Научная статья на тему 'Влияние транспортных загрязнений на здоровье человека. Обзор литературы'

Влияние транспортных загрязнений на здоровье человека. Обзор литературы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12717
1223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ / ТРАНСПОРТ / ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / АTMOSPHERIC AIR / THE TRANSPORT / POLLUTING SUBSTANCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лим Татьяна Евгеньевна

В настоящее время преобладающим источником загрязнения среды мегаполиса является транспорт. Сокращение транспортных загрязнений в крупных городах -актуальная гигиеническая, экологическая и экономическая проблема. Наиболее остро негативные последствия транспортных загрязнений проявляются в городах-мегаполисах и территориях, характеризующихся интенсивным движением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лим Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TRANSPORT POLLUTION ON HEALTH OF THE PERSON. Literature Review

Now a prevailing source of pollution of the environment of a megacity is transport. Reduction of transport pollution in big cities is now an actual hygienic, ecological and economic problem. Most sharply negative consequences of transport pollution are shown in cities megacities and the territories characterised by heavy traffic.

Текст научной работы на тему «Влияние транспортных загрязнений на здоровье человека. Обзор литературы»

УДК 614.2:616.3

ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. Обзор литературы

© 2010 г. Т. Е. Лим

ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург»

В настоящее время преобладающим источником загрязнения среды мегаполиса является транспорт. Сокращение транспортных загрязнений в крупных городах -актуальная гигиеническая, экологическая и экономическая проблема. Наиболее остро негативные последствия транспортных загрязнений проявляются в городах-мегаполисах и территориях, характеризующихся интенсивным движением.

Ключевые слова: атмосферный воздух, транспорт, загрязняющие вещества.

В материалах ВОЗ все многообразные факторы риска развития патологии объединены в четыре обобщающие группы: образ жизни, среда обитания, наследственность и качество медико-санитарной помощи. При этом здоровье населения в связи с факторами окружающей среды рассматривается как своеобразный интегрирующий показатель качества жизни [1, 4, 31].

Транспортные загрязнения атмосферы составляют более 70 % валового выброса. Его вредные, в том числе канцерогенные, вещества создают опасные концентрации. Из-за выбросов на уровне дыхания они намного опаснее промышленных и энергетических поллютантов, рассеиваемых высокими трубами на большие расстояния [28, 30, 32, 33, 35, 38, 46].

Согласно мнению экспертов ВОЗ, в ближайшее десятилетие автомобильный транспорт будет продолжать вносить значительный вклад в загрязнение воздушной среды и в городах Европейского региона. По имеющимся оценкам, 100 тыс. случаев смерти в год в этих городах могут быть связаны с загрязнением атмосферного воздуха. При этом значительная часть этих случаев смерти и целого ряда других неблагоприятных последствий для здоровья связана с загрязнением воздуха транспортными средствами [12, 15, 16, 25, 27, 33, 45, 46, 56-58, 61, 62, 63, 66].

По данным научных исследований [5, 10, 12, 22, 25, 34, 36], загрязнение атмосферы в городах способствует росту числа детей с аллергическими заболеваниями, заболеваниями дыхательной, мочевыделительной систем, системы кровообращения, крови, кожи и подкожной клетчатки.

Среди отдельных нозологических форм заболеваний, имеющих вероятную связь с факторами окружающей среды, по результатам анализа средних многолетних данных [5, 8, 11, 34, 51] отмечали превышения уровня заболеваемости детей Санкт-Петербурга среднероссийских показателей по бронхиальной астме в 2,6 раза, дерматиту в 2,5 раза, врожденным аномалиям сердца и системы кровообращения на 71 %, а также по онкологическим заболеваниям.

По воздействию на организм человека компоненты отработавших газов подразделяются на токсичные - оксид углерода, оксиды азота, оксиды серы, углеводороды, альдегиды, свинцовые соединения; канцерогенные — бенз(а)пирен, трихлорметан, дихлорметан, ацетальдегид, бензол, формальдегид; раздражающего действия — оксиды серы, углеводороды [14]. Влияние перечисленных компонентов на организм человека зависит от их концентрации в атмосфере и продолжительности воздействия.

Индикатором загрязнения воздушной среды автотранспортом считается оксид углерода, или угарный газ (СО) [14].

Более 50 % СО, поступающего в атмосферу, приходится на долю автотранспорта. При плохом покрытии дорог, на перекрестках, при работе двигателя на холостом ходу, торможении или ускорении концентрации СО возрастает в 2,5—4 раза. Летом СО накапливается в зеленых зонах жилых кварталов, закрытых дворах. Средняя длительность пребывания СО атмосфере около двух месяцев [43].

Оксид углерода оказывает непосредственное действие на клетки, нарушает тканевое дыхание, уменьшает потребление тканями кислорода. Основное влияние его связано с высокой способностью выступать в реакцию с гемоглобином, образуя карбоксигемоглобин, что приводит к гипоксии. Возможность образования карбоксигемоглобина в крови у людей в связи с высоким содержанием СО в атмосферном воздухе на улицах городов является доказанной. У регулировщиков уличного движения к концу смены накопления карбок-сигемоглобина достигает 1,40—1,74 % [43].

Хронические отравления СО способствуют более тяжелому течению сердечно-сосудистой патологии (аритмия, тахикардия, экстрасистолия, гипотония), наблюдается физическая и психическая астения, а также увеличение содержания эритроцитов и гемоглобина, в последующем анемия. Наблюдаются нарушения со стороны деятельности желудочно-кишечного тракта, функции щитовидной железы и коры надпочечников. Страдает иммунитет, повышается восприимчивость к инфекциям [9—11, 13, 43].

Одним из загрязнителей атмосферы транспортными средствами является диоксид серы (Б02). Основной вклад в загрязнение атмосферы городов сернистым газом вносят сжигание топлива и промышленные выбросы. Человек чувствителен к 302, при действии малых концентраций его (порядка 0,001 % по объему) наблюдаются явления раздражения преимущественно верхних дыхательных путей. При хроническом отравлении ранними признаками являются вегетативно-сосудистая дисфункция, нейроцир-куляторные расстройства сочетаются с поражением желудка и печени [9].

Увеличение среднесуточной концентрации 802 на 10 мкг/м3 приводит к росту общей смертности на 0,6 % (ВОЗ); смертности от болезней органов дыхания на 1,2 %; смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 0,6 %. У людей в возрасте 65 лет и более прослеживается увеличение госпитализации и/ или обращаемости за скорой медицинской помощью по поводу респираторных заболеваний на 0,5 % на каждые дополнительные 10 мкг/м3 [55].

Оксиды азота (N0^ — бесцветный газ, не взаимодействует с водой и мало растворим в ней, легко окисляется кислородом воздуха и легко образует диоксид азота. [44].

Диоксид азота тяжелее воздуха, поэтому собирается в углублениях, канавах и представляет большую опасность при техническом обслуживании транспортных средств. Возросший в последние годы интерес к этим

соединениям объясняется двумя причинами — высокой токсичностью для человека и их ролью в образовании фотохимического тумана.

Токсические эффекты зависят от концентрации N0х в воздухе: С = 0,001 % об. — раздражение слизистых оболочек носа и глаз; С = 0,002 % об.

— начало кислородного голодания; С = 0,008 % об.

— отек легких.

Следует подчеркнуть, что явное увеличение содержания N0 в воздушном бассейне Санкт-Петербурга четко прослеживается с начала 1990-х годов, сопровождаемых значительным ростом количества автотранспорта на улицах города.

При контакте диоксида азота с влажной поверхностью (слизистые оболочки глаз, носа, бронхов) образуется азотная и азотистая кислоты, которые раздражают слизистые оболочки и поражают альвеолярную ткань легких. Человек, вдыхая воздух, содержащий N0,,, в высоких концентрациях, не испытывает неприятных ощущений и не предполагает отрицательных последствий [34, 43].

Исследования, выполненные в Белоруссии, показали, что у детей, живущих в условиях загрязненной N0х атмосферы, обнаруживаются изменения в периферической крови, повышение концентраций метгемоглобина, снижение дыхательных функций, повышение заболеваемости органов дыхания [49].

Вторичная реакция на воздействие N0х проявляется в образовании в человеческом организме нитритов и всасывании их в кровь. Это вызывает превращение гемоглобина в метгемоглобин, что приводит к нарушению сердечной деятельности [14].

По данным ВОЗ, при увеличении концентрации диоксида азота на 30 мкг/м3 число заболеваний нижних дыхательных путей у детей в возрасте 5—12 лет возрастает на 20 % [55].

Резкое раздражающее действие Ы0х связывают также с нитроолефинами, которые образуются в атмосфере из олефино и оксидов азота под влиянием озона.

Углеводороды под действием ультрафиолетового излучения Солнца вступают в реакцию с оксидами азота, в результате образуются новые токсичные продукты — фотооксиданты, являющиеся основой «смога» [32, 44]. Главным токсичным компонентом смога является озон. Фотооксиданты биологически активны, оказывают вредное воздействие на живые организмы, ведут к росту легочных и бронхиальных заболеваний людей.

Особое место в загрязнении атмосферы автотранспортом занимают соединения классов полицикли-ческих ароматических углеводородов (ПАУ), и особенно их индикаторный показатель бенз(а)пирен, нитрозамины, бензол и формальдегид. Содержание бенз(а)пирена в атмосферном воздухе города непрерывно увеличивается и в течение последних 15 лет превосходит рекомендуемый стандарт ВОЗ. Концентрация его в выхлопных газах зависит от состояния и режима работы двигателя. Наибольшее количество

бенз(а)пирена выделяется при запуске и остановке двигателя. Процент превышения гигиенического норматива составляет от 2 до 98. Основной процент превышения нестандартных проб приходится на районы с интенсивным транспортным движением (включая транзитный транспорт), а также центральные районы с плотной жилой застройкой, значительно ухудшающей рассеивание вредных веществ в атмосферном воздухе. Кратность превышения составляет от 1,1 до 7,5 ПДК [34].

При неполном сгорании и термическом разложении углеводородов топлива образуются взвешенные вещества (сажа), это частицы твердого углерода. Наибольший вред сажи проявляется в адсорбировании на ее поверхности бенз(а)пирена, который в этом случае оказывает более сильное негативное воздействие на организм человека, чем в чистом виде. Он хорошо растворяется в маслах, жирах, в сыворотке человеческой крови. Накапливаясь в организме человека до опасных концентраций, бенз(а)пирен стимулирует образование злокачественных опухолей. В ряде районов города при относительно невысоком транспортном потоке, к тому же преимущественно легковом, но плотной застройке с незначительным разрывом между магистралью и строениями, усложняющей процесс рассеивания выбросов двигателей, отмечены концентрации канцерогенов, превышающие ПДК в 9 раз и более раз [3].

В соответствии с данными ВОЗ, увеличение среднегодовой концентрации пыли (общая пылевая фракция) на 10 мкг/м3 приводит к возрастанию частоты заболеваний бронхитом у детей на 11,0 %. При увеличении среднесуточной концентрации пылевых частиц размером менее 10 мкм на 10 мкг/м3 частота симптомов со стороны верхних дыхательных путей возрастает на 3,5 %, обращаемость и госпитализация по поводу респираторных заболеваний на

0,84 %, смертность от заболеваний органов дыхания на 1,2 %, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний — на 0,8 % [55].

Крайне неприятной составной частью выхлопных газов автомашин являются пахучие и раздражающие слизистые оболочки альдегиды, выбрасываемые машинами, работающими на дизельном топливе [24, 41, 43]. Одним из них является формальдегид — бесцветный газ с неприятным запахом, тяжелее воздуха, легко растворим в воде. Он раздражает слизистые оболочки организма человека, дыхательные пути, поражает центральную нервную систему.

Основным источником формальдегида в городе является автотранспорт (97,6 % от общего поступления формальдегида в атмосферу). На улице с интенсивным движением можно обнаружить формальдегид в концентрациях от 2 до 10 мг/м3. Формальдегид составляет в выхлопных газах 7,1 % от общего количества альдегидов. Уровень загрязнения формальдегидом в районах, примыкающих к автомагистралям, в 1,6 раза выше, чем в жилой застройке. Ширина зон загрязне-

ния формальдегидом составляет от 50 до 140 м (от осевых линий магистралей) [2].

Проблема загрязнения земель отходами — одна из важнейших для мегаполисов, где имеются оборонная, химическая и перерабатывающая промышленность, развита сфера обслуживания и т. д. [54].

Существует зависимость между степенью загрязненности почв и показателями здоровья населения: по мере роста загрязненности увеличивается общая заболеваемость, число детей с хроническими заболеваниями, обнаруживается нарушение функционального состояния сердечно-сосудистой системы [40].

Установлено, что в зависимости от уровня загрязнения почвы тяжелыми металлами наблюдается рост заболеваемости населения, частоты патологии беременности и родов, отклонения в физическом развитии детей [26, 39].

Очень тревожным показателем является загрязнение почвы территории жилых кварталов и прогулочных площадок бенз(а)пиреном и хромом. Нельзя исключить неблагоприятное воздействие загрязненной почвы на детский организм. Детское население — наиболее ранимая возрастная группа и самая чувствительная к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Тенденцию к изменению показателей здоровья детского населения следует рассматривать как критерий санитарно-эпидемиологического благополучия всего населения. У детей, как и у взрослых, отмечается рост патологий, совпадающий со спектром токсического действия химического веществ, обнаруженных в атмосферном воздухе города. Наиболее интенсивный рост отмечается по следующим заболеваниям: анемия (2,5 раза), хронические болезни миндалин и аденоидов (4,7 раза), бронхиальная астма (4,8 раза), нефрит и нефротический синдром (1,7 раза), отит хронический (1,7 раза). Особую настороженность вызывают регистрируемые в последние годы у детей злокачественные новообразования [7, 13, 17, 49].

На сегодняшний день известно, что поступление свинца в приземный слой атмосферного воздуха с выбросами от автотранспорта превалирует над промышленными. В ряде крупных городов центральной части России вклад автотранспорта в загрязнение окружающей среды свинцом оценивается в 75—85 %. Кроме того, результаты исследований свидетельствуют о многогранности патологических эффектов в отношении действия повышенных доз металла на уровень здоровья, заболеваемость и смертность населения [19, 20, 22].

Тяжелые металлы, особенно свинец, весьма плотно концентрируются вдоль автомагистралей, превышая фоновые показатели в 10—20 раз и сохраняя повышенный фон в сторону до 120 метров от их трасс [18, 29, 39].

Такие металлы, как свинец, цинк, медь, хром, мышьяк, проявляют накопительные действие, то есть не выводятся из организма и увеличивают свое токсическое проявление по мере накопления [18, 29, 39].

Накопление свинца в придорожной полосе приводит к загрязнению экосистем и делает ближайшие почвы непригодными к сельскохозяйственному использованию [19, 50, 54, 57].

К наиболее важным и трудно решаемым проблемам относится и проблема акустического загрязнения окружающей среды [42, 47, 52, 64]. В Санкт-Петербурге проблема транспортного шума является важнейшей экологической проблемой. На большинстве транспортных магистралей шум превышает допустимые нормы в 2—3 раза. За последние 10 лет шум в Санкт-Петербурге увеличился в 1,5 раза из-за возрастания числа автомобилей. Воздействию повышенного уровня шума подвергается 30—40 % населения города. По массовости воздействия последствия и тяжести заболеваний этот фактор стоит на третьем месте после проблем чистой воды и чистого воздуха в ряду экологических проблем Санкт-Петербурга.

В мегаполисах большое значение имеет общественный транспорт. Современные автобусы, троллейбусы и трамваи характеризуются значительными уровнями звука. Так, анализ шумовой карты Санкт-Петербурга показал, что улично-дорожная сеть, железнодорожные линии, промышленные предприятия, размещаемые в жилой застройке без надлежащих санитарно-защитных зон, создают участки акустического дискомфорта на трети общей площади жилой застройки. На этой территории проживает около 2 млн человек. Количество городского населения, проживающего в условиях акустического дискомфорта, в Швеции составляет 38 %, в Великобритании — 40 %, в США — 35 % [36, 62].

Действие акустических полей не только вызывает дискомфорт, но и приводит к таким заболеваниям, как психические расстройства, ухудшения сердечнососудистой деятельности, ухудшения слуха. Под действием шума возникают и развиваются заболевания центральной нервной и сердечно-сосудистой систем; гипертоническая и язвенная болезни, возникают неврозы, раздражительность, бессонница, формируется синдром хронической усталости [28].

В условиях сильного шума возникает опасность снижения и потери слуха. Длительное шумовое воздействие рассматривается как один из факторов, вызывающих повышенную заболеваемость. С действием шума связан рост нервных, сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни, развитие тугоухости у городского населения. Шум оказывает вредное воздействие на центральную нервную систему, вызывая переутомление и истощение клеток коры головного мозга. Понижается внимание, нарушается координация движений, ухудшается работоспособность [48, 53].

При оценке загрязнения окружающей среды в городах с многокомпонентным ее загрязнением ограничиваться только характеристикой концентраций вредных веществ крайне недостаточно. В этих условиях единственным критерием оценки состоя-

ния окружающей среды может быть только уровень здоровья населения, установленный с помощью социально-гигиенического мониторинга.

Список литературы

1. Авалиани С. Л. Окружающая среда. Оценка риска для здоровья (мировой опыт) / С. Л. Авалиани, М. М. Андрианова, Е. В. Печенникова, О. В. Пономарева ; Консультативный центр по оценке риска. — М., 1996. — С. 159.

2. Айдинов Г. Т. Актуальность оценки риска влияния выбросов автотранспорта на здоровье населения городов Ростовской области / Г. Т. Айдинов, Т. А. Заиченко, Р Ф. Комарова, Л. И. Прядко // Современные проблемы гигиены города, методология и пути решения : материалы пленума, 21—22 дек. 2006 г. — М., 2006. — С. 18—22.

3. Большаков А. М. Оценка и управление рисками влияния окружающей среды на здоровье населения /

A. М. Большаков, В. Н. Крутько, Е. В. Пуцилло. — М. : Эдиториал УРСС, 1999. — 256 с.

4. Васильев Н. А. Экология и заболеваемость органов дыхания / Н. А Васильев, Н. Д. Медуницина // Российский медицинский журнал. — 1997. — № 1. — с. 13—14.

5. Вельтищев Ю. Е. Экология и здоровье детей (экоток-сикологическое направление). К концепции республиканской научно-практической программы / Ю. Е. Вельтищев,

B. В. Фокеева // Материнство и детство. — 1992. — № 12.

— С. 30—35.

6. Воробьева А. И. Влияние атмосферных загрязнений на состояние неспецифической резистентности детского организма / А. И. Воробьева, Л. П. Волкотруб // Проблемы донозологической гигиенической диагностики. — Л., 1989. — С. 85—87.

7. Вредные вещества в промышленности. Т. 1 / под ред. Н. В. Лазарева. — Л. : Химия, 1976. — 592 с.

8. Гребняк Н. П. Состояние здоровья детского населения мегаполиса / Н. П. Гребняк, С. В. Вытрищак // Гигиена и санитария. — 2004. — № 1. — С. 50—54 .

9. Гуров А. Н. Методика установления комплексных связей между экологическими условиями территории и здоровьем людей / А. Н. Гуров // Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения. — СПб., 1992. — С. 98—99.

10. Даутов Ф. Ф. Влияние загрязненного атмосферного воздуха и заболеваемость детей острыми респираторными вирусными инфекциями / Ф. Ф. Даутов, Н. Н. Шамсияров, Р. Ф. Хакимова // Гигиена и санитария. — 2003. — № 4.

— С. 62—67.

11. Даутов Ф. Ф. Заболеваемость пиелонефритом населения промышленного города в зависимости от степени загрязнения атмосферного воздуха. / Ф. Ф. Даутов, Ш. Х. Тагиров, Р Х. Галлеев // Гигиена и санитария. — 2005. — № 3. — С. 19—24.

12. Даутов Ф. Ф. Изучение здоровья населения в связи с факторами среды / Ф. Ф. Даутов. — Казань, 1990. — 117 с.

13. Денисов В. Н. Проблемы экологизации автомобильного транспорта / В. Н. Денисов, В. А. Рогалев. — СПб. : МАНЭБ, 2003. — 213 с.

14. Денисова Е. Л. Влияние факторов среды обитания на состояние здоровья населения (на примере г. Орехово-Зуево) / Е. Л. Денисова, А. И. Горшков, Н. П. Ляхова // Гигиена и санитария. — 2005. — № 1. — С. 6—10.

15. Евгеньев И. Е. Автомобильные дороги в окружающей среде / И. Е. Евгеньев, Б. П. Каримов. — М. : Трансдор-наука, 1997. — 285 с.

16. Емельянов В. Е. Снижение вредных выбросов автотранспорта / В. Е. Емельянов, Ф. В. Туровский // Экология и безопасность России. — 2001. — № 4. — С. 4—6.

17. Зайцева Н. В. Влияние на здоровье населения выбросов свинца автотранспорта / Н. В. Зайцева // Гигиена и санитария. — 1999. — № 3. — С. 3—4.

18. Заридзе Д. Г. Загрязнение атмосферного воздуха и заболеваемость городского населения раком легкого / Д. Г. Заридзе, Г. М. Земляная // Гигиена и санитария. —

1990. — № 12.— С. 4—7.

19. Захарина Т. Н. Гигиеническая оценка загрязнения атмосферного воздуха соединениями свинца в результате выбросов автотранспорта на крайнем севере. / Т. Н. Захарина // Современные проблемы гигиены города, методология и пути решения : материалы пленума, 21—22 дек. 2006 г. — М., 2006. — С. 114—116.

20. Иванова С. В. Влияние химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух городов, на репродуктивное здоровье (обзор) / С. В. Иванова // Гигиена и санитария.

— 2004. — № 1. — С. 10—13.

21. Косой Ю. М. Городской транспорт в зеркале экологии / Ю. М. Косой // Энергия: Экономика, техника, экология.

— 2001. — № 1. — С. 64—68.

22. Кудерков С. М. Донозологическая диагностика и гигиенические исследования / С. М. Кудерков, В. М. Луфт // Проблемы донозологической гигиенической диагностики.

— Л., 1989. — С. 31—32.

23. Маймулов В. Г. Гигиеническая оценка влияния химического загрязнения окружающей среды мегаполиса на состояние здоровья детей / В. Г. Маймулов, Н. А. Пацюк, Г. А. Баскович // Гигиена и санитария. — 2004. — № 1.

— С. 31.

24. Маймулов В. Г. Популяционная диагностика экологически обусловленных болезней и медико-социальная реабилитация населения неблагополучных территорий /

B. Г. Маймулов, С. В. Нагорный // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 1998. — № 3. —

C. 14—17.

25. Максимов Г. Г. Исследования хронического действия бензина БР-1 при его всасывании через кожу / Г. Г. Максимов // Научные труды Московского НИИ гигиены. — 1982. — № 11. — С. 130—135.

26. Никитина В. Н. Новые методы защиты населения крупных городов от электромагнитных полей, шума и родоновыделения. / В. Н. Никитина, Ю. Д. Гончаров,

А. С. Рыжов // Экологическое благоустройство жилых территорий крупных городов России // Труды научнопрактического семинара VII Международного экологического форума, 13—15 марта 2007 г. — СПб. : МАНЭБ, 2007.— С. 62—68.

27. Новиков Г. В. Загрязнение воздуха транспортных магистралей города металлсодержащими аэрозолями / Г. В. Новиков, С. Н. Палагина, А. П. Щербо // Гигиенические аспекты загрязнения окружающей среды выбросами автотранспорта. — Л., 1981.— С. 10—13.

28. Новиков Ю. В. Окружающая среда и транспорт / Ю. В. Новиков, И. Р. Голубев. — М. : Транспорт, 1987.

— 207 с.

29. Онищенко Г. Г. Влияние состояния окружающей среды на здоровье населения. Нерешенные проблемы и задачи / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. — 2003.

— № 1. — С. 3—6.

30. Пестерова Н. М. Влияние метеорологических параметров атмосферы на рассеивание вредных выбросов от автотранспорта. / Н. М. Пестерова, Г. В. Давыдюк,

И. Ю. Гриванов // Охрана атмосферного воздуха: системы мониторинга и защиты. — Пенза : ПДЗ, 1999. — С. 119—121.

31. Попов В. А. К гигиенической оценке окислов азота как атмосферных загрязнителей / В. А. Попов // Гигиена и санитария. — 1972. — № 5. — С. 77—81.

32. Рахманин Ю. А. Актуальные проблемы комплексной гигиенической характеристики факторов городской среды и их воздействия на здоровье населения / Ю. А. Рахманин, С. И. Иванов, С. И. Новиков и др. // Современные проблемы гигиены города, методология и пути решения : материалы пленума, 21—22 дек. 2006 г. — М., 2006. — С. 8—18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Резник Б. Я. Загрязнение окружающей среды и врожденные пороки развития по материалам гигиенического мониторинга / Б. Я Резник, И. П. Минков, В. Я. Прудкий // Гигиена и санитария. — 1992. — № 5. — С. 6—8.

34. Сергеев О. Е. Об актуальности проблемы шумового загрязнения зон жилой застройки Санкт-Петербурга / О. Е. Сергеев, И. М. Ахметзянов // Экологическое благоустройство жилых территорий крупных городов России : труды научно-практического семинара VII Международного экологического форума, 13—15 марта 2007 г. — СПб. : МАНЭБ, 2008. — С. 31—34.

35. Сергеев Щ. У. Транспортный шум как экологическая проблема Санкт-Петербурга / Щ. У. Сергеев, И. М. Ахметзянов, С. А. Лопатин. — СПб., 2005. — С. 98—99.

36. Сердюк В. В. Изменение состояния воздушной среды в Санкт-Петербурге / В. В. Сердюк, Д. В. Сердюк, Л. А. Ашкинази и др. // Экологическая безопасность автотранспортного комплекса: передовой опыт России и стран Европейского Союза : сб. трудов 3 Международной научно-практической конференции. 21—22 сент. 2005 г., Санкт-Петербург / под ред. В. Н. Денисова.— СПб. : МАНЭБ, 2005. — С. 99—101.

37. Сидоренко В. Ф. Оценка автотранспорта как источника загрязнения воздушного бассейна г. Волгограда /

B. Ф. Сидоренко, И. Ю. Зубкова // Город и автомобиль : тезисы первой научно-практической конференции. — Волгоград, 1999. — С. 52.

38. Сидоренко В. Ф. Формирование городской транспортной системы с учетом загрязнения воздушной среды выбросами автомобилей / В. Ф. Сидоренко, А. А. Максимова // Строительство. — 1999. — № 11. — С. 121 — 123, 148.

39. Сидоренко Г. И. Актуальные проблемы изучения воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения / Г. И. Сидоренко, Г. И. Румянцев, С. М. Новиков // Гигиена и санитария. — 1998. — № 7. — С. 3—8.

40. Снакин В. В. Загрязнение биосферы свинцом: масштабы и перспективы для России. / В. В. Снакин // Медицина труда и промышленная экология. — 1999. — № 5. — С. 21—27.

41. Сорока А. И. Атмосферный воздух и выбросы дизельного подвижного состава / А. И. Сорока, А. Н. Тетельбаум // Экология и промышленность России. — 2000. — № 9.

— С. 35—37.

42. Сорока А. И. ПВД вредных веществ для дизельного подвижного состава / А. И. Сорока, А. Н. Тетельбаум // Экология и промышленность России. — 2001. — № 6. —

C. 13—15.

43. Тиунов Л. А. Токсикология окиси углерода / Л. А. Тиунов, В. В. Кустов. — М., 1980. — 285 с.

44. Фельдман Ю. Г. Загрязнение воздуха крупных городов фотооксидантами и их действие на организм / Ю. Г. Фельдман, В. Н. Курсанов // Гигиена и санитария.

— 1969. — № 4.— С. 84—86.

45. Фридман К. Б. Состояние здоровья населения в зоне возможного влияния КАД. Экологическое планирование КАД и устойчивое развитие транспорта / К. Б. Фридман, Н. А. Пацук, И. А. Синильщикова // Материалы научно-практической конференции. — СПб., 2001.- С. 107-110.

46. Фролов А. К. Экологическое состояние Санкт-Петербурга и планирование КАД. Экологическое планирование кольцевой автодороги и устойчивое развитие транспорта / А. К. Фролов // Материалы научно-практической конференции. — СПб., 2001.- С. 27-32.

47. Худницкий С. С. Воздействие транспортного шума и вибрации на население / С. С. Худницкий // Медицина труда и промышленная экология. - 2000. - № 2.- С. 14-17.

48. Цанева Л. Оценка влияния некоторых показателей шума на человека / Л. Цанева, Ю. Балычев // Медицина труда и промышленная экология. - № 4. - 1998. -

С. 18-21.

49. Чеботарев П. А. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения углеводородами нефтяного генеза и оценка риска их влияния на состояние здоровья населения / П. А. Чеботарев. - Барановичи : Баранов, 2004. - 154 с.

50. Чубирко М. И. Свинцовое загрязнение окружающей среды и здоровье детского населения / М. И. Чубирко, Ю. И. Степкин, Н. М. Пичужкина // Социальногигиенический мониторинг - практика применения и научное обеспечение. - М., 2000. - С. 456-461.

51. Шабров А. В. Окружающая среда и здоровье человека / А. В. Шабров, В. Г Маймулов. - СПб., 1993. - 173 с.

52. Шицкова А. П. Шум, инфразвук, вибрация как факторы городской среды / А. П. Шицкова, И. Л. Карагодина,

С. А. Солдаткина и др. // Советское здравоохранение. -

1991. - № 11. - С. 21-27.

53. Шнукова А. П. Шум, инфразвук, вибрация как факторы городской среды / А. П. Шнукова, И. Л. Карагодина // Советское здравоохранение. - № 11. - 1991. - С. 24-28.

54. Щербаков А. П. Биомониторинг загрязнения почвы газовыми выбросами автотранспорта / А. П. Щербаков, И. Д. Свистова // Экология и промышленность России.

- 2001. - № 6. - С. 26-28.

55. Щербо А. П. Оценка риска от воздействия факторов окружающей среды / А. П. Щербо, А. В. Киселев // Практикум. - СПб. : СПбМАПО, 2005. - 92 с.

56. Dory D. Towards a geographic analysis of pluralistic health care systems / D. Dory // Geographia Medica. -

1992. - Suppl. 8. - P. 61-64.

57. Caridi A. Determination of Atmosferic lead pollution of automotive oridgin / A. Caridi, J. Kremer, M. Davidson, et al. // Atmos.Environ. - 1989. - N 12. - Р. 2855-2856.

58. Human Exposure Assessment for Airborne Pollutants. Advances and Opportunities. - National Academy of Sciences, Washington, D.C., 1991. - 320 p.

59. Landrigan P., Goyer R., et al. // Arch. Environ. Hlth.

- 1984. - Vol. 39. - P. 225.

60. Lioy P. J. Assessing total human exposure to contaminants. Environ / P. J. Lioy // Sci Technol. — 1990.

- Vol. 24(7). - P. 938-945.

61. Moon G. Replacing research on health and health care / G. Moon // Health and Place. - 1995. - Vol. 1, N 1. - P. 1-4.

62. Powell M. On the outside looking in: Medical geographers and access to health care / M. Powell // Health and Place. - 1995. - Vol.1, N 1. - P. 41-50.

63. Simandonis Y. S. Исследование коммунального шума в районе больших Афин / Y. S. Simandonis // Здоровье и окружающая среда. - ВОЗ, 1981. - С. 89-100.

64. Simple Area Source Algorithm for Risk Assessment Screening / R. Wilson // Memorandum to P. Cirrone, 1990.

- 187 р.

65. WHO/IPCS. Environmental Health Criteria 210: Principles for the Assessment of Risks to Human Health from Exposure to Chemicals / World Health Organization, International Program on Chemical Safety/ - Geneva, 1999.

66. Wilson R. Particles in our air. Concentrations and health effects / R. Wilson, I. Spengler/ - Harvard University Press, 1996. - 259 p.

INFLUENCE OF TRANSPORT POLLUTION ON HEALTH OF THE PERSON. Literature Review

T. E. Lim

FGPS "The Center of hygiene and epidemiology in the city of St.-Petersburg"

Now a prevailing source of pollution of the environment of a megacity is transport. Reduction of transport pollution in big cities is now an actual hygienic, ecological and economic problem. Most sharply negative consequences of transport pollution are shown in cities - megacities and the territories characterised by heavy traffic.

Key words: аtmospheric air, the transport, polluting substances.

Контактная информация:

Лим Татьяна Евгеньевна - кандидат медицинских наук, зав. отделом социально-гигиенического мониторинга и оценки риска здоровью ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург»

Адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д. 1 E-mail: fguz_osgm_spb@mail.ru

Статья поступила 21.09.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.