Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками
Васягина Наталия Николаевна
Уральский государственный педагогический университет, г.
Екатеринбург
Ключевые слова:
социальные эмоции, эмотивность, характер общения со сверстниками, социализация, личностное развитие дошкольника.
Усиливающийся сегодня интерес к индивидуальности ребенка, развитию его активной, социально-ориентированной позиции, обуславливает необходимость обоснования психологических факторов, задающих соответствующий требованиям времени вектор личностного развития дошкольника. В настоящей работе мы исходим из убежденности в том, что развитие социально-активной и социализированной личности невозможно без учета особенностей эмоциональной сферы, и в первую очередь социальных эмоций. Эмоциональные переживания играют важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, от того как ребенок чувствует себя в коллективе взрослых и сверстников во многом зависит психическое здоровье, что может в дальнейшем отразится на его жизни в целом. С другой - социальные эмоции оказывают значительное влияние на процесс формирования мотивов и ценностных ориентаций личности и, являясь одной из доминант «Я-концепции», регулируют отношение ребенка к внешнему миру, характер его общения со взрослыми и сверстниками, направляя и корректируя этот процесс. Будучи одним из важнейших регуляторов поведения, социальные эмоции направляют процесс социализации и аккультурации детей, помогают их вхождению в мир взрослых. Особенно важное значение имеет иссле-дование роли социальных эмоций в развитии общения у детей дошкольного возраста, так как индивидуальный стиль общения начинает складываться именно в этот период, а трудности и отклонения в развитии мотивации общения, возникающие в раннем и дошкольном возрасте, практически не корректируются в дальнейшем в отличии от нарушений когнитивных и поведенческих компонентов общения. Целью настоящего исследования явилось изучение влияния социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками. Эмпирическое исследование осуществлялась в два этапа. На первом этапе были изучены индивидуальные особенности эмоциональной сферы дошкольников, выявлены связи между уровнем развития социальных эмоций и отдельными параметрами базовых эмоций, изучена связь социальных и базовых эмоций с характером общения (стиль общения, статусная позиция в группе) дошкольников со сверстниками. Второй этап был реализован в виде формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент был направлен на развитие у дошкольников социальных эмоций, путем включения детей в систему заданных взрослыми эмоциональных эталонов. При формировании содержательной стороны эмоциональных эталонов мы использовали игры на основе литературных произведений и составленных нами сказок, в процессе которых дети совместно со взрослыми анализировали внешние особенности и личностные качества героев. Для формирования отношения дошкольников к полученным знаниям, мы включали дошкольников в продуктивную творческую деятельность (рисование, режиссерские игры, модификация методики Л.С.Венгера "Две игрушки"). Подводя итоги проведенного исследования, можно констатировать, в основе социально-ориентированной позиции дошкольника, определяющей характер его общения является формирование у детей социальных эмоций, которые опосредуют отношения с обществом, определяя таким образом процесс вхождения ребёнка в социум, в том числе и группу сверстников. Полученные с работе материалы показали, что в развитии социальных эмоций в дошкольном возрасте можно выделить четыре уровня, причем наиболее распространенным является уровень, характеризующийся наличием у детей определённых знаний о нормах, ценностях, идеалах, оценках, принятых в обществе, но недостаточно сформированным эмоциональным отношением к ним. Таким образом эти знания не являются реально дейтсвующими мотивами их поведения. На развитие социальных эмоций в дошкольном возрасте большое влияние оказывает эмотивность детей. Высокого уровня в развитии социальных эмоций, чаще других, достигают дети, имеющие низкий порог эмоциональной
реакции. Форма и направленность эмоций не оказывают такого прямого влияния, так как при определенных индивиудальных качествах (высокий интеллект, рефлексивность, доброжелательное отношение к окружающим и т.д.) закрытая форма не только не препятсвует. но и способствует развитию социальных эмоций. Статусное место дошкольников в группе сверстников определяется в первую очередь эмотивностью детей. При этом на передний план выдвигаются такие её характеристики как низкий порог, открытая форма и высокий уровень эмпатии. Умение сопереживать, сочувствовать, понимать переживания сверстника, также как умение заразить сверстников своим эмоциональным состоянием, вызвать к себе положительную ответную эмоцию, являются наиболее значимыми для детей дошкольного возраста при их социометрическом выборе. Влияние индивидуальных психологических особенностей на статус определяется позицией ребёнка по отношению к сверстнику, а также его поведением в конфликтной ситуации. Лидирующее положение занимают дети с адекватной, высокой самооценкой, стремлением к доминированию, отсутвием фиксации на препятствиях и умением разрешать возникающие конфликты в социально дозволенных рамках. В дошкольном возрасте намечается тенденция к ориентации при социометрическом выборе, на социально значимые ценности, оценки. Высокое статусное место начинают занимать не только эмоционально привлекательные дети, но и дети, овладевшие социальными эмоциональными эталонами, вследствие чего их поведение отличается нормативностью и направленностью на контакт с окружающими. Характер общения дошкольников со сверстниками зависит в первую очередь от уровня развития у них социальных эмоций. Все дети с высоким уровнем социальных эмоций не только занимают высокое статусное место в группе, но и имеют адекватный стиль общения с ровесниками. При этом на передний план выдвигается содержательная сторона социального эталона, которая лежит в основе развития навыков социального общения, а также активности при взаимодействии с ровесниками и позитивного отношения к ним. Низкий уровень развития социальных эмоций препятствует развитию и нормализации общения, приводит к активному отторжению ребенка сверстниками. Влияние индивидуальных психологических особенностей на характер общения дошкольников со сверстниками заключается прежде всего в том, что они определяют степень активности во взаимоотношениях со сверстниками и умение находить выход из конфликтных ситуаций. При этом наиболее благоприятным оказывается сочетание выской самооценки, стремления к доминированию и адекватности. Меньше других факторов, на характер общения со сверстниками, оказывает влияние эмотивность детей, которая оказывает влияние на статусное место ребёнка в группе детского сада, определяет позитивное отношение к общению с ровесниками, но не лежит в основе развития социальных навыков общения. Предложенная нами методика формирования у дошкольников социальных эмоций путем включения ребёнка в систему заданных взрослыми эмоциональных эталонов, среди которых ведущее место занимают правила и нормы поведения, оценочные категории оказала значительное влияние на повышение уровня развития социальных эмоций у детей. Полученные в формирующем эксперименте данные показали, что специально организованное обучение, направленное на формирование у детей социальных эмоциональных эталонов, оказывает влияние и на их характер общения со сверстниками. Овладев социальными нормами и правилами поведения, дошкольники приобретают навыки социального общения, становятся активными членами своей группы, что превращает процесс их социализации в сознательно мотивируемую деятельность.
Список литературы:
Васягина Н.Н. 1997. Роль эмоций в формировании индивидуального стиля общения дошкольников со сверстниками: Автореф. дис.... канд.. психол. наук. / Москва.
Васягина Н.Н.2011. Обучение дошкольников социальным эмоциональ-ным эталонам // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург. С 18 -24.
1. Васягина Н.Н. 2009. Влияние индивидуальных особенностей на эмоциональную сферу личности // Оптимизация образовательного процесса в дошкольных учреждениях: сб. науч. тр. / ШГПИ - Шадринск. С 112- 119.
2. ВыготскийЛ.С. 1984. Педология // Собр. соч. : в 6 т. / под ред. В. В. Давыдова. Москва. Т. 4. С. 111-187.
3. Кошелева А., В. Перегуда, О. Шаграева. 2003г. Эмоциональ-ное развитие дошкольников. Москва, 176.