Научная статья на тему 'Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»'

Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / БОЛОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ / РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩИЙ РЕЙТИНГ / РЕЙТИНГОВЫЙ БАЛЛ / ДОБОР БАЛЛОВ / QUALITY OF EDUCATION / BOLOGNA AGREEMENT / STUDENTS PROGRESS EVALUATION SYSTEM BASED ON MARKS OR RATING / DISCIPLINARY MODULE / FI NAL CONTROL / GENERAL RATING / MARKS GAIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опрятов В. И.

В статье поднимается вопрос о рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов в Орловском государственном университете, о перспективах и путях её совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF STUDENTS PROGRESS RATING EVALUATION SYSTEM EVALUATION SYSTEM BASED ON MARKS OR RATING IN THE ORYOL STATE UNIVERSITY

This article is about rating evaluation system applied in the Oryol State University, about perspectives and ways of improving of this system.

Текст научной работы на тему «Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»»

sr^l право I Vis

В.И. ОПРЯТОВ

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права Орловского государственного университета E-mail:

Тел.

ВНЕДРЕНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В статье поднимается вопрос о рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов в Орловском государственном университете, о перспективах и путях её совершенствования.

Ключевые слова: качество обучения, болонское соглашение, балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов, дисциплинарный модуль, рубежный контроль, общий рейтинг, рейтинговый балл, добор баллов.

Важнейшей задачей, стоящей перед российскими высшими учебными заведениями, является повышение качества обучения1. Одним из направлений, способствующих решению данной задачи, выступает необходимость перехода на принципы, закрепленные Болонским соглашением2. Использование рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов (Continues assessment) наряду с двухуровневой системой подготовки бакалавров и магистров (TLS)3, системой зачетных единиц-кредитов (ECTS)4 является наиболее важным, но пока ещё не реализованным шагом к основной цели России. подписавшей Болонское соглашение, - возможности выдавать своим выпускникам вузов европейское приложение к диплому о высшем образовании (Diploma supplement)5.

Целями балльно-рейтинговой системы является повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса и комплексная оценка качества учебной работы студентов в процессе обучения по программам высшего профессионального образования.

Основными задачами балльно-рейтинговой системы в вузе являются:

- повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;

- активизация работы профессорско-преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;

- усиление регулярного контроля за работой студентов при освоении ими основной профессиональной образовательной программы по специальности (направлению подготовки);

- формирование навыков самоорганизации учебного труда и самооценки у студентов.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования, решением Ученого совета университета от 28 июня 2007 г. в 2007-2008 уч.году на юридическом факультете осуществлялся эксперимент по внедрению балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, а с 1 сентября 2008 г. балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов была внедрена на всех факультетах Орловского государственного университета. Таким образом, в университете уже имеется определенный опыт работы, методическое обеспечение и организационные наработки по реализации балльно-рейтинговой системы6.

Следует отметить, что балльно-рейтинговая система была вначале введена только на 1 курсах, в следующем учебном году на 2 курсах и так далее, что связано с постепенным переходом к новой системе оценки и адаптацией студентов и преподавателей к новым условиям обучения, и кроме того была сохранена традиционная четырехбалльная система оценок при проведении итогового контроля.

В рамках подготовки к внедрению балльнорейтинговой системы были проведены заседания Ученого совета университета, научно-методического совета, на которых обсуждались и разрабатывались основные методические аспекты внедрения балльнорейтинговой системы в учебный процесс (изменение системы компоновки учебного материала по модульной схеме; новые виды учебных и творческих заданий; система их оценки в баллах и ее приведение в соответствие существующей четырёхбалльной шкале и т.д.). Кроме того, неоднократно проводились рабочие встречи с преподавателями, участвующими в эксперименте; собрания групп первого курса, где студентам разъяснялись цели, задачи и перспективы учебы по балльно-рейтинговой системе. Для решения организационных моментов был разработан ряд

© В.И. Опрятов

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

рабочих документов, облегчающих и упрощающих контроль за проведением занятий, промежуточных и итоговых аттестаций. Со стороны профессорско-преподавательского состава, участвующего в эксперименте, была проведена большая работа по изменению рабочих программ курсов (по модульной схеме), а также системы их оценки в баллах.

В основу разработки балльно-рейтинговой системы положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения в университете. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков (или дисциплинарных модулей). Дисциплинарный модуль

- логически связанная и функционально законченная часть учебной дисциплины, которая осваивается студентом в ходе различных видов учебных занятий и самостоятельной работы. Учебная дисциплина состоит из набора модулей. По каждому модулю планируется проведение рубежного контроля. Кафедра устанавливает количество рубежных контролей по каждому дисциплинарному модулю, исходя из следующих условий: по дисциплинам с трудоемкостью менее 20 часов - 1 рубежный контроль; от 21 до 36 часов - 2 рубежных контроля; свыше 36 часов - 3 рубежных контроля.

Шкала баллов по отдельным модулям каждой учебной дисциплины разрабатывается преподавателем и сообщается студентам в начале каждого семестра. Все кафедры после проведения контрольных рубежей передают в деканаты сведения по рейтинговым оценкам студентов и заполняют соответствующую кафедральную форму единой ведомости для текущего контроля и промежуточной аттестации, используемую в течение всего семестра.

Общий рейтинг студента в семестре складывается из баллов, полученных в результате освоения каждого модуля (текущей работы) и сдачи зачетов/ экзаменов (промежуточной аттестации). К сожалению, из-за различных подходов к составлению накопительной части индивидуальных рейтинг-планов дисциплин преподавателями разных кафедр пока не представляется возможным составить единый рейтинг всех студентов с учетом успеваемости по всем дисциплинам на конкретном курсе.

В соответствии с действующим положением «О балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» 2009 г., усвоение каждой изучаемой студентом за семестр дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов, которые распределяются по разделам дисциплины в зависимости от их значимости и трудоемкости.

За текущую работу студент может получить максимально 60 баллов. За экзамен или зачет - максимально 40 баллов.

Для получения зачета по дисциплине сумма баллов студента по дисциплине должна быть 40 и более баллов при условии прохождения всех контрольных рубежей.

Экзамен проводится по 40-балльной шкале. При этом действует следующая шкала:

- 80-100 баллов - «отлично»

- 60-79 баллов - «хорошо»

- 40-59 баллов - «удовлетворительно»

- менее 40 баллов - «неудовлетворительно».

Преподаватель имеет право по своему усмотрению добавлять студенту до 10 баллов по дисциплине за участие в научно-исследовательской работе, внутривузовских олимпиадах, конференциях и т.д.; за углубленное изучение дисциплины, публикации статей в сборниках научных конференций, выступления на межвузовских конференциях, победы в межвузовских студенческих олимпиадах по предмету - до 15 баллов.

Дисциплина считается изученной, если студент набрал количество баллов согласно установленному диапазону. Если студент не изучил дисциплину, то ему предоставляется возможность добора баллов. Студент обязан отчитаться по задолженностям по отдельным модулям дисциплины до экзамена (зачета) в рамках часов, отводимых на самостоятельную работу с преподавателем.

В целом, введение балльно-рейтинговой системы делает более объективной оценку успеваемости студентов в целом. Она позволяет оценить совокупные академические успехи студента и дать более глубокий анализ результатов обучения, акцентирует внимание студента к наиболее важным видам деятельности и позволяет повысить заинтересованность студента в изучении данной дисциплины.

Но всё же хотелось бы отметить, что только полный отказ от традиционных форм контроля в виде устного (письменного) зачета (экзамена), от практики многоразовых пересдач по ним в случае недобора студентом минимально необходимого (проходного) количества баллов, или хотя бы введение ответственности студентов за невыполнение рейтинг-планов дисциплин и несвоевременный добор баллов, в том числе неявку на дополнительные занятия в виде недопуска к зачету (экзамену), смогут мотивировать систематическую работу всех студентов в процессе обучения и стимулировать активность отстающих в ликвидации своих задолженностей.

--------==ПРАВО 1Ъп^=—-------------------------------------------------------

Примечания

1. См.: Трайнев В. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс: обобщение отечественной и зарубежной практики. М.: «Дашков и К°», 2008.

2. Сенашенко В.Г., Ткач Г. Болонский процесс и качество образования. Alma mater. 2003. №8. С. 8-9

3. Абанкина И. В. Двухуровневое образование в России: анализ подготовки бакалавров и магистров. Ректор вуза. 2008. № 6. С. 28-39.

4. См.: Сазонов Б. А. Система зачетных единиц: особенности организации и календарного планирования учебного процесса. Материалы к седьмому заседанию методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

5. См.: План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 - 2010 годы утв. приказом Минобрнауки РФ от 15.02.2005 № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации».

6. Приказ Минобразования РФ от 11.07.2002 года №2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов».

V.I. OPRYATOV INTEGRATION OF STUDENTS PROGRESS RATING EVALUATION SYSTEM EVALUATION SYSTEM BASED ON MARKS OR RATING IN THE ORYOL STATE UNIVERSITY

This article is about rating evaluation system applied in the Oryol State University, about perspectives and ways of improving of this system.

Key words: Quality of education, Bologna Agreement, students progress evaluation system based on marks or rating, disciplinary module, final control, general rating, marks gain.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.