Научная статья на тему 'Внеаудиторная самостоятельная работа студентов на курсе фтизиатрии кафедры инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии'

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов на курсе фтизиатрии кафедры инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФТИЗИАТРИЯ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляева Надежда Андреевна, Егорова Марина Васильевна

Обеспечение высокого качества образования на основе соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства важнейшая задача российской образовательной политики. Статья посвящена одному из самых важных вопросов современного образования развитию самостоятельной деятельности студентов на курсе фтизиатрии кафедры ИБФиД МИ СВФУ. Проведен анализ образовательных технологий внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Одной из целей курса фтизиатрии кафедры ИБФиД является внедрение образовательных технологий и дифференцированных критериев самостоятельности студентов в зависимости от специальности и вида деятельности. В статье освещены применяемые образовательные технологии. Одна из них решение разноуровневых задач. Задачи, составленные по разделам учебной программы по дисциплине «Фтизиатрия», относятся к задачам реконструктивного уровня, позволяют оценивать и диагностировать умения, а также синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей и творческого уровня, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, контролировать успеваемость и обеспечивать оценивание хода освоения дисциплины. Контекстное обучение это технология, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. Такое обучение применяется на курсе в виде чтения студентами лекций по профилактике туберкулеза различным возрастным группам, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста до студентов старших курсов университета. Предметная олимпиада: здесь решаются не только теоретические вопросы истории фтизиатрии, этиологии и патогенеза, но и проводится полный разбор истории болезни больного с обсуждением вопросов выявления туберкулеза, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики. Такие методы самостоятельной внеаудиторной работы студентов на курсе фтизиатрии способствуют высокой мотивации к обучению, поддержанию темпа обучения, к социальной и академической интеграции, к развитию познавательных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуляева Надежда Андреевна, Егорова Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extracurricular independent work of students on the course of phthisiology of infectious diseases, tuberculosis and dermatovenerology

Providing high quality education based on matching the current needs of the individual, the society and the state is the most important task of the Russian educational policy. The article is devoted to one of the most important issues of modern education the development of independent activity of students on the course of Phthisiology at the Department of IDTD MI NEFU. It analyzes the educational technology of out-of-class independent work of students. One of the goals of the course of Phthisiology at the department IDTD is the introduction of educational technologies and differentiated criteria for independence of students depending on the specialty and type of activity. The applied educational technology is: the solution to multi-level tasks (tasks correspond to the sections of the curriculum on the course of Phthisiology, and classify as the reconstructive type tasks, allowing to evaluate and diagnose skills, and also to synthesize, analyze, summarize the factual and theoretical material with the formulation of specific conclusions, finding cause-and-effect relationships and creative level, allowing to evaluate and diagnose skills to integrate knowledge of various fields, to argue their own point of view). The set tasks allow monitoring of progress and to evaluate the progress in studying the course. Contextual learning is a technology designed for use in high school focused on vocational training of students and implemented by the system using the professional context, the gradual saturation of the educational process for professional activities. This training is applied during the course in the form of lectures on prevention of tuberculosis in the various age groups, from primary school age to university students of senior courses). Contests in the subject (addressing not only theoretical questions of history of tuberculosis, etiology and pathogenesis, but also a full analysis of a specific patient with discussion of diagnosis, differential diagnosis, treatment and prevention). Such methods of independent extracurricular work of students on the course of phthisiology lead to high motivation for learning, the maintenance of pace of learning, social and academic integration, and development of cognitive skills.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная самостоятельная работа студентов на курсе фтизиатрии кафедры инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии»

УДК 377.8:616.24-002.5 Н.А. Гуляева, М.В. Егорова

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА КУРСЕ ФТИЗИАТРИИ КАФЕДРЫ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, ФТИЗИАТРИИ И ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ

Обеспечение высокого качества образования на основе соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства - важнейшая задача российской образовательной политики. Статья посвящена одному из самых важных вопросов современного образования - развитию самостоятельной деятельности студентов на курсе фтизиатрии кафедры ИБФиД МИ СВФУ Проведен анализ образовательных технологий внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Одной из целей курса фтизиатрии кафедры ИБФиД является внедрение образовательных технологий и дифференцированных критериев самостоятельности студентов в зависимости от специальности и вида деятельности. В статье освещены применяемые образовательные технологии. Одна из них - решение разноуровневых задач. Задачи, составленные по разделам учебной программы по дисциплине «Фтизиатрия», относятся к задачам реконструктивного уровня, позволяют оценивать и диагностировать умения, а также синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей и творческого уровня, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, контролировать успеваемость и обеспечивать оценивание хода освоения дисциплины. Контекстное обучение - это технология, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. Такое обучение применяется на курсе в виде чтения студентами лекций по профилактике туберкулеза различным возрастным группам, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста до студентов старших курсов университета. Предметная олимпиада: здесь решаются не только теоретические вопросы истории фтизиатрии, этиологии и патогенеза, но и проводится полный разбор истории болезни больного с обсуждением вопросов выявления туберкулеза, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики. Такие методы самостоятельной внеаудиторной работы студентов на курсе фтизиатрии способствуют высокой мотивации к обучению, поддержанию темпа обучения, к социальной и академической интеграции, к развитию познавательных навыков.

Ключевые слова: самостоятельная работа, образовательные технологии, методы обучения, контекстное обучение, медицинская деятельность, качество образования, фтизиатрия, внеаудиторная работа, решение задач, профессиональная подготовка.

ГУЛЯЕВА Надежда Андреевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры фтизиатрии, доцент кафедры инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. Адрес: г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: (4112) 36-30-46 (факс), 89644188001. E-mail: nagulyaeve15@yandex.ru

GULIAEVA Nadezhda Andreevna - MD, Candidate of Medical Science, Associate Professor, Chair of Phthisiology, Associate Professor, Department of Infectious Diseases, Tuberculosis and Dermatovenerology, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Address: 677000, Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 964 418 80 01. E-mail: nagulyaeve15@yandex.ru

ЕГОРОВА Марина Васильевна - старший преподаватель кафедры инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. Адрес: г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: (4112)36-30-46 (факс), 89644289010. E-mail - romari86@mail.ru

EGOROVA Marina Vasil'evna - MD, Senior Lecturer, Department of Infectious Diseases, Tuberculosis and Dermatovenerology, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Address: 677000, Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: (4112)36-30-46, +7 964 428 90 10. E-mail: romari86@mail.ru

N.A. Guliaeva, M.V Egorova

Extracurricular independent work of students on the course of phthisiology of infectious diseases, tuberculosis and dermatovenerology

Providing high quality education based on matching the current needs of the individual, the society and the state is the most important task of the Russian educational policy. The article is devoted to one of the most important issues of modern education - the development of independent activity of students on the course of Phthisiology at the Department of IDTD MI NEFU. It analyzes the educational technology of out-of-class independent work of students. One of the goals of the course of Phthisiology at the department IDTD is the introduction of educational technologies and differentiated criteria for independence of students depending on the specialty and type of activity. The applied educational technology is: the solution to multi-level tasks (tasks correspond to the sections of the curriculum on the course of Phthisiology, and classify as the reconstructive type tasks, allowing to evaluate and diagnose skills, and also to synthesize, analyze, summarize the factual and theoretical material with the formulation of specific conclusions, finding cause-and-effect relationships and creative level, allowing to evaluate and diagnose skills to integrate knowledge of various fields, to argue their own point of view). The set tasks allow monitoring of progress and to evaluate the progress in studying the course. Contextual learning is a technology designed for use in high school focused on vocational training of students and implemented by the system using the professional context, the gradual saturation of the educational process for professional activities. This training is applied during the course in the form of lectures on prevention of tuberculosis in the various age groups, from primary school age to university students of senior courses). Contests in the subject (addressing not only theoretical questions of history of tuberculosis, etiology and pathogenesis, but also a full analysis of a specific patient with discussion of diagnosis, differential diagnosis, treatment and prevention). Such methods of independent extracurricular work of students on the course of phthisiology lead to high motivation for learning, the maintenance of pace of learning, social and academic integration, and development of cognitive skills.

Keywords: independent work, educational technology, teaching methods, learning context, medical activity, quality of education, phthisiology, extracurricular work, problem solving, training.

Введение

Усвоение знаний студентами представляет собой процесс превращения основ наук, т.е. систематизированного опыта человечества, в личное достояние, в орудие мышления и практической деятельности. Поскольку основной целью процесса учения является приобретение студентами глубоких знаний, умений и навыков, максимальное развитие их познавательных способностей, актуальной проблемой дидактики высшей школы становится определение условий, позволяющих решать эти задачи. Одной из таких организационных форм учебных занятий является самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов. Самостоятельная работа студентов - чрезвычайно важный этап изучения любого программного вопроса [2, 3].

В соответствии с ФГОС III ВО, утвержденным 9 февраля 2016 г., выпускник, освоивший программу специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело, «Стоматология», должен быть готов решать следующие профессиональные задачи в соответствии с медицинской деятельностью: предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий, формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих, обучение пациентов основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья [4].

Повышение качества образования возможно путем внедрения различных образовательных технологий во внеаудиторную самостоятельную работу студентов.

Анализ внеаудиторной самостоятельной работы

Проведен анализ образовательных технологий внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС) - решение разноуровневых ситуационных клинических задач, контекстное

обучение, предметная олимпиада и конкурсы, НИРС, применяемые и внедряемые на курсе фтизиатрии кафедры инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии.

Содержание, формы и организация СРС определяются психологическими закономерностями усвоения знаний в соответствии с индивидуальными особенностями студентов, в связи с этим сотрудниками курса фтизиатрии был составлен сборник ситуационных задач.

Сборник ситуационных задач направлен на углубление профессиональных знаний, умений, формирование клинического мышления, выработку практических навыков, повышение уровня готовности студента к самостоятельной врачебной деятельности. Задачи составлены по разделам учебной программы по фтизиатрии и относятся к разноуровневым задачам реконструктивного уровня, позволяющим оценивать и диагностировать умения, а также синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей и творческого уровня, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Составленные задачи позволяют осуществлять контроль успеваемости и обеспечивать оценивание хода освоения дисциплины.

Одной из целей курса является внедрение образовательных технологий и дифференцированных критериев самостоятельности студентов в зависимости от специальности и вида деятельности. К числу таких образовательных технологий относится контекстное обучение: технология, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности [1]. На курсе фтизиатрии студентами Медицинского института в рамках данной контекстной технологии проводится работа по профилактике туберкулеза, которая соответствует требованиям ФГОС ВО. В рамках ФГОС и ФГОС ВО студенты, обучающиеся по различным специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», проводят профилактическую работу (читают лекции и проводят беседы) по профилактике туберкулеза и ЗОЖ среди различных возрастных групп, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста до студенческой молодежи и работников предприятий. Студенты под руководством преподавателей изучают специальную литературу и пишут рефераты по профилактике туберкулеза, создают презентации и видеофильмы, адаптируя материал к определенной по возрасту слушателей аудитории.

Дети с раннего возраста должны знать о полезности пищевых продуктов, о закаливании и пользе утренней зарядки, а также о существующих инфекциях. Все полученные знания о здоровом образе жизни формируют у ребенка бережное отношение к своему здоровью и пониманию профилактики социальных инфекций, в том числе и туберкулеза. Так, в 2015 г. студентами 3 курса стоматологического отделения была представлена лекция-презентация о здоровом питании и закаливании организма для детей детского сада «Родничок» г. Якутска в игровой форме, прочитаны лекции по профилактике туберкулеза и пропаганде здорового образа жизни для школьников 5-11 классов СОШ № 15. Только за 2015-2016 гг. студентами Медицинского института были прочитаны лекции по профилактике туберкулеза для более 1500 студентов всех подразделений.

В процессе преподавания дисциплины «Фтизиатрия» используются различные интерактивные методы и технологии обучения. К одной из них можно отнести предметную олимпиаду (соревнование или конкурс) по фтизиатрии, которая проводится среди студентов разных факультетов медицинского института. В процессе соревнования студентами решаются не только теоретические вопросы истории фтизиатрии, этиологии и патогенеза, но и проводится полный разбор истории болезни больного с обсуждением вопросов выявления туберкулеза, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики. Проработка подобных вопросов помогает более глубокому пониманию этиологии заболевания, более обоснованной и достоверной постановке диагноза и обоснованной тактике лечения (химиотерапии).

Также к интерактивным методам обучения наряду с олимпиадой можно отнести квест-игру по фтизиатрии «Петля времени», которая была проведена для студентов 4, 5 курсов Медицинского института в рамках VII Всероссийского конгресса с международным

участием «Экология и здоровье человека на Севере». По данной обучающей технологии в игровой форме закрепляются полученные знания по фтизиатрии, повышается интерес к углубленному изучению дисциплины.

К внеаудиторной самостоятельной работе студентов относится научно-исследовательская работа в научном кружке «Фтизиатр». Ежегодно кружковцы участвуют в конференциях различных уровней: университетских, всероссийских, международных. Участие студентов в научно-исследовательской работе повышает уровень их подготовленности к будущей профессиональной деятельности и более углубленно узнать содержание профессии. Подобная практика проведения интерактивных образовательных технологий приводит к качественному и осмысленному усвоению изучаемого материала. Об этом свидетельствуют результаты проверки остаточных знаний: 83,6 % студентов получили оценки «хорошо» и 16,4 % - «отлично».

Заключение

Таким образом, применяемые интерактивные образовательные технологии во внеаудиторной самостоятельной работе студентов - решение разноуровневых клинических ситуационных задач, контекстное обучение, предметные олимпиады и конкурсы, научно-исследовательская работа студентов в научном кружке «Фтизиатр» на курсе фтизиатрии способствуют высокой профессиональной мотивации студентов к обучению, поддержанию высокого темпа обучения, социальной и академической интеграции и развитию познавательных навыков.

Литература

1. Авилова Е.Р. Технология контекстного обучения в системе филологичекого образования / Е.Р. Авилова // Наука и образование в XX веке: роль университета в инновационном развитии региона: тезисы докладов международной конференции. - Якутск: Изд.дом СВФУ, 2012. - С 56.

2. Вентцель Р.П. Организация самостоятельной внеаудиторной работы студента медвуза: методические рекомендации / Р.П. Вентцель, О.А. Сидельникова, М.З. Миргазизов, А.В. Литвиненко. - Кемеро-во,1985. - 14 с.

3. Степанова Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанова, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Министерства образования Российской Федерации от 9 февраля 2016 № 95.

References

1. Avilova E.R. Tekhnologiia kontekstnogo obucheniia v sisteme filologichekogo obrazovaniia. // Nauka i obrazovanie v XX veke: rol' universiteta v innovatsionnom razvitii regiona. Tezisy dokladov mezhdunarodnoi konferentsii. - Iakutsk: Izd.dom SVFU. 2012. - S 56.

2. Venttsel' R.P., Sidel'nikova O.A, Mirgazizov M.Z, Litvinenko A.V. Organizatsiia samostoiatel'noi vneauditornoi raboty studenta medvuza: Metodicheskie rekomendatsii. - Kemerovo, 1985. - 14 s.

3. Stepanova E.N., Luzina L.M. Pedagogu o sovremennykh podkhodakh i kontseptsiiakh vospitaniia. - M.: TTs Sfera, 2003. - 160 s.

4. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniia. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniia i nauki Ministerstva obrazovaniia Rossiiskoi Federatsii ot 9 fevralia 2016 № 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.