Научная статья на тему 'Влияние социальных сетей на преподавание иностранного языка'

Влияние социальных сетей на преподавание иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПИСЬМЕННОГО НАВЫКА / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / SOCIAL NETWORKING WEBSITES / TEACHING ENGLISH / DIGITAL LEARNING / COMPUTER TECHNOLOGIES IN TEACHING / WRITING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онорин Дмитрий Евгеньевич

Статья посвящена рассмотрению опыта интеграции социальных сетей и сервисов как средства обучения иностранному языку. В статье также описаны сферы применения социальных сетей в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онорин Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the experience of including social networking websites into the process of foreign language teaching. It also presents the beneficial results of using social networks in the process of teaching.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных сетей на преподавание иностранного языка»

УДК 811.1(07)

Онорин Дмитрий Евгеньевич

аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, + 7 (342) 238-63-72 e-mail: tmetheionorin@gmail.com

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Dmitriy Onorin

Post-graduate Student at the Foreign Language Teaching Chair

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: tmetheionorin@gmail.com

THE INFLUENCE OF IMPLEMENTING SOCIAL NETWORKING WEBSITES INTO FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению опыта интеграции социальных сетей и сервисов как средства обучения иностранному языку. В статье также описаны сферы применения социальных сетей в процессе обучения.

Ключевые слова: социальная сеть; обучение иностранному языку; совершенствование письменного навыка; цифровое образовательное пространство; компьютерные технологии в обучении

Abstract. The article highlights the experience of including social networking websites into the process of foreign language teaching. It also presents the beneficial results of using social networks in the process of teaching.

Key words: social networking websites; teaching English; digital learning; computer technologies in teaching; writing skills.

В современном технически развивающемся мире учителя и преподаватели иностранных языков все чаще сталкиваются с необходимостью удовлетворять потребности учащихся в использовании цифровых средств обучения. Помимо изучения иностранных языков умы современных учащихся заняты множеством процессов, среди которых необходимость использовать

© Онорин Д.Е., 2016

цифровые средства обучения. Современный учащийся - это человек, стремящийся получить знания наиболее удобным и быстрым способом. Подобный способ обретения информации может привести к проблеме ее поверхностного освоения, ведь в большинстве случаев он предполагает краткосрочное запоминание.

В XXI в. компьютерные средства обучения стали неотъемлемой частью учебного процесса. В условиях современного образования у учителей наряду с учащимися появляется необходимость взаимодействия с цифровыми устройствами в процессе обучения.

Биггс утверждает, что поверхностный и глубокий подходы к обучению зависят не столько от типа характера обучающегося, как некоторыми исследователями принято считать, а в большей степени от реакции учащегося на процесс обучения и сопутствующие ему условия обучения [28-38].

Решением проблемы, как считает Биггс, является формирование навыка глубокого обучения, которое можно организовать, создавая благоприятные условия обучения, приводящие к активному участию учащегося в процессе обучения, решению поставленных задач, совместной работе. Интеграция цифровых компьютерных технологий с применением сайтов-социальных сетей и сервисов может помогать учащимся приобретать новые знания и ассоциировать их с изучаемым языком, что способствует дальнейшему применению языка при возникающей необходимости общения. В исследованиях Кётелла были представлены положительные результаты интеграции ресурсов на основе сети Интернет, а также социальных сетей в процессе обучения иностранным языкам. В работах ученых было отмечено, что использование социальных веб-сервисов особенно положительно приветствуется учащимися раннего школьного возраста, так как данные источники предоставляют им возможность получения актуальной информации, что приводит к формированию современных языковых навыков [1-5; 39-41].

Мотивация представляет собой ключевой фактор, который приводит к значительным достижениям учителя в образовательном процессе. Согласно работе Дернеи, мотивация - это причина, по которой люди принимают решение о каком-либо действии, о том, насколько продолжительной будет начатая деятельность, а также о том, насколько усердно они будут выполнять выбранный вид работы [7-12; 25]. Интеграция социальных сетей в процесс обучения мотивирует учащихся прилагать больше усилий, дает учителю повод использовать подобные сервисы для вовлечения учащихся в процесс изучения иностранного языка.

Далее будет рассмотрено влияние социальных сетей и сервисов на формирование письменного навыка у учащихся.

Ряд исследований показал улучшение навыка иноязычной письменной речи при изучении английского языка учащимися, использовавшими социальные сети в процессе обучения.

Уичади изучил влияние интеграции социальной сети Facebook в процесс обучения навыку письменной речи при изучении английского языка.

Проведенный ученым эксперимент показал, что письменные показатели учащихся среднеспециальных образовательных учреждений повысились после введения социальной сети Facebook в образовательный процесс в качестве платформы для рефлексии. Среди навыков, в формировании которых наблюдались улучшения, были орфография, использование грамматических времен, пунктуация, формы слов, артикли и предлоги. Участники эксперимента отметили, что для них использование Facebook в процессе обучения стало интересным опытом при рефлексии, и они хотели бы использовать социальную сеть в дальнейшем при изучении иностранного языка. Они также упомянули, что именно использование Facebook во внеклассное время увеличило необходимость взаимодействия среди соучащихся, и они имели желание использовать данное средство в дальнейшем при выполнении вышеобозначенного действия. По их мнению, самой важной составляющей участия в данном эксперименте являлась возможность прочитать письменные комментарии их сверстников [13-18].

Результаты эксперимента доказывают, что Facebook может служить в качестве помощи учителю в обучении письменному навыку в иностранном языке, как и то, что данный веб-сайт может являться способом привлечения учащихся к изучению иностранного языка.

Ши представил положительные результаты комбинированного использования Facebook и технологии Peer Assessment (взаимооценивания) для оценивания письменного навыка изучающих иностранный язык [37]. Согласно исследованиям Ванга, Лина, Ю и Ву, Facebook служит важным инструментом учащихся для повышения успеваемости, более высокого уровня вовлеченности и увеличению уровня удовлетворенности среди учащихся [38]. В исследовании Кабилана, Алмада и Зайнола участники эксперимента выразили мнение о том, что Facebook становится источником мотивации в изучении английского языка [19-24; 26; 27].

Данные исследования дают основания считать, что современное поколение учащихся, имея более высокий уровень зависимости от технологий, предпочитает иные, по сравнению с предыдущим поколением, средства получения информации. Основной причиной этого стало использование веб-инструментов и социальных веб-сервисов для получения информации и для взаимодействия с другими учащимися. Такое явление, как Веб 2.0 и социальные сети, вошедшие в массовое использование вместе с его появлением, зарекомендовало себя как эффективное образовательное средство.

Как говорилось ранее, использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку привело к плодотворным результатам - это то, что в равной степени мотивирует учащихся и служит причиной их вовлеченности в процесс. Ниже приведены сферы применения социальных сетей в процессе обучения.

A. Развитие критического мышления.

Одной из сложнейших проблем, стоящих перед учителем иностранного языка, является развитие в учащихся достаточной уверенности в своих силах и критической зрелости, с помощью которой они могут применять критическое суждение при столкновении с текстами в средствах массовой информации. Данное определение Мастермана родом из 1985 г. актуально и по сей день. Учащимся предлагается возможность теоретических исследований; они принимают участие в тренировке умений, однако суть обучения заключается в одновременном развитии навыков критического мышления. Использование социальных сервисов приводит учащихся и преподавателей к готовности воспринимать все, что происходит в мире, в режиме реального времени. Это позволяет им выражать свои мнения и мысли. Навыки выражения мыслей требуют осознанного использования языковых средств, что мотивирует и вынуждает учащихся быть сосредоточенными при изучении английского языка, позволяя сохранить его гибкость как языка для конкретных целей.

Б. Взаимодействие в обучении.

Другим аспектом использования социальных сервисов является возможность взаимодействия, которую они предоставляют. Веб-сайты, такие как Twitter и Facebook, предлагают различные инструменты и интерактивные приложения, позволяющие пользователям обмениваться мгновенными сообщениями с невиданной прежде скоростью. Каждый из этих инструментов представляет большой интерес для исследователя, ведь многие из них могут быть использованы учителем на занятии иностранным языком для формирования у учащихся привычки эффективной реализации языковых навыков и речевых умений.

B. Платформа для тренировки изученного материала.

Как отмечено выше, изучающие иностранный язык имеют платформу для тренировки материала, изученного на занятии, при использовании навыков говорения и письма в социальных сетях. Преподаватели могут интегрировать «онлайн»-тесты в социальные сети, например в Facebook, что приводит к взаимной мотивации и обмену результатами обучения между отдельными учащимися.

Г. Быстрое обучение за счет рефлексии.

Одна из важнейших составляющих любого процесса обучения -рефлексия по итогам проведенного занятия. В случае с обучением иностранному языку эта составляющая дает возможность учителям и учащимся узнать, что им предстоит выполнять далее. На сегодняшний день большинство учащихся имеют учетные записи в самых популярных социальных сервисах и используют их на ноутбуках, планшетах и других мобильных устройствах. Связаться с каждым из них представляется простым действием со стороны учителя, который может мгновенно направить указания по выполнению задания учащимся. Такие привычки современного поколения учащихся приводят к инновационному и быстрому процессу обмена впечатлениями от занятия и мотивируют их оставлять отзывы. Преподаватель может провести

рефлексию у учащихся по итогам занятия, на котором учащийся занимался формированием конкретного языкового навыка. Это может служить помощью для учителя, который отследит качество своих занятий и даст ему возможность обеспечить индивидуальную образовательную траекторию учащихся.

Вышеперечисленные элементы направлены на усовершенствование процесса преподавания иностранного языка, на повышение качества обучения в целом, позволяя при этом оптимизировать используемое во время занятия время, направив, тем самым, большее количество времени на преследование конкретных целей. Все это приводит к развитию самостоятельности учащегося и позволяет устранить одну из основных проблем современной образовательной парадигмы, состоящую в необходимости преодоления пространственно-временных ограничений аналогового образовательного пространства. Оптимальное использование социальных сетей может привести и уже привело многих преподавателей иностранного языка к повышению качества обучения.

Автором статьи были сделаны следующие выводы, значимые в контексте целей и задач нашего исследования:

A. Учащиеся должны быть замотивированы выражать свои мысли как на родном языке, так и на изучаемом иностранном языке.

Б. Образовательный процесс с использованием социальных сетей необходимо вводить повсеместно на уровне образовательных программ для дальнейшего развития подобных инициатив.

B. Учащимся должны быть предоставлены возможности принять участие в автономном общении в социальных сетях, а преподаватель должен быть готов и заинтересован предоставить мгновенный ответ на вопрос, возникший у учащегося в ходе рефлексии в социальных сетях.

Г. Мотивировать учащихся задавать вопросы, приглашать их принять участие в обсуждении проведенных занятий, оказание помощи касательно изучения языка - задачи, которые должны выполняться современным преподавателем иностранного языка.

Д. Важная цель использования компьютерных технологий -использование аутентичных материалов. Необходимо создавать оптимальное потребление учащимися оригинальных новостных статей, мультфильмов и сериалов, а также других материалов из первых рук.

Информационные технологии сопровождают нашу повседневную жизнь настолько тесно, что не использовать возможности усовершенствования существующей системы обучения иностранному языку за счет использования социальных сервисов было бы большим упущением. Исследователи и преподаватели должны адаптироваться под требования современных учащихся, что приведет к более эффективному освоению иностранных языков.

Список литературы

1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программы Международного бакалавриата: проектирование системы образования XXI века: учеб. пособие /

172

М-во образования и науки Российской Федерации; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.

2. Безукладников К.Э. Сетевой электронный портфолио учителя // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 5. С. 47-49.

3. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е., Нельзина Е.Н. Требования к организации предоставления услуг по раннему обучению иностранному языку в условиях общеобразовательной школы: науч.-метод. материалы. Пермь, 2007 (Сер. «Начало большого пути»).

4. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.

5. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата: метод. пособие / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т; М-во образования Перм. края. Пермь, 2008.

6. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.

7. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программа курса подготовки и переподготовки специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата / Федерал. агентство по образованию; ПГПУ; М-во образования Перм. края. Пермь, 2008.

8. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологии обучения иностранному языку // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 6. С. 62-66.

9. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Развитие профессиональной компетентности учителя Международного бакалавриата (региональный сетевой проект) // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 62-66.

10. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47

11. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.

12. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.

13. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.

14. Крузе Б.А. Мультимедийная компетентность учителя // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 82-85.

15. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.

16. Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранного языка // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 1. С. 84-87.

17. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.

18. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород, 2009.

19. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Пермь, 2009.

20. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: монография / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.

21. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.

22. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 271.

23. Крузе Б.А., Ожегова Е.В. Формирование лингвоинформационной самостоятельности студентов специальности «Перевод и переводоведение» // Педагогическое образование и наука. 2011. № 6. С. 80-85.

24. Невоструев П. Социальные сети как дополнительный канал коммуникации со студентами // Университетская кн. 2011. № 10. С. 48-51.

25. Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае: регион. сетевой проект / Н.Я. Карпушин, А.К. Колесников, К.Э. Безукладников и др. Пермь, 2009.

26. Чернов И.В. Социальные сети как инструмент обучения и коммуникации студентов // Социология образования. 2010. № 7. С. 71-75.

27. Шелепаева А.Х. Образовательные возможности социальных сетей // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 2. С. 64-70.

28. Bezukladnikov K., Kruze B. An Outline Of An Esp Teacher Training Course // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 103.

29. Bezukladnlkov K., Kruze B., Mosina M. Interactive Approach To Esp Teaching And Learning // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 2. P. 201-206.

30. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.

31. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.

32. Bezukladnlkov K.E., Shamov A.N., Novoselov M.N. Modeling Of Educational Process Aimed At Forming Foreign Language Professional Lexical Competence // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 22. № 7. P. 903-910.

33. Kabilan M., Almad N., Zainol M. Facebook: An online environment for learning of English in Institutions of Higher Education // Internet and Higher Education, 2010. 13(4). P. 179-187.

34. Masterman L. Teaching the Media. London: Routledge, 1985.

35. Oskolkova V.R., Ozegova E.V., Kruze B.A. The Competence-Based Approach In The Russian Federation: The Definition Of The Notion And Structure Of The Professional Competence Of A Future Teacher // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 20-23.

36. Patel T. Analyzing the Impact of Social Networks on English Language Teaching // ELT VIBES: International E-Journal For Research in ELT, 2015- 1(2). P. 70-76.

37. Shih Ru-Chu. Can Web 2.0 technology assist college students in learning English writing?Integrating Facebook and peer assessment with blended learning // Australasian Journal of Educational Technology, 2011. V. 27 (Special issue, 5). P. 829-834.

38. Wang J., Lin C., Yu W., Wu E. Meaningful engagement in Facebook learning environments: Merging social and academic lives // Turkish Online Journal of Distance Education, 2012. 14(1). P. 302-322.

39. Wichadee S. Peer Feedback on Facebook: The Use of Social Networking Websites to Develop Writing Ability of Undergraduate Students // Turkish Online Journal of Distance Education-TOJDE, October 2013. V. 14. № 4. Article 19.

40. Yunus M., Salehi H., Chenzi C. Integrating Social Networking Tools into ESL Writing Classroom: Strengths and Weaknesses // Canadian Center of Science and Education, 2012. V. 5. № 8. P. 63.

41. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11. № 7s. P. 356-359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.