Научная статья на тему 'Внедрение Электронного правительства в Республике Адыгея в экономико-информационное пространство региона'

Внедрение Электронного правительства в Республике Адыгея в экономико-информационное пространство региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЦП "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ" / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / РЕГИОН / FEDERAL PROGRAM "ELECTRONIC RUSSIA" / E-GOVERNMENT / PUBLIC SERVICES / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шухарт Адам Сергеевич

В статье представлена аналитическая и обобщающе-когнитивная информация по вопросам внедрения системы Электронного правительства в регионах России в целом, и в Республике Адыгея в частности. Автором приведен перечень мероприятий, направленных на улучшение позиции республики в рейтинге субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of e-government in the Adyghe Republic in the economic and informational space of the region

The paper presents the analytical and generalizing-cognitive information on the implementation of e-Government in the Russian regions as a whole and in the Adyghe Republic in particular. The author provides a list of measures aimed at improving the position of the republic in the ranking of subjects of the Russian Federation on the level of e-government implementation.

Текст научной работы на тему «Внедрение Электронного правительства в Республике Адыгея в экономико-информационное пространство региона»

УДК 330:004 ББК 65.011.15 Ш 98

А.С. Шухарт

Аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (952) 98119 96, e-mail: asshuchart@mail.ru.

Внедрение электронного правительства в Республике Адыгея в экономико-информационное пространство региона

(Рецензирована)

Аннотация. В статье представлена аналитическая и обобщающе-когнитивная информация по вопросам внедрения системы Электронного правительства в регионах России в целом, и в Республике Адыгея - в частности. Автором приведен перечень мероприятий, направленных на улучшение позиции республики в рейтинге субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства.

Ключевые слова: ФЦП «Электронная Россия», Электронное правительство, государственные услуги, регион.

A.S. Shukhart

Post-Graduate Student of Economics and Management Department, Adyghe State University,

Maikop. Ph.: (952) 98119 96, e-mail: asshuchart@mail.ru.

Implementation of e-government in the Adyghe Republic in the economic and informational space of the region

Abstract. The paper presents the analytical and generalizing-cognitive information on the implementation of e-Government in the Russian regions as a whole and in the Adyghe Republic in particular. The author provides a list of measures aimed at improving the position of the republic in the ranking of subjects of the Russian Federation on the level of e-government implementation. Keywords: Federal Program «Electronic Russia», E-government, public services, region.

Эффективное государственное управление в информационном обществе, которое все еще продолжает формироваться как в глобальном, так и в локальном масштабах, невозможно осуществлять и совершенствовать без системы Электронного правительства. Утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации в 2002 г. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 годы)» по своей сути явилась катализатором внедрения технологий Электронного правительства. Электронное правительство, e-Government - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. Электронное правительство - система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание Электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределительной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки [1].

Целями формирования в Российской Федерации Электронного правительства являются:

- повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

- повышение качества административно-управленческих процессов;

- совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности Электронного правительства при его функционировании.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

- развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;

- предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами;

- создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

- внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;

- формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме между государственными органами, организациями и гражданами, а также контроль за использованием государственных информационных систем [2].

Обозначим далее место Электронного правительства в экономико-информационном пространстве региона. Последнее представляет собой совокупность взаимодействующих между собой посредством обмена информационными потоками, содержащими сведения о деятельности, региональных социально-экономических субъектов, а также единицу, аккумулирующую, дающую возможность анализировать и осуществлять стратегическое планирование развития региональной экономики. Целями обозначенного пространства, являются: обеспечение оперативного мониторинга происходящих в регионе экономических процессов, состояния рыночной инфраструктуры региона; ускорение процессов документооборота между органами государственной власти региона и юридическими лицами; повышение качества оказываемых юридическим лицам государственных услуг; совершенствование системы стратегического планирования экономического развития региона. Достижение указанных целей возможно путем решения следующих задач: распространение применения в деятельности юридических лиц и органов государственной власти информационно-коммуникационных технологий; предоставление государственных услуг посредством сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия органов государственной власти с организациями; создание средств защиты указанной инфраструктуры; внедрение информационных систем планирования и статистической отчетности в рамках создания

региональной системы контроля результативности деятельности региональных социально-экономических субъектов, органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития региона; формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, циркулирующих в региональном экономико-информационном пространстве. Сопоставляя цели и задачи Электронного правительства с целями и задачами организации и функционирования регионального экономико-информационного пространства, приходим к выводу, что они взаимосвязаны и взаимоувязаны, что позволяет сделать вывод о центровом положении Электронного правительства в региональном экономико-информационном пространстве (Электронное правительство - своеобразное ядро последнего). Основываясь на последнем утверждении, рассмотрим нынешнее состояние и предложим перечень мероприятий, направленных на развитие Электронного правительства в региональном разрезе на примере Республики Адыгея.

«Центр прикладной экономики» по заказу электронного журнала «Госменеджмент» составляет рейтинги субъектов Российской Федерации по уровню внедрения Электронного правительства. В соответствии с методикой 2012 г. для составления рейтинга учитываются только электронные услуги не ниже III этапа, размещенные на федеральном портале «Электронное правительство. Госуслуги» или на региональных порталах государственных и муниципальных услуг.

Небольшой комментарий по вопросу рейтинга субъектов РФ по уровню использования системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ реализуется в рамках: системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО); единой системы межведомственного электронного взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме) при оказании государственных и муниципальных услуг. Рейтинг СМЭВ и настоящий рейтинг субъектов имеют принципиальные различия:

Во-первых, публикуемый ниже рейтинг составлен с позиции получателя услуг, в нем оценивается возможность получения региональных и муниципальных услуг, предоставляемых субъектом Российской Федерации, тогда как рейтинг СМЭВ составлен с позиции организатора процесса предоставления услуги - в нем оценивается инструмент получения услуги, а не сама услуга.

Во-вторых, рейтинг СМЭВ учитывает межведомственное взаимодействие при оказании услуг любыми органами власти, федеральными, региональными и муниципальными. В нашем рейтинге учитываются только услуги, поставляемые региональными и муниципальными органами власти, федеральные услуги не учитываются [3]. Ниже приведен рейтинг субъектов ЮФО по уровню внедрения Электронного правительства по состоянию на 1 октября 2012 г. (см. табл. 1) [4].

Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства (далее - Рейтинг) разработан для оценки степени внедрения в деятельность органов государственной власти субъектов РФ современных информационных технологий.

Целью составления рейтинга является формирование общей картины используемых в государственном управлении средств обеспечения взаимодействия с населением, юридическими лицами, использующих современные электронные средства связи и обработки информации. Объектом мониторинга являются:

а) государственные и муниципальные услуги, информация о которых размещена на Портале государственных услуг субъектов РФ и федеральном портале gosuslugi.ru;

б) деятельность многофункциональных центров обслуживания населения;

в) информационно-справочное обеспечение, в том числе:

1) информационные киоски;

2) использование специальных средств персональной идентификации (электронных социальных карт).

Термины и определения, используемые в рейтинге.

Государственная услуга - деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований [5].

Электронная услуга - услуга, предоставляемая с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями [6].

Интерактивный сервис - сервис, позволяющий получить информацию (услугу) без участия сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления путем использования информационно-телекоммуникационных технологий, с использованием портала государственных и муниципальных услуг.

Многофункциональный центр обслуживания населения - специализированная организация (подразделение органов государственной власти), созданная для обслуживания населения. Информационный киоск - электронная система информирования посетителей органов государственной власти, организаций и учреждений о государственных и муниципальных услугах, порядке и местах их оказания.

Электронная карта - инструмент доступа к государственным и муниципальным услугам с использованием информационных киосков или иных средств, являющийся единым идентификатором пользователя в пределах региона и позволяющий получать персонифицированный доступ к государственным услугам (в том числе - платным). Уровень предоставления услуги - показатель, характеризующий долю и типы взаимодействий, которые при оказании услуги могут осуществляться в электронной форме. Уровень предоставления услуги соответствует этапу перехода на предоставление услуг в электронной форме.

Основные принципы формирования рейтинга.

Оценка производится на основании общедоступной информации, предоставляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации на собственных официальных сайтах. Для анализа используется информация следующих сайтов:

- федеральный портал государственных услуг gosuslugi.ru;

- портал государственных услуг субъекта РФ, на который сделана ссылка на официальном портале органов государственной власти субъекта РФ;

- специализированные сайты многофункциональных центров, систем оказания государственных услуг в электронном виде.

Таблица 1

Рейтинг субъектов ЮФО по уровню внедрения Электронного правительства

Субъект федерации

Место

по округу

Место по РФ

Баллы

О к т я б р ь И ю л ь О к т я б р ь И ю л ь Вс его Го сус луг и Му ну сл уг и Пр оч ие ус луг и Те хо бе с-пе че ни е Сер вис ы

1. Республика Адыгея 6 5 78 73 9,50 2,00 7,50 0,00 0,00 0,00

2. Республика Калмыкия 5 6 77 76 11,00 3,00 3,00 5,00 0,00 0,00

3. Краснодарский край 3 2 50 12 31,50 2,00 2,50 27,00 0,00 0,00

4. Астраханская область 2 3 44 40 33,50 16,00 1,50 0,00 16,00 0,00

5. Волгоградская область 4 4 56 44 29,50 2,00 3,50 0,00 17,00 7,00

6. Ростовская область 1 1 13 8 61,50 21,00 7,50 15,00 13,00 5,00

По данным рейтинга, Республика Адыгея - единственный регион ЮФО, где одновременно 3 из 5 оцениваемых позиций определены как отсутствующие. Детализация оцениваемых критериев представлена в таблице 2.

Таблица 2

Детализация баллов, полученных субъектами ЮФО в рейтинге

Южный федеральный округ

Разделы рейтинга Ре сп уб ли ка Ад ыг ея Рес пу бл ика Ка лм ык ия Кр ас но да рс ки й кр ай Ас тра ха нск ая об лас ть Во лго гра дс кая об лас ть Ро ст ов ск ая об ла сть

Раздел 1. Государственные услуги 2,00 3,00 2,00 16,00 2,00 21,00

Образование 2 3 2 2 2 4

Социальная защита населения 0 0 0 6 0 0

ЗАГС 0 0 0 8 0 8

Земля и имущество 0 0 0 0 0 0

Здравоохранение 0 0 0 0 0 9

Культура 0 0 0 0 0 0

Раздел 2. Муниципальные услуги 7,50 3,00 2,50 1,50 3,50 7,50

Образование 7,5 3 0 0 1 5

Социальная защита населения 0 0 0 0 0 1,5

Земля и имущество 0 0 0 0 0 1

Здравоохранение 0 0 2,5 1,5 2,5 0

Раздел 3. Прочие электронные услуги 0 5 27 0 0 15

Прочие услуги (шт.) 0 0 4 0 0 5

Электронные сервисы (шт.) 0 1 3 0 0 0

Раздел 4. Техническое обеспечение ПГУ 0 0 0 16 17 13

Перерывы в работе Портала 0 0 0 8 8 0

государственных услуг

Индексирование сайта поисковыми 0 0 0 2 1 1

системами сети интернет

Независимая система учета посещений

портала и раскрытие информации 0 0 0 0 0 2

данной системы

Встроенная система поиска по сайту (контекстный поиск) 0 0 0 0 0 2

Удобство пользования Порталом 0 0 0 6 8 8

Перечень электронных услуг 0 0 0 0 1 1

Система каталогизации услуг 0 0 0 1 1 1

Скорость доступа к порталу 0 0 0 1 1 1

Раздел 5. Инфраструктура Электронного 0 0 0 0 7 5

правительства

Сервис опросов и мониторинга качества 0 0 0 0 0 0

оказания услуг

Обратная связь по работе портала 0 0 0 0 2 0

Информационные киоски 0 0 0 0 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многофункциональные центры 0 0 0 0 5 5

Итого 9,50 11,00 31,50 33,50 29,50 61,50

Рейтинг 78 77 50 44 56 13

Рассмотрим подробнее направления стабилизации поступательного развития регионального сегмента федеральной системы Электронное правительство (на примере Республики Адыгея).

Осуществить предоставление информации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (разместить перечень учреждений и список предоставляемых услуг - 2 балла).

Предоставить информацию о социальной поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов (разместить перечень видов социальной поддержки и категорий получателей социальной поддержки - 2 балла).

Осуществить предоставление информации о юридической помощи малоимущим (разместить информации о местах проведения консультаций и графике работы - 1 балл). Организовать прием заявлений для государственной регистрации заключения брака - 2 балла.

Предоставить информацию об объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности и предназначенных для сдачи в аренду (разместить перечень объектов недвижимого имущества с указанием типа помещения, района (микрорайона), адреса, площади, стартовой (начальной) цены - 1 балл).

Осуществить предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду (создать перечень объектов недвижимого имущества с указанием типа помещения, района (микрорайона), адреса, площади, стартовой (начальной) цены). Организовать прием заявок (запись) на прием к врачу в большинстве учреждений

здравоохранения в одном муниципальном образовании.

Устранить суммарную продолжительность перерывов в работе регионального сегмента федеральной системы Электронное правительство более 4 часов (превышает 48 часов в месяц).

Повысить эргономичность регионального сегмента регионального портала, а также активно информировать население о существовании и возможностях данного портала. Реализация указанных мероприятий позволит Республике Адыгея улучшить свою позицию в рейтинге субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства. Однако, это лишь имиджевый эффект. Первостепенное значение имеет другой эффект - социально-экономический - изменится не только рейтинг республики, но и станет возможным процесс становления бесперебойно функционирующего экономико-информационного пространства региона, поскольку, как было сказано ранее, его «ядром» можно считать систему Электронного правительства в его региональном сегменте.

Примечания:

1. Проскара Д. Портал государственных услуг Российской Федерации. «Ростелеком» готов оказать максимальное содействие органам государственной власти по внедрению программы «Электронное правительство». URL: http://www.gosuslugi.ru/pgu/news/view/19

2. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/566479

3. ГосМенеджмент электронный журнал. Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства. URL: http://gosman.ru/electron?news=13777

4. Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства на 1 октября 2012 года. Результаты мониторинга на 1 октября 2012 года. URL: http://gosman.ru/content/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%B3%20%D0%AD%D0%9F%202012_10(1).xls

5. О предоставлении государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ: [ред от 21.07.2014] // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.

6. Методика мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проект. URL: https://www.google.ru/url? sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&ved=0CCwQFjAA&url=http%3A%2F %2Fwww.economy. gov.ru%2Fwps%2Fwcm%2Fconnect

%2F7223df0045e827a2bac7fe293491a18d%2Fmetodika_.doc%3FM0D%3DAJPERES %26CACHEID

%3D7223df0045e827a2bac7fe293491a18d&ei=v0U0UuS7Ae0R4AStwYGwDA&usg=AFQjCNF

wxfUD0WfoHapX6ukoa1J4UPnwcg&sig2=crfP2fDe3fo66wkWpSJ3Gg&bvm=bv.52164340,d.bG

E

References:

1. Proskura D. Portal of public services of the Russian Federation. «Rostelecom» is ready to provide maximum assistance to public authorities for implementation of the programme of «Electronic government». URL: http://www.gosuslugi.ru/pgu/news/view/19.

http://gosman.ru/content/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%B3%20%D0%AD%D0%9F%202012_10ri).xls

5 On the provision of state and municipal services: Federal law of the Russian Federation

from 27 July 2010 №210-FZ. [in an edition of 21.07.2014]. // HLS ConsultantPlus. M., 2014. Title from the screen.

6. Methods of monitoring the quality of public and municipal services in electronic form (the Project). URL: https://www.google.ru/url?

sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&ved=0CCwQFjAA&url=http%3A%2F %2Fwww.economy.gov. ru%2Fwps%2Fwcm%2Fconnect

%2F7223df0045e827a2bac7fe293491a18d%2Fmetodika_.doc%3FMOD%3DAJPERES %26CACHEID

%3D7223df0045e827a2bac7fe293491a18d&ei=v0U0UuS7AeOR4AStwYGwDA&usg=AF

QjCNFwxfUDOWfoHapX6ukoa1J4UPnwcg&sig2=crfP2fDe3fo66wkWpSJ3Gg&bvm=bv.52

164340,d.bGE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.