10. На конференции в ТГУ собрались студенты, чье будущее связано с Китаем [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/ news/na-konferentsii-v-tgu-sobralis-studenty-che-budushch/ (дата обращения: 01.12.2016).
11. Обучились народным промыслам. [Электронный ресурс]. URL: http://alt.kemsu.nu/articles/5531 (дата обращения:
09.12.2016).
12. Студенты Китайско-российского института пройдут обучение в НГУ [Электронный ресурс]. URL: http://Www.sib-science. info/nu/heis/pnaktiku-03112016 (дата обращения: 25.11.2016).
13. Центр Межкультурных коммуникаций КемГУ [Электронный ресурс]. URL: https://Vk.com/tsmk_kemsu (дата обращения:
22.10.2017).
14. Эрху в исполнении китайского студента КемГИК прозвучал в филармонии Кузбасса [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kemguki.ru/index.php9option (дата обращения: 25.11.2016).
References
1. Anefyev A. L., Shenegi F. E. the Foreign students in Russian universities [Inostnannye studenty v nossijskih vuzah]. Moscow, 2014. P. 29-49. (In Russian).
2. In Barnaul will open student forum "Altai-Asia — 2017" [V Bannaule otknoetsja studencheskij forum "Altaj-Azija — 2017"]. Available at: http://bannaul.ong/news/v-bannaule-pnoydet-studencheskiy-fonum-altay-aziya-2017.html (accessed 22.10.2017). (In Russian).
3. In the librarians of TSU begin to learn English [V 2017 godu bibliotekari TGU nachnut izuchat' anglijskij jazyk]. Available at: http://www.tsu.ru/news/v-2017-godu-bibliotekari-tgu-nachnut-izuchat-angli/ (accessed 29.12.2016). (In Russian).
4. In the top ten. The Ministry of education of China appreciated the Siberian universities [V desjatke luchshih. Ministerstvo obrazovanija Kitaja vysoko ocenilo sibirskie vuzy]. Available at: http://www.examen.ru/news-and-articles/news/v-desyatke-luchshix - inisterstvo-obrazovaniya-kitaya-vyisoko-oczenilo-sibirskie-vuzyi (accessed 25.11.2016). (In Russian).
5. Galazhinsky E. V. "Point of presence". Part. 1 ["Tochki prisutstvija". Ch. 1]. Available at: http://www.tsu.ru/university/rector_ page/tochki-prisutstviya-chast-1/ (accessed 18.10.2017). (In Russian).
6. Days of Chinese culture started in Kemerovo [Dni kitajskoj kul'tury startovali v Kemerovo]. Available at: http://kemoblast.ru/ news/guests/2016/02/09/dni-kitajskoj-kultury-startovali-v-kemerove.html (accessed 22.10.2017). (In Russian).
7. Zaretskaya S. L. international component of modern higher education. Globalization and education [Globalizacija i obrazovanie]: a collection of reviews. Ed. S. L. Zaretskaya. Moscow: INION, 2001. P. 37-73. (In Russian).
8. The Chinese students came to Novosibirsk state University [Kitajskie studenty priehali v Novosibirskij gosuniversitet]. Available at: http://www.nsu.ru/d675236cdd6f640caa87fafe57419760 (accessed 25.11.2016). (In Russian).
9. Krasilnikova O. S. Forms of implementation of intercultural communication in the educational sphere (on the example of Siberian universities). Actual questions of Humanities in modern conditions of development of a country [Aktual'nye voprosy gumanitarnyh nauk v sovremennyh uslovijah razvitija strany] : collection of scientific works of the international scientific -practical conference № 4. Saint Petersburg, 2017. P. 12-14. (In Russian).
10. At the conference at the University brought together students, whose future is linked to China [Na konferencii v TGU sobralis' studenty, ch'e budushhee svjazano s Kitaem]. Available at: http://www.tsu.ru/news/na-konferentsii-v-tgu-sobralis-studenty-che-budushch/ (accessed 01.12.2016). (In Russian).
11. Learned traditional crafts [Obuchilis' narodnym promyslam]. Available at: http://alt.kemsu.ru/articles/5531 (accessed 09.12.2016). (In Russian).
12. Students of Chinese-Russian Institute will be trained in NSU [Studenty Kitajsko-rossijskogo instituta projdut obuchenie v NGU]. Available at: http://www.sib-science.info/ru/heis/praktiku-03112016 (accessed 25.11.2016). (In Russian).
13. Center of Intercultural communications KemSU [Centr Mezhkul'turnyh kommunikacij KemGU]. Available at: https://vk.com/ tsmk_kemsu (accessed 22.10.2017). (In Russian).
14. Erhu performed by a Chinese student KemSIC sounded at the Philharmonic of Kuzbass [Jerhu v ispolnenii kitajskogo studenta KemGIK prozvuchal v filarmonii Kuzbassa]. Available at: http://www.kemguki.ru/index.php9option (accessed 25.11.2016). (In Russian).
УДК/uDC 378.1:659.4 Е. В. Кривцова, Я. Н. Винникова
E. Krivtsova, Y. Vinnikova
влияние специальных мероприятий
НА ИМИДЖ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
influence of special activities
ON THE IMAGE OF THE HIGHER EDuCATIONAL INSTITuTION
Введение. В данной статье рассматриваются структурные элементы имиджа вуза, формирующие имидж в целом, и продвижение университета с помощью специальных мероприятий.
Методология. Авторы использовали следующие методы: анкетный и экспертный опросы. В исследования общую выборку респондентов составили 167 человек, из них 100 — студенты младших и старших курсов г Кемерово (КемГУ, РЭУ им. Р. Г Плеханова, КемГМА, КузГТУ, КГИК,
КГСХИ, КемТИПП), 62 — иностранные студенты КемГУ, 5 — эксперты в сфере имиджа образовательных учреждений и организации специальных мероприятий.
Результаты отражают представления студентов г Кемерово и экспертов о существующем имидже Кемеровского государственного университета и влиянии на него специальных мероприятий.
Заключение. Важно поддерживать те компоненты имиджа, которые оценены на высоком уровне, при этом стоит акцентировать внимание на тех, позиции которых являются более слабыми.
Introduction. This article examines the structural elements of the image of the university, which form the image in general, and the promotion of the university through special events.
Materials and Methods. In accordance with the purpose and objectives of the study, an empirical study was developed and conducted. The total sample of the study was 167 people, of which 100 people were students of junior and senior courses in Kemerovo (KemSU, Plekhanov Russian Academy of Economics, KemGMA, KuzGTU, KGIK, KGSKhl, KemTIP), 62 people were foreign students of KemSU, 5 people were experts in the sphere of image of educational institutions and organization of special events. The study used the following methods: questionnaire and expert surveys.
Results. The results of a study aimed at studying the views of students of Kemerovo and experts on the existing image of the Kemerovo State University and the impact of special events on it are presented.
Conclusions. It is important to maintain those components of the image that are evaluated at a high level, while it is worth focusing on those whose positions are weaker. Undoubtedly, it is necessary to remember that KemSU is now one of the supporting universities of Russia, which not only adds prestige to the image of the university, but also adds responsibility for carrying out special events.
Ключевые слова: имидж, высшие учебные заведения, PR-технологии, специальные мероприятия.
Keywords: image, higher education institutions, PR-technologies, special events.
Введение
Рынок образовательных услуг не отстает от тенденций в экономической сфере. Предложения в сфере образования с каждым годом растут. До 90-х годов высшие учебные заведения являлись в основном государственными учреждениями и не вели конкурентную борьбу. Сейчас же на рынок образовательных услуг вышли коммерческие вузы, что обострило конкуренцию. Стоит учитывать, что борьба за абитуриентов ведется не только на территории России, но и на международном уровне. Также усложнило задачу введение единого государственного экзамена, что позволило абитуриентам дистанционно подавать документы в любой вуз без вступительных экзаменов. Поэтому вузу как институту образования имидж необходим.
Имидж должен отражать все направления работы в вузе и перспективы его развития [2; 6; 7; 14]. Также необходимо отметить, что имидж вуза должен быть естественным для российских абитуриентов, поэтому его формирование должно происходить с учетом российской культуры и менталитета.
Создание имиджа вуза является сложным многоуровневым процессом. Для достижения цели необходимо применять различные маркетинговые и PR-технологии [3; 4; 8; 10; 12]. В данной работе рассматривается формирование имиджа вуза через проведение специальных мероприятий, которые являются и PR-технологией, и методом событийного маркетинга [13].
Несомненным фактором формирования имиджа высшего учебного заведения является влияние студентов друг на друга не только внутри своего вуза, но и при различных коммуникациях со студентами других образовательных учреждений. При создании имиджа вуза необходимо учитывать интересы родителей, учителей, работодателей и других вузов.
При формировании положительного имиджа важно правильно определить его тип, который будет разрабатываться. Для этого нужно понять, из каких структурных элементов состоит имидж, и определить его структуру. Обычно выделяют в структуре имиджа восемь групп [13]:
1. Имидж образовательной услуги — представление потребителей об уникальных характеристиках, которыми обладает услуга.
2. Имидж потребителей образовательных услуг — информация о социальном статусе, образе жизни и некоторых психологических характеристиках потребителей.
3. Внутренний имидж организации — это представления самих сотрудников и студентов о вузе.
4. Имидж ректора вуза и ученого совета — представления о намерениях, способностях, ценностных ориентациях и психологических характеристиках руководителя вуза, которые могут быть сформированы через наблюдение за такими характеристиками, как внешность, особенности поведения, хобби, проявление личных качеств.
5. Имидж персонала — собирательный образ преподавательского состава, наиболее характерные для него черты.
6. Социальный имидж организации — представления общества о социальных целях и роли вуза в различных сферах жизни общества.
7. Визуальный имидж организации — образ вуза, основанный на зрительных ощущениях, которые фиксируют интерьер корпусов и учебных аудиторий, фирменную символику университета.
8. Бизнес-имидж организации — представления о вузе как о субъекте деловой активности.
Также можно выделить виды имиджа по направлению его воздействия: региональный, национальный и международный [9]. Для формирования положительного имиджа вуза необходимо использование РЯ-технологий — последовательность действий, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач субъекта [15]:
1) взаимодействие со СМИ;
2) создание интернет-сайта;
3) проведение специальных мероприятий (событий).
И. В. Алешина определяет специальные мероприятия как «мероприятия, проводимые организацией в целях привлечения внимания общественности к самой организации, ее деятельности, продуктам и услугам» [1].
Специальные мероприятия стали не так давно использоваться в России как РЯ-технология. Специальные мероприятия являются эффективным средством для формирования положительного имиджа вуза, но требуют хорошей подготовки и качественного проведения, так как только после проведения мероприятия у потребителя сложится впечатление о вузе и он сможет поделиться впечатлениями с окружающими. Несомненным достоинством данной РЯ-технологии является то, что в момент проведения специального мероприятия потребители знакомятся с внутренней средой вуза: традициями, обычаями, культурой, администрацией вуза, преподавательским составом, активной студенческой средой.
Все виды специальных мероприятий можно разделить на информационные, культурные, научные, образовательные, благотворительные, праздничные. Можно совмещать данные группы мероприятий (например, научно-образовательные мероприятия).
С помощью специальных мероприятий происходит прямая коммуникация целевой аудитории с внутренней средой университета, ценностями, традициями, преподавателями, транслируется желаемый имидж вуза. При этом не всегда цель специального мероприятия — произвести впечатление, иногда это может быть снятие стереотипов и формирование новых установок.
Помимо вышеописанных РЯ-технологий, применяются:
• SMM — взаимодействие с целевыми аудиториями с помощью социальных сетей;
• использование единого фирменного стиля — контроль за применением фирменного стиля, работа с руководством вуза по его использованию;
• партнерское взаимодействие с лидерами общественного мнения — коммуникация с лицами, представляющими в своем лице власть и общественность (администрация г. Кемерово, избирательная комиссия, Совет народных депутатов Кемеровской области);
• формирование корпоративной культуры — наличие или создание традиций и ритуалов вуза [11 ].
Организация специального мероприятия и его проведение является сложной системой, которая задействует множество ресурсов. Для учреждений высшего образования необходимо в первую очередь создать эффективный диалог с социумом. У вуза может быть не одна целевая аудитория (абитуриенты, родители, партнеры и т. д.), и для положительной коммуникации с ними необходимо использовать новые креативные идеи, новые формы взаимодействия. Специальные мероприятия являются не только одной из таких форм, но и способствуют росту «символического капитала» (имидж, репутация, узнаваемость), что является мощным основанием для эффективной деятельности вуза на рынке образовательных услуг.
Организация и проведение специальных мероприятий осложняется большим количеством рисков. Для создания эффективного мероприятия необходимо пройти через четыре этапа: этап исследования, планирования, реализации и оценки эффективности мероприятия.
Главной особенностью специальных мероприятий является отсутствие прямого рекламного сообщения. Вся коммуникация вуза (его руководства, профессорско-преподавательского состава, студентов) с целевой аудиторией основана на эмоциональном воздействии, то есть формирование имиджа вуза в сознании людей осуществляется косвенно. Следовательно, для достижения цели необходимо проводить мероприятия, которые оставят положительные воспоминания у общественности [5].
В высших учебных заведениях существуют традиционные мероприятия, которые проводятся регулярно и ожидаемы всеми целевыми аудиториями. К таким мероприятиям относятся: День знаний, День открытых дверей, Татьянин день, церемония вручения дипломов и др.
Также вуз может проводить публичные лекции, конференции, торжественные церемонии награждения.
Кемеровский государственный университет ежегодно проводит фестиваль непрофессионального творчества студентов «Студенческая весна», студенческий фестиваль «Сказочная тайга», конкурс социально значимых проектов «Парад идей», научные конференции среди студентов и преподавателей, различные школы актива органов студенческого самоуправления вуза. Также университет формирует положительный имидж, выступая площадкой для проведения всероссийских форумов и школ. Например, «Школа студенческой весны» в Сибирском федеральном округе, IV Всероссийский фестиваль студенческих театров «Встречное движение», студенческий патриотический форум федерального проекта «Всероссийская сеть студенческих патриотических центров».
Таким образом, специальные мероприятия играют важную роль в формировании имиджа вуза. Они позволяют выстраивать прямой диалог между вузом и целевой аудиторией, транслировать ценности и традиции. Интенсивность проведения специальных мероприятий и их качественный показатель позволяет сделать выводы о насыщенности студенческой жизни.
Методология
Для подтверждения влияния специальных мероприятий на имидж высшего учебного заведения нами было разработано и проведено эмпирическое исследование. Общую выборку исследования составили 167 человек, из них 100 человек — студенты младших и старших курсов вузов г. Кемерово (КемГУ, РЭУ им. Плеханова, КемГМА, КузГТУ, КГИК, КГСХИ, КемТИПП); 62 человека — иностранные студенты КемГУ, 5 — эксперты в сфере имиджа образовательных учреждений и организации специальных мероприятий.
В исследовании применялись анкетный и экспертный опросы. Процедура исследования состояла из трех этапов: констатирующего эксперимента, целью которого являлось определение исходного имиджа университета, на втором этапе было проведено мероприятие «Наше единство» и на третьем — повторная диагностика. Сопоставление данных диагностических срезов позволило подтвердить идею о влиянии специальных мероприятий на имидж вуза.
Результаты
Анализ результатов, полученных на первом этапе исследования, показал, что 43 % студентов КемГУ при поступлении оценивали вуз с точки зрения его престижности. При этом 26 % опрошенных студентов КемГУ гордятся своим вузом, 55 % — скорее гордятся своим вузом, но не могут дать четкий ответ. Полученные данные позволяют сделать вывод, что в КемГУ работают над созданием внутреннего имиджа вуза, но недостаточно продуктивно.
150 студентов (90 %) считают, что участие студенческих организаций в формировании имиджа КемГУ эффективно. Самыми популярными и известными студенческими объединениями являются профком студентов КемГУ (19,6 %), студенческий клуб КемГУ (14,3 %), студенческий вестник «Статус-ВО!» (13,3 %), а самым неизвестным — студенческий клуб дизайнеров КемГУ (6,3 %). Следовательно, участие студенческих организаций в формировании и поддержании имиджа КемГУ является плодотворным направлением работы вуза.
Как самые популярные мероприятия студенты отметили День открытых дверей (21,6 %), Школу кураторов в КемГУ (12,3 %), КетБЫ 2.0 (10,6 %), самое непопулярное — Клуб интернациональной дружбы (3,3 %). В опросном листе с перечнем мероприятий был указан и уровень проведения (мероприятия на уровне вуза, региональные, всероссийские и международные). Стоит отметить, что мероприятия, которые в результате опроса оказались популярными, являются региональными, что улучшает имидж КемГУ на уровне области. Разрыв между мероприятиями минимален, что означает
удовлетворительную работу на всех уровнях организации мероприятий. Большая часть респондентов также отметили, что проведение специальных мероприятий влияет на имидж КемГУ (94 %).
Кроме того, респондентам было предложено ранжировать вузы г Кемерово в зависимости от позитивности их имиджа (табл. 1).
Таблица 1
Вузы-лидеры г. Кемерово в зависимости от позитивности их имиджа (количество ответов респондентов)
Варианты ответа Место в рейтинге Количество ответов*
Кемеровский государственный университет — КемГУ 1 90
Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева — КузГТУ 2 83
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт — КГСХИ 7 3
Кемеровская государственная медицинская академия — КемГМА 3 48
Кемеровский государственный институт культуры — КГИК 6 15
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет) — КемТИПП 4 41
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Кемеровский институт (филиал) 5 20
Итого: 300
Тройка лидеров — КемГУ (30 %), КузГТУ (28 %), КемГМА (16 %). На последнем месте оказался имидж КГСХИ (1 %). Таким образом, КемГУ лидирует на рынке образовательных услуг г. Кемерово, но его главным конкурентом является КузГТУ, разрыв с которым составляет всего лишь 2 %.
Среди студентов распространено мнение, что «имидж вуза высокий, но он отчасти соответствует действительности», — так считают 42 % опрошенных. При этом 31 % респондентов оценивают имидж вуза достаточно высоко и считают, что он полностью отражает реальность.
Таблица 2
Положительные стороны работы КемГУ, отражающиеся на его имидже (количество ответов респондентов)
Варианты ответа Количество ответов**
Качество образования 81
Преподавательский состав 60
Материально-техническая база 42
Состав студентов и их отношение к обучению 35
Разнообразие студенческой внеучебной деятельности 48
Наличие у вуза государственной аккредитации 39
Организация учебного процесса 23
Размер платы за обучение 16
Наличие в вузе бюджетных мест 52
Характер взаимоотношений между преподавателями и студентами 30
Характер взаимоотношений в студенческой среде 26
Интенсивность рекламной и РЯ-деятельности вуза 27
Отзывы о работе вуза представителей власти и управления 21
Итого: 500
* Количество ответов превышает количество респондентов, так как каждый респондент выбирал три варианта ответа.
** Количество ответов превышает количество респондентов, так как каждому респонденту необходимо было выбрать пять вариантов ответа
«I
Таким образом, студенты г. Кемерово считают, что сильными сторонами КемГУ являются: качество образования (16,2 %), преподавательский состав (12 %), наличие в вузе бюджетных мест (10,4 %), разнообразие студенческой внеучебной деятельности (9,6 %), материально-техническая база (8,4 %). Соответственно, работа производится в основном над следующими компонентами имиджа: имидж образовательной услуги, имидж персонала, внутренний имидж вуза.
В качестве недостатков в деятельности КемГУ респонденты отметили следующее: размер платы за обучение (16 %), характер взаимоотношений между преподавателями и студентами (12,6 %), характер взаимоотношений в студенческой среде (9 %), интенсивность рекламной и РЯ-деятельности вуза (8,6 %), организация учебного процесса (8,4 %). Таким образом, вузу необходимо сделать акцент на работе со следующими структурными элементами имиджа КемГУ: имидж образовательной услуги (в частности подкрепляющие ее атрибуты) и внутренний имидж КемГУ
Респондентам было предложено дать свои рекомендации по проведению специальных мероприятий: большее количество респондентов (17 %) считают, что для поддержания имиджа КемГУ необходимо проводить культурно-творческие мероприятия, самыми незначительными мероприятиями для имиджа вуза являются мероприятия по выстраиванию международных связей (6 %] и популяризации науки (6 %). Стоит отметить, что существует мнение, что в КемГУ достаточно много мероприятий, но стоит пересмотреть их организацию и проведение: «Нужны не конкретные мероприятия, а системный порядок, соответствующий современным реалиям. Также высокая ответственность и эффективное использование выделяемых средств создадут положительный имидж университета».
Для качественного анализа имиджа КемГУ и степени влияния специальных мероприятий на него был проведен экспертный опрос в заочной форме (формализованный опрос).
Респондентам было предложено ответить на вопрос «Как бы Вы оценили имидж КемГУ?». Из шести вариантов ответа эксперты выбрали только два: трое экспертов отметили, что имидж вуза высокий и полностью соответствует действительности, оставшиеся два — как высокий, но отчасти соответствующий действительности.
Лидерами в зависимости от позитивности их имиджа стали КемГУ и КузГТУ (пять человек), 2-е место заняла КемГМА (три эксперта) и 3-е место — КемТИПП (два респондента). Остальные вузы не отметил никто. Таким образом, самым главным конкурентом КемГУ является КузГТУ. Следовательно, конкурентная борьба требует новых форм поддержания имиджа вуза.
Единогласно эксперты указали, что специальные мероприятия влияют на имидж КемГУ и являются эффективным способом его формирования. Самыми популярными мероприятиями были выбраны следующие: Школа одаренных детей Кузбасса, День открытых дверей, «Встречное движение» (три человека). Два эксперта отметили КетБЫ 2.0 и Бренд-ивент. Таким образом, можно сделать вывод, что самыми популярными мероприятия являются те, которые проходят ежегодно или имеют высокий областной, региональный, всероссийский статус.
По мнению экспертов, сильными сторонами вуза являются: качество образования и разнообразие студенческой внеучебной деятельности (по 83%), преподавательский состав и материально-техническая база (по 67 %). Как недостатки были отмечены: размер платы за обучение и наличие бюджетных мест (по 67 %).
Проанализировав ответы экспертов, можно сделать вывод, что имидж КемГУ в области является положительным, но университету необходимо проводить крупные, масштабные мероприятия регионального и всероссийского уровней. Мероприятия по своей направленности могут быть разными: культурно-творческие, образовательные, научные. Главное — их грамотное сочетание.
Результаты исследования показали, что имидж КемГУ воспринимается как положительный, но не всегда соответствующий действительности. Необходимо выстраивать имидж не только на вузовском и региональном уровнях, но и на федеральном и международном.
При формировании международного имиджа можно организовывать фестивали и форумы, системно взаимодействовать с иностранными вузами, проводить обменные стажировки студентов, а также мероприятия различной направленности, способствующие развитию молодежного международного взаимодействия. Также можно работать с теми иностранными студентами, которые уже обучаются в КемГУ. Примером такого мероприятия, точнее ряда мероприятий, является проект «Наше единство», который стал победителем Всероссийского конкурса студенческих проектов в области общественных связей, рекламы и медийных технологий «Хрустальный Апельсин» в номинации «Формирование имиджа сибирского вуза, привлекательного для иностранных студентов».
Организовывался проект инициативной группой, куда входили активисты объединенного студенческого совета общежитий, то есть сами студенты, что вызвало доверие у участников. Проект проходил в семь этапов, включающих мастер-класс, творческие и спортивные мероприятия.
Нами был проведен анкетный опрос среди иностранных студентов КемГУ — участников данного мероприятия.
Отметим, что большая часть респондентов (69,3 %) воспринимала имидж КемГУ до проведения мероприятий положительно, а 30,7 % ответивших никак не оценивали образ вуза, поскольку КемГУ не отличается особо от других вузов (24,2 %), но при этом 24,2 % респондентов отметили, что вуз обеспечивает доступность образования и оценили вуз как престижный, а 13 % — назвали КемГУ современным, и только 4,3 % опрошенных негативно оценили вуз.
После мероприятия 89 % респондентов ответили, что их оценка КемГУ качественно изменилась: 71 % — остались очень довольны своим участием в мероприятиях. Стоит отметить, что негативных оценок не было. При этом 68 % студентов указали, что обязательно примут участие в подобных мероприятиях в будущем. Таким образом, данный проект можно сделать ежегодным, разрабатывать его, вносить изменения для привлечения внимания иностранных абитуриентов.
Кроме того, 97 % опрошенных отметили, что данный проект способствовал знакомству со студенческой средой и участию в ней, 98 % — указали, что повлиял на изменение отношения к процессу обучения (появилась уверенность в правильности выбранного места). Почти все студенты (94 %) отметили, что такие мероприятия необходимо проводить в университете. Можно сказать, что мероприятие является значимым и запоминающимся для студентов, попавших в абсолютно новые условия.
Больше половины респондентов (56 %) ответили, что посоветуют своим родным и друзьям поступать в КемГУ, и только 2 % — указали обратное.
Таким образом, данное мероприятие является необходимым при формировании международного имиджа КемГУ.
Заключение
Можно сделать вывод, что важно поддерживать те компоненты имиджа, которые оценены на высоком уровне, при этом стоит акцентировать внимание на тех позициях, которые являются более слабыми. Несомненно, необходимо помнить, что КемГУ теперь является одним из опорных вузов России, что не только прибавляет престижности имиджу вуза, но и добавляет ответственности при проведении специальных мероприятий.
Литература
1. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М. : Экмос, 2003. 164 с.
2. Ананченкова П. И. Имидж высшего учебного заведения как фактор его конкурентоспособности [Электронный ресурс] // Научная индустрия европейского континента. 2008. № 7. URL: http://Www.nusnauka.com/33_NIEK_2008/ Economics/36979... (дата обращения 19.09.2017).
3. Браун О. С. Современные технологии продвижения вуза [Электронный ресурс]. URL: http://Www.vkaznu.nu/index. php?showtopic=10423 (дата обращения: 20.10.2017).
4. Ворожбит О. Ю., Юрченко Н. А. Маркетинговые подходы к продвижению образовательных услуг // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-3. С. 280-284.
5. Каверина Е. А. Создание специальных событий как креативная технология продвижения вуза // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 110-116.
6. Калинин Р. Е., Котлярова М. Н. Имидж вуза в структуре имиджа региона // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2.
7. Косарева О. Е. Имидж вуза как элемент системы маркетинга образовательных услуг // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С. 63-67.
8. Основные направления PR-продвижения образовательных услуг вуза / Д. О. Медведева и др. // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 141-143.
9. Мелихов В. Ю. Диалектика формирования социально-экономического имиджа вуза как хозяйствующей системы: авто-реф. дис. ... д-ра эконом. наук. Тамбов, 2013. 318 с.
10. Мустафина Б. С. PR-коммуникации в формировании имиджа вуза // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. № 3 (20). С. 67-73.
11. Рогов И. И. Мотивация персонала в современных условиях // Вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 4. С. 172-176.
12. Савченко Ю. Ю. Ключевые вопросы продвижения продукта вуза через сайт // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2 (74). С. 306-310.
13. Скрипкина А. В. Стратегическое управление имиджем вуза // Общество и право. 2011. № 3 (35). С. 291-294.
14. Фролова О. В. Имидж как условие конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 121-126.
15. Чечулин А. В. Коммуникационные технологии в социальной сфере. СПб., 2007. 120 с.
References
1. Aleshina I. V. Public Relations for managers [Pablik rilejshnz dlja menedzherov]. Moscow: Ekmos, 2003. 164 p. (In Russian).
2. Ananchenkova P. I. The image of a higher educational institution as a factor of its competitiveness. Science industry of the European continent [Nauchnaja industrija evropejskogo kontinenta]. 2008. № 7. Available at: http://Www.rusnauka.com/33_ NIEK_2008/Economics/36979 ... (accessed 19.09.2017). (In Russian).
3. Brown O. S. Modern technology of university promotion [Sovremennye tehnologii prodvizhenija vuza]. Available at: http://Www. vkaznu.ru/index.php?showtopic=10423 (accessed 20.10.2017). (In Russian).
4. Vorozhbit O. Yu., Yurchenko N. A. Marketing approaches to the promotion of educational services. Fundamental research [Fundamental'nye issledovanija]. 2015. № 2-3. P. 280-284. (In Russian).
5. Kaverina E. A. Creation of special events as a creative technology of university advancement. Higher education in Russia [Vysshee obrazovanie v Rossii]. 2009. № 6. P. 110-116. (In Russian).
6. Kalinin R. E., Kotlyarova M. N. The image of the university in the structure of the image of the region. Personality in a changing world: health, adaptation, development [Lichnost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie]. 2013. № 2. (In Russian).
7. Kosareva O. E. Image of the university as an element of the marketing system of educational services. Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Science [Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki]. 2014. № 1. P. 63-67. (In Russian).
8. Medvedeva D. O. and etc. The main directions of PR promotion of educational services of the university. Higher education in Russia [Vysshee obrazovanie v Rossii]. 2011. № 11. P. 141-143. (In Russian).
9. Melikhov V. Yu. Dialectics of the formation of the socio-economic image of the university as an economic system [Dialektika formirovanija social'no-jekonomicheskogo imidzha vuza kak hozjajstvujushhej sistemy]: abstract of the dissertation ... doctor of economic Sciences. Tambov, 2013. 318 p. (In Russian).
10. Mustafina B. S. The PR-communications in the formation of the image of the university. Sign: the problem field of media education [Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija]. 2016. № 3 (20). P. 67-73. (In Russian).
11. Rogov I. I. Motivation of personnel in modern conditions. Vestnik of Rostov socio-economic institute [Vestnik Rostovskogo social'no-ehkonomicheskogo institute]. 2014. № 4. P. 172-176. (In Russian).
12. Savchenko Yu. Yu. Key issues of promoting the product of the university through the site. News of the Altai State University [Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta]. 2012. № 2 (74). P. 306-310. (In Russian).
13. Skripkina A. V. Strategic management of the image of the university. Society and Law [Obshchestvo i pravo]. 2011. № 3 (35). P. 291-294. (In Russian).
14. Frolova O. V. Image as a condition of the university's competitiveness. Higher education in Russia [Vysshee obrazovanie v Rossii]. 2012. № 6. P. 121-126. (In Russian).
15. Chechulin A. V. Communication technologies in the social sphere [Kommunikacionnye tehnologii v social'noj sfere]. Saint Petersburg, 2007. 120 p. (In Russian).
УДК/uDC 331.5-053.81 И. Ю. Рассохина, Е. В. Аршинова,
М. А. Билан, М. М. Горбатова
I. Rassokhina, Ye. Arshinova, M. Bilan, M. Gorbatova
КАРЬЕРНЫЕ ПЛАНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ CAREER PLANS IN THE PROFESSIONAL FORMATION OF YOuTH
Введение. Статья посвящена изучению готовности молодых людей к построению и реализации своих карьерных планов в условиях современного рынка труда.
Методология. Исследование представлений молодежи о современном рынке труда и карьерных планах проводилось с помощью анкетного и экспертного опросов.
Результаты. Рассмотрена способность молодых людей ориентироваться в кадровых запросах рынка труда, производственных отношениях. Описаны различия в представлениях о карьере молодых людей с опытом работы и с отсутствием трудового стажа. Данные сопоставляются с оценками экспертов (специалистов по кадровой работе и подбору персонала).
Заключение. Результаты исследования могут служить ориентиром для молодежи в построении карьерных планов, а также быть использованы при организации профориентационных мероприятий, трудоустройстве молодежи.
Introduction. The article is devoted to the study of readiness of young people to build and implement their career plans in conditions of modern labour market.