Научная статья на тему 'Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки»'

Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАРТОФЕЛЬ – "ВТОРОЙ ХЛЕБ" / КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОЕКТ / ЛИЧНОСТНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ / COMMUNICATIVE LEARNING ACTIVITIES / PROJECT / POTA-TOES ARE THE "SECOND BREAD" / COGNITIVE / PERSONAL / REGULATORY / THE SUBJECT LEARNING RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елькина Людмила Николаевна

В статье на примере занятия внеурочной деятельности по курсу «Литература Вятского края» демонстрируется проектная технология формирования региональной идентичности у учащихся начальной школы общеобразовательной организации; методы и приемы усвоения фольклорных традиций русского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extracurricular Activity for the 3rd Form “Vyatka Potatoes Holiday”

The article demonstrates the project technology of forming regional identity of primary school students at the example of the extracurricular activity on the educational course “Literature of the Vyatka region”. It also shows methods and techniques of learning Russian folk traditions.

Текст научной работы на тему «Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки»»

КОНТ ТЕПТ

Елькина Л. Н. Внеклассное занятие внеурочной деЯ' тельности для 3-го класса «Праздник вятской картош ки» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75056. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/75056.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75056 УДК 371

Елькина Людмила Николаевна,

учитель начальных классов МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г. Киров school-k3@mail.ru

Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки»

Аннотация. В статье на примере занятия внеурочной деятельности по курсу «Литература Вятского края» демонстрируется проектная технология формирования региональной идентичности у учащихся начальной школы общеобразовательной организации; методы и приемы усвоения фольклорных традиций русского народа.

Ключевые слова: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия; проект, предметные результаты обучения, картофель -«второй хлеб».

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Фольклорный праздник - особая форма деятельности в начальной школе, которая предусмотрена в курсе дополнительной образовательной программы «Литература Вятского края». Праздник готовится коллективом одного класса для целой параллели. В коллективном творческом деле участвуют все: родители, дети, классный руководитель. Родительским комитетом и классным руководителем разрабатывается проект праздника. На подготовительном этапе класс разбивается на группы, начинается сбор информации для сценария. Это сведения об истории появления картошки в России, на Вятке; материалы о целебных свойствах картофеля, его выращивании, приготовлении из него различных блюд. Идет подборка песен, стихов, загадок, пословиц, поговорок и частушек. Музыкального оформления. Шитье и изготовление костюмов, бутафорской принадлежности. На основном этапе составляется сценарий, подбираются исполнители, проходят репетиции. Продуктом проекта на третьем заключительном этапе является сам праздник. В результате воспитание гимназистов становится не досуговым, а мыследеятельностным, в процессе которого идет формирование личностных и метапредметных результатов.

Цель: создание условий для приобщения учащихся к знаниям о народных традициях посредством коллективной творческой деятельности, разработке минипроекта.

Задачи:

1) акцентировать внимание детей младшего школьного возраста на культурных особенностях и фольклорных традициях русского народа;

2) способствовать эмоциональной отзывчивости и заинтересованности детей;

3) создать развивающуюся среду, способствующую погружению детей в атмосферу русского национального быта;

4) привлечь к активному участию в подготовке и проведении праздников родителей и других членов семьи.

Планируемые результаты:

Личностные:

- уважительное отношение к родному Вятскому краю, его народу, языку, культуре, истории, традиции, праздникам, труду и творчеству вятчан;

- понимание семейных ценностей.

r\j Л r\j

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 75056 УДК 371

Регулятивные:

Елькина Л. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75056. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/75056.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

- осуществлять оценку и взаимооценку деятельности, контроль и взаимокон-

троль.

Познавательные:

- уметь работать с разными источниками и формами информации для извлечения главного, существенного;

- пользоваться Интернет-ресурсами.

Коммуникативные:

- использовать монологическую и диалогическую формы речи с применением речевых средств, адекватных речевой ситуации;

- уметь сотрудничать и договариваться; уважать мнения других. Оборудование:

- пословицы и поговорки на плакатах;

- атрибуты для игр;

- картофель, декорации для постановки сказок, костюмы.

Ход занятия

Дети исполняют песню «Картошка» (Композитор В. Шаинский, автор текста М. Львовский).

Ведущий. Дорогие ребята!

Сегодня мы снова собрались в этом зале. Какой же праздник у нас на этот раз? Послушайте загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года.... как оно зовется? (Осенью)

Инсценирование стихотворения «Ссора»

Однажды картошка приходит к морковке И видит: морковка лежит в упаковке

- Морковка, морковка, скажи мне на милость:

Куда это нынче ты так нарядилась?

- Ах, знаешь, картошка, уже ухожу:

Сегодня меня пригласили к ножу.

Меня без тебя пригласили к нему,

Тебя я, картошка, с собой не возьму.

Картошка сказала:

«Подумаешь, нож!

Чихать мне на то, что меня не возьмешь!

Две ложки меня пригласили на щи.

Пойду без тебя, уж и ты не взыщи!»

Еще пригласили меня в 3 класс,

У них между прочим «Праздник Вятской картошки» сейчас (хором) Оформление:

1- я часть зала - Владенье Бабы-яги;

2- я часть - жилище людей.

(На столе тарелка с поганками и с мухоморами); поднос с картофелем.

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75056 УДК 371

Елькина Л. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75056. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/75056.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Действующие лица: Баба-яга, Леший, Кощей, Змей Горыныч, Картошка в мундире, народ.

1 Ведущий: Как с детства, мы все любим сказки.

Приключения, чудеса,

В них добро срывает маски,

Побеждает в них краса.

2 Ведущий: Былью сказочных миров,

Насладиться ты готов?

И так внимание друзья,

Это пропустить нельзя.

Ведущие: Раз-два-три - Двери в сказку отвори.

1 Сцена: Владенье Бабы-яги

1 Ведущий: В некотором царстве,

В некотором государстве

Там где лес или тайга,

Есть везде своя Яга А вот наша Яга,

Из Кирова (Входит Баба-яга и за ней Кощей).

2 Ведущий: И при ней Кощей Бессмертный Бабке преданный слуга.

Дружит она с лешими (входит Леший)

Конными и пешими,

И всегда голодными Ведьмами болотными.

1 Ведущий: Сидит Баба-яга ест свои мухоморы и поганки (под музыку) морщится.

Баба-яга: Фу-у, ну и продукты, совсем есть не возможно (отодвигает тарелку).

2 Ведущий: Баба-яга целый месяц в постели.

Хворь и недуги её одолели.

Баба-яга: Ах, я бедняжка! (вздыхает Яга)

Ноет моя костяная нога,

Пальцы не гнутся,

Стреляет спина.

Нужен мне врач,

Я слаба и больна!

Ой-ой-ой совсем Со здоровьем туго А я ведь ещё молода Мне всего-то 300 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Леший: Эй, ты душка, моя старушка.

Да что ты, так жалуешься?

Баба-яга: О-ой, чавой-то худо мне!

Слышь? как хрустнуло в спине.

Да и Кощеюшка перестал помогать, может ему позвонить... (достаёт телефон, звонит) Леш: Да вот смотри, Кощеюшка спешит Змея-Горыныча подгоняет. (Подлетают Змей с Кощеем)

Змей-Гор: Ж-ж-ж-ж-ж Что случилось? Ж-ж-ж-ж-ж.

Баба-яга: Ты Горыныч, не жужжи, лучше службу сослужи.

IV 3 ^

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 75056 УДК 371

Елькина Л. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75056. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/75056.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Кощей и Змей: Та-а-ак, готовы мы помочь! Говори, что надо?

Баба-яга: Далеко-далеко, там - Где круглый год, светит солнце, поют птицы, цветут сады, дружно люди выращивают овощ. Я слышала, что она помогает от болезней и недугов. Я хочу, чтобы доставили вы, этот заморский овощ мне.

Кощей: Хорошо, доставим овощ. В путь Горыныч соберись!

Змей: Что-ож-ж летим. (обращается к Кощею - Улетают...Облетают землю).

Змей: Смотри, Кощей, вот та земля, мне посадка нужна.

Кощей: Вон на поле приземлись. Давай послушаем народ, что говорят об этом чудо-овоще (Прилетев, становятся с боку у жилища).

2 Сцена - Жилище людей:

1 Ведущий: На этот раз пойдёт рассказ О той кто шесть имеет глаз,

А иногда и семь и пять,

Что, в прочем можно сосчитать.

О той, кто зиму сладко спал,

Забравшись осенью в подвал.

О той, кого на кухню к нам Весною притащил я сам О той, чьи странные глазки Росли день ото дня.

О той, кто был знаком со мной Но не видал меня.

Подумайте немножко, Что это? (картошка)

2 Ведущий: Ах, картошка - объеденье,

Детей и взрослых идеал.

Тот не знает наслажденья,

Кто картошку не едал.

Знают о картошке все на свете Богачи и те, кто не богат.

Всяк её по-своему готовит,

Каждый на столе картошке рад.

И кто жарит, и кто парит,

Кто печёт и кто толчёт,

Но едят ее повсюду.

Все: Ей и слава, и почёт!

2 Ведущий: Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

Обо всех свойствах, об уходе О работе в огороде О поделках вкусной пище,

Всем узнать не будет лишним.

Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему:

- Англичане - потато

- Финны - тарту

- Итальянцы - тартуфоль

- Французы - пом де терр

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75056 УДК 371

Елькина Л. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75056. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/75056.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

- Немцы - картофельн

Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу, учёный Болотов - «тартофелем», народ назвал картофелем.

Ведущий: 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

Не везде приняли картошку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка, - «чертово яблоко», сажать ее грех. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

Мы привыкли к тому, что пшеницу называют «первым» хлебом, а картофель «вторым». Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом. Кощей и Змей: А как это чудо-овощ выращивают?

Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали Десять из земли достали.

Она в дождик, она в зной Прячет клубни под землёй.

Клубни вытащишь на свет Вот и завтрак и обед.

У нас семейка великаНе похлебаешь молока.

Успевай брать ложку Чтобы есть картошку.

Хоть хвалится не прилично Но должны мы вам сказать Без картошки, на отлично Не поесть, не поплясать.

Кощей: Этот овощ нам подходит, будет рада нам Яга.

Змей и Кощей: Вот спасибо, вам за овощ, в Киров полетим и Ягу мы вылечим (Поблагодарив, улетают....прилетают во владенье Б-Я).

3 сцена - Владенье Бабы-яги:

(V С rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 75056 УДК 371

Елькина Л. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75056. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/75056.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Кощей: Вот Баба-яга, привезли мы вам «Чертово яблоко», задание выполнено. Змей: Эта диковинно- заморская овощ очень полезна.

Вход картошки.

Баба-яга: Да это ещё кто?

Картошка: Как это кто? Я картошка.

Меня единственную в мире,

Не просто варят, а в мундире.

Баба-яга: Вот услужили, вот удружили. Как я рада. Стану выращивать и разводить картофель да кушать. Своё здоровье поправлять, хочу быть я красивой, вечно молодой.

1 Ведущий: Вот от радости, как выздоровела Баба-яга так напекла, нажарила много блюд из картошки: Готовы для Женечки с картошкой варенички, а для Толи, Коли, Юли румяные дранички, а Аделе и Данииле картошечка в мундире, а для Саши, Паши печёной картошки, а для Кристиночки жареной картошки.

2 Ведущий: Ну а для всех вас друзья, пирожки с картошкой.Так картошку полюбила, это Баба-яга, сама ела да хвалила, со всеми делилась. Так прославилась картошка и во владеньи Яги.

Все: Знают люди с давних лет, что вкусней картошки нет!! ( Все встают в ряд.)

1. Хоть хвалиться неприлично,

Но пришли мы вам сказать:

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец.

2. Хоть сердит зеленый лук,

А картошка - лучший друг,

Из картошки там и тут Нужный делают продукт

И недаром, ведь, картошку Вторым хлебушком зовут.

Какой же вятский садится за обеденный стол без картошки? И в супчике она вкусна, и гарнира лучше, чем жареная, с румяной корочкой картошечка, не сыскать. А до чего аппетитна она, еще обжигающая пальцы, вынутая из золы прогоревшего костра.

У вятских любовь к картошке особая, оттого и считают ее «вторым хлебом». Встарь почтение выражалось в обращении не иначе, как «матушка картошка». И она за любовь эту платила взаимностью: спасала от голодной смерти в военные годы, выручала в безденежный период перестройки. Возлагая на картошку надежды как на спасение «в случае чего», выращивали ее как в хозяйствах, так и на домашних огородах много.

Он и в дождик, он и в зной Прячет клубни под землей.

Клубни вытянешь на свет -Вот и завтрак и обед.

Лежит между гор Толстый Егор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Он и в мундире хорош и раздетый,

А ляжет в золу, вкусней его нету.

гы

6 ~

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75056 УДК 371

В нем очень много витаминов,

Елькина Л. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75056. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/75056.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Минералов и крахмал.

Он ценный, вкусный и полезный,

Его любит, стар и мал.

Учитель. А сейчас послушайте полезные советы.

1. Картофель, сваренный в кожуре сохраняет 75% витаминов; очищенный и сваренный клубнями - 60-70%, а нарезанный - лишь 35-50%.

2. Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае его можно оставить на час-два в воде, и притом целыми клубнями.

3. Очистив картофель, поставьте его под струю холодной воды: он быстрее сварится, будет более рассыпчатым.

4. Если вам нужно заранее очистить картофель - храните его до употребле-

ния не в воде, а в завязанном полиэтиленовом пакете.

5. Солить картофель при варке лучше всего за 5-10 мин до его полной готов-

ности.

6. Картофель в «мундире» не разварится, (что делает его непригодным для последующего жарения), если добавить в воду больше соли, чем вы это делаете при обычной варке.

7. Картофель, сваренный в «мундире», легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.

8. Печеная картошка с румяной хрустящей корочкой - традиционная еда на привале. И все, конечно, знают обычный способ печь ее, когда вымытые и просушенные клубни картофеля, закапывают в горячую золу.

9. Молодой картофель чистят так: помять его, положить в мешочек, всыпать соль и покатать по столу.

10. Картофель надо варить на умеренном огне, чтобы он не разваливался и не лопался.

11. Картофель надо чистить тонким слоем, так как под кожурой находятся соли и белки.

Под землей росла девица,

Но свежа и круглолица.

Громко лает пес Антошка:

Гав! Гав! Гав! - привет, картошка!

Песня «Антошка». (Муз. В. Шаинского)

Дети исполняют танец «Антошка»

Ведущий

Ребята, прежде чем выкопать картошку, что нужно сделать?

Посадить ее.

Мы возьмем ведерки Да и в путь - дорожку,

Дружба нам поможет Посадить картошку.

Эстафета «Посади картошку».

Дети делятся на две команды.

Первые игроки берут с «ведра» по одной картошке, бегут вперед обруча, кладут картошку в обруч, возвращаются в команду.

Эстафета «Выкопай картошку»

(V Т rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 75056 УДК 371

Елькина Л. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75056. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/75056.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Обруч - в нем картошка. Каждый игрок бежит, берет одну картошку, возвращается в команду, кладет в корзину.

Учитель. Игра. Я буду произносить фразу, если согласны с моим утверждением, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», если не согласны, хором говорите «Спорим!».

Льют осенние дожди (Мы не спорим!)

Ждет весна нас впереди (Спорим!)

Целый день мели метели (Спорим!)

Лист с деревьев опадает ( Мы не спорим!)

Ландыш белый расцветает (Спорим!)

В роще соловьи запели (Спорим!)

А в огороде картофелины поспели (Мы не спорим!)

Картофеля урожай хороший! (Мы не спорим)

Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим)

Есть размером с чемодан (Спорим)

На ветвях цветет бурьян (Спорим)

Без картофеля нам трудно (Мы не спорим)

Вбегает доктор Пилюлькин. Он озабочен, под мышкой градусник, пока бежит по залу, ставит его детям под мышки.

Доктор

Очень хорошо! Очень хорошо! Я как раз вовремя. Поступила телеграмма, что дети много говорят о картошке, может, им нужна моя помощь?

У-у! Глаза-то как горят —

Температура у ребят.

Знаю средство я одно,

Давно проверено оно:

Над картошкой подышали -Сразу все здоровы стали.

Зачихала детвора -Лечить картошкой их пора!

Будем горло прогревать!

Будем тёплый пар вдыхать!

(Дети вдыхают носом воздух и выдыхают через рот 3-4 раза).

Доктор

Над картошкой подышали?

Сразу все здоровы стали!

Вот и всё! И все здоровы!

Можете смеяться!

А теперь, друзья Мы можем посоревноваться!

Эстафета «Пронеси картошку в ложке».

Даются ложки с картошкой. Задача: пробежать до обруча и обратно и не уронить картошку.

Доктор

А сейчас еще игра,

Будем веселиться, детвора!

В кружок, ребята все ставайте И картошку собирайте!

8

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75056 УДК 371

Елькина Л. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75056. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/75056.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

(Дети стоят в кругу. Возле каждого на полу лежит картошка. Под музыку - идут по кругу. Музыка останавливается - поднимают картошку. Игра - на выбывание). Доктор (обращается к ведущему):

Да, за ваших ребят,

Я, признаюсь, очень рад!

Быстрые и смелые,

Ловкие, умелые!

Ведущий.

Спасибо, доктор Пилюлькин.

(Раздаётся телефонный звонок. Доктор берёт трубку, отвечает):

Успокойтесь, не реветь!

(ведущему)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новый вызов. Мне к больному нужно успеть.

(Прощается, убегает).

Ведущий.

А сейчас, мои ребятки,

Отгадайте-ка, загадки.

Загадки.

И зелен, и густ На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом (картошка)

Это чудо плод

Ее едим мы круглый год.

Пюре, супы, салат, окрошка Везде присутствует (картошка)

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко

Ведь, правда, вкусная... (картошка?)

Ведущий.

Ребята, послушайте пословицы про картошку.

Картошка да каша - еда наша.

Голодному и картошка лакомство.

Картофель хлебу подспорье.

Картошку копать, не руками махать.

С картошкой мы сегодня играли,

Стихи про нее читали.

Ставьте ушки на макушке -Про нее споем частушки.

Частушки

1. Гармонист, гармонист,

Разверни гармошку,

Мы сегодня пропоем частушки про картошку.

2. Посадили мы картошку Колорадский жук пришёл Вышел дед копать картошку

(V Q rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 75056 УДК 371

Елькина Л. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75056. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/75056.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

А картошки не нашёл.

3. Лучше песен про картошку В мире не было и нет,

Мы споем вам про картошку,

А вы хлопайте в ответ.

4. Ох, картошечка, картошка,

Ах, какая тебе честь!

Кабы не было картошки,

Так чего бы стали есть?

5. Эх, картошка, ты картошка,

Ты любимая моя,

Беру ложку, ем картошку Не хожу голодный я.

6. Мы картошку убирали,

Я без дела не сижу:

Папа роет, мама носит,

Ну, а я руковожу.

7. Папе с мамой помогал Собирать картошку.

Он - ведро, она - ведро,

Ну, и я немножко.

8. Посадили мы картошку, Колорадский жук пришел.

Вышел дед копать картошку,

А картошку не нашел.

9. Я мультфильм люблю смотреть, Про рыжего Антошку.

И всегда в обед беру Свою большую ложку.

10. Без мундира и в мундире Вся картошка хороша.

Целый год едим картошку Денег нету ни гроша.

11. Мы картошечку сажали В огороде, у ворот.

Зацвели на ней цветочки,

Пусть любуется народ.

12. В огород пришла коза, Растопырила глаза: -

Где же лук? А где горошек?

Все засажено картошкой.

13. Повар жарил, повар парил,

На диване задремал.

А потом вместо картошки Угольки одни собрал.

14. Братец мой по кухне рыщет, Целый час картошку ищет,

Ну а мне-то что за дело,

IV ^

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

Елькина Л. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75056. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/75056.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 75056 УДК 371

Я ее давно уж съела.

15. Ах, картошка, ты картошка! До чего же хороша!

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь - поет душа!

16. Я картошку утром ела,

Так старалась, так пыхтела,

Что картошка - на бровях,

На носу и на ушах.

17. Мы все лето ели кашу, Молоко, окрошку,

А сегодня будем есть Печеную картошку.

18. Не хочу я пить компот,

Не хочу варенье.

Ах, картошка, ты картошка -Просто объедение!

КАРТОШКА.

Она в князья не набивалась,

В стихи и песни не прошла,

Когда ростками выбивалась Из-под земли, когда цвела...

Так робко, будто понарошке,

Он набирался над ботвой -Чернильно-белый цвет картошки. Размытый дождевой водой!

Ей жизнь досталась на задворках, А в это время на виду Благоухали розы гордо.

Пионы пыжились в саду.

И хлебу, работяге-хлебу Достались красные слова:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Он - золотой под синим небом -Всему живому голова.

А ей все это и не нужно,

Она по-своему живет:

Она работает натужно,

Не уповая на почет,

Из-под земли, из самой глуби, Через каменья и песок В крахмально-сахарные клубни Вбирает сокровенный сок, Случайно ль в памяти народной,

В ее незримой глубине Таится быль о непогодной Весне - и дальше: о войне?..

И что там вкус плодов красивых И цвет нездешних ярких трав.

rw IV

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 75056 УДК 371

Когда зимой любой в России

Елькина Л. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75056. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/75056.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Картошке вымолвит спасибо,

И вспомнит все. И будет прав!

Дети исполняют песню «Картошка» и выходят из зала.

Рефлексия

Проводится в классе, который разрабатывал проект праздника: (для оценки своей работы предлагается ответить на три вопроса:

1. Что я знаю, чего не знал раньше?

2. Что я умею делать, чего не умел ранее?

3. Что я теперь делаю, чего ранее не делал?

Проводится с приглашенными на праздник детьми:

1. Чем запомнился праздник?

2. Какое настроение создал вам праздник?

Lyudmila Elkina,

Primary school teacher, Alexander Grin gymnasium, Kirov school-k3@mail.ru

Extracurricular Activity for the 3rd Form “Vyatka Potatoes Holiday”

Abstract. The article demonstrates the project technology of forming regional identity of primary school students at the example of the extracurricular activity on the educational course “Literature of the Vyatka region”. It also shows methods and techniques of learning Russian folk traditions.

Key words: personal, regulatory, cognitive, communicative learning activities; project, the subject learning results, potatoes are the “second bread”.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО ««Вятский государственный гуманитарный университет»

r>J

12 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.