Научная статья на тему 'Военная журналистика в годы коренных преобразований в сфере гласности и свободы прессы в советском Союзе (1986-1991 гг. )'

Военная журналистика в годы коренных преобразований в сфере гласности и свободы прессы в советском Союзе (1986-1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1303
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ВОЕННЫЕ ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ / ВОЕННЫЕ ИЗДАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНЗУРА / ПРОБЛЕМАТИКА ВОЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / THE SOVIET MILITARY JOURNALISM / MILITARY NEWSPAPERS AND PERIODICALS / MILITARY PUBLICATIONS / STATE INFORMATION POLICY / CENSORSHIP / THE PROBLEMS OF THE MILITARY MEDIA / THE PROBLEMATICSUBJECT COMPLEXES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Козлов Андрей Валерьевич

Автор исследует деятельность органов советской военной журналистики в годы коренных преобразований в сфере гласности и свободы прессы в Советском Союзе. В области функционирования военных средств массовой информации эти годы стали периодом реформирования всех сторон их деятельности, связанного с изменениями государственной информационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Козлов Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military journalism in the years in the sphere of publicity and freedom of press in the Soviet Union (1986-1991 yr.)

The author investigates the activity of the organs of Soviet military journalism in the years of sweeping reforms in the sphere of publicity and freedom of press in the Soviet Union. In the region of the functioning of the military media these years became the period of the reformation of all aspects of their activity, connected with changes in the state information policy.

Текст научной работы на тему «Военная журналистика в годы коренных преобразований в сфере гласности и свободы прессы в советском Союзе (1986-1991 гг. )»

Во второй половине 80-х гг. ХХ века в связи с изменением государственной информационной политики, курсом на гласность и плюрализм мнений в деятельности военной периодической печати произошли значительные изменения.

Прежде всего, реорганизация коснулась управленческой надстройки. Начал действовать нештатный Координационно-методический совет редакторов. Он был создан при Главном политическом управлении (ГлавПУ) СА и ВМФ и занимался координацией деятельности военных печатных изданий по освещению перестройки в армии и на флоте. В состав совета входили главные редакторы «Красной звезды» Военного издательства, центральных военных журналов, киностудии МО СССР. Персональный состав совета утверждал начальник Главного политического управления СА и ВМФ.

Председателем совета был заместитель начальника идеологического управления ГлавПУ СА и ВМФ, его заместителями - начальник отдела средств массовой информации ГлавПУ СА и ВМФ и главные редакторы газеты «Красная звезда» и журнала «Военная мысль»

Координационно-методический совет разрабатывал предложения для руководства ГлавПУ СА и ВМФ по вопросам деятельности военной периодической печати, связанным с выработкой общей линии, по согласованию усилий военной прессы при проведении информационно-пропагандистских акций; по определению приоритетных направлений пропаганды военными газетами и журналами, обобщения передового опыта работы командиров, политорганов в достижении постоянной боевой готовности, по укреплению воинской дисциплины, сплочению многонациональных воинских коллективов, по утверждению в них принципов демократизации и гласности, а также преодолению негативных явлений в армии и на флоте; по изучению опыта организации работы военных изданий в особый период и выработке предложений для создания модели центральной, фронтовой, армейской и многотиражной газет военного времени и др. Исследование его деятельности показало, что координационно-методический совет скорее был данью времени, чем эффективным средством совершенствования функционирования военных печатных СМИ.

Система военных изданий в эти годы включала центральную газету «Красная звезда» и военные журналы; газеты военных округов, групп войск

и флотов; газеты армий, армейских корпусов и флотилий; многотиражные газеты соединений и кораблей, баз и военно-учебных заведений.

Центральный орган военной периодической печати - газета «Красная звезда» (тираж - 2200 тыс. экз.) [1, л. 1]. Ее редакция включала секретариат, отделы пропаганды, партийно-политической работы, комсомольской жизни, боевой подготовки видов Вооруженных Сил СССР, вузов и вневойсковой подготовки, очерка и публицистики, науки, техники и космонавтики, культуры и быта, строительства, критики, библиографии и обзоров печати, литературы и искусства, информации, физподготовки и спорта, писем и массовой работы, оформления, иностранный и отдел корреспондентской сети [2, с. 158]. Такая специализация отделов позволяла журналистам квалифицированно освещать все стороны жизни и деятельности Вооруженных Сил.

На решение этой же задачи было направлено и создание в 1989 г. еженедельного приложения к «Красной звезде» « Сын Отечества» 3, л. 7].

Наряду с творческими подразделениями действовал мощный полиграфический комплекс - издательство «Красная звезда» Здесь выпускались журналы «Коммунист Вооруженных Сил», «Советское военное обозрение» «Тыл Вооруженных Сил» видовые журналы и некоторые гражданские издания [4, л. 1 - 4].

Всего издавалось 15 центральных военных журналов и 2 приложения к ним1. Центральный дом Советской Армии им. М.В. Фрунзе выпускал раз в 2 месяца журнал «Культурно-просветительная работа в войсках» 16 тыс. экз.). Управление пропаганды и агитации ГлавПУ СА и ВМФ в 1988 г. организовало на общественных началах выпуск «Информационного бюллетеня» куда вошел и издававшийся ранее «Пресс-бюллетень»

Среди выпускаемых журналов «Советское военное обозрение» выходило ежемесячно на русском и 6 иностранных языках. Тираж - 120 тыс. экз. Большая его часть отправлялась за рубеж [4, л. 1-4].

1 «Коммунист Вооруженных Сил» (разовый тираж 550 тыс. экз.), «Советский воин» (370 тыс. экз.), иллюстрированное приложение к журналу «Советский воин» ((10 тыс. экз.), Библиотечка журнала «Советский воин» (77 тыс. экз.), «Военная мысль» (33 тыс. экз.), «Военно-исторический журнал» (33 тыс. экз., 1 раз в месяц), «Зарубежное военное обозрение» »333 тыс., экз.), «Агитатор армии и флота» »225 тыс. экз.), «Военный вестник» (78 тыс. экз.), «Знаменосец» (330 тыс. экз.), «Авиация и космонавтика» (55 тыс. экз.), «Морской сборник» (33 тыс. экз.), «Вестник противовоздушной обороны» (22 тыс. экз.), «Техника и вооружение» »66 тыс. экз.), «Тыл Вооруженных Сил» »33 тыс. экз.), «Военномедицинский журнал» »22 тыс. экз.), «Гражданская оборона» »30 тыс. экз.). - Прим. авт.

Из центральных печатных органов силовых ведомств выходили журналы «Пограничник» (ПВ КГБ СССР) и «На боевом посту» 1ВВ МВД СССР). В марте 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР пограничные, внутренние и железнодорожные войска были выведены из состава Вооруженных Сил СССР. Для освещения проблематики железнодорожных войск была создана еженедельная газета «Военный железнодорожник» Ее начали издавать за счет закрытия 24 дивизионных изданий.

С 1989 г. газеты Московского, Северо-Кавказского, Дальневосточного и Одесского военных округов были переведены на меньший формат (размер А-3), что, по мнению разработчиков проекта, сделало их более удобными для чтения [3, л. 4]. В том же году была расформирована редакция газеты Среднеазиатского военного округа «Боевое знамя» 5, л. 1-4]. Весной следующего года в связи с выводом войск из Чехословакии расформированы печатный орган Центральной группы войск «Советский солдат» и 4 дивизионные газеты. «Советский солдат» прекратил свое существование 20 мая 1991 г. [6, л. 16], а последний ее номер датирован 10 мая 1991 г. [7, л. 383].

В феврале 1990 г. начинает осуществляться распространение окружных и флотских газет через отделения «Союзпечати» Этот шаг был направлен на «улучшение информирования населения о ходе перестройки в армии и на флоте, влияние на формирование общественного мнения о советском военном строительстве» [4, л. 1]. По каналам «Союзпечати» реализовывалось около 100 тыс. экз. газет. Спрос читателей был выше, однако увеличение тиражей сдерживал лимит на бумагу.

Для усиления влияния военной периодической печати на местное население, активизации военно-патриотического воспитания допризывников, призывной молодежи планировалось создать региональные газеты армейского типа в Алма-Ате, Баку, Ереване, Тирасполе, Таллине, Горьком, Свердловске и Южно-Сахалинске [8, л. 1]. Из вышеперечисленных городов редакции начали функционировать лишь в Тирасполе и Южно-Сахалинске. Причиной тому было отсутствие кадров и полиграфической базы, а в отдельных случаях дезинтеграционные процессы на национальных окраинах СССР.

Дальнейшее развитие получила нормативно-правовая база. В 1990 г. был принят Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» Для своего времени он был революционным. Закон запрещал цензуру и предоставлял полную свободу печати и иным другим средствам массовой

информации. В соответствии с ним все газеты и журналы прошли регистрацию в Государственном комитете СССР по печати. Так, 25 сентября 1990 г. был зарегистрирован журнал «На боевом посту» как общественнополитическое и литературно-художественное издание, ориентированное на общесоюзного читателя. Учредителем журнала выступало Министерство внутренних дел СССР. В этот же день в Государственном комитете СССР по печати была зарегистрирована газета «Ситуация» -приложение к журналу

«На боевом посту» 9, л. 2].

Регистрацию прошли 20 центральных изданий, 25 окружных, групповых и флотских, 15 армейских газет и одна газета флотилии ВМФ [4, л. 1]. В пограничных войсках КГБ СССР журнал «Пограничник», «Библиотечка журнала «Пограничник» (11, с. 159] и 10 газет пограничных округов. Во внутренних войсках МВД СССР - 9 печатных органов управлений.

В регистрации, согласно Закону СССР «О печати и других средствах массовой информации» не нуждались 146 [8, л. 1] многотиражных газет соединений и военно-учебных заведений армии и флота и 5 газет дивизий внутренних войск, выходивших в этот период.

На совершенствование деятельности СМИ было направлено создание новых ведомственных документов. Например, в своей повседневной деятельности военные журналы начали руководствоваться типовым Положением о журнале Министерства обороны СССР. Документ разрабатывался с учетом специфики издания соответствующей редакцией и согласовывался с ГлавПУ СА и ВМФ, Генеральным штабом ВС СССР, а также в зависимости от базы издания - с издательством «Красная звезда» или управлением Военного издательства МО СССР. Положение утверждалось начальником издающей организации.

Руководство журналами и контроль за их идейно-политическим содержанием осуществляли идеологический отдел ЦК КПСС и Главное политическое управление СА и ВМФ. Отдельные вопросы выносились на рассмотрение идеологической комиссии при ЦК КПСС . Контроль за научной направленностью, военно-теоретическим и военно-практическим содержанием журналов МО СССР осуществлял Генеральный штаб ВС СССР и издающие

2

Протоколы заседаний идеологической комиссии при ЦК КПСС хранятся в РГА-НИ, ф.72, оп. 1. - Прим. авт.

организации [11, л. 84 - 93, 115, 163 - 182]. Учредителем всех журналов являлось Министерство обороны СССР.

Исследование показало, что с целью более эффективного влияния на социально-политические процессы в армии и на флоте советские военные СМИ в исследуемый период меняли свою содержательную сторону: искали новые темы, поднимали актуальные проблемы.

Этому способствовали изменения, связанные с ослаблением цензуры материалов военной периодической печати. Конечно, сохранение государственной и военной тайн по-прежнему являлось служебной обязанностью всех работников изданий. Редакторы военных СМИ должны были строго руководствоваться соответствующими инструкциями и положениями о сохранении государственных и военных тайн в печати [12]. Но были и моменты, которые позволяют утверждать об ослаблении цензуры. Яркий пример - расширение тематики газет, издававшихся в Афганистане, а также центральных военных изданий.

На протяжении семи лет присутствия советских войск в Афганистане публикация каких-либо сведений на эту тему официально была запрещена на основании указаний Перечня сведений от 1981 г.: «Запрещено показывать участие любых воинских частей ВС СССР в боевых действиях по защите СССР и других государств после 1945 г., а также оказание помощи иностранным государствам» 113 с . 6 - 7].

Первые изменения в вопросах цензуры произошли в середине 80-х гг. Например, в интересах пропаганды мужества и героизма разрешено было писать о «присвоении советским военнослужащим звания Героя Советского Союза... без приведения сведений об участии подразделений или частей, где они служат, в боевых действиях».

Цензура массовой информации была отменена 1 августа 1990 г. в соответствии с Законом СССР «О печати и других средствах массовой информации» Во исполнение требований закона предварительный контроль органами военной цензуры материалов, публикуемых средствами массовой информации Вооруженных Сил СССР, был также отменен. Предусмотренные Правилами печатания разрешительные цензорские штампы применять запрещалось^, л. 13-14].

Работу по предотвращению разглашения секретных сведений в военной периодической печати, на радио и телевидении военным цензорам предлага-

лось осуществлять путем консультирования и спецредактирования по взаимной договоренности с авторами публикаций, а также последующим контролем опубликованных материалов [15, л. 1].

Все это позволило военной прессе занимать в жизни большинства людей в погонах важное место. Например, на страницах «Красного воина» появились новые проблемно-тематические комплексы3.

Так, контент-анализ позволил выявить такие ПТК, как «Обострение общественно-политической обстановки в отдельных регионах СССР» Он занимал 5,5% газетной площади. Проблемам призыва в ВС СССР было отведено 0,9%, а ПТК «Реформирование Вооруженных Сил СССР» 1 ,6% площади издания. Все это, естественно, было связано с коренными общественнополитическими изменениями, происходившими в стране, обществе.

В то же время значительно уменьшилось количество публикаций такого проблемно-тематического комплекса, как «Освещение вопросов партийного строительства и пропаганда решений съездов КПСС» В 1985 г. он был одним из ведущих и занимал 9,4% газетной площади. К 1991 г. количество таких публикаций уменьшилось в два раза и составило 4,8%. Появились и публикации дискуссионного плана, которые по-новому позволяли взглянуть на роль партии в Советском государстве. То есть военные средства массовой информации продолжали выполнять задачи ретранслятора идей центра, которые быстро менялись, приводя в смятение читателей в погонах.

Без малого в три раза сократилось количество публикаций проблемнотематического комплекса «Вопросы международной жизни, освещение военно-политической обстановки в мире, показ идеологического давления на СССР» »в 1986 г. - 11,9%; в 1991 г. - 4,4%). Меньше внимания газета уделяла ПТК «Марксистско-ленинская подготовка (идейно-политическая подготовка)» Публикации этого проблемно-тематического направления постепенно утрачивали свои позиции. Если в 1985 г. они занимали - 5,5% площади издания, то к 1991 г. - лишь 1,3%.

Объективными причинами объясняется рост публикаций ПТК «Мораль и воинское воспитание» в 1985 г. - 4,4%; в 1991 г. - 8,5%) и «Проблемы воинской дисциплины» с(оответственно - 2,4% и 4,3%). Учетом читательских

3 Автором исследованы проблемно-тематические комплексы газеты МВО «Красный воин» з а октябрь-декабрь 1985 и январь-март 1991 г.

интересов, связанных прежде всего с заполнением «белых пятен в истории» вызван двукратный рост материалов по вопросам отечественной и военной истории. В 1985 г. он занимал - 3,2%; а в 1991 г. - 6,2% объема газеты «Красный воин» В материалах этого проблемно-тематического комплекса наиболее ярко прослеживается, как СМИ, в том числе и военные, стали инициаторами мировоззренческих перемен, превратились в центр постоянных дискуссий по поводу прошлого и будущего страны.

Больше внимания окружные газеты уделяли проблемам патриотического воспитания (в 1985 г. - 3,2%; в 1991 г. - 4,1%), рассказам о мужестве и героизме советских военнослужащих (2,8%; 4,8% соответственно). Объяснимо снижение внимания военных журналистов к таким ПТК, как «Тыл и быт Вооруженных Сил СССР» (в 1985 г. - 3,1%; в 1991 г. - 2,0%), «Проблемы боевой подготовки» (15,2%; 12,0%); «Проблемы подготовки младших командиров» (2,6%; 1,1%); «О развитии военной науки и техники» (3,7%; 2,9%); «Армии стран НАТО (ино-

странные армии)» (4,2%; 2,0%). На фоне начала крушения великого государства эти проблемы отходили на второй план.

Аналогичные процессы были характерны и для центральной военной газеты «Красная звезда» В конце 80-х гг. ХХ в. на смену проблемно-тематическим комплексам «Освещение вопросов партийного строительства, пропаганда решений съездов КПСС», П« ропаганда марксизма-ленинизма» постепенно приходили такие ПТК, как «Проблемы военной реформы», «Освещение деятельности российских военнослужащих в «горячих точках», В« опросы социальной защиты военнослужащих и членов их семей» Перемены также выразились в изменении содержания устоявшихся тематических направлений «Боевая подготовка армии и флота» «Комплектование Вооруженных Сил СССР» Все это, несомненно, было связано с политическими, экономическими, социальными преобразованиями, происходившими в обществе, с изменением идеологии, новыми задачами, стоящими перед армией и флотом, с попытками защитить «человека в погонах».

Несмотря на появление в центральной и окружной периодической печати целого ряда новых тем, актуальность отдельных публикаций не соответствовала динамике развития общественной жизни страны. Ведомственные издания порой не успевали оперативно отслеживать их, поверхностно анализировали общественно-политические проблемы и этим проигрывали другим отечественным СМИ. В то же время военные периодические печатные СМИ оставались послед-

ним информационным инструментом разваливающейся пропагандистской машины государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.