Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Право
УДК 327.8
Военная система Китайской Народной Республики: организационная структура, экономические и правовые основы
Султанов Р.Ю.
Соискатель кафедры менеджмента Института социальных и гуманитарных знаний
Сегодня Китайская Народная Республика (КНР) является второй по масштабу и мощи экономикой мира. Динамичные темпы развития, а так же ежегодное наращивание военной, политической и экономической силы обусловило необходимость изучения Китая как страны первого порядка. На основе обзора военной системы КНР, ее структуры, особенностей и порядков, а также сопоставления с рядом развитых стран по военной тематике дается оценка потенциалу и месту в мировой военной политике Китая, как нового игрока в мировом пространстве в качестве страны-лидера.
Ключевые слова: Национальная оборона, Вооруженные Силы, военные расходы, призыв на военную службу, система военной службы, правовое законодательство, валовый внутренний продукт.
Китайская Народная Республика (КНР) представляет интерес для всестороннего изучения. За последние 20 лет государство превратилось из страны-сателлита социалистического лагеря в экономического и военного лидера стран азиатского региона. Более того, на сегодняшний день экономика Китая является второй по масштабу и мощи экономикой мира. Данный факт, а также наращивание военного потенциала в скором времени может отразиться на изменении политических отношений и уровня влияния в мировом сообществе. Учитывая нынешнее положение, потенциал и территориальную близость КНР к России, необходимо точное и полное понимание специфики военной системы этого государства, ведь без знания и понимания правовых и экономических аспектов невозможно выстроить грамотные дипломатические отношения, наладить экономические связи и выстроить военную стратегию в отношении данной страны.
Для детального понимания специфики военной системы рассмотрим организационную структуру военной системы, которая приведена на схеме 1 и включает в себя:
- систему законодательства;
- структуру Вооруженных Сил (ВС);
- систему военной службы.
Система законодательства в КНР основана на Конституции и Законе «О наци-
ональной обороне», который устанавливает статус и обязанности высшего военного командования и предусматривает основные задачи национальной обороны и военного строительства; она включает 17 нормативно-правовых документов, 95 военных административных законов, более 220 военных законов и более 3000 воинских уставов, охватывающих большинство аспектов национальной обороны [2].
Центральный военный совет (ЦВС) КНР осуществляет Верховное Командование и Управление Вооруженными Силами.
В соответствии с Законом КНР «О национальной обороне» Государственным советом и ЦВС была совместно создана и опубликована в июле 1998 г. Инструкция «О введении системы социальных гарантий для военнослужащих» - это послужило началом для дальнейшего развития социального обеспечения военнослужащих. В Вооруженных Силах КНР в 1998 и 1999 гг. были введены системы
Схема 1
141
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Право
страхования: в случае гибели или травмирования, медицинского страхования уволенных военнослужащих и др.
Структура Вооруженных Сил Китайской Народной Республики приведена на схеме 2 и состоит из: Народно-освободительной армии Китая (НОАК), Народной вооруженной полиции (НВП) и Народного ополчения (НО).
Народно-освободительная Армия Китая (НОАК) является действующими войсками, которые находятся в постоянной боевой готовности и выполняют задачи обороны и ведения боевых действий.
В соответствии с действующим законодательством КНР НОАК может выполнять задачи по охране общественного порядка. Организационная структура Вооруженных Сил (ВС) КНР включает в себя следующие элементы:
- система главных управлений (приведена на схема 3);
- система видов ВС и родов войск (приведена на схеме 4);
- система военных округов (приведена на схеме 5).
Военные округа являются войсковыми соединениями, образованными по стратегическим районам. Округ командует по территориальному принципу
сухопутными армиями, подразделениями (различных родов войск), частями тыла, провинциальными военными округами (подокруга, гарнизоны).
Система военной службы в Китае является государственной системой, обязывающей граждан участвовать в вооруженных организациях или выполнять военные задачи, вести военную подготовку вне этих организаций. Она включают в себя: службу по призыву, добровольную службу, службу запаса.
На основании Конституции КНР и законов: «О национальной обороне» и «О воинской обязанности» граждане обязаны проходить военную службу. Срок военной службы по призыву - два года. Ежегодно (до 31 декабря) граждане Китая мужского пола, достигшие 18-летнего возраста, должны быть призваны на военную службу.
Непризванные граждане в текущем году могут быть призваны на военную службу до исполнения 22-летнего возраста. По истечении срока военной службы по призыву граждане могут быть переведены на добровольную службу.
Призыв в Китае носит дифференцированный характер, так как в стране имеется значительный излишек граждан призывного контингента, поэтому народные военные комиссариаты выбирают наибо-
Схема 2 лее подготовленных граждан для прохождения военной службы по призыву, что позволяет улучшить качественную характеристику армии.
Солдаты младше 28 лет, отслужившие по призыву, граждане, прошедшие (или проходящие) военную подготовку составляют ядро народного ополчения, а остальные граждане мужского пола в возрасте от 18 лет до 35 лет, годные по состоянию здоровья к военной службе, причислены к рядовым ополченцам. Граждане, входящие в ядро народного ополчения, в возрасте от 18 до 20 лет и не прошедшие военную службу по призыву, обязаны пройти военную подготовку сроком от 30 до 40 дней.
Правительство КНР придерживается принципа строгого контроля и управления над расходами на оборону. Для этого руководство страны имеет полную административную и нормативную систему. Бюджет Китая в области обороны утверждается Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) [2].
Расходы на оборону включают в себя:
- расходы на персонал;
- расходы на поддержание деятельности (обучение и техническое обслуживание и др.);
Схема 3
Схема 4
Схема 5
142
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Право
- расходы на оборудование.
Рассмотрим расходы на национальную оборону КНР в 1990-2007 гг., приведенные в таблице 1:
Анализ расходов на национальную оборону КНР в указанные годы, приведенных в таблице 1 показывает, что данные расходы в период с 1990 по 2007 гг. увеличились в 12 раз, это говорит о том, что государство уделяет особое внимание вопросам национальной обороны и обороноспособности армии для защиты государственных интересов в любое время.
В указанные годы процент расходов на оборону от Валового Внутреннего Продукта (ВВП) снизился с 1,56 % (1990 г.) до 1,38 % (2007 г.) - это говорит о росте экономики Китая, что связано, в первую очередь, с реализацией нового экономического курса страны, размещением крупных иностранных производств на территории страны, а также с созданием и ростом собственных производств.
Сравнительный анализ расходов на оборону некоторых стран в процентном отношении от ВВП за 2007 г. приведенный на рис. 1, показывает, что у Китая этот параметр - один из самых низких, это объясняется состоянием, размером и оборотом национальной экономики. Рядом по данному параметру наряду с КНР находятся такие государства, как Япония и Германия, однако эти страны никогда не имели столь высоких темпов роста, ярко выраженной позиции и обособленности от военно-политических альянсов. Германия входит в состав военного блока НАТО, что существенно сокращает военные затраты на нужды армии.
Сегодня Китай увеличил уровень заработной платы, соответствующие пособия и субсидии военнослужащим, что способствует улучшению их уровня жизни, так же выросли расходы на подготовку по специальностям для Вооруженных Сил. Опубликованные в Белой Книге Китая (1990-2010 гг.) данные, каса-емые военно-политического и экономического развития
страны, носят поверхностный характер. Это можно связать с тем, что Китай сейчас находится на переходном этапе из положения стран второго эшелона в ряд стран-лидеров и старается не привлекать излишнего внимания мирового сообщества, дабы не вступать в болезненные политические или военные конфликты, которые могут снизить темпы развития экономики и государства в целом.
Рассмотрев модель организационной структуры управления национальной обороны Китая, можно сделать следующий вывод: руководство страны проводит политику, носящую оборонительный характер. В разработанном в соответствии с Конститу-
Таблица №1
Расходы на национальную оборону КНР в 1990-2007 гг. [5]
Год ВВП (млрд. юань) Государственные расходы (млрд. юань) Расходы на оборону (млрд. юань) Процент от ВВП (%) Процент от гос. расходов (%)
1990 1866,782 308,359 29,031 1,56 9,41
1991 2178,150 338,662 33,031 1,52 9,75
1992 2692,348 374,220 37,786 1,40 10,10
1993 3533,392 464,230 42,580 1,21 9,17
1994 4819,786 579,262 55,071 1,14 9,51
1995 6079,373 682,372 63,672 1,05 9,33
1996 7117,659 793,755 72,006 1,01 9,07
1997 7897,303 923,356 81,257 1,03 880
1998 8440,228 1079,818 93,470 1,11 8,66
1999 8967,705 1318,767 107,640 1,20 8,16
2000 9921,455 1588,650 120,574 1,22 7,60
2001 10965,517 1890,258 144,204 1,32 7,63
2002 12033,269 2205,315 170,778 1,42 7,74
2003 13582,276 2464,995 190,787 1,40 7,74
2004 15987,834 2848,689 220,001 1,38 7,72
2005 18321,745 3393,028 247,496 1,35 7,29
2006 21192,346 4042,273 297,938 1,41 7,37
2007 25730,556 4978,135 355,491 1,38 7,14
Рис. 1. Сравнение процентных расходов на оборону от ВВП некоторых стран в 2007 г. (%) [5]
143
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Право
цией Законе «Об обороне» определено, что задачей Вооруженных Сил является укрепление обороны страны, противодействие агрессии, защита Родины, защита мирного труда народа. Отличительной особенностью Китая в сравнении с другими странами можно назвать отношение к армии и ее положение в обществе. Учитывая, что призывной контингент в избытке, военная служба в Китае считается престижной. Это «социальный лифт», гарантирующий повышение статуса и уровня доходов, что на фоне общемирового падения престижа военной профессии является уникальным случаем.
Литература:
1. Бажанов Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века (China:from the middle kingdom to a superpower of the XXI century). - М.: Известия, 2007. - 351 с.
2. Галенович Ю.М. Китайское чудо или китайский тупик? - М.: Муравей, 2002. - 144 с.
3. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. М.: Изд-во «Инфра-М», 2004. - 474 с.
4. Официальный сайт Правительства Китайской Народной Республики. - URL: http://www.chma. org.cn (дата обращения 1.06.2011 г.).
5. Белая книга Китая «White Papers of the Government» (1990-2010 гг.). - URL: http://russian. china.org.cn/russian/32923.htm.
6. Тихонравов Ю.В. Геополитика: учеб. пособие.
- М.: Изд-во «Ифнра-М», 2000. - 269 с.
7. Сорос Дж. О глобализации. - М.: Изд-во «Экс-мо», 2004. - 362 с.
8. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учеб. - М.: Юнити-Дана, 2000. - 399 с.
9. Кузнецов Н.И. Военное право: учеб. пособие.
- М.: ИЗд-во Воен. Ун-та, 1996. - 320 с.
10. Сирота Н.М. Глобализация: политические аспекты: учеб. пособие. - СПб.: ГУАП, 2007. - 84 с.
11. Мэнкуй В. Экономика Китая / Пер. Ч. Яохуа. - Пекин: Межконтинент, изд-во Китая, 2005. - 193 с.
Military System of the Republic of China: Organizational Structure,
Economic and Legal Basis
R. Soultanov
Institute of Social and Humanitarian Knowledge
The Republic of China (PRC) is the second country in the world economy. The dynamic pace of development, as well as an annual capacity of military, political and economic power makes it necessary to conduct the study of China as a country of first order. Based on the review of the military system of China, its structure, features and orders, as well as its comparison with some developed countries on military themes, the paper assesses the potential and position of China in the global military posture as a new player in the world space as the leading country.
Key words: National defense, Armed forces, military expenditure, recruiting military service (conscription), military service system, legal legislation, gross domestic product.
144