УДК 378
Т.М. Милованова, В.А. Сырецкая СГГ А, Новосибирск
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ - ВАЖНОЕ ЗВЕНО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье рассматриваются методы внеаудиторной работы со студентами как важное звено процесса обучения иностранным языкам. Внеаудиторная работа включает олимпиады, конференции, конкурсы на лучший перевод и является важным аспектом деятельности преподавателей.
T.M. Milovanova, V.A. Syrezkaya Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)
10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation
THE OUT-OF-CLASS STUDENTS’ ACTIVITIES AS AN IMPORTANT PART OF PROCESS WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT TECHNICAL HIGHER SCHOOLS
In the article the methods of out-of-class activities as an important part of foreign language training process are considered. The out-of-class activities include olympiads, conferences, translation’s competitions and are an essential aspect of teacher’s activity.
В настоящее время знание иностранного языка является обязательным условием высокого профессионализма и компетенции. Многие студенты нашей академии проявляют живой интерес к изучению иностранных языков и получению более глубоких знаний и активному владению иностранным языком.
Поэтому особое место в деятельности преподавателей нашей кафедры занимает внеаудиторная работа со студентами, являясь органическим продолжением учебной работы, она раскрывает широкие возможности для реализации творческих и интеллектуальных способностей студентов, поддерживает и развивает их познавательный интерес и мотивацию к изучению иностранного языка.
Во внеурочное время преподаватели нашей кафедры успешно используют следующие формы внеаудиторной работы со студентами:
- Проведение занятий в группах с углубленным изучением иностранного языка;
- Подготовка и проведение конкурсных переводов по иностранному языку;
- Проведение олимпиад по иностранным языкам в рамках институтов и академии;
- Проведение научно-технических конференций на иностранных языках;
- Выпуск праздничных стенгазет, изготовление стендов и учебных плакатов.
Каждая из этих форм работы требует от преподавателя большого творческого и профессионального мастерства. Эта работа помогает нам пробудить интерес к изучению иностранного языка у наибольшего количества студентов.
В группах с углубленным изучением иностранного языка студенты имеют возможность более серьезно заниматься языком, различными его аспектами, совершенствовать навыки разговорной речи, ближе познакомиться с традициями и обычаями, историей и культурой страны изучаемого языка.
При работе в этих группах преподаватели более эффективно решают поставленные перед ними цели и задачи обучения:
- Воспитывать и развивать коммуникативно-ориентированную личность, способную участвовать в межкультурной коммуникации;
- Воспитывать коммуникативно-речевой такт и коммуникабельность в общении со сверстниками;
- Обучаться этике дискуссионного и межличностного общения;
- Формировать умение анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры;
- Формировать культуру общения, умение слушать собеседника, толерантность и вежливость по отношению к партнерам по общению;
- Формировать умение сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
- Развивать творческое мышление, умение выражать собственное мнение;
- Овладеть коммуникативной компетенцией.
Многие студенты, занимающиеся в группах с углубленным изучением иностранного языка, достигают высокого уровня в практическом владении языком. У них есть возможность пройти практику или стажировку за границей, например в Германии.
Проведение конкурсных переводов по иностранному языку также стимулирует интерес студентов к изучаемому языку. Здесь не только проявляются знания студентами языка (владение грамматикой, лексикой), но и умение правильно и грамотно излагать материал на родном языке. Поэтому на занятиях, посвященных подготовке студентов к конкурсному переводу, мы много внимания уделяем обучению литературному переводу, умению стилистически правильно выражать мысли и формулировать высказывания на русском языке, умение сопоставлять изучаемый язык с родным.
Ежегодно преподаватели нашей кафедры готовят и проводят олимпиады по иностранным языкам. В рамках олимпиады по немецкому языку, посвященной 75-летию нашей академии, студенты изучали материалы, связанные с историей академии, выпускниками, внесшими вклад в развитие геодезических наук в нашей стране, с современными направлениями научно -исследовательской работы, проводимой в академии, с перспективами развития нашей академии. Данные виды работы способствовали не только развитию у студентов навыков монологической и диалогической речи, но и формированию языковой догадки и умению переноса знаний и навыков в новую ситуацию на основе осуществления широкого спектра проблемно -поисковой деятельности, а также расширению их знания о высшем учебном заведении, в котором они учатся.
Хорошей традицией нашей кафедры стало ежегодно проведение научно -технических конференций на иностранных языках (немецком, английском,
французском). При подготовке к конференции студентами реализуется научно-исследовательская работа. При этом изготавливаются красочные стенды и плакаты, широко используются аутентичные видеофильмы. Каждый год конференции посвящаются какой-то определенной теме. Так, в последние годы, на немецком языке были проведены конференции по следующим темам: «Развитие геодезии, картографии, астрономии и оптики»,
«Выдающиеся немецкие и русские ученые, внесшие вклад в развитие геодезические наук», «Экологические проблемы и пути их решения», «Выдающиеся немецкие композиторы», «И.В. Гете - поэт, мыслитель и государственный деятель. Его жизнь и творчество».
На конференциях студенты выступают с докладами, содержащими богатый в познавательном отношении материал. При этом у студентов происходит:
- Обогащение новыми страноведческими знаниями о странах изучаемого языка;
- Формирование уважения к языку и культуре носителей языка;
- Воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач;
- Культуроведческое обогащение за счет сведений о культурных ценностях и культурной жизни народов стран изучаемого языка;
- Приобщение к активному участию в диалоге культур;
- Развитие потребности в самообразовании;
- Развитие общего кругозора;
- Развитие интереса в познавательной активности;
- Формирование положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке;
- Формирование мировоззрения и нравственных убеждений на примере жизни и деятельности выдающихся людей мира.
Важный фактор, предопределяющий успех вышеназванных мероприятий
- это помощь студентам в подборе научной литературы, консультации, творческое отношение к этому преподавателей.
Полезным видом внеаудиторной работы мы считаем подготовку и выпуск студентами праздничных стендов на иностранных языках, оформление стендов и учебных плакатов. Эта работа способствует дополнению и расширению знаний по иностранному языку, развивает внимание, воображение, формирует и развивает эстетический и художественный вкус.
Итак, внеаудиторная работа помогает сделать упор на повышении уровня общеобразовательной подготовки студентов, на усилении общеобразовательной направленности преподавания иностранного языка. Она позволяет:
- Корректировать и совершенствовать учебный материал, усвоенный на занятиях;
- Поддерживать интерес и мотивацию к изучению иностранного языка, желание изучать второй иностранный язык;
- Развивать и реализовывать интеллектуальные и творческие способности студентов.
Таким образом, внеаудиторная работа со студентами является важным звеном совершенствования процесса обучения иностранному языку в
техническом вузе и важным аспектом в деятельности преподавателей нашей кафедры.
© Т.М. Милованова, В.А. Сырецкая, 2010