Научная статья на тему 'Влияние социальной ответственности бизнеса на развитие трудовых отношений'

Влияние социальной ответственности бизнеса на развитие трудовых отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2884
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нехода Евгения Владимировна

Рассматривается взаимосвязь социальной ответственности бизнеса и системы социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения рассматриваются как сложная система, включающая такие структурные элементы, как субъекты, типы, предмет и механизм развития и реализации. При этом социальная ответственность бизнеса выступает в качестве эффективного инструмента развития социально-трудовых отношений и оказывает позитивное влияние на все структурные элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF BISNESS TO DEVELOPMENT OF SOCIO-LABOUR RELATIONS

In this article we analyses interaction the social responsibility of bisness and socio-labour relations. The socio-labour relations analyses how composite system, which include subjects, types, objects and mechanism of development. The social responsibility of bisness influence to the socio-labour relations and its elements.

Текст научной работы на тему «Влияние социальной ответственности бизнеса на развитие трудовых отношений»

Е.В. Нехода

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рассматривается взаимосвязь социальной ответственности бизнеса и системы социально-трудовых отношений. Социальнотрудовые отношения рассматриваются как сложная система, включающая такие структурные элементы, как субъекты, типы, предмет и механизм развития и реализации. При этом социальная ответственность бизнеса выступает в качестве эффективного инструмента развития социально-трудовых отношений и оказывает позитивное влияние на все структурные элементы.

Труд, профессиональная деятельность представляют важнейшие составляющие жизни, которые раскрывают перед человеком колоссальные возможности получения доходов и реализации собственного потенциала. Труд также является одной из фундаментальных ценностей хозяйственной культуры, через которую проявляются отношения человека и общества к деятельности. Известный российский учёный В. Иноземцев полагает, что тип общественного устройства решающим образом зависит от того, каков, во-первых, характер деятельности людей на том или ином этапе социально-экономического развития общества и, во-вторых, от того, каким образом складываются отношения между людьми в процессе производства материальных благ и услуг, а также их потребления. Таким образом, организационные формы труда и социальнотрудовые отношения во многом определяют тип общественных систем и общественного развития, влияют на общественное сознание, являясь при этом продуктом длительной эволюции.

Можно предложить и следующее определение социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, социальные, психологические, правовые аспекты взаимосвязи отдельных людей и социальных групп в процессе трудовой деятельности. Научная и учебная литература по различным проблемам экономики и социологии труда анализирует социально-трудовые отношения по трём основным направлениям: субъекты, предмет и типы отношений.

Наиболее важными субъектами социально-трудовых отношений являются: наёмные работники, профессиональные союзы (союзы наёмных работников), работодатели, союзы работодателей и государство.

Наёмным работником является человек, который заключил трудовой договор с представителями предприятия, государством или какой-либо общественной организацией. Профессиональные союзы создаются для защиты социально-экономических интересов наёмных работников (возможно, и лиц свободного труда). Направлениями деятельности профсоюзов являются обеспечение занятости, гарантий приемлемых условий труда, оплаты. Объединения профсоюзов могут выступать гарантом соблюдения прав наёмных работников, защищают их интересы в трудовых спорах и конфликтах. Работодатель может выступать собственником или действовать от лица собственника в найме на работу одного или нескольких работников. Союзы работодателей (например, Союз промышленников и предпринимателей в нашей стране) создаются для защиты социально-экономических интересов работодателей, в частности частного капитала. Государство как субъект социально-трудовых отношений может выступать пре-

жде всего как защитник прав граждан и организаций, работодатель, наконец, арбитр или посредник в трудовых спорах и конфликтах.

Социально-трудовые отношения в зависимости от способа их регулирования и методов разрешения возникающих проблем классифицируются по типам. Данная классификация характеризуется тем, каким конкретным образом принимаются решения в социально-трудовых отношениях и разрешаются основные конфликты. Главную роль в формировании типов социально-трудовых отношений играют факторы равенства или неравенства субъектов социально-трудовых отношений, а также их возможности. От того, каким образом и в какой форме комбинируются данные основные факторы, и зависит конкретный тип социально-трудовых отношений и другие определяющие его принципы. Таким образом, базой социально-трудовых отношений могут служить: принципы солидарности и субсидарности; отношения, построенные по принципу «господство - подчинение»; равноправное партнёрство; конфликт; конфликтное сотрудничество; соперничество, дискриминация.

Так, значительная регламентация социально-трудовых отношений со стороны государства характерна для патерналистского типа. Патернализм в СССР осуществлялся во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и трудовой. Это касалось вопросов занятости (было понятие всеобщей занятости), условий и оплаты труда, государственных гарантий в сфере труда. Необходимо отметить, что политика патернализма касалась не только государства, но и администрации предприятий. На микроуровне патернализм характерен для Японии и некоторых других азиатских стран.

Такой тип отношений, как партнёрство характерен для послевоенной Германии и ряда европейских стран. Социальное партнёрство отражает исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из условий политической стабильности и социального прогресса.

Кроме отношений патернализма и партнёрства, выделяют такие типы отношений, как конкуренция, солидарность (общая ответственность и взаимная помощь субъектов социально-трудовых отношений), субсидар-ность (стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и своих действий при решении социально-трудовых проблем), дискриминация (основана на произволе прав субъектов социальнотрудовых отношений).

В качестве предмета социально-трудовых отношений рассматриваются цели, к достижению которых стремится человек на различных этапах своей деятельности. К примеру, на первых этапах (от рождения до

окончания обучения) социально-трудовые отношения связаны в основном с проблемами профессионального обучения. В период активной трудовой активности (до пенсии) основными являются отношения найма и увольнения, карьерного роста, переподготовки, вопросы условий и оплаты труда. В период после трудовой деятельности главной становится проблема пенсионного обеспечения. В связи с этим выделяют социальнотрудовую сферу, которая включает: рынок труда, занятость и безработицу, мотивацию, социальное партнёр-

ство; подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала; социально-культурный комплекс (здравоохранение, образование, наука, культура); социальную защиту населения.

Однако система социально-трудовых отношений -более ёмкое понятие, чем вышеперечисленные элементы. Она должна включать и механизм развития и регулирования социально-трудовых отношений. Таким образом, систему социально-трудовых отношений можно представить в следующем виде (рис. 1).

Направления развития и реализации социально-трудовых отношений

- социальная политика государства;

- социальная политика предприятий;

- социальное партнёрство;

- социальная ответственность бизнеса

Критерии оценки развития социально-трудовых отношений

- уровень и качество жизни (показатели);

- уровень и качество трудовой жизни (показатели)

Рис. 1. Система социально-трудовых отношений

Очень важными, по-нашему мнению, в системе социально-трудовых отношений являются направления реализации и развития трудовых отношений, одним из которых выступает социальная ответственность бизнеса.

Социальная ответственность бизнеса трактуется как обязательства фирмы приносить пользу обществу через

использование прибылей от частного бизнеса, направляемых на решение ключевых социальных проблем.

Большинство авторов, характеризуя понятие социальной ответственности, рассматривают компоненты (направления) социально ответственного поведения бизнеса. К основным таким компонентам относятся [1-5]:

1) ответственность перед обществом, работниками, партнёрами и потребителями; производство высококачественной продукции;

2) открытость и доступность для общества во всех аспектах деятельности, не составляющих коммерческую тайну; соблюдение требований законодательства;

3) приоритетность решения социальных задач как на уровне фирмы, так и на уровне общества в целом;

4) активное использование всех инициатив, направленных на развитие бизнеса и улучшение социального климата.

В конце XX в. необходимость институционализации социальной ответственности диктуется процессами глобализации и влиянием крупнейших компаний на социальное развитие национальных экономик и регионов, в том числе и в планетарном масштабе. Негативные воздействия транснациональных корпораций на развитие территорий и крупных регионов, предотвращение социальных и экономических последствий их деятельности можно только путём согласования действий между обществом и ТНК с помощью формирования социально ответственных моделей поведения последних. В связи с этим наряду с понятием «социальная ответственность» в настоящее время широко используется понятие «корпоративная социальная ответственность» (КСО). В Европе КСО официально сформировалось как устойчивое понятие лишь в начале XXI в. на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 г. Европейская комиссия определяет КСО (CSR - corporate social responsibility) как «концепцию интеграции заботы о социальном и экономическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой» [4. С. 63; 6. С. 42-43].

С. Стрижов даёт следующее определение КСО: «...корпоративная социальная ответственность рассматривается как концепция, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в совершенствовании процессов социального развития общества и защите окружающей среды» [7. С. 23].

Корпоративная социальная ответственность включает следующие направления деятельности бизнеса.

1. Корпоративное развитие, которое предполагает проведение организационных изменений с обязательным привлечением персонала компании и общественных организаций.

2. Экологическая политика компаний, бережное и рациональное использование природных ресурсов.

3. Управление развитием персонала и направление инвестиций в обучение, повышение квалификации, переподготовку.

4. Создание безопасных рабочих мест и забота о здоровье работника.

5. Социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и потребителями продукции.

6. Взаимодействие с местными органами власти, государственными органами, общественными организациями для решения социальных проблем.

7. PR-поддержка вышеперечисленных направлений деятельности.

В рамках принятой Европейской Комиссией новой стратегии корпоративной социальной ответственности разработаны следующие виды отчётов: «Отчёты о кор-

поративной социальной ответственности», «Отчёты об устойчивом развитии», «Отчёты о социальном развитии»1 [7]. Хотя следует отметить, что первый международный стандарт по социальной ответственности был принят в 1997 г. «Социальная ответственность 8000» (8Л8000:1997) в результате консенсуса, достигнутого Европой и США [8, 9].

В России также интерес к данной проблеме и со стороны частного бизнеса, и со стороны государства и общества в целом в последнее время значительно возрос. Этот тезис подтверждают следующие тенденции.

1. В 2003 г. на очередном заседании правления торгово-промышленной палаты её Президент Е. М. Примаков выступил с докладом «Социальная ответственность бизнеса в современной России». В докладе акцент был сделан на том, что выполнение бизнесом своих формальных социальных обязательств заключается в решении проблем труда и трудовых отношений, устранении контрафактной и фальсифицированной продукции, решение проблем экологической направленности. Е. Примаков сделал акцент и на выполнении бизнесом неформальных социальных обязательств перед обществом, в частности борьба с бедностью, адресная поддержка наиболее социально уязвимых слоёв населения, участие в обустройстве территорий [10].

2. В 2004 г. произошло знаменательное событие в жизни российского бизнеса. На XIV съезде РСПП, который прошёл 16 ноября 2004 г., была принята Социальная хартия российского бизнеса и основные принципы деятельности. Также было принято Постановление «О повышении эффективности социального партнёрства, социальной миссии российского бизнеса и развитии качественного потенциала трудовых ресурсов», в котором определена социальная ответственность бизнеса и направления её развития.

Ранее, в 2002 г., РСПП принял Кодекс корпоративной и деловой этики, которые в настоящий момент существуют во многих российских корпорациях (Сбербанк РФ, компания «Вимм-Билль-Данн», компания «Лукойл» и др.).

3. С 2000 г. регулярно проводятся всероссийские конкурсы «Российская организация высокой социальной эффективности». В 2004 г. к традиционным номинациям конкурса (оплата, условия и охрана труда, повышение квалификации кадров и реализация социальных корпоративных программ) были добавлены ещё две: социально-экономическая эффективность коллективного договора и малые предприятия высокой социальной эффективности.

Осознание необходимости распространения идей социально ответственного поведения проявляется и в организации региональными органами власти конференций и семинаров по вышеобозначенной проблеме. Так, например, в июне 2005 г. Управление социальнотрудовых отношений Томской области провело семинар по пропаганде социальной ответственности среди томских работодателей и представителей власти. На семинаре выступила Мартина Крихмайер, специалист МОТ по социальному диалогу (см. более подробно [11]). На семинаре были подведены итоги областного конкурса «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнёрства», которое областное

Управление социально-трудовых отношений проводило четвёртый год подряд.

4. Продолжением вышеперечисленных инициатив является и реализация различных проектов в области социально ответственного бизнеса. Например, с апреля 2006 г. стартовал проект «Социальные инвестиции бизнеса. Сибирский регион». Цель проекта - развитие «на территории Сибири стандартов КСО, оценка вклада бизнеса в социальное развитие территорий, формирование рейтинга в области социальных инвестиций и КСО, а также социального позиционирования компаний, включающих её элементы в свою стратегию» [12]. В 2006 г. ОАО «Иркутскэнерго» признано лучшим предприятием в области социальных инвестиций и корпоративной социальной ответственности и победило в двух номинациях: «Программы развития персонала» и «Программы развития местного сообщества».

5. Многие компании, осознавшие роль социально ответственного поведения, используют СМИ для продвижения данной концепции в обществе и формировании положительного образа бизнеса. В качестве примера

можно привести деятельность Уральской горнометаллургической компании. В статье О. Беляевой «Ответственность беру на себя» анализируется опыт компании в 10 российских регионах и реализация ею различных социальных программ [13]. В частности, генеральный директор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын так характеризует концепцию социальной ответственности: «По мере возможности бизнес должен активнее участвовать во всех проектах, которые касаются социально-экономического развития территорий. В том числе и через финансирование социальных программ». А. Козицын считает, что понятие социальной ответственности гораздо шире, чем своевременная выплата налогов в бюджет и выплата высокой заработной платы сотрудникам.

Таким образом, можно утверждать, что социальная ответственность влияет как на элементы трудовых отношений, так и на улучшение показателей качества и уровня жизни, развивая и дополняя при этом механизмы социальной политики государства и социального партнёрства (таблица).

Влияние социальной ответственности бизнеса на систему социально-трудовых отношений

Составляющие социальнотрудовых отношений Влияние концепции социально ответственного бизнеса: общая характеристика

Субъекты социально-трудовых отношений Развитие социальной ответственности способствует сглаживанию конфликта интересов участников трудового процесса и трудовых отношений; позволяет установить некий баланс интересов в системе социально-трудовых отношений. Более того, социальные инвестиции (финансовые средства, материальные, технологические, управленческие, информационные ресурсы), направляемые бизнесом на реализацию общественно значимых проектов и корпоративных социальных программ, способствуют учёту интересов участников и достижению положительных социально-экономических эффектов как для государства, так и для самого бизнеса и наёмных работников

Типы социально-трудовых отношений Социальная ответственность бизнеса способствует развитию трудовых отношений на основе принципов партнёрства, солидарности и субсидарности, взаимопомощи и взаимопонимания. Именно эти принципы лежат в основе современной концепции социально-трудовых отношений

Предмет социально-трудовых отношений Реализация социально значимых проектов и программ способствует развитию систем (институтов) дополнительного социального страхования работников, расширяет систему профессиональной подготовки как на макроуровне, так и на уровне регионов и отдельных предприятий

Социальная политика Социальные инвестиции бизнеса позволяют на практике реализовать социальные функции фирмы и проводить целенаправленную политику прежде всего в социально-трудовой сфере (реализация программ в области образования, здравоохранения, занятости, борьба с бедностью, создание достойных рабочих мест)

Социальное партнёрство Способствует совершенствованию представительства бизнеса как полноправного участника системы социального партнёрства; повышает ответственность бизнеса за принимаемые решения в социальнотрудовой сфере

Критерии развития социальнотрудовых отношений Эффективнее всего соответствует концепции качества жизни по определению ВОЗ - восприятие человеком своего положения в обществе. Проявляется это, в том числе, в формировании благоприятной среды обитания и создании благоприятных условий для трудовой деятельности человека. Государство получает эффект в виде роста уровня и качества жизни общества в целом

Модель социально ответственного бизнеса консолидирует общество, способствует его сплочённости, выступает новой формой солидарности. Возникнув на базе неолиберальной идеи самоограничения свободы бизнеса и предпринимательства в целях достижения социального мира, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и повышения мотивации труда, социальная ответственность

стала основой социально ориентированной экономики. Она интегрирует в единую систему социальные функции государства, социальные цели и механизмы повышения эффективности деятельности предприятий, территориальную социальную политику местных органов власти, способствует повышению эффективности функционирования экономики и трудовых отношений на всех уровнях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Стандарт АА1000 - стандарт социальной отчётности, предназначенный для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций. Стандарт GRI (Global Reporting Initiative) - стандарт отчётности в области устойчивого развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГонтмахерЕ. Социальная ответственность бизнесмена // Стратегии России. 2004. № 3. С. 59-62.

2. О социальной роли бизнеса // Общество и экономика. 2004. № 11-12. С. 44-62.

3. Курбатова М.В., Левин С.И. Социальная ответственность российского бизнеса // ЭКО. 2005. № 4. С. 59-71.

4. Костин А. Корпоративная социальная ответственность: мировой опыт и концепция для России // Стратегии России. 2004. № 2. С. 63-69.

5. БалацкийЕ. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы // Экономист. 2005. № 1. С. 64-80.

6. ЕС: поддержка принципов корпоративной социальной ответственности // Человек и труд. 2003. № 2. С. 42-45.

7. Стрижов С.А. Формирование и развитие системы корпоративной социальной ответственности в современной экономике России: Автореф.

дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2007. 45 с.

8. Белбелян С.С. Стандарт 8Л8000. Сертификация на соответствие социально-этическим нормам // Сертификация. 1998. № 3. С. 29-30.

9. Рамазанов А. Концепция корпоративной социальной ответственности // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 12. С. 38-46.

10. Режим доступа: www.tpprf.ru

11. БоровкоИ. Работать, чтобы хорошо жить // Аиф-Томск. 2005. № 28.

12. Режим доступа: www.novosibirsk.marketcenter.ru

13. Беляева О. «Ответственность беру на себя» // Томский вестник. 2004. 20 октября. С. 3.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 29 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.