Научная статья на тему 'Внедрение системы контроля текущей и рубежной успеваемости студентов с использованием балльно-рейтинговой оценки'

Внедрение системы контроля текущей и рубежной успеваемости студентов с использованием балльно-рейтинговой оценки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / LEARNING ACTIVITIES / LEARNING MOTIVATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хныкина Т. С., Фомиченко И. А.

В статье проведено исследование взаимосвязи форм контроля успеваемости и мотивации учебной деятельности студентов на этапе обучения. Разработана новая система контроля успеваемости студентов, которая направлена на построение новой системы взаимодействия студентов с преподавателем, в первую очередь, а также на взаимоотношения между студентами. Проведенный анализ мотивации к учебной деятельности, после внедрения данной методики, показал более высокие показатели внутренней мотивации студентов к учению, удовлетворенности студентов выбранной профессией и учебным процессом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of a system to control the current and boder student progress using score-ratings (Russia, Saint-Petersburg)

The article reviews the research of the investigation of the relationship between forms of control performance and motivation of educational activity of students during the training stage. It develops a new system for monitoring student progress, which is aimed at building a new system of interaction of students with teachers in the first place, as well as on the relationships between students

Текст научной работы на тему «Внедрение системы контроля текущей и рубежной успеваемости студентов с использованием балльно-рейтинговой оценки»

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

5. Зеер Э.Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода // Профессиональное образование. — 2007. — № 4. — С. 9-10.

6. Крофорд А., Сол Э.В., Мэтьюз С., МаКинстер Дж. Стратегии активного обучения и мышления. — ИОО: Нью-Йорк — Будапешт, 2004.

7. Настройка образовательных программ в российских вузах: описание проекта [Электронный ресурс]. URL: www.iori.hse. ru/tuning.

8. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: Методические рекомендации. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

9. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза: Методические рекомендации. — Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012.

10. Соснин Н. Компетентностный подход: проблемы освоения // Высшее образование в России. — 2007. — № 6. — С. 42-45.

11. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr-portal.ru/pages/hrm/ comp01.php.

12. Хасия Т.В. Компетентностный подход: инновационные технологии в подготовке компетентных специалистов // Молодой ученый. — 2011. — №12. — Т.2. — С. 150-151.

13. Чернова Ю.К., Антипова О.И. Технология реализации компетентностного подхода в образовании и в производственной деятельности. — Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009.

14. Шаронова С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (сравнительный анализ стран ЕС и России) // Со-циол. исследования. — 2008. — № 1. — С. 138-145.

1 Здесь и далее термин «профессиональная компетенция» используется в значении способности специалиста применять знания, умения и практический опыт для успешной реализации трудовой функции; «общая (общекультурная) компетенция» — способность осуществлять универсальный способ деятельности, инвариантный для всех (большинства) видов профессиональной деятельности и направленный на решение профессионально-трудовых задач.

2 Образовательная технология представляет собой специальный набор методов и приемов обучения, обеспечивающий достижение заявленных целей (с допустимой нормой отклонения).

3 Квазипрофессиональной называется деятельность, максимально приближенная к реальной профессиональной.

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ТЕКУЩЕЙ И РУБЕЖНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

студентов с использованием балльно-рейтинговой оценки

Т.С. Хныкина,

доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,

кандидат экономических наук khnykin@rambler.ru

И.А. Фомиченко,

доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,

кандидат экономических наук t.fomichenko@yandex.ru

В статье проведено исследование взаимосвязи форм контроля успеваемости и мотивации учебной деятельности студентов на этапе обучения. Разработана новая система контроля успеваемости студентов, которая направлена на построение новой системы взаимодействия студентов с преподавателем, в первую очередь, а также на взаимоотношения между студентами. Проведенный анализ мотивации к учебной деятельности, после внедрения данной методики, показал более высокие показатели внутренней мотивации студентов к учению, удовлетворенности студентов выбранной профессией и учебным процессом.

Ключевые слова: учебная деятельность, учебная мотивация, студенты

ББК Ч481ю28я7

Важность решения проблемы мотивации учебной деятельности определяется тем, что мотивация учения является существенно необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение к учению может стать причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента.

В то же время одной из главных проблем в дидактике является эффективный контроль, и неправильная организация этой существенной части учебного процесса негативно сказывается на успешности обучения. Решению данной проблемы посвящены многочисленные исследования.

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:

• они должны быть «валидными» (четко соответствовать программам преподавания);

• жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего);

• «доступными» (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).

Контроль является эффективным средством формирования учебной мотивации студентов, если в его организации и проведении нашли отражение основные пути формирования учебной мотивации, учтена мотивационная специфика различных видов контроля при изучении отдельной темы и созданы условия, способствующие выбору студентами стратегии достижения успеха.

В связи с этим автор считает особенно важным аспектом разработку новых форм и методов контроля успеваемости, позволяющих решить проблемы учебной мотивации студентов.

378

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Целью настоящего исследования явилось определение взаимосвязи форм контроля успеваемости и мотивации учебной деятельности студентов на этапе обучения.

В связи с поставленной целью, необходимо решить ряд задач:

1. Изучить научную литературу по проблемам изучении учебной мотивации студентов и формам и функциям контроля успеваемости в образовательной организации.

2. Разработать систему контроля успеваемости для студентов по дисциплинам.

3. Подобрать пакет методик для исследования мотивации учебной деятельности студентов.

4. Эмпирически выявить и описать особенности мотивации учебной деятельности студентов в начале обучения, и после использования различных форм контроля успеваемости.

Объектом данного исследования является использование контроля успеваемости в процессе обучения в образовательной организации. Предметом исследования — выявление связи между применяемыми формами контроля успеваемости и мотивацией учебной деятельности студентов. Гипотеза исследования: применение разных форм контроля успеваемости связано с формированием разного уровня познавательной мотивации в составе учебной мотивации студентов.

Выборку составили студенты Санкт-Петербургского образовательного учреждения.

В исследовании приняли участие два курса студентов, а каждом курсе по 4 учебных группы.

Ко всем студентам в течение предыдущего эмпирическому исследованию семестра применялась одинаковая система контроля, традиционно применяющаяся при освоении дисциплин (рис.1).

Рис.1. Система контроля успеваемости студентов до проведения исследования

ш

Текущий контроль — форма контроля учебной работы и оценки качества подготовки обучающихся. Предметом оценивания являются знания, умения и компетенции обучающихся в течение семестра.

Рубежный контроль — это зачетно-экзаменационная сессия, которая проводится в конце каждого семестра (зимняя или летняя).

Экзамены — заключительный этап изучения данных учебных дисциплин. Проводится с целью проверки знаний студентов по теории и сформированности навыков решения практических задач.

В семестре, предшествующем исследованию к студентам не предъявлялось строгих требований по посещению. Основным условием было выполнение практических заданий, контрольных работ и тестов. Всем студентам необходимо было сдавать экзамен, только условия сдачи экзамена были разные. Для того, чтобы на экзамене отвечать только по двум теоретическим вопросам, студенту необходимо было в течение семестра без ограничения срока сдать выполненные практические задания, контрольные работы и тесты.

На рис.2 представлены условия прохождения промежуточного контроля в предшествующем периоде.

Рис. 2. Контроль успеваемости и условия прохождения промежуточного контроля до проведения исследования

В случае если что-то из вышеперечисленного было не сдано, студент отвечал на экзамене по двум теоретическим вопросам и выполнял практическое задание.

В следующем семестре для одного курса использовалась старая система контроля успеваемости, для другого курса предложена новая.

На рис.3 представлена новая система контроля успеваемости и условия прохождения контроля в следующем семестре.

Более подробное описание содержания системы контроля успеваемости представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1

Система контроля студентов исследуемого курса

БЛОК Вид занятий Предмет контроля Стандарт контроля Регулярность проведения

I. Лекционные • Посещение лекций • Наличие конспекта • Соблюдение дисциплины Каждая лекция

• Тесты по лекциям • Своевременное и корректное написание тестов В конце темы

Практические • Посещение практических занятий • Отсутствие опозданий • Соблюдение дисциплины Каждое практическое занятие

• Выполнение текущих заданий и этапов • Соблюдение сроков сдачи этапов и заданий • Правильность выполнения В соотв. с планом занятий

• Презентация этапов • Своевременная подготовка презентации • Успешное выступление • Ответы на вопросы В соотв. с планом занятий

Курсовая работа • Написание курсовой работы • Защита курсовой работы • Соблюдение требований к курсовой работе • Своевременная сдача курсовой работы • Защита курсовой работы В соотв. с планом занятий

Личные баллы • Дисциплинированность • Инициативность • Ответственный подход к выполнению заданий В конце модуля/ в конце семестра

II. Факультатив Участие в факультативе • Участие в качестве выступающего • Участие в качестве критика Ежемесячно

III. Деловая игра Участие в игре • Прохождение отборочного тура • Участие в составе одной из команд • Успешное выполнение заданий Однократно, в конце семестра

379

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Рис.3. Промежуточная аттестация и возможные итоги для студентов исследуемого курса

Новая система контроля опиралась на балльно-рейтинговую систему, которая, в свою очередь, давала студентам возможность получения автоматически оценки за экзамен при прохождении рубежного контроля.

Итогом изучения дисциплины может быть 4 варианта. Для того, чтобы этого достигнуть, в каждом из вариантов, необходимо выполнить ряд условий. Более подробное описание содержания системы контроля успеваемости дано в таблице 1.

При выполнении заданий каждого блока студент мог набрать определенное количество баллов.

Баллы начислялись следующим образом.

1 блок — максимально 55 баллов

1. Лекционные занятия — максимальное количество баллов — 15 баллов.

2. Практические занятия — максимальное количество балов — 30 баллов.

3. Курсовая работа — максимальное количество баллов — 10 баллов.

2 блок — максимально 30 баллов

Участие в 3-х факультативах — максимальное количество баллов — 30 баллов.

3 блок — максимально 15 баллов.

Участие в деловой игре и получение результатов — максимальное количество баллов — 15 баллов.

В табл.2 представлены суммы баллов, которые необходимо набрать для получения конкретной оценки в итоге изучения дисциплины.

Таблица 2

Шкала пересчета баллов в оценку

Количество набранных баллов Оценка по 5-балльной системе Оценка

Менее 60 баллов 2 «неудовлетворительно»

от 60 до 74 3 «удовлетворительно»

от 75 до 90 4 «хорошо»

от 91 до 100 вкл. 5 «отлично»

По окончании семестра и прохождения промежуточной аттестации, авторами был проведен анализ учебной мотивации студентов данных групп.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики:

— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

— применение психодиагностических методик для исследования особенностей мотивации учебной деятельности студентов, в том числе тест-опросник удовлетворенности учебной деятельностью (УУД) Мищенко Л.В., методика диагностики мотивации учения студентов Пакулиной С.А., Кетько С.М., методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Ильиной Т.И., методика изучения мотивов учебной деятельности студентов Реана А.А., Якунина В.А. в модификации Н.Ц. Бадмаевой.

— педагогическое проектирование для разработки разных форм контроля успеваемости студентов;

— математико-статистические методы анализа данных.

Студентам было предложено пройти обследование по 4 методикам, выявляющим различные аспекты мотивации учебной деятельности студентов 2 раза. Таким образом, в исследова-

нии можно выделить показатели учебной мотивации студентов, полученных в ходе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) 1 срез — в начале 1 семестра учебного года, после того как оценка успеваемости проводилась при помощи традиционно принятых форм контроля;

2) 2 срез — в конце 2 семестра учебного года, после того как оценка успеваемости проводилась при помощи разработанных нами форм контроля.

Учебные занятия и контроль успеваемости с использованием разных систем контроля проводили одни и те же преподаватели (авторы исследования).

В результате анализа в рамках 1 среза с использованием четырех методик можно сделать следующие выводы:

— мотивация учебной деятельности студентов исследуемых курсов имеет схожие уровни и показатели;

— в составе мотивации учебной деятельности студентов обоих курсов большую роль играет внешняя мотивация, связанная с получением диплома, социальными мотивами, мотивами престижа,

— сравнение внешних и внутренних составляющих в мотивации поступления в вуз, реальных мотивах учебной деятельности и мотивах профессионального становления показывает, что в каждой из этих групп мотивов также наблюдается значительная часть внешней мотивации;

— удовлетворенность студентов разными аспектами обучения в вузе имеет самые низкие показатели по шкале удовлетворенности учебным процессом (в наибольшей степени удовлетворены бытом, бюджетом, досугом, здоровьем), что косвенно свидетельствует о несоответствии ожидаемого и реально существующего в ходе обучения студентов;

— вместе с тем, в иерархии наиболее сильно выражены профессиональные мотивы, что может быть проинтерпретировано как позитивный факт, имеющий значение для выработки педагогических рекомендаций, направленных на повышение внутренних мотивов профессионального становления студентов.

Полученные результаты показывают актуальную необходимость поиска педагогических средств, позволяющих повысить уровень познавательных, внутренних мотивов в учебной деятельности студентов и удовлетворенность студентов учебным процессом. По нашему мнению, одним из таких средств может выступить грамотное применение совокупности средств текущего и промежуточного контроля успеваемости студентов.

Результаты исследования учебной мотивации у студентов, к которым применялась старая система контроля, во втором срезе исследования показали, что их результаты остались практически без изменений. Это закономерно, т.к. по отношению к ним использовалась старая система контроля успеваемости.

Результаты другого курса, для которого использовалась новая система контроля, имели значительные изменения. Рассмотрим их более подробно.

В табл.3 представим результаты, полученные на 1 этапе исследования, в условиях традиционных форм контроля успеваемости, и на 2 этапе, в условиях внедрения новых форм контроля, описанных выше.

Как видно из таблицы 3, наибольшие изменения произошли по шкалам общего уровня удовлетворенности учебной деятельностью — он повысился с 2,65 до 2,75 (что весьма значимо при выборке в 90 человек), и удовлетворенности учебным процессом, который повысился с 2,2 до 2,7 баллов и переместился с 5 места на 2.

Рассмотрим результаты исследования по методике диагностики мотивации учения студентов Пакулиной С.А., Кетько С.М. после внедрения новой системы контроля успеваемости

Испытуемым нужно было оценить значимые для них мотивы обучения в вузе. Данная методика позволила выявить изменения в составе внутренней по группам мотивов (табл. 4, 5).

По данным таблиц 4 и 5 можно сделать следующие выводы:

— Повысился уровень внутренней мотивации с 47 до 57. Можно предположить, что у студентов увеличился интерес к профессии, появилось желание успешно учиться и приобретать глубокие знания, получать интеллектуальное удовлетво-

380

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 3

Сравнительные показатели удовлетворенности студентов учебной деятельностью на 1 и 2 этапе исследования

Субшкалы удовлетворенности До внедрения После внедрения

Средний балл Ранг Средний балл Ранг

Общая удовлетворенность 2,65 2,75

удовлетворенность учебным процессом 2,2 5 2,7 2

удовлетворенность воспитательным процессом 2,45 3 2,5 4

удовлетворенность избранной профессией 2,48 2 2,7 2

удовлетворенность взаимоотношениями и взаимодействием 2,41 4 2,6 3

удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем 3,18 1 3,18 1

Таблица 4

Итоги исследования внутренней мотивации учения 5-го курса по методике Пакулиной С.А., Кетько С.М.

Вид мотивации До внедрения После внедрения

Составляющие мотивации Средний балл Средний балл

Общий уровень 47 57

Мотивы поступления в вуз 16 19

Реально действующие мотивы 17 21

Профессиональные мотивы 14 17

Таблица 5

Итоги исследования внешней мотивации учения 5-го курса по методике Пакулиной С.А., Кетько С.М.

Вид мотивации До внедрения После внедрения

Составляющие мотивации Средний балл Средний балл

Общий уровень 60 56

Мотивы поступления в вуз 20 20

Реально действующие мотивы 19 18

Профессиональные мотивы 21 18

рение, самореализация, самосовершенствование. Это может проявляться в том, что студенты перестают бояться заданий оптимальной трудности и трудных заданий, появляется творческий подход к решению проблемы, учебных задач.

— Снизился уровень внешней мотивации к учению с 60 до 56.

Исследования по методике изучения мотивации обучения в ВУЗе Ильиной Т.И. после внедрения новой системы контроля успеваемости показала после внедрения новой системы контроля следующие результаты по мотивации (табл. 6).

Таблица 6

Итоги исследования мотивации обучения в ВУЗе по методике Ильиной Т.И. (средние баллы)

Шкалы До внедрения После внедрения

Шкала «Приобретение знаний» 6,0 8,7

Шкала «Овладение профессией» 6,0 9,2

Шкала «Получение диплома» 8,5 8,5

Из табл.6 видно, что выраженность основных мотивов учебной деятельности претерпела изменения:

- По шкале «Приобретение знаний» показатели повысились с 6 до 8,7. Можно предположить, что предложенная форма контроля, снижающая тревогу студента за оценку на экзамене,

способствует тому, чтобы студенты стремились получать, а не заучивать информацию.

- по шкале «Овладение профессией» показатели повысились с 6 до 9,2. Возможно, благодаря новой форме контроля и полученным при активных формах работы навыкам, у студентов появилось желание стать в своей профессии грамотным.

- по шкале «Получение диплома» были выделены высокие показатели 8,5 баллов. Этот результат не изменился. Автор считает, что наличие диплома в настоящее время является важным мотивом для устройства на работу.

В психологической литературе имеется указание на то, что к концу обучения у студентов наблюдается повышение значимости познавательных и профессиональных мотивов (Реан А.А., 1998), что и подтвердилось в нашем исследовании. Однако, в нашем исследовании промежуток между срезами был относительно небольшой, а рост познавательных мотивов весьма значительный, что позволяет говорить о том, что здесь проявилось влияние внедренных форм контроля. Это же подтверждается отзывами студентов, а также тем, что в контрольной группе 3 курса никаких значимых изменений в мотивации учебной деятельности за тот же промежуток времени не произошло.

Анализ по методике изучения мотивов учебной деятельности Реана А.А., Якунина В.А. (модификация Н.Ц. Бадмаевой) показал следующие результаты по изучению мотивов на этапах традиционных форм контроля и внедрения новых (табл.7).

Таблица 7

Итоги исследования по методике изучения мотивов учебной деятельности студентов Реана А.А., Якунина В.А. (модификация Н.Ц. Бадмаевой)

Виды мотивов До внедрения После внедрения

Коммуникативные мотивы 13 17

Мотивы избегания 8 9

Мотивы престижа 15 17

Профессиональные мотивы 29 31

Мотивы творческой самореализации 6 9

Учебно-познавательные мотивы 10 14

Социальные мотивы 19 20

В результате исследования было выявлено, что у студентов курса, для которого применялась новая система контроля, несколько возросли профессиональные мотивы — значение изменилось с 29 на 31, на втором месте по-прежнему социальные мотивы — было 19, стало 20 баллов, на третьем месте у студентов — по-прежнему мотивы престижа и коммуникативные. Таким образом, общая иерархия мотивов не изменилась. Однако важным результатом является то, что уровень выраженности учебно-познавательных мотивов повысился с 10 до 14, что является достаточно выраженным изменением.

Итак, после внедрения данной системы контроля успеваемости был проведен анализ мотивации к учебной деятельности. Он показал, что в сравнении с первым этапом исследования были выявлены более высокие показатели внутренней мотивации студентов к учению, удовлетворенности студентов выбранной профессией и учебным процессом, а также уровень учебно-познавательных и профессиональных мотивов в учебной деятельности.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Исследование мотивации учебной деятельности у студентов обоих курсов в условиях традиционных форм контроля успеваемости показали, что характеристики мотивации учебной деятельности студентов имеют схожие уровни и показатели.

В условиях введения новых форм контроля выявлены различия в следующих характеристиках мотивации учебной деятельности студентов исследуемого курса по сравнению с первым этапом исследования:

1) выявлен более высокий уровень удовлетворенности учебным процессом, уровень взаимоотношениями и взаимодействием в учебном процессе, и в целом, более высокий уровень общей удовлетворенности учебной деятельностью; уровень

38 1

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

удовлетворенности бытом, бюджетом, досугом, здоровьем остался прежним;

2) выявлен более высокий общий уровень внутренней мотивации и более низкий общий уровень внешней мотивации учения студентов; соотношение внутренних и внутренних мотивов в группе мотивов профессионального становления не изменилось;

3) значимо более высокий уровень познавательной мотивации (шкала «Приобретение знаний»), при сохраняющемся высоком уровне внешней мотивации (шкала «Получение диплома»);

4) внутри сохраняющейся иерархии мотивов учебной деятельности студентов (по результатам методики Бадмаевой,

наиболее важными являются профессиональные мотивы, социальные мотивы, мотивы престижа и коммуникативные) выявлен более высокий уровень выраженности учебно-познавательных мотивов студентов.

Выявленные различия в показателях мотивации учебной деятельности при разных условиях текущего, промежуточного и итогового контроля у студентов, отсутствие различий в соответствующих показателях в контрольной группе студентов, отзывы студентов о новой системе контроля в процессе обучения позволяют утверждать, что гипотеза о взаимосвязи применяемых форм контроля и мотивации учебной деятельности студентов подтвердилась.

Литература

1. Даринская Л.А. Педагогика. Дидактика высшей школы. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПГУ, 2011.

2. Кравченко А.И. Психология и педагогика. — М.: Инфра-М, 2013.

3. Курочкина О.В. Формирование условий реализации модели государственного заказа на подготовку кадров для приоритетных экономических кластеров // Экономика и управление. — 2011. — № 12 (74)

4. Мищенко Л.В. Методика диагностики удовлетворенности учебной деятельностью // Вестник ПГЛУ. Психология. — 2007. — №1-2.

5. Пакулина С.А., Кетько С.М. Методика диагностики мотивации учения студентов. — СПб., 2011.

6. Преподаватель ВУЗа: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2011.

7. Методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реан, В.А. Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой // Электронный ресурс www.gurutestov.ru

8. Методика «мотивация обучения вузе» Т.И. Ильиной // Электронный ресурс www.elib.me

382

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.