Научная статья на тему 'Внедрение рефлективного обучения на уроках иностранного языка'

Внедрение рефлективного обучения на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минченко К. А.

Задачей данной статьи является приобщение рефлективного обучения на уроках ИЯ, которое помогает повысить мотивацию учащихся и сделать обучение более эффективным. В данной статье были рассмотрены различные типы рефлексий, которые успешно были апробированы во время прохождения психолого-педагогической практики в средней общеобразовательной школе № 5 города Якутска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минченко К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение рефлективного обучения на уроках иностранного языка»

стояния здоровья и физической подготовленности. Работают спортивные секции по различным направлениям (волейбол, баскетбол, футбол, рукопашный бой и т.д.)

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, снизилась утомляемость детей, произошло увеличение двигательного режима учащихся. Мы очень надеемся, что научив детей беречь и укреплять свое здоровье, получим здоровое поколение, с высокой культурой отношения к своему психологическому и физическому здоровью. Неоспоримым является тот факт, что без надлежащего физического развития невозможно гармоничное развитие личности.

Таким образом, опыт работы по формированию у гимназистов навыков правильного здоровьесберегающего поведения способствует качественному улучшению состояния здоровья учащихся, что непосредственно отражается на их успеваемости и общем эмоциональном состоянии и отношении к учебе.

Список литературы:

1. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zdorovesberegayushchie_teh-nologii_na_urokah_fizicheskoy_kultury.doc (дата обращения: 09.10.2013).

ВНЕДРЕНИЕ РЕФЛЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© Минченко К.А.*

Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Задачей данной статьи является приобщение рефлективного обучения на уроках ИЯ, которое помогает повысить мотивацию учащихся и сделать обучение более эффективным.

В данной статье были рассмотрены различные типы рефлексий, которые успешно были апробированы во время прохождения психолого-педагогической практики в средней общеобразовательной школе № 5 города Якутска.

Ключевые слова рефлексия.

Анализ обучения иностранному языку в средней школе показывает, что на уроке ИЯ рефлексивное обучение не является главенствующим. В настоящее время, используется закрепление или обобщение полученных знаний. Тогда как известно, что тот, кто повторяет - не учится. Освоение про-

* Студент.

исходит, когда включается направляемая рефлексия [4]. Рефлексивное обучение помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы. В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредмет-ные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи [2].

Организация осознания учащимися собственной деятельности имеет два основных вида: текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса и итоговая рефлексия, завершающая логически и тематически замкнутый период деятельности [1].

Текущая рефлексия направлена на активизацию процесса осознания и осмысления осуществляемой в данное время предметной деятельности: ее направление, цель, основные этапы, проблемы, противоречия, способы деятельности, результаты. Текущую рефлексию можно подразделить на 3 типа:

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия, направленная на выявление настроения и эмоционального состояния учащихся.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоить, передать это в сокращенной форме, выделяя главное. В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

1. «Ключевые слова». Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и вписывает их на доску. Далее учащимся предлагается несколько вариантов работы.

1 вариант: В группе либо в паре методом мозговой атаки дать общую трактовку этих слов и предположить, как они будут использоваться в тексте.

2 вариант: В группе либо индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предлагаемые слова.

При ознакомлении с исходным содержанием текста, учащиеся сопоставляют «свою» версию и версию оригинального текста.

2. «Лестница успеха». Если учитель ведет урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапе деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

3. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.

Например: Say what you have just done and how you've done it.

I have just:

practiced phonetics; read the text «...»;

practiced the words; retold the text «...»; practiced grammar; asked and answered the

questions

Рефлексия содержания учебного материала используется для выяснения, насколько учащиеся осознали и поняли содержание изученного. В конце урока важно подводить итоги, привлекая учащихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Вначале анализ проводится в парах, затем один из учащихся анализирует результаты урока перед всей группой.

В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

1. Прием незаконченного предложения.

Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что...

Я думаю, на этом уроке мне удалось.

2. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым - осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила синквейна:

1. (первая строка - тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка - описание темы в двух словах, как правило, именем прилагательными);

3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме);

5. (пятая строка - одно слово - синоним к первому, на эмоционально-образном - обобщенном уровне, повторяющее суть темы).

3. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления и ЗУН.

Finish the sentence:

During today's lesson I have ^ found out

learnt

remembered

Рефлексию, направленную на выявление настроения и эмоционального состояния учащихся целесообразно использовать в начале и конце урока с целью установить эмоциональное состояние учащихся, увидеть, как меняется их настроение на уроке.

Приведем несколько примеров организации данного вида рефлексии.

1. На средней и старшей ступени обучения можно предложить учащимся следующие опоры, которые постоянно будут находиться на партах.

What emotions do you feel? I feel

Positive emotions Negative emotions

Satisfaction Dissatisfaction

Happiness Irritation

Joy Boredom

Success Sadness

Surprise Tiredness

Why?

Because I...

was not bored, worked hard, didn't relax, answered properly, was active, was emotions, received a good mark.

2. Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению: «Choose the picture that reflects your spirits».

3. Прием «Букет настроения». В начале урока учащиеся получают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one - if you didn't like the lesson, the red one - if you liked the lesson».

Большой объем рефлексируемой деятельности и большая формализо-ванность отличает итоговую рефлексию от текущей рефлексии. Содержание и приемы итоговой рефлексии определяет учитель на основе образовательной программы. Итоговую рефлексию проводят в виде специального занятия в конце изучения большого раздела учебного предмета или в конце учебного года, на котором ученикам предлагается ответить на такие вопросы, как: Каков мой самый большой успех за этот год? Благодаря чему я смог его добиться? В чем состоят мои трудности? Как я их преодолею? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? [3].

Использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке ИЯ может повысить мотивацию и побудить учащихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать обучение ИЯ более эффективным.

Список литературы:

1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. - Псков, 2004.

2. Стандарты второго поколения. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

4. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ В БОЛЬНИЦАХ, НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

© Соболева Н.Д.*, Гаврилова Л.А.*

Орловский государственный университет, г. Орел

Статья посвящена проблеме организации исследовательской деятельности учащихся, находящихся на длительном лечении в больницах. В ней рассматриваются такие вопросы, как процесс организации обучения детей в условиях стационара, который не только бы убирал пробелы в образовании, но и осуществлял развитие их индивидуальных способностей и дарований.

Ключевые слова: здоровье, сегрегация, личность, индивидуальные и творческие способности, дарование, исследовательская деятельность, здоровый нравственный климат, лечебно-охранительный режим.

На современном этапе развития общества наша страна остро нуждается в создании единого теоретического и практического человекознания. Сложившаяся на сегодняшний день общественно-экономическая ситуация современной России такова, что достигнуть успеха можно, только обладая хорошим здоровьем. Между тем, каждый год растет количество детей с отклонениями в здоровье. Но и здоровые дети по тем или иным причинам оказываются на больничной койке. Сроки пребывания в больнице у всех будут различаться, но время нахождения на лечении не должно стать для ребенка-школьника временем длительного перерыва в обучении. Для таких детей необходимо организовывать учебный процесс в условиях стационара.

* Старший преподаватель кафедры Общей педагогики.

* Старший преподаватель кафедры Общей педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.