Научная статья на тему 'Внеконфессиональная религиозность россиян: опросы, интервью, мониторинг Рунета'

Внеконфессиональная религиозность россиян: опросы, интервью, мониторинг Рунета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
618
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СВОБОДОМЫСЛИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петров Дмитрий Борисович

Статья посвящена анализу и теоретическому осмыслению результатов второго, практического этапа исследования внеконфессиональной религиозности россиян. Количество внеконфессиональных верующих долгое время был незначительным, и отечественной гуманитарной наукой они никогда специально не изучались. Наш статистический анализ выявил резкий рост числа этой группы. Письменные опросы, анкетирование, интервью, мониторинг Рунета подтвердили часть наших гипотез, опровергли некоторые из них, внесли коррективы в остальные и поставили ряд новых вопросов. Прояснилась ситуация относительно типологии внеконфессиональных верующих, существования константной и подвижной акцентуаций веры, индивидуальной и групповой морфологии их религиозного комплекса, изменений в функциях обрядов и ритуалов в их религиозной практике и т.д. Также стала очевидна неправомерность редукции данной группы или индивидуальных верующих к таким организационным формам, как секта или новые религиозные движения, выявилась необоснованность приписывания им характера бессознательной, хаотичной веры и исключительно протестных, антиклерикальных настроений. В связи с ростом и усложнением феномена внеконфессиональных верующих возник вопрос о характере связи этого явления с культурным и социально-политическим контекстом нашей страны и взаимосвязи с общемировым контекстом, где это явление протекает масштабней и интенсивней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеконфессиональная религиозность россиян: опросы, интервью, мониторинг Рунета»

УДК 316.74:2

ВНЕКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ РОССИЯН: ОПРОСЫ, ИНТЕРВЬЮ, МОНИТОРИНГ РУНЕТА

Петров Дмитрий Борисович - кандидат философских наук, доцент кафедры теологии и религиоведения, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. E-mail: dpetrov77@mail.ru

Статья посвящена анализу и теоретическому осмыслению результатов второго, практического этапа исследования внекон-фессиональной религиозности россиян. Количество внекон-фессиональных верующих долгое время был незначительным, и отечественной гуманитарной наукой они никогда специально не изучались. Наш статистический анализ выявил резкий рост числа этой группы. Письменные опросы, анкетирование, интервью, мониторинг Рунета подтвердили часть наших гипотез, опровергли некоторые из них, внесли коррективы в остальные и поставили ряд новых вопросов. Прояснилась ситуация относительно типологии внеконфессиональных верующих, существования константной и подвижной акцентуаций веры, индивидуальной и групповой морфологии их религиозного комплекса, изменений в функциях обрядов и ритуалов в их религиозной практике и т.д. Также стала очевидна неправомерность редукции данной группы или индивидуальных верующих к таким организационным формам, как секта или новые религиозные движения, выявилась необоснованность приписывания им характера бессознательной, хаотичной веры и исключительно протестных, антиклерикальных настроений. В связи с ростом и усложнением феномена внекон-фессиональных верующих возник вопрос о характере связи этого явления с культурным и социально-политическим контекстом нашей страны и взаимосвязи с общемировым контекстом, где это явление протекает масштабней и интенсивней. Ключевые слова: внеконфессиональная религиозность, социология религии, религиоведение, религиозные процессы, свободомыслие.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2017-17-2-172-176

Мы уже обращали внимание на то, что, согласно статистике, с 2000-го по 2012 г. число неконфессиональных/внеконфессиональных верующих в России выросло с 6% до 25% [1,

с. 162]. По результатам проведенного нами в 2016 г. интернет-опроса [2], к внеконфессио-нальным верующим себя относят 22%, а еще 28% составляют группу «симпатизирующих», видящих для себя в этом что-то близкое, но затрудняющихся отнести себя к этой группе, 51% себя внеконфессиональными верующими не считает. Интересна группа симпатизирующих: во-первых, это очевидный потенциал для пополнения рядов внеконфессиональных верующих; во-вторых, опираясь на наши данные (живой опрос, письменный опрос прихожан религиозных общин, письменный опрос студентов, интервью, наблюдение, мониторинг открытых групп, форумов, сайтов), мы полагаем, что одна часть из этих симпатизирующих просто не решается примкнуть к «названию», «ярлыку», а другая - уже идентифицирует себя с «итсистами», «антитеистами» и т.д. Еще одна подгруппа, часто примыкающая к «симпатизирующим», - это условно конфессиональные верующие, т.е. формально и внешне принадлежащие к какой-либо конфессии, но внутренне не могущие себя идентифицировать со всей религиозной структурой и элементами этой конфессии: ритуалами, догматами, канонами, мифами и т.п., при этом они не обнаруживают своего неполного совпадения с другими верующими их прихода или общины, чтобы избежать психологического дискомфорта и не потерять то, чем они дорожат (общением, атмосферой и т.д.). Это отчетливо просматривается в результатах письменного опроса религиозных общин г. Саратова (табл. 1).

Опрос религиозных общин г. Саратова, %

Таблица 1

Вы относите себя к внеконфессиональным верующим Православные Католики Лютеране Адвентисты Мусульмане

Да - - - 7 9

Нет 93 100 86 93 82

Не знаю точно, но что-то близкое мне в этом есть 7 - 14 - 9

Как видим, среди конфессиональных верующих есть внеконфессиональные верующие (как бы это противоречиво ни звучало) и со-

чувствующие им, которые, как мы уже писали, достаточно близки. Внеконфессиональные верующие - явление, распространённое не только

© Петров Д. Б., 2017

на Западе [3], но и в нашей стране, и, вероятно, поэтому оно у большинства на слуху. 79% опрошенных слышали о внеконфессиональных верующих раньше, 69% уверены, что среди их близких и друзей есть внеконфессиональные верующие, 15% опрошенных заявили, что впервые слышат о внеконфессиональных верующих, 5% опрошенных заявили, что слышали о вне-конфессиональных верующих, но понимают их «по-другому», а не согласно данному в опросе варианту определения. В одном из вопросов мы дали возможное определение неконфессиональных верующих: это люди, которые верят, но осознанно, по тем или иным причинам (уже или еще) себя не соотносят ни с какой религиозной конфессией и не связывают свою веру с религиозными догмами и канонами.

Распространенность явления внеконфес-сиональных верующих, интерес и внимание к нему со стороны российских граждан подтверждается и мониторингом сетевых ресурсов Рунета (открытых групп, сообществ, сайтов, форумов и т.д.). Этот мониторинг и анализ показывают высокую степень интереса, проявляемого к этому вопросу. Люди спрашивают о том, кто это? Как их следует понимать? Есть ли у них принципы веры, кредо? А верующие ли они вообще? Встречаются ли они в России? Есть ли у них свои молитвенные собрания? Сколько их в России? [4]. В Рунете встречаются две больших группы: сами внеконфессиональные верующие (преобладают внеконфессиональные христиане) и те, кто вступают с ними в диалог или в «теологический» спор (представители разных кон -фессий и просто философствующие). Самая распространённая форма вопроса для обсуждения на таких форумах: «Может ли христианин быть внеконфессиональным?» [5]. Часто высказываются негативные мнения по этому поводу, но все они по-разному мотивируются, т.е. в таких спорах возникает целое направление теологии, которое можно условно назвать «апологетикой внеконфессиональной веры». На порталах,

В интернет-опросе мы попытались узнать мнение людей о причинах внеконфессиональной религиозности: 26% назвали «свободный поиск

форумах и в открытых группах религиозной и «околорелигиоведческой» направленности можно встретить самые различные попытки «определить» внеконфессиональных верующих, и, как правило, совершается редукционистская ошибка: внеконфессиональных верующих соотносят с Нью Эйдж (New Age) или с невоцер-ковленными/расцерковленными, с итсистами и т.д. «Христианин не может быть внеконфес-сиональным доктринально, по вероучению, а только институционально» - таково мнение большого числа высказывающихся на открытых христианских форумах, где встречаются в основном христиане протестантского толка. По наблюдению, на интернет-площадках степень толерантности конфессиональных верующих к внеконфессиональным и наоборот невелика.

Наш интернет-опрос дал совсем другую картину и показал высокую степень терпимости и принятия внеконфессиональных верующих - 92%: среди них 56% признали право внекон-фессиональных верующих «верить по-своему», 19% относятся к ним «терпимо», 15% ответили, что относятся к ним «положительно», 2% заявили, что это «единственная форма веры, которую я одобряю»; «нетерпимо» относятся к внеконфессиональным верующим 8% опрошенных.

Мы также попытались выявить уровень терпимости и позицию в отношении конфессиональных верующих к внеконфессиональным. Был задан вопрос: как ваша церковь или религиозная община должны относиться к внеконфессиональным верующим? 61% опрошенных ответили - «уважать их выбор», 21% - «вразумлять их», 15% полагают, что их церковь или община должны «сотрудничать с ними» и 3% -что их церковь или община должны «осуждать внеконфессиональных верующих».

Тот же вопрос мы задали и в анкете при дифференцированном подходе, опрашивая религиозные общины г. Саратова: первая и четвертая позиции - показатели высокой степени толерантности, вторая и третья - низкой (табл. 2).

Бога», 20% полагают, что внеконфессиональная религиозность связана «с духовным ростом и развитием личности», 18% отметили «потерю

Таблица 2

Опрос религиозных общин r. Саратова, %

Как ваша церковь должна относиться к внеконфессиональным верующим Православные Католики Лютеране Адвентисты Мусульмане

1. Уважать их выбор 25 54 64 87 20

2. Осуждать 8 - - - -

3. Вразумлять их 51 23 7 - 30

4. Сотрудничать с ними 16 23 29 13 50

доверия к религиям», 12% считают причиной «индивидуализм и эгоизм», 8% полагают, что они «потеряли истинную веру», 5% ответили, что внеконфессиональные верующие «не поняли суть религии», и 10% не нашли «своих» причин в списке.

Интересен результат опроса студентов Саратовского государственного университета: самым популярным ответом среди студентов-естественников и гуманитариев был - «из-за потери доверия к религиям» - 30%; вторым по популярности у гуманитариев - «свободно ищут Бога» (20%), у естественников это место разделило три ответа: «свободно ищут Бога» (20%), «потому что не поняли религии» (20%) и указали все причины 20%.

Опрос религиозных общин Саратова по этому вопросу показал: самыми популярными ответами среди опрошенных православных были: «из-за потери истинной веры» (30%), «из-за потери доверия к религиям» (23%), «не поняли религии» (23%). Прихожане католического храма ответили: «потеря доверия к религиям» (35%), «потеря истинной веры» (21%), «не поняли религии» (21%). Члены лютеранского прихода выбрали: «не поняли религии» (35%), «потеря доверия к религиям» (28%), выбрали несколько причин - 21%. Члены адвентистской церкви считают причиной: «потерю доверия к религиям» (60%), «свободно ищут Бога» (33%). Члены мусульманской общины выбрали: «потерю истинной веры» (27%), «свободно ищут Бога» (18%), «потерю доверия к религиям» (18%), «не поняли религии» (18%).

Среди внеконфессиональных верующих россиян можно выделить две большие группы: одни никогда не принадлежали к какой-либо конфессии, другие ранее принадлежали, но теперь не относят себя к ней по тем или иным причинам. По результатам интернет-опроса, 46% опрошенных внеконфессиональных верующих ответили, что ранее не принадлежали ни к какой конфессии, 31% ранее принадлежали к христианским, 3% - к буддизму, 3% - к иудаизму, 17% не нашли ту конфессию, из которой они вышли, в списке. О причине своего выхода из конфессии 45% ответили: «Бог в сердце, а не в "клетке" конфессий», 13% - что «предпочитают свободное богообщение и богопознание», еще 13% считают, что «организованные религии - это только деньги и власть», 8% «перестали доверять» организованным религиям, еще 8% «разочаровались в религиозном учении», 5% покинули конфессию вследствие непринятия ее догматизма, и 8% не нашли «свою» причину в списке.

Согласно нашей типологизации [6], внекон-фессиональных верующих первоначально можно

поделить на две большие группы - внеконфес-сиональных христиан и внеконфессиональных верующих более сложного типа. Интернет-опрос показал, что 43% внеконфессиональных верующих акцентуированы на христианстве, 23% выбрали буддизм как традицию, наиболее близкую им по духу, 9% - даосизм, 7% - индуизм, 2% назвали иудаизм, 16% внеконфессиональных верующих не нашли наиболее близкую им традицию в списке.

У этих типов внеконфессиональных верующих так же, как и внутри одного типа, наблюдается разная степень институциональной близости. Это могут быть внеконфессиональные христиане, которые посещают храмы, руководствуясь субъективными основаниями, например, это один из второстепенных элементов религиозной практики. Это могут быть внеконфессиональ-ные верующие более сложного типа, время от времени посещающие различные христианские, буддийские центры, собрания дзогчен, участвующие в ретритах и т. д., но дистанцирующиеся от религиозных институций: 64% внеконфес-сиональных верующих ответили, что изредка посещают богослужения, собрания той религиозной традиции, которая им ближе по духу, 36% никогда не посещают. Мы попытались выяснить, с какой целью внеконфессиональные верующие посещают церкви и религиозные общины: 30% опрошенных посещают церкви, молитвенные собрания «ради особой атмосферы», 15% принимают «участие в службе и молитве», 6% - «ради общения» и еще 6% - «по привычке», 43% не нашли «своей» причины в списке.

Анализ полученных результатов показывает, что внеконфессиональные верующие, посещающие богослужения, молитвенные собрания, условно делятся на несколько групп:

1) те, кто находится «в поиске», «еще размышляет» или «пока сомневается», т.е. симпатизирует той или иной конфессии, но не принял окончательного решения о присоединении или неприсоединении к ней; они наблюдают, изучают религиозную литературу разных традиций, прислушиваются к своим ощущениям и взвешивают все прагматические «за» и «против»;

2) верующие, принадлежащие к той или иной конфессии номинально, но внутренне не соотносящие себя со всеми догматами, канонами, вероучительными принципами, мифологией и т.д.; такие люди предпочитают не афишировать свои взгляды и не заявлять о них в конфессиональной среде, боясь непонимания, осуждения, исключения из организованной группы, лишения эмоциональной поддержки, но внутренне более гибко и широко интерпрети-

руют свою религиозную веру и симпатизируют внеконфессиональным верующим;

3) те, кто не находит другого способа религиозного единения c группой, общения, и посещают собрания более близких им по взглядам конфессий; у них мотивация может быть самая разная;

4) верующие, «вышедшие» из той или иной конфессии, но продолжающие посещать церковь, собрания по привычке.

Таким образом, внеконфессиональность верующих не мешает им разделять некоторые принципы, идеи, обряды и принимать некоторые мифологические образы тех или иных организованных религий: 33% внеконфессиональных верующих указали, что сохраняют веру в некоторые обряды и философские идеи той религии, которая им ближе по духу или была близка ранее; 31% верят только в духовный смысл ( добро и зло, любовь и сострадание, помощь ближнему и т.д.) той религии, которая им ближе по духу или была близка ранее; 19% ответили, что сохраняют веру только в часть представлений и 17% - «почти во все» той религии, которая им ближе по духу или была близка ранее.

Посещение внеконфессиональными верующими церквей, общин, участие в богослужениях, молитве свидетельствуют об определённой потребности в идентификации, «тоске» по общению с единомышленниками и желании разделить свою веру с другими верующими. Насколько и как реализуется эта потребность показывают результаты опроса: 39% сохраняют понимание религиозной веры как чего-то личного и индивидуального, 37% имеют круг общения, в котором реализуется эта потребность (интервью показывают, что сюда включаются и социальные сети, форумы, сайты), 19% хотели бы найти единомышленников (не только и не сколько в Интернете, но в личной жизни, для живого общения), и 5% ответили, что « можно даже создать общину».

В России внеконфессиональные христиане и внеконфессиональные верующие более сложного типа не имеют специально созданных общих площадок для коммуникации, сотрудничества и социального служения подобно тем, что мы наблюдаем в Европе и США - «движений против организованных религий» или «Простых Церквей» и т.д. Отсутствие у российских внекон-фессиональных верующих стремления к такой идейной и социальной сплоченности означает только одно: эта группа пока сохраняет свои исходные персоналистические черты.

Особое отношение у внеконфессиональных верующих к обрядовой и ритуальной стороне религий: 49% опрошенных избирательно ис-

полняют некоторые ритуалы и обряды организованных религий, 18% исполняют « свои» ритуалы и обряды, 12% вовсе игнорируют ритуальную и обрядовую сторону религии, 9% считают их второстепенным, 12 % опрошенных не нашли свой ответ в списке. Как видим, внеконфесси-ональных верующих характеризует не только избирательность и равнодушие по отношению к ритуально-обрядовой стороне религиозной жизни, но и наличие своих, индивидуальных ритуалов и обрядов, которые они исполняют либо посещая церкви и общины, либо у себя дома. Мы попытались прояснить этот вопрос: выяснилось, что у 45% нет индивидуальных форм выражения своей религиозной веры, 29% ответили, что у них есть такие формы выражения веры, т.е. обряды и ритуалы, и они не статичны, «могут меняться»; у 13% есть свои обряды и ритуалы, а еще 13% ответили, что они есть, но для них неважны. Таким образом, к индивидуальным формам ритуалов и обрядов внеконфессиональные верующие относятся нестрого, понимая их второстепенность и зависимость выражения веры от ситуации, окружения и духовного настроя.

Внеконфессиональная религиозность россиян - динамичное, сложное и малоизученное явление. С одной стороны, оно связано с общей эволюцией религиозности, с другой - с исторической спецификой, особенностями культурной и социально-политической ситуации в нашей стране.

Список литературы

1. Петров Д. Б. Динамика религиозных общностей в рискогенной реальности на примере роста неконфессиональных верующих // Динамика религиозных общностей в рискогенной реальности / под ред. И. А. Дорошина. Саратов, 2015, С. 162-179.

2. Петров Д. Б. Анкета «Неконфессиональные верующие России». URL: http://webanketa.com/ forms/64sk2e9p6rqk4s9k6hh38shr/ (дата обращения: 12.11.2016).

3. Smith G. F., Cooperman A. The factors driving the growth of religious 'nones' in the U.S. // Pew Research. URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/09/14/the-factors-driving-the-growth-of-religious-nones-in-the-u-s/ (дата обращения: 10.05. 2016).

4. Евангелие : христианский портал. URL: http://www. evangelie.ru/forum/t116465.html/ (дата обращения: 06.04.16).

5. Открытый христианский форум. URL: http:// jesuschrist.ru/forum/377013,,all.php/ (дата обращения: 29.03.2016).

6. Петров Д. Б. Типология неконфессиональных верующих : культурный, политический и социальный потенциал // Аспирантский вестн. Поволжья. Сер. Философские науки. 2015. № 3-4. С. 95-102.

Образец для цитирования:

Петров Д. Б. Внеконфессиональная религиозность россиян: опросы, интервью, мониторинг Рунета // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 172-176. Б01: 10.18500/18197671-2017-17-2-172-176.

Nondenominational Religiosity of the Russians: the Results of Questionnaires, Surveys, Interviews and Monitoring of Runet

D. B. Petrov

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: dpetrov77@mail.ru

The article is devoted to the analysis and theoretical understanding of the results of the second, practical stage of the study of the Russians' nondenominational religiosity. Written surveys, questionnaires, interviews, monitoring of Runet have confirmed a part of our hypotheses, have refuted some of them, have made adjustments to the rest and have raised a number of new scientific issues. It has showed up with the situation regarding the typology of «nones», of the existence of a constant and a mobile accentuation of faith, of individual and group morphology of their religious complex, of changes in the functions of the rites and rituals in their religious practice etc. Also the illegality of the reduction of this group or of individual believers to such organizational forms as a sect or new religious movement has become evident. The groundlessness of attributing them to a kind of an unconscious chaotic faith or exclusively protest, anticlerical sentiment has come to light. In connection with the growth and complexity of the phenomenon of «nones», there arose the question about the nature of the relationship of this phenomenon with cultural and social-political context of our country and the relationship with the global context where this phenomenon occurs on a larger scale and more intensively.

Key words: nondenominational religiosity, nones, sociology of religion, religious studies, religious processes, freethinking.

References

1. Petrov D. B. Dinamika religioznykh obshchnostey v riskogennoy realnosti na primere rosta nekonfes-sionalnykh veruyushchikh (The dynamics of religious communities in risk- taking reality by the growth of non-denominational believers). Dinamika religioznykh obshchnostey v riskogennoy realnosti (The dynamics of religious communities in risk-taking reality). Ed. I. A. Doroshin. Saratov, 2015, pp. 162-179 (in Russian).

2. Petrov D. B. Anketa «Nekonfessionalnye veruy-ushchie Rossii» (About non-confessional Russian believers). Available at: webanketa.com/forms/ 64sk2e9p6rqk4s9k6hh38shr/ (accessed 11 December 2016) (in Russian).

3. Smith G. F., CoopermanA. Thefactors driving the growth of religious 'nones'in the U.S. Pew Research. Available at: http://www. pewresearch.org/fact-tank/2016/09/14/ the-factors-driving-the-growth-of-religious-nones-in-the-u-s/ (accessed 10 May 2016) (in Russian).

4. Evangelie: hristianskiyportal (Gospel: Christian portal). Available at: http://www.evangelie.ru/forum/t116465. html/ (accessed 06 April 2016) (in Russian).

5. Otkrytyy hristianskiy forum (Open Christian Forum). Available at: http://jesuschrist.ru/forum/377013,,all.php/ ( accessed 29 March 2016) (in Russian).

6. Petrov D. B. Tipologiya nekonfessionalnykh veruyush-chikh: kulturnyy, politicheskiy i socialnyy potentsial (Typology of «nones»: cultural, political and social potential). Aspirantskiy vestnikPovolzhya. Ser. Filosofskie nauki (Postgraduate bulletin of the Volga region. Ser. Philosophical sciences), 2015, no. 3-4, pp. 95-102 (in Russian).

Cite this article as:

Petrov D. B. Nondenominational Religiosity of the Russians: the Results of Questionnaires, Surveys, Interviews and Monitoring of Runet. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 2, pp. 172-176. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-172-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.