Научная статья на тему 'Внеаудиторная работа со студентами важное звено совершенствования процесса обучения иностранному языку в техническом вузе'

Внеаудиторная работа со студентами важное звено совершенствования процесса обучения иностранному языку в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованова Т. М., Сырецкая В. А.

В статье рассматриваются методы внеаудиторной работы со студентами как важное звено процесса обучения иностранным языкам. Внеаудиторная работа включает олимпиады, конференции, конкурсы на лучший перевод и является важным аспектом деятельности преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OUT-OF-CLASS STUDENTS' ACTIVITIES AS AN IMPORTANT PART OF PROCESS WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT TECHNICAL HIGHER SCHOOLS

In the article the methods of out-of-class activities as an important part of foreign language training process are considered. The out-of-class activities include olympiads, conferences, translation's competitions and are an essential aspect of teacher's activity.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная работа со студентами важное звено совершенствования процесса обучения иностранному языку в техническом вузе»

УДК 378

Т.М. Милованова, В.А. Сырецкая СГГ А, Новосибирск

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ - ВАЖНОЕ ЗВЕНО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются методы внеаудиторной работы со студентами как важное звено процесса обучения иностранным языкам. Внеаудиторная работа включает олимпиады, конференции, конкурсы на лучший перевод и является важным аспектом деятельности преподавателей.

T.M. Milovanova, V.A. Syrezkaya Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

THE OUT-OF-CLASS STUDENTS’ ACTIVITIES AS AN IMPORTANT PART OF PROCESS WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT TECHNICAL HIGHER SCHOOLS

In the article the methods of out-of-class activities as an important part of foreign language training process are considered. The out-of-class activities include olympiads, conferences, translation’s competitions and are an essential aspect of teacher’s activity.

В настоящее время знание иностранного языка является обязательным условием высокого профессионализма и компетенции. Многие студенты нашей академии проявляют живой интерес к изучению иностранных языков и получению более глубоких знаний и активному владению иностранным языком.

Поэтому особое место в деятельности преподавателей нашей кафедры занимает внеаудиторная работа со студентами, являясь органическим продолжением учебной работы, она раскрывает широкие возможности для реализации творческих и интеллектуальных способностей студентов, поддерживает и развивает их познавательный интерес и мотивацию к изучению иностранного языка.

Во внеурочное время преподаватели нашей кафедры успешно используют следующие формы внеаудиторной работы со студентами:

- Проведение занятий в группах с углубленным изучением иностранного языка;

- Подготовка и проведение конкурсных переводов по иностранному языку;

- Проведение олимпиад по иностранным языкам в рамках институтов и академии;

- Проведение научно-технических конференций на иностранных языках;

- Выпуск праздничных стенгазет, изготовление стендов и учебных плакатов.

Каждая из этих форм работы требует от преподавателя большого творческого и профессионального мастерства. Эта работа помогает нам пробудить интерес к изучению иностранного языка у наибольшего количества студентов.

В группах с углубленным изучением иностранного языка студенты имеют возможность более серьезно заниматься языком, различными его аспектами, совершенствовать навыки разговорной речи, ближе познакомиться с традициями и обычаями, историей и культурой страны изучаемого языка.

При работе в этих группах преподаватели более эффективно решают поставленные перед ними цели и задачи обучения:

- Воспитывать и развивать коммуникативно-ориентированную личность, способную участвовать в межкультурной коммуникации;

- Воспитывать коммуникативно-речевой такт и коммуникабельность в общении со сверстниками;

- Обучаться этике дискуссионного и межличностного общения;

- Формировать умение анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры;

- Формировать культуру общения, умение слушать собеседника, толерантность и вежливость по отношению к партнерам по общению;

- Формировать умение сравнивать, сопоставлять и делать выводы;

- Развивать творческое мышление, умение выражать собственное мнение;

- Овладеть коммуникативной компетенцией.

Многие студенты, занимающиеся в группах с углубленным изучением иностранного языка, достигают высокого уровня в практическом владении языком. У них есть возможность пройти практику или стажировку за границей, например в Германии.

Проведение конкурсных переводов по иностранному языку также стимулирует интерес студентов к изучаемому языку. Здесь не только проявляются знания студентами языка (владение грамматикой, лексикой), но и умение правильно и грамотно излагать материал на родном языке. Поэтому на занятиях, посвященных подготовке студентов к конкурсному переводу, мы много внимания уделяем обучению литературному переводу, умению стилистически правильно выражать мысли и формулировать высказывания на русском языке, умение сопоставлять изучаемый язык с родным.

Ежегодно преподаватели нашей кафедры готовят и проводят олимпиады по иностранным языкам. В рамках олимпиады по немецкому языку, посвященной 75-летию нашей академии, студенты изучали материалы, связанные с историей академии, выпускниками, внесшими вклад в развитие геодезических наук в нашей стране, с современными направлениями научно -исследовательской работы, проводимой в академии, с перспективами развития нашей академии. Данные виды работы способствовали не только развитию у студентов навыков монологической и диалогической речи, но и формированию языковой догадки и умению переноса знаний и навыков в новую ситуацию на основе осуществления широкого спектра проблемно -поисковой деятельности, а также расширению их знания о высшем учебном заведении, в котором они учатся.

Хорошей традицией нашей кафедры стало ежегодно проведение научно -технических конференций на иностранных языках (немецком, английском,

французском). При подготовке к конференции студентами реализуется научно-исследовательская работа. При этом изготавливаются красочные стенды и плакаты, широко используются аутентичные видеофильмы. Каждый год конференции посвящаются какой-то определенной теме. Так, в последние годы, на немецком языке были проведены конференции по следующим темам: «Развитие геодезии, картографии, астрономии и оптики»,

«Выдающиеся немецкие и русские ученые, внесшие вклад в развитие геодезические наук», «Экологические проблемы и пути их решения», «Выдающиеся немецкие композиторы», «И.В. Гете - поэт, мыслитель и государственный деятель. Его жизнь и творчество».

На конференциях студенты выступают с докладами, содержащими богатый в познавательном отношении материал. При этом у студентов происходит:

- Обогащение новыми страноведческими знаниями о странах изучаемого языка;

- Формирование уважения к языку и культуре носителей языка;

- Воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач;

- Культуроведческое обогащение за счет сведений о культурных ценностях и культурной жизни народов стран изучаемого языка;

- Приобщение к активному участию в диалоге культур;

- Развитие потребности в самообразовании;

- Развитие общего кругозора;

- Развитие интереса в познавательной активности;

- Формирование положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке;

- Формирование мировоззрения и нравственных убеждений на примере жизни и деятельности выдающихся людей мира.

Важный фактор, предопределяющий успех вышеназванных мероприятий

- это помощь студентам в подборе научной литературы, консультации, творческое отношение к этому преподавателей.

Полезным видом внеаудиторной работы мы считаем подготовку и выпуск студентами праздничных стендов на иностранных языках, оформление стендов и учебных плакатов. Эта работа способствует дополнению и расширению знаний по иностранному языку, развивает внимание, воображение, формирует и развивает эстетический и художественный вкус.

Итак, внеаудиторная работа помогает сделать упор на повышении уровня общеобразовательной подготовки студентов, на усилении общеобразовательной направленности преподавания иностранного языка. Она позволяет:

- Корректировать и совершенствовать учебный материал, усвоенный на занятиях;

- Поддерживать интерес и мотивацию к изучению иностранного языка, желание изучать второй иностранный язык;

- Развивать и реализовывать интеллектуальные и творческие способности студентов.

Таким образом, внеаудиторная работа со студентами является важным звеном совершенствования процесса обучения иностранному языку в

техническом вузе и важным аспектом в деятельности преподавателей нашей кафедры.

© Т.М. Милованова, В.А. Сырецкая, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.