Научная статья на тему 'Внутривидовая специфика осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности: вопросы правовой квалификации'

Внутривидовая специфика осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности: вопросы правовой квалификации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
600
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / САМОЗАНЯТЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ORGANIZATIONAL FORM / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / SELF-EMPLOYED ENTREPRENEUR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткачева Татьяна Ивановна

Рассматриваются особенности правового регулирования положения субъектов предпринимательской деятельности, не имеющих статуса юридического лица, в частности индивидуальных предпринимателей. Автором приводятся данные, отражающие объективную правовую реальность в предпринимательской сфере. Производится сравнительный анализ норм зарубежного законодательства, регулирующего вопросы правового статуса предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ткачева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intraspecific Features of Individual Business Activity: Questions of Legal Qualification

Features of legal regulation of the position of business activity subjects that do not have the status of the legal entity, in particular individual entrepreneurs, is researched. The author provides the statistical data reflecting objective legal reality in the entrepreneurial sphere. A comparative analysis of regulations of the foreign legislation regulating issues of legal status of entrepreneurs is drawn.

Текст научной работы на тему «Внутривидовая специфика осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности: вопросы правовой квалификации»

T.I. Tkacheva Intraspecific Features of Individual Business Activity: Questions of Legal Qualification

Features of legal regulation of the position of business activity subjects that do not have the status of the legal entity, in particular individual entrepreneurs, is researched. The author provides the statistical data reflecting objective legal reality in the entrepreneurial sphere. A comparative analysis of regulations of the foreign legislation regulating issues of legal status of entrepreneurs is drawn.

Key words and word-combinations: organizational form, individual entrepreneur, self-employed entrepreneur.

Рассматриваются особенности правового регулирования положения субъектов предпринимательской деятельности, не имеющих статуса юридического лица, в частности индивидуальных предпринимателей. Автором приводятся данные, отражающие объективную правовую реальность в предпринимательской сфере. Производится сравнительный анализ норм зарубежного законодательства, регулирующего вопросы правового статуса предпринимателей.

Ключевые слова и словосочетания: организационная форма, индивидуальный предприниматель, самозанятый предприниматель.

УДК 338 ББК 65.290

Т.И. Ткачева

ВНУТРИВИДОВАЯ

СПЕЦИФИКА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ

КВАЛИфИКАцИИ

В

ст. 34 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. В то же время любые действия отдельных лиц, направленные на получение прибыли, в том числе: услуги парикмахера, мастера маникюра, оказание услуг по ремонту обуви или одежды, услуги няни или нечто иное, могут осуществляться ими только в случае совершения определенных юридических действий по легализации своего бизнеса. Чтобы не оказаться привлеченными к ответственности, этим лицам необходимо как минимум зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя либо создать коммерческую организацию в соответствующей организационно-правовой форме. По форме организации деятельности субъектов предпринимательства одну из внутривидовых групп составляют те субъекты, которые не имеют статуса юридического лица. Наиболее простой формой организации бизнеса является регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, широко распространенная в нашей стране.

Предпринимательский климат в России

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57)

147

страдает от неточной и неполной формулировки признаков, правового статуса предпринимателя в законодательстве во взаимосвязи с предоставляемыми ему правовыми гарантиями. В юридической литературе отмечается, что предпринимательское право России сегодня имеет широкий круг источников, при этом законодатель не стремится кодифицировать все нормы о предпринимателях в единый нормативный акт, как это сделано, например, в зарубежных странах с дуализмом частного права [1, с. 57]. Российские предприниматели часто при осуществлении своей хозяйственной деятельности не в полной мере используют все права и возможности, закрепленные в ГК РФ, что позволило бы облегчить регулирование рыночных отношений и довести предпринимательский оборот до европейского уровня. Конечно, немаловажную роль играют такие факторы, как низкий уровень юридической грамотности населения и сравнительно недавний переход к рыночной экономике.

В связи с тем, что Франция и Германия имеют отдельные кодексы для предпринимателей, при регулировании отношений между ними применяются нормы этих кодексов. В случае возникновения договорных отношений между физическим лицом с одной стороны и предпринимателем — с другой будут применяться нормы Гражданского и Торгового кодексов к указанным лицам соответственно. Правосознание предпринимателей в этих государствах существенно отличается от отечественного: каждый коммерсант хорошо осведомлен о том, что за нарушение норм Торгового кодекса он может быть подвергнут наказанию в виде лишения свободы. В России пока наблюдается обратная ситуация: предприниматели часто незаконными способами стараются уйти от ответственности, допускают в своей работе недобросовестное и грубое нарушение своих обязательств.

Стоит упомянуть и о правовых гарантиях, предоставляемых предпринимателям в зарубежных странах: риски, связанные с предпринимательской деятельностью, минимизируются благодаря системе страхования профессиональной ответственности. У российских граждан остается опасение, что занятие предпринимательской деятельностью может привести к финансовому краху. Несмотря на то, что в ст. 933 ГК РФ предусмотрена возможность заключения договора страхования предпринимательского риска, на практике такая система не отработана. Как справедливо отмечает Е.В. Вавилин, «не всегда декларируемые законодателем юридические гарантии приводят к искомому результату» [2, с. 241]. Достаточно сложно найти страховую компанию, которая оказывает услуги по страхованию предпринимательских рисков.

В Российской Федерации предприниматель воспринимается как лицо, систематически извлекающее прибыль. Систематичность в соответствии с ГК РФ обозначается в качестве одного из главных признаков предпринимателя. Однако в законодательстве не раскрывается, что значит «систематически». И.В. Ершова полагает, что, если получение прибыли не ставится изначально как цель, деятельность нельзя назвать предпринимательской, она не имеет коммерческого характера. Извлечение прибыли — это скорее экономическое понятие, определяемое с помощью формул, которые в итоге могут показать, что предприниматель сработал в убыток [3, с. 8]. По мнению А.В. Муруновой,

148 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)

коммерческий характер деятельности предпринимателя не утрачивается даже в случае, когда ее результатом оказывается не прибыль, а убыток [4]. Как верно отмечает О.Н. Ермолова, «неполучение прибыли не дисквалифицирует деятельность как предпринимательскую, так как направленность на ее получение присутствует» [5, с. 10].

Почти каждый гражданин заключает в год несколько возмездных гражданско-правовых сделок. Если требования о регистрации понимать буквально, то любое лицо, целью деятельности которого является извлечение какой бы то ни было прибыли, необходимо сразу регистрировать как предпринимателя со всеми вытекающими правовыми последствиями. Помимо этого, необходимо привлекать к ответственности всех граждан, которые размещают объявления (тем или иным образом связанные с получением дохода, будь то продажа автомобиля, домашних питомцев и т.п.) на интернет-сайтах или в газетах. Последствия такого допущения очевидны: с одной стороны, теряется смысл и становится гипертрофированным понятие «предприниматель» применительно к гражданину; с другой стороны, возможно, норма закона не будет обеспечена практической возможностью ее реализации. Кроме того, С.Е. Костиной был затронут интересный вопрос о правовом статусе организатора совместных покупок в Интернете, сущность деятельности которого заключается в приобретении организатором закупки неких товаров по заказу участников и зачастую за их счет у другого продавца (как правило, оптом) за вознаграждение, которое по правилам сообществ варьируется в пределах 5—15%. Организаторы, не являющиеся предпринимателями, зачастую подчеркивают, что, поскольку они не осуществляют предпринимательскую деятельность, не преследуют цели извлечения прибыли, то в связи с этим к ним неприменимы нормы гражданского законодательства. Они называют себя посредниками, отрицая возможность привлечения их к какой-либо ответственности за нарушения прав участников закупки, помимо установленной во внутренних правилах сообществ. По мнению указанного автора, необходима законодательная формулировка правового статуса организатора совместных закупок исключительно как предпринимателя [6, с. 46]. Полагаем, что разработка и принятие специального закона, детально регулирующего вопросы предпринимательской деятельности, позволили бы упростить приобретение статуса и деятельность предпринимателей.

В российском законодательстве существует четкое отличие индивидуального предпринимателя от организации. Предпринимателя проще зарегистрировать, объем отчетности, налоги и штрафы меньше. В свою очередь, юридическое лицо обладает рядом преимуществ и недостатков. Сегодня в отечественной экономике сложилась неоднозначная ситуация: некоторые индивидуальные предприниматели практически неотличимы от небольших компаний. У них имеется обширный штат сотрудников, помещения, производственные мощности и другие ресурсы. На практике встречаются также индивидуальные предприниматели, годовая прибыль которых приближается к сотне миллионов рублей. Так, по данным Федеральной налоговой службы России, самая крупная по объемам продаж бытовой техники в Саратове известная сеть магазинов «Реванш» не зарегистрирована в качестве юридического лица, а дейс-

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) 14"9

твует в рамках индивидуального предпринимательства Л.В. Карповой. В то же время есть индивидуальные предприниматели, у которых в штате нет ни одного человека, кроме самого ИП, который самостоятельно выполняет всю работу: ремонтирует обувь, лечит зубы, обучает английскому языку. Выручка таких предпринимателей за год едва достигает двух-трех миллионов. При этом первые и вторые — предприниматели с одинаковыми ставками страховых и налоговых выплат. Именно эта несправедливость заставляет задуматься о пересмотре понятия «индивидуальный предприниматель» и необходимости видового подразделения этого субъекта предпринимательской деятельности. Полагаем, это, несомненно, пойдет на пользу всему обществу и облегчит работу правоприменительных структур.

Представляется интересным вопрос о правовом статусе самозанятых граждан, а также об их месте в системе субъектов предпринимательской деятельности. Несмотря на широкое распространение такого термина, как «самозанятые граждане», найти закон или законодательную норму, определяющую статус такого гражданина, достаточно сложно.

Происходящее реформирование гражданского законодательства существенным образом коснулось категории субъектов предпринимательской деятельности [7, с. 40]. Тем не менее российским законодательством до сих пор не урегулирован особый правовой статус самозанятых предпринимателей. Проект закона о самозанятых гражданах РФ N° 634370-6 от 25 октября 2014 г. «О внесении изменений в статью 34620 и главу 265 НК РФ» был принят лишь в первом чтении, но итогом данного законопроекта стал Федеральный закон N 477 от 29 декабря 2014 г., который внес изменения в НК РФ в части предоставления налоговой льготы вновь зарегистрированным предпринимателям.

Сегодня самозанятые граждане могут и не регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей либо по причине нежелания уплаты налогов и взносов во внебюджетные фонды, либо в силу правовой неграмотности. В настоящее время граждан, работающих неофициально, достаточно много: это фотографы, мастера по ремонту обуви или часов, ювелиры, риэлторы, уборщики и др. По сведениям, оглашенным членом Общественной палаты РФ В. Ермаковым в ходе нулевых чтений по проекту Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием условий для деятельности самозанятых», самозанятого населения, которое остается «невидимым» для управления, стимулирования, статистического учета и фискальной нагрузки, в России насчитывается до 22 млн человек.

Различия между индивидуальным предпринимателем со штатом работников и самозанятым предпринимателем настолько значительны, что требуют особой правовой регламентации. Примером первой формы осуществления деятельности является компания в миниатюре; второй — мастер-ремесленник. Для первых существующие размеры налоговых и пенсионных выплат вполне допустимы; для вторых их следует пересмотреть, значительно снизив в меньшую сторону.

Если рассматривать любую организацию как постепенно развивающийся механизм, то именно самозанятый индивидуальный предприниматель — это

150 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)

первая ступень со своим уровнем налоговых отчислений. Второй уровень — это индивидуальный предприниматель, нанимающий сотрудников, а третий этап развития организации — это переход на юридическое лицо. В налоговой среде уже сделаны подвижки в сторону снижения налоговой нагрузки на самозанятых предпринимателей: в январе 2014 г. появилась патентная форма налогообложения. Заплатив за патент небольшую сумму, предприниматель на год полностью освобождается от всех налогов и отчетности. К сожалению, Пенсионный фонд России пока не делает шагов навстречу самозанятым предпринимателям и объем страховых выплат продолжает оставаться на одном уровне для крупных и мелких предпринимателей. Более справедливое разделение сумм взносов для разных предпринимателей могло бы помочь вернуть из тени тех, кто ушел туда после повышения страховых взносов.

Поддерживаем идею введения статуса «самозанятого предпринимателя»: это позволит активным, работящим россиянам вести свою деятельность в рамках правового поля, стать добросовестными налогоплательщиками, тем самым застраховав себя от возможных рисков, которые могут возникнуть в ходе предпринимательской деятельности, и обеспечив себе социальные льготы, гарантированные каждому легально работающему россиянину. Появление статуса «самозанятого предпринимателя» привлечет в бизнес тех граждан, которые сейчас не регистрируются официально из-за высокой налоговой нагрузки и запутанных административных процедур. Однако самозанятые предприниматели и их деятельность требуют надлежащей правовой квалификации, только на основе которой можно будет принимать решение о финансовой нагрузке на них. Необходимо разработать точные определения данного субъекта и его деятельности, выявить особенности осуществления деятельности и специфику правового регулирования, которые могут быть закреплены в общем законе о предпринимательской деятельности.

Интересным представляется исследование предпринимателей, осуществляющих свою деятельность формально (юридически) в качестве индивидуального предпринимателя (зарегистрированы в надлежащем порядке, ведут отчетность, платят налоги и т.д.), однако по факту работающих на организацию, оформив отношения гражданско-правовым договором (оказания услуг, подряда), получая систематически оплату по договору, которая является единственным источником прибыли. С точки зрения законности данные отношения оформлены юридически грамотно, никаких нарушений нет, все признаки предпринимателя соблюдаются, однако на практике эти отношения являются трудовыми: работа так называемого предпринимателя выполняется им на таких же условиях, как и в трудовом праве, однако на свой страх и риск. Это выгодно контрагенту, который фактически является работодателем, поскольку, оформляя отношения в виде договора с индивидуальным предпринимателем, он избавляет себя от гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым правом, а также от уплаты налогов и пенсионных сборов. Однако в соответствии с Конституцией РФ разрешена любая экономическая деятельность на территории страны, не запрещенная законом, а гражданское законодательство позволяет заключать всевозможные договоры между участниками

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) 151

правоотношений, в том числе в сфере предпринимательской деятельности. Несмотря на то что данная деятельность юридически оформлена правильно, соблюдены все формальные требования к документации, отчетности, вопрос о законности ее осуществления сильной стороной договора (контрагентом) ставится под сомнение, ведь данное индивидуальное предпринимательство носит фиктивный характер. Что касается деятельности так называемого индивидуального предпринимателя, осуществляющего фактически трудовую функцию, на наш взгляд, ее квалификация в качестве предпринимательской является по крайней мере неоправданной.

В связи с изложенным полагаем, что специальное законодательство об отдельных субъектах предпринимательской деятельности, в частности нормы об индивидуальных предпринимателях, требует реформирования в части определения специфичных признаков в процессе правовой квалификации правового статуса их внутривидовых групп в соответствии с потребностями сформировавшегося предпринимательского сообщества.

Библиографический список

1. БогатыхЕ. Гражданское и торговое право: учебное пособие. М., 2000.

2. Вавилин Е.В. Принципы гражданского права. Механизм осуществления и защиты гражданских прав. Саратов, 2012.

3. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебное пособие. М., 2009.

4. МуруноваА.В. Признаки предпринимателя в российском и западном правовом менталитете. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=73398#0

5. Ермолова О.Н. Юридические лица как субъекты предпринимательской и некоммерческой деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 7. С. 10-14.

6. Костина С.Е. Правовая природа совместных покупок // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 4. С. 44-47.

7. Ермолова О.Н. Разграничение предпринимательской и приносящей доход деятельности: субъектный состав и правовое регулирование // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 3. С. 40-46.

152

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.