епархии отчисляло 2 % из своего содержания на благотворительность. Журнальным постановлением Омской духовной консистории № 1444 от 20 октября 1914 г. было определено: «Так как большинство духовенства церквей епархии постановило отчислять на нужды военного времени ежемесячно 2 % из своего содержания и пожертвовать на этот предмет 3 000 руб. из сумм епархиального свечного завода, то поручить духовенству епархии через благочинных отчислять ежемесячно 2 % из своего содержания и предоставлять их благочинным для отсылки в консисторию» [5, л. 124]. За счёт отчислений с валового дохода церквей и причтов Омской епархии на нужды военного времени за 1915 г. поступило 1 645 руб. 54 коп. [5, л. 219]. Были в этот период и разовые пожертвования. Священник села Камышенского Акмолинского уезда А. Астахов пожертвовал на нужды войны весь годовой оклад казённого жалования -600 руб. (15/1Х)1. В пользу детей воинов, погибших на поле брани, от епархиальных церквей в 1915 г. поступило 1 180 руб. 20 коп. [5, л. 219].

В начале ноября 1915 г. Преосвященный Сильвестр объявил о сборе золотых монет и их обмене на кредитные билеты для казны на военные нужды: «... пусть каждый из Пас-

тырей отдаст Государству прежде всего своё золотое кольцо, так как, по принятой и имеющейся за себя глубокие основания практике, сами пастыри колец не носят...» (11/Х1).

Прихожане, по примеру духовенства, активно участвовали в благотворительности. В церквях епархии стояли кружки Красного Креста для сбора средств, после каждого богослужения с ними обходили прихожан. В 1915 г. от благочинных епархии в пользу Красного Креста поступило 6 385 руб. 59 коп. [5, л. 220].

Прихожане села Убинского Змеиногор-ского уезда пожертвовали на помощь семьям лиц, взятых на войну, 1 845 руб. (1/11), села Лепокуровского в пользу раненых и больных воинов - 120 руб. (1/У).

С момента всеобщей мобилизации и начала открытых военных действий со стороны Германии, а затем Австро-Венгрии и Турции, началась усиленная деятельность общественно-благотворительных организаций, направленная на оказание помощи правительству по поддержке пострадавших на войне. Предметом особого внимания церкви были семьи лиц, находящихся в войсках. С этой целью Синод, по определению № 6503 от 20 июля 1914 г., поручил епархиальным преосвященным образовать во всех приходах особые попечительские советы из выборных прихожан, с обязательным участием местного духовенства и старост. К маю 1915 г. попечительские советы были открыты в 24 563 приходах (15/У). В некоторых епархиях, таких как Астраханская, Донская, Псковская, Рижская, Таврическая, Томская и других, попечительские советы были открыты во всех приходах. В других епархиях учреждённые советы были не во всех, либо в незначительном числе приходов, либо их не было вовсе.

Через шесть месяцев после начала войны Синод не обладал информацией относительно количества попечительских советов и по Омской епархии. В связи с чем епископ предписал благочинным Омской епархии принять все меры к созданию попечительских советов при каждом приходе и докладывать в консисторию ежемесячно: «...забота об обеспечении семейств лиц, призванных в ряды войск, будучи непременным долгом всех, непризванных к оружию, по существу

своему служить выполнением христианами своей прямой обязанности - любви к ближнему» (15/У).

На попечительские советы возлагались следующие обязанности: выявление и составление списков семей лиц, призванных на войну, обследование их имущественного положения; собрание сведений о материальном положении таких семей; изыскание средств для оказания помощи, сбор пожертвований деньгами и продуктами; распределение и выдача пособий нуждающимся; расположение и настрой прихожан к необходимости оказания помощи семьям воинов в сельскохозяйственных работах.

К началу 1915 г. число попечительских советов в епархиях достигло 22 934, увеличивалось количество, и расширялась деятельность советов и в Омской епархии. Так, к 12 января 1915 г. от благочинных епархии поступило 1 011 руб. 70 коп. [5, л. 15], в 1915 г. было передано 1 715 руб. 86 коп. [5, л. 120].

По определению Синода № 11437 от 19 декабря 1914 г. епархиальным начальст-вам предлагалось обсудить вопрос об оказании помощи воинам-калекам и детям погибших воинов. В связи с этим в Омский епархиальный попечительский совет по оказанию помощи семьям поступило предложение от священника Омской епархии Л. Покровского о проведении самообложения. Ежемесячный взнос предлагался со священника по 60 коп., с диакона 40 коп., с псаломщика 20 коп. Учитывая, что в епархии на тот момент 600 священников, 100 диаконов, 600 псаломщиков, предполагаемая сумма сбора могла бы составить 6 240 руб. в год. Также было предложено обложить ежемесячным взносом церкви: сельские по 50 коп., городские по одному рублю. Сельских церквей в 1914 г. насчитывалось 550, городских 50. Общая годовая сумма сбора - 3 900 руб. Другой вариант пожертвований предполагал проведение кружечных сборов за каждым праздничным богослужением, а также ежегодный сбор пожертвований круглым числом с каждой церкви епархии. Общая сумма самообложения могла бы составить 16 615 руб. На эти средства предполагалось устроить приют для калек в здании гостиницы при Покровском мужском монастыре, детскую колонию для

мальчиков и приют для девочек при женском монастыре. Данные предложения были приняты попечительским советом и утверждены епископом. 23 октября 1915 г. на собрании благочиния Омского городского духовенства было принято решение оставить в силе постановление об отчислении средств с каждой церкви и всего духовенства на устройство приютов для сирот (11/Х1).

Особенно ценной была организация попечительскими советами помощи по уборке и засеву полей семьям, чьи кормильцы были на фронте, чтобы у семей мобилизованных не оставалось ни одного неубранного и необмолоченного снопа. Кроме того, для присмотра и ухода за детьми таких семей во время уборочной страды попечительскими советами устраивались временные детские приюты и ясли.

Православные церковные братства также приняли значительное участие в делах благотворительности на военные нужды. Их деятельность выразилась в денежных пожертвованиях из своих средств, в оборудовании небольших лазаретов, в устройстве приютов для детей лиц, ушедших на войну, в оказании помощи семьям воинов, а также в бесплатной рассылке и раздаче религиозно-нравственных книг и брошюр в лазаретах и действующей армии.

Особого внимания заслуживает военно-благотворительная деятельность Омского епархиального братства ревнителей Православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения, во имя иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали».

Большую работу проводил Дамский комитет при Омском епархиальном братстве. Главным образом члены Дамского комитета направляли свою деятельность на помощь действующей армии, по мере сил снабжали воинов бельём, табаком, чаем, сахаром, мылом и прочими предметами первой необходимости. С этой целью к празднику Светлой Пасхи было отправлено в действующую армию 88 посылок. Перед праздником Рождества Христова и Нового года воспитанницы и служащие Омского епархиального женского училища заготовили подарки для воинов 56-го Сибирского стрелкового полка, сформированного в дни мобилизации в г. Омске

и состоящего из уроженцев Сибири. В подарки входили: мыло, соль, табак, чай, сахар, рубахи, портянки, платки, нитки. Солдаты получили подарки в дни празднования Рождества Христова и выражали свою благодарность воспитанницам в письмах. В марте 1915 г. в Омское епархиальное братство поступила посылка от священника села Дро-бышева И. Шмуйлова, состоящая из ста пакетов с нательными крестами, табаком, сладостями. Подарки были изготовлены ученицами и учениками двухклассного Дробышев-ского училища на пожертвования жителей села и Всехсвятского кладбищенского попечительства (15/1У). В пользу сербов в Дамский комитет епархиального братства от горожан поступило 56 руб., из них 25 были отправлены в Петроградское Славянское благотворительное общество, и 31 руб. 10 коп. в редакцию газеты «Русское слово» для пересылки послу в Сербии (15/1У).

За всё время с 10 ноября 1914 г. по 15 марта 1915 г., на средства епархиального братства, Всехсвятского кладбищенского попечительства, на пожертвования учеников и учениц некоторых церковно-приходских школ и частных лиц Дамский Комитет отправил в действующую армию 10 ящиков с тёплым бельём, жилетами, шарфами, холодным бельём, чаем, сахаром, мылом, табаком и прочим (15/1У).

Узнав о горьком положении русских военнопленных в Германии, Дамский комитет решил также прийти им на помощь. Он обратился с просьбой к Омскому епархиальному попечительскому совету за содействием. Совет выделил комитету 300 руб., а также разрешил однодневный сбор в церквях, который дал 90 руб. На собранные деньги и из пожертвованных вещей удалось сделать 100 пакетов вещей для военнопленных и отправить их в Германию. 40 пакетов с 135 парами белья, мылом, портянками, чаем, сахаром, 42 ящика с сухарями, 3 пакета с кожей отправлено через Стокгольм жене русского посла Неклюдова для передачи русским военнопленным. 15 пакетов с табаком, чаем, сахаром и пр. было направлено в Петроград в Центральное Справочное Бюро для передачи в Германию. Первые 85 посылок были посланы 26 ноября, последние 15 посылок в конце года (1/УШ).

На заседании правления братства 9 декабря 1915 г. был заслушан указ Синода № 22 от 5 августа 1915 г., на имя Преосвященного об установлении духовного попечения о военнопленных славянах, желающих принять православие. В 1916 г. в данном направлении была развёрнута обширная деятельность, давшая увеличение числа православных в Омске за счёт присоединения к нему военнопленных. К православию было присоединено более 400 чехов, русинов и поляков (15/1У).

В 1915 г. Омским епархиальным попечительским советом и братством был открыт приют для детей раненых и увечных воинов, в котором работали бывшие послушницы Богородице-Михаило-Архангельского монастыря. В июне 1917 г. приют был расширен и находился под попечительством Совета женщин-христианок.

В годы Первой мировой войны Омское епархиальное братство являлось проводником православного служения, благочестия и нравственности, вело обширную благотворительную деятельность.

24 июля 1914 г. по инициативе городского Усть-Каменогорского благочинного городского протоиерея Александра Догаева было созвано общее собрание в местном Народном доме с приглашением представителей местной интеллигенции, духовенства, купечества и городской администрации. На собрании было принято решение об открытии комитета Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям в 1914 г. Председателем комитета был единогласно избран протоиерей Догаев. В правление, наряду с чиновниками, учителями и купцами, вошли все городские священники. В соответствии с выработанным планом действий были выпущены соответствующие воззвания к населению, разосланы письма с призывом к пожертвованиям во все частные и правительственные учреждения города, отправлены сборники с подписными листами. Касса комитета также пополнялась за счёт членских взносов, выручкой от спектаклей и концертов, сборов в «День колоса», от лотереи-аллегри, кружечных сборов, отчислений из жалований служащих. В течение пяти месяцев к январю 1915 г. было собрано более 3 тыс. руб. Кроме денежных сборов

комитет собирал пожертвования одеждой, предметами первой необходимости, продуктами. Всего было собрано более 30 пудов. Посылки отправлялись пароходом в связи с большим расстоянием до железной дороги. В соответствии с уставом Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям в 1914 г. комитет взял обязательство вести учёт нуждающихся семей и определять размер и виды помощи. Пособия были единовременные и ежемесячные. Средства шли на различные нужды: на уборку полей, на питание, на одежду, на учебные принадлежности, похороны и прочее. За период с июля 1914 г. по январь 1915 г. помощь получил 621 человек, на общую сумму 1 205 руб. 88 коп. (15/У).

Плодотворная деятельность и значительные объёмы благотворительности Усть-Каменогорского комитета объясняются прежде всего тем обстоятельством, что во главе дела стояло всё местное городское духовенство, «. можно утвердительно сказать, что главную работу в комитете несёт духовенство. Постоянный призыв паствы к пожертвованиям с церковной кафедры, личное участие в сборах, обследование семейств нуждающихся в призрении комитета, воздействие на окружающих путём слова и собственного примера, несение всей канцелярской работы, постоянное участие в заседаниях, собраниях и комиссиях комитета, инициатива устройства различных предприятий, даже выпуск известных афиш, воззваний, летучек - всё это почти исключительно делает духовенство» (15/У).

Во исполнение определения Синода № 5449 от 11 августа 1915 г., Сильвестром, епископом Омским и Павлодарским, 28 августа был учреждён Омский епархиальный комитет по оказанию помощи беженцам. Председателем комитета был назначен протоиерей Д. Худяковский. Деятельность комитета заключалась, прежде всего, в поиске свободных помещений для расселения беженцев, а также распределении имеющихся средств. По распоряжению Комитета для беженцев было выделено по комнате в трёх церковноприходских школах города Омска. С этой же целью было освобождено и одно из подвальных помещений в Женском епархиальном училище. Были направлены запросы в уезд-

ные отделения Епархиального Училищного Совета и причтам городских и сельских церквей о наличии свободных помещений и возможности их использования для беженцев. Осенью 1915 г. Знаменский женский монастырь принял под свой кров двадцать беженцев, пять девочек-сирот нашли приют в Михайловском женском монастыре. Осенью поток беженцев на станцию Омск значительно увеличился, многие страдали инфекционными болезнями. Комитет решил полностью освободить Соборную и Параскеевскую школы, где разместили более двухсот человек. В здании при архиерейском доме поселили жену и восемь детей псаломщика Минской епархии (1/11).

С целью изыскания денежных средств Комитет обратился в Омский епархиальный попечительный совет с просьбой выделить 1 тыс. руб. из 3 тыс. руб., пожертвованных духовенством епархии в 1915 г. на военные нужды, а также произвести в церквях тарелочный сбор. На первых порах всем беженцам выплачивалось единовременное пособие в размере 10 руб. Позже взрослые получали по 6 руб., дети по 3 руб. на питание. К празднику Рождества Христова было дополнительно ассигновано 120 руб. Кроме выделенной Омским попечительским советом 1 тыс. руб., из церквей и приходов епархии в кассу Комитете поступило 500 руб. Комитет просил городские причты безвозмездно удовлетворять религиозные нужды беженцев, а кладбищенские начальства безвозмездно отпускать места для могил умерших (1/11).

6 декабря 1915 г. прошёл Всероссийский церковный собор, в том числе и в церквях Омской епархии. Собранные денежные пожертвования были переданы в помощь сиро-

там и вдовам убитых и на помощь пострадавшим на войне. Подобных примеров было множество, и каждый из них подтверждает, что благотворительность и попечительство умножали силы страны и укрепляли дух народа в трудные годы войны. Таким образом, в начальный период Первой мировой войны на территории Омской епархии сложилась эффективная и разветвлённая система церковных структур, определявшая каналы и способы военно-благотворительной деятельности, которая была тесно связана с общественностью региона. В настоящее время с учётом вызовов современности этот опыт может быть востребован и использован как российской светской общественностью, так и Православной церковью.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Здесь и далее в круглых скобках указывается дата выхода рассматриваемого номера газеты «Омские епархиальные ведомости» за 1915 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гефнер О. В. Религиозная благотворительность военных русской армии в городах Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX века // Сохранение и развитие русской культуры и православной духовности. -Омск, 2007. - С. 51-53.

2. Феодосий (Процюк), митр. В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. - М. : Воскресенье, 2006. - 608 с.

3. Копылов В. А., Милюхин В. П., Фабрика Ю. А. Сибирский военный округ. Первые страницы истории (1865-1917). - Новосибирск : СО РАН, 1995. - 246 с.

4. Горелов Ю. П. Сибиряки на защите Отечества в войнах начала XX века. - Кемерово : Куз-бассиздат, 2003. - 385 с.

5. Государственный исторический архив Омской области. Ф. 16. Оп. 1. Д. 159.

Информация о статье

Дата поступления 7 марта 2019 г.

Дата принятия в печать 28 мая 2019 г.

Сведения об авторах

Берковская Зорина Николаевна - директор Омского колледжа библиотечно-информацион-ных технологий (Омск, Россия)

Article info

Received March 7, 2019

Accepted May 28, 2019

About the authors

Zorina N. Berkovskaya - Director of the Omsk College of Library and Information Technologies (Omsk , Russia)

Адрес для корреспонденции: 644070, Россия, Омск, ул. Звездова, 95

E-mail: ber-zorina@yandex.ru

Кожевин Владимир Леонидович - канд. ист. наук, доцент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: kozhevin@rambler.ru

Postal address: 95, Zvezdova ul., Omsk, 644070, Russia

E-mail: ber-zorina@yandex.ru

Vladimir L. Kozhevin - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: kozhevin@rambler.ru

Для цитирования

Берковская З. Н., Кожевин В. Л. Военно-благотворительная деятельность духовенства Омской епархии в начальный период Первой мировой войны (1914-1915 гг.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 85-91. й01: 10.25513/23121300.2019.2.85-91.

For citations

Berkovskaya Z.N., Kozhevin V.L. Military-Charitable Activities of the Clergy of the Omsk Diocese during the First Period of the World War I (19141915). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 2 (22), pp. 85-91. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.2.85-91 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.