Научная статья на тему 'Внедрение интерактивных методов обучения в преподавание дисциплины "Практика устной речи" при обучении иностранных студентов-медиков'

Внедрение интерактивных методов обучения в преподавание дисциплины "Практика устной речи" при обучении иностранных студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / INTERACTIVE METHODS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО / METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горовая Наталья Николаевна

В статье рассматриваются способы внедрения интерактивных методов обучения в преподавание дисциплины «Практика устной речи» при обучении иностранных студентов-медиков. Проанализированы интерактивные приемы, способствующие повышению познавательного интереса учащихся к изучению русского языка как иностранного на неязыковых факультетах, позволяющие сформировать у студентов умения диалогического речевого общения, овладеть набором общекультурных и профессиональных компетенций. Показано, что интерактивные методы в педагогическом процессе побуждают учащегося к постоянному творчеству, профессиональному и личностному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горовая Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение интерактивных методов обучения в преподавание дисциплины "Практика устной речи" при обучении иностранных студентов-медиков»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИКА УСТНОЙ РЕЧИ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Горовая Н.Н. Email: Gorovaya627@scientifictext.ru

Горовая Наталья Николаевна - ассистент, кафедра русского языка, Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург

Аннотация: в статье рассматриваются способы внедрения интерактивных методов обучения в преподавание дисциплины «Практика устной речи» при обучении иностранных студентов-медиков. Проанализированы интерактивные приемы, способствующие повышению познавательного интереса учащихся к изучению русского языка как иностранного на неязыковых факультетах, позволяющие сформировать у студентов умения диалогического речевого общения, овладеть набором общекультурных и профессиональных компетенций. Показано, что интерактивные методы в педагогическом процессе побуждают учащегося к постоянному творчеству, профессиональному и личностному росту.

Ключевые слова: интерактивные методы, профессиональные компетенции, методика преподавания русского языка как иностранного.

IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN TEACHING «THE PRACTICE OF ORAL SPEECH» IN TEACHING FOREIGN MEDICAL STUDENTS Gorovaya N.N.

Gorovaya Natalia — assistant, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE, ORENBURG STATE MEDICAL UNIVERSITY, ORENBURG

Abstract: this article discusses ways to integrate interactive teaching methods in teaching "The practice of oral speech" in teaching foreign medical students. Analyzed interactive methods that improve the cognitive interest of students to study Russian as a foreign language at language faculties that allow form students' skills of dialogical speech communication, to master a set of common cultural and professional competences. It is shown that interactive methods in the pedagogical process encourage the student to the constant creativity, professional and personal growth. Keywords: interactive methods, professional competences, methods of teaching Russian as a foreign language.

УДК 81243

Основной целью обучения русскому языку как иностранному является овладение различными видами речевой деятельности, лексическим и грамматическим материалом, а также формирование у студентов способности использовать лексику русского языка для получения, оценивания и применения иноязычной информации для решения учебных и профессиональных задач.

В научных работах, посвященных теории и практике обучения диалогической и монологической речи в вузах на неязыковых факультетах, рассматривается широкая парадигма проблем, связанных с овладением набором иноязычных общекультурных и профессиональных компетенций и формированием умения диалогического речевого общения. Внимание исследователей направлено на изучение концепции диалога как формы существования речи (Л.В. Щерба, B.C. Библер, М.М. Бахтин), общей теории деятельности и теории иноязычной речевой деятельности (A.A. Вербицкий, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, A.K Леонтьев и др.), методов и средств формирования умений иноязычного диалогического взаимодействия (Л.А. Гаспарян), интерактивных форм работы в аспекте РКИ (Н.В. Гончаренко, Л.Е. Пономарева).

Вместе с тем, на сегодняшний день все еще остро стоит проблема поиска способов формирования и развития у студентов образцов социального поведения, навыков толерантного

и поликультурного общения, совершенствования профессиональных компетенций, дающих возможность в дальнейшем осуществлять профессиональную деятельность и повышающих познавательный интерес студентов к изучению русского языка. Большой интерес исследователей вызывает использование нетрадиционных, интерактивных форм и методов в обучении РКИ (С.С. Кашлев, Л.Е. Пономарева, Л.Ф. Пономарева и др.). Именно поэтому актуальным, на наш взгляд, является рассмотрение вопроса о применении интерактивных методов и средство бучения устной монологической и диалогической речи на занятиях по дисциплине «Практика устой речи» с иностранными студентами-медиками.

Для того чтобы научить студента в течение ограниченного учебными рамками периода говорить о проблемах своей специальности и понимать русскую речь носителей языка, целесообразно сочетать традиционные и инновационные методы обучения РКИ. Упор следует делать на принцип коммуникативной уместности в использовании языковых единиц, на способность понимать язык правильно.

Все это обуславливает необходимость не только подробного теоретического изучения материала, но и практической подготовки, максимально приближенной к реальным условиям. Интерактивные упражнения, выполняемые студентами на занятиях по «Практике устной речи», являются наиболее подходящими для выполнения данных условий и ориентированными на усиленное взаимодействие обучающихся друг с другом.

В современной педагогике среди интерактивных методов выделяются следующие:

1) творческие задания;

2) работа в небольших группах;

3) обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);

4) внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);

5) изучение и закрепление нового материала;

6) тестирование;

7) обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («займи позицию», «шкала мнений», «попс-формула»);

8) разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);

9) тренинги [3, с. 191].

Общение врача и пациента является особым видом диалогического общения, которым студент-медик должен овладеть. Устное диалогическое общение в ситуации врач-пациент стандартизовано и регламентировано коммуникативными намерениями, этическими нормами и нормами культурного поведения, а принимая во внимание ограничения доступа к больным иностранных студентов-медиков, использование различных

видовинтерактивныхупражненийвпроцессеобучениябудущеговрачапросто необходимо.

Наиболее перспективным видом, на наш взгляд, является ролевая игра, которая помогает решать задачу обучения устной речи.

Ролевая игра - игровой процесс коммуникации обучающихся, в смоделированных ситуациях максимально приближен к реальности. Перед участниками ставятся задачи, решая которые он расширяет коммуникативные компетенции в профессиональной сфере: умение строить и вести диалоги «врач - больной», «врач - родственник больного», задавать вопросы для выяснения паспортных данных, жалоб, истории настоящего заболевания, истории жизни больного.

В ходе данной работы у учащихся развивается умение строить диалоги различной коммуникативной направленности: запрашивать, сообщать, уточнять, разъяснять.

В силу характера работы врача, студентам-медикам приходится вступать в коммуникацию не только с больными, но и с родственниками больных для выяснения деталей заболевания [2, с. 216]. В таких случаях теоретические знания лексики и грамматики языка должны подкрепляться практическими знаниями, отработанными на практике.

Для преодоления коммуникативного барьера на занятиях предлагаются интерактивные формы работы в виде ситуативно-коммуникативных задач. Например:

- Разделитесь на пары, составьте диалог врача с родителями больного ребенка;

- Уточните наличие у больного дополнительных симптомов;

- Разыграйте диалог «пациент-врач» и т.д.

К интерактивным методам относятся и презентации с использованием различных вспомогательных средств: аудио, видео, слайдов. При работе с видеоматериалами студенты осваивают, развивают и совершенствуют умения коммуникативного поведения. Они учатся распознавать и систематизировать значимую для конкретной ситуации вербальную и

невербальную информацию; развивают умения проигрывать ролевые модели на основе подражания коммуникативному поведению [1, с. 123].

Наглядность видеоматериала компенсирует недостаточную зрелищность академического процесса. Основной акцент делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, развития визуального мышления.

Все выше перечисленные интерактивные методы позволяют сформировать у студентов умения диалогического речевого общения, овладеть набором общекультурных и профессиональных компетенций, что, в свою очередь, требует внедрения интерактивных методов в процесс обучения устной речи иностранцев, в том числе и студентов-медиков.

Список литературы / References

1. Гаспарян Л.А. Видеоматериалы как средство формирования иноязычной коммуникативно-речевой компетенции // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск: ФГБОУ ВПО «Н1 НУ», 2012. № 4. С. 122-128.

2. Гончаренко Н.В. Интерактивные формы работы с текстом по специальности при обучении русскому языку иностранных студентов-медиков: Иностранный язык в системе среднего и высшего образования: материалы III международной научно-практической конференции 12 октября 2013 года. Прага :Vedeckovydavatelskecentram «Sociosfera-CZ», 2013. 216 с.

3. Пономарева Л.Е. Интерактивные подходы к обучения на уроках русского языка // Актуальные проблемы преподавания русского языка в вузе и школе: сборник научных трудов. Выпуск 20 [под ред. док. филол. наук, проф. О. В. Загоровской]. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012. С. 191-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.