УДК 371.398.036
В.Р. МАКСИМОВА, Т.В. КИРИЛЛОВА
ВНЕДРЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО КУРСА УЧАЩИМСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: модульная технология, интегрированный эстетический курс, эстетическая компетентность.
Рассмотрены модульные технологии в процессе преподавания интегрированного эстетического курса. Проанализированы методы и способы формирования эстетической компетентности личности учащихся младшего школьного возраста в системе дополнительного образования. Определено, что формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста обеспечивается применением интеграции предметных областей и внедрением в учебно-воспитательный процесс модульной технологии.
V.R. MAKSIMOVA, T.V. KIRILLOVA THE INTRODUCTION OF MODULAR TECNOLOGY TO THE TEACHING PROCESS OF THE INTEGRATED AESTETING COURSE TO THE PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION Key words: modular technology, integrated aesthetic course, aesthetic competence.
Modular technologies in the course of teaching of the integrated esthetics's course are considered. Methods and ways of formation of esthetics's competence of the person of pupils of younger school age in additional education system are analyses. It is defined that formation of esthetics's competence of pupils of younger school age is provided with application of integration of subject domains and introduction in teaching and educational process of modular technology.
Сегодня окружающий нас мир меняется на глазах. Многие отрасли человеческой деятельности получили значимое развитие. Это обусловлено двумя факторами: открытиями ученых ХХ в. (как известно, минувшее столетие носит название века технического прогресса), а также глобальным информационным прорывом начала нынешнего тысячелетия. Каждый день рождает новые гипотезы, открытия, имена. XXI век обозначил развитие информатизации всех отраслей человеческой деятельности.
Современные профессии предусматривают усвоение значительного объема знаний из разных областей науки и профессиональной культуры. Работодатели предъявляют к специалистам повышенные требования, такие как владение сугубо профессиональными знаниями, наличие широкого кругозора, умение креативно мыслить, осведомленность в ряде компьютерных программ. Своеобразным ответом на требования всемирного рынка труда стал ряд реформ в области обучения. Они изложены в Концепции модернизации Российского образования (2002).
Акцент в данном документе сделан на достижении «современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [1. П. 1.4]. Перед педагогами, учеными возникает ряд вопросов, основными из которых являются следующие: в чем сущность нового качества образования? Как его достичь? Над этими проблемами трудятся многие современные ученые, такие как А.А. Вербицкий, В.Н. Введенский, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков и др.
Одной из проблем сегодняшней школы является низкая эффективность традиционных занятий. Родители и педагоги, как правило, не удовлетворены результатами обучения, так как потенциал ребенка раскрывается не в полной мере. С нашей точки зрения, в настоящее время традиционный урок не обеспечивает пол-
ной включенности каждого школьника в учебный процесс, так как ученик является скорее объектом воздействия. Ребенок, оставаясь пассивным, не имеет возможности проявлять самостоятельность, развивать личностные качества.
Организация учебного и воспитательного процесса может стать качественно иной, если использовать интеграцию предметных областей с применением модульных технологий.
Накопленный нами опыт в области преподавания музыки позволяет говорить о недостаточности узкопрофильного преподавания предмета и необходимости формирования музыкально-эстетической компетентности ребенка.
Нами была разработана концепция трехгодичного интегрированного эстетического курса, который построен с учетом модульных технологий. Работая с детьми в рамках данного курса, который включает в себя такие дисциплины, как музыка, живопись и литература, мы пришли к выводу, что рассказывать об этих видах искусств целесообразнее в комплексе, интегрированно. Невозможно, к примеру, слушать ноктюрны Шопена, не говоря о произведениях Ж. Санд, не зная полотен Э. Делакруа.
Обратимся к структуре модульной технологии. Предлагаемая технология базируется на достижениях модульного обучения, которое зародилось и приобрело большую популярность в высших учебных заведениях и институтах повышения квалификации США, Германии, Англии и других стран [4. С. 11]. В России попытку организовать модульную систему обучения предприняли школы № 1208 (директор И.Б. Сенновский) и № 1079 (директор П.И. Третьяков) г. Москва. Директора этих школ и являются авторами практических пособий по модульной организации процесса обучения. Совместная их работа «Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография» [3. С. 24]. Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий в себя законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения по следующим критериям: по содержанию обучения, темпу усвоения, уровню самостоятельности, методам и способам преподавания, средствам контроля. Эти тезисы наиболее созвучны программе ИЭК.
Интегрированный эстетический курс (ИЭК) строится отдельными модулями - темами. Тема - это определенная историческая эпоха в искусстве. Алгоритм составления модуля заключается в пошаговой системе.
Шаг I - определение тематического содержания. Модуль № 1 - эпоха Возрождение. Тема обозначена - Возрождение.
Шаг II - определение темпа усвоения материала данной тематики учащимися. Для этого мы разработали, так называемый нулевой урок - собеседование, в котором преподаватель, беседуя с группой учеников, выявляет степень их заинтересованности и уровень начальной подготовки. Иными словами, происходит диагностика начальных способностей. Основной акцент в диагностике с учетом специфики ИЭК ставится на музыкальном восприятии. В рамках курса педагог использует совокупность трех диагностик (Н.А. Ветлугина, В.Д. Остроминский, О. Радынова). В связи с полученными результатами определяется количество часов, которые будут затрачены на изучение материала конкретной темы.
Шаг III - определение методов и средств обучения. Обратимся к определению понятия метод. Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования [2. С. 415].
Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения.
Таким образом, нам представляется, что в определении понятия «метод обучения», главное - способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука пока не может найти одного основания для выделения всех методов. Можно выделить несколько классификаций по различным основаниям. Обратимся к одному из видов условной классификации - по характеру познавательной деятельности различают следующие методы: объяснительно-наглядный (репродуктивный), проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.
В рамках ИЭК в той или иной мере используются все вышеперечисленные методы. Репродуктивный метод применяется во время показа тематического материала. Эвристический и исследовательский методы предпочтительны при закреплении темы, когда учащиеся сами выбирают авторов, произведения, декорации для заключительной музыкально-литературной композиции.
Под средствами обучения подразумевается источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. Небезынтересна классификация средств обучения польского дидакта В.Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Он делит средства обучения на два вида: простые средства (словесные: учебники и другие тексты; визуальные: реальные предметы, модели, картины и пр.) и сложные средства (механические визуальные приборы - диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.). Аудиальные средства - проигрыватель, магнитофон, радио; аудиовизуальные - звуковой фильм, ТВ, видео. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.
В ИЭК используются литературные произведения, репродукции художественных полотен, модели декораций, мультимедийный проектор, куклы для показа кукольного спектакля, музыкальный проигрыватель, таким образом, можно говорить об использовании нами как простых, так и сложных средств обучения. В завершении третьего шага при построении модуля определяем авторов и конкретные произведения в каждом из трех видов искусств, на примере которых будет изучаться эпоха Возрождение.
Шаг IV - установить средство контроля полученных знаний. Поскольку модульная технология предполагает «мягкий» контроль обучения и максимальную активизацию креативных способностей человека, для ИЭК был разработан следующий способ проверки результата: в конце каждого модуля проводится концерт-спектакль, тематический вечер или музыкально-литературная композиция, разработанная, подготовленная и воплощенная на сцене учащимися максимально самостоятельно. Данная система оценки разработана нами как совокупность приоритетных принципов модульной технологии и деловых игр, о которых пишет А.А. Вербицкий.
В модульной технологии выделяется такой аспект, как обучение целепо-лаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю. В деловых играх важна коммуникативность, способность распределять функции в коллективе, четко осознавать свои обязанности, действовать в команде. Нам представляется, что система организации показательных вечеров в конце каждого модуля способна объединить в себе все вышеизложенные задачи, тем самым развивая у учащихся эти наиважнейшие навыки. В ИЭК не индивидуальный ученик, а группа решает ряд задач, готовит совместный проект в завершение модуля.
Этапность построения концерта-спектакля на выходе из модуля
1 Определение функциональных обязанностей каждого члена группы
2 Персонификация автора литературного произведения, по которому будет сыгран «спектакль».
3 Конкретизация произведения
4 Определение отрывка для инсценировки - постановки
5 Распределение ролей
6 Сбор дополнительной информации об эстетике одежды, речи, движений той эпохи КОНЦЕРТ
7 Подготовка костюмов в соответствующем стиле
8 Определение слайдов с репродукциями картин современных эпохе художников, которые, по мнению учащихся, наиболее целесообразны для декораций к мини-спектаклю
9 Подбор музыкального сопровождения
Все эти проблемы коллектив учеников решает максимально самостоятельно, функциональная роль педагога на данном этапе - помощник, советник, консультант. После концерта проводится кода-урок. Кода (итал. coda -«хвост, конец, шлейф») в музыке - дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения. Содержание коды может явиться «послесловием», выводом, развязкой и обобщением тем, развитых в разработке. Таким образом, кода-урок - «послесловие» модуля, на котором перед учащимися ставится ряд вопросов с целью их активной рефлексии. Не менее чем оценка для мотивации учения и определения степени достижения цели важна самооценка, рефлексия, а также взаимооценка [5. С. 24]. Преподаватель предлагает обсудить, что получилось, а над чем еще предстоит работать в следующем модуле. Какие факторы ускоряли процесс подготовки к спектаклю, какие мешали? Что явилось самым трудным? Какие психологические моменты выявились при работе на сцене? Какие качества личности доминируют в каждом конкретном ученике, какие предстоит развивать? Нам представляется, что данный способ проверки знаний не только отвечает основным принципам модульной технологи и концепции деловых игр, но и является наиболее подходящим для специфики ИЭК. Одна из специфических задач курса нацелена на раскрытие креативного потенциала и самореализацию учащихся. Кроме того, творческая форма экзамена активизирует процесс развития личности ребен-ка-ученика (уменьшение страха перед публикой), вырабатывает стрессо-устойчивость, ответственность, способность взаимодействия в коллективе.
Мы рассмотрели пошаговый алгоритм составления модуля в целом. Далее обратим внимание на единицу, находящуюся внутри целевого блока, т.е. на модульный урок. Уроки, основанные на данной технологии, имеют специфические особенности.
Одна из них заключается в том, что каждое занятие рекомендуется начинать с мотивационного толчка, побуждения к действию. Это может быть видеопоказ, чтение стихотворения, слушание музыкального произведения. В рамках ИЭК первый урок каждого модуля начинается с показа мини-спектакля с музыкальным сопровождением и декорациями в виде слайдов. Затем ставится проблема, которую дети начинают решать, т.е. принимать активное деятельное участие в образовательном процессе. Задается вопрос: «Кто знает эту сказку? Кто ее написал? Как вы думаете, действие происходит в нынешнее время или в далеком прошлом? Как называется это время?» и подобного рода вопросы. После постановки такой проблемы учащиеся начинают предлагать варианты ответов, начинают поиск. Дети вовлекаются в занятия с первой минуты, тем самым упрощается вопрос мотивационного характера, а также
решается проблема удержания пролонгированного внимания на уроке. Другая особенность модульного обучения - целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь - средство для достижения целей этого важнейшего процесса. Таким образом, работа с детьми одновременно развивается параллельно в нескольких направлениях: первое направление образовательное - учащиеся получают информацию об эпохах и стилях в искусстве. Второе - воспитательное. Оно акцентировано на развитие личностных качеств, таких как нестандартное мышление, умение выявлять проблему, находить пути к ее разрешению и проч. Помимо этого дети получают нравственные ориентиры в лице героев произведений классической литературы. Формируется музыкальный и художественный вкус.
Третье направление - развивающее. В учениках в процессе работы над совместным проектом развиваются такие личностные качества, как вежливость, терпимость, аккуратность, пунктуальность.
Третья особенность модульных уроков - обязательная рефлексия, оценка степени достижения целей. Для этого, помимо кода-уроков, упомянутых выше, существуют «кадансовые минутки» в конце каждого занятия. Кадансо-вые минутки дословно означают послесловные, или дополнительные, во время которых ставятся следующие вопросы: что получилось? Чего не хватило для достижения намеченной цели? Что мешало вашей работе? Какой этап стал самым увлекательным? Таким образом, дети привыкают к реальной самооценке, постоянному контролю качества своих действий.
Как известно, во все времена существовали определенные устоявшиеся методы обучения. Они назывались традиционными. Однако наряду с этим приходили учёные-новаторы, которые задумывались над новыми путями развития педагогической мысли, изыскивали неординарные способы обучения. Нынешнее время, называемое веком глобальной информатизации, изобилует открытиями во всех сферах человеческой деятельности, включая педагогику. Представляется, что разработка модульной технологии является одним из самых актуальных и востребованных нововведений педагогической мысли последнего десятилетия.
Литература
1. О Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.: приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобразования России) № 393 от 11.02.2002 г. [Электронный ресурс]. иР1_: www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html.
2. Педагогика: учеб. пособие для пед. институтов / Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, Н.А. Сорокин и др.; под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
3. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: практикоориентированная монография / под ред. П.И. Третьякова. 2-е изд., доп. М.: Новая школа, 2001. 352 с.
4. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М.: Народное образование, 1996. 160 с.
5. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность и технология // Биология в школе. 1994. № 5. С. 29-32.
МАКСИМОВА ВЕРОНИКА РАШИТОВНА - аспирантка кафедры педагогики и психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (veronika-yar@yandex.ru).
MAKSIMOVA VERONIKA RASHITOVNA - post-graduate student of Pedagogy and Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
КИРИЛЛОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Чувашский республиканский институт образования, Россия, Чебоксары (tatiana-kirillova@rambler.ru).
KlRlLLOVA TATYANA VASILYEVNA - doctor of pedagogical sciences, professor of Pedagogical and Psychologies Chair, Chuvash Republican Institute of the Education, Russia, Cheboksary.