Научная статья на тему 'Внешнеэкономическое сотрудничество Вьетнама со странами АСЕАН и направления расширения торгово-инвестиционного взаимодействия'

Внешнеэкономическое сотрудничество Вьетнама со странами АСЕАН и направления расширения торгово-инвестиционного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
919
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЬЕТНАМ / СТРАНЫ АСЕАН / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / FOREIGN ECONOMIC COOPERATION / VIETNAM / ASEAN COUNTRIES / EXTERNAL TRADE / COMMODITY STRUCTURE / GEOGRAPHICAL STRUCTURE / INVESTMENT COLLABORATION / PROMISING AREAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронова Татьяна Андреевна, Куан Ле Ань

В настоящей статье рассматриваются особенности и тенденции торгово-инвестиционного сотрудничества Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) со странами АСЕАН, особое внимание уделяется перспективным сферам и направлениям торгово-инвестиционных отношений СРВ с ключевыми партнерами по объединению, а также разработке концептуальных подходов к формированию новой более эффективной модели взаимного торгово-экономического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of Vietnam-ASEAN foreign economic cooperation and strategic directions to promote cooperation on trade and investment

This article describes the features and trends of trade and investment cooperation of Socialist Republic of Vietnam with ASEAN countries, focusing on promising spheres and areas of trade and investment relations of Vietnam with key integration partners, and the conceptual approaches to the formation of a new, more effective system of mutual trade and economic cooperation as well.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическое сотрудничество Вьетнама со странами АСЕАН и направления расширения торгово-инвестиционного взаимодействия»

Внешнеэкономическое сотрудничество Вьетнама со странами АСЕАН и направления расширения торгово-инвестиционного взаимодействия

Т. А. Воронова, Ле Ань Куан

УДК 339.9 ББК 67.401.21 В-754

Несмотря на негативное воздействие мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг., который привел к падению внутреннего потребления не только в странах блока, но и на их главных рынках сбыта, тенденции макроэкономического развития стран-участниц Ассоциации в 2010 г. характеризовались положительными темпами роста ВВП, восстановлением притока ПИИ до уровня докризисного 2007 г. (таблица 1). При этом в последнее десятилетие наблюдалось ускорение темпов роста экономик стран АСЕАН-4 и некоторое замедление прироста ВВП старых членов интеграционной группировки. Все участники АСЕАН поддерживают проводимую стратегию внешней ориентации, направленную на стимулирование внутрирегиональной торговли без дискриминации в отношении третьих стран. Факторами привлекательности региона ЮВА для иностранных инвестиций остаются: предпочтение инвесторов направлять свои средства в развивающиеся экономики с низкими затратами на рабочую силу1; достаточно высокий уровень доходности вложенного капитала, особенно при переводе в эти страны производственных мощностей; относительно мягкие условия вывоза прибыли и капитала за рубеж.

Следует отметить, что важнейшим аспектом современного экономического развития Вьетнама являются внешнеэкономические связи, которые в годы перехода экономики СРВ на рыночные отношения способствовали удовлетворению потребностей страны в недостающих товарах и услугах, притоку валюты, привлечению оборудования для модернизации национальной промышленности. За счет присоединения и активного сотрудничества в международных и региональных организациях (АСЕАН, АТЭС, ВТО и др.) Вьетнаму уда-

1 Бойцов В. Мировой экономический кризис и его проявления в странах Юго-Восточной Азии // Тихоокеанское обозрение 20082009, с. 98-101

лось обеспечить получение большой экономической помощи, льготных кредитов от МВФ, Всемирного банка, Азиатского банка развития и стран-членов Парижского клуба.

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели АСЕАН-10 в 2000-2010 гг.

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

ВВП, млрд долл. 600,25 903,66 1083,31 1293,12 1499,62 1472,43 1835,01

Доля в мировом ВВП, % 1,86 1,98 2,19 2,32 2,45 2,54 2,91

Темпы роста ВВП, % 6,46 5,85 6,19 6,59 4,25 0,99 7,82

Экспорт, млрд долл. 500,99 771,25 908,92 1041,39 1198,62 996,31 1266,48

Доля в мировом экспорте, % 6,28 5,91 6,05 5,96 5,98 6,25 6,67

Темпы роста экспорта, % 19,21 14,93 16,45 14,08 17,71 -18,56 27,47

Приток ПИИ, млрд долл. 23,65 40,73 56,69 75,73 46,91 37,93 79,12

Доля в мировом притоке ПИИ, % 1,68 4,14 3,76 3,84 2,69 3,2 6,36

Темпы роста притока ПИИ, % -17,84 11,79 39,17 33,58 -38,06 -19,13 108,6

Источник: составлено и рассчитано по “ UNCTAD Handbook of statistics 2011”, “http:// unctadstat.unctad.org”.

Основой формой современной модели экономического сотрудничества Вьетнама со странами АСЕАН, как выявлено в процессе проведенного исследования, является торговое сотрудничество. Масштабы, динамика и товарно-географическая структура торговых отношений определяются уровнем социально-экономического развития и конкурентными позициями СРВ в АСЕАН. В настоящее время наблюдается два разных уровня развития торгово-экономических связей: низкий уровень сотрудничества с новыми участницами интеграционного объединения и Брунеем, и относительно высокий - с Сингапуром, Малайзией, Таиландом, Индонезией и Филиппинами.

Оценка конкурентных позиций Вьетнама на рынках стран АСЕАН в рамках торгового сотрудничества показала, что Вьетнам не входит в десятку крупнейших торговых партнеров большинства членов объединения за исключением Лаоса и Камбоджи, являющихся традиционными зонами реализации интересов СРВ. При этом у Вьетнама практически отсутствуют экономические отношения с Брунеем и Мьянмой (доля СРВ в общем объеме экспорта и импорта данных двух стран не превышает 1%), фактически его участие на региональных рынках стран объедине-

ния ограничено преимущественно сотрудничеством с тремя партнерами - Сингапуром, Таиландом и Малайзией (см. таблицу 2).

Таблица 2

Роль и место СРВ в торгово-инвестиционном сотрудничестве со странами АСЕАН в 2010 г.

Страны ^\АСЕАН Показатели Таиланд Сингапур Малайзия Индонезия Филиппины Камбоджа Лаос Мьянма Бруней

Торговая сфера

Экспорт из СРВ,

- объем, млн долл. 1182,8 2121,3 2093,1 1433,4 1706,4 1551,7 198,4 49,5 14,3

- доля, % 0,6 0,7 1,3 1,1 2,9 21 9,6 1 0,4

- место 26 26 13 15 11 5 3 15 71

Импорт в СРВ,

- объем, млн долл. 5602,3 4101,1 3413,4 1909,2 700,3 276,6 291,7 102,8 10,1

- доля, % 2,9 1,2 1,7 1,2 1,4 4,9 16,7 1,1 0,1

- место 9 13 15 17 12 11 2 20 49

Торговое сальдо СРВ, млн долл. -4419,5 -1979,8 -1320,3 -475,8 1006,1 1275,1 -93,3 -53,3 4,2

Инвестиционная сфера*

Приток ПИИ в СРВ

- объем, млн долл. 166,2 4585,6 491,3 - - - 50,2 32,7 -

- доля, % 0,8 23,1 2,5 - - - 0,3 0,2 -

Отток ПИИ из СРВ

- объем, млн долл. 2,2 11,5 78,7 7,2 - 201,9 549,3 2,3 -

- доля, % 0 0 0,9 0,1 - 25,8 64,6 0,3 -

Примечание к таблице: *ПИИ - прямые иностранные инвестиции Источник: составлено и рассчитано по “http://www.gso.gov.vn”, “http://unctadstat.unc-tad.org”.

Анализ внешнеторгового сотрудничества СРВ-АСЕАН выявил, что торгово-экономическое взаимодействие целиком представлено торговлей товарами, а торговля услугами в настоящее время практические отсутствует. Сфера торговли товарами при положительной динамике взаимного товарооборота, который за по-

следние десять лет увеличился почти в 4 раза2, характеризуется сохранением неэффективной товарно-сырьевой структуры с преобладанием в экспорте продукции сельского хозяйства, рыболовства и сырой нефти, а в импорте доминированием закупок из стран АСЕАН продукции нефтепереработки и электронной промышленности.

Необходимо подчеркнуть, что современное состояние торгово-экономических отношений Вьетнама при сохраняющейся сырьевой направленности и растущем дефиците внешней торговли является неэффективным. Кроме того, сложившаяся модель внешней торговли, характеризующаяся высокой зависимостью СРВ от Китая и рынков развитых стран, снижает геоэкономическую безопасность Вьетнама и в дальнейшем может привести к формированию геополитических угроз национальным интересам страны. Решение перечисленных проблем возможно за счет смещения экономических ориентиров Вьетнама в сторону интенсификации сотрудничества с партнерами региона ЮВА.

К немаловажному перспективному направлению расширения взаимного экономического сотрудничества следует отнести инвестиционное, потенциал которого определяется темпами роста национальных экономик и степенью привлекательности их инвестиционного климата

В настоящее время основными инвесторами в экономику Вьетнама среди стран-партнеров АСЕАН являются Сингапур и Малайзия, на долю которых приходится около 80% всех привлекаемых средств в экономику СРВ из интеграционного объединения3. Позиции Таиланда, Филиппин и Индонезии в инвестиционной деятельности на территории Вьетнама остаются незначительными, а новые страны-члены (Мьянма, Лаос и Камбоджа) практически не играют никакой роли в инвестиционной деятельности на территории Вьетнама. Данная ситуация обусловлена финансовыми возможностями стран АСЕАН-6 и скромным потенциалом группы АСЕАН-4. Инвестиции стран АСЕАН направляются в первую очередь в обрабатывающую промышленность; строительство жилых, офисных и гостиничных комплексов; объекты туристического бизнеса, на долю которых приходится около 50% всех привлекаемых средств, что объясняется высокой рентабельностью и окупаемостью данных проектов4. В то же время проекты в аграрной и лесной сфере, образовании, инфраструктурном обеспечении не привлекают достаточного внимания среди инвесторов объединения. В обрабатывающей промышленности

2 UNCTAD Handbook of statistics 2011; Статистическая база Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) // http://unctadstat.unctad.org.

3 Ле Хай Ван. Состояние ПИИ в экономике Вьетнама в 2009 г. и перспективы в 2010. // Интернет-версия журнала «Коммунист», 2010. №2 (808), с. 15-16; Министерство планирования и инвестиций СРВ // http://www.mpi.gov.vn.

4 Bo Mai Thanh. May suy nghl ve von dau tu true tiep nudc ngoai vao Viet Nam // Tap chi cong san, 8-2010, so 814, tr. 34-35; Государственный комитет статистики СРВ. // http://www. gso.gov.vn.

иностранный капитал привлекается в импортозамещающие производства потребительских товаров массового спроса, что полностью соответствует проводимой Правительством Вьетнама политике импортозамещения5.

Несмотря на положительную динамику инвестиционной деятельности стран АСЕАН на территории СРВ и их ведущую роль в общем объеме потоков капиталовложений в экономику Вьетнама (27%)6, инвестиционная сфера сотрудничества характеризуется невысокой эффективностью взаимодействия при наличии таких факторов, как виртуальный характер притока ПИИ, небольшой средний размер иностранных проектов, слабое использование различных форм его движения, узкое отраслевое и географическое распределение капиталовложений, наличие административных барьеров и коррупции, несовершенство правовой и финансовой системы, неразвитость инфраструктурных услуг, низкая квалификация местных кадров.

В настоящее время зарубежные инвестиции Вьетнама в странах АСЕАН остаются очень скромными и сосредоточены главным образом в совместных проектах энергетики и добычи полезных ископаемых на территории Лаоса и Камбоджи (более 90% всех инвестиций СРВ в экономики стран объединения)7. Участие Вьетнама во внешнеэкономических связях региона АСЕАН прежде всего ограничено спецификой его национального регулирования с преобладающим влиянием государства, относительно низким уровнем экономического развития, ограниченными финансовыми возможностями вьетнамского бизнеса и сложившейся товарносырьевой структурой внешней торговли СРВ. Перспективы улучшения позиций Вьетнама будут зависеть от двух групп факторов: внутрихозяйственных предпосылок улучшения инвестиционного климата и эффективных мер по совершенствованию механизмов внутрирегионального взаимодействия.

На данный момент страны АСЕАН продолжают курс на расширение региональных интеграционных процессов на поэтапной основе. Немаловажную роль в усилении регионализма сыграл диалоговый механизм АСЕАН+3 в составе стран АСЕАН, Японии, Республики Корея и Китая, который инициировал формирование Восточноазиатского саммита. Данный шаг является основополагающим началом процесса формирования Восточноазиатского экономического сообщества - ВАЭС (East Asian Economic Community) к 2020 г. Разработаны несколько моделей ВАЭС, в том числе по формулам АСЕАН+6, АСЕАН+3, АСЕАН+1+1+18. В будущем Восточноазиатское экономическое сообщество в соответствии с концепцией ФТААП

5 Мазырин В. М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.): направления, динамика, результаты. - М.: Ключ-С, 2007. с. 207-215; Мурашева Г. Ф. Вьетнам после 20 лет реформ// Азия и Африка сегодня, 2010. №6, с. 76-77.

6 Государственный комитет статистики СРВ. // http://www.gso.gov.vn.

7 Министерство планирования и инвестиций СРВ//http://www.mpi.gov.vn.

8 Костюнина Г.М. Регионализация Восточной Азии: истоки и основные модели // Вестник МГИМО, 2011. №1, c. 35-39.

(Free Trade Area for Asia Pacific - FTAAP) может превратиться в зону свободной торговли всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализация данного проекта возможна по двум направлениям: 1) в рамках Транстихоокеанского партнерства ТПП (Trans-Pacific Partnership, TPP), включающего 10 государств - Бруней, Чили, Новую Зеландию, Сингапур, США, Австралию, Перу, Вьетнам, Японию и Малайзию; 2) в ходе реализации Восточноазиатской зоны свободной торговли до 2015 г. или модели Восточноазиатского соглашения о сближении экономического сотрудничества, которая пока остается концепцией, но является более предпочтительной для региона ЮВА и АТР (рис. 1).

В экономическом плане оценка перспектив расширения сотрудничества Вьетнама со странами АСЕАН позволила обосновать целесообразность и необходимость решения существующих проблем взаимодействия путем создания эффективной системы развития долгосрочного взаимного торгово-экономического сотрудничества.

С этой целью требуется разработка и реализация, новой модели формирования и развития взаимных экономических отношений на основе оптимизации товарногеографической структуры внешней торговли Вьетнама по отношению к партнерам интеграционного объединения (см. таблицу 3).

Рисунок 1

Форматы интеграционного сотрудничества стран ЮВА в АТР

Источник: составлено авторами.

Таблица 3

Направления оптимизации товарной структуры и географические приоритеты внешней торговли Вьетнама и стран АСЕАН

ЭКСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сохранение позиций Рост позиций

Товарная позиция Сырая нефть Географические приоритеты Сингапур Товарная позиция Электронная продукция Географические приоритеты Сингапур, Малайзия, Таиланд

Швейная продукция Индонезия, Малайзия

Обувь АСЕАН-6 Компьютеры и комплектующие Малайзия, Таиланд

Древесина и изделия из нее АСЕАН-6

Уголь Сингапур, Таиланд Проводники и полупроводники АСЕАН-6

Рис Филиппины, Малайзия

Кофе Индонезия, Малайзия, Таиланд, Камбоджа Электрические кабели Сингапур, Индонезия

Каучук Сингапур, Малайзия

ИМПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сохранение позиций Рост позиций

Товарная позиция Бензин и нефтепродукты Географические приоритеты Индонезия, Малайзия, Бруней Товарная позиция Корм для животных Географические приоритеты Индонезия, Малайзия, Камбоджа

Химикаты и удобрения АСЕАН-6 Промышленное сырье: текстиль, ткани, кожа Таиланд, Камбоджа

Машины и оборудования Сингапур, Таиланд, Малайзия Транспортные средства АСЕАН-6

Пластмасса Таиланд, Камбоджа Бумажная масса и порошок Лаос, Камбоджа

Автомобили и мотоциклы, запчасти к ним Таиланд Каучуковая древесина Камбоджа

Источник: составлено авторами.

В сфере экспортной деятельности необходимо продолжить наращивание объемов операций по традиционным товарным позициям (рис, сырая нефть, кофе, каучук, продукция водного промысла и лесной промышленности), по которым у Вьетнама сравнительные преимущества. С другой стороны, следует стимулировать развитие экспортных производств с высокой долей добавленной стоимости (продукция электроники, компьютеры и комплектующие, электрические проводники и кабели). Что касается последних, то на основании проведенного исследования выявлено, что СРВ может усилить позиции на рынках Малайзии, Сингапура и Таиланда за счет выпуска продукции предприятиями, созданными с участием инвестиций из данных стран, особенно запчастей и компьютерных комплектующих.

Рисунок 2

Направления энергетического сотрудничества Вьетнама со странами АСЕАН

Согданис сдмноА Mciripoceiи Им.(окн I;«Л-

Т ан-Мил-Ма-МЙчия

Источник: составлено авторами.

В целях сокращения зависимости от импортного сырья открываются возможности создания новой географии сырьевой базы, которая обеспечит бесперебойную цепочку поставок сырья и материалов для потребностей экспортных производств Вьетнама9. Речь идет о расширении поставок каучука и лесоматериалов из Камбоджи, пластиковых материалов из Таиланда и Малайзии, животного жира и

9 Duong Ngoc. Xuat, nhap khau cua Viet Nam: Bon diem noi bat // http://vneconomy. vn/65920P0C10/xuat-nhap-khau-cua-viet-nam-bon-diem-noi-bat.htm.

масла из Индонезии и Малайзии, древесины и пиломатериалов из Лаоса и Камбоджи, тканей - из Таиланда.

Повышению эффективности сотрудничества в топливно-энергетической сфере будет способствовать внедрение в практику конкретных форм и механизмов по основным товарно-сырьевым сегментам ТЭК (уголь, нефть, газ и электроэнергетика), включающих взаимодействие от стадии геологоразведочных работ, поставок оборудования, добычи и транспортировки до переработки и подготовки кадров на территории СРВ и стран АСЕАН (рис. 2).

Приоритетной стратегической задачей Вьетнама в настоящее время является реализация политики диверсификации поставок энергоносителей10. Например, запуск трансасеановского нефтепровода и газотранспортной системы Таиланд-Ин-докитай-Сингапур-Малайзия-Индонезия будет способствовать росту энергетической безопасности Вьетнама, поскольку, по прогнозным оценкам, с 2017 г. СРВ полностью превратится в импортера энергоносителей.

Наиболее эффективным и перспективным направлением взаимодействия Вьетнама со странами АСЕАН в сфере услуг будет туризм в рамках реализации новых форматов сотрудничества: Вьетнам-Лаос-Камбоджа («тройка Индокитая»); Вьет-нам-Лаос-Таиланд; Вьетнам-Лаос-Камбоджа-Мьянма-Таиланд; страны Меконга и др. В дальнейшем ожидается, что расширение отношений в данном направлении позволит привлечь в страну дополнительные средства для улучшения инфраструктуры, создания новых рабочих мест и т. д.

Долгосрочные перспективы развития инвестиционной деятельности партнеров по АСЕАН во Вьетнаме представлены взаимными интересами к дальнейшему расширению взаимодействия по следующим направлениям: энергетическое сотрудничество (разведка и разработка энергоресурсов, развитие объединенных энергетических систем, нефте- и газопроводов); экспортное производство (выпуск товаров массового потребления, производство промышленного и сельскохозяйственного сырья); недвижимость и строительство; туризм; инфраструктурное обеспечение и транспорт; научно-техническое взаимодействие; развитие человеческого капитала и финансовое сотрудничество.

Повышению привлекательности СРВ как объекта капиталовложений для партнеров по региону ЮВА, а также реализации экономических интересов инвесторов из стран АСЕАН на территории Вьетнама будет способствовать следующий комплекс финансово-кредитных, налогово-таможенных и административно-правовых мер (таблица 4).

10 Мурашева Г. Ф. Вьетнам после 20 лет реформ // Азия и Африка сегодня, 2010. №6, с. 76-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Механизмы повышения инвестиционной привлекательности Вьетнама для инвесторов из АСЕАН

Финансово-кредитные меры Льготное кредитование государством экспортных производств

Гибкий обменный курс регулирования экспортно-импортной деятельности

Создание собственных страховых фондов разными экспортными ассоциациями

Страхование экспортных кредитов

Система государственных гарантий экспортерам с\х продукции

Кредитование импорта новейшего оборудования и продукции высоких технологий, используемых в экспортном производстве

Система поддержки и страхования экспортеров при выходе и освоении новых зарубежных рынков

Государственная гарантия коммерческих кредитов, используемых в экспортном производстве

ы р е £ е ы н н ч о м а н - -ов 8 О л а И Снижение налога на прибыль в течение срока окупаемости инвестиционного проекта экспортного производства

Снижение и отмена таможенных пошлин и сборов при закупке новейшего оборудования и продукции высоких технологий, используемых в экспортном производстве

Снижение ставки НДС при приобретении сырья на местном рынке в течение срока окупаемости инвестиционного проекта экспортного производства

Уменьшение налогооблагаемой базы налога на имущество в течение срока окупаемости инвестиционного проекта экспортного производства

Упрощение и автоматизация процедур налогового и таможенного декларирования для проектов с участием иностранного капитала

Снижение ставки налога на перевод прибыли за рубеж в течение первых 3 лет деятельности инвестиционного проекта экспортного производства с капиталовложением свыше 10 млн долл.

Административно-правовые меры Выравнивание условий осуществления инвестиционной деятельности для иностранных инвесторов

Переход на единую систему тарифов и цен при осуществлении инвестирования в СРВ

Автоматизация процедуры лицензирования инвестиционных проектов

Сокращение согласующих инстанций при лицензировании инвестиционных проектов

Система разрешения споров при реализации инвестиционных проектов

Совершенствование законодательства в сфере регулирования ценных бумаг для открытия доступа иностранным инвесторам на фондовый рынок СРВ

Реализации политики максимальной открытости финансовых отчетов по отношению к вьетнамским предприятиям

Источник: составлено авторами

8 - 2012 Российский внешнеэкономический вестник

Финансово-кредитные меры предназначены для усиления финансовых возможностей и страхования деятельности компаний от рисков внешней среды, налогово-таможенные меры - для уменьшения налогового бремени предприятий с участием иностранного капитала, а меры административно-правового характера направлены на совершенствование нормативно-правовой базы и упрощение административных процедур для деятельности иностранных инвесторов на территории СРВ. Данные меры дают возможность не только партнерам интеграционного объединения расширять свое присутствие в экономике СРВ за счет использования таможенных, налоговых и других льгот, но и вьетнамскому бизнесу аккумулировать средства и увеличивать свои финансовые возможности. Ожидаемым результатом реализации предложенной системы мер станет повышение конкурентных позиций Вьетнама, что в дальнейшем послужит предпосылкой для расширения присутствия вьетнамских компаний на региональных рынках стран ЮВА.

В целом надо отметить, что в настоящее время Вьетнаму необходимо продолжить реализацию внешнеэкономического курса, ориентированного на углубление экономического сотрудничества в рамках АСЕАН, что окажет положительное воздействие на повышение эффективности функционирования как отдельных секторов и сфер деятельности, так и экономики в целом, сбалансирует внешнюю торговлю и активизирует внешние и внутренние инвестиционные процессы. Внедрение и реализация предложенной новой модели комплексного развития системы экономических отношений Вьетнама со странами АСЕАН позволит оптимизировать общую структуру взаимосвязей и расширить торгово-инвестиционное сотрудничество.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Бойцов В. Мировой экономический кризис и его проявления в странах Юго-Восточной Азии // Тихоокеанское обозрение 2008-2009. с. 91-107.

Кобелев Е., Мазырин В. М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.): направления, динамика развития // Проблемы Дальнего Востока, 2009, №3, с. 182-188.

Костюнина Г.М. Регионализация Восточной Азии: истоки и основные модели // Вестник МГИМО, 2011. №1. с. 34-42.

Ле Хай Ван. Состояние ПИИ в экономике Вьетнама в 2009 г. и перспективы в 2010. // Интернет-версия журнала «Коммунист», 2010. №2 (808) , с. 11-17.

Мазырин В. М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.): направления, динамика, результаты. - М.: Ключ-С, 2007. - 336 с.

Мурашева Г. Ф. Вьетнам после 20 лет реформ// Азия и Африка сегодня, 2010. №6, с. 76-77.

Duong Ngoc. Xuat, nhap khau cua Viet Nam: Bon diem noi bat // VnEconomy. [Электронный ресурс]. URL: http://vneconomy.vn/65920P0C10/xuat-nhap-khau-cua-viet-nam-bon-diem-noi-bat.htm. (дата обращения: 31.03.2012).

Bo Mai Thanh. May suy nghl ve von dau tu true tiep nuoc ngoai vao Viet Nam // Tap chi cong san, 8-2010, so 814 , tr. 33-39.

ADB Key Indicators for Asia and the Pacific 2011, p. 161-184.

ASEAN Community in Figures - ACIF 2010. Jakarta: ASEAN Secretariat, April 2010 , p. 2-40.

ASEAN Economic Community Factbook // Jakarta: ASEAN Secretariat, February 2011, p. 23-27.

ASEAN-Viet Nam Brochure // Vietnam Ministry of Industry and Trade, 31.08.2011. p. 3-22.

UNCTAD Handbook of statistics 2011, p. 82-105.

Официальный сайт Государственного комитета статистики СРВ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gso.gov.vn. (дата обращения: 01.04.2012).

Официальный сайт Министерства промышленности и торговли СРВ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moit.gov.vn (дата обращения: 04.02.2012).

Официальный сайт Министерства планирования и инвестиций СРВ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mpi.gov.vn (дата обращения: 14.03.2012).

Официальный сайт Секретариата АСЕАН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ase-ansec.org. (дата обращения: 14.03.2012).

Официальный сайт Статистической базы Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). [Электронный ресурс]. URL: http://unctadstat.unctad.org. (дата обращения: 21.03.2012).

Социалистическая республика Вьетнам. Материалы Википедии. [Электронный ресурс]. URL: http://vi.wikipedia.org/wiki/ Vi%E1%BB%87t_Nam. (дата обращения: 05.03.2012).

Калужская область: у автокластера появился новый международный партнер

Завод по ремонту и модификации различных типов пресс-форм компании Shapers Rus международного концерна Shapers Group торжественно открыли в Калуге. Как сообщили в управлении по работе со СМИ администрации губернатора области, предприятие размещено на площадке группы компаний "Эликор", что на правобережье областного центра. Shapers' Group изготавливает пресс-формы весом до 50 тонн, предоставляя полный набор услуг: от разработки модели до производства образцов пластмассовых изделий. Объем вложенных в проект инвестиций составил около 3,5 миллионов евро.

Новый завод будет заниматься ремонтом и модификацией различных типов пресс-форм для предприятий местного автопрома. Партнерами Shapers Group являются ООО "Фольксваген Груп Рус", ООО "Бентелер Аутомотив", ООО "Вистеон Рус", ООО "Форесия Аутомотив Девелопмент" и другие предприятия автомобильного кластера в Калуге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.