Научная статья на тему 'Внедрение результатов исследований потребителей образовательных услуг в систему управления вузом'

Внедрение результатов исследований потребителей образовательных услуг в систему управления вузом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / MONITORING OF EDUCATIONAL SERVICES / MARKETING RESEARCH / COMPETITIVE SPECIALIST / CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Ю.Н., Матюшко А.В.

В статье рассматривается система исследований потребителей образовательных услуг, реализуемая в Оренбургском государственном университете. Представлена подробная характеристика: предмет, объект исследований, методология, используемые технологии, цели и задачи проводимого мониторинга в сравнении с зарубежной системой Institutional Research, схематично представлены исследуемые вопросы. Приведены основные результаты мониторинга за 2013–2014 гг., даны рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности молодых специалистов и развитию партнерских отношений вузов и работодателей региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of research results of educational services consumers into the system of higher educational institution administration (Russia, Orenburg)

The article discusses the system of research of educational services consumers implemented in Orenburg State University, including the object of research, its methodology and technologies, aims and tasks of the monitoring, etc. in comparison to the Western Institutional Research system. The authors present the major results of the monitoring over the period of 2013-2014, discuss the raising of competitiveness of young specialists and development of partnership relations between higher educational institutions and employers on the regional level

Текст научной работы на тему «Внедрение результатов исследований потребителей образовательных услуг в систему управления вузом»

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

работника равна 42159 рублей. В таблице 4 представлены показатели, используемые в модели Руана.

Модель Руана позволяет выявить прямой, косвенный и совокупный экономический эффект от деятельности университета в рамках региональной системы. Данное влияние для Пермского национального исследовательского политехнического университета оценено на уровне 3240505,2 тыс. руб., 113417,7 тыс. руб. и 3353922,9 тыс. руб. соответственно.

В работе произведена оценка экономического влияния университета по двум методам, что позволяет более сделать более полные и объективные выводы. Экономическое влияние университета достаточно значимо для любой территории. Особенно

важны данные эффекты при рассмотрении Пермского национального исследовательского политехнического университета, так как Пермский край является промышленным регионом. В целом, выявленные эффекты позволяют говорить о достаточном уровне влияния деятельности университета. По модели Руана расходы вуза оценены на уровне 0,16% от ВРП.

Метод ACE не был использован в работе в полном объеме. В будущем при наличии количественных данных целесообразно рассчитать влияние по данной методике. Также рационально усовершенствовать существующие инструменты, добавив к ним показатели, отражающие результаты взаимодействия университета с промышленными предприятиями и органами власти.

Литература

1. Lambooy J. Knowledge production, organization and agglomeration economies. — AME Congress Paper, 1996.

2. Pellenbarg P.H. How to calculate the impact of university on the regional economy. A case study of the University of Groningen, The Netherlands, University of Groningen. Regional Quantitative Analysis Research Group: University of Barcelona, 2005.

3. Каменских М.А. Исследование влияния университетов на региональное экономическое развитие // Региональная экономика: теория и практика. — 2014. — № 42 (369).

4. Челнокова О.Ю., Фирсова А.А. Типология подходов к анализу влияния университета на инновационное развитие региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. — Сер.: Экономика. Управление. Право. — 2013. — Т. 13. — № 4-1.

5. Boot G, Jarrett J. The identification and estimation of a University’s Economic Impacts // Journal of Higher Education. — 1976. — Vol. 47. No. 5.

6. Caffrey J., Isaacs H.H. Estimating the impact of a College or University on the Local Economy. Washington, DC: American Council on Education, 1971.

7. Ryan J, Malgieri P Economic impact studies in community colleges: the short cut method // National Council for Resource Development. Resource Paper, 1992.

8. Отчет о научной деятельности вуза (организации). Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» за 2014 год. — 112 с.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ*

Ю.Н. Никулина,

доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургского государственного университета,

кандидат экономических наук isabella5678@mail.ru

А.В. Матюшко,

магистрант кафедры управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургского государственного университета

В статье рассматривается система исследований потребителей образовательных услуг, реализуемая в Оренбургском государственном университете. Представлена подробная характеристика: предмет, объект исследований, методология, используемые технологии, цели и задачи проводимого мониторинга в сравнении с зарубежной системой Institutional Research, схематично представлены исследуемые вопросы. Приведены основные результаты мониторинга за 2013-2014 гг., даны рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности молодых специалистов и развитию партнерских отношений вузов и работодателей региона.

Ключевые слова: мониторинг образовательных услуг, маркетинговые исследования, конкурентоспособный специалист, потребители образовательных услуг, качество образования.

УДК 331.52 ББК 65.291.31

О необходимости интеграции маркетинговых исследований в деятельность высших учебных заведений в России говорят с начала XXI века, когда стало очевидным, что развитие высшего образования определяется общественным спросом и запросом [1]. Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности — с повышением уровня образования населения и профессиональной подготовленности молодых кадров. Именно в сфере повышения качества образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста регионов, в том числе Оренбургской области.

В современных условиях необходимы новые критерии и методы оценки соответствия объема, структуры и качества подготовки студентов и выпускников ожидаемому спросу региона (отрасли) на специалистов, требованиям рыночной экономики, а также оценка влияния факторов образовательной среды на процессы профессионального самоопределения, трудоустройства, адаптации к условиям современного рынка труда, карьерного продвижения молодых специалистов. Как отмечают Авраамова Е.М. и Верпаховская Ю.Б., присущие трудовой сфере сложность и динамичность порождают нередко у молодых специалистов неточные представления о ней, вызывают у них

* Данное исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Оренбургской области (проект № 14-13-56006).

363

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

неадекватные ожидания. С другой стороны, во многих случаях работодатель вынужден инвестировать в молодого специалиста с целью переобучения под требования компании [2].

Поэтому одним из перспективных направлений деятельности вузов становится исследование тенденций и перспектив развития рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования и проведение маркетинговых исследований потребителей образовательных услуг высших учебных заведений и субъектов рынка труда региона. Одним из критериев эффективности качества образования является уровень развития системы профориентации и содействия трудоустройству выпускников. Исследование данной системы и разработка предложений по ее совершенствованию основаны на использовании результатов комплексного мониторинга процессов профессионального самоопределения, трудоустройства, адаптации к условиям современного рынка труда, карьерного продвижения молодых специалистов.

Необходимость развития аналитического маркетингового комплекса в современном университете исходит из того, что образовательная политика и научно-исследовательская деятельность должны базироваться не на субъективных суждениях и ожиданиях лиц, принимающих решения, а на результатах социологических исследований, которые оказывают содействие менеджменту вуза в понимании конъюнктуры рынка, изменений в предпочтениях потребителей, определении проблем востребованности выпускников вуза на региональном рынке труда и т.д. [3]. Маркетинговый подход к управлению качеством образования в вузе ориентирует руководство вуза и профессорско-преподавательский состав на достижение удовлетворенности всех групп потребителей (абитуриентов, студентов, выпускников, молодых специалистов, предприятий-работодате-лей) и повышение уровня конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Использование маркетинговых методов и инструментов (в том числе проведение маркетинговых исследований) позволяет получать актуальную информацию и принимать эффективные управленческие решения.

Интеграция маркетинговых или социологических исследований в систему принятия управленческих решений позволит вузу более грамотно и эффективно выстраивать как тактическую, так и стратегическую политику в области качества в отношении конкурентов, внутренних и внешних потребителей, уменьшить величину конкурентных рисков, экономить денежные средства от неэффективных управленческих решений.

Одно из условий обеспечения успехов вуза на рынке образовательных услуг — наличие информации о том, как складываются судьбы его выпускников. В статье А.Г.Эфендиева, Е.С.Балабановой выявлены некоторые ограничения эмпирической базы проводимых в последнее десятилетие исследований в университетах. Большинство из них основаны на оп-

росах студентов и работодателей либо молодых сотрудников организаций без привязки к их вузам [4]. Другие исследования, привязанные к конкретным учебным заведениям, ограничены малыми отрезками времени и небольшими выборками. Мы согласны с А.Г.Эфендиевым и Е.С.Балабановой, что большинство исследований нацелены преимущественно на изучение установок респондентов и в меньшей степени — на реальные результаты профессиональной карьеры. Кроме того, на наш взгляд, полученные в ходе исследований данные обязательно должны использоваться в системе управления учебных заведений, что не всегда бывает и ограничивается лишь констатацией фактов без разработки рекомендаций и прогноза на будущее.

Зарубежная практика проведения внутренних исследований университетов. Исследования потребителей образовательных услуг вузов пользуются достаточно большой популярностью как среди отечественных социологов и экономистов, так и среди зарубежных. В России повышенное внимание этому вопросу стали уделять в конце ХХ — начале ХХ! вв. В частности, эти вопросы рассматривают такие современные исследователи как Е.В. Белоусова, С.А. Клименко, М.А. Правдина, О.И. Шестак и другие.

Для зарубежных, в первую очередь, крупных, университетов наличие внутренней структуры, отвечающей за institutional research (IR), или исследование университета, за несколько десятилетий стало само собой разумеющимся. Institutional research как самостоятельную прикладную область знаний характеризуют: опора на теоретические концепции в рамках социологии и экономики образования, менеджмента университетов; проведение эмпирических исследований внутри отдельных вузов и (или) использование готовых баз данных; нацеленность на решение практических задач по управлению университетами, развитие которых сопряжено в конечном счете с усовершенствованием системы высшего образования в целом.

Конкурентоспособность вуза и объем финансовых поступлений напрямую связаны с его статусом и общественной репутацией, а последние, в свою очередь, сопряжены с измерением позитивных — индивидуальных и общественных — эффектов от функционирования университета. В такой ситуации institutional research становится способом формирования репутации и легитимации вуза. Данные исследований служат не только для тестирования проводимой политики и планирования стратегии на будущее, но также используются для официальной отчетности и публичной демонстрации того, насколько эффективны вузовские программы, структуры и инициативы; в какой степени администрация вуза заинтересована в изучении и усовершенствовании университета [5].

Обобщая опыт проведения IR в зарубежных странах, можно отметить, что в данной системе четко прослеживаются две ключевые цели университетских исследований:

Рис. 1. Система отношений «Абитуриент — первокурсник — третьекурсник»

364

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

- внешняя — легитимация вуза и его деятельности перед лицом собственников (государство либо же частные вузы), удовлетворение внешних запросов и требований по отчетности;

- внутренняя — предоставление сведений, необходимых для управления университетом, стратегического планирования и принятия административных решений.

Что касается модели, описываемой в настоящей статье, то цель ее внедрения совпадает с западной Institutional research только в области реализации внутренних целей. Основное же отличие от зарубежной системы — внешние цели. Внешней целью является направленность на удовлетворение потребностей всех групп потребителей образовательных услуг (абитуриентов, студентов, выпускников, молодых специалистов и предприятий-работодателей), а не только собственников вуза.

Комплекс маркетинговых исследований включает в себя внутренние и внешние исследования. Комплекс внутренних исследований:

- исследование «Твой выбор, абитуриент» — исследование абитуриентов и процесса поступления в вуз: уровень подготовки абитуриентов; факторы, определившие выбор вуза и направления подготовки (специальности) для поступления; эффективность организации приемной кампании и технологий продвижения вуза и образовательных программ во внешней среде; причины ухода абитуриентов в другие вузы; ожидания от обучения и требования к качеству образования;

- «Первокурсник», «Третьекурсник» — изучение студентов: вопросы профессионального самоопределения; удовлетворенность обучением и факторы, оказывающие на нее влияние; ожидания от обучения; оценка качества преподавания и удовлетворенность качеством организации учебного процесса; уровнем оснащенности и состоянием материально-технической базы и т.д.;

- «Выпускник», «Мониторинг трудоустройства и карьерного продвижения выпускников» — изучение выпускников и положения молодых специалистов на рынке труда: удовлетворенность качеством полученного образования; оценка перспектив трудоустройства; уровня профессиональной подготовленности; мониторинг дальнейшего карьерного развития выпускников; выявление трудностей, возникающих при трудоустройстве и т.д.

Первый раздел комплексного мониторинга подразумевает исследование следующих основных направлений в системе отношений «Абитуриент — первокурсник — третьекурсник» (см. рис. 1).

К внешним исследованиям относится «Молодой специалист на рынке труда: потребности работодателя, специфика

отбора, требования и оценка уровня подготовки» — изучение работодателей: определение кадровых потребностей предприятий и способов их удовлетворения; выявление общих и специальных требований работодателей к молодым специалистам при приеме на работу; оценка уровня профессиональной подготовки молодых специалистов предприятиями-работода-телями; анализ направлений сотрудничества вузов и предпри-ятий-работодателей.

Следующий раздел комплексного мониторинга — исследование системы отношений «Выпускник — работодатель — молодой специалист» (см. рис. 2).

Цель проведения комплекса исследований —

разработка научно-методического обеспечения повышения конкурентоспособности молодых специалистов в регионе на основании результатов социологических исследований в системе отношений «Абитуриент — студент — выпускник — специалист».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- выявить мотивы и факторы, влияющие на формирование профессионального самоопределения абитуриентов;

- определить критерии и показатели, влияющие на поведенческую стратегию студентов и выпускников при планировании карьеры, выявить механизмы трудоустройства выпускников;

- провести анализ востребованности, профессиональной пригодности молодых специалистов — выпускников вузов требованиям современного рынка труда; сформулировать факторы, влияющие на конкурентоспособность выпускников и их карьерное продвижение;

- систематизировать требования работодателей к молодым специалистам и к уровню их профессиональной подготовленности, выявить кадровые потребности предприятий и способы их удовлетворения;

- разработать стратегию взаимодействия вуза с предпри-ятиями-работодателями в области повышения качества подготовки специалистов региона на долгосрочную перспективу.

Объектом социологических исследований является целевая аудитория потребителей образовательных услуг (абитуриенты, студенты, выпускники, молодые специалисты) и субъекты рынка труда (предприятия-работодатели).

Предметом исследований выступает совокупность интересов, запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг и субъектов рынка труда в области профессиональной подготовки, трудоустройства и карьерного продвижения молодых специалистов.

Рис. 2. Система отношений «Выпускник — работодатель — молодой специалист»

365

[ffl ПР0БЛЕМЬ1 НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ____________________

В процессе реализации комплексного мониторинга используются современные информационные технологии и современные методы проведения исследований, программные системы «Анкетирование выпускников школ, гимназий», «Выпускник ОГУ», «Менеджер трудоустройства», «Кадровые предпочтения работодателей и требования к уровню подготовки молодых специалистов». Использование программных систем позволяет автоматизировать функции мониторинга и сформировать интегрированную информацию.

Методология проведения исследований основана на использовании системного анализа, комплексного подхода программно-целевого планирования; применения методов, определяемых характером решаемых в процессе исследования задач, а именно: методы анкетирования, телефонного опроса, Интернет-опроса; для обработки и анализа собранной информации — методы группировки и сравнения, экономикостатистический; методы прогнозирования и экстраполяции, а также анализ внешней среды организации, метод циклических исследований в целях накопления информации.

В целом механизм проведения и реализации результатов маркетинговых исследований представлен на рисунке 3.

Таким образом, можно заключить, что перечисленные исследования не являются конечными, а могут быть дополнены исходя из заказа администрации вуза.

В 2013-2014 учебном году в Оренбургском государственном университете был реализован пилотный комплекс исследований потребителей образовательных услуг, включающий в себя внутренние и внешние исследования:

- исследование «Твой выбор, абитуриент» — исследование абитуриентов и процесса поступления в вуз;

- «Выпускник ОГУ», «Мониторинг трудоустройства и карьерного продвижения выпускников» — изучение выпускников и положения молодых специалистов на рынке труда;

- «Кадровые предпочтения работодателей и их требований к уровню подготовки молодых специалистов» — изучение работодателей.

Так, в апреле — сентябре 2013 года было проведено исследование «Выпускник ОГУ — 2013». В нем приняли участие 2067 человек — 98,3% от общего числа выпускников очной формы

обучения. Метод исследования: анкетный опрос с использованием программной системы «Выпускник ОГУ».

Согласно полученным результатам, организацию учебного процесса в целом положительно оценили 82,7% респондентов («отлично» — 27,3%, «хорошо» — 55,4%); 12,6% опрошенных дали оценку «удовлетворительно», а 2,0% — «неудовлетворительно». Затруднилось оценить учебный процесс 1,0% выпускников. Далее студентам было предложено высказать предложения по организации и корректировке учебного процесса в ОГУ. Затруднились с ответом 4,6%, не ответили 1,7%.

Пятую часть выпускников (20,4%) учебный процесс в ОГУ полностью устраивает, и предложений по его корректировке они не высказали. В числе же основных предложений: 27,2% — внедрять новые технологии в обучение; 20,3% — улучшить организацию практики, увеличить количество часов практических занятий; 9,9% — обновлять материально-техническую базу; 7,4% — повышать уровень квалификации преподавателей; 6,7% — скорректировать учебные планы. Часть выпускников (1,8%) предложили такие варианты ответов, как: «Ввести свободное посещение лекций», «Повысить дисциплину преподавателей», «Правильно и точно организовать работу кафедры со студентами» и другое.

На вопрос «Как Вы оцениваете свой уровень образования, полученный в ОГУ?» большинство выпускников ответили, что довольны уровнем полученного образования: 92,0% респондентов оценили его на «хорошо» и «отлично». На «удовлетворительно» оценили уровень образования 5,0% выпускников, «неудовлетворительно» оценили (0,4%) респондентов. Остальные выпускники не ответили на вопрос (1,7%) или затруднились ответить (0,9%).

На вопрос «Хотите ли Вы продолжить образование» большинство выпускников (61,2%) ответили, что планируют продолжить образование. Не планируют дальше учиться 34,1% респондентов, а 3,0% выпускников на момент анкетирования продолжали образование. Мониторинг ответов за последние 3 года свидетельствует о том, что ежегодно более 60% выпускников планируют продолжить свое образование. Основные причины, по которым выпускники заинтересованы в продолжении образования: 27,3% — повышение конкурентоспособности на рынке труда, карьерный рост; 15,9% — разностороннее раз-

Рис. 3. Механизм проведения исследований и внедрения полученных результатов в систему управления вузом

366

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

витие как специалиста; 14,3% — самореализация; 11,3% — повышение уровня квалификации; 2,1% — желание заниматься наукой; 0,7% — прочее [6].

Исследование «Мониторинг трудоустройства и карьерного продвижения выпускников ОГУ» проводится методом телефонного опроса выпускников вуза спустя полгода после получения ими дипломов. В исследовании 2014 года приняли участие 376 человек, что составляет 17,9% от общего числа выпускников 2013 года очной формы обучения. В опросе приняли участие выпускники всех специальностей и направлений подготовки, по которым осуществлялся выпуск 2013 года, в количестве, пропорциональном количеству выпустившихся студентов.

По данным исследования успешно трудоустроились 90,7% выпускников (трудоустроены — 77,4%, заняты по другим причинам — 13,3%; не работают 9,3% респондентов. Для 77,5% трудоустроенных на момент опроса выпускников текущая работа является первым местом после окончания вуза. 22,5% респондентов уже меняли место работы. Основная причина ухода с первого места работы — низкий уровень оплаты труда (36,9% респондентов). Пятая часть выпускников (20,0%) ответили, что их не устроили условия работы: оснащенность рабочего места, график работы, удаленность работы от дома, бытовые условия и т.д.

Для анализа положения работающих выпускников ОГУ на рынке труда были проанализированы определенные показатели. На вопрос о соответствии работы полученному образованию были получены следующие результаты: 43,6% выпускников работают непосредственно по специальности, полученной в вузе; у 27,7% респондентов работа частично связана с полученной специальностью; 28,7% выпускников работают не по полученной специальности. Мониторинг ответов выпускников за 3 года показал, что ежегодно от 20 до 30% молодых специалистов работают не по специальности, полученной в вузе.

Многие выпускники после окончания высшего учебного заведения сталкиваются с определенными трудностями в процессе поиска работы. В результате проведения опроса выяснилось, что у 40,8% выпускников проблем в процессе поиска работы не возникло. Основной же проблемой остальных стало отсутствие опыта работы (24,0%). Столкнулись с проблемой дефицита рабочих мест по полученной специальности на рынке труда 19,3% выпускников. Не устроила оплата труда по специальности 14,7% респондентов. Часть респондентов (1,2%) отметили другое: психологическая неподготовленность к рынку труда; отсутствие гражданства РФ; большинство вакансий от кадровых агентств, а не от прямых работодателей [6].

Исследование «Молодой специалист на рынке труда: потребности работодателя, специфика отбора, требования и оценка уровня подготовки» проводится методом анкетирования работодателей с использованием соответствующей программной системы. Объектом исследования в 2014 году (майиюль) выступили 70 предприятий и учреждений г. Оренбурга и Оренбургской области. По сферам деятельности компании представляют основные отрасли российского рынка, которые в целом соответствуют специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в университете.

Результаты опроса показали, что большинство респондентов всех сфер деятельности (84,1%) испытывают потребность в молодых специалистах каждый год. Это говорит о наличии постоянного спроса на рынке труда молодых специалистов во всех сферах экономики региона. Чуть реже, 2-3 раза в год, принимают на работу молодых сотрудников 7,2% респондентов (в основном, предприятия сфер страхование, информационные технологии, строительство и недвижимость). Крайне редко появляются вакансии для выпускников у 8,7% респондентов (сферы — электроэнергетика, промышленность и машиностроение, госслужба, геологическая разведка).

Для большинства работодателей уровень подготовки молодого специалиста не имеет значения (65,2%), в основном это предприятия, сферы деятельности которых финансы и страхование, пищевая промышленность, строительство, телекоммуникации и связь, печать, полиграфия, реклама, сервис, быт, обслуживание. Треть работодателей (31,9%) хотели бы принять на работу дипломированного специалиста (промышленность и машиностроение, торговля, сельское хозяйство, госслужба, юридические услуги), 8,7% — магистра (здравоохранение, ма-

шиностроение, транспорт и перевозки), 5,8% — бакалавра (торговля, промышленность, реклама). Ответы респондентов говорят о том, что работодатели пока недостаточно осведомлены о различиях между уровнями подготовки выпускников.

Большинство работодателей (59,4%) опыт практической работы при трудоустройстве молодых специалистов не требуют. Это предприятия сферы торговли, пищевой промышленности, финансов и страхования, электроэнергетики, сервиса, быта, обслуживания. Только 15,9% респондентов требуют опыт работы по специальности не менее года (информационные технологии, государственная служба, промышленность и машиностроение, сельское хозяйство, транспорт и перевозки).

Преддипломную практику в качестве практического опыта рассматривают 24,7% респондентов, из них 14,5% респондентов устроит преддипломная практика в любой организации (телекоммуникации и связь, торговля, связь, сервис, быт, обслуживание), а 10,2% — практика только в своей организации (промышленность, машиностроение, финансы и страхование, сельское хозяйство). Что касается динамики показателей, то следует обратить внимание на рост числа предприятий, рассматривающих практику как первую ступень к дальнейшему трудоустройству студентов.

Как показали результаты исследования, при приеме молодых специалистов в первую очередь работодатели всех сфер экономики региона обращают внимание на личностные и деловые качества кандидата (84,1%), соответствие образования кандидата требованиям должности (66,7%), качество образования соискателя, уровень его профессиональных знаний (59,4%), соответствие корпоративной культуре компании (47,8%).

Реже респонденты придают значение наличию профессионального опыта (34,8% — строительство, пищевая промышленность, образование, государственная служба), а также долгосрочному характеру взаимоотношений с вузом, в котором получил образование соискатель (8,7% — финансы и страхование, промышленность и машиностроение, торговля, телекоммуникации и связь).

Большинство респондентов исследования (47,8%) ответили, что выпускники, пришедшие к ним на работу после окончания вуза, практически сразу начали полноценно работать, но сначала прошли обязательную внутрифирменную подготовку. Это в основном предприятия сфер финансов и страхования, пищевой промышленности, информационных технологий. Около трети респондентов (30,4%) ответили, что выпускники приступили к работе не сразу, т.к. нуждались в дополнительном обучении на рабочем месте (строительство, государственная служба, промышленность, информационные технологии). На 21,8% предприятиях выпускники сразу приступили к работе без каких-либо затруднений (машиностроение, электроэнергетика, страхование, юридические услуги).

Таким образом, большинство молодых специалистов приступают к работе не сразу, а только после прохождения определенного обучения на рабочем месте — обязательного или в силу недостатка знаний и навыков [6].

Для оценки уровня профессиональной подготовки молодых специалистов, работодателям был задан вопрос — «Удовлетворены ли Вы профессиональной подготовкой молодых специалистов после вуза?». Молодым специалистам соответственно — «Достаточно ли Вам знаний, полученных в вузе для работы?».

Большинство респондентов — молодых специалистов (73,0%) ответили, что им достаточно того объема знаний, который они приобрели во время учебы в ОГУ. Только 23,2% работодателей с ними согласны. Большинство же предприятий-ра-ботодателей (53,6%) удовлетворены подготовкой выпускников частично (промышленность и машиностроение, электроэнергетика, пищевая промышленность). Не устраивает подготовка выпускников вузов лишь 5,8% респондентов (оценка, консалтинг, наука, строительство), 17,4% затруднились ответить на этот вопрос. Согласны с работодателями, т.е. не полностью удовлетворены уровнем своей подготовки 21,8% молодых специалистов. Совсем не удовлетворены уровнем своей подготовки в вузе 3,8% молодых специалистов.

Далее мы спросили работодателей и молодых специалистов о том, чего же именно не хватает выпускникам вузов в профессиональной подготовке как специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

367

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Нехватку у выпускников практических навыков отметили 69,6% работодателей и 17,9% молодых специалистов. Оценивая уровень теоретических знаний выпускников вузов, работодатели указали, что он соответствует требуемому уровню в среднем на 70,0%, а уровень практических — на 40,0-50,0% [6,7].

На основании полученных результатов проведенных исследований были разработаны рекомендации, включающие комплекс мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности выпускников и совершенствованию процесса содействия их трудоустройству, а также по развитию партнерских отношений с предприятиями-работодателями.

Во-первых, на этапе адаптации студентов к обучению в вузе по определенным направлениям подготовки — предусмотреть возможность внедрения в образовательный процесс на начальных курсах обучения дисциплины «Введение в специальность (направление подготовки)» или «Введение в профессию».

Во-вторых, необходимо ежегодно проводить обсуждение результатов проведенных исследований на заседаниях президиумов методических комиссий с целью совершенствования учебного процесса в университете, обращая особое внимание на:

- предложения выпускников по организации и корректировке учебного процесса в ОГУ;

- развитие компетенций выпускников, востребованных работодателями на современном рынке труда;

- конкретизацию необходимых качеств, навыков и знаний, которых не хватает выпускникам в профессиональной подготовке (по мнению молодых специалистов и работодателей).

В-третьих, с целью содействия студентам в приобретении опыта практической работы — выпускающим кафедрам усиливать связь с профильными предприятиями региона в рамках заключения договоров о базах практик, содействовать в организации временной занятости студентов по профилю подготовки, а также реализовывать формы самостоятельной работы студентов в соответствии с реальными заданиями пред-приятий-партнеров вуза (решение кейс-задач, написание расчетно-графических, курсовых и выпускных квалификационных работ, проведение лабораторных исследований и т.д.).

В-четвертых, в рамках заключения договоров о базах практики студентов и проведении мероприятий в вузе по привлечению молодых специалистов на предприятия — сотрудникам университета информировать представителей предприятий об особенностях подготовки студентов различных профилей (специалисты, магистры, бакалавры). А также активно привлекать предприятия к участию в подобных мероприятиях с целью информирования студентов и выпускников о требованиях к кандидату, о предоставляемых условиях труда и программах поддержки молодых специалистов.

В-пятых, привлекать представителей предприятий-работо-дателей к участию в учебном процессе (чтению лекций, проведению семинаров, мастер-классов и деловых игр по профильным предметам) с целью подготовки конкурентоспособных специалистов для экономики региона.

Результаты всего комплекса исследований могут быть использованы в образовательной деятельности высших учебных заведений, как Оренбургской области, так и других регионов.

Литература

1. Прокопенко С.А. Повышение конкурентоспособности и организация маркетинговой деятельности как важнейшие задачи российских вузов // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2005. — № 6. — С. 62-67.

2. Авраамова Е.М., Верпаховская, Ю. Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социол. исследования. — 2006. — № 4.

3. Шестак О.И. Маркетинговые исследования в системе принятия управленческих решений в современном университете // Университетское управление: практика и анализ. 2012. — № 4 (80). — С. 35-42.

4. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. Профессиональная карьера выпускников факультета менеджмента // Социол. исследования. — 2010. — № 2. — С. 100-110.

5. Правдина М.А. Зачем университетам внутренние исследования? Обзор зарубежного опыта Institutional Research // Университетское управление: практика и анализ. — 2009. — № 4. — С. 56-65.

6. Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста: сборник результатов исследований за 2013-2014 учебный год / Г.В. Карпова, Ю.Н. Никулина, А.В. Матюшко, Л.А. Абрамова, И.А. Кислова, Г.В. Струзберг; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2014. — 174 с.

7. Баранов В.В., Белоновская И.Д., Никулина Ю.Н. Конкурентный ресурс студента в условиях регионального университета // Высшее образование в России. — 2013. — № 8-9. — С.106-111.

НАУКА И НАУЧНАЯ ШКОЛА: К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ ИННОВАТИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

М.П. Посталюк,

зав. кафедрой экономической теории Университета управления «ТИСБИ», профессор кафедры экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета (КАИ) им. А.Н.Туполева,

доктор экономических наук, профессор mp.44@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы инноватизации интеллектуальной собственности, ее содержание, формы, алгоритм и последствия для различных пространственных экономических систем.

Ключевые слова: традиционализация, рутинизация, инноватизация, инновационность, инновативность, традиционные и инновационные блага, интеллектуальная собственность

УЦК-338

Собственность как экономическая категория — это полифункциональная исторически-определённая форма экономических отношений субъектов бизнеса, власти и общества. Сущность и содержание собственности в экономической литературе определяется с помощью категорий присвоения-отчуждения материальных и духовных благ, и реализуются в отношениях владения, распоряжения, пользования ими. Данные 368

отношения проявляются в многообразии форм персонификации пучков прав собственности на материальные и духовные блага. Следовательно, последние, как объекты собственности, делятся на материальные, так называемые, осязаемые, весомые, измеримые блага материального производства, и невесомые блага, объекты интеллектуальной, креативной, творческой деятельности: знание, ноу-хау и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.