Научная статья на тему 'Влияние социальных факторов на развитие воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП'

Влияние социальных факторов на развитие воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2758
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческий потенциал / детский церебральный паралич / воображение / тест на креативность п. торренса / creative potential / children with cerebral palsy / imagination / torrance test of creative thinking

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сатари Виктория Витальевна

Статья представляет исследование в области специальной психологии. Основное внимание обращено на изучение творческого потенциала детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в возрасте 7-11 лет. Наиболее изученными у детей с ДЦП являются графические функции и особенности интеллектуальной деятельности. Объектом нашего исследования является изучение особенностей воображения у детей с ДЦП. Важной составляющей нашей работы является изучение литературы по обозначенной проблеме и составление диагностического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сатари Виктория Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the research work in the fi eld of special psychology. The investigation is mainly focused on the creative potential of 7-11-year-old children with cerebral palsy. Many psychologists study intellect speech abilities and graphic skills of children with cerebral palsy. It is very important to study imagination because it can fi ll in the gaps in the intellectual process. The object of the study is the specifi c features of imagination of children with cerebral palsy. The main task of the research is to study literature on creative imagination and to develop a diagnostic complex for children with cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных факторов на развитие воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП»

В. В. Сатари

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП

Работа представлена кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор И. Ю. Левченко

Статья представляет исследование в области специальной психологии. Основное внимание обращено на изучение творческого потенциала детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в возрасте 7-11 лет.

Наиболее изученными у детей с ДЦП являются графические функции и особенности интеллектуальной деятельности. Объектом нашего исследования является изучение особенностей воображения у детей с ДЦП. Важной составляющей нашей работы является изучение литературы по обозначенной проблеме и составление диагностического комплекса.

Ключевые слова: творческий потенциал, детский церебральный паралич, воображение, тест на креативность П. Торренса.

V. Satan

INFLUENCE OF SOCIAL FACTORS ON THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

The paper presents the research work in the field of special psychology. The investigation is mainly focused on the creative potential of 7-11-year-old children with cerebral palsy. Many psychologists study intellect speech abilities and graphic skills of children with cerebral palsy. It is very important to study imagination because it can fill in the gaps in the intellectual process. The object of the study is the specific features of imagination of children with cerebral palsy. The main task of the research is to study literature on creative imagination and to develop a diagnostic complex for children with cerebral palsy.

Key words: creative potential, children with cerebral palsy, imagination, Torrance Test of Creative Thinking.

Детский церебральный паралич (ДЦП) во всех странах мира в структуре хронических заболеваний центральной нервной системы занимает одно из первых мест.

Это обстоятельство заставляет в последнее десятилетие ученых склониться к тому, чтобы сосредоточить внимание на помощи детям с ДЦП через обеспечение их всеми возможными условиями, средствами и вспомогательными приспособлениями для их социальной адаптации (К. А. Семенова, 2007).

Успешность вхождения ребенка в социальный мир определяет уровень его социально-психологической адаптации, т. е. такое состояние взаимоотношений личности и социума, при котором первая, с одной стороны, без длительных внешних и внутренних конфлик-

тов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом, с другой стороны, в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от пола, возраста, уровня психосоциального развития (А. А. Налчаджян, 1988). Другими словами, социально-психологическая адаптация - хорошо сбалансированное взаимодействие личности и окружающего мира, при котором реализуются как собственно личностные, так и социальные интересы [2, с. 3]. Именно окружающая действительность создает условия для личностного развития ребенка.

В связи с нарастающими социально-экономическими преобразованиями в современном

обществе возникла необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной системой образования встает важная задача выявления и развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования всего учебного процесса. С каждым годом появляется все больше учреждений, в которых обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Это Центры психолого-медико-социального сопровождения, надомные школы и школы-интернаты. Все это требует поиска новых путей и форм коррекционно-развивающей работы. На необходимость расширения содержания психодиагностической и психокоррекционной работы указывает в своих работах и И. Ю. Левченко (2001, 2006, 2007).

Проблемами изучения познавательных особенностей детей с данной патологией занимались такие ученые как: М. С. Певзнер (1980, 1988), Э. С. Калижнюк (1982, 1987), Е. М. Мастюкова (1972, 1974, 1985, 1995 и др.), М. В. Ипполитова (1974, 1986), И. Ю. Левченко (2000, 2001) и др.

Наиболее изучены особенности: речевого развития, пространственных представлений и графических функций. Проблема воображения у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата до настоящего времени остается не изученной.

Для выявления типичных возрастных особенностей развития воображения младших школьников с двигательными нарушениями нами было организованно экспериментальное исследование. Целью эксперимента стало изучение психологических особенностей воображения у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.

Программа эксперимента включала в себя:

1. Наблюдение за ребенком в классе, на перемене, во время игры и при общении со сверстниками и педагогами.

2. Беседа с педагогами и медицинским персоналом с целью получения сведений о психическом развитии ребенка и его семье, сбор анамнестических сведений.

3. Анализ медицинской и педагогической документации позволил уточнить, а в некоторых случаях и собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка. Документация, которая ведется на ребенка в учреждениях, позволила узнать о всех периодах развития (от рождения до момента изучения), о причинах возникновения основного заболевания, степени тяжести двигательных и сопутствующих нарушениях (особое внимание обращалось на речевое и интеллектуальное развитие).

4. Психологическое обследование детей с помощью анкетирования и применения следующих психологических тестов:

• Исследование воссоздающего воображения (по материалам О. В. Боровика), которое заключается в чтении детям рассказа с последующим рисованием и рассказом ребенка по рисунку.

• Для исследования творческого воображения нами был использован краткий тест творческого мышления (КТТМ) по материалам теста Поля Торренса и тест «Эскизы» (субтест № 6, автор Е. Туник), где оценивание проводится по двум показателям: беглость и гибкость.

• Копирование фигуры Тейлора.

• Оценка творческого потенциала детей с ДЦП при конструировании из плоских геометрических фигур (Авторская методика С. В. Коноваленко).

В ходе проводимой нами научно-экспериментальной работы по изучению воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП была разработана анкета по выявлению эстетического отношения к миру. Анкета заполняется как учащимися, так и их родителями. Это желательно делать для получения более достоверных данных при обработке детских анкет, и изучения отношения взрослых к данной сфере жизни своего ребенка [4, с. 206].

Всего на настоящий момент обследовано 30 учащихся с разными формами ДЦП. Нами были изучены и сравнивались между собой учащиеся, находящиеся в разных социальных условиях, а именно: надомной школы, Центра психолого-медико-социального сопровождения «Раменки» и школы VI вида при ДПНБ № 18 (табл. 1, 2, 3).

Таблица 1

Распределение по типам учреждения

Учреждения Количество детей

Школа № 542 7

ЦПМСС «Раменки» 11

Школа VI вида № 47 12

Таблица 2

Диагнозы детей

Диагноз Количество детей

Спастическая диплегия 20

Правосторонний гемипарез 3

Левосторонний гемипарез 5

Гиперкинетическая форма 2

Таблица 3

Распределение детей по возрастам и классам

Класс Возраст Количество детей

1 класс от 7-9 лет 6

2 класс от 8-9 лет 8

3 класс 9-10 лет 6

4 класс 10-11 лет 10

Л. С. Выготский, обсуждая проблему соотношения обучения и развития на разных возрастных этапах, писал, что у ребенка до трех лет доминирующей является его собственная программа развития, а у школьника - программа учителя [1]. Это положение о способностях ребенка учиться приобретает особое звучание, если в образовательный процесс попадают дети с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что их развитие в гораздо большей степени, чем развитие их нормально развивающихся сверстников, зависит от качества образовательной среды, от содержания и характера сотрудничества, помощи взрослого, который вначале является для проблемного ребенка «его разумом, его волей, его деятельностью». Культурное развитие у ребенка способствует его успешной социализации и адаптации к современным условиям жизни. Многочисленные психологические исследования, проводимые в последнее время (И. Ю. Левченко, 2001, В. В. Ткачева 1988, 2005), говорят об отсутствии у родителей активной позиции в отношении успешности

коррекционных мероприятий и дальнейшей жизни ребенка и важности родительского вклада в процесс реабилитации. А ведь каждому педагогу-практику известно насколько важно, чтобы ребенком занимались не только специалисты, но и сами родители. Семья в современном обществе является главным социальным институтом воспитания и домашнего образования ребенка. Именно поэтому данное положение является приоритетным в области образования.

Проведя свое экспериментальное исследование воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП в разных социальных условиях, мы выяснили, что:

1. Развитие воображения у детей с ДЦП связано с особенностями двигательной сферы. Чем сильнее степень поражения ЦНС, тем больше вероятность увидеть выраженные отличия в рисунках от нормально развивающихся сверстников.

2. Детям с ДЦП свойственно схематичное изображение предметов, почти лишенное детализации (при сравнении с нормой), что, по нашему мнению, связано не только с основным диагнозом, но и с недостаточным эстетическим воспитанием, так как работа в этом направлении способствует расширению кругозора детей, обогащению их эмоциональной сферы [3, с. 112].

3. Существуют особенности, которые могут препятствовать продуктивной социальной адаптации, а именно: социальная деприва-ция, явления госпитализма, педагогическая запущенность, низкая психологическая и педагогическая культура родителей, а также проблемы органического характера. Из-за перечисленных проблем дети с ДЦП склонны к упрощенному изображению объектов, что приводит к однообразию в рисунках (низкая гибкость и оригинальность). Чаще всего дети с ДЦП рисуют что-то из двух-трех тем (то, что им знакомо), в то время как при нормальном развитии разнообразие сюжетов доходит до 7-9.

4. Как показало наше исследование (особенно анкетирование и беседа), очень важным является вклад семьи ребенка с ДЦП в процесс развития воображения. Именно родители мо-

гут обнаружить этот потенциал, наблюдая за играми ребенка дома, так как именно в одинокой игре он строит самостоятельно сюжет, творчески создает те или иные значимые для него события и отношения.

5. Пребывание ребенка в специальном учреждении положительно влияет на него самого и семью и способствует созданию благоприятных социально-педагогических условий для развития. Педагоги и психологи специальных учреждений способствуют преодолению такого неблагоприятного семейного фактора, как педагогическая некомпетентность родителей и пассивная установка на будущее своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

6. Описанный диагностический комплекс помогает не только выявить особенности воображения и влияния социальных факторов, но и позволяет прогнозировать выбор условий обучения для каждого ребенка с ДЦП, что представляет собой практическую значимость при проведении ПМПК для определения форм обучения.

7. К 4 классу дети с ДЦП по результатам тестирования все меньше отстают от нормально развивающихся сверстников. Этот факт говорит о том, что даже в процессе не направленного на развитие воображения обучения (в классе, на занятиях у психолога, де-фектолога, логопеда и дополнительных уроках музыки, рисования, тестопластики и др.) дети приобретают тот опыт, который в дальнейшем обеспечит развитие воображения в ходе нарушенного развития, что будет в дальнейшем способствовать формированию качеств, необходимых для адаптации к социуму.

Таким образом, выявленные в ходе нашего исследования особенности воображения, которые препятствуют продуктивной социальной адаптации, ставят перед педагогами, работающими с детьми с ДЦП, проблему разработки программ развития воображения в условиях специальных учреждений разного вида и активное привлечение к этой работе родителей, что несомненно будет способствовать успешной адаптации и социализации в современном обществе детей с ДЦП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 527 с.

2. Кроткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом. М.: Творческий центр Сфера, 2007. 144 с.

3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.

4. Сатари В. В. Изучение и развитие эстетического отношения к миру как важная составляющая развития процесса воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП: тезисы в сборнике Молодые ученые столичному образованию. М.: МГППУ, 2009. С. 204-206.

REFERENCES

1. Vygotsky L. S. РгоЫешу defektologii. М.: РгоБУеБЬсЬешуе, 1995. 527 б.

2. KrotkovaA. V. Sotsial'noye га7УЙуе i УОБрйашуе doshkol'nikov Б tserebral'nyш рагаНсЬош. М.: ТуогсЬеБЙу tsentr Sfera, 2007. 144 б.

3. Levchenko I. Yu., Prikhod'ko O. G. ТекИш^и obucheniya i vospitaniya detey Б narusheniyaшi oporno-dvigatel'nogo apparata. М.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2001. 192 б.

4. Satari V. V. ^сИешуе i razvitiye esteticheskogo otnosheniya k тот kak vazhnaya sostavlyayushchaya raz-vitiya protsessa voobrazheniya и detey mladshego shkol'nogo vozrasta б DTsP: tezisy v sbornike Molodye исИе^е stolichnoшu obrazovaniyu. М.: MGPPU, 2009. S. 204-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.