Научная статья на тему 'Внутриличностная конфликтность как проблема научной рефлексии'

Внутриличностная конфликтность как проблема научной рефлексии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1403
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутриличностная конфликтность как проблема научной рефлексии»

темы и темперамента и объяснением природы этих различий преимущественно врожденными биологическими программами развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Игнатьев Е.И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников // Вопросы психологии личности: Сб. / Под ред. Е.И. Игнатьева. -М., 1970.

2. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. - М.,

1980.

3. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М., 1989.

Э.Г. Исаева ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Осуществленный анализ литературы, относящийся к важнейшим теоретикоэкспериментальным предпосылкам, конкретизирующим проблему внутриличност-ной конфликтности, и лонгитюдное системное экспериментальное исследование ее проявлений, приводит к аргументации следующих положений.

Разработки в области биологии, физиологии, невропатологии, философии, социологии значительно обогатили психологию личности огромным количеством новых фактов и обобщений, создав преамбулу теории внутриличностной конфликтности. Авторы обозначенных направлений исследовали феномены, имеющие родственную связь с процессуальными характеристиками внутриличностной конфликтности: приспособление, активность, адаптация, изменчивость. Они утверждали, что приспособленность обеспечивается относительной стабильностью внутреннего состояния системы и амплитудой колебаний внешней среды, не превышающей информационный диапазон системы. За счет приспособляемости информационный диапазон расширяется до адаптивного. Основой формирования и развития адаптации живых систем выступает опережающий характер и адекватность отражения живыми системами условий окружающей их среды (Ж. Бюффон, Ж.Б. Ламарк, Ж. Сент-Илер).

Основным в понимании адаптации таких физиологов, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.В. Введенский, А.А. Ухтомский, И.В. Давыдовский, было положение о единстве организма и среды, выдвинутое И.М. Сеченовым (1860). Ими же рассматривались и механизмы нарушения и восстановления этого единства. Н.В. Введенский, ученик И.М. Сеченова, заложив основы учения о парабиозе (1901), раскрыл специфику процессов индивидуальной адаптации, осуществляемых с участием коры головного мозга (1952).Исследования А.А. Ухтомского дали толчок к решению вопроса о поведенческих физиологических механизмах адаптации, которая рассматривается на основе эволюционно-исторического подход. Методологическую основу учения И.П. Павлова составлял принцип исторической детерминированности отношения организма к среде, а также любой формы реактивности воздействиями внешней среды. Рефлекторная теория вскрыла основные механизмы саморегуляции, координации и интеграции функций, определила общие закономерности приспособления высших животных к условиям их существования, определив диапазон уравнивания организма со средой.

Таким образом, с естественнонаучной точки зрения адаптация отражает всеобщую закономерную обусловленность механизма приспособления в результате влияния на него различных факторов среды, составляющих условие его существования.

Генерализованное усилие организма приспособиться к новым условиям определяется как общий адаптационный синдром («General Adaptation Syndrome»), способствующий приобретению состояния привычки, совокупности стереотипных общих ответных реакций организма на действия раздражителей самой различной природы реакций, имеющих три стадии: тревоги, шока, истощения (Г. Селье).

Социальные психологи (А.А. Русалинова, Р.А. Кузьмина) подходят к анализу процесса адаптации с позиции психологии отношений, позволяющей рассматривать адаптацию не только как процесс приспособления, но и как активное взаимодействие и взаимовлияние личности и социальной среды (В.Н. Мясищев). Анализируются субъективно-личностные характеристики адаптанта, влияющие на творческий характер процесса.

Как и любому объективному процессу, который происходит в обществе, социальной адаптации присуще внутренне противоречие между активными и пассивными формами связи субъекта с окружающей его средой. Причинами субъективного отстранения от заданных условий, то есть возникновения дезадаптационного поведения, могут быть эмоциональные переживания, неудовлетворенность в притязаниях, неуверенность в себе, что приводит к потере контроля и поведению, неадекватному требованиям. При дезадаптации в первую очередь страдают тонкие и высокоспециализированные особенности личностной индивидуальной приспособляемости такие, как самоконтроль, самооценка. Возможны два уровня или состояния психологической дезадаптации. Первое из них определяется ослабленной функциональной активностью системы. Второе - извращенной или пораженной (частично или тотально) деятельностью.

В концепциях гуманистических персонологов, внутриличностная конфликтность связывается со спецификой формирования экзистенциальных потребностей (А. Маслоу). Представители когнитивного направления рассматривают проекции внутриличностной конфликтности в рамках теории личностных конструкторов (Дж. Келли). Конструкт определяют как идею, мысль, способ, которым человек осмысливает, осознает, интерпретирует, объясняет и предсказывает свой опыт. Пер-сонологи диспозиционального направления, например, Г. Олпорт (1897-1967), акцентирующий уникальность личности, выделял три типа индивидуальных диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные, в противоречиях которых видел зерно сложностей человека. К. Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей. А их инфантильность и контрастность в проявлении рассматривал как арену внутренних конфликтов. В пропасти между свободой и безопасностью заложены внутриличностные конфликты, проявляемые в не продуктивности, внутренней неудовлетворенности, в дисгармонии и фрустрации мета потребностей (Э. Фромм).

При анализе сущности внутриличностной конфликтности в свете большинства теорий фрейдизма и неофрейдизма важно вычленить следующие положения. Выраженный внутренний конфликт между истинными потребностями и интериори-зированными социальными установками индивида приводит к нервно-психическим нарушениям, которые могут проявляться в депрессии, бессоннице, страхах, неправильном поведении, алкоголизме, вспышках агрессии, суициде.

Основное значение в развитии внутриличностных конфликтов придавал специфическим моделям интерперсонального взаимодействия Г.С. Салливан. С точки зрения К. Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с чувствами беспомощности и враждебно-

сти, ребенок вынужден компенсировать тревогу при помощи различных защитных стратегий. Психическое развитие в конфликте осуществляется с помощью ассимиляции тени и трансформации персоны. Под тенью аналитики понимают бессознательное, вытесненное негативное психическое содержание, которое не отвечает требованиям коллектива и идеалам эго. Моральная проблематика отражена в концепции «темной личности». Встреча со своей тенью вызывает у индивида чувство разочарования.

Конфликт рассматривается как некоторое расстройство, крушение надежд, неспособность справиться с конкретной ситуацией или важной проблемой. В этих ситуациях человек чувствует, что поставлена под сомнение целостность его эго; энергично защищается от осознания всей масштабности своей реальной проблемы, происходит дестабилизация эго и мира сознания. Эго вынуждено заключить с тенью джентльменское соглашение, которое знаменует диаметрально противоположное развитие по отношению к старому этическому идеалу абсолютизма и совершенства.

Дезинтеграция, распад единства личности, обычно представленного в эго, происходит, когда частное содержание бессознательного, комплекс активированная инстинктивная констелляция, берет на себя командование и реализует свою волю независимо. Субличности как психологические сателлиты (спутники, слуги, сообщники), сосуществующие как множество жизней внутри всецелой личности, каждая из которых имеет собственный стиль и мотивацию, часто вступают в противоречия. Распознавание субличностей и организация демократичных отношений между ними является условием гармонизации личности, предотвращения подчиненности негативным субличностям, идентификации с ними и дисидентификации от них (Р. Ас-саджиоли, П. Ферруччи).

Психологический конфликт, отражающий несовместимость, столкновение противоречивых и неразрешимых отношений личности, рассматривается в рамках противоречий между чувством долга (моралью) и желаниями (влечениями) человека при обессивно-компульсинвных невротических развитиях (Мясищев, 1960).

З. Фрейд (1912)). В.И. Гарбузов (1977) считает, что несоответствие средового влияния врожденному типу реагирования рождает конфликты. А.И. Захаров (1972) в своей концепции основополагающее противоречие при неврозах видит в несоответствии требований родителей и воспитания в целом психофизиологическим возможностям детей, особенностям формирования характера и личности.

Независимо от предмета исследования (детская замкнутость, аффективность, непопулярность) анализ психологических причин всех этих явлений в исследованиях отсутствует, подменяется анализом условий их возникновения. Главная причина, по мнению многих авторов, заключается в нереализованной потребности ребенка в признании, а природа конфликтов связывается часто с аффектом неадекватности. Анализ причин детского неблагополучия, конфликтов оказывается исключенным, а сами они приобретают «внеличностный» и даже «внесверстниковый» характер. Личность ребенка преимущественно рассматривается как нормативный субъект. Существенный вклад в разработку социально-психологических аспектов теории внутриличностной конфликтности составили комплексный (Б.Г. Ананьев) и системный (Б.Ф. Ломов) подходы к изучению человека, отправляющиеся, от идей С.Л. Рубинштейна и представления о личности как субъекте деятельности (К.А. Абульханова-Славская), историко-революционного представления о развитии личности и становлении индивидуальности (А.Г. Асмолов), об индивидуальном стиле деятельности (Е.А. Климов), гуманизации (Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова), персонализации (В.А. Петровский). Высокий уровень развития проблематики социальной психологии углубил теоретико-методологическую платформу психологии личности (Б.Д. Парыгин, В.А. Петровский, Е.В. Шорохова, Л.И. Буева).

В исследованиях выявились такие механизмы развития личности как взаимодействие «реальных» и «идеальных» целей, сдвиг мотива на цель, условия их нормального и отклоняющегося функционирования (Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, Е.Н. Голубева, Н.И. Евсикова, К.Г. Сурков). Исследовалась роль сознания в регуляции ведущих видов деятельности, влияние особенностей «внутренней картины мира» (В.В. Николаева), общения на формирование смысловых образований личности. Использовалось также выделенное и разработанное в теории деятельности А.Н. Леонтьева понятие личностного смысла отражения в сознании личности отношения мотива деятельности к цели действия.

Понимание целостного портрета личности усложняется терминологической неоднозначностью, отсутствием, несмотря на достаточно высокий уровень проблематики личности, единой теории личности, обладающей единым категориальным анализом на базе эмпирико-теоретических построений.

Таким образом, теоретический анализ показывает, что проблема внутрилич-ностной конфликтности имеет определенные традиции и богатый эмпирический материал. В то же время, практически отсутствуют работы, посвященные изучению закономерностей и механизмов внутриличностной конфликтности школьников и ее коррекции в педагогическом процессе. Вместе с тем, рассмотренные наиболее влиятельные в мировой психологии концепции личности играют решающую роль в понимании сущности внутриличностного пространства и обеспечивают методологические основания и предпосылки для развития теории ВЛК.

В разработанной нами концепции внутриличностной конфликтности выделены онтологический, концептуальный и практический конструкты. Вычленены ге-нез, динамика и структура, отражающие закономерности внутриличностной конфликтности.

Анализ генеза внутриличностной конфликтности возможен на основе решения следующих задач: 1) изучение механизмов изменения внутреннего, субъективного мира личности; 2) исследование компенсаторных форм поведения; 3) рассмотрение этиологии и патогенеза внутриличностной конфликтности с позиции единства психологических, физиологических факторов, общих закономерностей развития.

Следующим шагом в разработке концептуальной схемы является переход к динамике содержания внутриличностной конфликтности, сфокусированной на выявление того, что представляет собой феноменология исследуемого явления (при акцентуациях, одаренности, соматических болезнях, неврозах, психозах); какова изменчивость содержания внутриличностной конфликтности в зависимости от специфики деятельности; основные ее процессуальные характеристики.

При рассмотрении структуры мы выделили: 1) феноменологический сим-птомокомплекс внутриличностной конфликтности, который образуется метаинди-видными трансформациями; 2) энергоемкость, понимаемую как степень и интенсивность эмоциональных, нравственных и интеллектуальных затрат; 3) иерархичность процесса, его глубину. В зависимости от иерархического уровня выделяются различные интегральные характеристики ВЛК. Первый уровень отражает функциональное состояние как совокупность параметров, максимально полно характеризующих зрелость отдельных образований мозга и взаимоотношения активности различных его структур. Например, такие индивидуально-психологические особенности, как неуравновешенность, эмоциональная сенситивность, тревожность, ригидность могут быть поняты как следствие известной несогласованности в деятельности корковых и висцеральных структур на первом уровне. Эти же психологические показатели могут проявляться на втором и на третьем уровнях, но их интенсивность и насыщенность будут значительно слабее.

Внутриличностная конфликтность является следствием кризиса барьера в режиме непродуктивной социализации. Ее разновидности: активная-пассивная, полная-неполная, пластичная-ригидная, прогрессивная-регрессивная, рациональная-нерацио нальная.

Внутриличностная устойчивость, представляя полярный полюс внутрилично-стной конфликтности, может быть охарактеризована: как стратегия и тактика индивида, позволяющая удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса; как многомерный процесс самосохранения функционального уровня саморегулирующейся системы в адекватных и неадекватных (экстремальных) условиях среды; как процесс достижения функционального комфорта, характеризующийся оптимальной мобилизацией психофизиологических процессов, снижением утомляемости, интеллектуальной продуктивностью, прогностичностью, повышением работоспособности, эмоциональной стабильностью, устойчивой позитивной самореализацией.

О.Н. Истратова ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа детей-сирот и детей, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения родителей. Число таких детей является косвенным показателем социальной, экономической, политической обстановки в обществе и, соответственно, варьирует в различные исторические эпохи.

В виду того, что сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития необходим глубокий анализ социальных и психо лого-педагогических аспектов этой проблемы.

Понятие «социальное сиротство» в литературе имеет неоднозначную трактовку. Этот термин нередко употребляется в различных контекстах без уточнения его содержания или же не выделяется из более широкого понятия «сиротство». Тем не менее, для ясности дальнейшего изложения необходимо провести разграничение между существующими определениями.

На сегодняшний день общепринятыми являются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Категория «социального сиротства» включает детей, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем [4]. Данная категория включает детей, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими;недееспособны (ограниченно дееспособны), отбывают наказание в исправительных колониях, обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказываются забрать детей из воспитательных, лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно [7]. Во всех этих случаях заботу о ребенке берет на себя государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.