Научная статья на тему 'Влияние "университетских суббот" на формирование будущей профессиональной траектории у старших подростков'

Влияние "университетских суббот" на формирование будущей профессиональной траектории у старших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UNIVERSITY SATURDAYS / PUPILS / SPECIALIZED CLASSES / PROJECT ACTIVITY / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СУББОТЫ / ШКОЛЬНИКИ / ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелина М.Ю., Атаманенко Н.В., Черепнина Т.Ю.

Статья посвящена анализу деятельности учащихся 7-8-х классов общеобразовательных школ в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетские субботы». Рассмотрена траектория деятельности преподавателей кафедры в проведении мероприятий в рамках проекта. Приведена статистика посещения школьниками лекций, практических занятий и конкурсов. Проведена оценка результативности занятий в зависимости от регламента определения тематики и содержательной составляющей мероприятия. Выявлены основные характеристики прогнозной модели мероприятий в рамках проекта. На основании системного анализа результатов проведения мероприятий в зависимости от ряда факторов определена дорожная карта, критерии и целевые показатели проекта в рамках сотрудничества кафедр технического университета и школ, имеющих профильные классы. Выработаны рекомендации по достижению максимальной эффективности проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карелина М.Ю., Атаманенко Н.В., Черепнина Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF “UNIVERSITY SATURDAYS” ON THE FORMATION OF FUTURE PROFESSIONAL TRAJECTORIES OF ADOLESCENTS

The article is dedicated to an analysis of the activity carried out by schoolchildren of 7th-8th grades of comprehensive secondary schools in the framework of the project “University Saturdays” implemented by the Moscow Department of Education. The article describes the trajectory of the activities of teachers of the department in carrying out activities within the project. The statistics of attendance of schoolchildren of lectures, practical exercises and competitions is given. The assessment of the effectiveness of classes was carried out depending on the rules for determining the topics and the substantive component of the event. The main characteristics of the predictive model of activities within the project are identified. Based on a systematic analysis of the results of events, depending on a number of factors the roadmap, criteria and targets of the project are defined within the framework of cooperation between the departments of the technical university and schools with specialized classes. Recommendations to achieve maximum project efficiency have been developed.

Текст научной работы на тему «Влияние "университетских суббот" на формирование будущей профессиональной траектории у старших подростков»

THE INFLUENCE OF "UNIVERSITY SATURDAYS" ON THE FORMATION OF FUTURE PROFESSIONAL TRAJECTORIES OF ADOLESCENTS. The article is dedicated to an analysis of the activity carried out by schoolchildren of 7th-8th grades of comprehensive secondary schools in the framework of the project "University Saturdays" implemented by the Moscow Department of Education. The article describes the trajectory of the activities of teachers of the department in carrying out activities within the project. The statistics of attendance of schoolchildren of lectures, practical exercises and competitions is given. The assessment of the effectiveness of classes was carried out depending on the rules for determining the topics and the substantive component of the event. The main characteristics of the predictive model of activities within the project are identified. Based on a systematic analysis of the results of events, depending on a number of factors the roadmap, criteria and targets of the project are defined within the framework of cooperation between the departments of the technical university and schools with specialized classes. Recommendations to achieve maximum project efficiency have been developed. Key words: University Saturdays, pupils, specialized classes, project activity.

М.Ю. Карелина, д-р техн. наук, д-р пед. наук, проф., зав. каф. «Детали машин и теория механизмов», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, E-mail: karelinamu@mail.ru

Н.В. Атаманенко, ст. преп. каф. «Детали машин и теория механизмов» Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, E-mail: natalia6807@mail.ru

Т.Ю. Черепнина, доц. каф. «Детали машин и теория механизмов», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, E-mail: 2783974@gmail.com

ВЛИЯНИЕ «УНИВЕРСИТЕТСКИХ СУББОТ» НА ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена анализу деятельности учащихся 7-8-х классов общеобразовательных школ в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетские субботы». Рассмотрена траектория деятельности преподавателей кафедры в проведении мероприятий в рамках проекта. Приведена статистика посещения школьниками лекций, практических занятий и конкурсов. Проведена оценка результативности занятий в зависимости от регламента определения тематики и содержательной составляющей мероприятия. Выявлены основные характеристики прогнозной модели мероприятий в рамках проекта. На основании системного анализа результатов проведения мероприятий в зависимости от ряда факторов определена дорожная карта, критерии и целевые показатели проекта в рамках сотрудничества кафедр технического университета и школ, имеющих профильные классы. Выработаны рекомендации по достижению максимальной эффективности проекта.

Ключевые слова: университетские субботы, школьники, профильные классы, проектная деятельность.

Профориентация учащихся общеобразовательных школ является одним из наиболее актуальных вопросов, стоящих перед педагогами и родителями. Социальная среда, многочисленные информационные потоки в средствах массовой коммуникации, не позволяют школьнику составить адекватное представление о той или иной сфере деятельности. Как правило, в 7-8 классах учащиеся впервые осознанно подходят к выбору профессиональной траектории. Поэтому основной целью педагогов является представление подростку максимума информации в доступной форме о различных профессиях. Проект Департамента образования города Москвы «Университетские субботы» является одним из приоритетных как для школ, так и для университетов различной направленности. Взаимодействие школа - университет - это многокритериальная модель. Имеющийся опыт взаимодействия кафедр технического университета и общеобразовательных школ различного профиля позволяет провести анализ результатов, обозначить наиболее интересные и эффективные направления, способствующие повышению мотивации учащихся, приобретению ими компетенций, формирующих понимание о своем месте в профессиональном сообществе определенный отрасли.

Изучение формирования у школьников профессиональной ориентированности является одной из важных задач, стоящих перед педагогами общеобразовательных школ и преподавателями вузов. Известно, что правильность выбора профессии во многом определяет успешность человека, возможность личности реализоваться в профессиональной сфере. Мероприятия, проводимые с целью профориентации школьников, весьма разнообразны по содержанию, применяемым методам и формам. Постоянное совершенствование модели проекта Департамента образования города Москвы «Университетские субботы» - одна из возможностей повысить результативность профориентационной работы, проводимой с учащимся.

Для обеспечения эффективности проведения мероприятий в рамках проекта необходимо определить формы проведения занятий с учащимся общеобразовательных школ в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетские субботы». Университет и школа должны совместно определить наиболее эффективные в части приобретения учащимся компетенций и предпочтительные, исходя из возрастных особенностей, формы контактной работы. Исходя из различий в специфике общеобразовательных школ подобрать методики и регламент взаимодействия школа - университет и др., способствующие наиболее эффективному проведению мероприятий в рамках проекта и достижению цели мероприятия - сформированности у школьника определенности в выборе профессии.

Результативность деятельности преподавателей университета в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетские субботы»

Проект «Университетские субботы» предлагает проведение занятий с учащимися 5 - 11 классов общеобразовательных школ. На сайте проекта «Университетские субботы» Департамента образования города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» каждый университет представляет краткий анонс мероприятия. Школьники, учителя, родители знакомятся с информацией и выбирают заинтересовавшую их тематику в зависимости от того, какие

цели они перед тобой ставят: познакомить ученика с различными профессиями; более глубоко узнать об уже выбранном направлении профессиональной деятельности; расширить кругозор школьника; повысить мотивацию учащегося к изучению определенной области, либо в целом к процессу обучения.

Анализу подвергались следующие статистические данные: количество учащихся, записавшихся на сайте проекта «Университетские субботы», количество учащихся, пришедших на мероприятие из числа записавшихся на сайте, доля учащихся, записавшихся на сайте и пришедших на мероприятие в общем количестве школьников, присутствующих на занятии. Для возрастной группы школьников 7 - 8 класса был также проведен анализ влияния предварительной совместной подготовки университет - школа и педагог - учитель на результативность мероприятия, заинтересованность учащихся предметом и проблематикой занятия, определены наиболее предпочтительные формы проведения мероприятий и конкретные запросы учителей различных школ.

Определение тематики и содержательной составляющей мероприятия

Независимо от значимости предлагаемой тематики, следует отметить, что формулировка темы должна отвечать ряду требований. Тематика должна отражать сущность явления, механизма, научного направления и так далее, которому посвящено занятие; вызывать заинтересованность у школьников именно той возрастной группы, которая предполагается организатором в качестве целевой аудитории. Особое внимание необходимо обратить на побуждение к активному участию и взаимодействию в рамках предлагаемого мероприятия; учесть психологические особенности целевой аудитории.

Важным является представление информации о мероприятии. Именно анонс отвечает на вопросы учителя: Поможет ли посещение мероприятия в усвоении определенных тем по дисциплине (математика, химия, история и другие)? Отвечает ли тематика профилю школы? Что нового ученики узнают о профессиях? Родителей интересует, интересна ли эта тема ребенку; можно ли пойти вместе сыном или дочерью и принять участие в занятии. Школьников волнуют вопросы о своем месте на занятия, узнают ли они новое, представляющее интерес для них.

Представленный выше перечень вопросов, безусловно, не является исчерпывающим. Однако, проведенный опрос учителей, школьников и родителей показал, что обозначенные вопросы являются определяющими при выборе мероприятия.

Результативность мероприятия повышается и при проведении предварительной подготовительной работы. При формировании тематики занятий необходимо учесть профиль школы, включить в содержательную часть занятия материал, позволяющий дополнить или углубленно изучить отдельную тему по предмету школьной программы, выбрать наиболее оптимальную форму проведения занятия.

Некоторые результаты статистического анализа результативности мероприятий е рамках проекта «Университетские субботы»

При проведении мероприятий кафедрой «Детали машин и теория механизмов» МАДИ в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Уни-

верситетские субботы» была собрана информация и проведен анализ статистических данных.

Были применены наиболее адекватные исследованию методы статистического исследования: статистическое наблюдение; обработка при помощи группировки; метод кластерной выборки; метод корреляционного и регрессивного анализа; метод динамических рядов (для формирования прогноза).

При кластерной выборке были отобраны группы, состоящие не менее чем из 5 человек из одной общеобразовательной школы. Как правило, в мероприятии участвовали ученики одного класса или параллели. Учитывались группы из 7-х и 8-х классов.

По методам корреляционного и регрессивного анализа выявлены взаимосвязи данных и причины, по которым данные зависит друг от друга, определена сила этой зависимости.

Применяя метод динамических рядов получена прогнозно-обоснованная модель, определяющая регламент предварительного взаимодействия университет-школа, этапы формирования содержательной составляющей и презентационного отображения (анонсирования) тематики мероприятий, форм проведения занятий.

Так, например, исследуя зависимость количества явившихся школьников из числа зарегистрировавшихся на сайте проекта «Университетские субботы» Департамента образования города Москвы от наличия (отсутствия) предварительной работы педагогов университета с учителями, определено, что обсуждение и совместное формирование регламента занятия, включение элементов, поддерживающих тематику предметов школьной программы, учёт мнения педагогов школы по вопросам детализации конкурсов и практических занятий позволяет повысить показатели с 30 до 90 процентов, а включенность учащихся в предлагаемое преподавателем на занятиях проведение эксперимента или дискуссию - с 70 до 100 процентов. Причем речь идет не только о школах, имеющих инженерную направленность, но и гуманитарных. Например, при конструктивном взаимодействии с директором и учителями ГБОУ «Немецкая школа № 1212» была создана траектория, при которой занятия в техническом университете на кафедре «Детали машин и теория механизмов» дополняют знания учеников по тематике школьной программы. Например, тематика «Основные немецкие изобретения» (Die wichtigsten deutschen Erfindungen) (рабочая тетрадь по немецкому языку) в школе была отражена в занятии проекта «Университетские субботы» по теме «Траектория успеха - школьник - студент - конструктор уникальной техники» и конкурсе «Я - конструктор». На занятии в числе других интересных для учащихся вопросов были рассмотрены изобретения Рудольфа Дизеля, Карла Бенца, Вернера фон Сименса. Это лишь один пример в рамках проекта «Университетские субботы».

Основные характеристики прогнозной модели мероприятия в рамках проекта «Университетские субботы»

Основной задачей при проектировании мероприятий в рамках проекта «Университетские субботы» нам представляется создание матрицы занятий для каждой из реализуемых форм. Очевидно, что матрицы для лекции, практического занятия, мастер-класса и конкурса различны. Однако, есть и общие положения, которые необходимо учитывать.

Во-первых, подготовка к мероприятию предлагает работу по направлениям взаимодействия, включающим результативность занятия.

Библиографический список

Во-вторых, необходимо учитывать особенности мышления школьников 7-8 классов. То есть, например, превалирование клипового мышления над понятийным [1].

Следующий немаловажный фактор - это баланс между инженерной составляющей содержательной части занятия и информацией, имеющей общекультурный развивающий характер. Необходимо применять в образовательном процессе электронные образовательные ресурсы [2]. Безусловно, важна и роль преподавателя, профессиональная компетентность которого должна соответствовать уровню требований, предъявляемому к занятиям [3].

Здесь необходимо, на наш взгляд, уделять отдельное внимание, а следовательно, планировать проведение занятия с учетом специфики учащихся школ гуманитарной направленности [4].

В качестве обязательного условия успешного (результативного) проведения занятий следует учитывать подготовленность преподавателя университета к работе со школьниками, его компетентность и возможность в доступной для учащихся форме объяснять материал и отвечать на возникающие вопросы, обладать достаточным общекультурным уровнем [5]. На наш взгляд, необходимо предусмотреть в дальнейшем отдельные программы повышения квалификации преподавателей образовательных организаций высшего образования, позволяющие вести занятия по знакомству с инженерными дисциплинами для учащихся общеобразовательных школ [6]. То есть подготовленность преподавателя к работе в образовательной организации высшего образования не означает результативность мероприятия, проведенного тем же преподавателем со школьниками [7].

Рассматривая взаимодействие школа - университет, необходимо отметить, что в нем имеются особенности, характерные для реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования в сетевой форме университет-университет [8]. Следовательно, гармонизация, синхронизация занятий, проводимых в рамках проекта «Университетские субботы», обязательна, так как мероприятия необходимо рассматривать как составляющую часть образовательного процесса, реализуемого школой [9]. Иными словами, повышение эффективности занятий в университете возможно лишь при формировании содержания занятия с учетом всех особенностей учебного процесса и факторов, анализ которых проведен выше [10].

Отдельно необходимо акцентировать внимание на включенность учащихся не только в приобретение знаний в рамках мероприятий, но и на предоставление возможности учащимся пытаться поработать в электронной информационно- образовательной среде университета самостоятельно [11].

Заключение

Проект Департамента образования города Москвы «Университетские субботы» призван решить ряд задач, приоритетной из которых является профориентация учащихся общеобразовательных школ. Системный анализ результатов проведения мероприятий в зависимости от ряда факторов - основная задача на ближайшую перспективу для преподавателей высшей школы и педагогов средних общеобразовательных школ. В качестве вектора совместной работы очевидно построение оптимальной модели взаимодействия школа - университет, проектирование матрицы проведения занятий в различных формах, и, как результат, выполнение задач, стоящих перед учителями и педагогами, участвующими в мероприятиях проекта «Университетские субботы» Департамента образования города Москвы.

1. Бугакова Н.Ю. Карелина Е.А., Кирова И.В. «Клиповое мышление» как вызов образовательной системе. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018; 3 (45): 7 - 11.

2. Атаманенко Н.В. Некоторые аспекты формирования содержательной части учебной дисциплины при внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс. Н.В. Атаманенко, М.Ю. Карелина, Т.Ю. Черепнина. О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2014: 94 - 97.

3. Prikhodko V.M., Professional Competence a Teacher at an Institution of Higher Education as a Basic Component of Quality of the Educational Process. V.M. Prikhodko, N.V. Atamanenko, S.B. Benevolenskiy, M.Yu. Karelina. The Second International Conference on Development of Pedagogical Science in Eurasia. 2014: 28 - 31.

4. Карелина М.Ю., Черепнина Т.Ю. Гуманитаризация содержания профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казанская наука. 2014; 3: 226 - 230.

5. Атаманенко Н.В., Карелина М.Ю., Черепнина Т.Ю. О роли профессиональной компетентности и общекультурного уровня преподавателя в обеспечении качества образовательного процесса. Инновационный вектор развития; предпосылки, реальность, перспективы совершенствования научных разработок в экономике, проектном менеджменте, образовании, юриспруденции, языкознании, культурологии, экологии, зоологии, химии, биологии, медицине, психологии, политологии, филологии, философии, социологии, градостроительстве, информатике, технике, математике, физике, истории, растениеводстве. 2014: 6.

6. Карелина М.Ю., Черепнина Т.Ю. О некоторых особенностях совершенствования профессиональной деятельности преподавателей учреждений среднего профессионального образования. Среднее профессиональное образование. 2014; 5: 46 - 49.

7. Атаманенко Н.В., Карелина М.Ю. Некоторые особенности совершенствования профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Вестник Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2014; 1 (61): 70 - 72.

8. Карелина М.Ю. Основные тенденции формирования магистерских программ в техническом университете при переходе на сетевые формы реализации образовательных программ. Инженерная педагогика: сборник. 2015: 68 - 74.

9. Карелина М.Ю., Черепнина Т.Ю. Проектирование и реализация образовательных программ магистратуры в техническом университете в сетевой форме в рамках проектов краткосрочной мобильности Erasmus+. Приоритетные направления развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015: 109 - 111.

10. Карелина М.Ю., Атаманенко Н.В., Черепнина Т.Ю. Формирование содержания учебной дисциплины как главная составляющая повышения эффективности образовательного процесса. Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014: 23 - 27.

11. Беневоленский С.Б., Карелина М.Ю., Черепнина Т.Ю. Исследование педагогических закономерностей и особенностей формирования содержания учебной дисциплины при внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс. М.Ю. Карелина, Т.Ю. Черепнина. Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014: 20 - 28.

References

1. Bugakova N.Yu. Karelina E.A., Kirova I.V. «Klipovoe myshlenie» kak vyzov obrazovatel'noj sisteme. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018; 3 (45): 7 - 11.

2. Atamanenko N.V. Nekotorye aspekty formirovaniya soderzhatel'noj chasti uchebnoj discipliny pri vnedrenii 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v uchebnyj process. N.V. Atamanenko, M.Yu. Karelina, T.Yu. Cherepnina. O nekotoryh voprosah i problemah psihologii i pedagogiki: sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 94 - 97.

3. Prikhodko V.M., Professional Competence a Teacher at an Institution of Higher Education as a Basic Component of Quality of the Educational Process. V.M. Prikhodko, N.V. Atamanenko, S.B. Benevolenskiy, M.Yu. Karelina. The Second International Conference on Development of Pedagogical Science in Eurasia. 2014: 28 - 31.

4. Karelina M.Yu., Cherepnina T.Yu. Gumanitarizaciya soderzhaniya professional'noj podgotovki studentov v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Kazanskayanauka. 2014; 3: 226 - 230.

5. Atamanenko N.V., Karelina M.Yu., Cherepnina T.Yu. O roli professional'noj kompetentnosti i obschekul'turnogo urovnya prepodavatelya v obespechenii kachestva obrazovatel'nogo processa. Innovacionnyj vektor razvitiya; predposylki, real'nost', perspektivy sovershenstvovaniya nauchnyh razrabotok v 'ekonomike, proektnom menedzhmente, obrazovanii, yurisprudencii, yazykoznanii, kul'turologii, 'ekologii, zoologii, himii, biologii, medicine, psihologii, politologii, filologii, filosofii, sociologii, gradostroitel'stve, informatike, tehnike, matematike, fizike, istorii, rastenievodstve. 2014: 6.

6. Karelina M.Yu., Cherepnina T.Yu. O nekotoryh osobennostyah sovershenstvovaniya professional'noj deyatel'nosti prepodavatelej uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Srednee professional'noe obrazovanie. 2014; 5: 46 - 49.

7. Atamanenko N.V., Karelina M.Yu. Nekotorye osobennosti sovershenstvovaniya professional'noj deyatel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V.P. Goryachkina. 2014; 1 (61): 70 - 72.

8. Karelina M.Yu. Osnovnye tendencii formirovaniya magisterskih programm v tehnicheskom universitete pri perehode na setevye formy realizacii obrazovatel'nyh programm. Inzhenernaya pedagogika: sbornik. 2015: 68 - 74.

9. Karelina M.Yu., Cherepnina T.Yu. Proektirovanie i realizaciya obrazovatel'nyh programm magistratury v tehnicheskom universitete v setevoj forme v ramkah proektov kratkosrochnoj mobil'nosti Erasmus+. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015: 109 - 111.

10. Karelina M.Yu., Atamanenko N.V., Cherepnina T.Yu. Formirovanie soderzhaniya uchebnoj discipliny kak glavnaya sostavlyayuschaya povysheniya 'effektivnosti obrazovatel'nogo processa. Novye zadachi psihologii ipedagogiki i puti ih resheniya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 23 - 27.

11. Benevolenskij S.B., Karelina M.Yu., Cherepnina T.Yu. Issledovanie pedagogicheskih zakonomernostej i osobennostej formirovaniya soderzhaniya uchebnoj discipliny pri vnedrenii 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v uchebnyj process. M.Yu. Karelina, T.Yu. Cherepnina. Sovremennye nauchnye issledovaniya: metodologiya, teoriya, praktika: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 20 - 28.

Статья поступила в редакцию 09.01.19

УДК 378.147

Kiseleva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: eleonoram08@rambler.ru

Abramova V.Y., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: vera.jurievna@mail.ru

Bahvalova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: eleonoram08@rambler.ru

INDIVIDUAL COGNITIVE ACTIVITY AS THE KEY CONDITION OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF HEALTH AND SAFETY. The

following article emphasizes special aspects of methodic support of individual cognitive activity of bachelors with respect to pedagogical education on health and safety in the context of modernization of university education and competency-based approach. The article describes pedagogical conditions and contents of individual cognitive activity with respect to planning of the methodical training of the students. The main features of individual work are considered, such as the presence of a goal, consciousness and activity of students. The modern types of individual work of students used in the practice of teaching at the university are indicated, and types of individual work that require different levels of autonomy to perform for the discipline "Methods of training and education of life safety" are proposed.

Key words: methodical training, professional skills, health and safety, university education, individual cognitive activity.

Э.М. Киселева, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: eleonoram08@rambler.ru

B.Ю. Абрамова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: vera.jurievna@mail.ru

C.В. Бахвалова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: eleonoram08@rambler.ru

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются особенности методического сопровождения самостоятельной познавательной деятельности бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности в условиях модернизации высшего образования и компетентностного подхода. Определены педагогические условия и содержание самостоятельной познавательной деятельности в проектировании методической подготовки студентов. Рассмотрены основные признаки самостоятельной работы, такие как, наличие цели, проявление сознательности и активности студентов. Выявлены современные виды самостоятельной работы студентов, используемые в практике обучения в вузе, и предложены виды самостоятельной работы, требующие разного уровня самостоятельности выполнения, по дисциплине «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: методическая подготовка, профессиональные компетенции, безопасность жизнедеятельности, высшее профессиональное образование, самостоятельная познавательная деятельность.

Реализация идей реформирования высшего педагогического образования направлена на достижение результатов, заложенных в Федеральном Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, включающих в себя не только достижение профессиональной компетентности, но и формирование культурно развитой, самостоятельной, духовно-творческой, конкурентоспособной личности будущего педагога.

Решающая роль в приобретении студентами профессиональных компетенций и повышении мотивации к непрерывному образованию принадлежит, безусловно, самостоятельной работе студентов. В современных условиях можно

отметить сложившееся противоречие между признанием приоритета формирования социально активного, творческого специалиста в педагогической области и недостаточной ролью самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента в процессе обучения. Актуальность решения этой проблемы требует пересмотра сложившейся практики организации самостоятельной работы студентов в процессе уровневой подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование».

В соответствии со стандартами нового поколения подготовка бакалавров по направлению «Педагогическое образование» в области безопасности жизнедеятельности направлена на возможность успешной самореализации выпуск-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.