Научная статья на тему 'Военная политика России как базис обеспечения национальной безопасности'

Военная политика России как базис обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2180
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / MILITARY POLICY / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MILITARY SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Султанов А.Д.

В статье рассматриваются основные этапы военной становления военной политики, определяются основные векторы современной военной политики, выявляются причины реформирования вооруженных сил и военно-промышленного комплекса и исследуются детерминанты военных угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Султанов А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY POLICY OF RUSSIA AS THE BASIS OF NATIONAL SECURITY

the article considers the main stages of formation military military policy, defines the main vectors of modern military policy, the reasons for why reform of the armed forces and military-industrial complex and investigates the determinants of military threats.

Текст научной работы на тему «Военная политика России как базис обеспечения национальной безопасности»

УДК: 323

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ КАК БАЗИС ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

MILITARY POLICY OF RUSSIA AS THE BASIS OF NATIONAL

SECURITY

Султанов А.Д.

Южно-Российский институт управления - филиал ЮжноРоссийский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Sultanov A.D.

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential

Academy of

National Economy and Public Administration

Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы военной становления военной политики, определяются основные векторы современной военной политики, выявляются причины реформирования вооруженных сил и военно-промышленного комплекса и исследуются детерминанты военных угроз.

Abstract: the article considers the main stages of formation military military policy, defines the main vectors of modern military policy, the reasons for why reform of the armed forces and military-industrial complex and investigates the determinants of military threats.

Ключевые слова: Национальная безопасность, военная политика, политический процесс, военная безопасность.

Keywords: national security, military policy, political process, military security.

Основные этапы и направления военной политики России формировались под воздействием внешнеполитических факторов, к которым можно отнести: Вторую мировую войну, «холодную войну», а впоследствии и полное переустройство геополитических отношений, связанное с распадом Советского Союза. Победа в Великой Отечественной Войне и установление двуполярной основы мировой безопасности, включающее в себя не только военно-политические приоритеты, но и мощный идеологический компонент противостояния двух типов социально-общественных систем сыграло определяющую роль в выстраивания концепции военной политики и военной безопасности. Современная модель военной политики России сформировалась в условиях новых международных и внутриполитических связей, в процессе становления многополярной мировой системы. [1]

В законе 1993 года понятия - «военная безопасность, оборона и защита» были совмещены, но рассматривались, следующим образом: «оборона» - для войны или против силового конфликта, «военная безопасность» - против использования военной силы в невоенное время, а «защита интересов» - применение военной силы для защиты интересов страны. Период «холодной войны» удушающим образом повлиял на экономику страны, ее ОПК и ВС, также была разрушена система мироустройства, к которой была привязана военная политика государства.

Основной причиной разрушения системы мироустройства времен «холодной войны» является то, что в условиях глобализации политических, культурных, общественно-политических моделей, экономическом кризисе, США как «центр силы» уже не способен был воспроизводить и реализовывать глобальную стабильность, а вновь

формирующиеся в различных регионах «центры силы» еще не способны это сделать. Дальнейшая реализация Соединенными Штатами и их союзниками, а также развитыми государствами западной цивилизации гегемонистской политики, их политическая, военная, экономическая и культурная экспансия становится опасной, поскольку может создать условия для объединения стран в систему многополярного мира и коллективной ответственности. Противостояние США и западной цивилизации в форме политического протеста, экономического соперничества и военного конфликта с катастрофическими последствиями представляют для Запада большую опасность. Однополярный мир может встретить сильное сопротивление остального мира, живущего в многополярной системе мироустройства.

Положительные момент многополярного устройства и международных отношений, заключается в том, что ни одна страна самостоятельно, не может эффективно решать международные и глобальные проблемы. Следовательно, для обеспечения решения международных проблем современные международные отношения должно быть основаны на принципах равноправия, взаимовыгодного сотрудничества и взаимного уважения государств. Многополярная система, должна опираться на международное право, обеспечивать адекватную и равную безопасность для каждого члена мирового сообщества в экономической, военной, информационной, политической, гуманитарной и иных областях.

Переходный период формирования новой системы мироустройства может занять продолжительное время. Его основной системной проблемой является неравномерность экономического и социального развития различных государств и регионов планеты, высокие темпы роста численности населения в ряде регионах и уровня их потребления, претендующие на мировое первенство (Китай, Индия, Иран, Бразилия).

Все это влечет за собой возникновение новых конфликтов экономического, геополитического, этнического, религиозного, международного характера. Более жесткой становится конкуренция между государствами за ресурсы - природные, человеческие, информационные, геополитические и интеллектуальные.

В этих сложившихся мировых условиях Россия может и должна стать одним из влиятельных центров современного мира. Это обусловливается рядом обстоятельств: сложившаяся исторически-цивилизационной модель политического устройства России - государство-цивилизация; особый исторический опыт; уникальное географическое положение и размеры территории; богатый культурный потенциал, который включает в себя многовековой опыт взаимодействия с европейской цивилизацией и цивилизациями Востока, научные достижения.

Внешние экономические, социальные, военно-политические вызовы, изменяющийся мир вокруг России определяют функционал и содержание ее военной политики. При определении ее направленности и содержания в настоящее время военно-политическое руководство страны исходит из следующих принципов:

- Россия в силу своего геополитического положения и имеющегося потенциала исторически, наряду с другими ведущими странами мира, несет ответственность за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне;

- Россия нацелена на совместные согласованные действия со всеми заинтересованными государствами и равноправное участие в решении глобальных проблем человечества;

- Россия будет работать на опережение и упреждение событий, оставаясь готовой к любому варианту развития военно-политической обстановки.

На основе этих принципов, совершенствуются современная военная организация государства и система ее управления. Военная организация Российской Федерации включает в себя Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами. В военную организацию государства также входит часть оборонно-промышленного и научного потенциала, выполняющего задачи в интересах обороны страны.

В современных условиях, по взглядам военно-политического руководства страны, военная организация Российской Федерации должна иметь возможности:

- предотвращения потенциальной агрессии против нашей страны;

- решительного ответа на любые попытки силового давления и шантажа;

- обеспечения гарантированной защиты суверенитета России, безопасности наших граждан.

При этом программа обороны и обеспечение безопасности должна соответствовать базовым военно-политическим идеям и Доктрине национальной безопасности государства. Должны учитываться основные показатели военно-экономического потенциала страны и возможные последствия влияния на социальную сферу страны.

Президент РФ В.В. Путин отметил: «Мы обязаны учитывать вызовы и угрозы для безопасности нашей страны и соответственно строить нашу работу по укреплению Вооружённых Сил». [1]

Сегодня национальная оборона является одним из трех основных приоритетов национальной безопасности, а стратегическая стабильность -одним из приоритетов устойчивого развития России. Но стратегическая стабильность в современных условиях имеет пока только ракетно-ядерную составляющую в российско-американских отношениях. Поэтому современная Россия может позволить себе использовать некую

специфическую форму обеспечения безопасности, обходясь без одного из двух исторически самых эффективных способов сохранения безопасности - быть самым сильным или присоединиться на равных к союзу сильных. Быть самым сильным - это означает иметь боеспособные современные вооруженные силы, обеспеченные самой современной военной техникой и вооружением. В условиях кризиса или экономических санкций - это нелегкая задача, но она должна неукоснительно выполняться.

Составляя программу вооружений на 2016-2025 годы российские власти должны будут учитывать влияние санкций Запада на экономику страны, заявил вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин. По его словам, «Программа вооружений должна быть основана на наиболее реалистичном прогнозе экономического развития страны". [3]

Сейчас в Минэкономразвития разрабатываются три варианта развития экономической ситуации в стране и, исходя из каждого варианта, будет формироваться та или иная госпрограмма вооружений. Главная задача новой программы - перевооружение на новые образцы техники, внедрение гиперзвуковых технологий и робототехники.

Основы реформирования ВС РФ были заложены в 2008 году после августовских событий в Грузии. В сентябре 2008г. [4] В то время Президент РФ Д.А. Медведев выделил пять главных задач развития Вооруженных Сил и на которые обратил особенное внимание с возрастанием их актуальности в 2014 году В.В. Путин:[5]

1. Совершенствование организационно-штатной структуры и системы базирования войск с переводом всех боевых соединений и частей в категорию постоянной готовности.

2. Повышение эффективности системы управления Вооруженными Силами.

3. Совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной науки;

4. Оснащение Вооруженных Сил современным оружием;

5. Решение социальных проблем военнослужащих.

Оценка новых концептуальных документов (Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Военной доктрины Российской Федерации 2010 г.), определяющих основные направления военной политики государства на кратко- и среднесрочную перспективу, сопоставление намеченных этими документами задач с результатами первого этапа реформы Вооруженных Сил в 2008-2009 гг. позволяют сделать ряд выводов о сущности современной военной политики России и о характере ее влияния на уровень военной безопасности страны.

Новая система международных отношений, обеспечивающая равную безопасность всех государств, в ближайшие годы создана не будет. В действующей системе международной безопасности Россия занимает особое положение, поэтому при обеспечении собственной безопасности она вынуждена учитывать необходимость парирования угроз любого характера и масштаба. Это вынуждает Россию расходовать огромные средства на обеспечение национальной безопасности.

В последнее десятилетие XX в. военная политика России в целом не выходила за рамки «национальной обороны». Не росли показатели технического, научного, демографического и духовного потенциалов России, которые в современных условиях необходимо задействовать для обеспечения военной безопасности и значение которых в военных конфликтах будущего будет только возрастать.

В начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств. Россия среди них - не исключение.

Укрепление военной мощи, процесс подготовки и ведения войн неизбежно требуют содержания значительных вооруженных сил, что не

может быть осуществлено без выделения на эти нужды крупных людских, материальных, финансовых и других ресурсов, без соответствующего экономического обеспечения военного строительства.

В условиях глобализации и распада сложившегося после Второй мировой войны мирового порядка произошло резкое падение уровня управляемости международными процессами. Прежние системы и механизмы международной безопасности оказались неэффективными, резко возросла региональная и отчасти глобальная нестабильность. Это привело к тому, что национальная безопасность оказалась тесно связанной с безопасностью международной. Международное измерение национальной безопасности, которое и раньше никем не оспаривалось, многократно возросло. Отныне любое государство, в том числе и Россия, может чувствовать себя в относительной безопасности лишь в условиях формирования нового, более справедливого мирового порядка, отвечающего интересам всех стран мирового сообщества. [6]

Последствия глобализации для обеспечения национальной и международной безопасности весьма противоречивы. Они создают как новые, не виданные ранее возможности для развития и процветания различных стран, так и новые, крайне опасные вызовы и угрозы. Для России, сохраняющей по объективным причинам преемственность своих не только региональных, но и глобальных интересов, все эти аспекты являются особенно важными и актуальными. Наибольшее внимание привлекает к себе поиск Россией своей национальной идентичности, определения национальной стратегии развития, а также отношение к происходящим в мире весьма противоречивым процессам глобализации.

«К сожалению, гарантий, уверенности, что существующая система глобальной и региональной безопасности способна уберечь нас от потрясений, нет. Эта система - серьезно ослаблена, раздроблена и деформирована. Непростое время переживают международные и

региональные институты политического, экономического, культурного взаимодействия», - заявил В. Путин, выступая в Сочи перед участниками международного дискуссионного клуба «Валдай» 24 октября 2014 г. Система мировых отношений нуждалась в реконструкции, но США, объявив себя победителями в «холодной войне», не увидели в этом нужды, считает В. Путин. «Нужно было провести разумную реконструкцию, адаптировать к новым реалиям системы международных отношений. Однако США, объявившие себя победителями в холодной войне, самоуверенно, считаю, подумали, что в этом просто нет нужды», - заявил Президент.

По его словам, вместо установления «нового баланса сил, который является необходимым условием порядка и стабильности, напротив, были предприняты шаги, которые привели к резкому усугублению дисбаланса. Мучительно выстраивавшийся десятилетиями механизм «сдержек и противовесов» нельзя было ломать, ничего не создав взамен» [7]

«Убежден, этот механизм «сдержек и противовесов», который в предыдущие десятилетия трудно складывался, порой мучительно выстраивался, нельзя было ломать. Во всяком случае, нельзя было ничего ломать, не создавая ничего взамен. Иначе, действительно, не осталось бы других инструментов кроме грубой силы», - подчеркнул В.В. Путин.

Он отметил, что три составляющие процесса глобализации непосредственно влияют на национальную безопасность. Это демократизация, экономизация и информатизация.

Демократизация современного мира необратимо меняет иерархию основных субъектов национальной безопасности.

Экономизация, неуклонно ведущая к формированию единого мирового экономического пространства, делает нежизнеспособными модели национальной безопасности, основанные на изоляционизме, а интеграцию в это формирующееся пространство - единственно возможным

способом эффективной защиты национальных интересов. Отказаться от интеграции, значит отказаться от полноценного развития. Но именно развитие - ключевая предпосылка обеспечения национальной безопасности. Ни одно общество не может быть конкурентоспособным, не став частью мирового экономического пространства. Этот фактор помимо всего прочего определяет приоритетность экономических механизмов обеспечения национальной безопасности по сравнению с политическими и стратегическими факторами, поскольку именно экономика становится приоритетом мирового развития.

Информатизация, формирующая единое мировое информационное пространство, создавая глобальное сетевое общество, с одной стороны, открывает гражданам охваченных ею стран доступ ко всем материальным и духовным благам, умножает интеллектуальный ресурс, и, следовательно, все другие ресурсы, способствуя устойчивому развитию, достижению благополучия и безопасности личности и общества. С другой стороны, информационные технологии не являются абсолютным благом: они создают новые возможности для контроля и манипуляции массовым сознанием во внутренней политике и новые эффективные средства межгосударственного противоборства, а соответственно - и новые угрозы национальной безопасности. Формирование политики национальной безопасности России в XXI в. - это интеллектуальный вызов для дипломатов, ученых, военных экспертов, всех специалистов сферы обеспечения безопасности. [8]

Важными этапами в концептуальном осмыслении политики национальной безопасности России явились такие важнейшие документы -Закон «О безопасности» 1992 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., Концепция внешней политики РФ 1993 г., Основные положения военной доктрины 1993 г., Концепция национальной безопасности РФ 1997 г., Военная доктрина РФ 1998 г., Концепция национальной безопасности РФ

2000 г., Концепция внешней политики РФ 2000 г., Концепция внешней политики РФ 2008 г., Военная доктрина РФ 2010 г. Ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2000-2014 гг. В основополагающих отечественных документах по национальной безопасности приоритетом внутренней политики, согласно определению безопасности, содержащемуся в этих документах, является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Главным же источником угроз и вызовов национальной безопасности становится порой внутренняя обстановка, которая порождает серьезные проблемы и усугубляет внешние негативные факторы, затрудняет противодействие им. Стала очевидной коренная, органическая неадекватность этих систем новым вызовам и угрозам ХХ1 в. [9]

Возрастание угроз, обострившееся в связи с украинским кризисом, который расколол мир на два противоположных лагеря в оценке политики России, заставляет ее политическое руководство повернуть стратегический вектор обеспечения национальной безопасности России в направлении военной безопасности, что предъявляет особые требования к модернизации военно-промышленного комплекса в соответствии с уровнем и характером военных угроз.

Список литературы:

1. Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе нац. безопасности. М., 2007.

2. Приоритеты безопасности // Красная Звезда. 29.01.2014. -http://redstar.ru/2010/01/29_01/1_03.html. (дата обращения 06. 10. 2014).

3. Рогозин Д.: Планирование программы вооружений пройдет с учетом санкций// РГ от 11 сентября 2014 г.

4. Вступительное слово Президента РФ Д.А. Медведева на встрече с командующими военными округами 30 сентября 2008 г. -

http://www.mil .ги/848/19267/19295/19294/тёех.вЫ;тШё=51857. (дата

обращения 04. 05. 2014).

5. Доктрина безопасности и обороны России: Путин и Шойгу о противодействии Америке и Атлантической цивилизации Центр стратегической конъюнктуры. 04.08.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://conjuncture.ru/kramtp-info-04-08-2014/

6. Артюхин О.А. //Политические аспекты противодействия экологическим и климатическим угрозам// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 4. С. 151157.

7. Электронный ресурс РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы!р://па.г и/ро1Шсв/20141024/1029822758.МтМх773НЬдуигиХ

8. Крицкая А.А.. Кадровый аспект взаимодействия власти и бизнеса// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 4. С. 273-278.

9. Доманов В.Г., Артюхин О.А.// Политический неоампир: выбор россии или геополитический сателлитизм. Ч. I // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 1. С. 105111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.