Внедрение электронных технологий таможенного оформления, совместимых с европейскими
М. Ю. ПРОКОФЬЕВ, начальник Северо-Западного таможенного управления, генерал-лейтенант таможенной службы
В июне 2005 года руководителями национальных таможенных администраций 166 стран — членов Всемирной таможенной организации были приняты рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, представляющие собой свод международных таможенных стандартов, направленных на повышение безопасности и облегчение внешнеэкономической деятельности. К ним относится, в частности, технология предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах и транспортных средствах, пересекающих таможенную границу.
Необходимость применения предварительного информирования при разработке таможенных процедур становится все более актуальной в условиях роста и распространения международного терроризма.
Так, правительствами ряда стран были приняты правила и заключены соглашения с деловыми кругами для обеспечения необходимого уровня безопасности на базе результатов оценки рисков, проводимой до прибытия товаров на таможенную территорию, например, программа таможенной службы Канады «Партнеры по защите (PIP)», программа таможенной службы Австралии «Передняя линия и аккредитованный клиент» и другие.
С 1 июля 2009 года в таможенных органах Финляндии вводится система SAFE, предусматривающая обязательное представление участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предварительной информации о ввозимых товарах и транспортных средствах (не менее чем за 2 часа до пересечения границы). В противном случае транспортное средство не будет допущено на территорию страны.
Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации обеспечивает последовательное проведение таможенной реформы и повышение уровня администрирования российской таможенной службы. Необходимым шагом при модернизации должно стать создание системы предварительного информирования.
На данный момент в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления накоплен разносторонний опыт информационного взаимодействия по анализу и обработке информации о грузах до их прибытия на территорию России: по видам транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской); по направлениям движения товаропотоков (импорт, экспорт); по партнерам информационного взаимодействия (таможенные службы иностранных государств и перевозчики).
О «Зеленом коридоре»
Наиболее близок по своей сути к рамочным стандартам Всемирной та-
моженной организации проект международного таможенного сотрудничества «Зеленый коридор». Он представляет собой наиболее оптимальную модель предварительного информирования в Северо-Западном регионе с точки зрения обеспечения достоверности сведений и технологии их передачи.
Суть проекта — в ускорении и упрощении таможенного оформления на основе достоверной информации, передаваемой таможенными службами Финляндии и Швеции. Поскольку сведения представляются зарубежными таможенными органами, контроль как на границе, так и в таможне назначения проводится в минимальном объеме в силу высокой степени достоверности полученной информации.
Проект применяется на участке российско-финляндской государственной границы в регионе деятельности Выборгской таможни с сентября 2003 года. За это время по состоянию на 01.11.2008 оформлено 14 тыс. поставок (для сравнения: за четыре месяца 2003 года — 33, за 2004 год — 1573, за 2005 год — 2320, за
Цифры
В настоящее время предварительное информирование применяется в автомобильных пунктах пропуска МАПП «Ивангород» Кингисеппской таможни; МАПП «Убылинка», МАПП «Куничина Гора», МАПП «Шумилкино» Псковской таможни; МАПП «Бурачки» Себежской таможни, МАПП «Брусничное», МАПП «Светогорск», МАПП «Торфяновка» Выборгской таможни.
Всего с января по октябрь 2008 года таможенными органами СЗТУ было произведено таможенное оформление 83795 товарных партий товаров с применением предварительной информации в восьми многосторонних автомобильных пунктах пропуска, расположенных на российско-финляндском, российско-эстонском, российско-латвийском участках границы.
Необходимо отметить, что количество товарных партий, ввозимых на таможенную территорию РФ через автомобильные пункты пропуска и оформленных с применением предварительной информации, за 10 месяцев 2008 года увеличилось на 110% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Из числа таможен, в регионе деятельности которых применяется технология предварительного информирования, наибольший объем деятельности по производству таможенного оформления товаров и транспортных средств с применением предварительной информации выполнен Себежской таможней. На втором месте по количественным показателям находится Кингисеппская таможня, на третьем — Псковская.
ЛОГИСТИКА •
МАПП «Брусничное», эксперимент по предварительному информированию при оформлении автовозов
2006 год — 2944, за 2007 год — 3583, за 10 месяцев 2008 года — 3492).
Средние затраты времени перевозчика, следующего в рамках проекта, на проведение таможенных процедур в пункте пропуска составляют не более 10-15 минут (без учета времени работы других контрольных органов). Время, затрачиваемое российскими получателями при основном таможенном оформлении также минимально. Например, в отношении товаров, декларируемых ЗАО «Валио-Санкт-Петербург», это время составляет в среднем 2-3 часа.
Таможня заинтересована в информационном взаимодействии с Евросоюзом
Несмотря на ежегодное увеличение объемов предварительной информации, предоставляемой таможенным органам СЗТУ, доля предварительной информации, получаемой от иностранных таможенных органов, остается незначительной.
Так, доля товарных партий, оформленных за 10 месяцев 2008 года в автомобильных пунктах пропуска с применением предварительной информации от иностранных таможенных органов, по-прежнему остается менее 6% от общего количества товарных партий, оформленных с применением предварительной информации.
Таким образом, в настоящее время в системе предварительного информирования таможенных органов СЗТУ преобладает информация, предоставляемая коммерческими организациями, которая обладает низкой степенью надежности и не позволяет осущест-
вить приоритетный порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств и уменьшить объемы таможенного контроля.
Низкая степень надежности также не позволяет существенно повысить пропускную способность пунктов пропуска при применении предварительного информирования, а также эффективно использовать предварительную информацию в процессе таможенного контроля.
Поэтому таможенные органы заинтересованы в расширении информационного взаимодействия с таможенными администрациями стран ЕС.
С 2009 года планируется проведение эксперимента по предварительному информированию Евросоюзом российских таможенных органов. Однако при этом в составе предварительной информации будут отсутствовать сведения о классификационных кодах товаров и их фактурной стоимости. Получение предварительной информации в таком формате будет способствовать сокращению времени таможенного оформления товаров в отсутствие таможенного брокера на границе, но, вместе с тем, не решит проблему подмены транспортных и товаросопроводительных документов, и, как следствие, не позволит оптимизировать таможенный контроль.
В связи с особой значимостью решения вопроса осуществления информационного взаимодействия таможенных органов России и Европейского Союза ФТС России утвержден план мероприятий по обеспечению получения и использования с 1 января 2009 года предварительной информации от Ев-
росоюза. В соответствии с этим планом в СЗТУ уже предпринят ряд мер по обеспечению технической и иной готовности пунктов пропуска к информационному обмену с КЕС. Определен и согласован с ФТС перечень пунктов пропуска Северо-Западного региона, в которых будет осуществляться таможенное оформление товаров с использованием предварительной информации от КЕС. Пункты пропуска нашего региона в целом готовы к осуществлению с 1 января 2009 года информационного обмена с Евросоюзом.
Перспективные предложения
Необходимо отметить, что в настоящее время предварительная информация фактически используется только в целях сокращения времени подготовки электронной копии уведомления о направлении товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита, и ее применение для целей организации таможенного контроля товаров и транспортных средств в рамках системы управления рисками затруднено.
Кроме того, технология предварительного информирования существует сегодня обособленно от технологии электронного декларирования и не используется в совокупности с ней.
В целях совершенствования порядка представления предварительной информации СЗТУ были направлены в ФТС России предложения о применении в качестве предварительной информации сведений, содержащихся в качестве предварительной декларации, подаваемой уполномоченным лицом в бумажном и электронном виде в таможенный орган, в который товары подлежат доставке.
По мнению СЗТУ, применение предварительной декларации в качестве источника предварительной информации о товарах и транспортных средствах позволит обеспечить:
• ответственность декларанта за достоверность сведений, представляемых в таможенный орган;
• возможность анализа в рамках системы управления рисками сведений, содержащихся в предварительной декларации;
• возможность формирования электронной копии транзитной декларации в месте прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Учитывая совершенствование порядка функционирования пунктов пропуска, в которых будут размещены только пограничные и таможенные
Виды МАПП «Брусничное»
органы, а также планируемое законодательное установление обязанности представления предварительной информации, полагаю, что использование вышеприведенного порядка участниками ВЭД является наиболее перспективным.
Полезный опыт
В целях обеспечения технических условий для использования предварительной информации на таможенных МАПП «Убылинка» Псковской таможни и МАПП «Бурачки» Себежской таможни в апреле этого года установлено и введено в опытную эксплуатацию комплексное программное средство «Пограничный пункт пропуска», реализующее технологию предварительного информирования.
Участник ВЭД передает сформированную электронную копию транзитной декларации в ГНИВЦ ФТС России,
где проводится форматно-логический контроль при помощи штатных программных средств. По запросу должностного лица таможенного поста происходит получение информации, содержащейся в электронной копии транзитной декларации из ГНИВЦ ФТС России. Обработка, как правило, занимает 15-30 секунд.
В дальнейшем планируется распространить в качестве типовой данную технологию по приему предварительной информации в отношении товаров, перевозимых другими видами транспорта, в частности морским.
Электронное декларирование оптимизирует таможенный контроль
Другим приоритетным направлением деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления является дальнейшее расшире-
МАПП «Брусничное», зал оформления
ние практики использования электронного декларирования.
Применение электронной формы декларирования в регионе деятельности СЗТУ было начато в декабре 2004 года на таможенном посту документального оформления Балтийской таможни, Северо-Восточном таможенном посту Санкт-Петербургской таможни и на Парнасском таможенном посту Северо-Западной акцизной таможни.
Общее количество таможенных постов СЗТУ, имеющих правомочия производить таможенное оформление товаров, декларируемых в электронной форме, достигло 44 единиц.
За период с декабря 2004 года по сегодняшний день таможенными органами СЗТУ был осуществлен выпуск товаров по 80 тысячам таможенных деклараций в электронной форме. При этом наибольший объем таможенного оформления товаров, декларирумых в электронной форме, приходится на Санкт-Петербургскую таможню, таможенными постами которой произведен выпуск более 30 тысяч электронных таможенных деклараций.
Необходимо подчеркнуть, что совершенствование и дальнейшее распространение практики использования при таможенном оформлении электронных технологий, прежде всего предварительного информирования, электронного декларирования, даст возможность оптимизировать и повысить эффективность таможенного контроля как на границе, так и в местах прибытия товаров, а также создаст условия для минимизации очередей в пунктах пропуска и ускорения процесса оформления при условии соблюдения всех норм таможенного законодательства.