Научная статья на тему 'Влияние телевидения на сознание массовой аудитории'

Влияние телевидения на сознание массовой аудитории Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4215
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства массовой коммуникации / телевидение / манипулятивные технологии / агрессия / общественное сознание / поведение / mass communication / TV / manipulative technologies / aggression / public consciousness / behavior
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние телевидения на сознание массовой аудитории»

Строев Е.Н.

к.э.н., доцент, Орловский государственный университет

Stroy-ev@yandex.ru

Гончарова Л.Г.

бакалавр, Орловский государственный университет

Тихонова Ю.Е.

бакалавр, Орловский государственный университет

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА СОЗНАНИЕ МАССОВОЙ АУДИТОРИИ

Ключевые слова: средства массовой коммуникации, телевидение, манипулятивные технологии, агрессия, общественное сознание, поведение.

Keywords: mass communication, TV, manipulative technologies, aggression, public consciousness, behavior.

СМИ всегда оказывали влияние на массовое сознание. По мере увеличения количества разнообразных СМИ, появления новых влияние их становится все обширнее и разнообразнее. В настоящее время телевидение является доминирующим средством массовой информации1. Телевидение является - наиболее синтетическое средство массовой информации. Его комплексность выражается в воздействии как на зрение, так и на слух, причем задействуются эффекты движения, демонстрации динамичных реальных картин, репортажей, имитирующих присутствие телезрителя на месте события. Все это влияет на запоминаемость аудиторией информации, передаваемой с помощью телевидения.

Для понимания того, какое влияние оказывает современное телевидение на массовое сознание и поведение, нами было проведено исследование влияния способа подачи информации на формирование зрительских представлений о реальной жизни2. Для этого были опрошены сотрудники ТРК «Истоки», выступавшие в качестве экспертов. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Как влияют способы подачи информации на формирование

зрительских представлений о реальной жизни?»

Варианты ответов %

Скорее искажает, чем даёт объективное представление 61,7

Искажает представления о реальности 20,0

Скорее дает объективное представление, чем искажает 15,0

Формирует объективное представление 3,3

Как видно из табл. 1, подавляющее большинство опрошенных (81,7%) считают, что выбор определённого способа подачи материала может повлиять на формирование искажённого представления аудитории о реальной жизни. Эти данные не противоречат социологическим данным, полученным и другими отечественными исследователями.

Влияние телевидения на массовое сознание осуществляется посредством использования различных приемов воздействия. Так, по мнению сотрудников орловской ТРК «Истоки», наиболее часто используемыми приёмами манипулирования массовым сознанием представлены в табл. 2.

Таблица 2

Приёмы манипулирования сознанием

Название приёма %

Использование рекламы 16,7

Показ крайне негативных сцен 15

Дробление и срочность 13,3

Сенсационность 13,3

Формирование стереотипов 10

«Перетасовка» 10

«Эмоциональная подстройка» 8,3

Приём «общая платформа» 6,7

Приём «свои ребята» 6,7

1 Полуэхтова И.А. Телевидение в общественном мнении и повседневной жизни россиян // Знание. Понимание. Умение. 2012. - № 2. - https://cyberleninka.ru/article/ntelevidenie-v-obschestvemom-mnenii-i-povsednevnoy-

2 Коммуникативное пространство культуры: докл. и сообщения Междунар. научной конф. 16-17 марта 2017 г. в Орловском гос. ин-те культуры / А.В. Овсянников, А.Г. Пастухов (отв. ред.). - Орёл: ОГИК, 2017. - С. 270-275.

Наиболее распространённым, по мнению экспертов, оказался метод использования рекламы (16,7%). Исследователи, работающие в области психологии рекламы, пришли к выводу о том, что в результате многократного повторения та или иная информация прочно запоминается и действует на сознание человека независимо от того, вызывает ли она возражение или одобрение. Данный вывод проверялся на коммерческой рекламе, которой на современном телевидении большое количество.

Метод показа негативных сцен (15%) относится к программам криминального характера. С утра до вечера на человека обрушивают поток образов смерти - катастрофы, похороны, убийства, морги. В результате этого нормальный человек впадает в стрессовое состояние, которое, как правило, сопровождается ослаблением самоконтроля за психическими процессами, что в свою очередь создаёт психологические условия для внедрения в сознание личности самых разных установок.

Приём дробления и срочности (13,3%) состоит в том, что целостная проблема разбивается на отдельные фрагменты так, что зритель уже не может связать их воедино и осмыслить проблему целиком. Для этого телепередачи, программы разбиваются рекламой. Конечная цель использования данного приёма состоит в упрощении восприятия человеком любой проблемы.

Одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера чрезвычайно важного и актуального сообщения. Этот принцип стал один из самых главных принципов американских СМИ. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности усиливает манипуля-тивные возможности СМИ.

Метод сенсационности (13,3%) компенсирует отсутствие доказательств. Он позволяет умолчать о важных событиях, подавляет способность критически осмыслить сообщение, в результате чего у человека не формируется полного знания о чем-либо.

Формирование стереотипов предполагает формирование «психических автоматизмов» (10%), т.е. типичных схем поведения, характерных для большинства людей. Психические автоматизмы позволяют преобразовать энергию манипулятора в конкретные действия адресата. Стереотип обеспечивает быстроту восприятия и оценивания информации в нужном направлении для манипулятора.

Содержание приёма «перетасовка» (10 %) или «подтасовка карт» заключается в отборе и преподнесении только положительных (или только отрицательных) фактов и аргументов при одновременном замалчивании противоположных.

Технику «Эмоциональная подстройка» (8,3%) можно определить как способ создания настроения с одновременной передачей определенной информации.

При использовании приема «общий вагон» (6,7%) или «общая платформа» осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении создающих впечатление, будто так делают все.

Цель приёма «свои ребята» (6,7%) состоит в попытках установления доверительных отношений с аудиторией как с близкими по духу людьми на основании того, что коммуникатор, его идеи, предложения, высказывания хороши потому, что принадлежат простому народу.

Телевидение как средство современной медийной коммуникации оказывает психологическое воздействие на такие сферы психики, как1:

1) потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);

2) интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

3) эмоционально-волевую (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

4) коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

Телевидение зачастую эксплуатирует основные инстинкты и порождаемые ими потребности человека, потому не удивительно, что на телевизионных каналах так много агрессии. Зарубежные и отечественные исследователи, занимающиеся изучением проблемы влияния телевидения на уровень агрессивности человека, отмечают такую закономерность: чем чаще индивид наблюдает сцены насилия, тем выше уровень его агрессивности. Данная закономерность была подтверждена результатами, полученными авторами в исследовании младших школьников и их родителей.

Дети, смотрящие телевизор более трёх часов в день, обладают высоким и повышенным уровнем агрессивно-сти2. Они бы с удовольствием приняли участие в съемках таких передач, в которых люди дерутся между собой, а если бы режиссёрами, то снимали бы детские боевики.

Что же касается детей с низким и средним уровнем агрессивности, то оказалось, что эти дети смотрят телевизор до 1,5 ч. в день и в основном передачи с относительно небольшим количеством сцен насилия (комедийные фильмы, комедийные сериалы, развлекательные и детские передачи, мультфильмы), но хотели бы участвовать в безобидных детских фильмах и придумывать детские передачи «про дружбу между людьми».

1 Горбань И.Н. Телевидение как инструмент политического манипулирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2008. - № 6. - https://cyberleninka.ru/article/n/televidenie-kak-instrument-politicheskogo-manipulirovaniya

2 Черных Н.А. Влияние телевидения и Интернет на личностное развитие подростка // Вестник Костромского государственного университета.. 2014. - № 2. - https://cyberleninka.ru/

Многие родители именно по этой причине стараются контролировать то, что смотрят их дети по телевидению. Интересным представляется выявленный в ходе исследования факт, что родители, чья деятельность связана с работой на телевидении, стремятся контролировать телевизионные интересы своих детей гораздо чаще (рис. 1).

70

60

50

30 20

10

всегда иногда

Рисунок 1.

Распределение ответов сотрудников ТРК «Истоки» на вопрос: «Контролируете ли выбор вашим ребёнком телевизионной программы для просмотра?», %

Это стремление обусловлено тем, что они лучше разбираются в особенностях манипулятивного воздействия и знают, какой вред может причинить их детям бесконтрольное употребление телепродукции. Отметим также, что подавляющее большинство работников телевидения (90%) считают необходимым введение цензуры на телевидении.

Использование телевидения и других СМИ для воздействия на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении характерно для всех регионов страны. Это стало возможным благодаря тому, что темпы развития информационных технологий значительно опережают развитие законодательной базы в области информационной политики, ограничивающей возможности использования СМИ в манипулятивных целях. В первую очередь под манипуляторное влияние попадают дети и подростки. Поскольку, не сформировавшиеся личности более восприимчивы к информации, но они, как правило, не способны к ее критической оценке.

60

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.