Научная статья на тему 'Влияние средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников'

Влияние средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1326
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРОГРАММА / MORALITY / MORAL EDUCATION / MORAL DEVELOPMENT / MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукашенко И.А.

В данной статье затрагивается тема влияния средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников. Основное внимание в работе автор акцентирует на том, что актуальность назревшей проблемы нравственности младшего школьника вызывает необходимость грамотного использования средств массовой информации и создание программы их влияния на нравственное развитие ребенка. В статье рассматриваются ключевые этапы программы по осуществлению опытно-экспериментальной работы с целью диагностирования уровней нравственного развития младшего школьника. Автором проанализирован и обобщен практический опыт многих ученых и педагогов в области изучения нравственного воспитания и развития детей и выявлены особенности влияния СМИ на развитие подрастающего поколения. В связи с этим обоснована необходимость грамотного комментирования взрослыми получаемой детьми информации и проверки её качества. В заключение приводится анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, которые доказывают эффективность разработанной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников»

Лукашенко И.А. ©

Студент, кафедра теории и методики начального и дошкольного образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет»

Филиал ТюмГУ в г. Ишиме

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной статье затрагивается тема влияния средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников.

Основное внимание в работе автор акцентирует на том, что актуальность назревшей проблемы нравственности младшего школьника вызывает необходимость грамотного использования средств массовой информации и создание программы их влияния на нравственное развитие ребенка.

В статье рассматриваются ключевые этапы программы по осуществлению опытноэкспериментальной работы с целью диагностирования уровней нравственного развития младшего школьника.

Автором проанализирован и обобщен практический опыт многих ученых и педагогов в области изучения нравственного воспитания и развития детей и выявлены особенности влияния СМИ на развитие подрастающего поколения. В связи с этим обоснована необходимость грамотного комментирования взрослыми получаемой детьми информации и проверки её качества.

В заключение приводится анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, которые доказывают эффективность разработанной программы.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, нравственное развитие, средства массовой информации, программа.

Keywords: morality, moral education, moral development, media.

В сегодняшних условиях социально-экономических конфликтов и войн как никогда становится актуальной проблема нравственности человечества. Несмотря на то, что в настоящий момент российская школа переживает огромные преобразования, модернизация образования направлена на повышение качества образования, уровня знаний, а проблема нравственного развития отходит на второй план.

Проблемой нравственности занимались и занимаются такие педагоги и психологи, как П.И. Подласый, В.Н. Мясищев, В.Т. Чепиков, С.Л. Рубинштейн, З.И. Васильева, С.А.

Козлова, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, И.В. Манерко, Л.А. Григорович, И.Ф. Харламов и др.

Процесс принятия нравственных ценностей на осознанном уровне начинается с младшего школьного возраста и продолжается почти всю жизнь. Именно данный возраст наиболее сенситивен для принятия норм и формирования моральных установок.

Рост аморальных тенденций, распространение жестокости и насилия либо на экране телевизора, либо в интернете, а также доступность Масс-медиа для всех возрастных категорий вызывают озабоченность, как родителей, так и многих педагогов. В настоящее время увеличилась развлекательно-компенсаторная и фоновая функции СМИ из-за неглубокого восприятия социально значимой информации. Это ставит перед педагогами

© Лукашенко И. А., 2015 г.

серьезную проблему глубокого формирования критического отношения к различным массовым информационным процессам в нашем современном обществе.

И.А. Каиров и О.С. Богданова считают: «Дети и подростки - личности еще не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей. Они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведет к потере духовной культуры» [4, 215].

Другими словами, актуальность исследования можно выразить в противоречиях между существующей на сегодняшний момент потребностью общества в нравственном развитии школьников младших классов и:

• биполярным влиянием многих средств массовой информации на данный процесс;

• отсутствием программы, методического обеспечения по формированию у обучающихся критического отношения к различным массовым информационным процессам.

Нравственность - это термин, который употребляется в живом нашем языке и в специальной литературе в большинстве как синоним морали, иногда - этики. Основное различие между нравственностью и моралью наглядно провёл Г. Гегель в своём труде «Философия права», где нравственность представляется в виде завершающего этапа развития объективного духа. Главное отличие морали от нравственности: мораль - это учение о нравственности, а нравственность - это цель и конечный результат этого учения, который, по Гегелю, становится той «субъективной волей» «как рефлексия самосознания к добру, как совесть» [1, 200].

По мнению многих ученых и педагогов, нравственность - это область ответственных и свободных поступков личности, внутренних её мотивов и побуждений творить добро, это личная форма этического сознания.

Нравственное развитие - это процесс качественных и количественных изменений приобретенных и врожденных свойств, предполагающий формирование основных нравственных качеств личности. Наиболее важные нравственные качества для развития младших школьников: дисциплинированность, ответственность, вежливость.

Существует много факторов, влияющих на нравственное развитие младших школьников: семья, школа, сверстники, особенности воспитания, примеры для подражания, уровень материального благосостояния и др. Особый интерес вызывают средства массовой информации.

Как справедливо замечает В.А. Сухомлинский: «Многие годы наблюдений над нравственным развитием одних и тех же воспитанников от младшего школьника до зрелости убедили меня, что неорганизованное, стихийное, воздействие на детей телевидения, кино, радио не способствует, а скорее вредит правильному нравственному воспитанию» [5, 162].

СМИ - это определенная совокупность субъектов журналисткой деятельности, включающая:

- Цифровые издания: издания на компакт-диске;

- Печать: сборники, газеты, бюллетени, альманахи, журналы;

- Телерадиовещание: видеопрограммы, кинопрограммы, радио, телевидение;

- Массовые (более 1000 конкретных адресатов) периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ, в том числе и SMS-рассылки) [2].

- Различные информационные агентства.

По классификации А.С. Школьникова в социально-педагогическом плане Л.С. Зазнобина выделяет следующие функции массовой коммуникации: информационнопознавательная, нормативная, социально-проблемная, интегративная, развлекательнокомпенсаторная и фоновая. [3].

Средства массовой информации могут навязывать младшим школьникам свои «идеалы», как положительные, так и отрицательные, тем самым управлять их вкусами. Ребенок, который еще не ориентируется в современном «информационном пространстве», как правило, подражает «модным» на сегодняшний день героям (мультипликационным героям, интернет-блогерам, поп-звездам), которые становятся его жизненным идеалом,

определяют предпочтения, а в дальнейшем, и эстетический вкус. Очень важно, чтобы именно в данный момент рядом оказался человек, готовый подсказать младшему школьнику верный выбор, поэтому полученная детьми информация должна грамотно комментироваться взрослыми (родителями, учителями). А времяпрепровождение за источниками СМИ и количество получаемой информации должно ограничиваться, а качество проверяться. С этой целью актуальность приобретает необходимость грамотного использования средств массовой информации и создание программы их влияния на нравственное развитие младших школьников.

Все это обусловило выбор темы нашего исследования: «Влияние средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников».

Цель исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и апробировать программу влияния средств массовой информации на нравственное развитие школьников младших классов.

Сформулированные цели решались через разработку программы влияния средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников. Цель программы: формирование нравственных качеств у младших школьников посредством влияния средств массовой информации.

Исходя из цели, были определены следующие задачи программы:

1) сформировать представления об ответственности, вежливости, дисциплинированности как важнейших качествах личности, а также о необходимости ведения здорового образа жизни и о ценности своего здоровья;

2) развить критичное отношение к содержанию фильмов, телепередач и мультфильмов;

3) вооружить обучающихся представлениями о морали и целесообразности моральных норм;

4) сформировать у обучающихся потребность в нравственных поступках и поведении младших школьников.

Программа по нравственному развитию школьников младших классов посредством средств массовой информации будет эффективна при учете следующих условий:

- повышения компетентности родителей в нравственном воспитании школьников;

- взаимодействия семьи и школы при выработке у детей критического отношения к средствам массовой информации - отбирать к просмотру телепередачи, мультфильмы, фильмы, а также использовать возрастные сайты по интересам. Помимо этого, в случае просмотра СМИ, содержащих сцены насилия, аморальных идеалов и поступков, различать «зло» и «добро», безнравственное и нравственное;

- использования в процессе практической работы с детьми игр в социальном развитии детей и для создания положительных эмоций, игрушек в виде персонажей, сюжетов мультфильмов. Вместе с тем имеется необходимость в разработке игр и упражнений, которые помогут использовать сюжеты мультфильмов, литературных произведений наиболее рационально и активно.

Также мы определили формы организации (игры, просмотр, тренинг и упражнения) и приемы нравственного развития (обращение к опыту учащихся, беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, анализ и проигрывание ситуаций).

По итогам реализации программы выступили следующие ожидаемые результаты:

1) учащиеся имеют представления о вежливости, дисциплинированности, ответственности, ценности здоровья и реализуют их в собственной жизни;

2) критически относятся к содержанию телепередач, мультфильмов и фильмов;

3) обладают знаниями о морали и целесообразности моральных норм;

4) испытывают потребность в нравственном поведении и поступках.

Для достижения выдвинутых целей и задач мы организовали и провели опытноэкспериментальную работу по изучению влияния средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа:

1. Констатирующий - диагностика исходного уровня нравственного развития младших школьников;

2. Формирующий - реализация программы влияния средств массовой информации;

3. Контрольный - выявление уровня нравственного развития младших школьников посредством тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе.

На первом этапе мы адаптировали критерии сформированности нравственных качеств у младших школьников, определяющих нравственное развитие, выделенные А. А. Рычковой:

4) когнитивный,

5) эмоционально-мотивационный,

6) поведенческий.

На основе выделенных критериев мы выделили уровни нравственного развития младших школьников:

Высокий уровень: обладает достаточно прочными знаниями о понятиях «доброжелательность», «вежливость», о правилах поведения, как в школе, так и в общественных местах, также представлениями и нормами о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения; всегда применяет эти нормы и правила поведения, остро переживает чувства ответственности, совести и долга за выполнение поручений.

Средний уровень: частично обладает знаниями о понятиях «доброжелательность», «вежливость», о некоторых правилах поведения, как в школе, так и в общественных местах, имеет некоторые представления о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения; не всегда применяет эти нормы и правила поведения.

Низкий уровень: запас знаний о понятиях «доброжелательность», «вежливость», о правилах поведения, как в школе, так и в общественных местах, также представлений и норм о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения очень скуден; не применяет эти нормы и правила поведения, почти никогда не переживает чувства ответственности, совести и долга за выполнение поручений.

В соответствии с представленными выше критериями и показателями нравственного развития младших школьников нами были подобраны и использованы следующие диагностические методики:

1. Методика «Незаконченные предложения»

Цель: выявить отношение (представления) к нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость)

2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой.

Цель: выявить нравственные представления учеников.

3. Анкета «Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О. А. Карабановой)

Цель: выявление степени дифференциации моральных и конвенциональных норм.

База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Хохловская средняя общеобразовательная школа» филиал Криволукская основная общеобразовательная школа. В эксперименте приняли участие младшие школьники от 9 до 10 лет. Исследование проводилось в 3-х классах: ЗА (экспериментальная группа) в составе 10 человек; ЗБ (контрольная группа) тоже в составе 10 человек.

На констатирующем этапе была проведена первоначальная диагностика уровней нравственного развития младших школьников в обеих группах. Результаты диагностики представлены в таблице.

Название | «Незаконченное | «Что такое |____«Оцени

Группы методик предложение» (%) хорошо и что такое плохо» (%) поступок» (%)

Уровни В С Н В С Н В С Н

Экспериментальная до реализации 40 40 20 30 40 30 30 30 40

Контрольная программы 40 40 20 40 40 20 30 40 30

На формирующем этапе разработали и реализовали программу влияния средств массовой информации. Продолжительность занятий составила 2 месяца с периодичностью проведения - 1 раз в неделю.

На контрольном этапе экспериментального исследования была проведена повторная диагностика уровней нравственного развития младших школьников в обеих группах и сделан анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Группы Название методик «Незаконченное предложение» (%) «Что такое хорошо и что такое плохо» (%) «Оцени поступок» (%)

Уровни В С Н В С Н В С Н

Экспериментальная (3А) до реализации программы 40 40 20 30 40 30 30 30 40

после реализации 60 30 10 70 20 10 50 30 20

Контрольная 3 (Б) до реализации программы 40 40 20 40 40 20 30 40 30

после реализации 50 30 20 40 40 20 30 40 30

Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе, показывает то, что количество детей с низким уровнем нравственного развития в экспериментальной группе (3А класс) уменьшилось, также уменьшилось количество учащихся, имеющих средний уровень нравственного развития. За счет уменьшения низкого и среднего уровня обучающихся увеличилось количество детей, которые показали высокий уровень нравственного развития. Это доказывает, что приемы и содержание формирующего этапа проводимого эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня нравственного развития младших школьников.

Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, доказывает эффективность разработанной программы.

Литература

1. Гегель, Г. Философия права [Текст] / Г. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

2. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты [Текст] / Г.В. Грачев. - М.: РАГС, 1998. - 371 с.

3. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: Как же выжить в мире СМИ // Лаборатория ТСО и медиаобразования РАО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mediaeducation.ru/publ/ zazn1.shtml

4. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания [Текст] / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 2004. - 274 с.

5. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. - 374 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.