просмотра телевизионных передач со сценами насилия и формирования культуры телевосприятия.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: учеб. пособие для студентов и аспирантов психологов. - СПб.: Питер, 1997. - 330 с.
3. Жабский М.И. Свобода и ответственность в телевещании // Высшее образование в России. -
2002. - № 3. - С. 63-66.
4. Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: из опыта работы / под ред. А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991. - С. 24-49.
5. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998. - 168 с.
6. Осорина М.В. Черная простыня летит по городу, или зачем дети рассказывают страшные истории // Знание - сила. - 1986. - № 10. - С. 43-45.
7. Петров В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Дис. . канд. психол. наук. - Иркутск, 1999. - 168 с.
8. Попова О.М. Чувство комического как средство коррекции отрицательных эмоциональных состояний: Учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ,
2003. - 170 с.
9. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 1992. - № 5-6. - С. 31-36.
10. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции: Дис. . канд. психол. наук. - М., 1991. - 170 с.
11. Славина Л.С. Трудные дети: избранные психологические труды. - 2-е изд. - М.; Воронеж, 2002. - 432 с.
12. Тарасов К.А. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество // Высшее образование в России. -2002. - № 3. - С. 66-76.
13. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры // Искусство в школе. - 2005. - № 6. - С. 73-74.
14. Федоров А.В. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры // Прикладная психология. - 2002. - № 2. - С. 84-89.
15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Изд-во «Республика», 1994. - 447 с.
16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
17. Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 126 с.
УДК 159.9.07
Тимофеева Ирина Владимировна
Екатеринбургский филиал Уральского государственного университета физической культуры
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
В статье рассматривается стиль родительского отношения в семьях, имеющих ребенка с детским церебральным параличом. Заболевание создает особый социальный контекст жизни и развития подростка, влияет на его самопознание, самоотношение, особенности взаимоотношений с другими людьми. Анализируется влияние особенностей семейных отношений на развитие самосознания личности. Результаты исследования показывают, что отношение отца к больному ребенку зачастую строится как проекция супружеских отношений, таким образом, адекватность матери в ситуации больного ребенка приводит к адекватности отца в такой семье. Если же семейная система отличается эмоциональной дезорганизацией, то появление в ней больного ребенка осложняется дисфункциональными взаимодействиями, от которых страдает как вся семья, как система, так и больной ребенок.
Ключевые слова: ребенок с детским церебральным параличом, самопознание, стиль родительского отношения, методика «Подростки о родителях».
аиагноз детский церебральный паралич (ДЦП) у ребенка - серьезный источник стресса и потенциального дистресса для . Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Рождение ребенка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опос-
редована характером внутрисемейных отношений. Именно эти отношения - один из важнейших факторов психосоциальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Переживание чувства здоровья связано не только с отсутствием болезни и инвалидности, но и с наличием полноценного гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния человека, которое позволяет ему оптимально, без всяких ограничений осуществлять общественную и, прежде всего, трудовую деятельность. Внут-
40
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Тимофеева И.В., 2013
ренняя картина здоровья, по существу - составная часть самосознания. Оно же под влиянием интеро-и экстерорецепторов формирует представление о физическом состоянии, которое сопровождается своеобразным эмоциональным фоном [3, с. 38].
Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Самопознание по типу «я и другой человек» сохраняется у человека на всю жизнь, носит очень эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нем. И очень важно в развитии самопознания перейти на другой, более высокий уровень сравнения - себя с самим собой, по типу «Я и Я» [7, с. 261].
Л.С. Выготский отмечал, что человек с биологическим дефектом от рождения не ощущает его как таковой, а лишь его социальные последствия. Заболевание создает особый социальный контекст жизни и развития подростка, влияет на его самопознание, самоотношение, особенности взаимоотношений с другими людьми [2, с. 124].
Результаты исследований подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата показали, что подростки с ДЦП по сравнению с группой здоровых сверстников в меньшей степени уделяют внимания индивидным характеристикам индивидуальности, таким, как пол, возраст, особенностям внешности, в меньшей мере склонны к анализу свойств личности, своих поступков, особенностей межличностного взаимодействия с другими людьми. Для подростков с ДЦП характерны конфликтный и неустойчивый образ «Я», отсутствие стремления к достижениям, саморазвитию, переживание ограниченности своих возможностей, отличия от других людей. Следствием данных переживаний является высокий уровень тревожности, осознание чувства неполноценности [5, с. 22].
Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. В качестве фактора, оказывающего наиболее существенное влияние на развитие самосознания личности, большинство авторов выделяет особенности семейных отношений [6, с. 79].
Как всякое сложное системное явление личность формируется под воздействием большого числа факторов, среди которых социальная среда является если не главным, то одним из основных. Л.С. Выготский говорил о социальной среде не только и не столько как о факторе, а скорее как об источнике развития личности ребенка.
Семья является той социальной средой, которая окружает человека на всем протяжении формирования его самосознания, вплоть до обретения
им относительной стабильности, оказывая часто как позитивное, так и негативное влияние на развитие его «Я». Формирование самосознания непосредственно связано с особенностями семейных отношений ребенка. Именно семья в лице родителей представляет собой первый опыт общения ребенка с окружающим миром.
Важным фактором, предрасполагающим ребенка с ДЦП к эмоциональному неблагополучию, являются неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания.
Е.А. Капцова в своих исследованиях проводила анализ особенностей воспитания. Согласно представлениям подростков, в условиях семейного благополучия стиль родительского отношения представляет собой совокупность проявлений теплого, положительного отношения к ребенку и умеренной, необходимой ему, директивности. Непоследовательность воспитательных приемов, характеризующаяся несовпадением отцовских и материнских требований или противоречивостью требований каждого из родителей, оказывает негативное влияние на развитие самосознания подростка. Чрезмерная директивность родителей, также как и отсутствие контроля, воспринимается подростком как фактор семейного неблагополучия [4, с. 31].
Р. Райан и К. Фредерик определили, что субъективная жизнеспособность является индикатором психологического благополучия. Они пришли к выводу, что субъективная жизнеспособность соотносится не только с такими шкалами психологического благополучия, как автономия и позитивные отношения с окружающими, но и с физическими симптомами [8, с. 132].
Для изучения установок, поведения и методов воспитания родителей, имеющих детей с ДЦП, было исследовано 306 семей, проживающих в г. Екатеринбурге и других городах Свердловской области. В соответствии с генеральной совокупностью, семьи, где есть девочки и мальчики с диагнозом ДЦП, распределились в пропорции 1:1,8 (семьи с девочками - 142; семьи с мальчиками -164). Средний возраст детей составил 11 лет, возраст родителей - 27-45 лет. Семейный статус: полные семьи - 220, неполные - 86. Другим значимым показателем данной выборки выступает нарушение интеллекта, что часто является вторичным дефектом при ДЦП. Среди мальчиков с нарушением интеллекта - 50 человек, среди девочек - 40 человек.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы клиническое интервью и методика «Подростки о родителях» Л.И. Вассермана [1, с. 19]. Тест дает достаточно объективную информацию о своеобразии восприятия подростком своих родителей в различных жизненных ситуациях.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась проведением статисти-
ческой обработки данных с помощью программного пакета StatisticaforWindows 11.5. В результате факторного анализа с помощью Varimaxnormal были заданы несколько факторов. Для восприятия семейной среды подростками с ДЦП в нашем исследовании были значимы следующие факторы:
- фактор 1 «взаимосвязь семьи и отношений подростка к родителям». В него вошли переменные: «семья», «пол», «сохранный интеллект», «статус инвалида», «оценка родителей». Данный фактор свидетельствует о том, что в полных семьях, имеющих девочку с ДЦП с сохранным интеллектом, со статусом инвалид наблюдается авторитет матери (г= -0,557), который основан на доверии, ребенок воспринимается ею как личность. В нашем исследовании было выявлено, что с позиции ребенка все стилевые особенности родителей при взаимодействии в семьях являются неудовлетворительными. Показатели непоследовательности в воспитании отца выше (г= 0,782), чем у матери (г= 0,727), но в тоже время ребенок чувствует к себе эмоциональное отвержение со стороны папы (г=0,457).
- фактор 2 «отношение к объекту идентификации». В этот фактор вошли: «семья», «пол», «сохранный интеллект», «оценка родителей», «конкретно-личностное отношение ребенка». Мы предполагаем, что в полных семьях (г= 0,542), воспитывающих мальчиков с ДЦП с сохранным интеллектом наблюдается позитивное отношение матери (г= 0,535), но в тоже время наблюдаются высокие показатели враждебности со стороны матери (г= 0,722) и отца (г= 0,755), которая проявляется чрезмерной строгостью в межличностных отношениях, наряду с этим демонстрируется ответственность за судьбу сына. Так, позитивность матери мальчики видят, прежде всего, в относительно критическом подходе к ним, тогда как девочки позитивный интерес отца к себе соотносят с отцовской уверенностью в себе, проявляющуюся в теплых и открытых отношениях к дочери. Поэтому мальчики и девочки с сохранным интеллектом считают поведение родителя противоположного пола, и родителей как целостности по отношению к себе недружественным. Можно было бы предполагать, что подростки с ДЦП рассматривают взаимоотношения с родителями как директивные и враждебные. Но в нашем исследовании были выявлены отрицательные значимые коэффициенты по данным показателям. Отмечается непоследовательность в воспитании со стороны отца (г= 0,693) и в тоже время автономность (г= 0,477), что проявляется в формальном отношении к воспитанию сына.
По нашему мнению, в неполных семьях (г=- 0,653), воспитывающих девочек с ДЦП сохранным интеллектом отношение к матери со стороны дочери положительное (г= 0,458), показатели положительного отношения к отцу значительно выше (г= 0,629), что
может свидетельствовать об огромном желании иметь рядом отца. В современных исследованиях отцовства установлено, что отцовство сильнее зависит от супружеских отношений и в контексте семьи на взаимоотношение отца и ребенка существенное влияние оказывает фактор отношений матери и отца. Данный фактор состоит из: во-первых, ожиданий матери по отношению к отцу в ситуации больного ребенка; во-вторых, специфики взаимоотношений матери с отцом ребенка (брачный статус, конфликты, развод и пр.); в-третьих, особенностей развития ребенка. Для исследуемых семей основополагающим компонентом данного фактора выступает брак. Обращает на себя внимание, что в семьях, где дети имеют нарушение интеллекта, больше страдают девочки. Это объяснимо с позиции классического психоанализа, когда отец в конкретный период онтогенеза не принимает в девочке женщину, не оказывает ей знаков внимания и пр.
Но в тоже время в нашем исследовании мы выявили, что в семьях, имеющих девочку с нарушением интеллекта, наблюдается враждебность со стороны матери (г= 0,805), что по нашему мнению, проявляется определенной дистанцией к членам семьи, непоследовательности тактики воспитания (г= 0,591). Наибольший вес по шкалам мы отмечаем в диаде отец-дочь: враждебность (г= 0,889), автономность (г= 0,924), что может свидетельствовать о неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери - эмоционально-холодном, отгороженностью от проблем семьи.
Следовательно, мать с позиции мальчика и отец с позиции девочки не пытаются навязать им определенные «социальные нормы», ориентирующие подростка на так называемое «правильное» поведение. Подростки не рассматривают отношение родителей к себе и как враждебное, соперничающее. Можно предполагать, что подростки с сохранным интеллектом не имеют четких представлений о системе взаимоотношений в их семьях, не могут определить стиль взаимодействия с родителями, что выступает показателем инфантильности таких детей.
Считается, что в семьях, где есть больной ребенок, матери чрезмерно вовлечены в воспитание и лечение ребенка, в то время как отцы уходят от данной ситуации эмоционально или физически. Появление в семье больного ребенка часто приводит к семейным конфликтам, проецируемым на ребенка с ограничениями жизнедеятельности. С одной стороны, главным компонентом эмоционального процесса в такой семье выступает супружеский конфликт, суть которого в сложностях приспособления мужа и жены как целостной системы к ситуации появления и нахождения в семье больного ребенка, проявляющегося в постоянных обвинениях друг друга. С другой стороны, в подобных семьях развивается другой конфликт, смыслом которого является попытка одной из сторон изменить отноше-
42
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
ние второй стороны к данной ситуации. Один из супругов начинает подстраиваться под требования другого для поддержания благоприятных семейных отношений, что приводит к доминированию другого супруга. Тот, кто пытался сохранить семью, в конечном итоге становится неспособным принимать самостоятельные решения, что и приводит к более глубокому эмоциональному и/или физическому отстранению от ситуации. Оставшийся в семье супруг часто неосознанно проецирует неудачу в семейной жизни на больного ребенка.
Нами было выявлено, что подобное отношение к больному ребенку демонстрируют как мать, так и отец. Несмотря на то, что по отношению к мамам дети с ДЦП при проведении клинического интервью не высказывают негативного отношения, в нашем исследовании установлено, что сами мамы достаточно часто демонстрируют эмоциональную отстраненность по отношению к своему больному ребенку. Это проявляется как через привлечение к воспитательному процессу нянь, бабушек и др., так и через психологический отказ от ребенка.
Таким образом, материнское отношение к ребенку отличается с одной стороны, гиперконтролем, суть которого в поддержании инфантильности ребенка, с другой стороны - эмоциональной депривацией, что сказывается на соматическом и психическом состоянии больного ребенка. Можно предположить, что отношение отца к больному ребенку зачастую строится как проекция супружеских отношений, таким образом, адекватность матери в ситуации больного ребенка приводит к адекватности отца в такой семье. Если же семейная система отличается эмоциональной дезорганизацией, то появление в ней больного ребенка осложняется дисфункциональными взаимодействиями, от которых страдает как вся семья, как система, так и больной ребенок.
Взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать эффективную потребностно-мотивацион-ную систему маленького человека, позитивный взгляд на мир и на самого себя. Те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении. Наиболее вредным оказывается непредсказуемость
родительских реакций, которая лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как чувствительные, эмоционально понимающие и сопереживающие детям родители, адекватно и своевременно реагирующие на все потребности ребенка, формируют в нем уверенность в том, что он может контролировать свои действия, себя, других и достигать своих целей. Если же в родительских отношениях преобладает эмоциональное отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, а тем более, если это больной ребенок, у него может возникнуть чувство опасности, непредсказуемости среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Отношение к больному ребенку - одна из важнейших характеристик семьи, определяющая ее внутренние ресурсы в процессе психосоциальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список
1. Вассерман Л.И. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. - М., 1995. - 56 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5: Основы дефектологии. - М., 1983. - 368 с.
3. Исаев Д.Н. Психология больного ребёнка. -СПб., 1993. - 76 с.
4. Капцова Е.А. Особенности отдельных компонентов самосознания подростков в индивидуально-специфических условиях восприятия семейной ситуации // Семейная психология и семейная терапия. - 2002. - № 2. - С. 27-45.
5. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: сб. - М., 1991. - С. 21-24.
6. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. - 284 с.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2003. - 639 с.
8. Ryan R.M., Frederick C. Onenergy, personality, andhealth: Subj ectrvevitalityasadynamicreflection-ofwell-being // Journal of Personality. - 1997. -Vol. 65. - Р. 529.