Научная статья на тему 'Внедрение инновационных технологий в учебный процесс высших образовательных заведений МВД России для подготовки высококвалифицированных специалистов'

Внедрение инновационных технологий в учебный процесс высших образовательных заведений МВД России для подготовки высококвалифицированных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Струганов С. М.

Главной целью применения инновационных форм педагогического воздействия на будущего специалиста заключается в повышении его теоретических и практических знаний и умений, морально-психологической готовности и внутренней убежденности в высоком общественном статусе выбранной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the major directions of reform of higher education is introduction of innovative technologies in pedagogical process of preparation of highly skilled experts. An overall objective of application of innovative forms of pedagogical influence on the future expert consists in increase of its theoretical and practical knowledge and abilities, moral and psychological readiness and internal conviction in the high public status of the chosen trade

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационных технологий в учебный процесс высших образовательных заведений МВД России для подготовки высококвалифицированных специалистов»

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

С.М. Струганов,

доцент кафедры физической подготовки ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат педагогических наук

. Главной целью применения инновационных форм педагогического воздействия на будущего специалиста заключается в повышении его теоретических и практических знаний и умений, морально-психологической готовности и внутренней убежденности в высоком общественном статусе выбранной профессии.

One of the major directions of reform of higher education is introduction of innovative technologies in pedagogical process of preparation of highly skilled experts. An overall objective of application of innovative forms of pedagogical influence on the future expert consists in increase of its theoretical and practical knowledge and abilities, moral and psychological readiness and internal conviction in the high public status of the chosen trade .

В последнее время в высших учебных заведениях все больше внимания уделяется внедрению новых инновационных технологий в процесс обучения. Образовательные учреждения МВД России не остались в стороне от этих нововведений. Одним из методов инновационных технологий является использование информационных средств в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов. В современное время много преобразований происходит в педагогической деятельности, особенно в высших учебных заведениях, меняются задачи и методы обучения, индивидуализируется системный подход к преподаванию различных дисциплин, уделяется большое внимание к профессиональной, узкоспециализированной подготовке молодых сотрудников.

В связи с этими большими переменами возросла роль информационно-коммуникативных средств и в системе образования МВД России, которые помогают эффективно повышать самостоятельную работу

* Struganov S. Introduction of innovative technologies in educational process of the higher educational institutions MIA of Russia for training of highly skilled experts.

курсантов и слушателей с использованием компьютерных средств и технологий в учебном процессе.

Индивидуализации процесса обучения в настоящее время теперь зависит не только от преподавателя, но и от самостоятельной работы обучаемого, где положительную роль играют современные компьютерные технологии. К таким инновационным методам подготовки можно отнести создание электронных учебно-методических комплексов, учебников, учебно-методических пособий, презентаций, тестов и других мультимедийных материалов. Роль преподавателя при появлении таких средств учебной информации играет направляющую и ориентирующую функцию для решения сложных вопросов и возникающих проблем.

Эффективность самостоятельного обучения данным методом зависит в большей степени не от преподавателя, а от самого обучающегося, где на первый план выходит умение и знание ориентироваться в большом потоке информации, перерабатывать и обобщать ее. Роль преподавателя здесь заключается в обучении самостоятельно работать с электронными учебными пособиями и визуального восприятия материала.

В настоящее время многие образовательные заведения в своем арсенале имеют электронные учебно-методические комплексы, которые представляют собой совокупность нормативных документов и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию дисциплины в образовательном процессе и способствующих эффективному освоению обучающимися учебного материала, входящего в программу дисциплины по конкретной специальности (направлению).

Материалы электронного учебно-методического комплекса могут быть представлены в виде компьютерного файла и располагаться на сервере или в локальной сети учебного заведения, а также может быть записан на CD или DVD диски или представлен на бумажных носителях в учебно-методическом классе или уголке. В настоящей статье предлагается схема электронного учебно-методического комплекса на примере дисциплины «Физическая подготовка».

Грамотно построенный электронный комплекс можно не только применять на лекционных занятиях в качестве наглядного средства обучения, но и предлагать обучающимся для самостоятельного освоения учебного материала. Это позволит эффективно использовать учебный процесс в системе дистанционного образования, которое в настоящее время становится очень популярным.

Рис. 1. Электронный учебно-методический комплекс на примере дисциплины «Физическая подготовка».

Электронный учебно-методический комплекс должен содержать рабочую программу учебного курса, логически структурированный теоретический материал по предмету, поясняющие примеры с подробным описанием решения типовых задач, задания и тесты для самоконтроля обучающихся, вопросы к экзамену или зачету, необходимую нормативно-справочную информацию (рис. 1).

Кроме того, в нем должны быть указаны точное название учебной дисциплины, шифр и название специальности, а также примерный объем часов, требующихся на изучение всего курса.

При создании электронного учебно-методического комплекса следует обращать внимание на некоторые важные моменты, а именно:

1. Содержание обязательно должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта по указанной в описании специальности, а также современному уровню научно-технического прогресса в данной области знаний.

2. Структура электронного учебно-методического комплекса должна состоять из логически взаимосвязанных элементов или модулей, каждый из которых должен открываться в отдельном электронном окне, иметь свою целевую установку, направленную на решение частных задач.

3. Электронный комплекс необходимо строить таким образом, чтобы он имел строгий и выразительный вид, прост в освоении технологии работы с ним пользователя.

4. Программное исполнение электронного комплекса должно учитывать возможность технологически несложного совершенствования и модернизации содержания учебного курса в будущем.

5. Электронный учебно-методический комплекс должен быть максимально интерактивным, содержать достаточное количество мультимедийных данных, включающих в себя совокупность информации цифрового характера (текстовая, графическая, анимационная), визуальной аналоговой информации (видеофрагменты, фотографии, рисунки) и слуховой аналоговой информации (звуки, музыка, речь), иметь удобные средства поиска необходимой информации.

6. Использование мультимедийной информации в процессе обучения способствует более качественному восприятию и запоминанию учебного материала.

Применение электронных учебно-методических средств в системе высшего профессионального образования оказывает позитивное влияние на развитие культуры самостоятельной учебной деятельности студентов.

Однако для ее эффективной организации необходимо выполнять определенные условия. Например, в процессе планирования учебного процесса с применением электронных средств обучения преподавателю необходимо правильно определить объем аудиторной и самостоятельной работы, а также их место в процессе обучения. В этом случае особое

внимание следует уделить не только оснащенности обучаемых электронными учебными материалами, но и возможности их доступа к электронным вычислительным ресурсам и компьютерной технике. Данная проблема решается распределением времени для самостоятельной работы в компьютерных классах или учебно-методических кабинетах образовательного учреждения.

К ключевым проблемам проектирования электронных учебно-методических комплексов следует отнести: подготовку информационного описания теоретического материала (учебных текстов, эскизов графических иллюстраций, сценариев демонстрационно-иллюстри-рующих программ и видеоклипов и т.п.), создание упражнений для лучшего усвоения как теоретического, так и практического учебного материала, разработку алгоритмов управления для организации эффективной целенаправленной познавательной деятельности обучаемых. Это позволяет не только восполнить дефицит учебно-методической литературы, но и повышает личную заинтересованность преподавателя в получении новых знаний в области методики проектирования учебных курсов.

Одним из важных условий организации образовательного процесса с использованием электронных средств обучения является постоянный контроль со стороны преподавателя за ходом и результатами самостоятельной учебной деятельности обучаемых. Проводить контроль необходимо таким образом, чтобы он положительно влиял на эффективность профессиональной подготовки и сопровождался системой определенных мер поощрения за качественное исполнение учебного материала.

Внедрение электронных учебно-методических комплексов в высших образовательных заведениях позволяет эффективно управлять образовательным процессом, создает объективные условия для полноценного самостоятельного освоения обучающимися учебного материала и способствует формированию современного набора учебно-методических материалов, доступных каждому обучающемуся.

Применение данных комплексов в профессиональной подготовке будущих специалистов позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности, научить самостоятельно, мыслить и работать с учебным и учебно-методическим материалом, что способствует их дальнейшему непрерывному совершенствованию в течение всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.