Научная статья на тему 'Внутренний туризм: Актуальные вопросы управления и развития'

Внутренний туризм: Актуальные вопросы управления и развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5964
656
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сердюкова Н. К.

Рассматриваются теоретические и практические аспекты понятия «туризм», актуальные вопросы развития систем управления туризмом на различных уровнях, развития внутреннего туризма в России, формирования эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренний туризм: Актуальные вопросы управления и развития»

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Н.К. СЕРДЮКОВА

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела,

аспирант

e-mail: serdyukova@rivsochi.ru

Рассматриваются теоретические и практические аспекты понятия «туризм», актуальные вопросы развития систем управления туризмом на различных уровнях, развития внутреннего туризма в России, формирования эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Ключевые слова: внутренний туризм; управление туризмом; государственно-частное партнерство.

Коды классификатора JEL: L83.

Туризм — уникальное социально-экономическое явление, охватывающие жизнь и деятельность людей во всем мире как сфера рекреации и досуга, развития личности, предпринимательства, профессиональных интересов и занятости, а также регионального развития. Туризм стал стилем жизни современного общества, способом познания мира и значительной частью мировой экономики. По данным Всемирной туристкой организации (ЮНВТО) в 2008 г. международные туристские прибытия достигли 924 млн [4], т. е. вплотную приблизились к отметке в 1 млрд. К сожалению, мировой финансовый кризис снизил туристский спрос во второй половине 2008 года, в связи с чем замедлились темпы роста туристских прибытий во многих регионах мира. Однако многие эксперты считают, что туризм — именно та сфера, которая быстрее всего способна адаптироваться к сложной экономической ситуации благодаря гибкости, присущей малому и среднему бизнесу.

По мнению экспертов, основными тенденциями развития туризма в ближайшее время с учетом последствий кризиса будут: снижение расходов на путешествия, сокращение продолжительности и частоты туристских поездок, поздние бронирования, выбор лучших ценовых предложений, повторные визиты и посещение родственников. Все эти факторы приводят к значительному росту путешествий «ближе к дому», т. е. к бурному развитию внутреннего туризма. Россия обладает большим потенциалом, с точки зрения развития внутреннего туризма, как со стороны туристских ресурсов, так и как огромный рынок туристского спроса. Поэтому вопросы управления развитием внутреннего туризма очень актуальны для нашей страны и требуют пристального внимания для обеспечения максимально эффективного развития сферы туризма для регионов, общества и государства в целом.

Не один г. в научной и специальной литературе идет полемика по поводу определения понятия «туризм». Действительно, такое сложное и многогранное понятие достаточно сложно уложить в рамки одного определения. К туризму необходим комплексный системный подход, учитывающий многообразие факторов и характеристик данного явления, его многоаспектность и многофункциональность.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 № 132-Ф3 (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 №15-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 05.02.2007 № 12-ФЗ) туризм определен как «временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».

При анализе существующих определений туризма, прослеживается два основных подхода к трактовке туризма как общественного явления:

первый подход — определяет туризм как свободные перемещения людей;

второй подход — определяет туризм как социально-экономическую систему или комплекс отношений, связанных со свободными перемещениями людей.

Сформулируем определение понятия «туризм», позволяющее, на наш взгляд, учесть его основные признаки, сущность явления и место в народном хозяйстве:

Туризм — социально-экономическая система межотраслевого и межрегионального характера, интегрированная в систему национальных и международных связей и отношений, включающая все виды деятельности и отношений, связанных с организацией и осуществлением свободных перемещений людей и их пребывания за пределами мест их постоянного проживания в течение периода не более 12 месяцев с любыми целями, кроме смены местожительства и занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.

Таким образом, можно сделать вывод, что туризм, являясь сложной социально-экономической системой, как объект управления требует формирования и функционирования эффективной, сбалансированной многоуровневой системы управления с преобладанием горизонтальных связей над вертикальными и значительной ролью самоорганизации и гибкости на нижних уровнях управления.

Внутренний туризм — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации [3]. Внутренний туризм не связан с пересечением государственной границы, такие путешествия сравнительно легко организовать, зачастую они остаются вне сферы туристской деятельности и организуются туристами самостоятельно с приобретением ограниченного числа услуг напрямую у поставщиков. По некоторым оценкам, на долю внутреннего туризма приходится 80-90% всех туристских поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм в 5-10 раз превышает затраты туристов на международные поездки [1].

В России управление туристским комплексом реализуется в рамках организационной структуры, включаю© Сердюкова Н. К., 2009

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

145

щей три уровня: макроэкономический, мезоэкономический и микроэкономический.

На макроэкономическом уровне общее руководство туристским комплексом осуществляет Правительство Российской Федерации. Уполномоченным органом исполнительной власти в сфере туризма является Федеральное агентство по туризму в составе Министерства спорта, туризма и молодежной политики.

Мезоэкономический уровень представлен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в сфере туризма. Микроэкономический уровень представлен различными предприятиями и организациями, работающими в индустрии туризма.

В настоящее время Россия, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. В экономике России, по оценке Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2007 г. на долю туристской сферы приходится 6,7% ВВП и 1% трудоспособного населения [2, с. 39].

В связи со значительной долей во внутреннем туризме самостоятельных путешествий с использованием различных способов размещения, в том числе и вне индустрии гостеприимства, а также различных видов транспорта, включая личный, и отсутствием факта пересечения государственной границы, потоки внутреннего туризма гораздо сложнее учитывать и оценивать, так же, как и вклад этого вида туризма в развитие национальной экономики. По оценке Ростуризма внутренний туристский поток Российской Федерации составил в 2005 г. 23 млн человек, в 2006 г. — 25 млн человек [2, с. 36]. Затраты населения на туризм по данным Ростуризма составили в 2005 г. 434,2 млрд рублей, в 2006 г. — 440,8 млрд рублей [2, с. 36].

В сфере внутреннего туризма необходима единая система управления развитием туризма, позволяющая скоординировать и направить в нужном направлении усилия всех участников системы туризма, а также финансовое участие государства и субъектов федерации в реализации крупных программ и проектов в сфере развития внутреннего туризма. В этой связи очень важную роль будет играть содействие развитию государственночастного партнерства в сфере туризма (public and private partnership), которое активно и успешно реализуется во многих странах с развитой туристской сферой.

Таким образом, на современном этапе главной целью государственной политики в области туризма в России и развития системы управления туризмом на всех уровнях является создание высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных туристов в разнообразных туристских услугах путем развертывания комплексных программ, направленных на развитие сферы туризма.

Автором в 2005, 2006 и 2007 г. проводилось анкетирование туристов, прибывающих в Сочи, с целью выявления проблем развития внутреннего туризма, потребительской оценки внутреннего туристского продукта и факторов привлекательности России как туристской дестинации.

На вопрос, «где вы предпочитаете отдыхать», большая часть опрошенных (46%) ответила, что выбор места отдыха зависит от целей путешествия и вида туризма, в России предпочитают отдыхать 26%, за рубежом 28% от числа опрошенных. Что касается мнения участников опроса об уровне туристского обслуживания на российских курортах, то здесь пока средняя оценка по предложенным параметрам составляет 3,6. Выше всего участники опроса оценивают качество экскурсионного обслуживания — 4,1.

Проблемы развития внутреннего туризма были названы следующие (результаты приведены в таб. 1 и ранжированы по доле опрошенных, указавших данную проблему).

Таблица 1

Проблемы развития внутреннего туризма в России*

Проблемы развития внутреннего туризма (названы участниками опроса) Доля от числа опрошенных, назвавших данную проблему

Низкое качество обслуживания 18%

Высокие транспортные расходы 16%

Дороговизна услуг 14%

Несоответствие цен качеству услуг 14%

Отсутствие инвестиций в инфраструктуру курортов 10%

Низкий уровень доходов россиян 8%

Политические причины: бюрократия, терроризм 8%

Слабая реклама и пропаганда внутреннего туризма 4%

* По результатам анкетирования, проведенного автором.

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации, проводимый Ростуризмом и независимыми российскими и иностранными экспертами, показывает, что в последние гг. эта сфера динамично развивается. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Например, по данным Минспорттуризма России, озвученным директором департамента туристской деятельности Н. Назиной на круглом столе «Инвестиции в туристскую индустрию: проблемы России и опыт зарубежных стран», проходившем в рамках VIII Международного инвестиционного форума «Сочи-2009», внутренний туристский поток в России за 8 месяцев 2009 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 5,6%. Это при том, что въездной и выездной туристские потоки за тот же период снизились на 13-20% (по данным того же источника). Однако наряду с очевидной положительной динамикой развития туризма последних лет, следует отметить отсутствие единой стратегии и планомерности развития туризма в России, что приводит к невысокой эффективности проводимых мероприятий, низкой окупаемости инвестиций во внутренний туризм и его низкой доходности.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

146

Н.К. СЕРДЮКОВА

Результаты развития туризма в России в последние несколько лет явно демонстрируют, что широкие возможности туризма не должны быть предоставлены воле случая. Чтобы добиться от туристского сектора серьезного вклада в экономику страны и занятость населения, необходимо проводить целенаправленную политику в области развития туризма на государственном уровне. Задача государства: определить стратегию развития, прописать правила игры и основополагающие принципы управления туризмом на всех уровнях, содействовать созданию механизма координации усилий участников туристского рынка и органов власти для достижения поставленных целей.

Проанализировав текущее состояние сферы туризма в России в целом и внутреннего туризма, в частности, можно выделить следующие основные проблемные области, которые нуждаются в реформировании на всех уровнях управления для развития туризма в России, которые можно сгруппировать в три блока (табл. 2):

Таблица 2

Проблемные области развития туризма в России

Макроэкономические Ресурсные и технологические Информационные

Планирование развития туристской сферы Статистика сферы туризма Гармоничное и сбалансирование региональное развитие туризма Экономика и окружающая среда Формирование конкурентной бизнес-среды в сфере туризма Инфраструктура Человеческие ресурсы Диверсификация туристских услуг и рынка Технологии и сервис Информационное поле и осведомленность о потенциале и возможностях развития туризма в России Продвижение туризма внутри страны, разработка и пропаганда туристского брэнда «Россия»

Отличительной особенностью микроэкономического уровня системы туризма является то, что именно на этом уровне создается экономическая основа развития всей сферы туризма и формирование средств бюджетов всех уровней. За каждой функцией, выполняемой предприятиями на микроуровне, стоят средства предприятий, собственные или заемные. Но парадокс состоит в том, что большинство предприятий туристской сферы, не считая крупных игроков рынка, являются малыми предприятиями, где работают не самые квалифицированные кадры национальной экономики в силу невысокой доходности данного сектора экономики. Рядовые участники туристского рынка практически не имеют возможностей и ресурсов для самостоятельной разработки стратегии развития. Их деятельность необходимо направлять в нужное русло путем создания бизнес-проектов, программ и планов развития туризма, инвестиционных площадок и т. д.

Для достижения общих целей развития туризма на мезоуровне управления туризмом очень важна координация усилий участников рынка, выработка перспективных направлений деятельности на региональном и местном уровне, консолидация для решения общих задач. Только в этом случае бюджетные средства и средства предприятий, выделяемые на развитие туризма, будут приносить реальный экономический эффект и способствовать планомерному развитию туризма в России. Поэтому для успешной реализации функций управления туризмом на всех уровнях необходимо правильно сформулировать задачи, стоящие перед каждым уровнем управления.

Сегодня перед системой управления туризмом в России и всеми участниками процесса развития туризма стоит важнейшая задача координации усилий на всех уровнях управления туризмом для достижения общей цели — формирования в России высокоэффективного туристско-рекреационного комплекса. Создание благоприятных условий для совместной целенаправленной работы всех участников рынка в рамках единой концепции развития российского туризма является мощнейшим катализатором всех процессов развития туристско-рекреационной сферы и достижения поставленных целей в оптимальные сроки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова А.Ю. Международный туризм : учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С.18.

2. Туризм в цифрах. 2007 : Стат. сб./ИИЦ «Статистика России»; Федеральное агентство по туризму. М., ИИЦ «Статистика России», 2007.

3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 №132-Ф3 (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 №15-Ф3, от 22.08.2004 №122-Ф3, от 05.02.2007 N 12-ФЗ). Ст.1.

4. UNWTO World Tourism Barometer. 2009. № 1. Vol. 7. January. Р. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.