Научная статья на тему 'Внутрифирменные стандарты функционирования системы внутреннего аудита'

Внутрифирменные стандарты функционирования системы внутреннего аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5019
720
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИФИРМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ТРЕБОВАНИЯ / ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВНУТРИФИРМЕННЫМ СТАНДАРТАМ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРСКИХ СТАНДАРТОВ / ФОРМА ВНУТРИФИРМЕННОГО СТАНДАРТА АУДИТА / THE MANDATORY DETAILS OF INTERNAL AUDITING STANDARDS / FORM OF COMPANY AUDITING STANDARDS / COMPANY STANDARDS / INTERNAL AUDIT / REQUIREMENTS FOR INTERNAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парамонова Лариса Анатольевна

Внутрифирменные стандарты являются основными регулятивами системы нормативного регулирования внутреннего аудита хозяйствующего субъекта. Стандарты внутренних проверок определяют единые требования и подходы к организации и осуществлению аудиторских процедур и их документальному оформлению. Целевая направленность разработки и применения внутрифирменных стандартов заключается в обеспечении эффективности, рациональности и высокого качества функционирования системы внутреннего аудита в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPANY STANDARDS OF THE INTERNAL AUDIT SYSTEM

Internal standards are essential regulatives of internal audit system for any economic agent. Standards of internal audits determine uniform requirements and approaches to the organization and implementation of audit procedures and documenting. Task oriented design and implementation of internal standards is to ensure efficiency, effectiveness and quality of functioning of the internal audit organization.

Текст научной работы на тему «Внутрифирменные стандарты функционирования системы внутреннего аудита»

УДК 657 УДК 338.2 ББК 65.053

Парамонова Л.А.

ВНУТРИФИРМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Paramonova L.A.

COMPANY STANDARDS OF THE INTERNAL AUDIT SYSTEM

Ключевые слова: внутрифирменные стандарты; внутренний аудит; требования, предъявляемые к внутрифирменным стандартам; обязательные реквизиты внутренних аудиторских стандартов; форма внутрифирменного стандарта аудита.

Key words: company standards, internal audit, requirements for internal standards, the mandatory details of internal auditing standards; form of company auditing standards.

Аннотация

Внутрифирменные стандарты являются основными регулятивами системы нормативного регулирования внутреннего аудита хозяйствующего субъекта. Стандарты внутренних проверок определяют единые требования и подходы к организации и осуществлению аудиторских процедур и их документальному оформлению. Целевая направленность разработки и применения внутрифирменных стандартов заключается в обеспечении эффективности, рациональности и высокого качества функционирования системы внутреннего аудита в организации.

Annotation

Internal standards are essential regulatives of internal audit system for any economic agent. Standards of internal audits determine uniform requirements and approaches to the organization and implementation of audit procedures and documenting. Task oriented design and implementation of internal standards is to ensure efficiency, effectiveness and quality of functioning of the internal audit organization.

Гарантом достоверности и качества формируемой на предприятии информации выступает надежно организованная система внутреннего аудита, важным элементом которой является наличие взаимосвязанных внутрифирменных стандартов (регламентов, инструкций, положений), регламентирующих деятельность подразделений компании и отдельных специалистов по организации и осуществлению процедур аудита. Даже при наличии международных и национальных стандартов аудита внутрифирменные стандарты внутреннего аудита необходимы, поскольку они должны регламентировать функционирование системы внутреннего аудита в организации и конкретизировать действия внутренних аудиторов.

Под внутрифирменными стандартами по организации и функционированию внутреннего аудита понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению внутреннего аудита и оформлению результатов его проведения, принятые и утвержденные организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому и налоговому учету.

Разработка внутрифирменных стандартов аудита позволяет создать методику проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских процедур с помощью рабочих таблиц и вопросников, содействовать внедрению в практику проверки научных достижений и новых технологий, и обеспечить высокий уровень качества проверки.

К внутрифирменным стандартам аудита организации относятся принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, регламенты, инструкции,

методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению в организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению внутренней аудиторской проверки.

Методическое и организационное обеспечение внутреннего аудита является составной частью общей системы корпоративных стандартов (внутреннего нормативного регулирования предприятия).

Актуальность разработки внутренних регламентов обусловлена наличием таких недостатков, как:

- полное отсутствие регламентирующих стандартов в организации;

- наличие разработанных, но не утвержденных положений;

- стандарты разработаны без учета положений законодательства РФ по бухгалтерскому и налоговому учету и отраслевых особенностей;

- отсутствие системности и комплексности (документы разрабатываются по мере возникновения проблем, не охватывают вопросы в комплексе);

- некорректная терминология бухгалтерского и налогового учета.

Организация разрабатывает пакет внутренних документов с учетом требований международных стандартов аудита, Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999 года, протокол № 6) [1], Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности № 696 от 23.09.2002 года [2], Федеральных стандартов аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности (ФСАД 1/2010)», «Модифицированное мнение в аудиторском заключении (ФСАД 2/2010)», «Дополнительная информация в аудиторском заключении (ФСАД 3/2010)», утвержденных Приказом Минфина РФ № 46н от 20.05.2010 года [3], «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. ФСАД 4/2010» (утвержденного Приказом Минфина РФ № 16н от 24.02.2010 года) [4], «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита. ФСАД 5/2010», «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита. ФСАД 6/2010» (утвержденных Приказом Минфина РФ № 90н от 17.08.2010 года) [5], ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» (утвержден Приказом Ростехрегулирования № 154-ст от 30.12.2004 года) [6], ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (утвержден Приказом Ростехрегулирования № 470-ст от 18.12.2008 года) [7], которые отражают ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения внутреннего аудита.

Этап разработки внутренней нормативной базы аудита является самым продолжительным по времени. Формирование внутренних стандартов не прекращается и после начала работы отдела внутреннего аудита, они дорабатываются с учетом адаптации к конкретным особенностям предприятия, должностные инструкции внутренних аудиторов постоянно корректируются и совершенствуются.

Внутрифирменные стандарты функционирования системы внутреннего аудита разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности, а также должны удовлетворять требованиям:

- целесообразности - иметь практическую пользу;

- преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;

- логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;

- полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;

- единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и положениях.

На крупных предприятиях для создания системы внутреннего нормативного регулирования рекомендуется формировать Комитет по аудиту, который состоит из руководящих работников и наиболее профессионально подготовленных специалистов в области бухгалтерского и налогового учета.

В работе Комитета по аудиту могут принимать участие сторонние специалисты (члены профессиональных и общественных организаций аудиторов и бухгалтеров, налоговые консультанты, научные работники, преподаватели, специалисты аудиторских фирм). Разработанные стандарты (регламенты, методики, инструкции, положения) рассматриваются и принимаются Комитетом по аудиту с последующим представлением на утверждение руководству организации. Аргументированное особое мнение членов Комитета по аудиту, голосующих «против», может быть ими самостоятельно предоставлено руководству предприятия.

В организациях среднего размера внутрифирменные стандарты разрабатывают и утверждают члены отдела внутреннего аудита (аудиторского комитета) либо отдельный аудитор. Внутрифирменные стандарты оформляются на фирменном бланке предприятия и должны иметь обязательные реквизиты в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утвержден Постановлением Госстандарта РФ № 65-ст от 03.03.2003 года) [8], а также Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999 года, протокол № 6) (Таблица 1) [1]:

- номер документа - порядковый или серийный код внутреннего стандарта;

- дата ввода положения в действие;

- название - краткое и четкое изложение того объекта, который регламентирует стандарт;

- дата и указание лица, утвердившего стандарт;

- преемственность - ссылка на ранее принятые, распространенные или предписанные нормативными документами правила, которые связаны с данным стандартом;

- сфера применения - перечень объектов, на которые распространяется (или не распространяется) действие внутреннего стандарта.

Внутрифирменные стандарты утверждаются приказом руководителя организации, а также в случаях, предусмотренных учредительными документами, общим собранием учредителей или другим уполномоченным органом.

Таблица 1 - Форма внутрифирменного стандарта внутренней аудиторской проверки организации______________________________________________________________________

Бланк или угловой штамп организации

Утверждающая

Логотип, фирменное наименование надпись,

дата, подпись руководителя

Полное наименование внутреннего стандарта

Номер (индекс, код)

Разработчик:

(департамент, отдел, сотрудник)

Дата разработки

Структура документа

1. Общие положения

1.1. Цели и основания разработки стандарта.

1.2. Необходимость использования стандарта.

1.3. Сфера применения стандарта.

1.4. Взаимосвязь с другими стандартами (в том числе международными).

1.5. Преемственность с ранее действовавшими нормативными документами и внутренними стандартами.

1.6. Срок действия.

2. Основные понятия и определения 3 . Сущность внутреннего стандарта

3.1. Основные требования.

3.2. Методология решения указанной проблемы.

4. Нормативные акты, используемые при организации системы внутреннего контроля.

5 . Приложения

5.1. Формы рабочих документов аудитора (ревизора).

5.2. Вопросы и тесты.

5.3. Процедуры контроля.

Подпись руководителя разработки______________________________________________________

Внутрифирменные стандарты по организации и проведению внутреннего аудита по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:

- стандарты, содержащие общие положения по организации системы внутреннего аудита;

- стандарты, устанавливающие порядок осуществления внутреннего аудита по конкретным операциям и направлениям деятельности, осуществляемым организацией;

- стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений внутренних аудиторов.

Стандарт, регламентирующий порядок организации и функционирования системы внутреннего аудита должен иметь следующую структуру:

- общие положения - цели и основания разработки стандарта, необходимость использования, сфера применения стандарта, взаимосвязь с другими стандартами (в том числе международными), преемственность с ранее действовавшими нормативными документами и внутренними стандартами, срок действия;

- основные понятия и определения, используемые в стандарте;

- сущность внутреннего стандарта - основные требования, методология решения указанной проблемы;

- приложения - формы рабочих документов аудитора, вопросы и тесты, процедуры аудита.

Указанный стандарт имеет организационную направленность, в нем отсутствует конкретика. Практическую значимость имеют внутренние стандарты, регламентирующие непосредственно процесс проведения внутреннего аудита, утверждаемые отдельными приказами руководителя организации.

Внутрифирменные стандарты, устанавливающие порядок осуществления аудита по конкретным операциям и направлениям деятельности, осуществляемым организацией, должны содержать указания на сроки проведения аудиторской проверки, список контролирующих аудиторов (фамилии исполнителей), формы рабочих документов, и, непосредственно, конкретные процедуры. В частности внутрифирменный стандарт налогообложения по конкретному налогу, уплачиваемому организацией должен включать следующие аудиторские процедуры:

- рассмотрение элементов системы налогообложения по конкретному налогу;

- определение и документальное оформление основных факторов, влияющих на формирование налоговой базы;

- контроль наличия документов, подтверждающих право на налоговые вычеты и льготы;

- контроль правильности применения налоговых ставок;

- проверка методики исчисления налога и проведение самостоятельного расчета налогового обязательства с целью выявления различия в величине;

- контроль правильности организации синтетического учета расчетов с бюджетом по конкретному налогу;

- проверка полноты и своевременности перечисления налога в бюджет;

- контроль правильности формирования и своевременности предоставления налоговой отчетности.

Стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений внутренних аудиторов, содержат требования к содержанию и формированию выводов и составлению заключений по результатам проведенного внутреннего аудита.

По результатам проверки составляется аудиторское заключение или отчетный документ, который может иметь разные формы - отчет о проверке, докладная записка, аудиторская справка, справка об экспертизе.

Важно установить момент составления заключения по проведению внутреннего аудита, форму отчетного документа и порядок предоставления письменной информации на рассмотрение руководству компании.

Таким образом, внутрифирменные стандарты по организации и функционированию системы внутреннего аудита представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению внутреннего аудита.

Стандарты, содержащие общие положения по организации системы внутреннего аудита, раскрывают сущность цели, задачи и направления осуществления внутреннего аудита, а также выделяют исполнительные органы и обозначают их должностные обязанности. Стандарты данной категории имеют обобщенный организационный характер.

Более детально процедуры проведения внутреннего аудита регламентируют стандарты, устанавливающие порядок осуществления внутреннего аудита по конкретным операциям и направлениям деятельности, осуществляемым организацией. В них утверждается рабочая программа проведения проверки с указанием конкретных областей рассмотрения, а также приводятся образцы рабочих документов, оформляемых на каждом этапе аудита.

Стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений внутренних аудиторов, регламентируют процесс оформления отчета о проведении внутреннего аудита и предоставления его руководству организации с последующим устранением выявленных ошибок и искажений.

В целом, применение внутрифирменных стандартов позволяет организациям сделать технологию и организацию проведения внутреннего аудита более рациональной, установить единый подход к проведению процедур внутреннего аудита, уменьшить трудоемкость работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), содействовать внедрению научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии, обеспечить высокое качество внутреннего аудита и способствовать снижению риска необнаружения ошибок и нарушений.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» [Электронный ресурс]: одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 года, протокол № 6

2. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении федеральных правил

(стандартов) аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: № 696: утв.

Правительством РФ 23 сентября 2002 года (в редакции изменений от 27 января 2011 года № 30)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федеральных стандартов

аудиторской деятельности (вместе с Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности, Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010). Модифицированное мнение в аудиторском заключении, Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010). Дополнительная информация

в аудиторском заключении) [Электронный ресурс]: № 46н: утв. Минфином РФ 20 мая 2010 года

4. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального стандарта

аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. ФСАД 4/2010» [Электронный ресурс]: № 16н: утв. Минфином РФ 24 февраля 2010 года

5. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федеральных стандартов

аудиторской деятельности (вместе с Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита [Электронный ресурс]: № 90н: утв. Минфином РФ 17 августа 2010 года

6. Российская Федерация. Приказы. Стандартизация в Российской Федерации.

Стандарты организаций. Общие положения. ГОСТ Р 1.4-2004 [Электронный ресурс]: № 154-ст: утв. Ростехрегулированием 30 декабря 2004 года

7. Российская Федерация. Приказы. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 [Электронный ресурс]: № 470-ст: утв. Ростехрегулированием 18 декабря 2008 года

8. Российская Федерация. Постановления. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003 [Электронный ресурс]: № 65-ст: утв. Госстандартом РФ 03 марта 2003 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.