Научная статья на тему 'Влияние таможенно-тарифного регулирования на деятельность предприятий наукоемкой промышленности'

Влияние таможенно-тарифного регулирования на деятельность предприятий наукоемкой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1027
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОДДЕРЖКА / ЭКСПОРТ / CUSTOMS TARIFF REGULATION / INDUSTRY / SUPPORT / EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колодкин Юрий Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы таможенного регулирования предприятий наукоемкой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CUSTOMS TARIFF REGULATION ON ACTIVITY OF ENTERPRISES OF HIGH TECHNOLOGY INDUSTRIES

The article provides a definition of problems customs tariff regulation of enterprises of high technology industries.

Текст научной работы на тему «Влияние таможенно-тарифного регулирования на деятельность предприятий наукоемкой промышленности»

Ip—. X

r

0

«=;

n

C

C

О

fcQ

6

таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России на 2012 год";

- изданных в их исполнение приказов СКТУ - от 02.03.2012 № 85 "О региональных контрольных показателях эффективности деятельности таможенных органов СКТУ на 2012 год", от 15.05.2012 № 211 "О региональных аналитических показателях эффективности деятельности таможенных органов СКТУ на 2012 год";

- приказов Минераловодской таможни - от 26 марта 2012 № 231 "О контрольных показателях эффективности деятельности таможни на 2012 год", от 04.06.2012 № 469 "Об аналитических показателях эффекти вности деятельности таможни на 2012 год" (с учетом вносимых в них изменений).

В этой связи в пределах своей компетенции результаты работы отдела таможенного оформления и таможенного контроля выглядят следующим образом.

Об объемах загрузки сотрудников Ставропольского таможенного поста свидетельствуют следующие показатели.В 2012 году доля экспорта в товарообороте края составила около 60,73%. Участниками внешнеэкономической деятельности края в 2012 году осуществлено экспортных операций на 1 105,95 млн долл.

США, что выше объемов 2011 года на 336,32 млн долл. США. При осуществлении экспортных операций участники ВЭД края отдавали предпочтение странам дальнего зарубежья. Стоимостные объемы экспорта в эти страны оцениваются в 828,43 млн долл. США с долей в экспорте 74,91%. Соответственно, на страны СНГ пришлось 277,52 млн долл. США (25,09%).

При оценке бюджетной эффективности деятельности таможенного органа возникает проблема определения критерия эффективности:

- выполнение плановых заданий по пополнению доходной части федерального бюджета в целом по таможенному органу и в расчете на одного сотрудника;

- соотношение затрат на таможенную службу к размеру перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет;

- соотношение затрат на одного сотрудника к сумме взысканных средств в пересчете на одного сотрудника и др.

В соответствии с отчетами, которые формирует таможенный орган (табл. 1), рассчитать бюджетную эффективность деятельности Ставропольского таможенного поста мы сможем лишь по первому критерию. В этом случае по итогам 2012 года деятельность поста неэффективна, так как план по взысканию таможенных платежей выполнен лишь на 93%.

Таблица 1 - Доходы администрируемые Ставропольским таможенным постом Минераловодской таможни (КПЭД№1)

Рассмотрение эффективности с позиции затрат на выполнение таможенных операций также достаточно трудный процесс, т.к. непонятно, что брать за критерий затрат: время, затраченное сотрудником таможенного органа или участником ВЭД, стоимость (затраты стоимостные на выполнение операций сотрудником таможни или затраты участника ВЭД на декларирование).

Таким образом, налицо существенная проблема, решение которой возможно только при проведении серьезного исследования.

Год Квартал План Факт Процент выполнения %

1 2 3 4 5

1.2011 I 342720,3 632987,62 185

II 528100 534091,5 101

III 920833,52 1020029,58 110

IV 585347,06 605440,49 103

2. Итого 2011 2377000,58 2792549,19 117

3. 2012 I 476770 494220.1 104

II 642550 565280.43 87.1

III 575710 599942.17 104

IV 504860 388934,74 77

4. Итого 2012 2199890 2048377.44 93

THE INFLUENCE OF CUSTOMS TARIFF REGULATION ON ACTIVITY OF ENTERPRISES OF HIGH TECHNOLOGY INDUSTRIES

Kolodkin Yury Sergeevich, Student, Chair of Economics and Technology of Management, North-Caucasus Federal University, Stavropol E-mail: doka1@list.ru

The article provides a definition of problems customs tariff regulation of enterprises of high technology industries.

Keywords: customs tariff regulation; industry; support; export.

УДК339.543 ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НАУКОЕМКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Колодкин Ю.С., 2013 В статье рассматриваются проблемы таможенного регулирования предприятий наукоемкой продукции.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование; промышленность; поддержка; экспорт.

Резкое ускорение спада производства в наукоемкой промышленности и разрушение научно-промышленного потенциала во многом объясняется отсутствием государственного протекционизма в проводимой экономической политике.

Вся наукоемкая промышленность, особенно приоритетные отрасли (авиакосмическая, лазерная, атомная промышленность, судостроение, космические услуги, разработка программного обеспечения), не получила требуемой государственной поддержки. Нет до сих пор и программы стимулирования промышленного экспорта. Зато большой размах приобрела практика предоставления индивидуальных льгот коммерческим структурам, работающим главным образом в газо- и нефтедобыче, а также в торговле.

В результате в структуре промышленности резко возросла доля ТЭК и других секторов, выпускающих экспортоемкую промежуточную продукцию, в то время, как в ряду аутсайдеров оказались наукоемкие отрасли производства. Структурный сдвиг в пользу ТЭК и сырьевых отраслей закрепляется соответствующей перестройкой структуры инвестиционного спроса.

Нарастающая деградация и упрощение совокупного внутреннего спроса ставит перед российским индустриальным сектором исключительно сложную дилемму выживания: либо полностью утерять имеющийся технологический и научно-производственный потенциал и всякие перспективы структурной адаптации, либо попытаться реализовать сохраняющиеся пока конкурентные преимущества за счет развития промышленного экспорта, опирающегося на государственный протекционизм и инвестиционную поддержку прогрессивных "точек роста" в отраслях промышленности.

Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризуется высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий.

Основой таможенного регулирования внешнеторговой деятельности является институт таможенного тарифа, с помощью изменения которого должно достигаться оптимальное соотношение между экспортом и импортом товаров. Значение внешнеэкономической безопасности как составляющей общеэкономической безопасности трудно переоценить, учитывая значительность влияния внешнеэкономической деятельности на экономику в целом. Объем внешнеторговых операций увеличивается стремительно в зависимости от внешнеторговой политики Российской Федерации, установленного режима благоприятствования и установленных таможенных пошлин. [2]

Таможенный тариф, как правило, вводится для ограничения импорта с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Однако иногда государство идет на ограничение экспорта. В большинстве развитых стран экспортного тарифа просто не существует, а в США его введение даже запрещено конституцией. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России). Экспортный тариф РФ не дифференцирован по странам.

Тарифы поднимают полные цены товаров, ограничивая их производство и продажу. Экспортный тариф определенно увеличивает стоимость, чтобы продать внутренние товары за границей. Поскольку они восприняты, чтобы повредить внутренний бизнес, экспортные

1-Л

О

ГЧ

I-

О

i_

со

гч

■ QII

I—

7

КОЛОДКИН Юрий Сергеевич,

студент, кафедра

Экономики и технологии

управления,

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

doka1@list.ru

Ip—. X

r

0

«=;

n

C

C

О

fcQ

8

тарифы имеют тенденцию быть весьма непопулярными.

Экспортный тариф - метод протекционизма, экономической политики, в которой правительство ограничивает торговлю, чтобы защитить ее собственные отрасли промышленности и людей.

В отличие от развитых экономик, в России активно используются таможенные ограничители внешней торговли не только в регулировании вывоза продукции ТЭК, но и по отношению к продукции с высокой добавленной стоимостью наукоемких производств. В качестве примера можно рассмотреть следующее.

ЗАО "Монокристалл" - лидер на мировом рынке "зеленыхтехнологий" - сапфира для светодиодной промышленности и металлизационных паст для солнечной энергетики. Продуктовый портфель компании включает в себя подложки сапфира большихдиаметров, используемые для производства светодиодов и высокочастотных интегральных схем, а также пасты для кремниевых солнечных элементов, включая бессвинцовые пасты. С 2011 года, Монокристалл является проектной компанией Роснано.

На протяжении последних 5 лет компания экспортирует более 95% продукции в более чем 25 стран мира - один из мировых лидеров (по состоянию на ноябрь 2011 г. объем экспорта 71 группы товара по отношению к общему экспорту составляет 20% рынка сапфира для СИД и 15% рынка алюминиевых паст для металлизации солнечных элементов).

За первое полугодие 2011 года данная цифра составляла 50%. Уменьшение данного показателя произошло за счет ухудшения положения ситуации на мировом рынке и введения в действие Постановления Правительства № 724 от 30 августа 2011 г. Не исключается его дальнейшее снижение. В денежном выражении это означает, что оплата за таможенный сбор увеличилась в 4-5 раз, в зависимости от количества отгружаемых партий. Из-за значительного дефицита материала в 2010 году цены на сапфировые були и пластины в начале 2011 года оставались высокими. Ситуация усугублялась тем, что производители пластин и СИД готовились к массовому проникновению светодиодов (СИД) на рынок ЖК ТВ и начинали наращивать запасы сапфира опасаясь продолжения дефицита. Но более слабый, чем ожидалось рынок СИД ТВ и увеличение мощностей текущими поставщиками сапфира быстро привели к балансу спроса и предложения этим летом. Это привело к резкому падению цен, которые в настоящее время опустились до уровня бездефицитного периода. По прогнозам YoleDeveloppement, в то время, как спрос на сапфир возобновится к концу 2012 года, дополнительные мощности, вводимые новыми игроками, сохранят цены на 2" сапфир на уровне их исторического минимума в обозримом будущем.

Рынок паст для металлизации солнечных элементов, также, как и рынок светодиодов, рынок фотовольтаики в настоящее время слаб. Увеличение количества китайских производителей солнечных элементов привело к перепроизводству, ужесточению конкурентной борьбы и снижению цен на рынке. Необходимость значительного снижения издержек производителями солнечных элементов приводит к значительному ценовому давлению на поставщиков материалов для их производства, одними из которых являются металлизационные пасты, в результате чего цены на алюминиевые пасты компании с начала 2011 года снизились на 30%.

В Постановлении Правительства № 724 от 30 августа 2011 г. говорится о том, что данная ставка действует до вступления России в ВТО. После вступления - 30 000 руб. на одну таможенную операцию. Увеличение экспортных таможенных сборов в РФ приводит к увеличению себестоимости продукции компании, что в свете падения мировых цен на продукцию компании приводит к снижению ее конкурентоспособности по сравнению с зарубежными конкурентам и влечет за собой реальную угрозу потери лидерства на рынке. Решение вопроса имеет принципиальное значение для спасения единственной российской компании, обладающей сильной лидирующей позицией на мировом рынке сапфира в международной отраслевой цепочке светодиодной отрасли и металлизационных паст в международной отраслевой цепочке солнечной энергетики.

В связи с введением в действие Постановления Правительства № 724 от 30 августа 2011 г. "О ставках таможенных сборов за таможенные операции", у ЗАО "Монокристалл" возникли проблемы, ставящие под угрозу весь экспорт синтетического корунда, а именно: оплата таможенного сбора после введения в действие указанного Постановления с 03.10.11 г., в расчете на одну таможенную операцию, классифицируемую в 71 группе ЕТНВЭДТС, составляет 100 000,0 руб. Таким образом, это означает увеличение оплаты за таможенный сбор в 4-5 раз относительно среднестатистических ежемесячных платежей при оформлении экспорта (изделий из синтетического корунда для электроники).

Этот факт подтверждает отсутствие государственной протекционистской политики в России в отношении наукоемких производств. Для дальнейшего экономического развития, увеличения темпов роста ВВП, повышения конкурентоспособности страны на международном рынке необходимо изменить вектор экономической политики в направление поддержки промышленного производства в России.

Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможен-

ных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США - не более 1,5%), то в российском бюджете - до 40-50 % его доходной части. В соответствии стребованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованиютаможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

В условиях глобализации международная торговля все больше влияет на внутриэкономическое развитие стран, а потому государственное стимулирование экспорта закономерно становится стратегическим направлением деятельности правительств, рассматривается как завершающее звено в общем контексте усилий государства по обеспечению устойчивого хозяйственного роста.

В этих условиях таможенно-тарифная политика государства оказывает большое влияние на промышленные предприятия (а во многих случаях именно от нее зависит судьба производства).

Важным фактором, определяющим успешность политики иностранных государств в области стимулирования экспорта, является её гибкость и финансовая обеспеченность. Многие страны неоднократно меняли схемы стимулирования экспорта в попытках ускорения его раз-

вития, отбрасывая неудачные и расширяя применение более эффективных мер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мировой опыт свидетельствует, что в целях поддержки и стимулирования развития экспорта используется разнообразный арсенал средств, который можно разбить на два блока. Первый из них - это средства или меры, направленные на поддержку и стимулирование развития экспортного производства товаров. Второй блок мер направлен на поддержку и стимулирование продвижения экспортной продукции страны на внешние рынки. Два этих блока находятся в диалектической взаимосвязи, хотя наиболее важное место в их ряду принадлежит мерам, нацеленным на стимулирование развития экспортного производства. [1]

В стимулировании развития экспорта, формировании его структуры важная роль принадлежит государству, которое занимает особое положение в обществе и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Оно является носителем власти, располагает широкими финансовыми возможностями, выступает общественным контролёром, использует широкий спектр воздействия на развитие экономики страны. Сюда входят бюджетная, кредитная, денежная и валютная политика.

1-Л

О

гч

I-

о

1_

со

гч

■ QII

\

у

Литература:

1. Таможенныйсоюз: закон и практика // Информационно-аналитическое обозрение "Таможня". - 2010. - № 19.

2. http://www.terrahuma№a.ru-Таможенный союз: аспекты формирования единого таможенного законодательства / Ю.А. Максимов. -2010.- № 1.

FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY: PLANNING AND IMPLEMENTATION PROBLEMS Musaev Shamil Magomedovich, Student, North-Caucasian Federal University, Stavropol The paper discusses the main challenges facing the participants of foreign economic activity. Keywords: foreign economic activity, planning, risks, issues foreign economic activity: planning and implementation issues.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: УДК339.9

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

В работе рассмотрены основные проблемы, стоящие перед учас- © Мусаев Ш.М., 2013

тниками внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, планирование, риски, проблемы.

Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью в условиях преодоления кризиса российской экономики, безусловно, способствует оздоровлению народного хозяйства, становится ведущим фактором экономического роста. Объективной необходимостью является более полная реализация региональных преимуществ внешнеэкономических связей. Тенденции расширения самостоятельности регионов в организации внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют создания региональных механиз-

МУСАЕВ Шамиль Магомедович,

студент,

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.