Научная статья на тему 'Внешнеэкономические связи Северо-Кавказского макрорегиона на современном этапе'

Внешнеэкономические связи Северо-Кавказского макрорегиона на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
565
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / РЕГИОН / REGION / БРЕНД / BRAND / МАКРОРЕГИОН / MACRO-REGION / КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА / COMPREHENSIVE SUPPORT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Евдошенко Виктор Викторович, Жикривецкая Юлия Владимировна

В статье рассматриваются развитие внешнеэкономических связей Северо-Кавказского макрорегиона на современном этапе, факторы, влияющие на повышение инвестиционной привлекательности Ставропольского края, благоприятные условия для развития Северо-Кавказского федерального округа, как в целом агропромышленного комплекса, так и его внешнеторговой составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Евдошенко Виктор Викторович, Жикривецкая Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign economic relations of the North Caucasus macro-region at the present stage

The article discusses the development of foreign economic relations of the North Caucasus macro-region at the present stage, the factors affecting the increase of investment attractiveness of the Stavropol region, favorable conditions for the development of the North Caucasus Federal district as a whole agro-industrial complex and its foreign trade component.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономические связи Северо-Кавказского макрорегиона на современном этапе»

и

К =K.t± -10 2

(42)

- ускорение или интенсивность потока через его объем для неравномерного экономического движения:

К-СпЛ

И =2--

(43) г

- связь между объемом потока при неравномерном экономическом движении с экономической скоростью и интенсивностью движения капитала:

С„1=^С„02 + 2.Ип.К, (44)

- если начальная производительность ПТ'0 = = 0, то формула (36) принимает частный вид:

С/! =

= [2Т7Г

V и

(45)

Единица измерения показателя экономической скорости - стоимость (национальная

денежная единица) в единицу времени, а экономического ускорения - стоимость (национальная денежная единица) во время за время (например, в месяц за месяц, квартал за квартал, год за год и т. п.).

(Продолжение следует)

Примечания:

1. В. Бурлачков Экономическая наука и эконофи-зика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /¡nstitutiones.com/general/266-2008-06-18-13-45-41.html

2. Давыдянц, Д. Е. Определения основных общенаучных и обобщающих понятий (116 авторское определение) (издание пятое дополненное) / Д.Е. Давыдянц. - М.: МИРАКЛЬ, 2014. - 72 с.

3. Давыдянц Д. Е. Теоретико-методологические основы экономического движения капитала / Д.Е. Давыдянц. - М.: МИРАКЛЬ, 2014. - 56 с.

4. Mantegna R., Stanley Н. An Introduction to Econophysics: Correlations and Complexity in Finance. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. viii - ix

FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF THE NORTH CAUCASUS MACRO-REGION AT THE PRESENT STAGE Evdoshenko Viktor Viktorovich, PhD of Economics, Deputy Head of Chair, Zhikrivetskaya Julia Vladimirovna, PhD of Philosophy, Associate Professor,

Chair of Socio-Economic and Humanities, Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia (branch), Stavropol

The article discusses the development of foreign economic relations of the North Caucasus macro-region at the present stage, the factors affecting the increase of investment attractiveness of the Stavropol region, favorable conditions for the development of the North Caucasus Federal district as a whole agro-industrial complex and its foreign trade component.

Keywords: foreign economic activity; region; brand; macro-region; comprehensive support.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО МАКРОРЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассматриваются развитие внешнеэкономических связей Северо-Кавказского макрорегиона на современном этапе, факторы, влияющие на повышение инвестиционной привлекательности Ставропольского края, благоприятные условия для развития Северо-Кавказского федерального округа, как в целом агропромышленного комплекса, так и его внешнеторговой составляю-

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; регион; бренд; макрорегион; комплексная поддержка.

УДК 332.1

© Евдошенко В.В., 2015 © Жикривецкая Ю.В., 2015

В настоящее время развитие внешнеэкономических связей российских регионов требует создания эффективной управленческой инфраструктуры и чёткого разграничения функций стратегического управления ВЭД, что должны осуществлять представительные и исполнительные органы субъектов федерации, а также формирования системы оперативного внешнеэкономического менеджмента и маркетинга, что является уже прерогативой самих хозяйствующих субъектов - участников внешнеэкономического процесса.

заместитель начальника

Ш О

Ш

т

X

Ж О X

о со

64

ЖИКРИВЕЦКАЯ Юлия Владимировна, кандидат философских наук, доцент

кафедра Социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Краснодарский университет МВД России (филиал), Ставрополь

Разрыв существовавших в рамках СССР народно-хозяйственных и кооперационных связей между государствами, а также отдельными регионами крайне негативно отразился на уровне их экономического развития.

На наш взгляд, медленное развитие внешнеторговых отношений Ставропольского края вызвано рядом причин, среди которых следует выделить следующие:

1) во-первых, информационный голод в части позиционирования внешнеторгового потенциала региона. Важнейшим направлением, способствующим решению данной проблемы, является формирование позитивного восприятия как планируемых, так и реализующихся региональных мероприятий. В этой связи необходимо повсеместное освещение различного рода международных проектов, реализуемых в регионе, информирование потенциальных инвесторов о планируемых мероприятиях, улучшающих инвестиционную привлекательность Ставропольского края, систематическое проведение на территории края, а также участие на территории иностранных государств в "круглых столах", презентациях и семинарах, направленных на установление взаимовыгодных партнерских отношений с зарубежными партнерами. Указанное направление должно носить "сфокусированный характер", совпадающий с общим курсом государственной политики в области внешнеторговой деятельности. Кроме этого следуетучитывать особенности развития, культурные традиции, а также особый колорит Ставропольского края как центрального региона СКФО;

2) во-вторых, неразвитостью транспортной инфраструктуры. Так, согласно принятой краевой целевой программе "Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011 -2015 годы", достижение устойчивого экономического роста, обеспечение повышения инвестиционной привлекательности, повышение конкурентоспособности отечественных производителей, а также укрепление национальной безопасности государства невозможно без соответствующего развития транспортной инфраструктуры региона, и прежде всего сети автомобильных дорог. Модернизация транспортной системы СКФО будет способствовать повышению пропускной способности всех видов транспортных коммуникаций. Решение указанной проблемы позволит восстановить, а в некоторых случаях организовать международное воздушное, железнодорожное и сухопутное сообщение, что имеет стратегически важное значение для развития экспортного потенциала предприятий регионального АПК;

3) в-третьих, отсутствие четкого механизма стандартизации и подтверждения соответствия санитарных и ветеринарных норм международным стандартам сертификатам, вызванное неразвитостью системы законов и подзаконных актов, регламентирующих данные нормы.

Анализируя результаты внешнеторговой деятельности участников ВТД, можно резюмировать следующее:

1) деятельность участников ВТД Ставропольского края за рассматриваемый период формирует характер и структуру ВТД СКФО, что предопределяет значимость данного направления как для региона, так в целом и для федерального округа;

2) приоритетность в экспорте Ставропольского края остается за продовольственными товарами и продукцией химической отрасли, в импорте - за продовольственными товарами и оборудованием;

3) тенденция снижения положительных значений сальдо внешнеторгового баланса Ставропольского края свидетельствует о сме-

щении акцента в сторону импортных операций;

4) усиление сырьевой ориентации, за счет увеличения объемов вывоза минеральных удобрений, а также крайне низкой доли товаров с глубокой степенью переработки свидетельствует о сохранении неэффективной структуры экспорта региона;

5) снижение в 2010 году объемов экспорта и импорта вызвано созданием 1 июля 2010 года Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, и не включением в отчетные сведения таможенной статистики данных по развитию торговых отношений с Казахстаном;

6) ярко выраженная ориентация внешнеторговых потоков на страны дальнего зарубежья с увеличением их доли как в структуре экспорта, так и импорта.

Северо-Кавказский федеральный округ обладает благоприятными условиями для развития, как в целом агропромышленного комплекса, так и его внешнеторговой составляющей. Отличительной особенностью округа является то, что исторически сформированная сельскохозяйственная специализация производства определяет основные тенденции и направления их развития. Однако преимущества, имеющиеся для развития АПК в СКФО практически не реализованы. Одной из причин не реализации преимуществ является слабая инвестиционная привлекательность в силу крайне нестабильной экономической и политической обстановки в округе. Анализ свидетельствует о том, что доля Ставропольского края в объеме ВТД СКФО за 2009 г. является преобладающей и составляет 68,2%, что в 4 раза больше, чем в республике Дагестан, и в 316 раз больше, чем в Чеченской республике. Это свидетельствует о значимости Ставропольского края как основного субъекта СКФО по уровню развития внешнеторговых связей в целом и агропромышленного комплекса в частности.

Под влиянием общей макроэкономической ситуации СКФО во внешнеторговой деятельности Ставропольского края сформировались достаточно выраженные негативные тенденции и проблемы, не позволяющие в полной мере реализовать его конкурентные преимущества. Кроме этого, отсутствие "положительной репутации" субъектов РФ, входящих в СКФО, не позволяют сформировать позитивный облик Ставропольского края. Таким образом, с целью более эффективной интеграции Ставропольского края в мировое экономическое пространство, а также обеспечения конкурентоспособности производимым в регио-

не товарам АПК, необходим комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на создание "положительного имиджа" региона.

Проводя сравнительный анализ внешнеторгового потенциала ЮФО и СКФО, следует указать на существенное отставание в развитии последнего. Так, регион ЮФО - Ростовская область - превышает показатели экспортно-импортной активности АПК всего СКФО. Данная ситуация в ЮФО стала возможной благодаря наличию следующих факторов:

1) развитой транспортной инфраструктуре округа, представленной международными аэропортами г. Краснодара, г. Адлера, г. Ростова-на-Дону; морскими вокзалами г. Новороссийска и г. Туапсе, крупными речными вокзалами г. Ростова-на-Дону и г. Волгограда;

2) благоприятной инвестиционной обстановке ЮФО, сложившейся помимо прочего благодаря проведению в г. Сочи олимпийских игр;

3) выгодному географическому расположению регионов ЮФО, имеющим прямые границы со странами Ближнего зарубежья;

4) более благоприятному в ЮФО по сравнению с СКФО климату, способствующему динамичному развитию земледелия как одному из важнейших направлений сельского хозяйства.

В настоящее время возникает объективная необходимость в разработке комплексной системы мер, направленной на совершенствование структуры экспорта путем повышения конкурентоспособности, производимой региональными товаропроизводителями продукции, и прежде всего продукции АПК. Параллельно с этим необходимо придерживаться особого направления в региональной политике, направленной на решение проблем связанных с развитием высокотехнологичных производств,технической модернизацией сельского хозяйства.

В целях динамичного развития внешнеторговой деятельности предприятий регионального АПК необходимо создание и продвижение сильных брендов. Создание и продвижение нового бренда,занимающего лидирующую позицию в своей товарной группе, представляет собой сложный многоуровневый процесс.

Приоритетными направлениями брендин-га продукции регионального АПК являются:

1) создание и дальнейшее развитие интегрируемых брендинговых коммуникаций: предполагает развитие отношений между производителями конкретной торговой марки и её потребителями, основанной на ответственно-

т

О си

-О 01-0 СК

к X ш о

со со

ом

к^ С Ё

65

> <

X

LU

s

ü LU T

s ж о

о

CD

66

сти продавца в ответ на реакцию со стороны потребителей;

2) развитие массового брендинга, направленного на позиционирование и дальнейшее продвижение стандартизированных товаров, как правило выпускаемых в больших объемах;

3) продвижение уже существующих торговых марок. Примером может служить продвижение на ставропольском рынке крупного производителя сельскохозяйственной продукции (одного из основных поставщиков для международной сети быстрого питания "Макдональдс") "Белая дача".

Несомненно, что для эффективной работы по созданию, продвижению и управлению на внешних рынках региональных брендов, необходимо изучение зарубежного опыта. Кроме этого, результатом проводимых в государстве реформ должно стать повышение конкурентоспособности товаров агропромышленного комплекса. Без сомнения, предпринятые меры, направленные на либерализацию внешнеторговой деятельности в России, будут способствовать развитию партнерских отношений с иностранными государствами.

Присоединение России к ВТО привело к росту издержек и, как следствие, к снижению конкурентоспособности отечественных товаров агропромышленного комплекса по причине высокой энерго и трудоемкости последних. Кроме того, наметившееся снижение тарифной защиты на товары с высокой добавленной стоимостью может негативно отразиться на процессе создания региональных брендов. Анализ работы предприятий регионального АПК свидетельствует о низком их уровне конкурентоспособности, вызванном физическим износом основных средств, притоком на российский рынок иностранных аналогичных товаров-заменителей и т.д.

Анализируя конкурентоспособность предприятий регионального АПК необходимо учесть следующее обстоятельство - эффективность использования применяемых техники и технологии исходя их социально-экономических, климатических и политических условий. Так, например применение техники дорогой марки Claas в ряде регионов СКФО нецелесообразно в силу климатическихусловий и средней урожайности культур. При этом использование техники завода "Ростсельмаш" затруднительно с позиции безаварийной работы (около 30 часов).

Рассматривая позиции региональных товаропроизводителей на внешнем рынке, необходимо не только анализировать преимуще-

ства и недостатки, но также затрагивать отношение к представленным товарным маркам со стороны их потенциальных потребителей. При этом наличие обстоятельств (факторов), влияющих на изменение конкурентоспособности торговой марки, не гарантирует обеспечение конкурентоспособности последним.

Главной задачей для предприятий регионального агропромышленного комплекса является завоевание популярности и достижение узнаваемости собственных торговых марок на внешних рынках. Достижение указанных задач возможно за счет привлечение дополнительных средств, используемых для активизации их хозяйственной деятельности.

Развитие внешнеторговых отношений предприятий АПК Ставропольского края, по мнению авторов, целесообразно осуществлять путем продвижения уже существующей торговой марки. Это обстоятельство будет способствовать снижению прямого импорта конкретныхторговых марок, росту чистого экспорта, росту ВРП и числу рабочих мест в регионе. Продвижение существующих брендов в итоге может оказаться нерентабельно в случае отсутствия определенной структуры для их долгосрочной поддержки. Необходимым условием является наличие ассимиляционных усилий развития культуры брендинга.

Формами организации механизма взаимодействия инновационной и внешнеэкономической деятельности регионального АПК являются:

- научно-исследовательские подразделения, входящие в состав крупных агрохолдин-гов и концернов;

- создание компаний типа "спин-офф", характерной особенностью которых является развитие коммерческих возможностей научно-практических разработок;

- развитие партнерств типа "бизнес-ангел", представляющие собой профессиональных инвесторов (юридические или физические лица), инвестирующих в инновационные компании (стартапы) сроком, как правило, до 7 лет взамен на пакет акций данного хозяйствующего субъекта;

- наращивание присутствия венчурных компаний, основными приоритетами деятельности которых являются разработка научной идеи, её апробация, создание образцов и моделей для последующей передачи на стадию промышленного производства;

- развитие на территории региона технопарков - как имущественных комплексов, объединяющих НИИ деловые центры, обслужи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вающие объекты, учебные заведения, главной целью которых является продвижение инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций.

Проблема дальнейшего развития экономики АПК является многогранной, сложной, ибо главными причинами экономического отставания комплекса являются следующие:

1) сельское хозяйство в ходе так называемых аграрных реформ лишилось генерального заказчика на свою продукцию, которым, как известно, являлось государство. К примеру, в Германии, которая является полноправным членом ВТО, государство по-прежнему является главным заказчиком на сельскохозяйственную продукцию;

2) государство лишило себя функций, забот по формированию справедливых цен на продукцию сельского хозяйства;

3) вопреки современной мировой практике, государство фактически самоотстранилось от эффективной финансовой поддержки сельских товаропроизводителей во всех сферах -инвестиционной, кредитной, налоговой, внешнеторговой.

Таким образом, следует подойти дифференцированно к каждой составной части проблемы. Это связано с необходимостью чёткого разграничения проблем, неподъёмных для края и решаемых на уровне Правительства РФ и проблем, которые решаются местными органами власти.

Основная необходимость государственной и региональной поддержки - это твёрдая ориентация государства, края как субъекта Федерации на обеспечение продовольственной безопасности через насыщение его продовольственного рынка за счёт интенсификации краевого АПК, в свете вступления в ВТО.

Рассматривая этот аспект, надо исходить из того, что ни одна отрасль в крае не сможет эффективно возрождаться и функционировать, если не будет отдан приоритет экономике, а не политике. Первоначальным основным шагом должно быть возвращение под эгиду государства (в нашем случае субъекта РФ - края) основных сосудов краевой экономики - энергетики, топливной промышленности, всех видов транспорта, определяющих наполнение краевого бюджета. В этом случае станет возможным снижение тарифов и стабильная работа предприятий АПК за счёт снижения себестоимости продукции, повышения её конкурентоспособности и снижения темпов

инфляции. Это необходимо, прежде всего, из-за "открытия" товарных границ при вступлении в ВТО, так как сельскохозяйственная продукция не только края, но и России в целом, пока не способна выдержать ценовую конкуренцию на аналогичную импортную продукцию.

Одной из основных проблем, связанных с реализаций комплексных мероприятий и программ в России, является их несвоевременное и не стопроцентное финансирование. Причём недостаток реформ АПК края и России в целом обусловлен действием целого ряда социально-экономических факторов и носит системный характер.

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры необходимо в целях раскрытия имеющегося у Северо-Кавказского федерального округа потенциала, являющегося частью не только региональной, но и международной транспортной системы. В настоящее время уровень развития транспортно-логистичес-кой инфраструктуры Ставропольского края не позволяет наращивать интеграционные процессы региона с иностранными государствами и, прежде всего, со странами СНГ.

Модернизация транспортно-логистичес-кой инфраструктуры Ставропольского края предполагает решение следующих задач:

1) совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей развитию инвестиционной активности в транспортной отрасли края;

2) создание условий для активизации научных работ в транспортной сфере;

3) создание принципиально новых транс-портно-логистических центров на территории края, сочетающих в себе функции не только перевозчика, но также и частично переработчика продукции;

4) комплексное обновление транспортных перевозчиков края, путем проведения технологической модернизации имеющихся объектов транспортной инфраструктуры;

5) более широкое применение экологически безопасных транспортных объектов;

6) пересмотр форм и методов управления транспортно-логистическим комплексом региона.

Транспортный комплекс Ставропольского края представляет собой структуру, включающую железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт. Здесь занято 6,6% работающего населения края, это около 39,0 тыс. человек. Ежегодно предприятиями транспорта общего пользования перевозится бо-

т

О си

-О 01-0 СК

к X ш о

со со

ом

к^ С Ё

67

> <

X

LU

s

ü LU T

s ж о

X

о

CD

лее 110,0 млн пассажиров и 15,0 млн тонн грузов.

Железнодорожный транспорт Ставропольского края представлен Минераловод-ским отделением структурным подразделением Северо-Кавказской железной дороги и Армавирским филиалом ОАО "Мир" СевероКавказского промышленного железнодорожного транспорта. На территории края находятся более 50 станций, объединенных в три опорных центра по организации перевозок (Ставрополь, Минеральные Воды, Невинно-мысск), до локомотивных, одно вагонное депо и пять дистанций пути.

На территории Ставропольского края доминирующее положение среди авиаперевозчиков занимает федеральное государственное авиационное предприятие"Кавминводыавиа" со своим ставропольским филиалом. Кроме этого на территории края (Международный аэропорт Ставрополь) действуют ряд другихавиаперевоз-чиков: "Грозный Авиа", "Сибирь", "ЮТэйр", "Рус-Лайн", "Донавиа", "Саратовские авиалинии", "Аэрофлот", "Глобус", "Таймыр" и др.

Развитие современной транспортно-логи-68 стической инфраструктуры Ставропольского края направлено на развитие транзитного потенциала региона, а также повышение доступности услугтранспортных предприятий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся внешнеторговой деятельностью. Кроме этого, развитие транспортной инфраструктуры Ставропольского края способствует его экономическому росту, а также качественному переходу АПК региона к инновационному пути развития.

Перемены, характерные для современного АПК региона, обуславливают необходимость координальной перестройки системы профессионального образования. С этой целью возникает необходимость в формировании научной, научно-образовательной и научно-производственной сферы, которые могли бы стать реальным действенным фактором научного обеспечения эффективного развития АПК.

В настоящее время в СКФО действует 8 институтов системы Россельхозакадемии и Министерства сельского хозяйства России, 7 сельскохозяйственных опытных станций, а также 4 вуза аграрного профиля:

- Ставропольский государственный аграрный университет;

- Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия;

- Горский государственный аграрный университет;

-Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия.

К важнейшим направлениям подготовки, переподготовки, а также повышения квалификации кадров, занимающихся внешнеэкономической деятельностью в аграрном секторе экономики края следует отнести интеграцию науки и образования как важнейшего фактора сохранения и развития научного потенциала использования совместной научно-экспериментальной базы в образовательном процессе и проведения научных исследований в учреждениях высшей школы. Лишь 16 выпускников из числа одиннадцати-класников готовы поступать в высшие учебные заведения сельскохозяйственного профиля, что составило 16% из числа опрошенных, в то время как в вузах несельскохозяйственного профиля изъявили желание учиться 69% респондентов. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении школьников девятого класса: лишь 9% готовы учиться в вузах сельскохозяйственного профиля.

Нехватка специалистов высокого профиля в системе АПК региона связана также с "непрестижностью" работы в отрасли. Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только предпосылкой успешного решения накопленных в АПК региона структурных, финансовых и социальных проблем, но и обеспечит решение проблемы продовольственной безопасности края в рассматриваемой перспективе.

Примечания:

1. Беличенкина С.М., Котенёв А.Д. Состояние и динамика развития внешнеэкономической деятельности Ставропольского края // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. -2010.-№ 4.-С. 205-209.

2. Котенев А.Д., Амандурдыев Х.Д. Развитие системы государственного регулирования и поддержки внешнеторговой деятельности региона // Социальная политика и социология. - 2009. - № 6-1 (48). - С. 237-243.

3. Котенев А.Д. Направления развития внешнеторговой деятельности АПК региона // Вестник университета (государственный университет управления). - 2011. - № 7. - С. 142-143.

4. Котенев А.Д. Сравнительная характеристика внешнеторгового потенциала АПК СКФО И ЮФО // Вестник университета (государственный университет управления). - 2012. - № 1. - С. 48-50.

5. Котенев А.Д., Власов A.B., Евдошенко В.В. Теоретические основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности предприятий газовой промышленности // В сборнике: Инновационное развитие России: проблемы и перс-

пективы. IV Международная научно-практическая конференция : сборник статей. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет; Международная академия инвестиций и экономики строительства (Нижегородское отделение); Межотраслевой научно-информационный центр / редактор: Т.В. Колосова. - Пенза, 2015.-С. 40-44.

б. Котенев А.Д., Евдошенко В.В. Внешнеторговая деятельность предприятий газовой промышленности в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности // KANT: экономика и управление. - 2015. - № 1 (4). - С. 130-133.

7. Котенев А.Д., Евдошенко В.В. Социально-экономические аспекты функционирования внешнеторговой деятельности региона в современных условиях // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе : материалы Международной научно-практической конференции / под общ. ред. В.А. Сосова; Краснодарский университет МВД России, Новороссийский филиал краснодарского университета МВД России. - Новороссийск : Юг, 2014.-С. 499-503.

STRATEGIC ANALYSIS OF INTELLECTUAL CAPITAL IN THE CASE CHINA CONSTRUCTION HOLDINGS LTD Liu Sueling, Post-graduate Student, Rostov State Construction University, Rostov-on-Don E-mail: feixiangdezhu009@mail.ru

The article presents strategic analysis of intellectual capital built on the basis of data for competitive analysis, financial analysis and risk analysis, for example, China Construction Holdings LTD.

Keywords: methodological tools; strategic analysis; analytical informatsiya; intellectual capital; intellectual capital navigator.

CTPA ТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА ПРИМЕРЕ CHINA CONSTRUCTION HOLDINGS LTD

В статье представлен стратегический анализ интеллектуального капитала, построенный на основе данных конкурентного анализа, финансового анализа и анализа рисков, на примере China Construction Holdings LTD. Ключевые слова: методологический инструментарий; стратегический анализ; аналитическая информация; интеллектуальный капитал; навигатор интеллектуального капитала.

В настоящее время в России происходит смена приоритетов с краткосрочного, сиюминутного успеха на стратегический, стабильный результат, который невозможен без формирования интеллектуального капитала.

Применяемый в настоящее время в теории и практике экономического анализа методологический инструментарий не обеспечивает формирование информационной модели деятельности хозяйствующих субъектов, адекватно отражающей реально происходящие бизнес-процессы. Финансовый анализ как составляющая экономического анализа основывается на изучении ретроспективного периода. Как следствие, заинтересованные пользователи финансовой отчетности при принятии управленческих решений все меньше полагаются на традиционные финансовые отчеты и рассчитываемые на их основе аналитические показатели. Стратегический анализ, напротив, обращен в будущее, он в некотором смысле уже является анализом будущего, но по данным о прошлом. Такая постановка требует рассмотрения методики стратегического анализа, необходимой для выявления составляющих компонентов интеллектуального капитала, обеспечивающих конкурентные преимущества, а также измерение их ценности и управление ею в целях создания общей ценности в организации.

УДК 336.7

ЛюС.,2015

ЛЮ Сюелин, аспирантка,

Ростовский

государственный

строительный университет,

Ростов-на-Дону

feixian gdezhu009@maii. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.