Научная статья на тему 'Влияние средств массовой информации на институт церкви'

Влияние средств массовой информации на институт церкви Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1461
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ИНФОРМАЦИЯ / ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИЯ / РПЦ / MEDIA / INFORMATION / CHURCH / RELIGION / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефимова Людмила Владимировна, Кокотов Сергей Александрович

Русская православная церковь (РПЦ) принимает активное участие в культурной и общественной жизни российского общества. Это возможно благодаря обновленным отношениям между государством и церковью и существенным преобразованиям в стране. Огромное внимание социология религии обращает на изучение общественных функций, выполняемых религией среди населения. Каждая религия определяет поведение своих адептов в обществе. Обычно это достигается при помощи свода моральных предписаний, запретов и норм, реализуемых на общественном и индивидуальном уровнях поведения и сознания. Церковь генерирует контент, представляющий интерес для СМИ, проявляет инициативу в развитии контактов с журналистским сообществом, максимально открывается самым разным слоям населения по любым вопросам, общество пока ещё не готово к самостоятельному восприятию положительного в такой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of mass media on the institution of the church

Russian Orthodox Church (ROC) takes an active part in cultural and social life of Russian society. This is possible thanks to renew relationship between the state and the Church and significant changes in the country. The sociology of religion pays great attention to the study of the social functions performed by religion in the population. Every religion defines the behavior of the adherents in society. It’s usually achieved by a set of moral precepts, prohibitions and norms that are implemented at social and individual levels of behavior and confession. The Church generates content of interest to the media, takes the initiative in developing contacts with the journalistic community, opening up as much as possible to different categories of population on any issue, but society hasn’t been ready for self-perception in such a positive activity yet.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой информации на институт церкви»

УДК 316.1

DOI: 10.12737/19462

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ИНСТИТУТ ЦЕРКВИ

Ефимова Людмила Владимировна, магистр кафедры философии и социально-гуманитарных знаний, 11elv@mail.ru,

Кокотов Сергей Александрович, кандидат исторических наук,

декан факультета экономики, управления и права Российского государственного

университета туризма и сервиса, sakokotov@mail.ru,

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма

и сервиса», Москва, Российская Федерация

Русская православная церковь (РПЦ) принимает активное участие в культурной и общественной жизни российского общества. Это возможно благодаря обновленным отношениям между государством и церковью и существенным преобразованиям в стране. Огромное внимание социология религии обращает на изучение общественных функций, выполняемых религией среди населения. Каждая религия определяет поведение своих адептов в обществе. Обычно это достигается при помощи свода моральных предписаний, запретов и норм, реализуемых на общественном и индивидуальном уровнях поведения и сознания. Церковь генерирует контент, представляющий интерес для СМИ, проявляет инициативу в развитии контактов с журналистским сообществом, максимально открывается самым разным слоям населения по любым вопросам, общество пока ещё не готово к самостоятельному восприятию положительного в такой активности.

Ключевые слова: СМИ, информация, церковь, религия, РПЦ

Общие закономерности общественного становления и признания культовых систем в полной мере отражены формированием института церкви в христианстве. Признание именно социальным институтом христианской церкви необходимо рассматривать как зависимость приобретения всей совокупности общественных функций надстроечной системы данного социума и формирования множественной иерархизиро-ванной системы. Огромное внимание социология религии обращает на изучение общественных функций, выполняемых религией среди населения. Каждая религия определяет поведение своих адептов в обществе. Обычно это достигается при помощи свода моральных предписаний, запретов и норм, реализуемых на общественном и индивидуальном уровнях поведения и сознания [4].

Церковь и религия, наряду с регулятивной, реализуют и другие общественные функции:

- компенсирующую: церковь и религия помогают адепту обрести и сохранить чувство психологической защищённости в рамках его веры в те моменты, когда оно может быть утрачено

под влиянием каких-то внешних факторов, которые индивид не в состоянии контролировать самостоятельно;

- мировоззренческую: организованная религией система миропонимания определяет мировоззрение человека;

- интегрирующую: церковь и религия объединяют своих приверженцев на основе единых для них религиозных норм поведения, ритуалов, ценностей и объектов поклонения, и на этой основе сплачивают их.

Реализуя указанные функции в жизни на уровнях коллективного и индивидуального сознания, церковь и религия являются одной из самоорганизующихся форм в обществе.

Русская православная церковь (РПЦ) принимает активное участие в культурной и общественной жизни российского общества благодаря обновленным отношениям между государством и церковью и существенным преобразованиям в стране.

Во времена существования СССР в обществе преобладала точка зрения на церковь и ре-

лигию как на что-то временное, не имеющее перспектив на будущее в связи со скорым исчезновением. Сейчас в связи со сменой государственно-политического режима взгляды на церковь существенно поменялись, роль церкви приобрела большую значимость в духовной и социальной жизни.

Средства массовой информации оказывают существенное влияние на процесс возрождения взаимоотношений между социально-общественными институтами и РПЦ. Важную роль играют как светские СМИ, так и информационные ресурсы РПЦ [3].

РПЦ всё активнее пытается вступать в диалог с обществом по разным общественным вопросам. В сферу внимания РПЦ входят проблемы укрепления семьи, демографии, духовная помощь осужденным в местах лишения свободы, вопросы наркомании в среде подростков, воспитание детей в свете добродетели, подготовка молодёжи к браку, попечительская деятельность в отношении стариков и сирот и мн. др. [2].

Большое внимание РПЦ всегда уделяла установлению контактов с населением посредством печати. Санкт-Петербургская Духовная Академия в 1821 г. стала издавать еженедельный журнал «Христианское чтение». Еженедельно издавался в 1837 г. Киевской Духовной Академией и богословский научно-популярный еженедельник «Воскресное чтение».

Вторая половина XIX в. обогатилась многими духовными изданиями, которые можно назвать богословско-публицистическими. Наряду с богословскими статьями в них публиковались обозрения разных событий православного и инославного мира, проповеди, а также библиография и критика свежих журнальных и книжных публикаций, жизнеописания благочестивых подвижников, очерки о церковных деятелях, стихотворения духовного смысла и рассказы-описания церковного быта.

Практически все эти периодические православные издания перестали издаваться в течение первых пяти лет с начала существования советской власти. Многие десятилетия единственным изданием, выходящим в периодике русской православной церкви, был только «Журнал Московской Патриархии».

В 1989 году, с началом перестройки, Московский патриархат приступил к выпуску одной из первых церковных газет — «Московского церковного вестника». Поистине расцвет православной прессы наступил в 2000-х гг., когда стали

издаваться православные журналы для женщин, молодёжи, детей, епархиальные газеты.

Средства массовой информации, освещающие деятельность РПЦ, подразделяются на три категории, учитывающие федеральный и региональный уровни: собственные информресурсы РПЦ, с присваиваемым грифом «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской православной церкви» (существуют около 150 православных СМИ с таким грифом), светская пресса, проявляющая интерес к жизни РПЦ, и частные православные издания [1].

Самые известные СМИ из этого перечня: журнал «Фома», журнал «Московские епархиальные ведомости», журнал «Альфа и Омега», газеты «Журнал Московской Патриархии», «Церковный вестник».

Журнал «Фома» заслуживает особого упоминания, он с успехом издаётся более 20 лет. Это ежемесячное информационно-аналитическое и культурно-просветительское издание некоммерческого религиоведческого толка. Позиционирует себя как «православное издание для сомневающихся». Рассказы о христианстве и о его роли в общественной и культурной жизни — его основная тематика. Журнал не навязывает ту или иную определённую точку зрения. Авторы и издатели — это журналисты и общественные деятели, которые позитивно относятся к православию, их волнуют значение и смысл церковности в жизни современного человека, решение острых национальных и мировых проблем, развитие искусства и культуры. Официальным органом русской православной церкви журнал не является. Однако Московским Патриархатом деятельность «Фомы» одобрена. Журнал в своих публикациях, принципиально избегая обсуждения текущей ситуации в светской политике, отдаёт предпочтение общественным и культурным процессам. Издание ориентировано на заинтересованного читателя, вне зависимости от его отношения к вере, политическим взглядам и вероисповеданию.

Перечень официальных телевизионных СМИ, рассказывающих о жизни РПЦ, гораздо короче: видеопрограмма «Время истины» (Ростов-на-Дону), телепрограмма «Вестник Православия» (Санкт-Петербург), видеопрограмма «Православное Подмосковье» (Москва), видео-альманах «Лики» (Смоленск), телепередача «Свет миру» (Липецк).

Использование интерактивного формата общения РПЦ с населением пока крайне мало.

Вероятно, по причине того, что в РПЦ мало специалистов, способных делать качественные и, главное, интересные людям телевизионные и радио-передачи. В радиовещании РПЦ представлена радиостанция «Радонеж», работающая с 1991 г. Её аудитория — это Россия, Белоруссия, Украина, Молдова, Северная и Южная Америка, Европа. С 2000 года это радио можно слышать и в Интернете. Основное наполнение эфира — рассказы о православных святынях и праздниках, проповеди и лекции известных священнослужителей, музыка и новости.

Православные СМИ, направленные на процесс социализации подрастающего поколения и на молодёжь, перечислим отдельно: это журнал студентов Московской Духовной академии «Встреча», студенческая газета Московского университета «Татьянин день», журнал для сомневающихся «Фома», детские православные журналы «Божий мир», «Купель», «Пчёлка», «Воскресная школа».

Напротив, частные православные издания существенно отличаются от церковных официальных СМИ. К первым следует отнести журналы и газеты «Русь державная», «Православная беседа», «Десятина», «Русский дом», «Православный Санкт-Петербург», «Татьянин день», «Православная Москва» и пр. Издателями частных православных СМИ обычно являются приходские общины, общественные и благотворительные фонды, инициативные группы православных мирян. Такие СМИ борются за читателей привлечением их злободневными и интересными темами. В них можно найти рассуждения о современном искусстве и кино, о раннем материнстве и виртуальной любви, материалы о венерических заболеваниях, алкоголизме, игромании, наркомании, сектах, интересные и яркие фотоматериалы (к примеру, журнал «Православная беседа» пестрит крупными цветными коллажами), интервью со знаменитостями [5]. Все эти материалы объединяет и то, что они отражают православную точку зрения на публикуемые вопросы. Подобные СМИ не востребованы невоцерков-ленными людьми, потому что тексты указанных изданий наполнены постоянными напоминаниями и призывами к изменению своего образа жизни, нравоучениями, — все это раздражает современного человека. Эти СМИ, как и официальные церковные издания, практически никогда сами не критикуют собственно РПЦ. Частные православные газеты и журналы продаются в обычных газетных киосках. В зависимости от

региона распространения, их тиражи составляют от 5 до 25 тыс. экземпляров. Печатаются они зачастую в полном цвете и на глянцевой бумаге для привлечения большего количества покупателей.

РПЦ представлена больше всего именно в Интернете. Так, поисковая система «Яндекс» выдает 23 млн ответов на запрос «Русская православная церковь» и 53 млн ответов на запрос «православный сайт». В Интернете представлены как официальные сайты Московского Патриархата, так и сайты, созданные самыми обычными православными пользователями, а также проекты и рабочие сайты приходов, благочиний, монастырей, епархий и епархиальных отделов, синодальных учреждений и прочих структур церкви [7].

Сайт «Православие.га» (http://www pravoslavie.ru/) можно отнести к самым посещаемым и крупным православным сайтам. Он создан и поддерживается с 1 января 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II редакцией интернет-проектов Московского Сретенского монастыря. Основными разделами портала являются аналитические обозрения, мировые новости о православии, гости сайта, интернет-журнал. По данным Рамблера, «Православие. Ru» — это самый читаемый религиозный проект рунета.

Новости жизни РПЦ размещаются на официальном сайте пресс-службы Московского Патриархата (www.patriarchia.ru) и на сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (www.mospat.ru) [7]. Там же размещены значимые церковные документы: «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека», «Концепция миссионерской деятельности РПЦ», «Основные принципы отношения к инославию РПЦ», «Устав РПЦ», «Основы социальной концепции РПЦ», а также подробные отчеты о ежедневной деятельности Патриарха и международные новости, связанные с РПЦ.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в октябре 2010 г. благословил открытие собственного канала Русской православной церкви на видеохостинге YouTube.1 Патриарх сказал: «Мы делаем это только для того, чтобы приблизить к жизни современного, особенно молодого, человека слово Божие, божественную мудрость, божественный закон, который является законом

1 Патриарх Кирилл благословил открытие канала РПЦ на YouTube //http://www.lenta.ru/ news/2010/10/11/bless/ (дата обращения: 23.12.2015).

жизни». Он выразил надежду на то, что посмотревшие видеоматериалы на канале РПЦ «почувствуют интерес к жизни церкви».2

Многие крупные информационные сайты создают в интернете специальные рубрики по освещению церковной жизни. К примеру, новостной интернет-канал «Вести.ру» имеет рубрику «Церковь и мир», в которой есть архив видеоматериалов общего проекта московского Патриархата и канала «Россия-24». Передача «Церковь и мир» создана на основе вопросов, поступивших через интернет. Ведущий и сове-дущий передачи — митрополит волоколамский Илларион и обозреватель ВГТРК Иван Семёнов обсуждают актуальные события и вопросы жизни церкви и общества, отвечают на вопросы телезрителей.

На местном уровне РПЦ тоже представлена и в Интернете, и в других СМИ. В вышеупомянутом списке, имеющем гриф «Одобрено», как уже говорилось выше, имеются ведомственные газеты, издаваемые почти всеми епархиями. К примеру, газета «Новосибирский епархиальный вестник», газета «Нижегородские епархиальные ведомости», «Приходская газета свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине» (Москва). Имеются в одобренном списке и журналы — «Мироносиц-кий вестник (г. Йошкар-Ола), «Восток свыше» (г. Ташкент).

РПЦ как на федеральном, так и на региональном уровнях представлена разными видами СМИ, направленными на всевозможные слои населения. Сегодня общество определённо замечает желание и стремление РПЦ к контактам с населением [6]. Но не все попытки церкви построить диалог стали успешными. Имидж церкви воспринимается некоторой частью общества крайне неоднозначно. В глазах общества на протяжении всей его истории у русской Православной церкви бывали различные восприятия. До создания СССР она воспринималась именно как духовная опора русского народа и государства, а после революционного 1917 г. большевиками был запущен процесс по насильственной смене образа церкви, приписывающий ей отталкивающие черты, разрушающий традиционное представление о ней и её служителях, внушающий верующим сомнения в самой вере.

В течение последнего двадцатилетия РПЦ удалось вернуть себе положительный образ,

2 Сайт Валаамского монастыря и сайт «Православие и мир» стали лауреатами «Премии "Рунета"» //http://www.patriarchia. ш^ЬДех1:/60584.Мт1 (дата обращения: 23.12.2015).

однако условия современного существования требуют соответствия современным запросам общества и постоянных изменений. Светские люди, обладающие достаточным образованием и большим количеством источников информации, кроме положительного в общедоступной деятельности церкви, видят и её обратную сторону, замечая, что церковь может себе позволить выходить и за рамки пасторской миссии, вмешиваясь в государственную политику. До сих пор в СМИ не прекращаются споры по вопросам введения в средних и начальных учебных заведениях изучения основ православия [7].

Сложившаяся современная ситуация уникальна ещё и тем, что в сформировавшееся ныне информационное поле включено множество различных СМИ, и церковь не может игнорировать освещение своей жизни в информационном пространстве. Однако вступать в открытое противостояние с оппонентами необходимости нет. Изучение коммуникационно-информационных технологических процессов позиционирования РПЦ как общественного института современного общества является перспективным и актуальным.

Довольно высокий процент людей, которые испытывают недостаток информации, свидетельствует о наличии в обществе информационного вакуума в освещении деятельности РПЦ. Поскольку деятельность церкви не является очень заметной и значимой, население не стремится проявлять собственную инициативу в контактах.

Как отмечалось ранее, последнее время можно охарактеризовать существенными изменениями, отразившимися на отношении к церкви как к социальному институту

По этой причине заслуживают интереса вопросы правомерности применения термина «имидж» в общем и в частности относительно церкви. Приведем некоторые результаты опроса населения, проведенного фондом «Общественное мнение» в январе 2013 г. Всего было опрошено 2 тысячи респондентов в 100 населённых пунктах 44 субъектов России.

Только 6,7% респондентов заявили об уместности такого понятия, как «имидж», относительно РПЦ. 39,2% отметили, что РПЦ уже давно и исторически обладает определённым общепринятым имиджем, а также что общество ещё не вполне готово к появлению у церкви имиджа, разрабатываемого специалистами коммуникативных технологий.

Представляются интересными и ответы опрошенных на вопросы о своём отношении к Патриарху Кириллу, который возглавил РПЦ 1 февраля 2009 г. и взял курс на активизацию контактов церкви с различными слоями общества, не исключающих конструктивный диалог с яркими представителями научной интеллигенции и власти. Представители РПЦ принимают участие в круглых столах и научных форумах на актуальную политическую тематику, проявляют активный интерес к комментариям политических процессов в стране. 7,97% респондентов сказали, что, по их мнению, приход нового Патриарха ознаменовался активизацией деятельности церкви. 26,5% признали, что усилилась политизированность РПЦ.

Одновременно почти треть отмечают наращивание положительной тенденции, которая проявляется в том, что Патриарх взялся за установление более плотного контакта с различными слоями общества, используя все имеющиеся на настоящее время коммуникационные средства.

Выше уже отмечалось, что главное связующее звено между обществом и РПЦ — это средства массовой информации и в большей степени информационные возможности самой РПЦ. Церковь активно использует информационное поле для пропаганды своих идей. 47,3% респондентов отметили, что в основном получают информа-

цию исключительно по ТВ. Только 1,1% респондентов читают православные печатные издания, 6,9% смотрят православные телепередачи. 9,3% ищут информацию о церкви в Интернете. Подводя итог, можно отметить, что обществом замечается усиление активности РПЦ через СМИ.

Большинство из них воспринимают усиливающуюся активность РПЦ в прямой зависимости от собственной воцерковлённости. Большинство людей продолжают доверять церкви. Во-церковлёнными людьми подобная активность воспринимается исключительно положительно. Они рады распространению слова Божьего. Продвинутые пользователи Интернета и постоянные читатели газет, далёкие от церкви, ощущают давление на себя, а в связи с этим и раздражение, или полностью игнорируют все попытки сближения с ними со стороны РПЦ.

Отдельные моменты активной деятельности РПЦ вызывают неприятие и негативное отношение, чаще всего выливающееся в критические обсуждения в Интернете и прессе.

Вместе с тем, хоть сама церковь и генерирует контент, представляющий интерес для СМИ, а также проявляет инициативу в развитии контактов с журналистским сообществом и населением, общество пока не готово к самостоятельному восприятию положительного в такой активности.

Литература

1. Дубин Б. Посторонние: власть, масса и масс-медиа в сегодняшней России // Отечественные записки. 2005. № 6.

2. ЕфимоваЛ.В., Аксиологические проблемы СМИ // «Сервис plus». Научный журнал. Т 8. 2014. № 2.

3. Ковалева М.М. Отечественные СМИ в поисках самоидентификации // Средства массовой информации в современном мире. СПб.: СПбГУ, 2002. С. 212—215.

4. Крозье М. Современное государство — скромное государство: другая стратегия измерения. Антология мировой политической мысли/ Отв. ред. Т. Алексеева. М.,2007. Т. 2.

5. Миронов С. Информационная культура предполагает ответственность СМИ// Деловая пресса № 23-24 (438-439) от 20.06.2008.

6. Средства массовой информации РПЦ на пороге третьего тысячелетия. Доклад на Конгрессе православной прессы Председателя Издательского совета Московского Патриархата, архиепископа Бронницкого Тихона. //http://wwwpravoslavie.ru/sobytia/cpp/smirpc.htm#2 (дата обращения: 23.12.2015).

7. Фонд «Общественное мнение». Опрос населения «Доверие Русской православной церкви» // http:// bd.fom.ru/report/map/dominant/dom1001/d100110 (дата обращения: 23.12.2015).

INFLUENCE OF MASS MEDIA

ON THE INSTITUTION OF THE CHURCH

Efimova Lyudmila Vladimirovna, Senior Lecturer at the department of philosophy and social-humanitarian knowledge, 11elv@mail.ru,

Kokotov Sergei Aleksandrovich, PhD (Cand.Sc.) in History, Dean of the faculty of Economics, management and law, sakokotov@mail.ru,

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

Russian Orthodox Church (ROC) takes an active part in cultural and social life of Russian society. This is possible thanks to renew relationship between the state and the Church and significant changes in the country. The sociology of religion pays great attention to the study of the social functions performed by religion in the population. Every religion defines the behavior of the adherents in society. It's usually achieved by a set of moral precepts, prohibitions and norms that are implemented at social and individual levels of behavior and confession. The Church generates content of interest to the media, takes the initiative in developing contacts with the journalistic community, opening up as much as possible to different categories of population on any issue, but society hasn't been ready for self-perception in such a positive activity yet.

Keywords: media, information, Church, religion, Russian Orthodox Church

References

1. Dubin B. Postoronnie: vlast', massa i mass-media v segodnyashnei Rossii [Outsiders: power, mass, and mass media in today's Russia] // Otechestvennye zapiski [Native notes]. 2005. № 6.

2. Efimova L.V., Aksiologicheskie problemy SMI [Axiological media problems]// Servis plus [Service plus]. V.8. 2014. № 2.

3. Kovaleva M.M. Otechestvennye SMI v poiskakh samoidentifikatsii [Native media in search of identity] // Sredstva massovoi informatsii v sovremennom mire [Mass media in modern world]. SPb.: SPbGU, 2002. P. 212-215.

4. Kroz'e M. Sovremennoe gosudarstvo — skromnoe gosudarstvo: drugaya strategiya izmereniya. Antologiya mirovoi politicheskoi mysli [modern state is a modest state: other strategy dimensions. Anthology of world political thought]/ Chief editor — T. Alekseeva. M.,2007. V. 2.

5. Mironov S. Informatsionnaya kul'tura predpolagaet otvetstvennost' SMI [Information culture implies the responsibility of the media]// Delovaya pressa [Business press]. № 23—24 (438—439) dated 20.06.2008.

6. Sredstva massovoi informatsii RPTs na poroge tret'ego tysyacheletiya. Doklad na Kongresse pravoslavnoi pressy Predsedatelya Izdatel'skogo soveta Moskovskogo Patriarkhata, arkhiepiskopa Bronnitskogo Tikhona. [The media of the ROC on the threshold of the third Millennium. Report on the Congress of Orthodox press of the Chairman of the Publishing Council of the Moscow Patriarchate, Archbishop Tikhon of Bronnit-sky.] //http://www.pravoslavie.ru/sobytia/cpp/smirpc.htm#2 (Acceded on December 23, 2015).

7. Fond «Obshchestvennoe mnenie». Opros naseleniya «Doverie Russkoi pravoslavnoi tserkvi» [Fund «Public opinion». A survey of the population «Trust of the Russian Orthodox Church»] // http://bd.fom.ru/report/ map/dominant/dom1001/d100110 (Acceded on December 23, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.