Научная статья на тему 'Влияние вредных производственных факторов на заболеваемость работников вагоноремонтного производства'

Влияние вредных производственных факторов на заболеваемость работников вагоноремонтного производства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
896
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ТРУДА / ВАГОНОРЕМОНТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ С ВУТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ / WORKING CONDITIONS / RAILWAY CAR REPAIRING PLANT / OCCUPATIONAL RISK / MORBIDITY WITH TEMPORAL DISABILITY / OCCUPATIONAL MORBIDITY / MEDICAL EXAMINATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Судейкина Наталья Александровна, Куренкова Г.В., Лемешевская Е.П.

Железнодорожный транспорт является одной из ведущих отраслей народного хозяйства. В условиях неблагоприятного воздействия вредных и опасных веществ и производственных факторов трудится более 50%работников предприятий железнодорожного комплекса. В литературе недостаточно освещены вопросы условий труда и состояния здоровья работников вагоноремонтного производства. Цель работы оценка заболеваемости, сформированной под влиянием вредных производственных факторов вагоноремонтного производства для разработки профилактических мероприятий. В работе использовали общепринятые гигиенические методы исследования, анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) по данным периодических медицинских осмотров, профессиональной заболеваемости. Установлено, что вагоноремонтное производство характеризуется комплексом вредных факторов рабочей среды и трудового процесса: шум, локальная вибрация, промышленные аэрозоли сложного состава, химические вещества, низкая освещенность, тяжесть трудового процесса. Проведенный углубленный анализ заболеваемости с ВУТ, результатов периодических медицинских осмотров работников основных цехов свидетельствует, что общие показатели заболеваемости с ВУТ статистически значимо выше показателей группы сравнения; уровни заболеваемости с ВУТ в исследуемых группах в зависимости от стажа работы во вредных условиях труда статистически значимо снижаются при стаже от 5 до 9 лет и повышаются с увеличением стажа 10 и более лет. В структуре заболеваемости с ВУТ ведущие места занимают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани, системы кровообращения; в структуре хронической патологии болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов пищеварения, системы кровообращения, глаза и его придаточного аппарата. Коэффициенты риска повреждения здоровья в исследуемых группах работников, средние потери рабочего времени, приходящиеся на одного работника в связи с заболеваниями с ВУТ, во всех цехах превышают таковые в группе сравнения. Уровень профессиональной заболеваемости очень низкий. Вредные условия труда способствуют развитию общих и производственно обусловленных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Судейкина Наталья Александровна, Куренкова Г.В., Лемешевская Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of harmful occupational factors on the morbidity rate of workers of the railway-car repair plant

The rail transport is the one of the leading sectors of the national economy. More than 50% of the employees of the enterprises of the railway complex work under the unfavourable impact of hazardous and dangerous substances and occupational factors. In the literature issues of working conditions and health of employees of railway carrepairing plant are hardly highlighted. The aim of the study is the evaluation of the morbidity rate shaped under the influence of harmful occupational factors for the elaboration of preventive measures. In the work there were used generally accepted methods of hygienic studies, analysis of morbidity rate with temporary disability (TD), according to records of periodic medical examinations, occupational prevalence. The railway car-repairing plant was established to be characterized by the complex of harmful factors of the working environment and labor process: noise, local vibration, industrial aerosols of complex composition, chemicals, low light, hardness of the labor process. The levels of incidence with temporal disability in the studied groups, depending on the work seniority in the harmful labor conditions, significantly decrease with the experience from 5 to 9 years and increase with the experience more than 10 years. Executed in-depth analysis as of the both morbidity rate and TD, as well results of periodic medical examinations of workers of main shops shows that overall indices of the morbidity rate and TD are significantly higher than in the comparison group; levels of the morbidity rate and TD in the observed groups significantly decline depending on the length of service in hazardous working conditions with a length of the experience offrom 5 to 9 years and increase with the increase in the length of experience of 10 years or more. In the structure of morbidity and TD leading positions are occupied by diseases of the respiratory system, musculoskeletal system and connective tissue, circulatory system and digestive system, diseases of the eye and its appendages. The health damage risk coefficients in the studied groups of workers and the average losses of working time due to the morbidity with TD per 1 employee in all shops are higher than those in the comparison group. The level of the occupational morbidity rate is very low. Harmful working conditions contribute to the development of general and occupationally related diseases.

Текст научной работы на тему «Влияние вредных производственных факторов на заболеваемость работников вагоноремонтного производства»

гиена и санитария. 2016; 95(12)

DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1150-1154_

Оригинальная статья

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016

УДК 613.6:629.48]:312.6

Судейкина Н.А.1,2, Куренкова Г.В.1, Лемешевская Е.П.1

ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ РАБОТНИКОВ ВАГОНОРЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

'ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, 664003, Иркутск;

2Восточно-Сибирский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, 664039, Иркутск

Железнодорожный транспорт является одной из ведущих отраслей народного хозяйства. В условиях неблагоприятного воздействия вредных и опасных веществ и производственных факторов трудится более 50%работников предприятий железнодорожного комплекса. В литературе недостаточно освещены вопросы условий труда и состояния здоровья работников вагоноремонтного производства. Цель работы - оценка заболеваемости, сформированной под влиянием вредных производственных факторов вагоноремонтного производства для разработки профилактических мероприятий. В работе использовали общепринятые гигиенические методы исследования, анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) по данным периодических медицинских осмотров, профессиональной заболеваемости. Установлено, что вагоноремонтное производство характеризуется комплексом вредных факторов рабочей среды и трудового процесса: шум, локальная вибрация, промышленные аэрозоли сложного состава, химические вещества, низкая освещенность, тяжесть трудового процесса. Проведенный углубленный анализ заболеваемости с ВУТ, результатов периодических медицинских осмотров работников основных цехов свидетельствует, что общие показатели заболеваемости с ВУТ статистически значимо выше показателей группы сравнения; уровни заболеваемости с ВУТ в исследуемых группах в зависимости от стажа работы во вредных условиях труда статистически значимо снижаются при стаже от 5 до 9 лет и повышаются с увеличением стажа 10 и более лет. В структуре заболеваемости с ВУТ ведущие места занимают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани, системы кровообращения; в структуре хронической патологии - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов пищеварения, системы кровообращения, глаза и его придаточного аппарата. Коэффициенты риска повреждения здоровья в исследуемых группах работников, средние потери рабочего времени, приходящиеся на одного работника в связи с заболеваниями с ВУТ, во всех цехах превышают таковые в группе сравнения. Уровень профессиональной заболеваемости очень низкий. Вредные условия труда способствуют развитию общих и производственно обусловленных заболеваний.

Ключевые слова: условия труда; вагоноремонтное производство; профессиональный риск; заболеваемость с ВУТ; профессиональная заболеваемость; медицинские осмотры.

Для цитирования: Судейкина Н.А., Куренкова Г.В., Лемешевская Е.П. Влияние вредных производственных факторов на заболеваемость работников вагоноремонтного производства. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1150-1154. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1150-1154

Sudeikina N.A.12, Kurenkova G. V.1, Lemeshevskaya Е.Р.1

THE IMPACT OF HARMFUL OCCUPATIONAL FACTORS ON THE MORBIDITY RATE OF WORKERS OF THE RAILWAY-CAR REPAIR PLANT

1Irkutsk State Medical University, Irkutsk, 664003, Russian Federation;

2East-Siberian territorial Department ofthe Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare on railway transport, Irkutsk, 664039, Russian Federation

The rail transport is the one of the leading sectors of the national economy. More than 50% of the employees of the enterprises of the railway complex work under the unfavourable impact of hazardous and dangerous substances and occupational factors. In the literature issues of working conditions and health of employees of railway car-repairing plant are hardly highlighted. The aim of the study is the evaluation of the morbidity rate shaped under the influence of harmful occupational factors for the elaboration of preventive measures. In the work there were used generally accepted methods of hygienic studies, analysis of morbidity rate with temporary disability (TD), according to records of periodic medical examinations, occupational prevalence. The railway car-repairing plant was established to be characterized by the complex of harmful factors of the working environment and labor process: noise, local vibration, industrial aerosols of complex composition, chemicals, low light, hardness of the labor process. The levels of incidence with temporal disability in the studied groups, depending on the work seniority in the harmful labor conditions, significantly decrease with the experience from 5 to 9 years and increase with the experience more than 10 years. Executed in-depth analysis as of the both morbidity rate and TD, as well results ofperiodic medical examinations of workers of main shops shows that overall indices of the morbidity rate and TD are significantly higher than in the comparison group; levels of the morbidity rate and TD in the observed groups significantly decline depending on the length of service in hazardous working conditions with a length of the experience offrom 5 to 9 years and increase with the increase in the length of experience of 10 years or more. In the structure of morbidity and TD leading positions are occupied by diseases of the respiratory system, musculoskeletal system and connective tissue, circulatory system and digestive system, diseases of the eye and its appendages. The health damage risk coefficients in the studied groups of workers and the average losses of working time due to the morbidity with TD per 1 employee in all shops are higher than those in the comparison group. The level of the

Для корреспонденции: Судейкина Наталья Александровна, аспирант каф. гигиены труда и гигиены питания Иркутского государственного медицинского университета, главный специалист-эксперт Восточно-Сибирского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту. E-mail: Sudeikina_na@mail.ru

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1150-1154

Оriginal article

occupational morbidity rate is very low. Harmful working conditions contribute to the development of general and occupationally related diseases.

Keywords: working conditions; railway car repairing plant; occupational risk; morbidity with temporal disability; occupational morbidity; medical examinations.

For citation: Sudeikina N.A., Kurenkova G.V., Lemeshevskaya E.P.The impact of harmful occupational factors on the morbidity rate of workers of the railway-car repair plant. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(12): 1150-1154. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1150-1154

For correspondence: Natalia A. Sudeikina, MD, postgraduate student, Department of occupational hygiene and food hygiene of the Irkutsk State Medical University, Irkutsk, 664003, Russian Federation; chief specialist-expert of the East-Siberian territorial Department of the Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare on railway transport, Irkutsk, 664039, Russian Federation E-mail: Sudeikina_na@ mail.ru Information about authors:

Sudeikina N.A., http://orcid.org/0000-0001-7202-4253; Kurenkova G.V., http://orcid.org/0000-0001-8604-3965;

Lemeshevskaya E.P., http://orcid.org/0000-0003-1407-4724

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received: 04.06.2016

Accepted: 04.10.2016

Введение

Неблагоприятные условия труда как источники профессионального риска нарушения здоровья работников различных профессий, играют существенную роль в потере трудоспособности населения России. За последние годы отмечается рост заболеваемости лиц трудоспособного возраста болезнями сердечнососудистой, нейроэндокринной систем, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата. В результате около 70% трудового населения России за 10 лет до пенсионного возраста имеет серьезную патологию [1].

Железнодорожный транспорт является одной из ведущих отраслей народного хозяйства, выполняющей пассажирские и грузовые перевозки и во многом определяющей экономический и оборонный потенциал страны в целом. Перевозочный процесс обеспечивает многотысячный (свыше 1 млн) контингент работников железнодорожного транспорта, выполняющий непрерывный технологический процесс в круглосуточном режиме [2]. По данным Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, в 2014 г в условиях неблагоприятного воздействия вредных и опасных веществ и производственных факторов работало 489 тыс. железнодорожников (54,8%) [3]. Безусловно, безопасность перевозок зависит от технического состояния подвижного состава, что обеспечивается проведением качественного ремонта. Пассажирские, багажные, почтовые и специальные вагоны ремонтируются преимущественно вручную с использованием немеханизированного и механизированного инструмента.

Современные работы отечественных ученых посвящены изучению вредных факторов производства при строительстве вагонов [4, 5]. Вместе с тем недостаточно освещены условия труда и состояние здоровья работников вагоноремонтного производства, а также отсутствуют научно обоснованные профилактические мероприятия для данной категории железнодорожников.

Проведенные ранее гигиенические исследования позволили выявить неблагоприятные факторы условий труда и трудового процесса при ремонте вагонов в заводских условиях, ведущими из которых установлены низкие уровни освещенности, повышенное содержание в воздухе рабочей зоны аэрозолей преимущественно фиброгенного действия и пыли, содержащей природные и искусственные волокна, химические вещества, повышенные уровни звука, локальной вибрации, высокая степень тяжести трудового процесса [6].

Цель работы - оценка заболеваемости, сформированной под влиянием вредных производственных факторов вагоноремонтного производства для разработки профилактических мероприятий.

Материал и методы

Общепринятыми методами исследования изучены химический, пылевой, виброакустический факторы производственной среды, а также параметры микроклимата, световой среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Гигиеническая оценка

условий труда проведена в соответствии с действующими методическими и нормативными документами санитарного законодательства. Статистическую обработку данных проводили в программе Statistka for Windows 7 с использованием параметрических критериев [7].

Гигиенические исследования проведены на рабочих местах (р.м.) в основных цехах вагоноремонтного производства (ваго-носборочный, вагонокузовной и вагоноколесный).

Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) за 2010-2012 гг. осуществляли согласно методике Н.В. Догле и А.Я. Юркевич [8] на основе полицевого учета заболеваемости с ВУТ: на каждого круглогодового работающего (Рк) составляли «персональную карту», которая включала паспортные данные, стаж, профессию, сведения о случаях и днях нетрудоспособности с учетом диагноза. Расчеты показателей проведены на 100 Рк, результаты обработаны с использованием общепринятых статистических методов исследования.

Для определения риска повреждения здоровья от воздействия вредных условий труда [9] использовали коэффициент тяжести заболеваний (Ктз) - средняя тяжесть одного заболевания, выражающаяся в днях нетрудоспособности за исследуемый период: Ктз = Дз/Тз (дней/болевших лиц), где Дз - общее число дней временной нетрудоспособности у заболевших за исследуемый период, Тз - общее число заболевших за тот же период времени; коэффициент общей заболеваемости (Кобщз), отражающий потерю рабочего времени от заболеваний в днях, приходящуюся на 1 работника исследуемой группы за исследуемый период: Кобщз = Д / Рк (дней/работников), где Дз - общее число дней временной нетрудоспособности у заболевших за исследуемый период, Рк - численность круглогодовых работников за тот же период времени.

Для сравнения показателей заболеваемости с ВУТ и выяснении роли условий труда в ее формировании были определены четыре производственно-профессиональные группы работающих сопоставимых, по полу, возрасту, стажу контакта с профессиональными факторами:

1-я группа - 192 Рк вагоноколесного (ВКОЛ) цеха, средний возраст составил 37,1±2,5 лет, средний стаж работы 7,3±2 года.

2-я группа - 790 Рк вагонокузовного (ВКУЗ) цеха в возрасте 34,5±1,1 лет и стажем работы 9,3±0,9 лет.

3-я группа - 562 Рк вагоносборочного (ВСБР)цеха, средний возраст - 38,7±1,3 лет, средний стаж работы - 9,9±1,3 лет.

4-я группа (сравнения) - сформирована из 252 Рк административно-управленческого аппарата, не подвергавшихся воздействию вредных факторов производственной среды, средний возраст которых составил 38,6±1,5 лет, средний стаж работы -13±1,9 лет.

Установление степени причинно-следственной связи нарушений здоровья с работой, производственной обусловленности выявленных нарушений в состоянии здоровья по результатам анализа ЗВУТ, количественную оценку относительного риска (RR) и этиологическую долю профессионального риска (EF) провели в соответствии с Руководством Р 2.2.1766-03 [10].

гиена и санитария. 2016; 95(12)

РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1150-1154_

Оригинальная статья

Таблица 1

Общие показатели заболеваемости с ВУТ сравниваемых групп работающих в вагоноремонтном производстве за 3 года (на 100 Рк), М±т

Производственно-профессиональные группы Болевшие лица Случаи Дни

Вагоноколесный цех 50,5±3,6* 53,1±5,2* 432,8±15,0*

Вагонокузовной цех 47,9±1,7* 49,5±2,6* 416,7±7,28*

Вагоносборочный цех 42,7±2,1 * 44,5±2,8* 430,4±8,8*

Группа сравнения 30,3±3,7 32,9±4,7 225,2±12,0

Примечание. * - статистически значимые различия с группой сравнения.

Проанализированы результаты периодических медицинских осмотров работников вагоноремонтного производства (758 человек), проведенных врачами следующих специальностей -хирургом, терапевтом, отоларингологом, офтальмологом, дерматовенерологом, неврологом, стоматологом, гинекологом, психиатром, наркологом. Выполнен анализ профессиональной заболеваемости по картам учета профессионального заболевания за десятилетний период (2004-2014 г.).

Результаты

При проведении гигиенических исследований зафиксирована загрязненность воздуха рабочей зоны химическими веществами, концентрация которых значительно превышала предельно допустимые уровни: марганец определялся на р.м. маляра в концентрациях выше ПДК в 7,6 раза; щелочь едкая на р.м. корректировщика ванн, гальваника, слесаря-инструментальщика, чистильщика металла и отливок - в 1,5-2 раза; серная кислота на р.м. травильщика - в 3,9 раза, азотная кислота - в 1,6 раза; хром триоксид на р.м. гальваника -в 1,2 раза. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД) также регистрировали в концентрациях, выше нормируемых: пыль с содержанием кремния 2-10% на р.м. чистильщика металлов и отливок, слесаря по ремонту подвижного состава, полировщика, котельщика превышали ПДК в 1,5-9,4 раза; корунда белого на р.м. полировщика -в 1,5 раза; дижелезо триоксид на р.м. слесаря по ремонту подвижного состава, чистильщиков металла и отливок, электросварщиков ручной сварки, газорезчиков, столяров, котельщиков превышали ПДК в 1,5-2 раза; силикатосодержа-щие пыли превышали нормируемые уровни в 3,8 раза на р.м. изолировщика; углерод пыли - в 1,5-2,2 раза выше ПДК на р.м. электросварщика ручной сварки, слесаря по ремонту подвижного состава, газорезчика, электросварщика. Зафиксированы наибольшие уровни звука и звукового давления (до 104 дБА) в высокочастотном диапазоне при газодинамической чистке изделий от металла и отливок. Уровни локальной вибрации, превышающие допустимый уровень отмечены при заточке оборудования (115-116 дБ). Уровни искусственной освещенности на всех р.м. не соответствовали нормативным значениям (200-300 лк) и составляли от 130 до 178 лк.

В ВСБР цехе выше допустимых значений регистрировали концентрации АПФД и пылей, содержащих природные и искусственные волокна. Концентрация древесной пыли на р.м. шлифовщика превышала предельно допустимую в 2,9 раза, углерода пыли - в 1,5-2,2 раза на р.м. электросварщика. Превышение предельно-допустимых уровней шума отмечалось на р.м. шлифовщика, жестянщика, маляра (82-104 дБА). На р.м. маляра отмечались низкие уровни искусственной освещенности (до 200 лк).

Для ВКОЛ цеха характерно превышение содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны на р.м. машиниста моечных машин, машиниста крана над моечной машиной: концентрации щелочи едкой превышали ПДК в 1,7 раза, метилбензоата - в 1,2 раза.

Общие показатели заболеваемости с ВУТ у работников по числу болевших лиц, случаев, дней нетрудоспособности во всех цехах были статистически значимо (р < 0,05) выше указанных показателей группы сравнения (табл. 1). При проведении качественной оценки заболеваемости с ВУТ нами использована шкала Е.Л. Ноткина. Показатели свидетельствуют, что уровень

Таблица 2

Показатели случаев заболеваемости с ВУТ работников вагоноремонтного производства в зависимости от стажа за 3 года (на 100 Рк), М±т

Производственно-про- Стаж работы, лет

фессиональные группы 1-4 5-9 10 и более

Вагоноколесный цех 68,7±10,3 35,85±8,2* 52,0±8,3

Вагонокузовной цех 58,2±5,2 39,8±3,9* 51,4±4,0*

Вагоносборочный цех 40,9±6,1 36,4±4,7 50,1±4,1*

Группа сравнения 37,5±10,8 20,4±6,8 37,9±6,9

Примечание. * - статистически значимые (р < 0,05) различия в стажевых группах в предыдущей группой.

заболеваемости с ВУТ работающих в группе ВКОЛ по числу болевших лиц - средний, случаев и дней нетрудоспособности -низкий, все показатели статистически значимо отличаются от указанных показателей группы сравнения.

Показатели заболеваемости с ВУТ работающих в группах ВКУЗ и ВСБР были по числу болевших лиц ниже среднего, случаев нетрудоспособности - очень низкие, дней нетрудоспособности - низкие.

Средняя продолжительность одного случая заболевания в группах работающих ВКОЛ (8,2 дня), ВКУЗ (8,4 дня), ВСБР (9,7 дня) в 1,2-1,4 раза выше, чем в группе сравнения (6,8 дня). Показатель средней длительности нетрудоспособности в течение года одного болевшего лица для работающих групп ВКОЛ (8,5 дня), ВКУЗ (8,7 дня), ВСБР (10,1 дня) был в 1,1-1,3 раза выше, чем у работников группы сравнения (7,4 дня).

Уровни заболеваемости с ВУТ за 3-летний период в исследуемых группах в зависимости от стажа работы во вредных условиях труда (табл. 2) имели статистически значимое (р < 0,05) снижение числа случаев заболеваемости с ВУТ при стаже от 5 до 9 лет в группах работающих ВКОЛ и ВКУЗ, и рост числа случаев нетрудоспособности с увеличением стажа 10 и более лет в группах работающих ВКУЗ и ВСБР.

В структуре заболеваемости с ВУТ 1-е место приходилось на болезни органов дыхания во всех производственно-профессиональных группах: в группе работающих ВКОЛ - 61,8%, ВКУЗ -29,4%, ВСБР - 30,4%. На 2-м месте - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани у работников ВСБР -18,8%, ВКУЗ - 15,6%; в группе работающих ВКОЛ 10,8% занимали болезни системы кровообращения. На 3-м месте у работников ВКУЗ и ВСБР - болезни системы кровообращения (10,5 и 8,4% соответственно); у работников ВКОЛ - болезни костно-мышеч-ной системы (9,8%). В группе сравнения на 1-м месте также болезни органов дыхания - 56,9% , на 2-м - органов пищеварения (11,8%), на 3-м - системы кровообращения (9,8%).

Анализ уровней заболеваемости с ВУТ по числу случаев и дней по отдельным группам заболеваний позволил установить, что по болезням органов дыхания имелись статистически значимые (р < 0,05) превышения показателей с группой сравнения у работников ВКОЛ 32,8±4,1 случаев и 235,4±11,7 дня нетрудоспособности (группа сравнения - 18,7±3,5 случаев и 119,4±8,8 дня). Во всех группах показатели числа случаев и дней нетрудоспособности в связи с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани статистически значимо (р < 0,05) превышали таковые у лиц группы сравнения: для работников ВКОЛ они составили 5,2±1,7 случая и 44,3±4,8 дня, ВКУЗ - 7,7±0,9 случая и 71,7±3,0 дня, ВСБР 8,4±1,2 случая и 77,1±3,7 дня против 1,9±1,1 случая и 17,4±3,4 дня в группе сравнения.

Количественная оценка степени причинно-следственной связи нарушений здоровья с работой на вагоноремонтном производстве на основе расчетов относительного риска (ЛЛ) и этиологической доли (ЕF) вклада вредных факторов производственной среды в развитие патологии по данным углубленного анализа заболеваемости с ВУТ показала, что у работников ВКОЛ цеха выявлена средняя степень профессиональной обусловленности болезней органов дыхания, у работников ВКУЗ цеха - очень высокая степень профессиональной обусловленности болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (табл. 3).

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1150-1154

Original article

Таблица 3

Эпидемиологические показатели оценки причинно-следственной связи развития заболеваний от воздействия условий труда в вагоноремонтном производстве

Классы болезней Производственно-профессиональная группа RR* (95% доверительный интервал) X2 Р EF*, %

Болезни Вагоноколесный цех 2,7 (0,3-19,3) 0,9 <0,05 62,8

Вагонокузовной цех 3,9 (1,1-15,0) 4,1 < 0,05 74,9

системы

и соединительнои Вагоносборочный цех 3,5 (0,8-14,0) 2,9 < 0,05 71,3

ткани

Болезни органов Вагоноколесный цех 1,7 (1,1-2,5) 7,4 < 0,05 42,0

дыхания Вагонокузовной цех 0,8 (0,5-1,3) 0,6 > 0,05 -18,2

Вагоносборочный цех 0,5 (0,7-0,8) 8,0 > 0,05 -87

Оценка степени связи нарушений здоровья с работой*

Вид заболеваний*

Очень высокая Профессионально обусловленные

Средняя

Профессионально обусловленные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. * -Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки».

Гигиеническая оценка коэффициентов трудовых потерь работников вагоноремонтного производства позволила определить, что коэффициенты риска повреждения здоровья в исследуемых группах работников вагоноремонтных цехов превышали, а средние потери рабочего времени, приходящиеся на 1 работника в связи с заболеваниями с ВУТ, во всех цехах в 1,2 раза больше таковых в группе сравнения (табл. 4).

При этом Кобщз был выше на 16,3% в группе работников ВКОЛ и ВСБР от значения Кобщ! работников группы сравнения и на 12,2% в группе работников ВКУЗ.

В ходе периодических медицинских осмотров у работников вагоноремонтного производства установлена высокая распространенность следующих групп хронических заболеваний: у работников ВКОЛ цеха болезни органов пищеварения (21,3±3,0 случая), костно-мышечной системы и соединительной ткани (20,4±3,0 случая), глаза и его придаточного аппарата (13,0±2,4 случая); у работников ВСБР цеха болезни глаза и его придаточного аппарата (28,3±3,6 случая), костно-мышечной системы и соединительной ткани (26,5±3,5 случая), органов пищеварения (13,7±2,5 случая); у работников ВКУЗ цеха болезни костно-мы-шечной системы и соединительной ткани (23,0±2,7 случая), системы кровообращения (16,5±2,3 случая), глаза и его придаточного аппарата (14,9±2,2 случая).

В структуре хронической патологии лидировали болезни костно-мышечной системы в группах работающих ВКУЗ, ВСБР, ВКОЛ - 23,0, 33,0 и 20,4% соответственно; болезни пищеварительной системы в группах работающих ВСБР - 12,0%, ВКОЛ - 21,3%; болезни глаза и его придаточного аппарата - у работников ВКУЗ 14,9%, ВСБР - 33,0%, ВКОЛ - 13,0%. Следует отметить, что практически здоровые лица отсутствуют в обследованном контингенте.

Проведенный анализ профессиональной заболеваемости работников вагоноремонтного производства с 2004 по 2014 г. выявил всего 4 случая профессиональных заболеваний работников ВСБР (полинейропатия рук, двусторонняя нейросенсорная тугоухость, вибрационная болезнь) при наличии вредных условий труда.

Обсуждение

Проведенные исследования производственной среды позволили установить, что работники основных цехов вагоноремонтного производства подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных факторов трудового процесса, ведущими из которых являются высокие уровни шума, локальной вибрации, концентрации промышленных аэрозолей сложного состава, химических веществ, степень тяжести трудового процесса, низкие уровни искусственной освещенности. Самые неблагоприятные условия труда вагоноремонтного производства характерны для р.м. ВКУЗ цеха. По результатам гигиенической оценки условий труда все производственно-профессиональные группы работников имеют априорный профессиональный риск, который в соответствии с Руководством Р 2.2.1766-03 отнесен ко второй категории (подозреваемого) от «малого (умеренного) риска» до «очень

высокого (непереносимого) риска». Вредные условия труда, вероятно, способствуют развитию общих, производственно обусловленных и профессиональных заболеваний.

Статистически значимые отличия от группы сравнения общих показателей заболеваемости с ВУТ работников ВКОЛ, ВКУЗ, ВСБР цехов свидетельствуют о влиянии вредных факторов производства на состояние здоровья. Вместе с тем оценка показателей по шкале Е.Л. Ноткина не отражает истинного положения, что может быть связано с низкой обращаемостью за медицинской помощью по причинам боязни потери заработка, рабочего места. Следовательно, несвоевременное лечение острой патологии проявляется в дальнейшем тяжелым течением заболевания и более высокими показателями средней длительности нетрудоспособности в течение года одного болевшего лица в основных производственно-профессиональных группах.

Выявленные колебания уровней показателей заболеваемости с ВУТ в зависимости от стажа работы во вредных условиях труда под воздействием неблагоприятных факторов вслед за стадией «первичных реакций» организма проходят стадию адаптации (связана с напряжением систем защиты организма) и далее - стадии компенсации и истощения общего адаптационного синдрома («срыва адаптации») организма [11].

Технологические процессы формируют разные комплексы производственных факторов в цехах вагоноремонтного производства, что отражается на структуре и уровнях показателей заболеваемости с ВУТ отдельных нозологических форм у работников производственно-профессиональных групп.

Этиологическая доля 74,9%, означающая высокую степень профессиональной обусловленности у работников ВКУЗ цеха, а также высокую распространенность и преобладание в структуре хронической патологии болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани у работников всех цехов, свидетельствуют о заметной роли условий труда в формировании нарушений здоровья. Высокая доля (90%) ручных операций при проведении работ - гальваническая и механическая обработка деталей, мойка, очистка, окраска конструкций, ручная электрическая сварка, распиловка и обработка древесины - формирует высокую степень тяжести трудового процесса (рабочая поза стоя, неудобное положение тела, физическая динамическая и статическая на-

Таблица 4

Показатели гигиенической оценки трудовых потерь работников вагоноремонтного производства

Коэффициент Производственно-профессиональные группы Группа

вагоноколесный цех вагонокузов-ной цех вагоносборочный цех сравнения

Тяжести заболеваний 8,5 8,6 10,1 8,2

Общей заболеваемости 4,3 4,1 4,3 3,6

гиена и санитария. 2016; 95(12)

РР1: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1150-1154_

Оригинальная статья

грузка, наклоны корпуса). Это подтверждает характер биологического действия вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса вагоноремонтного производства на развитие патологии.

Регистрация за десятилетний период малого количества случаев в ВСБР цехе и полное отсутствие профессиональных заболеваний в ВКУЗ, ВСБР цехах, при наличии вредных условий труда, по нашему мнению, не дает полного представления о профессиональной заболеваемости в вагоноремонтном производстве, что может быть связано с социально обусловленными факторами и другими факторами (сокрытием фактов профболезней работниками, избегающими угрозы увольнения или перевода на другую менее оплачиваемую работу; увольнением стажиро-ванных работников, незаинтересованностью работодателя; формальным проведением периодических медосмотров работников ведомственными медицинскими комиссиями, качеством этих осмотров).

Заключение

Работники вагоноремонтного производства имеют категории подозреваемого профессионального риска по условиям труда от «малого (умеренного) риска» до «очень высокого (непереносимого) риска». Выявленные по результатам периодических медицинских осмотров статистически значимые различия показателей заболеваемости в зависимости от стажа работы во вредных условиях труда, преобладание в структуре заболеваемости с ВУТ болезней органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани, системы кровообращения, органов пищеварения, уха и сосцевидного отростка, отличия коэффициентов трудовых потерь, показателей средней продолжительности одного случая заболевания и средней длительности нетрудоспособности одного болевшего лица в производственно-профессиональных группах от группы сравнения свидетельствуют о влиянии вредных условий труда на формирование заболеваемости. Установленные достоверные отличия в уровнях показателей заболеваемости с ВУТ от группы сравнения по случаям и дням нетрудоспособности в связи с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани во всех производственно-профессиональных группах, а также в связи с болезнями органов дыхания в группе работающих вагоноколесного цеха; высокая степень производственной обусловленности развития болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани в группе работников вагонокузовного цеха, средняя степень - болезней органов дыхания в группе работников вагоноколесного цеха подтверждают роль неблагоприятных факторов трудового процесса в нарушении состояния здоровья работающих.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литер ату р а

1. Измеров Н.Ф. Современные проблемы медицины труда России. Медицина труда и экология человека. 2015; (2): 5-12.

2. Вильк М.Ф., Коротич Л.П., Полякова В.А. Научное обеспечение системы гигиенической оптимизации и противоэпидемической безопасности пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Гигиена и санитария. 2013; 92 (1): 26-9.

3. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке на железнодорожном транспорте в 2014 году». М.; 2014.

4. Онищенко Г.Г., Ракитский В.Н., Синода В.А., Трухина Г.М., Сухова А.В. Оценка заболеваемости работников предприятия вагоностроения в периоды до и после внедрения принципов бережливого производства. Медицина труда и промышленная экология. 2015; (10): 17-20.

5. Синода В.А. Гигиеническая оценка профиля и уровня профессионального риска у рабочих основных профессий вагоностроительного производства. Анализ риска здоровью. 2015; (2): 52-61.

6. Судейкина Н.А., Куренкова Г.В. Гигиеническая оценка условий труда ремонтников железнодорожного подвижного состава в заводских условиях. Гигиена и санитария. 2015; (7): 73-7.

7. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиа Сфера; 2002.

8. Догле Н.В., Юркевич А.Я. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. М.: Медицина; 1984.

9. Малышев Д.В. Метод комплексной оценки профессионального риска. Проблемы анализа риска. 2008; 5 (3): 40-59.

10. Р 2.2.1766-03. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России; 2004.

11. Жолдакова З.И., Синицина О.О. Закономерности развития токсикологического процесса в зависимости от стадий дезорганизации и адаптации. Гигиена и санитария. 2014; 93 (5): 112-5.

References

1. Izmerov N.F. Modern problems of occupational medicine Russia. Meditsina truda i ekologiya cheloveka. 2015; (2): 5-12. (in Russian)

2. Vil'k M.F., Korotich L.P., Polyakova V.A. Scientific providing for the system of hygienic optimization and anti-epidemic safety of passenger transportations on a railway transport. Gigiena i sanitariya. 2013; 92 (1): 26-9. (in Russian)

3. State report "On sanitary-epidemiological situation in railway transport in 2014". Moscow; 2014. (in Russian)

4. Onishchenko G.G., Rakitskiy V.N., Sinoda V.A., Trukhina G.M., Sukhova A.V Assessment of the incidence of employees of car building in the periods before and after implementation of lean production principles. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2015; (10): 17-20. (in Russian)

5. Sinoda V.A. Hygienic assessment of the profile and the level of occupational risk in workers of the main professions building facilities. Analiz riska zdorov'yu. 2015; (2): 52-61. (in Russian)

6. Sudeykina N.A., Kurenkova G.V. Hygienic evaluation of working conditions repairers of railway rolling stock in the factory. Gigiena i sanitariya. 2015; (7): 73-7. (in Russian)

7. Rebrova O.Yu. Statistical Analysis of Medical Data. Application of Software Package STATISTICA[Statisticheskiy analiz meditsinskikh dannykh. Primenenie paketa prikladnykh programm STATISTICA]. Moscow: Media Sfera; 2002. (in Russian)

8. Dogle N.V., Yurkevich A.Ya. Morbidity with Temporary Loss of Ability to Work [Zabolevaemost' s vremennoy utratoy trudosposobnosti]. Moscow: Meditsina; 1984. (in Russian)

9. Malyshev D.V. Method of complex assessment of professional risk. Problemy analiza riska. 2008; 5 (3): 40-59. (in Russian)

10. R 2.2.1766-03. Guidance on assessing occupational risk to workers' health. Organizational and methodological foundations, principles and evaluation criteria. Moscow: Federal center of sanitary inspection Ministry of health of Russia; 2004. (in Russian)

11. Zholdakova Z.I., Sinitsina O.O. Patterns of development of the Toxi-cological process, depending on the stages of disruption and adaptation. Gigiena i sanitariya. 2014; 93 (5): 112-5. (in Russian)

Поступила 04.06.16 Принята к печати 04.10.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.