Научная статья на тему 'Влияние внутриполитического кризиса в Таиланде на макроэкономические показатели страны'

Влияние внутриполитического кризиса в Таиланде на макроэкономические показатели страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАИЛАНД / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНОСТРАННЫЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ / THAILAND / POLITICAL CRISIS / ECONOMY / ECONOMIC GROWTH / FOREIGN INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанов Сергей Юрьевич

На основе сопоставления основных макроэкономических показателей Таиланда и четырех государств региона Малайзии, Индонезии, Вьетнама и Филиппин в период с 1995 по 2010 гг. автор рассматривает влияние затяжного внутриполитического кризиса в Таиланде на экономику страны и с помощью сравнительного и корреляционного методов приходит к выводам, что: во-первых, кризис существенно не отразился на темпах экономического роста, объеме валовых сбережений и дефиците государственного бюджета; во-вторых, снизилась инвестиционная привлекательность страны, и ее экономика потеряла крупные иностранные инвестиции; в-третьих, таиландские инвесторы были вынуждены искать приложение для своего капитала за рубежом. Главный вывод анализ макроэкономических показателей Таиланда свидетельствует о высокой устойчивости его экономики перед лицом внутриполитической нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Molchanov S. analyses how the lingering Thai political crisis has influenced the country's economy. The research is based on the comparison of macroeconomic indicators of Thailand and four Southeast Asian countries Malaysia, Indonesia, Vietnam and Philippines in the period from 1995 to 2010. By applying comparative and correlation methods the author comes to the following conclusions. First, the crisis did not affect greatly the GDP growth rates, gross national savings and gross government deficit. Second, the country's investment attractiveness has decreased and consequently the economy has lost large foreign investments. Third, Thai investors were forced to seek an application for their capital abroad. The analysis of the country's macroeconomic indicators reveals high resistance of the economy in the face of political instability.

Текст научной работы на тему «Влияние внутриполитического кризиса в Таиланде на макроэкономические показатели страны»

© Молчанов С.Ю.

магистрант МГИМО (У)

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА в ТАИЛАНДЕ на МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРАНЫ

19 сентября 2006 года в Таиланде произошел бескровный военный переворот, в результате которого было смещено правительство Таксина Чинавата. Несмотря на то, что первые признаки начинающегося кризиса стали проявляться несколько ранее, это событие можно считать точкой отсчета для внутриполитического кризиса. В настоящее время вряд ли можно с полной уверенностью говорить о том, что кризис исчерпал себя, ведь все еще существует вероятность возобновления политического противостояния. Однако летом 2011 года в его развитии наметился важный поворот. 3 июля в Таиланде были проведены всеобщие выборы в Палату Народных Представителей - нижнюю палату парламента. Подведение итогов голосования ознаменовало убедительную победу партии Пхыа Тхай. Особенно примечательна фамилия лидера победившей партии - Йинглак Чинават, которая является не однофамилицей Таксина Чинавата, а его родной сестрой. На втором месте с большим отставанием оказалась бывшая правящая Демократическая партия. Ее лидеру Апхиситу Ветчачиве, который стал уже бывшим премьер-министром Таиланда, ничего иного не оставалось кроме как поздравить Пхыа Тхай с победой и признать поражение. Сухая политическая арифметика такова: из 500 мест в Палате Народных Представителей 265 оказалось в руках партии Пхыа Тхай, на Демократическую партию пришлось лишь 159 мест. Оставшиеся 76 мест разделили остальные 9 прошедших в парламент партий1. Более того, вскоре стало ясно, что Пхыа Тхай не готова мирно почивать на лаврах. Партия развернула активную деятельность по укреплению доминирующих позиций в нижней палате парламента за счет привлечения в свой лагерь малых партий. Результаты выборов свидетельствует о крупном успехе политических сил, находящихся на стороне Таксина Чинавата. Таким образом, после пяти лет непрерывного кризиса в политической жизни Таиланда завершается своеобразный цикл, и распределение сил в высших

эшелонах власти свидетельствует о постепенном возвращении к ситуации до военного переворота.

Картина современного таиландского политического кризиса достаточно мрачная. Кризис оказался весьма глубоким, кровопролитным и затяжным. В значительной степени страна разделилась на сторонников и противников бывшего премьер-министра Таксина Чинавата. В прессе даже появились такие термины, как «краснорубашечники» - сторонники Таксина и «желторубашечники» - его противники. Политическая обстановка в стране оказалась в высшей степени дестабилизированной. В течение кризиса сменилось несколько кабинетов министров, непрерывно продолжались многотысячные уличные демонстрации, вводилось чрезвычайное положение, в результате столкновений протестующих и военных погибли и были ранены десятки и сотни людей. В этой связи возникает закономерный вопрос: как данный внутриполитический кризис отразился на экономике страны? Однозначного ответа на поставленный вопрос до сих пор нет, хотя есть отдельные оценки прямого экономического ущерба от проводимых политических акций. Поэтому возникает необходимость объективно и взвешенно оценить влияние кризиса на экономику страну.

Учитывая сложность рассматриваемого вопроса, претендовать на исключительную точность в оценках невозможно. Поэтому, для того чтобы провести сбалансированный анализ, следует остановиться на конкретных индикаторах, отражающих состояние экономики и прежде всего сравнить макроэкономические показатели Таиланда с экономическими тенденциями, характерными для экономик стран региона. Это необходимо в связи с тем, что политическая нестабильность по времени накладывается на мировой финансовый кризис, и рассмотрение ситуации в Таиланде в отрыве от тенденций, характерных для сопредельных стран может привести к неадекватным выводам. Изменение тех или иных показателей можно ошибочно свести исключительно к внутреннему кризису, хотя главным фактором может быть внешнеэкономическая конъюнктура и общие для региона тренды.

В первую очередь необходимо определить группу стран, с макроэкономическими показателями которых следует сравни-

вать Таиланд. Как уже было указано, это должны быть страны, относящиеся к региону Юго-восточная Азия. Связано это с тем, что страны региона ориентируются на одинаковые внешние рынки, структура их национальных хозяйств во многом совпадает, кроме того, существует внутрирегиональная взаимозависимость. В то же время мы должны понимать, что не все экономики региона корректно сравнивать с экономикой Таиланда. Поэтому вычленим только те страны ЮВА, которые отвечают определенным параметрам: уровню валового национального дохода на душу населения, отраслевой структуре национального хозяйства и степени открытости экономики.

По уровню валового национального дохода на душу населения Таиланд относится к странам с доходами ниже среднего (от 996 до 3945 $ на человека). Во Вьетнаме, Индонезии и Филиппинах ВНД на душу населения также ниже среднего. В какой-то мере близка к Таиланду и Малайзия, где ВНД выше среднего, но не высокий. Камбоджа, Лаос и Мьянма входят в группу стран с низким подушевым ВНД, а Бруней и Сингапур к странам с высоким ВНД .

Теперь рассмотрим отраслевую структуру экономик тех стран, в которых ВНД на душу населения сопоставимый с таиландским. Данными странами являются Вьетнам, Индонезия, Малайзия и Филиппины. Для большей наглядности построим таблицу.

Таблица №1

Страна Сектор

сельское хозяйство промышлен- ность услуги

Таиланд 12% 44% 44%

Индонезия 14% 47% 39%

Филиппины 15% 33% 53%

Вьетнам 22% 39% 39%

Малайзия 9% 55% 36%

Источник: World Development Report 2011

Исходя из представленной таблицы, можно сделать вывод, что отраслевая структура экономик Таиланда и группы стран, выделенной по уровню валового национального дохода, во мно-

гом совпадает. Как нам представляется, тот факт, что во Вьетнаме, Филиппинах и Малайзии доля некоторых секторов экономики до 10 процентных пунктов выше или ниже чем в Таиланде, не дает достаточных оснований утверждать, что структура экономик несопоставима.

Третий критерий касается степени открытости экономик. Важнейшими показателями при определении данного показателя являются внешнеторговая, экспортная и импортная квоты.

Таблица № 2

внешнеторговая экспортная импортная

квота квота квота

Таиланд 108,5% 57,8% 50,7%

Индонезия 23,9% 22,2% 1,7%

Филиппины 52,4% 23,9% 28,5%

Вьетнам 136,6% 61,6% 75%

Малайзия 146,8% 82,2% 64,6%

Источник: рассчитано на основе данных World Development Report 2011

Из таблицы видно, что Вьетнам и Малайзия также как и Таиланд относятся к странам с открытой экономикой. Филиппины и Индонезия по данному показателю значительно отстают от Таиланда, однако доля экспорта в этих странах близка 1/4 от ВВП, что не позволяет говорить о закрытом типе экономик данных стран.

Сравнение предложенных экономических параметров позволяет сделать вывод, что экономики Малайзии, Вьетнама, Филиппин и Индонезии достаточно близки к таиландской.

Выбор макроэкономических показателей обусловлен их значимостью при определении экономических тенденций. К ним стоит отнести темпы роста ВВП, изменение объемов валовых сбережений и инвестиций, объем «исходящих» инвестиций, а также дефицит государственного бюджета. Показатели корректнее всего будет рассмотреть за период с 1995 г. по 2010 г., чтобы захватить азиатский валютно-финансовый кризис 1997-1998 годов, ибо это поможет понять соответствие экономических тенденций рассматриваемых стран в кризисные периоды. Выбранный временной промежуток будет разделен на период с 1995г.

по 2005 г., и с 2006 г. по 2010 г., так как именно в 2006 году в Таиланде разразился текущий внутриполитический кризис. Затем проведем сравнение динамики макроэкономических показателей Таиланда с Малайзией, Вьетнамом, Филиппинами и Индонезией на базе корреляционного анализа и изучения графиков, отражающих динамику показателей. Сделаем оговорку, что при прочих равных условиях различие в степени корреляции между периодом с 1995 г. по 2005 г. и периодом с 2006 г. по 2010 г. будет вызвано внутриполитическим кризисом в Таиланде. Мы исходим из того, что, если кризис привел к кардинальным изменениям в экономике Таиланда, то показатели 2006-2010 годов будут меньше колебаться, чем в период с 1995 г. по 2005 г. В ином случае вклад внутриполитического кризиса будет либо слабым, либо вовсе не выражен.

График №1

Темпы роста ВВП

15

■15

Источник: график построен автором на основе данных МВФ В данном графике отражены темпы роста ВВП Таиланда и выделенных стран ЮВА. Представленный график отчетливо демонстрирует высокую степень синхронности темпов экономического роста выбранных стран. Воздействие азиатского финансового кризиса и мирового экономического кризиса на динамику ВВП свидетельствует о том, что страны одинаково подвержены внешнеэкономическим шокам. Тем не менее, стоит отметить высокую устойчивость Вьетнама перед региональными и

глобальными кризисами, что во многом объясняется моделью жесткого государственного управления экономикой.

Теперь постараемся определить как отразился внутриполитический кризис на темпах роста ВВП Таиланда. Как известно, степень корреляции между переменными может варьироваться в диапазоне от -1% до 1%. Чем ближе значение корреляции к 1 либо -1, тем выше степень совпадения динамики переменных. Вместе с этим, корреляция в диапазоне от -0,5 до 0,5 считается незначимой, так как в данном случае нельзя с уверенностью говорить о существовании зависимости между переменными.

Согласно расчетам, корреляция темпов роста ВВП Таиланда и среднего значения темпов роста ВВП остальных четырех стран - Вьетнама, Индонезии, Малайзии и Филиппин в период с 1995 г. по 2005 г. равнялась 0,86, а в период с 2006 по 2010 составила 0,95. Другими словами, темпы роста экономики Таиланда во время внутриполитического кризиса соответствовали экономической динамике остальных стран значительно сильнее, чем в докризисный период. В том случае, если бы кризис оказал серьезное воздействие на экономику Таиланда, то корреляция темпов роста ВВП страны и четырех выбранных государств нарушилась. Исходя из этого, можно заключить, что на росте ВВП внутриполитический кризис фактически не отразился. В пользу этого утверждения свидетельствует тот факт, что темпы роста ВВП Таиланда в 2010 году были самыми высокими в данной группе стран и составили 7,8%.

Г рафик № 2

45 35 30 | 25 о 20 15 10 5 Валовые сбережения

Ф Ипдоислт

4 А — Ма^.зия

лг —А А---*'--* ^ Филиппины

ж Таиланд

Ж Вьетнам

< & о^° оРР с?4

Источник: график построен автором на основе данных МВФ

Исходя из графика динамики валовых сбережений пяти рассматриваемых стран, нельзя говорить о том, что между ними существует высокая взаимосвязь. Так и значения корреляции в период до 2006 года и после являются незначительными. В этой связи следует ограничиться изучением динамики валовых сбережений в течение внутриполитического кризиса.

Доля валовых сбережений по отношению к ВВП Таиланда с 2006 г. по 2010 г. незначительно, но выросла. Если учесть тот факт, что в таких странах как Малайзия и Вьетнам доля валовых сбережений не только не увеличилась, но и снизилась, то значения данного показателя Таиланда не свидетельствуют о пагубном влиянии политического кризиса. Ведь, в соответствии с экономическими законами, объем сбережений должен был снижаться вследствие того, что на фоне растущей неопределенности население / компании начали бы снимать деньги со своих счетов.

Г рафик № 3

Объем валовых инвестиций

Источник: график построен автором на основе данных МВФ Корреляционный анализ изменения объема валовых инвестиций изучаемой группы стран позволяет выявить нехарактерное поведение динамики данного показателя Таиланда в кризисный период. В период с 1995 г. по 2005 г. показатели Таиланда коррелировали с усредненным показателем остальных четырех стран на уровне 0,84, а в период с 2006 г. по 2010 г. на уровне 0,16. Таиланд стал единственной страной, в которой доля валовых инвестиций в ВВП страны с 2006 г. по 2010 г. снизилась.

Все остальные страны продемонстрировали положительную динамику. При прочих равных условиях, главным фактором, который мог вызвать «сбой» в данном макроэкономическом показателе Таиланда, следует признать внутриполитический кризис. Подобное поведение динамики валовых инвестиций Таиланда является во многом закономерным, ведь в условиях продолжительной политической нестабильности инвестиционная привлекательность страны неминуемо должна была снизиться.

Г рафик № 4

Исходящие инвестиции

16000 1^000 12000 10000

<

з 8000

W

1 6000

2

4000 2000

О

-2030

Источник: график построен автором на основе данных World investment Reports

Особый интерес представляет изучение динамики инвестиций, которые вкладывали резиденты изучаемых стран в экономики иностранных государств. Даже беглого взгляда на данный график достаточно, чтобы заметить устойчивую тенденцию увеличения исходящих инвестиций из Таиланда в период внутриполитического кризиса. Если до 2006 года динамика потоков инвестиций из Таиланда была относительно стабильна, то с началом политического кризиса желание таиландских инвесторов вкладывать средства в экономики зарубежных государств резко усилилось. Даже в 2009 году, когда значительно упала активность малазийских и индонезийских инвесторов на внешнем рынке, поток инвестиций из Таиланда продолжил расти.

Г рафик № 5

Дефицит госуда рственного бюджета

ю -2 со

I° -4

К

-6

-8

-10

V \ \ А- о? гО С&. Ь

“V Ч? ЧУ / \ 7

-Таиланд

- Среднее го 4 странам

Источник: график построен автором на основе данных МВФ

Для того чтобы проследить как обстояли дела в сфере государственных финансов Таиланда, проанализируем динамику дефицита государственного бюджета. На графике 5 для большей наглядности представлены 2 кривые дефицита государственного бюджета - Таиланда и среднего значения данного показателя остальных 4 стран. Если бы мы рассматривали показатели государственного дефицита Таиланда отдельно от других стран, то мы, несомненно, пришли бы к выводу, что главной причиной бюджетных трудностей Таиланда является внутриполитический кризис, поскольку дефицит государственной казны Таиланда с 2006 года непрерывно рос. Однако метод, основанный на сравнении экономических индикаторов Таиланда с показателями четырех страна региона, приводит нас к иному выводу. Г рафик отчетливо демонстрирует, что динамика дефицита государственного бюджета Таиланда соответствовала тенденциям, характерным для других стран. Корреляционный анализ лишь подтверждает это наблюдение. Если с 1995 г. по 2005 г. степень корреляции показателей Таиланда и 4 остальных стран находилась на уровне 0,2, то в период с 2006 г. по 2010 г. она была очень высокой и составляла 0,97. Важно также отметить, что дефицит государственного бюджета в течение всего времени, когда в стране бушевал внутриполитический кризис, ни разу не опускался ниже среднего показателя четырех выбранных стран региона.

Итак, подведем итоги осуществленного анализа. На основе предложенного метода мы пришли к нескольким выводам. Во-

первых, внутриполитический кризис существенно не отразился на темпах экономического роста, объеме валовых сбережений и дефиците государственного бюджета, так как показатели Таиланда в целом соответствовали экономическим тенденциям в регионе. Во-вторых, снизилась инвестиционная привлекательность страны и как следствие экономика Таиланда потеряла миллиарды долларов иностранных инвестиций. Сравнение динамики объема валовых инвестиций в Таиланде и в остальных четырех странах региона выявило негативное влияние внутриполитического кризиса на инвестиционный климат в стране. В-третьих, внутриполитический кризис не только привел к уменьшению притока иностранных инвестиций, но заставил таиландских инвесторов искать приложение для своего капитала за пределами собственной страны. В-четвертых, анализ макроэкономических показателей Таиланда свидетельствует о высокой устойчивости экономики страны перед лицом внутриполитической нестабильности. Как мы смогли убедиться, Таиланд отделался «малой кровью», учитывая остроту и продолжительность политического кризиса. Тем не менее, хочется заметить, что в современном мире стабильность политической системы является одним из важнейших ресурсов экономического развития страны, ведь внутриполитическая неопределенность неизбежно приводит к потере огромных объемов инвестиций, без которых невозможен устойчивый экономический рост и успешная модернизации экономики.

1 Официальный сайт Палаты Представителей Таиланда. Режим доступа: http://mp.parliament.go.th/map2554/index.aspx

2 World Development Report 2011, p. 305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.