Научная статья на тему 'Влияние телевидения и интернет на личностное развитие подростка'

Влияние телевидения и интернет на личностное развитие подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7208
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТОК / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / TELEVISION / INTERNET / PERSONALITY FORMATION / SYSTEM OF VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черных Наталия Александровна

Cтатья посвящена проблеме влияния телевидения и сети интернет на развитие личности подростка: его поведения, установок, ценностных ориентаций и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of TV and Internet on teenager''s personal development

This article is dedicated to the problem of influence of the television and Internet on teenager's personality development: his or her behaviour, attitudes, system of values and so on.

Текст научной работы на тему «Влияние телевидения и интернет на личностное развитие подростка»

УДК 159.922.8; 159.9:316.6

Черных Наталия Александровна

кандидат психологических наук, доцент Борисоглебский государственный педагогический институт

Matveshka32@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ИНТЕРНЕТ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА

Cтатья посвящена проблеме влияния телевидения и сети интернет на развитие личности подростка: его поведения, установок, ценностных ориентаций и т.д.

Ключевые слова: телевидение, интернет, формирование личности, подросток, ценностные ориентации.

В настоящее время проблемы, связанные со средствами массовой коммуникации, вызывают особый интерес психологов, педагогов и специалистов из многих других областей науки.

Особая роль в современной системе СМИ принадлежит телевидению и сети интернет. Психологов интересует проблема их влияния на формирование различных структур личности.

Телевидение воздействует на человека сразу по нескольким каналам - зрительному и слуховому. Известно, что информация, поступающая через зрительный канал в сочетании со звучащим словом, особенно хорошо запоминается: человек запоминает 10% прочитанного, в отличие от 20% услышанного и 30% увиденного [1]. Современное телевидение является мощным средством психологического воздействия на личность. В психологии существует теория о том, что телевизионная информация воздействует, прежде всего, на подсознание индивида и способна повлиять на формирование его ценностных ориентаций, установок, мировоззрения (Р. Харрис, Д. Майерс, А.В. Шариков, Ю.А. Шерковин и др.). Особенно уязвимыми в этом плане являются дети младшего возраста и подростки, что обусловлено незрелостью личности, отсутствием собственной информационной базы. Нестабильность ценностной системы порождает неразборчивость в выборе программ для просмотра, что, в свою очередь, вызывает ещё больший дисбаланс ценностей.

Исследование, проведённое нами в 20092010 годах в одной из общеобразовательных школ города Борисоглебска Воронежской области, выявило, что телепросмотр является для подростков 14-15 лет (общее количество испытуемых - 60 человек) одним из достаточно популярных способов проведения досуга (16% опрошенных в экспериментальной группе). При этом большая часть подростков проводит перед телевизором более 1 часа в сутки (40%), а также 2 часа и более (33%). На вопрос, часто ли они смотрят ТВ с родителями, 43% подростков ответили утвердительно, 37% дали ответ «иногда», 20% ответили «редко».

Мы выяснили, что 77% родителей не ограничивают подростков в просмотре каких-либо передач и редко обсуждают с детьми их содержание (40%).

В контрольной группе процент любителей «теледосуга» оказался выше - 27%. Подавляющее большинство испытуемых проводит перед ТВ более 2 часов в сутки, что составляет 63%. Только иногда подростки данной группы смотрят телевизор вместе с родителями (50%), а 33% делают это часто. Ограничений в просмотре со стороны родителей и здесь практически нет (70% случаев).

Большинство опрошенных смотрят, в основном, передачи развлекательного характера (43%), а публицистические передачи, художественные фильмы и сериалы привлекают одинаковое количество респондентов - 17%. На долю научно-популярных передач приходится всего 0,6%, а новостные не получили предпочтений вообще.

Среди конкретных последствий негативного влияния телевидения психологи отмечают следующие: агрессивность поведения; снижение физической, интеллектуальной и социальной активности; сомнительные ценности; неумение справляться с проблемами. Учёные подчеркивают, что телевидение оказывает воздействие на процесс социализации подростков, в частности, на процессы ген-дерной социализации и усвоения норм социального поведения. По их мнению, телевидение, безусловно, является одним из побудителей социального насилия. Психиатры, наблюдавшие в течение 20-ти лет за семьюстами детьми и подростками, установили, что дети, смотревшие телевизор более одного часа в день, через несколько лет совершали агрессивные действия против других людей гораздо чаще, чем их сверстники, реже обращавшиеся к телевидению.

Отечественные исследователи отмечают роль телевидения в формировании девиантного поведения, разнообразные формы которого часто демонстрируются по телевидению. В среднем, проводя 20 часов в неделю у экрана, ребенок к 12-ти годам успевает увидеть порядка 18 тысяч убийств, что может привести к развитию неврозов и повышению уровня агрессивности. Американские ученые Уильямс, Забрак и Джой отмечают, что в США ребенок, проводящий у телевизора всего 2 часа, видит за день в среднем свыше 17-ти актов агрессии.

Влияние телеагрессии на поведение и развитие личности изучается и в западной, и в отечественной психологии. Не все ученые считают, что связь

120

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Черных Н.А., 2014

Влияние телевидения и интернет на личностное развитие подростка

между просмотром сцен насилия и агрессивным поведением можно установить однозначно. При этом выделяются три основных вида негативных последствий интенсивного потребления подростками экранного насилия:

- снижение чувствительности к экранному изображению насилия и его проявлениям в реальной жизни;

- представление, что насилие - вполне приемлемое средство для разрешения конфликтных ситуаций;

- искажение представлений о социальной реальности в соответствии с картиной мира, предлагаемой телевидением.

Телевидение демонстрирует разнообразные формы поведения и стереотипы, далеко не всегда социально одобряемые. Обилие агрессии, сексуальных сцен, пропаганды свободных сексуальных отношений («Дом-2»), непристойных шуток («Коме-ди-клаб») приводит к тому, что дети и подростки зачастую бессознательно подражают определенным стилям поведения, которые считают нормой потому, что они демонстрируются по телевидению.

С точки зрения специалистов по педагогике, СМИ формируют модели отношения человека к окружающему миру, «обучают» его, создавая и закрепляя в сознании ассоциативные модели [4].

Кроме того, задачей нашего исследования являлось изучение влияния телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков. Кроме методик М. Рокича и Ш. Шварца для исследования ценностных предпочтений испытуемых нами была использована авторская анкета. В частности, подросткам был задан вопрос о том, какие герои телеэкрана им наиболее симпатичны. С помощью него мы выясняли ценностные ориентации подростков, выраженные в качествах предпочитаемых личностей. Самыми популярными у испытуемых оказались: Ксения Собчак, Ксения Бородина (ведущие реалити-шоу «Дом-2»), Анфиса Чехова (ведущая передачи «Секс с Анфисой Чеховой»), Виктор Логинов (Геннадий Букин из сериала «Счастливы вместе»), ведущий передачи «Комедии-клаб» Гарик Мартиросян, а также герои реалити-шоу «Дом-2». Гендерные различия в симпатиях практически не наблюдаются.

На вопрос анкеты о том, какие качества привлекают подростков в их любимых телевизионных персонажах, испытуемые в первую очередь назвали «смелость» (в высказываниях, в поведении). Следует отметить, что многие подростки, пытаясь конкретизировать это качество, уточняли, что имеется в виду не просто смелость, а «наглость». Возможно, привлекательность такого поведения объясняется тем, что подростки зачастую неуверенны в себе и поэтому полагают, что людям, обладающим подобным качеством, легче строить свою жизнь и взаимоотношения с окружающими. Дру-

гим, не менее привлекательным качеством для подростков была указана «находчивость» (ею, по мнению испытуемых, обладают Ксения Собчак, Ксения Бородина, Виктор Логинов, Гарик Мартиросян). При этом испытуемые поясняли, что это «умение из любой ситуации выйти победителем», и не важно, что именно для этого нужно сделать. Безусловно, учитывая такие возрастные особенности подростков, как неуверенность в себе, мнительность, ранимость, привлекательность этого качества становится понятной.

Вызывает симпатию подростков в телегероях и такое качество, как «образованность». Интересно то, что испытуемые считают, что она присуща практически всем перечисленным в анкете лицам (исключение составляет только Геннадий Букин -герой сериала «Счастливы вместе»). Однако при этом респондентов привлекает не уровень интеллекта, а скорее, внешняя атрибутика, названия престижных учебных заведений, которые, как им известно, закончили их «кумиры» (например, Ксения Собчак, закончившая МГИМО). Мы полагаем, что «образованность» в данном случае является для подростков атрибутом столь модной в наше время «гламурности» большинства из персонажей.

Подростков также привлекает такие качества: физическая сила (это относится, в основном, к испытуемым мужского пола, выделившим в качестве привлекательно героя Дениса Никифорова (Артем Колчин в фильме «Бой с тенью»); чувство юмора (которым, по их мнению, обладают Гарик Мартиросян, Виктор Логинов, Ксения Собчак).

Кроме перечисленных выше качеств, подростки отмечали такие характеристики, не относящиеся к личностным: красота, «стильность», «гламур-ность», причем у персонажей обоих полов.

Обобщая полученные результаты, можно отметить, что подростки, прежде всего ценящие «смелость» (в данном случае, в значении «наглость»), «находчивость» (в подобном же значении), «физическую силу», невысоко оценивают такие противоположные внутриличностные (душевные) качества, как сдержанность, скромность, воспитанность и ценности межличностного взаимодействия: чуткость, толерантность и т.п. Как видим, выбранные ими образцы такими качествами не обладают. Важная интеллектуальная ценность «образованность» понимается ими совершенно поверхностно, как внешний атрибут «успешности».

Нам кажется, что «творчество» понимается подростками, исходя из внешних проявлений, а не из внутренних качеств личности. Тот факт, что испытуемых привлекают в героях «стильность», «гламур-ность», «красота», свидетельствует о наличии интереса, прежде всего к внешним качествам человека, к материальной стороне жизни, а не к духовной.

Предпочтения телевизионных персонажей говорят о том, что испытуемых привлекают личности,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

121

которые свободно выражают свои взгляды, при этом практически не придерживаются норм морали, ведут потребительский образ жизни, обладают чувством юмора (при этом качество юмора не учитывается). Возможно, что подростки способны осознать недостатки этих телевизионных персонажей, однако они, видимо, просто не видят в этом необходимости, их привлекает скорее внешняя атрибутика, чем внутреннее содержание.

Что касается взаимодействия подростков и сети Интернет, что современные психологи всё чаще говорят о проблеме интернет-зависимости или компьютерной зависимости (аддикции). При этом следует отметить, что интернет-зависимость пока не признана официальной медициной психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в её существовании или отрицают вред от этого явления. Однако нельзя игнорировать тот факт, что люди, чрезмерно «привязанные» к интернет, психологически отличаются от других.

Впервые интернет-зависимость как расстройство психики было описано в 1995 году доктором И. Голдбергом. Им были выделены следующие основные симптомы данного расстройства:

- использование интернет вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

- использование интернет причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому и социальному статусу.

Одним из видов интернет-аддикции является зависимость от сетевых компьютерных игр, которая, согласно мнениям психологов, является одной из возможных причин суицидального поведения

подростков. Ролевые компьютерные игры опасны тем, что играющий полностью «погружается» в вымышленный мир и отрешается от реальности. Особенно опасными в этом плане считаются игры типа «Глазами компьютерного героя» и игры «С видом извне» [2].

Проблема заключается в том, что компьютерная реальность может полностью подменять собой окружающий мир. Дети и подростки, погружаясь с мир виртуальности, порой перестают видеть разницу между симуляцией и настоящими действиями, возникают сложности с самоидентификацией.

Учитывая то, что телевидение и интернет становятся всё более популярными и доступными, психологам, педагогам и родителям следует обращать внимание на данные социальные факторы развития личности и не допускать их неконтролируемого потребления [3].

Библиографический список

1. Бергер А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. - М.: Изд. дом «Ви-льямс», 2005. - 288 с.

2. Иванов М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/ netpsy/gameaddict (дата обращения: 14.11.2013).

3. Мартынова О. С. Критерии оценки Интернет-зависимости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www.psyonline. ru/article/dependence/ 69077/ (дата обращения: 10.10.2013).

4. Черников В. СМИ: обучение человека и социума // Народное образование. - 2002. - № 1. -С. 175-183.

122

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.