Научная статья на тему 'Внешние факторы как причины неэффективности урегулирования конфликта в Дарфуре'

Внешние факторы как причины неэффективности урегулирования конфликта в Дарфуре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1404
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАРФУР / СУДАН / США / КИТАЙ / КОНФЛИКТ / НЕФТЬ / ВНЕШНИЙ ФАКТОР / УРЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ / АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ / DARFUR / SUDAN / UNITED STATES / CHINA / CONFLICT / OIL / EXTERNAL FACTOR / RESOLUTION / INEFFICIENCY / AFRICAN UNION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Роулингс Тафотье Деффо Джерри

В статье анализируется этнополитический конфликт в суданском Дарфуре, который вспыхнул в 2003 г. между центральным правительством, неформальными проправительственными арабскими вооруженными отрядами «Джанджавид» и повстанческими группировками местного негроидного населения «народная армия освобождения Судана» и «Движение за равноправие и справедливость». В статье раскрываются причины трудностей, с которыми сталкивается миссия Африканского Союза в процессе разрешения конфликта в западном регионе Судана Дарфуре. Особое внимание уделяется анализу влияния внешних факторов на процесс урегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL FACTOR AS A CAUSE OF INEFFICIENCY IN THE CONFLICT RESOLUTION OF DARFUR

The article analyses the ethno-political conflict in Darfur (Sudan) that began in 2003 between the Arab armed militia of central Sudanese government known as Janjawid, and the two popular rebel groups of Darfur namely “Sudan People Liberation Army’’, and “Justice Equality Movement’’. Article analyses the causes of African Union difficulties for the peace process in the western region of Sudan, a special attention is given to the influence of external factors on the conflict settlement, namely the confrontation between the United States and China over access to natural resources, and different political crises between Sudan and Chad because of their supports to the rebel groups of Darfur and in the eastern region of Chad. Article analyses how these external factors influence on peace process in Darfur and can also be perceived as the difficulties of African Union in Darfur.

Текст научной работы на тему «Внешние факторы как причины неэффективности урегулирования конфликта в Дарфуре»

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ КАК ПРИЧИНЫ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА В ДАРФУРЕ

Тафотье Деффо Джерри Роулингс

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется этнополитический конфликт в суданском Дарфуре, который вспыхнул в 2003 г. между центральным правительством, неформальными проправительственными арабскими вооруженными отрядами «Джанджавид» и повстанческими группировками местного негроидного населения «народная армия освобождения Судана» и «Движение за равноправие и справедливость». В статье раскрываются причины трудностей, с которыми сталкивается миссия Африканского Союза в процессе разрешения конфликта в западном регионе Судана - Дарфуре. Особое внимание уделяется анализу влияния внешних факторов на процесс урегулирования.

Ключевые слова: Дарфур, Судан, США, Китай, конфликт, нефть, внешний фактор, урегулирование, неэффективность, Африканский Союз.

Конфликты - неизбежный и по-своему необходимый функциональный компонент политического развития. Вместе с тем степень и глубина конфликтности в международных отношениях и во внутриполитическом развитии государств может значительно варьироваться в зависимости от многих факторов. По существующим оценкам, в региональных и локальных конфликтах, произошедших в разных частях земного шара после Второй мировой войны, жертвами стало такое количество людей, которое сопоставимо или, возможно, даже превышает число жертв этой самой кровопролитной из известных в истории войн [6].

Судан принадлежит к числу самых крупных африканских государств, на территории которого длительное время идет гражданская война, вызванная политическими, этническими и религиозными и причинами. Гражданские войны (1955-1972 гг. и 1983-2005 гг.) и конфликт в Дарфуре (с 2003 г.) стали серьезными испытаниями, которые выпали на долю населения Судана.

Дарфур расположен на западе Судана, он имеет общую границу с Чадом и Центрально-Африканской Республикой и объединяет три провинции - Северный Дарфур с центром в г. Эль-Фашер, Западный Дарфур (г. Эль-Генейна) и Южный Дарфур (г. Ньяла). По оценкам экспертов, в Дарфуре проживает свы-

ше 5 млн человек; данный регион признан самым засушливым и бедным районом Судана.

Недостаточное внимание официального Хартума к проблемам региона, его очевидное покровительство суданцам арабского происхождения, нежелание правительства вкладывать необходимые средства в развитие экономики и социальной сферы, поощрение политики насильственной арабизации негроидного населения - все это вызывало в начале века недовольство большей части дарфурцев. Ситуацию усугубила начавшаяся в регионе в 2000 г. сильнейшая засуха, в результате которой пострадали свыше 700 тыс. человек, высохли значительные площади и произошел крупный падеж скота. При этом правительство не приняло достаточных мер для ликвидации последствий природного бедствия, что еще больше усилило недовольство населения [7].

Конфликт в Дарфуре вспыхнул в 2003 г., когда повстанцы, прежде всего «Народная армия освобождения Судана» и «Движение за справедливость и равенство», подняли оружие против правительства Судана в Эль-Фашере, центре Дарфура.

В 2004 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1564 [15], которая позволила миссии Африканского Союза расширить свое вмешательство в дарфурский конфликт. Однако целый ряд резолюций, которые были приняты с самого начала конфронтации в Дарфуре, не дали практически никаких результатов, поскольку имелись серьезные внутренние и внешние факторы, оказывавшие негативное воздействие на процесс стабилизации и попытки мирного урегулирования в западном регионе Судана.

Африканский Союз, функционирующий с 2002 г., главную цель своей деятельности видит в укреплении мира и безопасности на континенте. К сожалению, данная организация не всегда выполняет данную миссию, в том числе это касается и урегулирования конфликтов в Судане.

Причины неэффективности Африканского Союза в разрешении конфликта в Дарфуре, на наш взгляд, следует искать не только в особенностях деятельности данной структуры, но и во внешних факторах, в частности, в существующей напряженности в отношениях между Чадом и Суданом, а также в соперничестве за природные ресурсы, развернувшемся между Китаем и США. Рассмотрим этот аспект более подробно.

Судан и Чад всегда имели непростые отношения. В 1991 г. Идрисс Деби Итно стал Президентом Чада во многом благодаря поддержке Президента Судана Омара аль-Башира [17]. Вследствие этого Идрисс Деби был верным союзником режима Хартума. Свою лояльность он неоднократно демонстрировал в отказе поддерживать повстанцев Дарфура и южного Судана в период 1991-2004 гг. Более того, в феврале 2003 г. президент Чада послал войска в соседнюю страну, чтобы помочь правительству Хартума.

В апреле 2004 г. президент Чада как посредник Африканского Союза сыграл важную роль в подписании соглашения о прекращении огня между правительством Судана и повстанцами Дарфура [18].

К сожалению, усилия президента Чада Идрисса Деби не были в должной степени оценены суданским руководством, которое стало подозревать Чад в поддержке повстанцев Дарфура. В конце 2005 г. отношения между Чадом и Суданом еще более обострились. Ухудшение отношений между Хартумом и Нджаменой создало дополнительные трудности в деятельности Африканского Союза по урегулированию конфликта в Дарфуре.

Более того, с 2005 г. Хартум начал поддержать повстанцев Чада [17. Р. 31], что явилось серьезной политической ошибкой Омара аль-Башира. В декабре 2005 г. повстанцы Чада при поддержке Хартума начали наступление на город Адре на границе с Чадом [17. Р. 32]. В ответ на такие действия суданской стороны Президент Чада Идрисс Деби решил поддержать повстанцев Дарфура, что привело к осложнению ситуации в Дарфуре и снижению эффективности миссии Африканского Союза в регионе. С 2006 г. фиксировалось значительное увеличение распространения оружия в Дарфуре [9], которое в том числе поступало и из Чада.

Рост напряженности в отношениях между Чадом и Суданом резко усилился после попытки государственного переворота в марте 2006 г. в Чаде [8]. Тогда повстанческие отряды «Объединенного фронта за перемены» (ОФП), двигавшиеся из приграничных с Суданом районов, провели ряд успешных военных операций против правительственных войск, в ходе которых им удалось вплотную приблизиться к чадской столице. Повстанцы объявили своей целью свержение действующего главы государства Идрисса Деби. В ходе боев в столице верным Деби войскам удалось разбить повстанцев. Основные силы ОФП отошли на восток страны и скрылись в соседнем Судане. Около 300 мятежников были арестованы. Всего в столкновениях в Нджамене погибло более 350 человек.

Нджамена обвинила Хартум в поддержке провалившейся попытки военного переворота в Чаде. В апреле 2006 г. Чад разорвал дипломатические отношения с Хартумом, обвинив Судан в «агрессии против соседнего государства». Чад также официально объявил о прекращении своей посреднической миссии на проходящих в столице Нигерии Абудже переговорах между правительством Судана и повстанческими движениями по мирному урегулированию межэтнического конфликта в суданской провинции Дарфур. Как заявил в Абудже глава делегации Чада Хабиб Дутум, на переговорах «правительство Чада не может больше играть роль посредника суданского правительства, так как оно само стало жертвой агрессии этого правительства» [3].

Президент Чада Идрис Деби осознал всю серьезность сложившегося положения и ту угрозу, которая возникла с суданской стороны, поэтому в мае 2006 г., после своего переизбрания, он решился на нормализацию отношений с Суданом. 28 августа 2006 г. правительства Судана и Чада подписали соглашение о восстановлении отношений [12].

Данное соглашение предусматривало нормализацию дипломатических и консульских отношений между двумя странами, сотрудничество в области

пограничной безопасности. Хартум и Нджамена заявили, что будут использовать все средства для борьбы с повстанцами и взаимно откажутся от их поддержки [12. С. 1]. Соглашение между Суданом и Чадом сыграло позитивную роль в урегулировании конфликта в Дарфуре, поскольку обеспечивало контроль за распространением оружия в регионе, а также снимало некоторые ограничения в деятельности Африканского Союза по управлению конфликтом в Западном Судане.

К сожалению, соглашение о нормализации отношений между двумя странами вскоре было нарушено суданскими отрядами «Джанджавид» [4. С. 33]. С октября 2006 г. по май 2007 г. между Чадом и Суданом велись интенсивные боевые действия. В мае 2007 г. в Саудовской Аравии было подписано новое соглашение между Чадом и Суданом, предусматривавшее взаимное прекращение поддержки повстанцев [4. С. 34]. Позднее, 14 марта 2008 г., президенты Омар Аль-Башир и Идрисс Деби подписали в Дакаре «Соглашение о ненападении» [11]. Однако подписание упомянутых документов не привело к положительному результату в двусторонних отношениях, и в мае 2008 г. Судан официально разорвал дипотношения с Чадом после очередной атаки западносуданских повстанцев, практически дошедших до столицы страны. Суданские власти обвинили правительство Чада в финансировании и технической поддержке повстанческих группировок Дарфура [4].

Конфликт между Суданом и соседним Чадом негативно отражается на ходе мирных переговоров по урегулированию в Дарфуре, поскольку чадская сторона выполняла активную посредническую роль в переговорном процессе по урегулированию этого многомесячного кровопролитного конфликта.

По мнению представителя Африканского Союза, любая нестабильность в отношениях Чада с Суданом напрямую отражается на переговорном процессе и на общей ситуации в Дарфуре. Поэтому в 2009 г. Табо Мбеки, став официальным представителем Африканского Союза по урегулированию конфликтов, призывал Судан восстановить отношения с Чадом. С 2009 г. отношения между Чадом и Суданом нормализовались. В 2013 г. армия Чада перешла в наступление против повстанцев в Дарфуре [19].

Таким образом, эффективность процесса мирного урегулирования в Дар-фуре во многом зависела от характера взаимоотношений между Чадом и Суданом. Напряженность в двусторонних отношениях напрямую препятствовала их сотрудничеству; ее можно рассматривать как одну из внешнеполитических причин неэффективности мирного урегулирования в Дарфуре.

Открытие нефти в Дарфуре и соперничество внерегиональных держав, включая Китай и США, за контроль над суданскими энергоресурсами стало еще одним внешним фактором неэффективности мирного процесса. В конце 1970-х гг. нефть была обнаружена в Бантио, южном Кардофане и Верхнем Голубом Ниле. В 1981 г. было открыто месторождение Адар, в 1982 г. нефть найдена в Хеглиге. Доступ к нефтяным месторождениям приносил значительную прибыль тем, кто контролировал нефтеносные районы [14].

После обнаружения больших запасов «черного золота» Президент Судана Дж. Нимейри попытался взять под свой личный контроль нефтяные месторождения на юге страны. Помимо политических и экономических рычагов с этой целью использовались и культурно-идеологические. Исламские фундаменталисты на севере страны выражали недовольство положениями Аддис-Абебского соглашения, согласно которым христианам и язычникам на юге страны обеспечивалась религиозная свобода. Позиции исламистов постепенно укреплялись, и в 1983 г. Президент Судана объявил о том, что страна становится исламской республикой и на всей ее территории вводится шариат [10. Р. 745].

Эти события привели страну ко второй гражданской войне. Конфликт между севером и югом Судана носил ярко выраженный межэтнический и межрелигиозный характер, поскольку север страны являлся арабским и исламским, а на юге проживали в основном негроиды-нилоты, исповедовавшие преимущественно христианство и местные религиозные верования [10. Р. 743].

Гражданская война между центром и повстанцами на юге страны проходила параллельно с дарфурским конфликтом, который также имел этно-конфессиональную подоплеку. Он вспыхнул между центральным правительством, неформальными проправительственными арабскими вооруженными отрядами «Джанджавид» и повстанческими группировками местного негроидного населения.

По мнению многих экспертов, конфликт в Дарфуре разгорелся с новой силой, поскольку там были обнаружены богатые залежи нефти и конечной целью властей Судана было тотальное изгнание с нефтеносных территорий африканского населения, а по возможности и его уничтожение [2]. Война в Дарфуре это не что иное, как борьба за природные ресурсы, а именно за нефть. Основным мотивом восстания жителей Дарфура стало стремление добиться для себя таких же условий, какие получил по мирному соглашению Южный Судан, прежде всего автономии и раздела доходов от нефти [1].

Обнаружение нефти в Дарфуре привело к жесткой конкуренции между Китаем и США в Судане. По некоторым оценкам, Судан обладает запасами нефти, близкими по объемам к резервам Саудовской Аравии, и попутно огромными запасами природного газа, урана и меди. Китай и США являются крупнейшими потребителями энергии в мире. Чтобы обеспечить долгосрочные поставки сырья, особенно нефти, Пекин и Вашингтон реализуют свою стратегию энергетической дипломатии. Китай, с 2010 г. став крупнейшим потребителем энергии в мире [13], вошел в число близких партнеров Хартума. Судан обеспечивает 10% китайских потребностей в нефти [16]. Полученный Китаем доступ к суданской нефти (китайская компания СКРС контролирует 60%-70% нефтедобычи в стране) побуждает Пекин к поддержке позиции Хартума, в том числе и в конфликтных ситуациях внутри страны. [16. Р. 1].

Позиция Китая по дарфурской проблеме - это лишь часть китайской программы установления контроля над африканской нефтью. В то же время нефть -один из главных факторов современной американской внешнеполитической стратегии. Так уж случилось, что интересы США и Китая пересекаются в местах наибольшего скопления «черного золота».

В ходе суданского конфликта (1983-2005 гг.) США обучали и вооружали «Суданское национально-освободительное движение» (СНОД). Вашингтон проводил и проводит в Судане политику войны, отправляя оружие в зону конфликтов. Именно после обнаружения нефти в Дарфуре США в значительной степени способствовали обострению давно начавшегося конфликта, который привел к гибели сотен тысяч и появлению миллионов беженцев [5. C. 4]. В течение ряда лет Пентагон занимался подготовкой африканских офицеров и военных специалистов в США. Специальная программа военного образования и подготовки была создана для офицеров из Чада, Эфиопии, Эритреи, Камеруна и ЦАР, то есть представителей стран, расположенных в непосредственной близости от Судана. Большие объемы американского оружия, «подогревавшего» ситуацию в Дарфуре и на юге страны, переправлялись через границы частными торговцами [5. C. 5].

Эта реальность усложняется работу Африканского Союза в Дарфуре по мирному урегулированию. Несмотря на все усилия АС по сохранению мира и разрешению конфликтов в Африке без иностранного вмешательства, ситуация на континенте не меняется в лучшую сторону. Вмешательство внешних сил не позволяет Африканскому Союзу выполнять свою миссию, и конфликт в Дарфуре является тому примером.

Китай и США борются за свои геополитические интересы в Судане, включая Дарфур, Китай - поддерживая режим Хартума и выступает против любых санкций в отношении этого режима, США - оказывая поддержку повстанцам южного Судана и Дарфура. Таким образом, конфронтация между Китаем и США в Судане может трактоваться как барьер на пути мирного урегулирования, как один из внешних факторов неэффективности деятельности Африканского Союза по разрешению конфликтов.

Конфронтация между Пекином и Вашингтоном в Дарфуре представляет серьезную угрозу для региональной безопасности, так как приводит к неконтролируемому распространению оружия, повышая тем самым интенсивность конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Блинов А. Мир в обмен на нефть Дарфурский конфликт приобрел геополитическое измерение. 24.09.2007. URL: http://afrikafriend.4bb.ru/viewtopic.php?id=1010.

[2] Вртанесян К., Палян А. Акты геноцида в истории человечества: геноцид африканского населения в Дарфуре. URL: http://www.genocide.ru/lib/genocides/darfur.htm.

[3] Кислова М. Нджамена обвинила Хартум в поддержке военного переворота в Чаде.

РИА Новости. 17.04.2006. URL: http://rn.ria.ru/world/20060417/46477406.html.

[4] Кислова М. Судан пытается восстановить отношения с соседним Чадом. РИА Новости, 11.10.2009. URL: http://ria.ru/world/20091011/188391150.html.

[5] Костелянец С.В. США, Китай и нефть в Судане и Чаде. Институт Ближнего Востока. 12 августа 2009. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/12-08-09.htm.

[6] Никитин А.И. Международные конфликты и проблемы миротворчества - Современные международные отношения и мировая политика. М., 2005.

[7] Юрченко В.П. Конфликт в Дарфуре; истоки, состояние и перспективы. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/07-04-05.htm.

[8] Braquehais S. Tchad Le président déjoue un coup d'état, RFI, 17/03/2006. URL: http://www1 .rfi.fr/actufr/articles/075/article_42550.asp.

[9] Correau L. Tchad-Soudan Le prix d'une guerre silencieuse, RFI, 13-Avril 2007. URL: http ://www1 .rfi.fr/actufr/articles/088/article_51028.asp.

[10] DeRouen K. R. Civil Wars of the World: Major Conflicts since World War II. URL: https://ourrebellion.files.wordpress.com/2010/09/book-civilwars-of-the-world-major-con-flicts-since-worldwar-2.pdf.

[11] Gobet G. Le Tchad et le Soudan signent un accord de non agression, ladepeche.fr, 12/03/2008. URL: http://www.ladepeche.fr/article/2008/03/12/441712-tchad-soudan-sig-nent-accord-non-agression.html.

[12] Gottingar V. Tchad-Soudan: des relations normalisees, nouvelles d 'afrique, 01/09/2006. URL: http://oliviergabirault. over-blog.com/article-3 701858.html.

[13] Paillard Alexandre Christophe. La Mondialisation et ses Enjeux: Les Nouvelles Guerres Economiques, les editions Ophrys, Paris, 06 Decembre 2011. URL: http://geraldolivier. canalblog.com/archives/2011/12/06/24242679.html.

[14] Raftopoulos B., Karin A. Peace in the Balance: the Crisis in the Sudan. A publication of the Institute for Justice and Reconciliation published with the generous support of the Royal Netherlands Embassy in South Africa, 2006. URL: http://africanminds.co.za/wp-content/uploads/2012/05/Peace%20in%20the%20Balance%20-%20The%20Crisis%20in %20Sudan.pdf.

[15] Résolution 1564 (2004), Conseil de Securite des Nations Unies, Adoptée par le Conseil de sécurité à sa 5040eséance, le 18 septembre 2004. URL: http://www.un.org/fr/ documents/view_doc.asp?symbol=S/RES/1564%20(2004).

[16] Tchokonte Tchetchoua Severin: La guerre secrète américano-chinoise, la revue géopolitique, 25 Aout 2013. URL: http://www.diploweb.com/Soudan-la-guerre-secrete-americano.html.

[17] Tubiana J. La guerre par procuration entre le Tchad et le Soudan et la «darfourisation » du Tchad: Mythes et réalité, Small Arms Survey, Institut de hautes études internationales, Genève 2008. URL: http://www.smallarmssurveysudan.org/fileadmin/docs/working-papers/HSBA-WP-12-Chad-Sudan-Proxy-War-french.pdf.

[18] United States Institute for Peace. Humanitarian Cease Fire Agreement on the Conflict in Darfur, Peace Agreements Digital Collection, N'djamena, 8th April, 2004. URL: http:// www.usip.org/sites/default/files/file/resources/collections/peace_agreements/sudan_cease-fire_04082004.pdf.

[19] Yacoub A. D. Soudan: Offensive de l'armée tchadienne contre les fiefs rebelles dans Darfour, Alwihda Info, 17 Novembre 2013. URL: http://www.alwihdainfo.com/Soudan-Offensive-de-l-armee-tchadienne-contre-les-fiefs-rebelles-dans-Darfour_a8679.html.

REFERENCES

[1] Blinov A. Mir v obmen na neft. Darfurskiy konflikt priobrel geopoliticheskoe izmerenie. 24.09.2007. URL: http://afrikafriend.4bb.ru/viewtopic.php?id=1010.

[2] Vrtanesyan K., Palyan A. Aktyi genotsida v istorii chelovechestva: genotsid afrikansko-go naseleniya v Darfure. URL: http://www.genocide.ru/lib/genocides/darfur.htm.

[3] Kislova M. Ndzhamena obvinila Hartum v podderzhke voennogo perevorota v Chade, RIA Novosti. 17.04.2006. URL: http://m.ria.ru/world/20060417/46477406.html.

[4] Kislova M. Sudan pyitaetsya vosstanovit otnosheniya s sosednim Chadom, RIA Novosti, 11.10.2009. URL: http://ria.ru/world/20091011/188391150.html.

[5] Kostelyanets S.V. SShA, Kitay i neft v Sudane i Chade, Institut Blizhnego Vostoka. 12 avgusta 2009. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/12-08-09.htm.

[6] Nikitin A.I. Mezhdunarodnyie konfliktyi i problemyi mirotvorchestva. Sovremennyie mezhdunarodnyie otnosheniya i mirovaya politika. M., 2005.

[7] Yurchenko V.P. Konflikt v Darfure; istoki, sostoyanie i perspektivyi. URL: http:// www.iimes.ru/rus/stat/2005/07-04-05.htm.

[8] Braquehais S. Tchad Le président déjoue un coup d'état, RFI, 17/03/2006. URL: http://www1 .rfi.fr/actufr/articles/075/article_42550.asp.

[9] Correau L. Tchad-Soudan Le prix d'une guerre silencieuse, RFI, 13-Avril 2007. URL: http ://www1 .rfi.fr/actufr/articles/088/article_51028.asp.

[10] DeRouen K. R. Civil Wars of the World: Major Conflicts since World War II. URL: https://ourrebellion.files.wordpress.com/2010/09/book-civilwars-of-the-world-major-con-flicts-since-worldwar-2.pdf.

[11] Gobet G. Le Tchad et le Soudan signent un accord de non agression, la depeche.fr, 12/03/2008. URL: http://www.ladepeche.fr/article/2008/03/12/441712-tchad-soudan-sig-nent-accord-non-agression.html.

[12] Gottingar V. Tchad-Soudan: des relations normaisees, nouvellesd'afrique, 01/09/2006. URL: http://oliviergabirault. over-blog.com/article-3701858.html.

[13] Paillard A. Ch. La Mondialisation et ses Enjeux : Les Nouvelles Guerres Economiques, les editions Ophrys, Paris, 06 Decembre 2011. URL: http://geraldolivier.canalblog.com/ archives/2011/12/06/24242679.html.

[14] Raftopoulos B., Karin A. Peace in the Balance: the Crisis in the Sudan. A publication of the Institute for Justice and Reconciliation published with the generous support of the Royal Netherlands Embassy in South Africa, 2006. URL: http://africanminds.co.za/wp-content/uploads/2012/05/Peace%20in%20the%20Balance%20-%20The%20Crisis%20in %20Sudan.pdf.

[15] Résolution 1564 (2004), Conseil de Securite des Nations Unies, Adoptée par le Conseil de sécurité à sa 5040eséance, le 18 septembre 2004. URL: http://www.un.org/fr/docu-ments/view_doc.asp?symbol=S/RES/1564%20(2004).

[16] Tchokonte Tchetchoua Severin: La guerre secrète américano-chinoise, la revue géopolitique, 25 Aout 2013. URL: http://www.diploweb.com/Soudan-la-guerre-secrete-ame-ricano.html.

[17] Tubiana J. La guerre par procuration entre le Tchad et le Soudan et la «darfourisation » du Tchad: Mythes et réalité, Small Arms Survey, Institut de hautes études internationales, Genève 2008. URL: http://www.smallarmssurveysudan.org/fileadmin/docs/working-papers/HSBA-WP-12-Chad-Sudan-Proxy-War-french.pdf.

[18] United States Institute for Peace, Humanitarian Cease Fire Agreement on the Conflict in Darfur, Peace Agreements Digital Collection, N'djamena, 8th April, 2004. URL: http:// www.usip.org/sites/default/files/file/resources/collections/peace_agreements/sudan_cea-sefire_04082004.pdf.

[19] Yacoub A. D. Soudan: Offensive de l'armée tchadienne contre les fiefs rebelles dans Darfour, Alwihda Info, 17 Novembre 2013. URL: http://www.alwihdainfo.com/Soudan-Offensive-de-l-armee-tchadienne-contre-les-fiefs-rebelles-dans-Darfour a8679.html.

EXTERNAL FACTOR AS A CAUSE OF INEFFICIENCY IN THE CONFLICT RESOLUTION OF DARFUR

Tafotie Deffo Jerry Rowllings

Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maclay str., 10-2, Moscow, Russia, 117198

The article analyses the ethno-political conflict in Darfur (Sudan) that began in 2003 between the Arab armed militia of central Sudanese government known as Janjawid, and the two popular rebel groups of Darfur namely "Sudan People Liberation Army'', and "Justice Equality Movement''. Article analyses the causes of African Union difficulties for the peace process in the western region of Sudan, a special attention is given to the influence of external factors on the conflict settlement, namely the confrontation between the United States and China over access to natural resources, and different political crises between Sudan and Chad because of their supports to the rebel groups of Darfur and in the eastern region of Chad. Article analyses how these external factors influence on peace process in Darfur and can also be perceived as the difficulties of African Union in Darfur.

Keys words: Darfur, Sudan, United States, China, conflict, oil, external factor, resolution, inefficiency, the African Union

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.