Научная статья на тему 'Влияние социальных условий на формирование и развитие стратегии жизни личности'

Влияние социальных условий на формирование и развитие стратегии жизни личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5520
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Л. Н.

Статья посвящена проблеме влияния общества на развитие стратегии жизни личности. Приведен теоретический анализ различных подходов к данной проблеме; отражены точки зрения таких авторов, как Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Разин и др. Сделан анализ факторов и условий, влияющих на направление развития индивида, личности и субъекта в обществе. В рамках статьи приведен анализ результатов исследований, связанных с изучением ценностных ориентации личности в современном обществе. Большое внимание уделено проблеме построения стратегии жизни и ее взаимосвязи с современной системой образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных условий на формирование и развитие стратегии жизни личности»

Щербакова Л.Н.

Международный независимый эколого-политологический университет

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена проблеме влияния общества на развитие стратегии жизни личности. Приведен теоретический анализ различных подходов к данной проблеме; отражены точки зрения таких авторов, как Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Разин и др. Сделан анализ факторов и условий, влияющих на направление развития индивида, личности и субъекта в обществе. В рамках статьи приведен анализ результатов исследований, связанных с изучением ценностных ориентаций личности в современном обществе. Большое внимание уделено проблеме построения стратегии жизни и ее взаимосвязи с современной системой образования.

Влияние общества на развитие человека достаточно полно раскрыто в работах Б.Г. Ананьева. Оно отражено в следующих положениях:

а) человек с момента рождения зависит от социальных условий существования. Сенсомо-торные навыки, механизмы поведения, ориентации в окружающем мире приобретаются в определенных условиях воспитания. Исходный, начальный момент жизненного пути каждого человека определяет его семья, занимающая определенное положение в обществе и обладающая определенным статусом. Формирование начальных свойств личности связано с образованием комплекса социальных связей и освоением норм и правил общественного поведения;

б) в процессе формирования людей определенного поколения складываются «типичные характеры эпохи», социально ценные свойства поведения и интеллекта, основы мировоззрения и готовность к труду;

в) социальное развитие личности имеет специфическое влияние на интенсификацию вербальных, речемыслительных процессов мозговой деятельности человека;

г) личностные свойства связаны с современным для данного общества и народа укладом жизни, с историей общественного развития (культурного, политического, правового), определившей становление современного образа жизни;

д) социальное формирование человека включает в себя образование человека как субъекта познания и деятельности. Смена различных видов деятельности (игра, учение, подготовка к труду в обществе) - это одновременно стадии развития свойств субъекта познания и деятельности, изменения социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов в статусе;

е) умственная, гражданская и трудовая зрелость человека зависит от общественно-эконо-

мической формации, классовой структуры общества, национальных особенностей и традиций и ни в коей мере не зависит от физического развития человека;

ж) та или иная степень сохранности личности, ее деградации или полного одряхления является функцией не только возраста, но и социально-трудовой активности, т. е. продуктом не только онтогенетической эволюции, но и жизненного пути человека как личности и субъекта деятельности. Деформация личности происходит в результате коренного изменения образа жизни и деятельности, статуса и ролей человека в обществе.

Выделенные положения дают возможность более точно понять механизмы формирования человека нашего времени. Обратимся к трудам ученых, в которых определены характерные особенности, влияющие на выбор жизненных ориентаций современного поколения. Прежде всего следует отметить влияние сознания, которое складывалось в период социалистической общественно-экономической формации. На том этапе общество не было готово к осмыслению вопросов психологии и личной жизни человека (К.А. Абульханова-Славская). В жизни людей преобладала общественная направленность, общепринятые стандарты, что в определенной степени снимало с них ответственность и ограничивало проявление инициативы и самостоятельности в решении жизненных вопросов.

В этом социальном контексте формировался особый тип мышления, представления об активности, способах самовыражения, об организации времени, стратегиях построения общения.

Социальная атмосфера того времени привела к определенным психологическим потерям, которые еще предстоит восполнить, чтобы научить человека адекватно воспринимать сегодняшнюю реальность. По мнению К.А.

Абульхановой-Славской, понесенные потери прежде всего связаны с утратой внутреннего самоконтроля, ответственности за свою жизнь, поступки и поведение. В жизни людей чаще преобладают такие личностные механизмы, как «возложение ответственности», когда человек обвиняет других в своих неудачах; «подражание окружающим», что приводит к утрате своей индивидуальности.

Все это накладывается на новые условия, в которых протекает современная жизнь, связанная с новым пространством, временем, правовым полем, ценностями, идеалами и требующая нового взгляда на вещи, события, ситуации, социальные процессы.

Каждый конкретный этап развития общества определяет свои тенденции в развитии личности. Сегодня реализация человеком себя как личности осуществляется в предлагаемых обществом кардинально новых условиях, которые прежде всего связаны с демократическими преобразованиями, открывающими возможность каждому человеку активно участвовать, с одной стороны, в общественных процессах, а с другой - в индивидуальной деятельности. Иными словами, человек волен свободно выбирать определенные стороны жизни, и выбор этот будет зависеть от его активности и сознательности (А.В. Разин).

Ориентация в этом новом времени требует от человека нового мышления, адекватно отвечающего сегодняшней реальности, без которого невозможно осознать и найти пути решения современных проблем. Оно жизненно необходимо для понимания процессов, идущих как в мире в целом, так и в нашей стране в частности. И, как известно из исследований отечественных и зарубежных ученых-психологов, любой значительный прорыв начинается с разрыва с деструктивными традициями, старым мышлением и старыми парадигмами. «Попытка изменить установки и поведение окажется бесплодной, если мы не изучим те основные парадигмы, из которых эти установки и поведение проистекают» (Кови С.).

В целях диагностики современной ситуации и изучения ее влияния на развитие человека мы обратились к основным процессам, происходящим в мире. В их числе Ф.М. Бурлацкий назвал социальные и технологические (компьютерная, информационная) революции со всеми их достижениями, противоречиями и проблемами. Влияние этих революций трудно

переоценить. Сегодня абсолютно ясно, что мир уже никогда не будет прежним. Технологическая революция коренным образом изменила материальные основы человеческого существования и позволила узнать о колоссальных сдвигах, которые происходят в мире, а также сравнить условия своего труда и профессиональное мастерство с достижениями рабочих и служащих зарубежных стран, а не только с достижениями своей страны на разных этапах исторического развития. Следует отметить, что технологический прогресс коренным образом изменил и общественные отношения, создав различные социальные группы, различающиеся по степени материального достатка, положению в обществе и другим признакам. В результате в основе нового общественного сознания стало равнодушное отношение к обездоленной части населения. Однако главный критерий цивилизованности общества, как справедливо заметил еще в середине XIX века американский философ Ральф Уолдо Эмерсон, «не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной». Позже эту точку зрения разделял и Франклин Рузвельт, который считал, что « прогресс проверяется не изобилием у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». И в сегодняшних условиях эти позиции не утратили актуальность. Общественное развитие должно быть тесно связано с развитием всего лучшего, что заложено в человеке, и уровень цивилизованности может измеряться именно этой меркой.

Однако в нашей стране технологический прогресс взял верх. Причиной тому, как отмечает Л.П. Буева, является «перевернутость системы отношений между целью и средствами» (с. 47). Экономические реформы становятся самоцелью общественного развития вместо того, чтобы быть средством для решения социальных и культурных задач. В результате на фоне смещения социальных систем и идеологий, нестабильности правовых и моральных критериев утверждаются денежные отношения, отношения силы, стремление к материальному обогащению, которые уводят людей от морали и духовных ценностей (К.А. Абульханова-Славс-кая, Л.П. Буева, В.С. Мухина).

Деструкция, охватившая систему нравственности, культуры и образования, создает основу для нравственного разрушения и демо-

рализации общества. Подтверждением тому является снижение показателей практически по всем параметрам человеческого существования: ухудшается здоровье нации, растет число социальных сирот, обостряется проблема дето-ро-дительских отношений и вообще отношений между людьми.

Мир оказался жестоким по отношению к слабым и малозащищенным слоям населения. Современное общество это упускает из виду. Человек же живет и формируется в контексте той обстановки, которая его окружает и составляет его жизнь, как это показано выше в положениях, выявленных на основе анализа работ Б.Г. Ананьева.

В сложившихся сегодняшних условиях людям трудно контролировать ситуацию, поэтому они часто ограничиваются лишь созданием внешнего имиджа, боясь осуждения, делают вид, что с ними ничего не происходит.

Характерная особенность нашего времени заключается в том, что современная жизнь протекает в постоянно меняющемся, противоречивом мире, что естественно сказывается на всех сторонах человеческой жизнедеятельности. Одной из причин такого положения является отсутствие консолидирующей идеи, объединяющей все общество. И чтобы в этих условиях достичь гармонии с окружающей средой, непременно требуются перемены в природе самого человека. Однако изменения происходят быстрее, чем мы успеваем на них реагировать и перестраиваться. Стремительно меняющийся мир принципиально отличается от мира предшествующего поколения. В этой связи становление социальной идентичности молодежи и освоение ею новых социальных ролей сопряжено с рядом трудностей. С одной стороны, молодежь в силу своих возрастных особенностей более мобильна и более способна к инновационной деятельности, а с другой стороны, далеко не каждый может реализовать преимущества возраста, так как находится под влиянием жизненного опыта своих родителей, который формировался в иных условиях общественного развития.

В этой связи на первый план выдвигается проблема успешной социализации человека в новых условиях, требующих от него гражданской зрелости, с наступлением которой он становится личностью и субъектом гражданских прав, приобретает способность ориентироваться в формате современной жизни.

Для этого особое значение имеет образование индивидуальности и обусловленного ею единого направления развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека, которые стабилизируют эту структуру и являются важными факторами высокой жизнеспособности и долголетия (Б.Г. Ананьев, с. 81).

В современном обществе для этого уже создаются необходимые условия. Например, свобода, как важнейшая ценность социальных преобразований, открывает новые горизонты для развития человека, давая ему возможность выбрать свой индивидуальный образ жизни. Однако, как показывает реальность, в обществе произошла потеря нравственных основ свободы. И как справедливо отмечает Л.П. Буева, «вне проработанных культурных форм, вне внутренних личностных структур ответственности, при отсутствии и ослаблении внешних форм, на которых базируется ответственность, свобода обращается в своеволие и беспредел» (с. 48).

Вместе с тем, по мнению К.А. Абульхано-вой-Славской, возрождение нравственных ценностей должно идти не только путем борьбы с безнравственностью, а прежде всего путем раскрытия содержания нравственного способа жизни. Это позволит человеку уйти от стихийности и более глубоко понять свою жизнь, расширить ее сферы, наполнить смыслом, найти в ней свое место, определить цели, притязания, придать целостность действиям в реализации выбранного направления жизни. Однако следует заметить, что готовность личности принять на себя управление своей жизнью и определить ее направление во многом зависит от ее ценностных ориентаций, которые определяют выбор жизненной позиции в новом социальном пространстве.

В этой связи интерес представляют исследования (Бабочкин П.И., Журавлев А.Л., Журавлева Н.А., Леонтьев Д.А., Шендрик А.И. и др.), связанные с изучением ценностных ориентаций личности в современном российском обществе.

Анализ результатов этих исследований за период с 1987 года по 2003 год приводит к следующим выводам:

- формирование ценностной подструктуры сознания в значительной мере детерминировано социально-экономическими условиями, в которых осуществляется жизнедеятельность личности;

- в условиях общественных преобразований происходит переоценка личностью системы ценностей, появляются новые социальные нормы, идеалы и формы поведения;

- устойчивость ценностных ориентаций зависит от стабильности общественных социально-экономических условий, кризисные же явления в обществе приводят к значительным изменениям структур ценностных ориентаций, особенно у наиболее незащищенных категорий (школьники, студенты, безработные);

- первое место в ряду значимых ценностей занимает здоровье, семья, материальная обеспеченность, верные друзья;

- наблюдается ослабление в ориентации молодежи на духовные ценности, отмечается противоречивость ценностного мира и поведения молодого поколения;

- у молодежи наблюдается относительная устойчивость индивидуальных ценностей, включающих семью, любовь, личный успех, комфорт и т. д.;

- в понимании молодежи значительно возросла роль и значение личности как активного, самостоятельного субъекта.

Особо следует заметить, что анализ результатов исследования убедительно показал, что у молодежи по отношению к ценностям наблюдается существенная дифференциация. Было выявлено пять типологических групп молодежи по ее ценностным ориентациям (5).

В условиях быстро происходящих перемен очень важно научиться правильно оценивать пространство и время жизни. Решение этой непростой задачи тесно связано с проблемой построения стратегии жизни, отсутствие которой в современном мире равносильно безграмотности.

В настоящее время в научной литературе нет единого определения стратегии, но существующие определения (К.А. Абульханова-Славская, С.Ю. Ключников, В.И. Курбатов, С. Кови, Ф. Мак Гро и др.) при всех имеющихся различиях дают возможность достаточно полно раскрыть сущностную характеристику этого понятия. Проведенный анализ показал, что стратегия определяется с разных позиций: с точки зрения взаимодействия личности и общества, активности личности, ее способности к организации времени, социальному мышлению, способности к самостоятельному построению жизни с учетом своей индивидуальности и типологии, способа разрешения

противоречий между внутренними и внешними условиями жизни.

Важно отметить, что построение стратегии жизни не должно сводиться просто к адаптации в общественной среде. Как отмечает Л.П. Буева, «адаптироваться можно к профессиональным сторонам жизни, но нельзя быть адаптированным к катастрофизму, к критическим доминантам бытия. Им нужно противостоять» (с. 51). Именно поэтому человек должен уходить от стихийности и сознательно строить свой жизненный путь. И поскольку жизнь протекает в определенных временных рамках, чтобы человек мог наиболее полно реализовать себя в ее социальном пространстве, ему необходимо научиться соотносить свои внутренние возможности с участием в происходящих событиях в определенные, наиболее оптимальные моменты времени. «Жизнь - это процесс, в котором объективно участвует сам человек» (С.Л. Рубинштейн). При таком подходе жизнь человека всецело зависит от его активности. И чтобы активность развивалась в нужном направлении, необходимо чтобы человек смог узнать себя, свои способности, увидеть свою индивидуальность, изучить свой характер и на этой основе соотнести себя с формами социальной жизни, в которых ему приходится и предстоит действовать.

Это слишком непростая задача, особенно в условиях, когда семья в силу объективных причин, о которых уже упоминалось раньше, не может дать таких знаний, хотя именно она является важнейшим фактором в успешной социализации.

Построение же жизненной стратегии должно основываться на знаниях. На практике чаще всего проблемы возникают из-за недостатка знаний, а еще хуже из-за ложных знаний, ведущих к заблуждению и ошибочному мышлению. Для выбора верной жизненной стратегии нужно знать не только как устроен мир, но и то, как он реагирует на человека.

Такие знания, как показывают многочисленные исследования в области психологии, открывают человеку путь к управлению своими психическими процессами, функциями, способностями. Новые знания человека о себе меняют его отношения, цели, состояния и переживания, что в свою очередь дает ему возможность перейти от самопознания к самосозида-нию (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Безусловно, получение такого рода психологических знаний должна обеспечить современная система образования, которая еще требует дальнейшего совершенствования. Именно в системе образования может решаться задача нравственного просвещения и личностно-ценностного становления подрастающего поколения на основе более полного использования условий данного этапа социального развития.

Однако следует отметить, что существующее многообразие учебных предметов в школах и высших учебных заведениях эту проблему пока не решает. Это совсем не означает, что в учебных планах отсутствуют дисциплины пси-холого-педагогического цикла. Как раз наоборот: в их числе «Психология общения», «Психология делового общения», «Развитие уверенности в себе», всевозможные тренинги совершенства и личностного роста и даже курс государственного стандарта - «Психология и педагогика». Проблема состоит в том, что каждая дисциплина сама по себе не учит жить стратегически. Многолетний личный опыт преподавания в высших учебных заведениях дает основание утверждать, что получаемые знания разрозненны и не выстраиваются в сознании студента в единую линию построения эффективной жизни в настоящем и будущем.

В реальной практике психологические дисциплины рассматриваются скорее как дополнение к учебному плану, а не как связующие и

органично объединяющие весь цикл изучаемых предметов.

Абсолютно ясно, что значимость психологических знаний не в их количестве, а в возможности применения уже в настоящем времени. Сознательное и плодотворное обучение, являющееся одной из сфер жизни человека, требует хорошо продуманной стратегии, включающей достижение поставленных целей, решение возникающих противоречий, определение путей самореализации.

Построение такой стратегии, основанной на последовательной и систематической психологической подготовке, дает возможность соединить получаемые знания с практикой жизни, понять законы формирования эффективной учебной группы и ее роль в становлении будущего специалиста, значение морально-волевых качеств в достижении позитивных результатов; повысить мотивацию к обучению в целом и строить свою жизнь в соответствии со своей индивидуальностью.

Человек, который умеет строить свою жизнь стратегически, несомненно, имеет неоспоримое преимущество по сравнению с теми, кто этого делать не умеет. Осознавая и конструируя свое будущее, человек учится выявлять причинно-следственные связи различных жизненных событий, оперативно принимать решения и, что самое главное, - делать свою жизнь более насыщенной и духовно богатой.

Список использованной литературы:

1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М. Мысль, 1991. - 299 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000. - 351 с.

3. Буева Л.П. Проблемы нравственной культуры и развитие детей России // Государство и дети: реальности России. М., 1995.

4. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к Этике Характера. М.: Вече, Персей, АСТ 1999. - 2-е изд. - 480 с.

5. Молодежь России: Тенденции и перспективы. - М.: Молодая гвардия, 1993. - 224 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.