Научная статья на тему 'Внедрение технологий e-learning в образовательный процесс школы'

Внедрение технологий e-learning в образовательный процесс школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимовская Ольга Валерьевна

Автор раскрывает сущность понятий системы электронного обучения, рассматривает ключевые принципы интеграции информационных технологий по системе e-learning в образовательный процесс школы. В своей работе автор делает акцент на создании информационной среды в школе, выделяет основные элементы системы взаимодействия их в информационной среде, устанавливает связь между ними. Автор предлагает вариант проведения интерактивного урока с использованием технологий e-learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение технологий e-learning в образовательный процесс школы»

Развивающие подходы в образовании

Литература

1. Буенок Т.И. «Театральная студия на французском языке», Pedsovet.su

2. Гавриш Л. Ф. Играть жизнь - значит учиться жить (о традициях школьного театра на французском языке) // Екатеринбургская школа на рубеже XX-XI веков: проблемы, приоритеты, перспективы: Тезисы Y городских педагогических чтений 13 октября - 5 ноября 1999 года / Сост. и общ. ред. А. А. Симоновой.- Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 1999.- 307 с.

3. Гавриш Л. Ф. Воспитательные возможности школьного театра // Воспитание детей: проблемы и опыт образовательной практики Екатеринбурга: Тезис YI городских педагогических чтений 18 октября - 3 ноября 2000 года / Сост. и общ. ред. А. А. Симоновой.- Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000.- 182 с.

4. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие //Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.

5. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения. //Образование

и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2010. № 11. С. 23-32.

6. Давыдова Н.Н., Суслов А. А. Управление развитие научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 5. С. 39-44.

7. Пассов Е. И. Диалог культур: социальный и образовательный аспекты (статья вторая) // «Мир русского слова».- 2002.-№ 2

8. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур [Текст] / Е. И. Пассов. Липецк.- 1998.-159с.

9. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012 г, с. 56-65

10. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности// Эксперимент и инновации в школе.-2010.- № 3

11. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников // Образование и наука. Известия УрО РАО № 6 (74), 2010 г, с. 76-84

12. Politique linguistique pour une Europe multilingue et multiculturelle, Conseil de l'Europe, Strasbourg, decembre 1997, р. 7

J

\

Трофимовская Ольга Валерьевна

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 700 г.Москва

E-mail: trofimovskayaov@gmail.ru

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ E-LEARNING

в образовательный процесс школы

_________________________________________________________Г

Аннотация. Автор раскрывает сущность понятий системы электронного обучения, рассматривает ключевые принципы интеграции информационных технологий по системе e-learning в образовательный процесс школы. В своей работе автор делает акцент на создании информационной среды в школе, выделяет основные элементы системы взаимодействия их в информационной среде, устанавливает связь между ними. Автор предлагает вариант проведения интерактивного урока с использованием технологий e-learning.

Ключевые слова: информационные технологии в образовании, информационная среда, инновационный механизм образования, интерактивный урок, электронное обучение, качественное образование.

Главной стратегической целью государственной политики в области образования сегодня является повышение доступности качественного образования, которое соответствует не только требованиям инновационного развития экономики, но и современным потребностям общества и каждого гражданина.

Одной из новейших разработок в области доступного образования является система e-learning, которая представляет собой инновационный механизм предоставления образовательных услуг обучающимся при помощи компьютеров, сетевого обучения и информа-

ционных технологий. В наш век развития интернета и мультимедиа, эта система заявила о себе как один из лучших способов передачи знаний от преподавателей ученикам. Прежде всего, благодаря своему быстродействию и экономности в использовании.

Электронное обучение является одним из направлений системы обучения e-learning. На сегодняшний день получение знаний таким способом, активно используется на всех ступенях российского образования, но преимущественно в высшей школе. Что касается средней школы, то здесь картина не такая радужная. Процесс

50

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

Развивающие подходы в образовании

интеграции электронных технологий в школе испытает массу проблем во внедрении и нуждается в эффективном развитии. Современная российская средняя школа обязана использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии, иначе мы рискуем получить большой дисбаланс при выходе выпускника из среднего учебного заведения, который не сможет быстро адаптироваться к условиям обучения в высшем учебном заведении, а точнее к его формам получения образования.

Интегрирование электронного обучения в образовательный процесс школы позволит обеспечить новое качество образования, повысит его эффективность за счет использования информационных образовательных ресурсов и технологий. Нестандартные формы и методы обучения в рамках единого образовательного стандарта создадут хорошую почву для подготовки качественного выпускника средней школы, обладающего всеми необходимыми учебными знаниями и компетенциями.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что интеграция электронного обучения в учебно-воспитательный процесс школы невозможна без установления в ней современной информационной среды. Но и этого будет недостаточно. Для эффективного внедрения программ электронного обучения в средней школе необходимо установить грамотно функционирующую взаимосвязь между учителем и учеником. Таким образом, в современной школе должна эффективно работать система трех звеньев: «Учитель-Информационная среда-Ученик». Только благодаря слаженной работе всех составляющих этой системы, внедрение электронного обучения в образовательный процесс школы можно считать успешным. Схематически эта система представлена на рис. 1.

Рассмотрим каждый элемент системы в отдельности.

Учитель - главное организующее звено системы, от качества предоставления образовательных услуг которого зависит планирование и эффективность работы всей системы. Для работы в среде e-learning учитель должен обладать навыками работы на компьютере с использованием мультимедиа, а также уметь эффективно применять их в своей работе. Для этого администрация школы обязана провести для всех преподавателей (учителей) курс повышения компьютерных знаний. При подаче учебного материала в классе учитель должен активно использовать в своей работе интерактивную доску, компьютер, видеопроектор,

Рис. 1. Система «Учитель -Информационная среда - Ученик».

DVD-проигрыватель, телевизор. Для самостоятельной работы ученика учителю рекомендуется разработать специальный электронный курс обучения по отдельной дисциплине. Такие электронные учебники должны содержать информацию о материале урока и его дополнениях, выходящих за рамки урока. Хорошей составляющей электронного учебника станет внесение в его основу электронных тестов для проверки усвоения знаний ученика, выдержек из энциклопедий как справочного материала для учащегося, а также внесение другой дополнительной информации, которая станет полезной при изучении дисциплины школьником.

Учитель должен обязательно практиковать в своей работе проведение уроков в виде презентаций в формате Power Point, а также требовать от учеников подготовки домашнего задания в виде презентаций данного формата. В данном случае речь идет о школьниках 5-11 классов. Также учитель должен использовать в своей работе видео-конференции, в которых он может проводить консультации, давать ученикам советы и рекомендации. Данный вид подачи знаний очень удобен в тех школах, где имеется удаленный территориальный доступ учителя и ученика.

Внедрение e-leaning технологий в образовательный процесс школы подразумевает проведение объединенных (интегрированных) уроков, то есть, когда в рамках изучения темы по одной дисциплине параллельно происходит изучение темы другой. Это позволяет ученику иметь общее представление о полученных знаний в рамках нескольких дисциплин, а не только одной, что расширяет его кругозор, делает получение информации на уроках более системной.

Ученик, являясь одним из звеньев системы, должен стремиться к получению знаний с использованием электронных технологий и своевременно выполнять задания, полученные учителем и эффективно осваивать учебный материал. Ученик, как и учитель, должен совершенствовать уровень своих знаний по компьютерной грамотности.

Информационная среда - это система компьютерной оснащенности школы, уровень подготовки школы к предоставлению образовательных услуг в виде электронного обучения с использованием информационных технологий. Только при условии адекватной подготовки школы к внедрению электронного обучения можно говорить об эффективном учебно-воспитательном процессе с использованием компьютерных технологий. Большую роль в этом играет грамотная политика административного аппарата школы и финансовая обеспеченность школы, которая в ряде случаев зависит от муниципальных властей.

Рассмотрим применение электронного обучения в школе на практике. Одним из способов электронного обучения является применение учителем интегрированных уроков в московской средней школе № 700 (ГБОУ СОШ № 700 г.Москвы).

Одним из таких уроков является интегрированный урок: «Литература - обществознание».

Урок проводят два учителя - учитель русского языка и литературы и учитель обществознания. Урок проводится у учеников шестого класса.

Тема урока: «Воспитание человека в семье. Формирование основных ценностей человека».

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

51

Развивающие подходы в образовании

Первую часть урока проводит учитель обществознания.

Эта часть урока проводится по теме «Воспитание человека в семье».

Учитель предлагает посмотреть презентацию Ученика 1 на тему «Что такое семья» в формате Power Point. Презентация была заранее подготовлена учеником в качестве домашнего задания.

В классе проходит обсуждение презентации. Учитель задает вопросы по теме презентации, разъясняет основные понятия по классификации видов семей, функции семьи.

Ученик 2 показывает презентацию в формате Power Point на тему «Права и обязанности родителей».

После идет активное обсуждение презентации учениками.

Учитель обращает внимание учеников на интерактивную доску. На ней изображен перечень вопросов к обеим презентациям для закрепления пройденного материала. После обсуждения вопроса, на доске появляется правильный ответ на него.

Учитель рассказывает о социализации человека в обществе, предлагает обсудить вопрос влияния семьи на мировоззрение ребенка, в том числе и на его выбор своих друзей.

Вторая часть урока. Проводит учитель русского языка и литературы.

Эта часть урока проводится по теме «Что такое дружба?»

Учитель начинает урок с вопроса к классу: что обозначает слово «дружба», каково его значение, каким должен быть друг?

Далее ученикам предлагается посмотреть презентацию учителя к уроку в формате Power Point.

В классе идет обсуждение просмотренной презентации, после чего ученикам предлагается выступить с подготовленным домашним заданием, также в виде презентаций на тему «Кто мой друг». Ученики представляют друг другу рассказы о своих друзьях. Учащимися класса происходит обсуждение сочинений.

Ученик 3 показывает презентацию на тему: «Как в рассказе Нагибина отразились значения слова «дружба»? В классе проводится дискуссия по презентационному материалу.

Учитель представляет классу презентацию на тему «Мой первый друг, мой друг бесценный», зачитывает стихотворение А. С. Пушкина. Ученики хором читают стих вместе с учителем. Далее идет коллективное обсуждение содержания стихотворения.

После учитель проводит электронную викторину урока. Ученикам предлагается ответить на вопросы учителя, изображенные на интерактивной доске. После обсуждения каждого вопроса учениками, на экране высвечивается правильный ответ. Вопросы охватывают весь изученный материал по литературе за период обучения в шестом классе.

Учитель включает на электронном музыкальном проигрывателе песню для прослушивания учениками в исполнении В. С. Высоцкого «Если друг оказался

вдруг...». После он спрашивает мнение ребят об этой песне. В классе идет активная дискуссия.

Затем ученикам предлагается вспомнить известные пословицы и поговорки, связанные с дружбой. Ребята выдвигают свои варианты, учитель добавляет свои. Акцент учителя делается на пословице: «Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты». Проводится обсуждение основных понятий дружбы.

Теперь учителем предлагается классу обсудить высказывание древнегреческого философа Пифагора: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, недруги стали друзьями». Учитель предлагает ученикам выбрать свое отношение к данному высказыванию из предложенных вариантов. Первый вариант: право людей на свою точку зрения; второй вариант: терпимость, третий вариант: ответственность. Далее в классе проводится активное обсуждение вариантов ответа, после чего учитель делает основной акцент на непреходящих нравственных ценностях человека.

Учитель обращает внимание учеников на интерактивную доску. На доске изображены вопросы к теме урока:

1. Какие человеческие качества приобретают особое значение в современном мире? Почему?

2. Как вы думаете, всегда ли человеку следует поступать так, как хотят от него другие люди?

В классе проводится коллективное обсуждение данных вопросов. Ученики получают домашнее задание, урок окончен.

Оба учителя принимают активное участие в обеих частях интегрированного урока.

Внедрение в образовательный процесс средней школы интегрированных уроков позволит весомо увеличить уровень качества подачи учебного материала от учителя ученикам. Создав необходимые для этого условия, школа может не только улучшить показатели успеваемости школьников, но и повысить показатели сдачи учениками ЕГЭ, тем самым сможет качественно удовлетворить требования высших учебных заведений, необходимые при приеме абитуриентов. Интеграция в учебный процесс технологий e-learning во всех российских школах позволит сделать среднее образование в России качественным, доступным и конкурентоспособным на мировом уровне.

Литература

1. Борзых А. А., Горбунов А. С. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции e-learning // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society), 2009.

2. Буханцева Н.В., Дудина И. А. Модель e-learning как инструмент управления электронными ресурсами вуза // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society), 2009.

3. Оганесянц Н. Конструктивистские подходы в e-learning // Высшее образование в России, 2008.

4. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. - М.: КУДИЦ-Образ, 2005.

5. Материалы V Международной конференции по вопросам обучения с применением технологий e-learning «MOSCOW Education Online 2011».

52

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.